Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях с хоровым коллективом (ансамблем)

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества и  должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений. Формирование представлений о здоровом образе жизни у школьников – это целостный процесс. Он требует от педагога знания и владения разными приемами работы с детьми, а так же пропаганда здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_hor.docx17.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях с хоровым коллективом (ансамблем)

Автор:  педагог дополнительного образования ГБОУ школы № 530 Пушкинского района  Санкт-Петербурга Чередниченко Елена Георгиевна.

Я работаю педагогом дополнительного образования в ГБОУ школе № 530 Пушкинского района, г.Санкт-Петербурга   по образовательной программе «Хоровой коллектив». В данной статье я хочу обратить внимание  о влиянии музыки на здоровье человека и о применении здоровьесберегающих технологий на занятиях с хоровым коллективом (ансамблем)

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества и  должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений. Формирование представлений о здоровом образе жизни у школьников – это целостный процесс. Он требует от педагога знания и владения разными приемами работы с детьми, а так же пропаганда здорового образа жизни.

Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Музыка сама по себе является феноменальным явлением. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние и настроение. Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции, оказывается, даже побеждают физическую боль.

Проведенные научные исследования показывают, что некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию.

Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.

Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой.

Пение – любимый вид музыкальной деятельности среди детей. Петь полезно в любом возрасте, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся. Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

Моя задача на занятиях  – создать полноценные условия для поддержания и сохранения здоровья воспитанников; развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии; внедрить эти технологии в образовательный процесс; закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения их физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики учащихся и их комфортного состояния в образовательном процессе.

На занятиях вокала  могут применяться такие здоровьесберегающие технологии, как вокалотерапия, ритмотерапия.

Основатель современной научной музыкальной терапии Шушарджан Сергей Ваганович, раскрывая механизмы вокалотерапии, отмечает, что в процессе вокалотерапи происходит стимуляция работы внутренних органов за счёт активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных процессов, возникающих в результате фонации.  

Вокалотерапия предполагает использование на занятиях определенных дыхательных и голосовых упражнений, которые кроме развивающих и обучающих задач, решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи.

     Выполнение  дыхательных  упражнений дыхательной лечебной гимнастики,  разработанной  педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Разработанная ею методика была создана для певцов и актеров, и является самым эффективным средством для постановки голоса и лечения заикания. Дыхательная гимнастика Стрельниковой снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, Улучшает дренажную функцию бронхов, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,  повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно - психическое состояние.

Конечно же, гимнастика Александры Николаевны очень объемна, знаменитая «стрельниковская сотня» включает в себя около 96 упражнений. Мы на уроках вокала с детьми используем наиболее простые и распространенные упражнения  «Ладошки», «Насос», «Кошка», «Погончики» .

На своих занятиях я использую упражнения для развития артикуляционного аппарата, правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

В качестве релаксации, для переключения внимания детей на другой вид деятельности на уроках хорового пения я часто использую  ритмотерапию - различные музыкально-ритмические упражнения. Они помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.

Хоровое  пение должны снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся, доставлять детям радость. Поэтому на своих занятиях я всегда стремлюсь к созданию  благоприятного эмоционально-психологического климата, быть доброжелательной, с улыбкой на лице, во время разучивания песенного репертуара хвалить своих учеников. Только в такой обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости повышается работоспособность учащихся, усвоение знаний идет более качественно, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей детей, решается задача предупреждения утомления учащихся

На своих занятиях постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы учащиеся пели естественным голосом, не форсируя звуки. Я, как педагог стараюсь следить за своей речью, избегая повышения голоса. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать выводы: занятия вокалом с использованием здоровьесберегающих технологий очень эффективны в плане поддержания и сохранения здоровья учащихся; музыка в целом, и хоровое пение в частности, способствуют формированию здорового образа жизни.