Теоретический материал по сольфеджио_Таблицы-памятки. 1-4 класс
Теоретический материал по сольфеджио_Таблицы-памятки по каждой теме курса ДМШ.
Младшие классы (с 1 по 4).
Можно скачать также по ссылке: https://yadi.sk/d/d71jp84TsMGAx
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1 класс
ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПАУЗ
Предварительный просмотр:
1 класс
ЛАД. ТОНАЛЬНОСТЬ. ТОНИКА. ЗВУКОРЯД. ГАММА. ТЕТРАХОРД
Лад – это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями.
Существует 2 основных лада: мажор и минор.
- Мажор – лад светлого, радостного, твердого характера.
- Минор – лад грустного, лирического, мягкого характера.
Тональность – это высота лада. Например:
- Тональность До мажор.
- Тональность ля минор.
Название тональности определяет её тонику.
Тоника – I ступень лада, самая устойчивая, самая главная. Например:
- В тональности До мажор тоника - ДО.
- В тональности ля минор тоника - ЛЯ.
Звукоряд тональности – это последовательность ступеней тональности в восходящем движении (вверх) или в нисходящем движении (вниз).
Звукоряд мажорной и минорной гаммы начинается и заканчивается тоникой и образует гамму.
Гамма – это звукоряд из 8 ступеней.
Половина гаммы образует тетрахорд.
Тетрахорд – это звукоряд из 4 ступеней.
Между ступенями гаммы образуется определённое расстояние: полутон или тон.
Полутон (П) – расстояние между двумя ближайшими клавишами:
. . . .
Тон (Т) =2 полутона:
(Отсюда значит, что полутон =1/2 тона, или 0,5 тона: П=1/2т; П=0,5т)
. . .
Строение гаммы – это определенная последовательность тонов и полутонов.
Строение мажорной гаммы: Т – Т – 0,5т – Т – Т – Т – 0,5т
Гамма До мажор:
Строение минорной гаммы: Т – 0,5т – Т – Т – 0,5т – Т – Т
Гамма ля минор:
I II III IV V VI VII I
В любой гамме есть устойчивые ступени – I, III, V.
Неустойчивые ступени – II, IV, VI, VII. Неустойчивые ступени тянутся в устойчивые. При этом II, IV, VI – вниз, а VII - вверх (при записи они закрашиваются, стрелочкой обозначается тяготение).
Вводные ступени – II, VII. Вводные ступени окружают тонику.
Гаммы со знаками при ключеОт ноты «до» по белым клавишам образуется гамма До мажор.
Чтобы построить мажорную гамму от другой ноты, нужны знаки – диезы (#) или бемоли (b).
МАЖОРНЫЕ ГАММЫ С ОДНИМ ЗНАКОМ ПРИ КЛЮЧЕ
Если от ноты «соль» идти вверх, соблюдая строение мажорной гаммы: Т–Т–0,5т–Т–Т–Т–0,5т,
то по пути встретится всего один знак – фа#.
Его надо записать при ключе и соблюдать во всем музыкальном произведении.
Получится гамма Соль мажор – гамма с одним ключевым знаком – фа#:
От ноты «фа» строится гамма Фа мажор – гамма с одним бемолем при ключе – сиb.
Знаки в гаммах появляются в определенном порядке.
Порядок диезов при ключе: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#.
Порядок бемолей при ключе: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb.
МАЖОРНЫЕ ГАММЫ С ДВУМЯ ЗНАКАМИ ПРИ КЛЮЧЕ
От ноты «ре» строится гамма Ре мажор – гамма с двумя диезами при ключе – фа# и до#.
От ноты «сиb» строится гамма Сиb мажор – гамма с двумя бемолями при ключе – сиb и миb.
Параллельные тональности
Каждому мажору соответствует свой минор, в котором знаки будут те же.
Тональности с одинаковыми ключевыми знаками, но разной тоникой – параллельные.
Чтобы найти от мажора параллельный ему минор, надо опуститься от тоники через одну ступень вниз (на его VI ступень). Например, Соль мажору параллелен ми минор, в нем тоже один диез – фа#..
Фа мажору параллелен ре минор, в нем тоже один бемоль – сиb.
И наоборот: чтобы найти от минора параллельный мажор, надо подняться от тоники через одну ступень вверх (на его III ступень). Например, си минору параллелен Ре мажор, в нем тоже два диеза – фа# и до#.
Предварительный просмотр:
2 класс
АККОРДЫ
Общие сведения:
1. Аккорд – это созвучие из трёх и более звуков.
(Созвучие – это одновременное звучание двух и более звуков.
К созвучиям относятся интервалы и аккорды)
Виды аккордов:
1. Аккорд из 3 звуков, расположенных через один (по терциям) – трезвучие.
Интервальный состав: терция + терция (3+3)
Названия звуков трезвучия:
Нижний звук – основной тон, или прима
Средний звук – терцовый тон, или терция
Верхний звук – квинтовый тон, или квинта
2. Аккорд из 4 звуков, расположенных по терциям – септаккорд.
Интервальный состав: терция + терция + терция (3+3+3)
3. Аккорд из 5 звуков, расположенных по терциям – нонаккорд.
Интервальный состав: терция + терция + терция + терция (3+3+3+3)
Аккорды в тональности и от заданной ноты (звука, клавиши):
Аккорды могут строиться как от любой ноты, так и в любой тональности.
1. В тональности аккорды строятся на различных ступенях.
Например, в До мажоре трезвучие на I ступени,
септаккорд на VII ступени, нонаккорд на VII ступени:
2. От заданной ноты аккорды строятся согласно их интервальному составу.
Например, трезвучие, септаккорд и нонаккорд от ноты «си»:
Предварительный просмотр:
2 класс
ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ:
Интервальный состав, или строение – это то, из каких интервалов состоит аккорд
Мажорное трезвучие – Б35 (б3+ м3)
Минорное трезвучие – М35 (м3+ б3)
Уменьшенное трезвучие –Ум35 (м3+ м3)
Увеличенное трезвучие – Ув35 (б3+ б3)
Б35 М35 Ум35 Ув35
б3+ м3 м3+ б3 м3+ м3 б3+ б3
Нижний звук трезвучия – основной тон, или прима
Средний звук – терцовый тон, или терция
Верхний звук – квинтовый тон, или квинта
Предварительный просмотр:
2 класс
ГАММЫ И ЛАДЫ
Виды мажорного лада:
1) Мажор натуральный:
2) Мажор гармонический (bVI ступень):
Мажор мелодический (bVI и bVII ступени) – на практике употребляется редко, поэтому в курсе музыкальной школы не проходится:
Виды минорного лада:
1) Минор натуральный:
2) Минор гармонический (#VII ступень):
3) Минор мелодический (↑#VI и #VII ступени, ↓ повышения отменяются):
Предварительный просмотр:
2 класс
ГЛАВНЫЕ СТУПЕНИ ЛАДА
Главные ступени – это ступени, на которых строятся главные трезвучия лада:
I | IV | V |
Главные ступени лада обозначены функциями:
Т – Тоника (Тоническая функция).
S – Субдоминанта (Субдоминантовая функция).
D – Доминанта (Доминантовая функция).
T | S | D |
I | IV | V |
Ре мажор:
2 класс
ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА
Главные трезвучия – это трезвучия, которые строятся на главных ступенях лада.
(Трезвучие – это три звука, расположенные через один, или по терциям:
между нижним и средним звуками образуется интервал терция, между средним и верхним – также терция. Крайние звуки образуют квинту)
(I-III-V) | (IV-VI-I) | (V-VII-II) |
T35 | S35 | D35 |
I | IV | V |
Ре мажор:
Предварительный просмотр:
2 -3 класс
ИНТЕРВАЛЫ В ТОНАЛЬНОСТИ
С РАЗРЕШЕНИЕМ
Общие сведения:
1. Интервал – это расстояние между двумя звуками.
2. Интервал, звуки которого играются или поются вместе – гармонический.
Интервал, звуки которого играются или поются по очереди – мелодический.
3. Нижний звук гармонического интервала – основание, верхний – вершина.
4. Интервалы могут строиться как от любой ноты, так и в любой тональности.
Интервалы в тональности:
В тональности каждый интервал можно построить на тех ступеней, на которых он образуется.
Например, на I ступени мажорной и минорной гаммы вверх образуется секунда большая, т.к. между I и II ступенями – тон.
Интервалы в тональности с разрешением:
Интервалы, содержащие одну или две неустойчивые ступени, могут разрешаться в устойчивые по тяготению.
Например, малые терции (м3) от возможных ступеней с разрешением в ля миноре:
м3 – м3 м3 – м3 м3 – б3 м3 – ч4
I - I II - I IV - III V - V
Особые виды разрешения:
- II ступень может разрешаться вместо I ступени – в III, VII ступень может разрешаться вместо I ступени – в V.
Это нужно делать при разрешении прим, квинт и октав во избежание параллельных (т.е. построенных друг за другом на разных ступенях) прим, квинт и октав.
Например, все квинты от всех ступеней с разрешением в До мажоре:
ч5 - ч5 ч5 - м3 ч5 - м6 ч5 - м6 ч5 - ч4 ч5 - б6 5ум - б3
I - I II - III III - III IV - III V - V VI - V VII - I
- В секундах диссонирует нижний звук, поэтому он всегда идет вниз.
- В септимах диссонирует верхний звук, поэтому он всегда идет вверх.
Например, секунды и септимы от некоторых ступеней с разрешением в До мажоре:
I - VII - I II - I III - II - I I - I - I II – II – I
Предварительный просмотр:
2-3 класс
ИНТЕРВАЛЫ В ТОНАЛЬНОСТИ
Общие сведения:
1. Интервал – это расстояние между двумя звуками.
2. Интервал, звуки которого играются или поются вместе – гармонический.
Интервал, звуки которого играются или поются по очереди – мелодический.
3. Нижний звук гармонического интервала – основание, верхний – вершина.
4. Интервалы могут строиться как от любой ноты, так и в любой тональности.
Интервалы в тональности:
В тональности каждый интервал можно построить на тех ступеней, на которых он образуется.
Например, на I ступени мажорной и минорной гаммы вверх образуется секунда большая, т.к. между I и II ступенями – тон.
При этом в мажорном и минорном ладу номера ступеней, на которых строится один и тот же интервал, отличаются.
Схема построения интервалов в тональности
Натуральный мажор | Сколько раз встреча-ется | Натуральный минор | ||||||||||||||
Назва- ние | Ступени, на которых может строиться | Назва- ние | Ступени, на которых может строиться | |||||||||||||
ч1 | I | II | III | IV | V | VI | VII | 7 раз | ч1 | I | II | III | IV | V | VI | VII |
м2 | III | VII | 2 раза | м2 | II | V | ||||||||||
б2 | I | II | IV | V | VI | 5 раз | б2 | I | III | IV | VI | VII | ||||
м3 | II | III | VI | VII | 4 раза | м3 | I | II | IV | V | ||||||
б3 | I | IV | V | 3 раза | б3 | III | VI | VII | ||||||||
ч4 | I | II | III | V | VI | VII | 6 раз | ч4 | I | II | III | IV | V | VII | ||
ч5 | I | II | III | IV | V | VI | 6 раз | ч5 | I | III | IV | V | VI | VII | ||
м6 | III | VI | VII | 3 раза | м6 | I | II | V | ||||||||
б6 | I | II | IV | 4 раза | б6 | III | IV | VI | VII | |||||||
м7 | II | III | V | VI | VII | 5 раз | м7 | I | II | IV | V | VII | ||||
б7 | I | IV | 2 раза | б7 | III | VI | ||||||||||
ч8 | I | II | III | IV | V | VI | VII | 7 раз | ч8 | I | II | III | IV | V | VI | VII |
Например, м2, б2 на всех возможных ступенях в До мажоре:
м2 б2
III VII I II IV V VI
Предварительный просмотр:
2 класс
ИНТЕРВАЛЫ ОТ ЗВУКА
Обращение | Ступеневая величина, Обозначение | Наименование | Тоновая величина | Пример | ||
ч1 | - чистая прима - | 0т | ||||
м2 | - малая секунда - | 0,5т | ||||
б2 | - большая секунда - | 1т | ||||
м3 | - малая терция - | 1,5т | ||||
б3 | - большая терция - | 2т | ||||
ч4 | - чистая кварта - | 2,5т | ||||
ув4 ум5 | - тритон - | 3т | ||||
ч5 | - чистая квинта - | 3,5т | ||||
м6 | - малая секста - | 4т | ||||
б6 | - большая секста - | 4,5т | ||||
м7 | - малая септима - | 5т | ||||
б7 | - большая септима - | 5,5т | ||||
ч8 | - чистая октава - | 6т |
Интервал – это расстояние между двумя звуками.
Предварительный просмотр:
2-3 класс
Обращения интервалов
Обращение – это перенос нижнего звука созвучия на октаву ↑ или верхнего звука на октаву ↓.
(Созвучие – это одновременное звучание двух и более звуков.
К созвучиям относятся интервалы и аккорды)
Каждый интервал имеет одно обращение.
В результате получается другой интервал, который вместе с первым составляет октаву.
Правила обращения:
1 2 3 4 5 6 7 8 |
Чистые интервалы обращаются в чистые,
Малые ------------------------------- в большие,
Уменьшенные --------------------- в увеличенные
и наоборот.
Например, все интервалы с обращениями от ноты «ре» ↑
ч1 - ч8 м2 - б7 б2 - м7 м3 - б6 б3 - м6 ч4 - ч5
0т - 6т 0,5т - 5,5т 1т - 5т 1,5т - 4,5т 2т - 4т 2,5т - 3,5т
ч5 - ч4 м6 - б3 б6 - м3 м7 - б2 б7 - м2 ч8 - ч1
3,5т - 2,5т 4т - 2т 4,5т - 1,5т 5т - 1т 5,5т - 0,5т 6т - 0т
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
3 класс
БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ НОТ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ
Каждая нота имеет своё латинское буквенное обозначение.
А,а В,b C,c D,d E,e F,f G,g H,h
[A] [Бэ] [Цэ] [Дэ] [Е] [Эф] [Гэ] [Аш или Ха]
is – диез es – бемоль
[ис] [ес]
Например: С – до, Cis – До-диез, Ces – До-бемоль. F – Фа, Fis – Фа-диез, Fes – Фа-бемоль.
[Цэ] [Цис] [Цэс] [Эф] [Фис] [Фэс]
Исключение: Es – Ми-бемоль, As –Ля-бемоль.
[Ес] [Ас]
Музыкальные лады также имеют своё обозначение:
Dur – мажор moll – минор
[Дур] [моль]
Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить любую тональность.
Например:
C-Dur – До мажор, Fis-Dur – Фа диез мажор, Des-Dur – Ре бемоль мажор.
f-moll – фа минор, ais-moll – ля диез минор, es-moll – ми бемоль минор.
БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ НОТ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ
Каждая нота имеет своё латинское буквенное обозначение.
А,а В,b C,c D,d E,e F,f G,g H,h
[A] [Бэ] [Цэ] [Дэ] [Е] [Эф] [Гэ] [Аш или Ха]
is – диез es – бемоль
[ис] [ес]
Например: С – до, Cis – До-диез, Ces – До-бемоль. F – Фа, Fis – Фа-диез, Fes – Фа-бемоль.
[Цэ] [Цис] [Цэс] [Эф] [Фис] [Фэс]
Исключение: Es – Ми-бемоль, As –Ля-бемоль.
[Ес] [Ас]
Музыкальные лады также имеют своё обозначение:
Dur – мажор moll – минор
[Дур] [моль]
Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить любую тональность.
Например:
C-Dur – До мажор, Fis-Dur – Фа диез мажор, Des-Dur – Ре бемоль мажор.
f-moll – фа минор, ais-moll – ля диез минор, es-moll – ми бемоль минор.
Предварительный просмотр:
3 класс
ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ
В ТОНАЛЬНОСТИ
Главные трезвучия - это трезвучия, которые строятся на главных ступенях лада: I, IV и V.
Главные ступени лада обозначены функциями:
I ступень – Тоника (Т), тоническая функция.
IV ступень – Субдоминанта (S), субдоминантовая функция.
V ступень – Доминанта (D), доминантовая функция.
Соответственно, на I ступени строится тоническое трезвучие (Т35),
На IV ступени – субдоминантовое трезвучие (S35),
На V ступени - доминантовое трезвучие (D35) [в миноре – в гармоническом виде, с #VII ступень].
До мажор:
Т35 S35 D35
I IV V
ля минор г.:
t35 s35 D35
I IV V
Каждое из главных трезвучий имеет 2 обращения: 1) секстаккорд; 2) квартсекстаккорд.
Обращения Т35: Т6 (строится на III ступени) и Т46 (строится на V ступени).
Обращения S35: S6 (строится на VI ступени) и S46 (строится на I ступени).
Обращения D35: D6 (строится на VII ступени) и D46 (строится на II ступени).
Схема построения главных трезвучий с обращениями в тональности
35 | 6 | 46 | |
Тоника | I – III – V | III – V – I | V – I – III |
Субдоминанта | IV – VI – I | VI – I – IV | I – IV – VI |
Доминанта | V – (#)VII – II | (#)VII – II – V | II – V – (#)VII |
До мажор:
T35 T6 T46 v S35 S 6 S 46 v D35 D 6 D 46
I III V IV VI I V VII II
ля минор г.:
t 35 t 6 t 46 v s 35 s 6 s 46 v D35 D 6 D 46
I III V IV VI I V #VII II
Предварительный просмотр:
2 класс
ЗВУЧАНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Консонансы (звучат приятно, мягко) | Совершенные | ч1 | Слитно – повторение одного звука |
ч8 | «Эхо»: повторение того же звука через октаву | ||
Весьма совершенные | ч4 | Решительно,твёрдо, сигнально | |
ч5 | Пусто, как трезвучие без терции | ||
Несовершенные | м3 | Мягко, грустно, довольно близко, как начало минорного трезвучия | |
б3 | Мягко, светло, довольно близко, , как начало мажорного трезвучия | ||
м6 | Мягко, широко, минорно | ||
б6 | Мягко, широко, мажорно | ||
Диссонансы (звучат резко) | м2 | Близко, очень резко («острая иголка») | |
б2 | Близко, довольно резко («тупая иголка») | ||
м7 | Широко, довольно резко | ||
7б | Широко, очень резко (не хватает полутона до октавы) | ||
Тритоны – ув4, ум5 | Резко, неприятно |
Предварительный просмотр:
3 класс
ЗОЛОТОЙ ХОД ВАЛТОРН
«Золотой ход» валторн – последовательность из трёх гармонических интервалов с движением вверх:
- секста на III ступени,
- квинта на V ступени,
- терция на I ступени.
При этом в мажоре секста получается малая, а терция - большая.
Например:
Ля мажор (A-Dur):
А в миноре – наоборот, секста получается большая, а терция - малая.
Например:
фа минор (f-moll):
Предварительный просмотр:
3 класс
ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ
Обращение – это перенос нижнего звука созвучия на октаву вверх.
Каждое трезвучие имеет 2 обращения:
- 6 – Секстаккорд (крайние звуки образуют интервал сексту)
- 46 – Квартсекстаккорд (между нижним и средним звуками – кварта, крайние звуки образуют сексту)
Например, Т35 с обращениями в До мажоре:
При этом если любое трезвучие (35) строится по терциям
(интервальный состав: 3 + 3),
то в первом обращении (6) между средним и верхним звуком образуется кварта (интервальный состав 3 + 4),
а во втором обращении (46) между нижним и средним звуком образуется кварта (интервальный состав 4 + 3).
Интервальный состав (строение)
мажорных и минорных трезвучий с обращениями:
Мажор | Минор |
Б35: б3 + м3 | М35: м3 + б3 |
Б6: м3 + ч4 | М6: б3 + ч4 |
Б46: ч4 + б3 | М46: ч4 + м3 |
Трезвучия с обращениями от звука
Зная интервальный состав, можно построить все трезвучия и обращения трезвучий от одной ноты. Например, от ноты «ре»:
Предварительный просмотр:
3 класс
ПРАВИЛА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППИРОВКИ ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ
Образование ритмических групп внутри такта называется группировкой длительностей.
- Инструментальная группировка предполагает соблюдение правил, указанных ниже, и применяется для записи нот для различных инструментов.
- Вокальная группировка применяется для записи нот со словами.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ ПРОСТЫХ РАЗМЕРОВ
При группировке длительностей в простых размерах (2/4, ¾, 3/8…)
основные доли такта (метрические доли) должны быть отделены друг от друга.
Внутри доли восьмые и более мелкие длительности объединяются под одно ребро.
Например:
В порядке группировки длительностей в простых размерах допускаются следующие исключения:
1) Объединение всех длительностей общим ребром возможно в тех случаях, когда эти длительности одинаковые. Например:
В размере 3/8 ввиду мелких долей такта допускается следующая группировка:
2) Звук, длительность которого занимает весь такт, пишется одной нотой без применения лиги.
3) В том случае, когда у ноты, начинающей собой метрическую долю, стоит точка
(более длинные ноты с точками, переходящие на следующую долю, обычно пишутся без применения лиги, а более короткие, переходящие на следующую долю – с применением лиги). Например:
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ СЛОЖНЫХ РАЗМЕРОВ
(Сложные размеры – это размеры, которые состоят из одинаковых простых (4/4=2/4+2/4, 6/8=3/8+3/8…))
Группировка в сложных размерах заключается в том, что простые размеры, составляющие их, не объединяются в общие ритмические группы, а группируются отдельно, образуя самостоятельные группы; как бы скрытые такты, не выделенные тактовыми чертами.
Звук, длительность которого занимает весь сложный такт, пишется в виде общей длительности (одной ноты), но иногда также - нотами, связанными лигой, длительность которых равна простым тактам. Этот последний прием более соответствует закономерностям группировки в сложных размерах.
ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ СМЕШАННЫХ РАЗМЕРОВ
(Смешанные размеры – – это размеры, которые состоят из двух- и трехдольных. Например, пятидольные и семидольные: 5/4=2/4+3/4 или наоборот, 5/8=3/8+2/8 или наоборот; 7/4=3/4+2/4+2/4 или в другом порядке, 7/8=2/4+3/4+2/4 или в другом порядке).
Например:
]
Группировка в смешанных размерах, как и в сложных, заключается в том, что простые размеры, составляющие их, группируются отдельно, образуя самостоятельные группы.
ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ ПРИ НАЛИЧИИ СИНКОП
(Синкопа – ритмическая фигура, при которой происходит несовпадение ритмического и метрического акцентов. Возникает, когда звук слабой доли метра продолжает звучать на последующей сильной доле).
Например:
Чаще встречаются следующие формы синкоп, они считаются основными:
а) междутактовые синкопы двухдольные и трехдольные;
б) внутритактовые синкопы двухдольные и трехдольные.
Кроме того, синкопа может образоваться после паузы, приходящейся на акцентируемую долю. ]
В правописании внутритактовых синкоп допускается отступление от правил группировки. Внутритактовую синкопу обычно пишут, сливая слабую и сильную доли в одну ноту, но иногда пишут и при помощи лиги, двумя нотами, придерживаясь правил группировки.
Междутактовые синкопы записывают двумя нотами, связывая их лигой через тактовую черту.
Предварительный просмотр:
3 класс
ТИПЫ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ В ДВУХГОЛОСИИ
Типы голосоведения – это направление движения голосов в интервалах.
- ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ: восходящее или нисходящее движение одинаковыми интервалами.
Например: параллельные сексты от III ступени вверх в Ля мажоре (A-Dur):
- ПРЯМОЕ: восходящее или нисходящее движение разными интервалами.
- ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ: расходящееся или сходящееся: движение в разные стороны.
- КОСВЕННОЕ: один голос движется, второй остаётся на месте.
Предварительный просмотр:
4-5 класс
ДОМИНАНТСЕПТАККОРД С ОБРАЩЕНИЯМИ В ТОНАЛЬНОСТИ
Доминантовый септаккорд (D7) – это септаккорд (аккорд из 4 звуков, расположенных по терциям), который строится на V ступени лада.
Интервальный состав (строение) D7 : б3+ м3+ м3 (по своему виду он малый мажорный – МБ7).
В тональности D7 строится в мажоре и гармоническом миноре.
Он состоит из неустойчивых ступеней (за исключением V), которые разрешаются в устойчивые по тяготению (V ступень в D7 тоже разрешается – скачком в I).
Таким образом, D7 разрешается в неполное Т35 – без квинтового тона и с утроенной примой – можно сказать, в тоническую терцию с утроенной примой.
До мажор до минор г.
D7 имеет 3 обращения: D56, D34, D2.
- Доминтовый квинтсекстаккорд - D56 - строится на VII (в миноре – на #VII) ступени.
Разрешается в Т35 с удвоенной примой. Интервальный состав D56: м3+ м3+ б2.
- Доминтовый терцквартаккорд - D34 - строится на II ступени.
Разрешается в развёрнутое Т35. Интервальный состав D34: м3+ б2+ б3.
- Доминтовый секундаккорд - D2 - строится на IV ступени.
Разрешается в Т6 с удвоенной примой. Интервальный состав D2: б2+ б3+ м3.
До мажор
до минор г.
РАЗРЕШЕНИЕ D7 В VI35
Доминантсептаккорд (D7) в тональности может разрешаться не только в тонику, но и в трезвучие VI ступени (VI35). Такой оборот называется прерванным.
При этом V ступень D7 разрешается вместо I ступени в VI, а остальные ступени разрешаются в устойчивые по тяготению. Таким образом, D7 разрешается в VI35 с удвоенной терцией.
До мажор
D7 VI35
V VI
до минор г.
D7 VI35
V VI
Предварительный просмотр:
4 класс
ВИДЫ СЕПТАККОРДОВ
Септаккорд (7) – это аккорд из четырёх звуков, расположенных по терциям.
Виды септаккордов зависят от вида септимы и вида трезвучия, входящих в их состав.
Поскольку видов септимы всего три (б7, м7, ум7), а видов трезвучия – четыре (Б35, М35, Ум35, Ув35), то теоретически можно построить всего 12 септаккордов:
(Первая буква обозначения септаккорда относится к септиме, вторая – к виду трезвучия, входящим в их состав. Например, Большой мажорный септаккорд)
На основе б7 -
ББ7 (интервальный состав: бз+м3+бз)
БМ7 (интервальный состав: м3+бз+бз)
Б Ум 7 (интервальный состав: м3+м3+3ув)
Б Ув 7 (интервальный состав: бз+бз+м3)
На основе м7-
МБ7 (интервальный состав: бз+м3+м3)
ММ7 (интервальный состав: м3+бз +м3)
М Ум 7 (интервальный состав: м3+м3+бз)
М Ув 7 (интервальный состав: бз+бз+ум3)
На основе ум7-
УмБ7 (интервальный состав: бз+м3+ум3)
УмМ7 (интервальный состав: м3+бз +ум3)
Ум7 (интервальный состав: м3+м3+м3)
Ум Ув7 (интервальный состав: бз+бз+ум3)
Из них наиболее употребимы 7 септаккордов:
Большой мажорный Большой минорный Большой увеличенный Малый мажорный Малый минорный Малый уменьшенный Уменьшенный | - ББ7 - БМ7 - БУв 7 - МБ7 - ММ7 - МУм7 - Ум7 | (интервальный состав: бз+м3+бз) (интервальный состав: м3+бз+бз) (интервальный состав: бз+бз+м3) (интервальный состав: бз+м3+м3) (интервальный состав: м3+бз +м3) (интервальный состав: м3+м3+бз) (интервальный состав: м3+м3+м3) |
ББ7 БМ7 Б Ув 7 МБ7 ММ7 М Ум 7 Ум7
бз+м3+бз м3+бз+бз бз+бз+м3 бз+м3+м3 м3+бз +м3 м3+м3+бз м3+м3+м3
Предварительный просмотр:
4 класс
ОБРАЩЕНИЯ СЕПТАККОРДА
Обращение – это перенос нижнего звука созвучия на октаву вверх.
Каждый септаккорд (7) имеет 3 обращения:
1) 56 – квинтсекстаккорд;
2) 34 – терцквартаккорд;
3) 2 – секундаккорд.
Например, Доминантовый септаккорд, т.е. септаккорд V ступени (D7) с обращениями:
До мажор
D7 D56 D34 D2
V VII II IV
При этом если любой септаккорд (7) строится по терциям
(интервальный состав: 3 + 3 + 3),
то в первом обращении (56) вверху образуется секунда
(интервальный состав 3 + 3 + 2),
во втором обращении (34) в середине образуется секунда (интервальный состав 3 + 2 + 3),
в третьем обращении (2) внизу образуется секунда
(интервальный состав 2 + 3 + 3).
Таким образом, интервальный состав D7 с обращениями:
D7: б3 + м3 + м3
D56: м3 + м3 + б2
D 34: м3 + б2 + б3
D 2: б2 + б3 + м3
Предварительный просмотр:
4 класс
ТРИТОНЫ В ТОНАЛЬНОСТИ
Тритоны – это интервалы, содержащие 3 тона: увеличенная кварта (ув4) и уменьшенная квинта (ум5).
Тритоны – неустойчивые интервалы. Они разрешаются в устойчивые по тяготению:
Уменьшенные интервалы при разрешении сужаются (ум5 разрешается в м3 или б3),
Увеличенные – расширяются (ув4 разрешается в м6 или б6).
В тональности тритоны строятся в натуральном и гармоническом мажоре и миноре.
В паре тритонов интервалы являются обращением друг друга, как и их разрешения:
Например, в натуральном До мажоре тритон ум5 образуется на VII ступени - он строится от VII к IV ступени – значит, тритон ув4 будет строиться от IV к VII ступени.
В натуральном мажоре и гармоническом миноре ум 5 строится на VII ступени и разрешается внутрь (сужается) – в терцию на I ступени; а ув 4 строится на IV ступени и разрешается наружу (расширяется) – в сексту на III ступени.
В гармоническом мажоре и натуральном миноре ум 5 строится на II ступени и разрешается в терцию на III ступени, а ув 4 строится на VI ступени и разрешается в сексту на V ступени.
То есть, в целом можно запомнить, что тритон ум5 строится на VII и II (то есть на вводных) ступенях: в мажоре сначала на VII, а потом на II, а в миноре – наоборот, сначала на II, а потом на VII. А ув 4 строится как обращение ум5.
Этапы построения тритонов с разрешением в мажоре:
- Найти в тональности VII ступень, построить ум5, разрешить внутрь в б3, подписать получившиеся интервалы и ступени.
- «Перевернуть» (обратить) эти интервалы – поменять местами звуки в них: получится ув4 с разрешением наружу в м6, подписать получившиеся интервалы и ступени.
- Перейти к гармоническому виду: найти в тональности II ступень, построить ум5, разрешить внутрь в м3, подписать получившиеся интервалы и ступени.
- «Перевернуть» (обратить) эти интервалы – поменять местами звуки в них: получится ув4 с разрешением наружу в б6, подписать получившиеся интервалы и ступени.
СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ТРИТОНОВ С РАЗРЕШЕНИЕМ В МАЖОРЕ
МАЖОР Н. | МАЖОР Г. | ||||||
ум5 → | б3 | ув4→ | м6 | ум5→ | м3 | ув4→ | б6 |
VII–IV | I–III | IV–VII | III–I | II–bVI | III–V | bVI–II | V–III |
До мажор
н. г.
ум5 б3 ув4 м6 ум5 м3 ув4 б6
VII I IV III II III bVI V
СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ТРИТОНОВ С РАЗРЕШЕНИЕМ В МИНОРЕ
МИНОР Н. | МИНОР Г. | ||||||
ум5→ | б3 | ув4→ | м6 | ум5→ | м3 | ув4→ | б6 |
II–VI | III–V | VI–II | V–III | ♯VII–IV | I–III | IV–♯VII | III–I |
ля минор
н. г.
ум5 б3 ув4 м6 ум5 м3 ув4 б6
II III VI V ♯VII I IV III