Теоретический материал по сольфеджио_Таблицы-памятки. 5-7 класс
Теоретический материал по сольфеджио_Таблицы-памятки по каждой теме курса ДМШ.
Старшие классы (с 5 по 7).
Можно скачать также по ссылке: https://yadi.sk/d/d71jp84TsMGAx
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
5 класс
Квинтовый круг тональностей
В тональностях количество ключевых знаков увеличивается согласно определенному порядку:
При движении вверх от ноты «до» по чистым квинтам образуются мажорные тональности с постепенным увеличением количества диезов:
до (0) – соль (1) – ре (2) – ля (3) – ми (4) – си (5) – фа# (6) - до# (7).
Такие же знаки – в параллельных минорах данным мажорным тональностям.
При движении вниз от ноты «до» по чистым квинтам образуются мажорные тональности с постепенным увеличением количества бемолей:
до (0) – фа (1) – сиb (2) – миb (3) – ляb (4) – реb (5) – сольb (6) - доb (7)
Такие же знаки – в параллельных минорах данным мажорным тональностям.
Порядок следования параллельных тональностей по квинтам по пути увеличения в них знаков
можно отобразить в виде квинтового круга.
Предварительный просмотр:
5 класс
ХАРАКТЕРНЫЕ В ТОНАЛЬНОСТИ
Характерные интервалы – это интервалы, которые характерны только для гармонического вида ладов (в мажоре их появление связано с понижением VI ступени, а в миноре - с повышением VII ступени).
Их две пары (в каждой паре интервалы являются обращением друг друга, как и их разрешения):
уменьшенная септима (ум7) и увеличенная секунда (ув2);
уменьшенная кварта (ум4) и увеличенная квинта (ув5)
Характерные – неустойчивые интервалы. Они разрешаются в устойчивые по тяготению (аналогично тритонам):
Уменьшенные интервалы при разрешении сужаются (ум7 разрешается в ч5; ум4 – в м3),
Увеличенные – расширяются (ув2 разрешается в ч4, ув5 – в б6).
В тональности характерные строятся в гармоническом мажоре и миноре. Они состоят из неустойчивых ступеней, которые разрешаются в устойчивые по тяготению.
ум7 и в мажоре, и в миноре строится на (♯)VII ступени и разрешается внутрь (сужается) – в ч5 на I ступени.
ув2 является обращением ум7 – строится на (b)VI ступени и разрешается наружу (расширяется) – в ч4 на V ступени.
ум4 в гармоническом мажоре строится на III ступени и разрешается в м3 на III ступени.
ув5 является обращением ум4 – строится на bVI ступени и разрешается в б6 на V ступени.
ум4 в гармоническом миноре строится на ♯VII ступени и разрешается в м3 на I ступени.
ув5 является обращением ум4 – строится на III ступени и разрешается в б6 на III ступени.
Схема построения характерных в тональности
ум7 → | ч5 | ув2 → | ч4 | ум4 → | м3 | ув5т → | б6 | |
Мажор гарм. | VII – bVI | I – V | bVI – VII | V – I | III – bVI | III – V | bVI – III | V – III |
Минор гарм. | ♯VII – VI | I – V | VI – ♯VII | V – I | ♯VII – III | I – III | III – ♯VII | III – I |
До мажор г.
ум7 ч5 ув2 ч4 ум4 м3 ув5 б6
VII I bVI V III III bVI V
ля минор г.
ум7 ч5 ув2 ч4 ум4 м3 ув5 б6
#VII I VI V #VII I III III
Предварительный просмотр:
5 класс
ТРИТОНЫ ОТ ЗВУКА
Тритоны – это интервалы, содержащие 3 тона:
увеличенная кварта (ув4) и уменьшенная квинта (ум5).
Тритоны – неустойчивые интервалы. Они разрешаются в устойчивые по тяготению:
Уменьшенные интервалы при разрешении сужаются (ум 5 разрешается в м3 или б3),
Увеличенные – расширяются (ув4 разрешается в м6 или б6).
Тритоны можно построить как в тональности, так и от заданного звука.
Чтобы построить и разрешить тритон от звука, нужно:
- Построить нужный тритон (ум5 или ув4), проверить интервальный состав, если надо – проставить знаки.
- Разрешить тритон по полутонам
(нижний звук ум5 принять за VII ступень мажора и разрешить тритон внутрь в б3,
верхний звук ув4 принять за VII ступень мажора и разрешить тритон наружу в м6).
Подписать тональности, которым соответствует это разрешение (натуральный мажор +параллельный ему натуральный минор):
- для ум5 нижний звук разрешения = I ступени мажора + параллельный ему минор,
- для ув4 верхний звук разрешения = I ступени мажора + параллельный ему минор:
- В двух следующих тактах построить и разрешить тритон в гармонические тональности, одноимённые первым – при этом один звук тритона идет на полутон, второй – на тон, и наоборот.
(например, был Es-Dur – будет es-moll, был c-moll – будет C-Dur).
[Если в тритоне VII ступень – чистая нота, то указать знак бекар, т.к. для минора это повышенная VII ступень.
Если в тритоне VI ступень – чистая нота, то указать знак бекар, т.к. для мажора это пониженная VI ступень]
Тритон 5ум от «ре»:
ум5 Es,c es C
VII,II I, III #VII I II III
Тритон 4ув от «ре»:
ув4 A,fis a Fis
IV,VI III,V IV III VI V
Внимание: если тональности не существует, она должна быть энгармонически заменена на существующую. Например, несуществующий des-moll надо заменить на cis-moll:
Тритон 5ум от «до»:
ум5 Des,b des = cis B
VII,II I, III #VII I = #VII I II III
Предварительный просмотр:
5 класс
Уменьшенное трезвучие в тональности
Уменьшенное трезвучие (Ум35) образуется в натуральном и гармоническом видах мажора и минора.
В натуральном мажоре и гармоническом миноре Ум35 строится на (#)VII ступени,
в гармоническом мажоре и натуральном миноре – на II ступени.
Ум35 состоит из неустойчивых ступеней, которые разрешаются в устойчивые по тяготению
(при этом II ступень в нижнем звуке разрешается в III).
Таким образом, Ум35 разрешается в терцию с удвоенной I или III ступенью.
Схема построения Ум35 с разрешением в тональности
Натуральный (Н.) | Гармонический (Г.) | |||
Ум35→ | б3 | Ум35→ | м3 | |
МАЖОР | VII – II – IV | I – I – III | II – IV – bVI | III – III – V |
МИНОР | II – IV –VI | III – III – V | #VII – II – IV | I –I – III |
До мажор
Н. Ум35 б3 Г. Ум35 м3
VII I II III
ля минор
Н. Ум35 б3 Г. Ум35 м3
II III #VII I
Увеличенное трезвучие в тональности
Увеличенное трезвучие (Ув35) образуется в гармоническом виде мажора и минора.
В гармоническом мажоре Ув35 строится на bVI ступени,
В гармоническом миноре – на III ступени.
Ув35 состоит из двух устойчивых ступеней и одной неустойчивой, которая разрешается в устойчивую по тяготению. Таким образом, Ув35 в мажоре разрешается T46; в миноре – в t6.
Схема построения Ув35 с разрешением в тональности
МАЖОР Г. | МИНОР Г. | ||
Ув35→ | T46 | Ув35→ | t6 |
bVI – I – III | V – I – III | III – V – #VII | III – V – I |
До мажор (Г.)
Ув35 T46
bVI V
до минор (Г.)
Ув35 t6
III III
III III
Предварительный просмотр:
6 класс
ДОМИНАНТСЕПТАККОРД С ОБРАЩЕНИЯМИ ОТ ЗВУКА
Доминантовый септаккорд (D7) – это септаккорд, который строится на V ступени лада.
Интервальный состав D7 : б3+м3+м3.
D7 имеет 3 обращения: 1) D56, 2) D34 , 3) D2.
Интервальный состав D56 : м3+м3+б2.
Интервальный состав D34 : м3+б2+б3.
Интервальный состав D2 : б2+б3+м3.
Чтобы построить и разрешить D7 с обращениями от заданного звука, нужно:
- Построить D7 (или D56, D34 , D2), проверить интервальный состав, если надо – проставить знаки.
2а. Нижний звук D7 принять за V ступень мажора и одноимённого ему гармонического минора, разрешить на ч4↑ в неполное Т3 с утроенным основным тоном и без квинты.
Для одноименного минора в разрешении в скобках указать понижение III ступени.
[Если в D7 VII ступень – чистая нота, то в скобках указать знак бекар, т.к. это повышенная VII ступень]
Подписать тональности, которым соответствует это разрешение:
нижний звук разрешения = I ступени мажора + одноимённый ему минор.
б2. Нижний звук D56 принять за (#)VII ступень мажора и одноимённого ему гармонического минора, разрешить на м2↑ в Т35 с удвоенным основным тоном.
Для одноименного минора в разрешении в скобках указать понижение III ступени.
[Если в D56 VII ступень – чистая нота, то в скобках указать знак бекар, т.к. это повышенная VII ступень]
Подписать тональности, которым соответствует это разрешение:
нижний звук разрешения = I ступени мажора + одноимённый ему минор.
2в. Нижний звук D34 принять за II ступень мажора и одноимённого ему гармонического минора, разрешить на б2↓ в развёрнутое Т35.
Для одноименного минора в разрешении в скобках указать понижение III ступени.
[Если в D34 VII ступень – чистая нота, то в скобках указать знак бекар, т.к. это повышенная VII ступень]
Подписать тональности, которым соответствует это разрешение:
нижний звук разрешения = I ступени мажора + одноимённый ему минор.
2в. Нижний звук D2 принять за IV ступень мажора и одноимённого ему гармонического минора, разрешить на м2↓ в Т6 с удвоенным основным тоном (верхним звуком!).
Для одноименного минора в D2 в разрешении в скобках указать понижение III ступени.
[Если в D2 VII ступень – чистая нота, то в скобках указать знак бекар, т.к. это повышенная VII ступень]
Подписать тональности, которым соответствует это разрешение:
верхний звук разрешения = I ступени мажора + одноимённый ему минор.
D7 c обращениями от ноты «С»:
D7 F,f D56 Des,des des = cis D34 B,b D2 G,g
V I (#)VII I (#)VII I II I IV III
Предварительный просмотр:
6 класс
ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ В ТОНАЛЬНОСТИ
Вводный септаккорд (VII7) – это септаккорд, который строится на VII ступени лада и включает все неустойчивые ступени.
Встречается 2 вида VII7 :
- малый уменьшенный (М Ум VII7),
- уменьшенный (Ум VII7).
М Ум VII7 образуется в натуральном виде мажора.
Ум VII7 образуется в гармоническом виде мажоре и минора.
Интервальный состав М Ум VII7: м3+ м3+ б3.
Интервальный состав Ум VII7 : м3+ м3+ м3.
В тональности VII7 строится в натуральном и гармоническом мажоре и гармоническом миноре.
Он состоит из неустойчивых ступеней, которые разрешаются в устойчивые по тяготению (при этом II ступень разрешается в III во избежание параллельных квинт).
Таким образом, VII7 разрешается в Т35 с удвоенной терцией.
Это первый вариант разрешения.
Второй вариант разрешения VII7 – через D56 в тоническое трезвучие.
При переходе VII7 в D56 меняется только верхний звук – он опускается на ступень вниз. Затем D56 разрешается согласно своим тяготениям в Т35 с удвоенной примой.
До мажор
н. г.
до минор
г.
г.
Предварительный просмотр:
6 класс
ГАММЫ С АЛЬТЕРАЦИЕЙ
Гамма с альтерацией – это гамма, включающая повышения и понижения неустойчивых ступеней, отстающих от устойчивых на тон.
Правила ее написания зависят от лада.
В мажоре с альтерацией
II ступень может понижаться и повышаться,
IV ступень может только повышаться,
VI может только понижаться.
До мажор с альтерацией:
I bII II #II III IV #IV V bVI V VII I
В миноре с альтерацией
II ступень может только понижаться,
IV ступень может понижаться и повышаться,
VII может только повышаться.
ля минор с альтерацией:
I bII II III bIV IV #IV V VI VII #VII I
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
6 класс
УМЕНЬШЕННОЕ ТРЕЗВУЧИЕ
ОТ ЗВУКА
Уменьшенное трезвучие (Ум35) образуется в натуральном и гармоническом видах мажора и минора.
Интервальный состав Ум35: м3 + м3.
В натуральном мажоре и гармоническом миноре Ум35 строится на (#)VII ступени,
в гармоническом мажоре и натуральном миноре – на II ступени.
Ум35 состоит из неустойчивых ступеней, которые разрешаются в устойчивые по тяготению (при этом II ступень лучше разрешать в III).
Таким образом, Ум35 разрешается в тоническую терцию с удвоенной III ступенью.
Чтобы построить и разрешить Ум35 от заданного звука, нужно:
1. Построить Ум35, проверить интервальный состав, если надо – проставить знаки.
2. Нижний звук принять за VII ступень натурального мажора, разрешить внутрь в б3 с удвоенным нижним звуком.
Подписать тональности, которым соответствует это разрешение:
нижний звук разрешения = I ступени мажора + параллельный ему минор.
3.Разрешить в гармонические тональности, одноимённые предыдущим – отдельно в каждую тональность (например, был Es-Dur – разрешить в es-moll, был c-moll – разрешить в C-Dur).
[Если в Ум35 VII ступень – чистая нота, то для минора указать знак бекар, т.к. это повышенная VII ступень.
Если в Ум35 VI ступень – чистая нота, то для мажора указать знак бекар, т.к. это пониженная VI ступень]
Ум35 от «ре»:
Ум35 Es, c Ум35 es Ум35 C
VII, II III, I #VII I II III
6 класс
УВЕЛИЧЕННОЕ ТРЕЗВУЧИЕ
ОТ ЗВУКА
Увеличенное трезвучия (Ув35) образуется в гармоническом виде мажора и минора. Интервальный состав Ув35: б3 + б3.
В гармоническом мажоре Ув35 строится на bVI ступени,
В гармоническом миноре – на III ступени.
Ув35 состоит из двух устойчивых ступеней и одной неустойчивой, которая разрешается в устойчивую по тяготению. Таким образом, Ув35 в мажоре разрешается T46; в миноре – в t6.
Чтобы построить и разрешить Ув35 от заданного звука, нужно:
1. Построить Ув35, проверить интервальный состав, если надо – проставить знаки.
2. Нижний звук принять за ¨VI ступень гармонического мажора, закрасить только его, определить тональность (средний звук Ув35 - тоника), разрешить нижний звук на м2 ↓, средний и верхний звуки оставить на месте.
Подписать тональность, которой соответствует это разрешение:
средний звук разрешения = I ступени гармонического мажора.
[Если в Ув35 VI ступень – чистая нота, то указать знак бекар, т.к. это пониженная VI ступень]
3. Нижний звук принять за III ступень гармонического минора, закрасить только верхний звук, определить тональность (верхний звук Ув35 - #VII ступень), разрешить верхний звук на м2 ↑, нижний и средний звуки оставить на месте.
Подписать тональность, которой соответствует это разрешение:
верхний звук разрешения = I ступени гармонического минора.
[Если в Ув35 VII ступень – чистая нота, то указать знак бекар, т.к. это повышенная VII ступень]
Ув35 от «ре»:
Ув35 Fis Ув35 h
bVI V III III
Предварительный просмотр:
6 класс
ХАРАКТЕРНЫЕ ОТ ЗВУКА
Характерные интервалы – это интервалы, которые характерны только для гармонического вида ладов (в мажоре их появление связано с понижением VI ступени, а в миноре - с повышением VII ступени).
Их две пары:
септима уменьшенная (ум7) и секунда увеличенная (ув2);
кварта уменьшенная (ум4) и квинта увеличенная (ув5).
Характерные – неустойчивые интервалы. Они разрешаются в устойчивые по тяготению (аналогично тритонам):
Уменьшенные интервалы при разрешении сужаются (ум7 разрешается в ч5; ум4 – в м3),
Увеличенные – расширяются (ув2 разрешается в ч4, ув5 – в 6б).
Чтобы построить и разрешить характерный от заданного звука, нужно:
- Построить нужный характерный интервал, проверить интервальный состав, если надо – проставить знаки.
2а). Разрешить ум7 или ув2 по полутонам
(нижний звук ум7 принять за VII ступень гармонического мажора и разрешить внутрь в ч5,
верхний звук ув2 принять за VII ступень гармонического мажора и разрешить наружу в ч4).
Подписать тональности, которым соответствует это разрешение (мажор +одноимённый ему минор):
- для ум7 нижний звук разрешения = I ступени мажора + одноимённый ему минор,
- для ув2 верхний звук разрешения = I ступени мажора + одноимённый ему минор:
[Если в характерном VII ступень – чистая нота, то в скобках указать знак бекар, т.к. для минора это повышенная VII ступень.
Если в характерном VI ступень – чистая нота, то в скобках указать знак бекар, т.к. для мажора это пониженная VI ступень]
Характерные ум7 и ув2 от «ре»:
ум7 Es,es ув2 Fis,fis
(#)VII I (b)VI V
Внимание: если тональности не существует, она должна быть энгармонически заменена на существующую. Например, несуществующий des-moll надо заменить на cis-moll:
Характерный ум7 от «до»:
ум7 Des, des des = cis
(#)VII I = #VII I
2б). Нижний звук ум4 оставить незакрашенным, принять его за III ступень гармонического мажора. При разрешении оставить нижний звук на месте, а верхний звук разрешить вниз на полутон.
Подписать тональность, которой соответствует это разрешение:
- Для ум4 нижний звук разрешения = III ступени мажора.
Затем верхний звук ум4 оставить незакрашенным, принять его за III ступень гармонического минора. При разрешении оставить верхний звук на месте, а нижний звук разрешить вверх на полутон.
Подписать тональность, которой соответствует это разрешение:
- Для ум4 нижний звук разрешения = I ступени минора.
[Если в характерном VII ступень –чистая нота, то указать знак бекар, т.к. для минора это повышенная VII ступень.
Если в характерном VI ступень – чистая нота, то указать знак бекар, т.к. для мажора это пониженная VI ступень]
Характерный ум4 от «ре»:
ум4 B ум4 es
III III #VII I
2в). Нижний звук ув5 оставить незакрашенным, принять его за III ступень гармонического минора. При разрешении оставить нижний звук на месте, а верхний звук разрешить вверх на полутон.
Подписать тональность, которой соответствует это разрешение:
- Для ув5 верхний звук разрешения = I ступени минора.
Затем верхний звук ув5 оставить незакрашенным, принять его за III ступень гармонического мажора. При разрешении оставить его на месте, нижний звук разрешить вниз на полутон.
Подписать тональности, которым соответствует это разрешение:
- Для ув5 верхний звук разрешения = III ступени мажора.
[Если в характерном VII ступень –чистая нота, то указать знак бекар, т.к. для минора это повышенная VII ступень.
Если в характерном VI ступень – чистая нота, то указать знак бекар, т.к. для мажора это пониженная VI ступень]
Характерный ув5 от «ре»:
ув5 h ув5 Fis
III III bVI V
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
7 класс
СЕПТАККОРДЫ II СТУПЕНИ
В ТОНАЛЬНОСТИ
Септаккорд II ступени (II7) – это септаккорд, который строится на II ступени натурального и гармонического мажора и минора.
Встречается 2 вида II7:
1) малый минорный (ММ II7),
2) малый уменьшенный (М УМ II7).
ММ II7 образуется в натуральном виде мажора.
М УМ II7 образуется в гармоническом виде мажора и в миноре.
Интервальный состав ММ II7 : м3+ б3+ м3.
Интервальный состав М УМ II7 : м3+ м3+ б3.
В тональности II7 строится в натуральном и гармоническом мажоре и миноре.
Он состоит из одной устойчивой ступени (это верхний, септимовый тон) и трёх неустойчивых ступеней (это 3 нижних звука), которые разрешаются в устойчивые по тяготению (при этом II ступень разрешается в III во избежание параллельных квинт). Таким образом, II7 разрешается в Т6 с удвоенной терцией. Это первый вариант разрешения.
Второй вариант разрешения II7 – через D34 в тоническое трезвучие. При переходе II7 в D34 меняются только два верхних звука – они опускаются на ступень вниз. Затем D34 разрешается согласно своим тяготениям в развёрнутое Т35.
До мажор н. г.
ММ II 7 Т6 ММ II 7 D34 Т35 М УмII 7 Т6 М УмII 7 D 34 Т35
II III II II I II III II II I
до минор
М Ум II 7 t6 М Ум II 7 D34 t 35
II III II II I
Предварительный просмотр:
7класс
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАММЫ
Хроматическая гамма – это гамма, построенная по полутонам.
Правила ее написания зависят от лада.
В хроматическом мажоре при движении вверх все основные ступени гаммы повышаются, кроме VI, вместо которой понижается VII ступень.
При движении вниз все основные ступени гаммы понижаются, кроме V, вместо которой повышается IV ступень.
Хроматический До мажор:
В хроматическом миноре при движении вверх все основные ступени гаммы повышаются, кроме I, вместо которой понижается II ступень.
При движении вниз гамма пишется в зеркальном отражении.
Хроматический ля минор:
- Мне нравится (1)
Комментарии
характерные интервалы
Довольно коротко сжато но предельно ясно. спасибо за информацию
тритоны
очень интересно и познавательно
Уменьшенные трезвучия в тональности
Коротко и довольно и пределно ясно
доминант септаккорд и ее разрешения
очень интересный и полезный материал