Чтение оркестровых партитур
программа "Чтение оркестровых партитур" является обязательной в цикле обучения учащихся оркестровых отделений среднего специального звена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chop_so_odiui_potapova.doc | 158.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Челябинской области
«Озерский государственный колледж искусств»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГКИ ______________ Н.Г.Федотова
«___»___________ 2013г.
Программа учебной дисциплины
Чтение оркестровых партитур
для специальности
073101 Инструментальное исполнительство. Оркестровые духовые и ударные инструменты, Оркестровые струнные инструменты.
Озерск, 2013г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 073101 Инструментальное исполнительство. Оркестровые струнные инструменты. Оркестровые духовые и ударные инструменты.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО ЧО «Озерский государственный колледж искусств»
Разработчик:
Потапова Л.Г., преподаватель
- СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
| 4 | |
| 5 | |
| 9 | |
| 11 | |
5 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 12 | |
6 ПРИЛОЖЕНИЯ | 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Чтение оркестровых партитур
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО Инструментальное исполнительство. Оркестровые струнные инструменты. Оркестровые духовые и ударные инструменты .
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ПМ.01. МДК.01.03
1.3. Цели и задачи дисциплины
Цель:
- закрепить у учащихся знание технических, тембровых и художественно- выразительных возможностей инструментов;
- дать представление о тембрах и красках оркестра инструментуемого произведения, исходя из стиля и содержания;
- научить подбирать состав оркестра или ансамбля для инструментуемого произведения в соответствии с жанром музыки;
- сформировать навык применения основных приёмов и правил инструментовки при создании партитуры.
Задачи:
- - ознакомить учащихся с различными видами и составами оркестров;
- - изучить различные виды партитур оркестра, порядок расположения инструментов и групп в оркестре;
- - ознакомить с выразительными и исполнительскими особенностями различных групп оркестра, их составами и соотношением друг с другом, а также со спецификой звучания всего оркестра в целом;
- - привить навыки анализа оркестровых партитур.
- помочь учащемуся усвоить основные приёмы и правила инструментовки;
- ознакомить с правилами написания партий инструментов, партитур различных ансамблей и оркестров.
- научить слушать и представлять звучание отдельных групп оркестра, одновременное звучание различных групп, а также звучание оркестра в целом;
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- теоретический, аналитический, практический аспекты чтения оркестровых партитур;
- строение партитуры, систему партитурной нотации, ее терминологию;
- типологию фактурного изложения, функциональное назначение ее составных частей;
уметь:
- анализировать партитуру музыкального произведения;
- ориентироваться в оркестровой партитуре: определять состав оркестра, расположение оркестровых групп и партий, определять строй транспонирующих инструментов;
- владеть техникой чтения транспонирующих инструментов, флажолетов струнных инструментов, ключей «до»;
- определять тип оркестрового фактурного изложения, функции фактуры;
- читать внутренним слухом и на фортепиано партитуры оркестровых произведений по оркестровым партиям, группам, функциям фактуры;
- читать внутренним слухом и на фортепиано партитуры оркестровых произведений для коллективов различных составов, в том числе с солистом;
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_54_часов, в том числе:
обязательной аудиторной индивидуальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная индивидуальная учебная нагрузка (всего) | 36 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
Итоговая аттестация в форме контрольного урока |
2.2 Формы контроля усвоения знаний
V семестр | Текущий контроль |
VI семестр | Контрольный урок |
Преподаватель направляет, анализирует и координирует действия учащегося, осуществляет систематический контроль его учебной деятельности. Согласно учебному плану предусмотрена индивидуальная форма обучения, которая дает возможность более точно подбирать приемы обучения, учебный материал, добиваться результатов, учитывая индивидуальные особенности учащегося. С целью определения полноты и прочности знаний, развитости умения применять полученные знания на практике проводится обязательная контрольная работа, содержание которой определяет цикловая комиссия. Примерное содержание обязательной контрольной работы по учебной дисциплине «Чтение оркестровых партитур» включает:
1) ответ на теоретические вопросы;
2) исполнение на фортепиано одной, двух партитур (отрывков) музыкальных произведений, с их полным анализом (возможно, исполнение произведений, которые изучаются на дисциплине «Дирижирование»).
Итоговая отметка по учебной дисциплине «Чтение оркестровых партитур» выставляется на основании результатов текущей аттестации и обязательной контрольной работы.
- 2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Чтение оркестровых партитур
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1 | Содержание учебного материала | 1 | 1 | |
Введение. | ||||
Тема 2 | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
Партитура, как особый вид записи музыкального произведения Исторические сведения о возникновении и развитии нотной записи многоголосных музыкальных произведений. Понятие «партитура». Партитуры для различных составов хоров, ансамблей (одноименных, родственных, смешанных), оркестров. Понятия: «тесситура», «акколада», «оркестровая группа», «партия», «аккомпанемент», «музыкальная фактура», «тембр», «гармоническая вертикаль» и др. Общие закономерности оформления. Взаимосвязь средств музыкальной выразительности, элементов партитуры по горизонтали и вертикали. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||
Тема 3 | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
Особенности нотации оркестровых партитур. Понятие о транспозиции. Основные термины: «интервал транспозиции», «транспонирующие инструменты», использование их в процессе чтения оркестровых партитур. Расположение партий транспонирующих инструментов в оркестровой партитуре по тесситуре звучания. | ||||
Правила нотной записи партий транспонирующих инструментов. Транспонирующие инструменты строя in Es, in B, in A, in F. Способы чтения партий транспонирующих инструментов. Музыкальные инструменты, звучащие октавой выше или ниже записанного текста, их нотация. | ||||
Флажолеты струнных инструментов (натуральные, искусственные), способы их нотации и чтения. Музыкальные ключи: скрипичный, басовый, ключи «до»: альтовый ключ (в партии альта, тромбона), теноровый (в партии виолончели, фагота, контрабаса, тромбона). | ||||
Вокальные ключи «до»: сопрановый, меццо-сопрановый, альтовый, теноровый, баритоновый и их использование в музыкальных произведениях до середины XVIII века. Современная система нотации и ее применение в партитуре. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||
Тема 4 | Содержание учебного материала Фактуры музыкальных произведений для инструментальных составов | 5 | 2 | |
Мелодия как основная функция фактуры. Способы выделения мелодии. Бас как гармоническая основа партитуры. Подголоски и их роль в сопровождении основной мелодии. | ||||
Фигурация — метод обработки музыкального материала. Три основных вида фигурации. Гармоническая педаль, способы ее изложения. Контрапункт, его функции и виды: каноническая имитация темы, противосложение, контрапунктные фигурации. | ||||
Темброво-динамическое изложение партитуры. Оркестровое tutti. Функции оркестровой фактуры при дифференцировании по оркестровым группам, партиям инструментов, как части оркестрового звучания. | ||||
Составные части фактуры музыкального произведения, их взаимосвязь, соотношение, назначение как средства музыкальной выразительности. Полифонический склад фактуры музыкального произведения и его характерные особенности изложения. Монодический и аккордовый тип фактурного изложения партитуры. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 3 | |||
Тема 5 | Содержание учебного материала Чтение партитур для инструментальных составов малых форм. Разновидности инструментальных составов малых форм, их типология. | 4 | 2 | |
Знакомство с партитурами для ансамблей различных составов и типологии. | ||||
Отличительные особенности ансамблевых составов. | ||||
Основные особенности чтения партитур для различных инструментальных составов. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||
Тема 5 | Содержание учебного материала Техника чтения партитур для оркестровых составов. Чтение партитур по оркестровым группам. Роль инструментальных групп в оркестрах, их функции. | 9 | 2 | |
Характеристика оркестровой группы. | ||||
Звуковысотное положение оркестровых голосов партитуры и распределение их между руками при чтении на фортепиано (перекрещивание голосов). | ||||
Чтение партитур по функциям оркестровой фактуры. Роль характеристик оркестровых групп и их функции в фактуре музыкального произведения (мелодическое соло, контрапункт, гармоническая педаль, фигурации). | ||||
Аккомпанирующие группы в партитурах для различных оркестровых составов. | ||||
Мелодическая линия с гармоническим сопровождением, контрапунктом, гармонической педалью. | ||||
Исполнение всей вертикали партитуры. | ||||
Особенности чтения партий транспонирующих инструментов оркестра по группам, в соответствии с тесситурой их звучания, определение их функций | ||||
Сочетание различного строя инструментов, характерное перекрестное расположение голосов. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 4 | |||
Тема 5 | Содержание учебного материала Техника чтения оркестровых партитур с партией солиста. | 2 | 2 | |
Роль оркестра в музыкальных произведениях с партией солиста. Особенности изложения и звучания оркестрового сопровождения во вступлении, в проигрышах, с партией солиста. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||
Тема 5 | Содержание учебного материала Техника чтения партитур для симфонического оркестра. Симфонический оркестр как высшая форма инструментального исполнительства. Знакомство с лучшими образцами произведений симфонической музыки XVII — XXI вв. | 9 | 2 | |
Строение, оформление и обозначения в партитурe. Количественный состав симфонического оркестра, группы оркестра, технические возможности инструментов, их функции в оркестре. | ||||
Составы оркестровых групп симфонического оркестра. Группа деревянных духовых инструментов: парный, тройной, четвертной составы. | ||||
Группа медных духовых инструментов: малый медный, средний медный составы. Группа ударных (звуковысотных) инструментов. | ||||
Группы инструментов оркестра как самостоятельные (хор валторн, tutti медных инструментов и др.). | ||||
Особенности чтения и исполнения на фортепиано партитур по группам и по функциям оркестровой фактуры симфонического оркестра. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 5 | |||
Контрольный урок | 1 | |||
Всего: 54 часа |
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета: учебный класс;
Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, фортепиано;
Технические средства обучения: фортепиано
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
- Берлиоз, Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке М., 1972.
- Пистон, У. Оркестровка. Москва, 1990.
- Чулаки, М. Инструменты симфонического оркестра. СПб., 2005.
- Шпитальный, П. Чтение симфонических партитур, хрестоматия. —Москва, 1970.
Интернет-ресурсы
http://partita.ru Каталог произведений для духового оркестра
http://notes.tarakanov.net Нотный архив Бориса Тараканова.
http://musicalarhive.ru Ноты, нотный архив, библиотека нот
3.3. Методические рекомендации для преподавателей
Предлагаемый учебной программой примерный тематический план может быть использован вариативно относительно порядка следования тем. Количество отведенных часов на изучаемые темы, учебный материал к ним должен подбираться в зависимости от направления специальности, по которой обучается учащийся. Для учащихся, обучающихся по направлению специальности «Инструментальное исполнительство (оркестровые струнно-смычковые инструменты)», следует отдавать предпочтение партитурам музыкальных произведений для струнных оркестров; учащимся, обучающимся по направлению специальности «Инструментальное исполнительство (оркестровые духовые и ударные инструменты)», — партитурам для оркестровых составов духовых инструментов; Обязательным для всех направлений специальности является изучение партитур музыкальных произведений для симфонического оркестра.
Данная учебная программа «Чтение оркестровых партитур» предусматривает изучение содержания учебного материала дисциплины по трем аспектам: теоретическому, аналитическому, практическому. Теоретический аспект основывается на доскональном изучении структуры партитуры, системы нотации, фактуры и ее составных частей. Представляемый теоретический материал излагается преподавателем по темам последовательно, логично, с использованием ярких примеров партитур музыкальных произведений, иллюстрацией на фортепиано.
Аналитический аспект включает всесторонний анализ партитуры как особого вида записи музыкального произведения. На всех этапах освоения учебной дисциплины знакомство с партитурой начинается с подробного ее анализа: сведений о произведении и его композиторе, определения стиля, образного содержания, музыкальной формы, типа фактурного изложения, уровня оркестровой динамики, функций оркестровой фактуры, направления движения голосов, дублирующих голосов и т. д.; изучения состава оркестра, расположение инструментов по тесситуре, акколаде и т. д.; определение ладогармонической основы, метроритмической структуры, темповых, условных обозначений, других музыкальных терминов.
Практический аспект изучения учебной дисциплины включает исполнение на фортепиано партитур музыкальных произведений для различных составов. Его основная цель — закрепление теоретических знаний и формирование навыков чтения партитур.
Важнейшими факторами, способствующими организации учебного процесса и успешному всестороннему развитию учащихся, является планирование учебной работы и выбор репертуара. Основой учебного материала могут служить партитуры произведений русской, зарубежной классики, современных композиторов различные по содержанию, форме, стилю, фактуре.
«Чтение оркестровых партитур» предполагает подробное и всестороннее изучение музыкальных произведений, в результате которого учащийся получает ясное представление о его художественном содержании. Целесообразно включать в учебный репертуар произведения, которые смогут использоваться в дирижерской практике, в дальнейшей практической деятельности учащегося в качестве руководителя творческого коллектива.
Изучение оркестровых партитур на фортепиано может быть сопряжено с определенными трудностями, преодоление которых возможно посредством практических занятий, систематической домашней работы. Прослушивание произведения в аудиозаписи или в оригинальном звучании с одновременным ознакомлением с ним по партитуре способствует целостному ее восприятию, формированию представления о тембровом и динамическом развитии оркестровых партий, функциональном соотношении оркестровых групп, других элементов оркестровой фактуры.
Навык чтения текста партитуры необходимо развивать с изучения отдельных оркестровых партий, партий, написанных в ключах «до» и для транспонирующих инструментов, исполнять партии двух-трех музыкальных инструментов в одновременном звучании. Дальнейшее развитие навыка чтения оркестровых партитур строится на изучении произведений для малых форм инструментальных составов (трио, квартетов и др.), оркестров, оркестров с партией солиста, симфонического оркестра. Количество партитурных строк в изучаемых произведениях следует увеличивать постепенно, по принципу от простого к сложному.
Чтение партитур на фортепиано предполагает использование ряда распространенных приемов фортепианного переложения оркестровых сочинений, позволяющих упрощение фактуры: сокращение удвоений, перенос мелодии, линии баса вверх или вниз, сокращение выдержанной гармонии при наличии гармонических фигураций и др. При чтении следует придерживаться правил неизменности главных элементов фактуры (мелодии, баса), функции гармонии, оркестровых контрапунктов при их тематической значимости. Допускается возможность пропуска, перенесения в другой регистр, изменения ритмического рисунка второстепенных, фоновых голосов. В процессе обучения следует уделить внимание некоторым особенностям распределения нотного текста между левой и правой руками.
Работая с партитурой музыкального произведения, проводя глубокий и всесторонний ее анализ, учащийся приобретает навык зрительного восприятия и слухового восприятия оркестровой партитуры, что возможно на основе развития внутреннего музыкального слуха, памяти.
Данная учебная программа дает возможность преподавателю творчески конструировать содержание каждого урока, распределять материал в зависимости от уровня способностей учащихся, руководствуясь личным педагогическим опытом. При планировании важно учитывать взаимодополняющую и взаимопроникающую роль тем программы, сквозной характер подачи материала, приобретаемых знаний, умений и навыков.
3.4 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Основной задачей дисциплины «Чтение оркестровых партитур» является формирование у студента навыков, способствующих его дальнейшей профессиональной работе: функциональное оркестровое мышление, развитое гармоническое мышление, горизонтально-полифоническое мышление, хорошо развитое чувство формы.
Чтобы самостоятельно изучать предмет, нужно знать основные приёмы, которые сформулированы в тематическом содержании предмета. Освоение темы будет более эффективным, если теоретические знания будут сочетаться с анализом специально подобранных к данной теме примеров. Поэтому анализ примеров не только на уроке, но и дома, позволит глубже освоить разнообразные приемы письма, встречаемые в мировой литературе.
Данный предмет является дополняющим специальный цикл теоретических дисциплин. При его изучении должны быть обеспечены межпредметные связи с такими дисциплинами, как гармония, анализ музыкальных произведений, инструментоведение, инструментовка, дирижирование. Знание этих предметов сыграет свою положительную роль в практическом освоении.
К самостоятельной работе относится анализ произведения: формы, типа фактуры, диапазона и строя инструментов, определение тесситуры, гармонический анализ.
Практическая часть ограничивается 36 часами индивидуальных занятий. Это затрудняет освоение всего симфонического оркестра в полном объёме. Для более результативного усвоения материала рекомендуется выбирать небольшие произведения или фрагменты произведений для отдельных групп оркестра на усмотрение преподавателя. Например, струнный квартет или квинтет, квартет или октет деревянных духовых, различные ансамбли медных духовых инструментов.
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать:
уметь:
| - текущий контроль; - контрольный урок |
5. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
- Вольф, О. Хрестоматия по чтению. Ленинград, 1976.
Дополнительная литература
- Фортунатов, Ю., Барсова, И. Практическое руководство по чтению симфонических партитур. Москва, 1966.
6. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Примерный план анализа партитур.
I. Общая характеристика партитуры – жанр произведения (симфония, симфоническая поэма, сольный концерт и т.п.), количество частей.
Состав оркестра (камерный, большой – двойной, тройной; духовой – большой, малый и т.п.) и общее количество инструментов. Количество инструментов по группам. Изменение состава оркестра (если таковое имеется) в разных частях произведения.
Использование групп оркестра в оркестровой ткани (по частям и на протяжении всего произведения). Выделить солирующие группы, аккомпанирующие (бас и середина оркестровой ткани).
Применение отдельных инструментов на протяжении всего произведения и отдельных частей. Выделить солирующие, дублирующие, аккомпанирующие инструменты и группы.
II. Более подробно разобрать отдельный, наиболее яркий фрагмент партитуры, например кульминацию всего произведения. Охарактеризовать фактуру выделенного фрагмента, группы, количество участвующих во фрагменте инструментов. Роль групп и инструментов в этом фрагменте – солирующие, дублирующие, аккомпанирующие инструменты.
В полифонической фактуре выделить солирующие и имитирующие голоса, исполняемые различными инструментами.
В аккордовой фактуре фрагмента рассмотреть распределение звуков аккордов по группам и инструментам, удвоения звуков различными или одинаковыми по тембру и силе звука инструментов.
В произведениях с инструментами соло (концерты, концертино и т.п.) рассмотреть наиболее интересный фрагмент взаимодействия солирующего инструмента с другими инструментами, группами и всего оркестра.
Охарактеризовать динамику выделенного фрагмента и её влияние на фактуру партитуры (прозрачная, насыщенная и т.п.) с точки зрения использованных инструментов и их количества, например – минимум на p, pp и максимум на f, ff (tutti).
Количество и роль ударных инструментов в выделенном фрагменте – ритмический аккомпанемент или ритмическая основа всего фрагмента, имитация одного или нескольких инструментов, солирующая роль одного или нескольких инструментов. Ритмические акценты инструментов и группы, играющие важную эмоционально-эстетическую роль во фрагменте.
В программных произведениях, особенно с ярким, иллюстративным названием, привязать роль фактуры, ритма, количество и метод использования инструментов с заявленным сюжетом. Как и какими инструментами переданы характеристики героев, персонажей, картин природы и.т.п.
III. Окончательные выводы из проделанного анализа партитуры: образная сфера произведения, проявление стиля композитора в данном произведении и стилистического направления произведения в целом (пуантилизм, додекафония и т.п.), в том числе в соответствии с эпохой присущей данному стилю и направлению (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм и т.п.).
Приложение № 2
Список нотной литературы, включающий партитуры музыкальных произведений для коллективов струнных смычковых инструментов
- Камерно-инструментальные ансамбли французских композиторов : Партитуры. М. Музыка, 1986.
- Козловский, И. Произведения для камерных ансамблей / И. Козловский. — Минск, 1998.
- Легкие переложения для струнного квартета : Партитуры. — М. : Музыка ; Ленинградское отделение, 1972.
- Огинский, М. К. Произведения для камерных ансамблей / М. К. Огинский. — Минск, 1998.
- Пригожин, Л. Музыка для струнных и флейты : Партитуры / Л. Пригожин. — Л. :Музыка, 1969.
- Пьеса для струнного квартета : Партитуры. — Минск : Белорусский институт проблем культуры, 1992.
- Пьесы для струнного оркестра / сост. Д. Лепилов. — М. : Музыка, 1979.
- Серия «Музыка XVIII века» : Партитуры для камерного оркестра. — М. : Музыка ; Ленинградское отделение, 1978.
- Серия «Популярные произведения для камерного оркестра». — Л. : Музыка, 1984.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Список нотной литературы, включающий партитуры музыкальных произведений для коллективов духовых инструментов
- В городском саду : популярные мелодии прошлых лет для оркестра духовых инструментов. — М. : Музыка, 1984.
- Веселые ритмы : партитуры для духового оркестра. — М. : Музыка, 1977.
- Вечерние мелодии : альбом танцевальных пьес для духового оркестра. — М. : Музыка, 1975.
- Всегда в строю : марши для духового оркестра. — М. : Советский композитор, 1990.
- Здравствуй, праздник! : партитуры для духового оркестра. — М. : Советский композитор, 1978.
- Золотая нива: партитуры для духового оркестра. — от Вып. 1 (М. : Советский композитор, 1979) — до Вып. 7 (М. : Советский композитор, 1987)].
- Играет духовой оркестр : репертуарно-методический сборник для самодеятельных духовых оркестров малых составов / сост. В. Манкевич. — Минск : Респ. Дом народного творчества, 1971.
- Альбом концертных пьес для оркестра духовых инструментов. — М. : Музыка, 1980.
- Альбом начинающего духового оркестра. — М. : Советский композитор, 1983.
- Библиотека самодеятельных оркестров. — М. : Музыка, 1980.
- Джазовые концертные композиции для биг-бенда. — М. : Советский композитор, 1986.
- Дунаевский, И. Избранные произведения : партитуры для духового оркестра / И. Дунаевский. — М : Музыка, 1974.