Музыкально – теоретическая викторина «Умницы и умники»

Для того чтобы повысить интерес к музыкально-теоретическим в музыкальной школе неоходимо проводить музыкально-познавательные викторины, игры и другие мероприятия. Данная игра предназначена для учащихся музыкальных школ и закрепляет знания по музыкальной литературе и сольфеджио. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Районная школа искусств»

Музыкально – теоретическая викторина

«Умницы и умники»

подготовила

преподаватель фортепиано

Слободскова Ольга Александровна

пгт. Октябрьское

2016 г.

Цели и задачи:

  • Повышение интереса к музыкально – теоретическим предметам;
  • Активизация музыкального мышления;
  • Усиление межпредметных связей в курсе теоретических дисциплин.

Здравствуйте друзья!

Мы рады приветствовать вас на нашей музыкально-теоретической викторине

«Умницы и умники»!

Послушайте, пожалуйста,  условия викторины

I - тур

  1.          В секторах А и В сидят теоретики, которые учавствуют в первомм туре викторины, где им предстоит отвечать на вопросы Заумника.

        Заумник, ведущая викторины «Умницы и умники»  - преподаватеот музыкальной литературы и слушания музыки О.А.

  1. Услышав вопрос, старайтесь как можно быстрее поднять руку, и только по разрешению судейской коллегии, давайте ответ. За каждый правильный ответ теоретики получают орден.

        Орден присуждает судейская коллегия викторины «Умницы и умники»  в составе преподавателя сольфеджио Галины Александровны К., а также поистине настоящих умниц, выпускниц, окончивших школу с отличием Ольги К.. и Ольги Ш.

  1. Во второй тур выходят три теоретика, набравших большее колличество орденов, при одиноковом колличестве орденов участие определяется жеребьёвкой.

Итак, теоретики, вперед!!

I - тур

  1. Сколько тонов в тритоне? (Три тона).
  2. Как называют музыканта, играющего  на трубе? (Трубач).
  3. Как называется интервалы, образованные в пределах октавы? (Простые).
  4. Как называют музыканта, играющего  на тубе? (Тубист).
  5. Как называется IV ступень лада? (Субдоминанта).
  6. Сколько струн у виолончели? (4 струны).
  7. Как называются II и VII ступени лада? (Вводные).
  8. На какой ступени в натуральном мажоре не строится чистая кварта? (На IV ступени).
  9. Каким одним словом называли современники всех участников «Могучей кучки»? («Кучкисты»).
  10. Секунда – это диссонирующий или консонирующий интервал? (Диссонирующий).
  11.  Какой композитор-классик  написал более 100 симфоний? ( И. Гайдн)
  12. Сколько человек входит в состав квинтеета? (Пять).
  13. Как называют музыкантов, играющих в оркестре? (Оркестранты).
  14. Как называет натуральный лад, с пониженной II ступенью? (Фригийский).
  15. Ка называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (Солист)
  16. В каких видах мажора и минора образуются характерные интервалы? (В гармонических).
  17. Именем, какого древнерусского певца назван один из музыкальных инструментов? (Баян).
  18. Как называется звукоряд, состоящий из пяти ступеней? (Пентатоника).
  19.  Как называется многочастное траурное хоровое произведение с участием солистов, хора и симфонического оркестра? (Реквием).
  20. Назовите энгармонически равный звук ноте «ре#»? (Ми).
  21. В какой руке деожат смычок, когда играют на скрипке? (В правой руке).
  22.  Назовите латинское слово, в переводе на русский язык означающее изменение или изменять? (Альтерация).
  23.  Как называется пение без инструментального сопровождения? (А*cappella).
  24. Сколько тонов имеет большая секста? (4,5 тона).
  25. Какой музыкальный тнструмент озучивал кошку в музыкальной сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»? (Кларнет).
  26. Как назывется прибор, помогающий установить правильный темп музыкального произведения? (Метроном).
  27. Назовите второе обращение трезвучия? (Квартсекстаккорд).
  28. Назовите ансамбль из двух исполнителей? (Дуэт).
  29. Как называется звуковой объём какого-либо музыкального инструмента или голоса? (Диапозон).
  30. Как называется гамма, строящаяся по полутонам? (Хроматическая гамма).
  31. Сколько пьес в сборникемП.И.Чайковского «Детский альбом»? (24 пьесы).
  32. Какое обращение D7 разрешается в развернутое тоническое трезвучие? (Второе – терцквартаккорд).
  33. Музыкант, руководитель художественного коллектива, хора  или оркестра? (Дирижёр).
  34. Знак альтерации, повышающий ноту на целый тон? (Дубль#).
  35.  Назовите всемирно известное произведение польского композитора Михаила Огиньского? (Полонез –  ля минор «Прощание с Родиной
    ).
  36.  Чем отличается музыкальная тарелка от столовой? (На музыкальной – стучат, из столовой  - едят).
  37. Сколько ключевых знаков имеет тональность Ми мажор? (Четыре - фа#, до#, соль #, ре#).
  38. Сколько всего белых и черных клавиш у фортепиано? (88).
  39. К каким размерам относятся 4/4 и 6/8? (Сложные размеры).
  40. Как называется пьеса в четкои ритме для сопровождения военных парадов? (Марш).

Судейская коллегия подводит итого I – тура.

II – тур.

  1. Участников второго тура, для того чтобы выбрать одну из дорожек ведущую к финалу, ждут испытания:

1 - е  – конкурс русского языка (нужно исправить ошибки в словах, имеющих отношение к музыке):

Аккордеон (акордеон); аккомпанемент (аккомпанимент); виолончель (виоланчель); дирижёр (дерижер); сольфеджио (сальфеджио); композитор (компазитор).

2 - е  – конкурс красноречия: «Музыка в моей жизни» (нужно уложиться в одну минуту).

  1. Жюри по итогам двуз испытаний определяет места. Право выбрать дорожку соответственно получают поочередно участники, занявшие 1, 2, 3 места.

На красной дорожке – ошибаться нельзя, но это самый быстрый путь  к финалу (приошибке можно восплользоваться блицем – три вопроса с карточкек); на желтой дорожке можно один раз ответить неправильно и перейти в следующий этап со штрафным очком; на зеленой дорожке ошибаться можно дважды и с двумя штрафными очками идти к финалу.

  1. Участники, допустившие большее количество ошибок становятся теоретиками.
  2. Если финалист отвечает неправильно, теоретики имеют возможность дать правильный ответ и заработать орден.
  3. Вышедший в финал участник получает сертификат от генерального спонсора программы МБУ ДО «Районная школа искусств».

Итак, в добрый путь!

I – этап

  1. Музыкальные инструменты:

Вам надо назвать два инструмента. Оба инструмента называются одним словом «фортепиано». Как называется каждый из них? – Пианино и рояль.

  1.  Композиторы:

Какой композитор, будучи совершенно глухим, сочинил гениальное произведение? – Людвиг ван Бетховен «Девята симфония».

  1. Музыальные произведения:

Именем, какой певчей птички названо одно из произведений А.А. Алябьева? И к какому жанру оно относится? – «Соловей», песенному жанру.

II – этап

  1. «Этот мундир ей к лицу»:

Назовите циклическую музыкальную форму, состоящую и четырех танцев и их название? – Сюита: аллеманда, куранта, сарабанда, жига. 

  1. «Ох уж эта семейка!»:

Скрипка, альт, виолончель, контрабас. Назовите что это за инструменты, и к какому семейству они относятся? – Струнно-смычковые инструменты скрипичного семейства.

  1. «Давай, зажигай!»:

Этот бальный танец поистине королевский, хотя и имеет крестьянские корни. Назовите этот танет и его крестьянского предка? – Вальс, лендлер.

III – этап

  1. «Что в имене тебе моем?»

Что объдиняет все эти произведения?

  • Балет Глазунова по сценарию Мариуса Петипа;
  • Оратория И. Гайдна для солистов, хора и оркестра;
  • Скримпичные концерты А.Вивальди;
  • 12 «характерных картин» П.И. Чайковского  для фортепиано.  – Название «Времена года»

  1. «Не коронован, но король!»

Кого называют «королем вальса»? Назовите самые популярные вальсы композитора. – Иоганн Штраус-сын. «На прекрасном голубом дунае, «Сказки Венского леса».

Вопросы блиц - турнира.

  1. Чему равна сумма ключевых знаков (диезов и бемолей) в энгармонически равных тональностях? (12).
  2. Сколько пьес входит в сборник П.И. Чайковского «Времена года»? (12).
  3. Сколько тонов имеет составной интервал квинтдецима? (12).
  4. Сколько полутонов в интервале октава? (12).
  5. Сколько пьес в нотном сборнике, название которого «Дюжина обработок и вариаций»? (12)

Список использованной литературы:

  1. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л.. «Музыка», 1986
  2. Вахромеева Т. справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. – М., «Москва», 1999
  3. Ивановский Ю. Занимательная музыка. – Ростов-на – Дону, «Феникс», 2002
  4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., «Советский композитор». 1984
  5. Музыальный словарь Гроува. – М., «Прктика»- 2001
  6. Осовицкая З., Казаринова А.. Музыкальная литература. – М., «Музыка», - 2000