Теоретический материал по сольфеджио_Таблицы-памятки. 1-4 класс

Мамушкина Ольга Ивановна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1 класс

ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ                          ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПАУЗ



Предварительный просмотр:

1 класс

ЛАД. ТОНАЛЬНОСТЬ. ТОНИКА. ЗВУКОРЯД. ГАММА. ТЕТРАХОРД

Лад – это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями.

Существует 2 основных лада: мажор и минор.

  • Мажор – лад светлого, радостного, твердого характера.
  • Минор – лад грустного, лирического, мягкого характера.

Тональность – это высота лада. Например:

  • Тональность До мажор.
  • Тональность ля минор.

Название тональности определяет её тонику.
Тоника – I ступень лада, самая устойчивая, самая главная. Например:

  • В тональности До мажор тоника - ДО.
  • В тональности ля минор тоника - ЛЯ.

Звукоряд тональности – это последовательность ступеней тональности в восходящем движении (вверх) или в нисходящем движении (вниз).

Звукоряд мажорной и минорной гаммы начинается и заканчивается тоникой и образует гамму.

Гамма – это звукоряд из 8 ступеней.

Половина гаммы образует тетрахорд.

Тетрахорд – это звукоряд из 4 ступеней.

Между ступенями гаммы образуется определённое расстояние: полутон или тон.

Полутон (П) – расстояние между двумя ближайшими клавишами:

                                                       .    .     .     . 

Тон (Т) =2 полутона:

(Отсюда значит, что полутон =1/2 тона, или 0,5 тона: П=1/2т; П=0,5т)

   .        .        . 

Строение гаммы – это определенная последовательность тонов и полутонов.

Строение мажорной гаммы: Т – Т – 0,5т – Т – Т – Т – 0,5т   

Гамма До мажор:

Строение минорной гаммы: Т – 0,5т – Т – Т – 0,5т – Т – Т

Гамма ля минор:

         I          II          III        IV          V         VI         VII         I

В любой гамме есть устойчивые ступени – I, III, V.

Неустойчивые ступени – II, IV, VI, VII. Неустойчивые ступени тянутся в устойчивые. При этом       II, IV, VI – вниз, а VII - вверх (при записи они закрашиваются, стрелочкой обозначается тяготение).

Вводные ступени – II, VII. Вводные ступени окружают тонику.


Гаммы со знаками при ключе

От ноты «до» по белым клавишам образуется гамма До мажор.

Чтобы построить мажорную гамму от другой ноты, нужны знаки – диезы (#) или бемоли (b).

МАЖОРНЫЕ ГАММЫ С ОДНИМ ЗНАКОМ ПРИ КЛЮЧЕ

Если от ноты «соль» идти вверх, соблюдая строение мажорной гаммы: ТТ0,5тТТТ0,5т,

то по пути встретится всего один знак – фа#.

Его надо записать при ключе и соблюдать во всем музыкальном произведении.

Получится гамма Соль мажор – гамма с одним ключевым знаком – фа#:

От ноты «фа» строится гамма Фа мажор – гамма с одним бемолем при ключе – сиb.

Знаки в гаммах появляются в определенном порядке.

Порядок диезов при ключе: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#.

Порядок бемолей при ключе: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb.

МАЖОРНЫЕ ГАММЫ С ДВУМЯ ЗНАКАМИ ПРИ КЛЮЧЕ

От ноты «ре» строится гамма Ре мажор – гамма с двумя диезами при ключе – фа# и до#.

От ноты «сиb» строится гамма Сиb мажор – гамма с двумя бемолями при ключе – сиb и миb.

Параллельные тональности

Каждому мажору соответствует свой минор, в котором знаки будут те же.
Тональности с одинаковыми ключевыми знаками, но разной тоникой – параллельные.

Чтобы найти от мажора параллельный ему минор, надо опуститься от тоники через одну ступень вниз (на его VI ступень). Например, Соль мажору параллелен ми минор, в нем тоже один диез – фа#..

Фа мажору параллелен ре минор, в нем тоже один бемоль – сиb.

И наоборот: чтобы найти от минора параллельный мажор, надо подняться от тоники через одну ступень вверх (на его III ступень). Например, си минору параллелен Ре мажор, в нем тоже два диеза – фа# и до#.



Предварительный просмотр:

2 класс

АККОРДЫ

Общие сведения:

1. Аккорд – это созвучие из трёх и более звуков.

(Созвучие – это одновременное звучание двух и более звуков.

К созвучиям относятся интервалы и аккорды)

Виды аккордов:

1. Аккорд из 3 звуков, расположенных через один (по терциям) – трезвучие.

Интервальный состав: терция + терция (3+3)

                                                      Названия звуков трезвучия:

Нижний звук – основной тон, или прима

Средний звук – терцовый тон, или терция

Верхний звук – квинтовый тон, или квинта

2. Аккорд из 4 звуков, расположенных по терциям – септаккорд.

Интервальный состав: терция + терция + терция (3+3+3)

3. Аккорд из 5 звуков, расположенных по терциям – нонаккорд.

Интервальный состав: терция + терция + терция + терция (3+3+3+3)

Аккорды в тональности и от заданной ноты (звука, клавиши):

Аккорды могут строиться как от любой ноты, так и в любой тональности.

1. В тональности аккорды строятся на различных ступенях.

Например, в До мажоре трезвучие на I ступени,

септаккорд на VII ступени, нонаккорд на VII ступени:

2. От заданной ноты аккорды строятся согласно их интервальному составу.

Например, трезвучие, септаккорд и нонаккорд от ноты «си»:



Предварительный просмотр:

2 класс

ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ:

Интервальный состав, или строение – это то, из каких интервалов состоит аккорд

Мажорное трезвучие – Б35 (б3+ м3)

Минорное трезвучие – М35 (м3+ б3)

Уменьшенное трезвучие –Ум35 (м3+ м3)

Увеличенное трезвучие – Ув35 (б3+ б3)

                                                                Б35              М35                   Ум35             Ув35

                                               б3+ м3         м3+ б3             м3+ м3             б3+ б3

Нижний звук трезвучия – основной тон, или прима

Средний звук – терцовый тон, или терция

Верхний звук – квинтовый тон, или квинта



Предварительный просмотр:

2 класс

ГАММЫ И ЛАДЫ

Виды мажорного лада:

1) Мажор натуральный:

2) Мажор гармонический (bVI ступень):

Мажор мелодический (bVI и bVII ступени) – на практике употребляется редко, поэтому в курсе музыкальной школы не проходится:

Виды минорного лада:

1) Минор натуральный:

2) Минор гармонический (#VII ступень):

3) Минор мелодический (↑#VI и #VII ступени, ↓ повышения отменяются):



Предварительный просмотр:

2 класс

ГЛАВНЫЕ СТУПЕНИ ЛАДА

Главные ступени – это ступени, на которых строятся главные трезвучия лада:

I

IV

V

Главные ступени лада обозначены функциями:

Т – Тоника (Тоническая функция).

S – Субдоминанта (Субдоминантовая функция).

D – Доминанта (Доминантовая функция).

T

S

D

I

IV

V

Ре мажор:


2 класс

ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА

Главные трезвучия – это трезвучия, которые строятся на главных ступенях лада.

(Трезвучие – это три звука, расположенные через один, или по терциям:

между нижним и средним звуками образуется интервал терция, между средним и верхним – также терция. Крайние звуки образуют квинту)

(I-III-V)

(IV-VI-I)

(V-VII-II)

T35

S35

D35

I

IV

V

Ре мажор:



Предварительный просмотр:

2 класс

ЗВУЧАНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ

Консонансы

(звучат приятно, мягко)

Б35

Мягко,

светло, мажорно

М35

Мягко,

грустно, минорно

Диссонансы

(звучат резко)

Ум35

Резко,

сжато

Ув35

Резко,

расширенно



Предварительный просмотр:

2 -3 класс

ИНТЕРВАЛЫ В ТОНАЛЬНОСТИ

С РАЗРЕШЕНИЕМ

Общие сведения:

1. Интервал – это расстояние между двумя звуками.

2. Интервал, звуки которого играются или поются вместе – гармонический.

Интервал, звуки которого играются или поются по очереди – мелодический.

3. Нижний звук гармонического интервала – основание, верхний – вершина.

4. Интервалы могут строиться как от любой ноты, так и в любой тональности.

Интервалы в тональности:

В тональности каждый интервал можно построить на тех ступеней, на которых он образуется.

Например, на I ступени мажорной и минорной гаммы вверх образуется секунда большая, т.к. между I и II ступенями – тон.

Интервалы в тональности с разрешением:

Интервалы, содержащие одну или две неустойчивые ступени, могут разрешаться в устойчивые по тяготению.

Например, малые терции (м3) от возможных ступеней с разрешением в ля миноре:

      м3  –  м3         м3 –  м3        м3 –  б3         м3 – ч4

       I    -     I         II    -   I           IV   -  III         V   -   V      

Особые виды разрешения:

  1. II ступень может разрешаться вместо I ступени – в III, VII ступень может разрешаться вместо I ступени – в V.

Это нужно делать при разрешении прим, квинт и октав во избежание параллельных (т.е. построенных друг за другом на разных ступенях) прим, квинт и октав.

Например, все квинты от всех ступеней с разрешением в До мажоре:

ч5  -  ч5       ч5    -  м3        ч5    -  м6       ч5    -  м6        ч5   -   ч4         ч5   -  б6      5ум - б3

 I     -  I           II    -   III        III   -   III        IV   -   III         V   -   V         VI   -   V       VII  -  I

  1. В секундах диссонирует нижний звук, поэтому он всегда идет вниз.
  2. В септимах диссонирует верхний звук, поэтому он всегда идет вверх.

Например, секунды и септимы  от некоторых ступеней с разрешением в До мажоре:

                   I - VII - I         II    -   I     III  -  II -   I                   I  -   I   -  I      II – II – I    



Предварительный просмотр:

2-3 класс

ИНТЕРВАЛЫ В ТОНАЛЬНОСТИ

Общие сведения:

1. Интервал – это расстояние между двумя звуками.

2. Интервал, звуки которого играются или поются вместе – гармонический.

Интервал, звуки которого играются или поются по очереди – мелодический.

3. Нижний звук гармонического интервала – основание, верхний – вершина.

4. Интервалы могут строиться как от любой ноты, так и в любой тональности.

Интервалы в тональности:

В тональности каждый интервал можно построить на тех ступеней, на которых он образуется.

Например, на I ступени мажорной и минорной гаммы вверх образуется секунда большая, т.к. между I и II ступенями – тон.

При этом в мажорном и минорном ладу номера ступеней, на которых строится один и тот же интервал, отличаются.

Схема построения интервалов в тональности

Натуральный мажор

Сколько раз

встреча-ется

Натуральный минор

Назва-

ние

Ступени,

на которых может строиться

Назва-

ние

Ступени,

на которых может строиться

ч1

I

II

III

IV

V

VI

VII

7 раз

ч1

I

II

III

IV

V

VI

VII

м2

III

VII

2 раза

м2

II

V

б2

I

II

IV

V

VI

5 раз

б2

I

III

IV

VI

VII

м3

II

III

VI

VII

4 раза

м3

I

II

IV

V

б3

I

IV

V

3 раза

б3

III

VI

VII

ч4

I

II

III

V

VI

VII

6 раз

ч4

I

II

III

IV

V

VII

ч5

I

II

III

IV

V

VI

6 раз

ч5

I

III

IV

V

VI

VII

м6

III

VI

VII

3 раза

м6

I

II

V

б6

I

II

IV

4 раза

б6

III

IV

VI

VII

м7

II

III

V

VI

VII

5 раз

м7

I

II

IV

V

VII

б7

I

IV

2 раза

б7

III

VI

ч8

I

II

III

IV

V

VI

VII

7 раз

ч8

I

II

III

IV

V

VI

VII

Например, м2, б2 на всех возможных ступенях в До мажоре:

     м2                                                 б2

   

              III              VII                           I                  II                IV               V                VI          



Предварительный просмотр:

2 класс

ИНТЕРВАЛЫ ОТ ЗВУКА

Обращение

Ступеневая величина,

Обозначение

Наименование

Тоновая величина

Пример

ч1

-  чистая прима -

м2

-  малая секунда -

0,5т

б2

-  большая секунда -

м3

-  малая терция -

1,5т

б3

-  большая терция -

ч4

-  чистая кварта -

2,5т

ув4

ум5

- тритон -

ч5

-  чистая квинта -

3,5т

м6

-  малая секста -

б6

-  большая секста -

4,5т

м7

-  малая септима -

б7

-  большая септима -

5,5т

ч8

-  чистая октава -

Интервал – это расстояние между двумя звуками.



Предварительный просмотр:

2-3 класс

Обращения интервалов

Обращение – это перенос нижнего звука созвучия на октаву  или верхнего звука на октаву ↓.

(Созвучие – это одновременное звучание двух и более звуков.

К созвучиям относятся интервалы и аккорды)

Каждый интервал имеет одно обращение.

В результате получается другой интервал, который вместе с первым составляет октаву.

Правила обращения:

1   2   3   4    5   6   7   8

Чистые интервалы обращаются в чистые,

Малые ------------------------------- в большие,

Уменьшенные --------------------- в увеличенные

                             и наоборот.

Например, все интервалы с обращениями от ноты «ре» ↑

        

 ч1   -  ч8           м2    -   б7          б2   -   м7          м3    -   б6          б3   -    м6         ч4    -    ч5    

  0т  -    6т          0,5т -   5,5т         1т    -    5т        1,5т   -   4,5т       2т    -    4т          2,5т  -  3,5т

 ч5   -   ч4         м6    -    б3          б6   -    м3          м7    -   б2           б7   -  м2            ч8    -  ч1

 3,5т  -  2,5т        4т    -    2т         4,5т  -   1,5т         5т   -   1т           5,5т  -  0,5т         6т   -   0т


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

3 класс

БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ НОТ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ

Каждая нота имеет своё латинское буквенное обозначение.

        А,а      В,b       C,c       D,d       E,e       F,f        G,g      H,h

       [A]         [Бэ]        [Цэ]       [Дэ]               [Е]          [Эф]       [Гэ]       [Аш или Ха]                                            

is – диез          es – бемоль      

[ис]                    [ес]    

Например: С – до, Cis – До-диез, Ces – До-бемоль. F – Фа, Fis – Фа-диез, Fes – Фа-бемоль.

               [Цэ]      [Цис]               [Цэс]                    [Эф]     [Фис]               [Фэс]          

Исключение: Es – Ми-бемоль, As –Ля-бемоль.

                 [Ес]                      [Ас]        

Музыкальные лады также имеют своё обозначение:

Dur – мажор        moll – минор

[Дур]                         [моль]      

Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить любую тональность.

Например:

C-Dur – До мажор, Fis-Dur – Фа диез мажор, Des-Dur – Ре бемоль мажор.

f-moll – фа минор,  ais-moll – ля диез минор,  es-moll – ми бемоль минор.

БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ НОТ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ

Каждая нота имеет своё латинское буквенное обозначение.

        А,а      В,b       C,c       D,d       E,e       F,f        G,g      H,h

       [A]         [Бэ]        [Цэ]       [Дэ]               [Е]          [Эф]       [Гэ]       [Аш или Ха]                                            

is – диез          es – бемоль      

[ис]                    [ес]    

Например: С – до, Cis – До-диез, Ces – До-бемоль. F – Фа, Fis – Фа-диез, Fes – Фа-бемоль.

               [Цэ]      [Цис]               [Цэс]                    [Эф]     [Фис]               [Фэс]          

Исключение: Es – Ми-бемоль, As –Ля-бемоль.

                 [Ес]                      [Ас]        

Музыкальные лады также имеют своё обозначение:

Dur – мажор        moll – минор

[Дур]                         [моль]      

Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить любую тональность.

Например:

C-Dur – До мажор, Fis-Dur – Фа диез мажор, Des-Dur – Ре бемоль мажор.

f-moll – фа минор,  ais-moll – ля диез минор,  es-moll – ми бемоль минор.



Предварительный просмотр:

3 класс

ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ

В ТОНАЛЬНОСТИ

Главные трезвучия - это трезвучия, которые строятся на главных ступенях лада: I, IV и V.

Главные ступени лада обозначены функциями:

I ступень – Тоника (Т), тоническая функция.

IV ступень – Субдоминанта (S), субдоминантовая функция.

V ступень – Доминанта (D), доминантовая функция.

Соответственно, на I ступени строится тоническое трезвучие (Т35),

На IV ступени – субдоминантовое трезвучие (S35),

На V ступени - доминантовое трезвучие (D35) [в миноре – в гармоническом виде, с #VII ступень].

До мажор:

           Т35                            S35                      D35

 

           I                       IV                      V

ля минор г.:

              t35                       s35                 D35

              I                 IV                V

Каждое из главных трезвучий имеет 2 обращения: 1) секстаккорд; 2) квартсекстаккорд.

Обращения Т35: Т6 (строится на III ступени) и Т46 (строится на V ступени).

Обращения S35: S6 (строится на VI ступени) и S46 (строится на I ступени).

Обращения D35: D6 (строится на VII ступени) и D46 (строится на II ступени).

 Схема построения главных трезвучий с обращениями в тональности

35

6

46

Тоника

I – III – V

III – V – I

V – I – III

Субдоминанта

IV – VI – I 

VI – I – IV

I – IV – VI

Доминанта

V – (#)VII – II 

(#)VII – II – V 

II  – V – (#)VII

До мажор:

         T35           T6            T46        v    S35            S 6            S 46      v    D35           D 6            D 46

          I             III             V             IV            VI              I              V             VII            II

ля минор г.:

         t 35            t 6             t 46         v   s 35            s 6            s 46        v  D35           D 6            D 46

          I             III             V              IV            VI              I              V           #VII           II



Предварительный просмотр:

2 класс

ЗВУЧАНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

Консонансы

(звучат приятно, мягко)

Совершенные

ч1

Слитно – повторение одного звука

ч8

«Эхо»: повторение того же звука через октаву

Весьма совершенные

ч4

Решительно,твёрдо, сигнально

ч5

Пусто, как трезвучие без терции

Несовершенные

м3

Мягко, грустно, довольно близко, как начало минорного трезвучия

б3

Мягко, светло, довольно близко, , как начало мажорного трезвучия

м6

Мягко, широко, минорно

б6

Мягко, широко, мажорно

Диссонансы (звучат резко)

м2

Близко, очень резко

(«острая иголка»)

б2

Близко, довольно резко

(«тупая иголка»)

м7

Широко, довольно резко

Широко, очень резко (не хватает полутона до октавы)

Тритоны – ув4, ум5

Резко, неприятно



Предварительный просмотр:

3 класс

ЗОЛОТОЙ ХОД ВАЛТОРН

«Золотой ход» валторн – последовательность из трёх гармонических интервалов с движением вверх:

  1. секста на III ступени,
  2. квинта на V ступени,
  3. терция на I ступени.

При этом в мажоре секста получается малая, а терция -  большая.

Например:

Ля мажор (A-Dur):

А в миноре – наоборот, секста получается большая, а терция -  малая.

Например:

фа минор (f-moll):



Предварительный просмотр:

3 класс

ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ

Обращение – это перенос нижнего звука созвучия на октаву вверх.

Каждое трезвучие имеет 2 обращения:

  1. 6 – Секстаккорд (крайние звуки образуют интервал сексту)
  2. 46 – Квартсекстаккорд (между нижним и средним звуками – кварта, крайние звуки образуют сексту)

 Например, Т35 с обращениями в До мажоре:

При этом если любое трезвучие (35) строится по терциям

(интервальный состав: 3 + 3),

то в первом обращении (6) между средним и верхним звуком образуется кварта (интервальный состав 3 + 4),

а во втором обращении (46) между нижним и средним звуком образуется кварта (интервальный состав 4 + 3).

Интервальный состав (строение)

мажорных и минорных трезвучий с обращениями:

Мажор

Минор

Б35:   б3 + м3

М35:  м3 + б3

Б6:    м3 + ч4

М6:   б3 + ч4

Б46:   ч4 + б3

М46:   ч4 + м3

Трезвучия с обращениями от звука

Зная интервальный состав, можно построить все трезвучия и обращения трезвучий от одной ноты.     Например, от ноты «ре»:



Предварительный просмотр:

3 класс

ПРАВИЛА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППИРОВКИ ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ

Образование ритмических групп внутри такта называется группировкой длительностей.

  • Инструментальная группировка предполагает соблюдение правил, указанных ниже, и применяется для записи нот для различных инструментов.
  • Вокальная группировка применяется для записи нот со словами.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ ПРОСТЫХ РАЗМЕРОВ

При группировке длительностей в простых размерах (2/4, ¾, 3/8…)

основные доли такта (метрические доли) должны быть отделены друг от друга.

Внутри доли восьмые и более мелкие длительности объединяются под одно ребро.

Например:

В порядке группировки длительностей в простых размерах допускаются следующие исключения:

1) Объединение всех длительностей общим ребром возможно в тех случаях, когда эти длительности одинаковые. Например:

В размере 3/8 ввиду мелких долей такта допускается следующая группировка:

2) Звук, длительность которого занимает весь такт, пишется одной нотой без применения лиги.

3) В том случае, когда у ноты, начинающей собой метрическую долю, стоит точка

(более длинные ноты с точками, переходящие на следующую долю, обычно пишутся без применения лиги, а более короткие, переходящие на следующую долю – с применением лиги). Например:



ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ СЛОЖНЫХ РАЗМЕРОВ

(Сложные размеры – это размеры, которые состоят из одинаковых простых (4/4=2/4+2/4, 6/8=3/8+3/8…))

Группировка в сложных размерах заключается в том, что простые размеры, составляющие их, не объединяются в общие ритмические группы, а группируются отдельно, образуя самостоятельные группы; как бы скрытые такты, не выделенные тактовыми чертами.

Звук, длительность которого занимает весь сложный такт, пишется в виде общей длительности (одной ноты), но иногда также - нотами, связанными лигой, длительность которых равна простым тактам. Этот последний прием более соответствует закономерностям группировки в сложных размерах.

ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ СМЕШАННЫХ РАЗМЕРОВ

(Смешанные размеры – – это размеры, которые состоят из двух- и трехдольных. Например, пятидольные и семидольные: 5/4=2/4+3/4 или наоборот, 5/8=3/8+2/8 или наоборот; 7/4=3/4+2/4+2/4 или в другом порядке, 7/8=2/4+3/4+2/4 или в другом порядке).

Например:

]

Группировка в смешанных размерах, как и в сложных, заключается в том, что простые размеры, составляющие их, группируются отдельно, образуя самостоятельные группы.

ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ ПРИ НАЛИЧИИ СИНКОП

(Синкопа – ритмическая фигура, при которой происходит несовпадение ритмического и метрического акцентов. Возникает, когда звук слабой доли метра продолжает звучать на последующей сильной доле).

Например:

Чаще встречаются следующие формы синкоп, они считаются основными:

а) междутактовые синкопы двухдольные и трехдольные;

б) внутритактовые синкопы двухдольные и трехдольные.

Кроме того, синкопа может образоваться после паузы, приходящейся на акцентируемую долю. ]

В правописании внутритактовых синкоп допускается отступление от правил группировки. Внутритактовую синкопу обычно пишут, сливая слабую и сильную доли в одну ноту, но иногда пишут и при помощи лиги, двумя нотами, придерживаясь правил группировки.

Междутактовые синкопы записывают двумя нотами, связывая их лигой через тактовую черту.



Предварительный просмотр:

3 класс

ТИПЫ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ В ДВУХГОЛОСИИ

Типы голосоведения – это направление движения голосов в интервалах.

  1. ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ: восходящее или нисходящее движение одинаковыми интервалами.

Например: параллельные сексты от III ступени вверх в Ля мажоре (A-Dur):

  1. ПРЯМОЕ: восходящее или нисходящее движение разными интервалами.

  1. ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ: расходящееся или сходящееся: движение в разные стороны.

  1. КОСВЕННОЕ: один голос движется, второй остаётся на месте.



Предварительный просмотр:

4-5 класс

ДОМИНАНТСЕПТАККОРД С ОБРАЩЕНИЯМИ В ТОНАЛЬНОСТИ

Доминантовый септаккорд (D7) – это септаккорд (аккорд из 4 звуков, расположенных по терциям), который строится на V ступени лада.

Интервальный состав (строение) D7 : б3+ м3+ м3 (по своему виду он малый мажорный – МБ7).

В тональности D7  строится в мажоре и гармоническом миноре.

Он состоит из неустойчивых ступеней (за исключением V), которые разрешаются в устойчивые по тяготению (V ступень в D7 тоже разрешается – скачком в I).

Таким образом, D7  разрешается в неполное Т35 – без квинтового тона и с утроенной примой – можно сказать, в тоническую терцию с утроенной примой.

До мажор                                                до минор г.

                           

D7  имеет 3 обращения:    D56, D34, D2.

  1. Доминтовый квинтсекстаккорд - D56  - строится на VII (в миноре – на #VII)  ступени.

Разрешается в Т35 с удвоенной примой.  Интервальный состав D56: м3+ м3+ б2.

  1. Доминтовый терцквартаккорд - D34  - строится на II ступени.

Разрешается в развёрнутое Т35.  Интервальный состав D34: м3+ б2+ б3.

  1. Доминтовый секундаккорд - D2  - строится на IV ступени.

Разрешается в Т6 с удвоенной примой. Интервальный состав D2: б2+ б3+ м3.

До мажор

до минор г.

РАЗРЕШЕНИЕ D7  В  VI35

Доминантсептаккорд (D7) в тональности может разрешаться не только в тонику, но и в трезвучие VI ступени (VI35). Такой оборот называется прерванным.

При этом V ступень D7 разрешается вместо I ступени в VI, а остальные ступени разрешаются в устойчивые по тяготению. Таким образом, D7  разрешается в VI35 с удвоенной терцией.

До мажор        

        D7       VI35            

        V        VI

 

до минор  г.                         

           D7        VI35                                            

                 V      VI



Предварительный просмотр:

4 класс

ВИДЫ СЕПТАККОРДОВ

Септаккорд (7) – это аккорд из четырёх звуков, расположенных по терциям.

Виды септаккордов зависят от вида септимы и вида трезвучия, входящих в их состав.

Поскольку видов септимы всего три (б7, м7, ум7), а видов трезвучия – четыре (Б35, М35, Ум35, Ув35), то теоретически можно построить всего 12 септаккордов:

(Первая буква обозначения септаккорда относится к септиме, вторая – к виду трезвучия, входящим в их состав. Например, Большой мажорный септаккорд)

На основе б7  -

ББ7   (интервальный состав: бз+м3+бз)

БМ7      (интервальный состав: м3+бз+бз)

Б Ум 7   (интервальный состав: м3+м3+3ув)

Б Ув 7    (интервальный состав: бз+бз+м3)

На основе м7-

МБ7  (интервальный состав: бз+м3+м3)

ММ7    (интервальный состав: м3+бз +м3)

М Ум 7  (интервальный состав: м3+м3+бз)

М Ув 7  (интервальный состав: бз+бз+ум3)

На основе ум7-

УмБ7 (интервальный состав: бз+м3+ум3)

УмМ7  (интервальный состав: м3+бз +ум3)

Ум7          (интервальный состав: м3+м3+м3)

Ум Ув7 (интервальный состав: бз+бз+ум3)

Из них наиболее употребимы 7 септаккордов:

Большой мажорный

Большой минорный

Большой увеличенный

Малый мажорный

Малый минорный

Малый уменьшенный

Уменьшенный

- ББ7   

- БМ7  

- БУв 7  

- МБ7 

- ММ7

- МУм7

- Ум7          

(интервальный состав: бз+м3+бз)

(интервальный состав: м3+бз+бз)

(интервальный состав: бз+бз+м3)

(интервальный состав: бз+м3+м3)

(интервальный состав: м3+бз +м3)

(интервальный состав: м3+м3+бз)

(интервальный состав: м3+м3+м3)

 

            ББ7             БМ7          Б Ув 7         МБ7            ММ7             М Ум 7              Ум7  

      бз+м3+бз         м3+бз+бз      бз+бз+м3      бз+м3+м3      м3+бз +м3        м3+м3+бз           м3+м3+м3



Предварительный просмотр:

4 класс

ОБРАЩЕНИЯ СЕПТАККОРДА

Обращение – это перенос нижнего звука созвучия на октаву вверх.

Каждый септаккорд (7) имеет 3 обращения:

1) 56 – квинтсекстаккорд;

2) 34 – терцквартаккорд;

3) 2 – секундаккорд.

Например, Доминантовый септаккорд, т.е. септаккорд V ступени (D7) с обращениями:

До мажор

                 D7                       D56                      D34                   D2

                  V                        VII                      II                         IV

При этом если любой септаккорд (7) строится по терциям

(интервальный состав: 3 + 3 + 3),

то в первом обращении (56) вверху образуется секунда

(интервальный состав 3 + 3 + 2),

во втором обращении (34) в середине образуется секунда (интервальный состав 3 + 2 + 3),

в третьем обращении (2) внизу образуется секунда

(интервальный состав 2 + 3 + 3).

Таким образом, интервальный состав D7 с обращениями:

D7:    б3 + м3 + м3

D56:   м3 + м3 + б2

D 34:  м3 + б2 + б3

D 2:    б2 + б3 + м3



Предварительный просмотр:

4 класс

ТРИТОНЫ В ТОНАЛЬНОСТИ

Тритоны – это интервалы, содержащие 3 тона: увеличенная кварта (ув4) и уменьшенная квинта (ум5).

Тритоны – неустойчивые интервалы. Они разрешаются в устойчивые по тяготению:

Уменьшенные интервалы при разрешении сужаются (ум5 разрешается в м3 или б3),

Увеличенные –                                        расширяются (ув4 разрешается в м6 или б6).

В тональности тритоны строятся в натуральном и гармоническом мажоре и миноре.

В паре тритонов интервалы являются обращением друг друга, как и их разрешения:

Например, в натуральном До мажоре тритон ум5 образуется на VII ступени - он строится от VII к IV ступени – значит, тритон ув4 будет строиться от IV к VII ступени.

В натуральном мажоре и гармоническом миноре ум 5 строится на VII ступени и разрешается внутрь (сужается) – в терцию на I ступени; а ув 4 строится на IV ступени и разрешается наружу (расширяется) – в сексту на III ступени.

В гармоническом мажоре и натуральном миноре ум 5 строится на II ступени и разрешается в терцию на III ступени, а ув 4 строится на VI ступени и разрешается в сексту на V ступени.

То есть, в целом можно запомнить, что тритон ум5 строится на VII и II (то есть на вводных) ступенях: в мажоре сначала на VII, а потом на II, а в миноре – наоборот, сначала на II, а потом на VII. А ув 4 строится как обращение ум5.

Этапы построения тритонов с разрешением в мажоре:

  1. Найти в тональности VII ступень, построить ум5, разрешить внутрь в б3, подписать получившиеся интервалы и ступени.
  2. «Перевернуть» (обратить) эти интервалы – поменять местами звуки в них: получится ув4 с разрешением наружу в м6, подписать получившиеся интервалы и ступени.
  3. Перейти к гармоническому виду:  найти в тональности II ступень, построить ум5, разрешить внутрь в м3, подписать получившиеся интервалы и ступени.
  4. «Перевернуть» (обратить) эти интервалы – поменять местами звуки в них: получится ув4 с разрешением наружу в б6, подписать получившиеся интервалы и ступени.

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ТРИТОНОВ С РАЗРЕШЕНИЕМ В МАЖОРЕ

МАЖОР Н.

МАЖОР Г.

ум5 →

б3

ув4→

м6

ум5→

м3

ув4→

б6

VII–IV

I–III

IV–VII

III–I

IIbVI

III–V

bVI–II

V–III

До мажор

        н.                                      г.             

           ум5    б3   ув4   м6       ум5     м3      ув4     б6

 

            VII     I      IV     III         II       III      bVI     V

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ТРИТОНОВ С РАЗРЕШЕНИЕМ В МИНОРЕ

МИНОР Н.

МИНОР Г.

ум5→

б3

ув4→

м6

ум5→

м3

ув4→

б6

II–VI

III–V

VI–II

V–III

VII–IV

I–III

IVVII

III–I

ля минор

        н.                                     г. 

          ум5    б3     ув4  м6     ум5      м3      ув4      б6  

 

              II     III    VI     V      ♯VII     I       IV      III