СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ МУЗЫКИ
В начале XXI века теория и практика преподавания музыки в общеобразовательной школе характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания музыкального образования, что в свою очередь, предполагает совершенствование организации системы повышения квалификации учителей музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_trebovaniya_k_uroku_muzyki.doc | 39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ МУЗЫКИ
В начале XXI века теория и практика преподавания музыки в общеобразовательной школе характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания музыкального образования, что в свою очередь, предполагает совершенствование организации системы повышения квалификации учителей музыки.
Важнейшим условием решения данной задачи является увеличение информационной емкости процесса обучения музыки за счет освещения содержания различных программ по музыке, авторских методик, учебно-методических пособий для учителя и учащихся, обобщения и трансляции опыта учителей-музыкантов различных регионов страны, выявления их новаторских идей и индивидуального творческого почерка. Широкая трактовка данного понятия в сфере музыкального образования включает в себя ряд компонентов, таких как содержание музыкального образования, его цели, принципы, методы, формы, отношение между учителем и учебным материалом, учителем и учеником, учебным материалом и учеником. В данном контексте программу по музыкальному образованию можно рассматривать как определенную модель взаимодействия учителя и ученика в процессе познания себя и окружающего мира через музыку.
Анализ программ по музыкальному образованию показывает, что связи и отношения зависят от ряда аспектов, отвечающих, как минимум, на три вопроса: «Зачем?», «Что?», «Как?». При этом характеристика учебной программы, отвечающая на вопрос «Зачем?», является важнейшей, отражая ее целевое назначение. Цель новой программы по музыке - это те конкретные результаты, которые должны достигнуть учащиеся в процессе общения с музыкой. «Что?» в данном случае означает содержание учебного материала и логический порядок его структурирования. Часть программы, отвечающая на вопрос «Как?» отражает собой технологию перевода двух первых аспектов в конкретные действия.
В условиях вариантности методик музыкального образования особую актуальность приобретает выбор учителем музыки конкретных средств, методов и форм музыкального обучения и воспитания. Данный процесс соотносится с определенным уровнем профессионального мышления педагога, его возможностями творческой свободы, выбора, личностного проявления.
Не менее актуальной является проблема сохранения лучших традиций отечественного музыкального образования, определения перспектив их развития и взаимодействия с современной теорией и практикой музыкального образования.
Основная задача музыкального образования - воспитание в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры. Ядром музыкальной культуры рассматривается музыкальная грамотность, понимаемая в широком смысле слова - как способность воспринимать музыку как живое образное искусство, воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, определенный уровень музыкального мышления и восприятия (не только слушать и слышать музыку, но и размышлять о ней). Программа по музыке, разработанная творческим коллективом ученых-педагогов под руководством Д.Б. Кабалевского, явилась практическим воплощением его педагогической концепции воспитания и развития детей искусством, положив начало принципиальным изменениям в теории и практике преподавания музыки.
Основным принципом обновленной программы является изучение музыки как живого искусства, опору на закономерности самой музыки. Реализация этого принципа осуществляется в программе через ее построение на «трех жанрах» - песня, танец, марш - три основные сферы музыки.
К каждой из них применимы такие определения, как «область», «жанр», «форма», «тип». Опора на песню, танец, марш раскрывает широчайшие перспективы для установления многообразных связей музыки со всеми звеньями изучаемой в школе истории человеческого общества.
Музыка и жизнь - сверхзадача школьных занятий музыкой - должна пронизывать все занятия во всех звеньях с первого до последнего класса, а также ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров.
В обновлении содержания к современному уроку музыки приняли участие видные педагоги, музыканты, ученые Ю.Б. Алиев, В.Б. Алеев, Э.Б. Абдуллин, Л.В. Школяр, М.Ф. Головина и другие. В концепции подчеркивается уникальность и значимость предметов, входящих в образовательную область «Искусство». Концепция направлена на решение важнейшей задачи - сохранение единого культурного и образовательного пространства в условиях многообразия национальных культур ее народов.
Концепция предусматривает преподавание музыки с 1 по 10 класс на основе разнообразия подходов и путей воспитания музыкальной культуры учащихся, что проявляется в возможности учителя музыки по своему усмотрению выбирать учебную программу или работать по авторской программе.
В качестве результата занятий музыкой рассматривается: воспитание интереса и любви к классической, народной, духовной, современной музыке, способности оценить ее красоту, музыкально-образное мышление, восприятие музыки, способность размышлять о ней в связях с жизнью, а также с другими искусствами. Важно развитие навыков выразительного, эмоционального хорового пения, развитие навыков голосового интонирования, усиление внимания к постижению музыкального образа, овладение навыками современных способов общения с музыкой на основе компьютерной техники, использования электронных музыкальных инструментов и т.д. В качестве важнейших направлений в развитии музыкального образования рассматривается разработка и издание нового поколения учебников и учебных пособий по музыке, отвечающих мировым стандартам, сотрудничество учреждений образования с радио и телевидением, развитие профориентации молодежи в школах с углубленным изучением художественных и музыкальных дисциплин. Все эти задачи являются составной частью музыкального образования.
Сегодня появилось много современных программ по музыке, которые развивают концепцию музыкального образования общегосударственной программы Дмитрия Борисовича
Кабалевского.
Программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой. Сергеева Г.П. неоднократно выступала с лекциями на курсах в АППО, которые я посещала.
Программа составлена в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами начального общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника. Предмет «Музыка», как и другие предметы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.