Работа над художественным образом музыкального произведения
Художественный образ музыкальных произведений – понятие широко известное и общепринятое. Не существует единого и универсального определения художественного образа музыки, имеются разные трактовки. С позиции практической работы в классе специального фортепиано я формулирую условное определение художественного музыкального образа.
Для удобства восприятия предлагаемого материала выделим три составляющие музыкального образа:
1) замысел композитора в нотах
2) личность ученика, интерпретирующего данный текст. Нужно учитывать его музыкальные данные, возраст, профессиональные навыки и т.д.
3) личность педагога, организующего работу ученика. Важны его опыт, мастерство, педагогическая техника и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_hudozhestvennym_obrazom_muzykalnogo_proizvedeniya.doc | 57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Городского округа Королев Московской области
«Детская хоровая школа «Подлипки» им. Б.А. Толочкова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему:
«Работа над художественным образом музыкального произведения на уроках фортепиано»
Викольская О.В.
преподаватель по
классу специального
фортепиано
г. Королёв, 2015-2016г.
Содержание
1. Построение художественного образа в музыкальном произведении с учетом замысла композитора и личностных качеств педагога и ученика 3
2. Типы занятий для наиболее эффективной работы над музыкальным образом 6
3. Заключение 10
4. Список использованной литературы 11
1. Построение художественного образа в музыкальном произведении с учетом замысла композитора и личностных качеств педагога и ученика
Художественный образ музыкальных произведений – понятие широко известное и общепринятое. Не существует единого и универсального определения художественного образа музыки, имеются разные трактовки. С позиции практической работы в классе специального фортепиано я формулирую условное определение художественного музыкального образа.
Для удобства восприятия предлагаемого материала выделим три составляющие музыкального образа:
1) замысел композитора в нотах
2) личность ученика, интерпретирующего данный текст. Нужно учитывать его музыкальные данные, возраст, профессиональные навыки и т.д.
3) личность педагога, организующего работу ученика. Важны его опыт, мастерство, педагогическая техника и т.д.
Обращение к данному вопросу необходимо с момента поступления ребенка в музыкальную школу. Так во время приемных экзаменов можно попросить его спеть «Колыбельную», объяснить назначение песни, обрисовать ее характер. Можно исполнить плясовую мелодию и предложить рассказать о том, что она может отображать, графически нарисовать отдельные моменты ее исполнения или артистично изобразить воображаемую сценку.
Далее нам требуется дать определение эмоциональной характеристики восприятия мажора (светло, радостно, оптимистично) и минора (приглушенно, грустно, печально), что в дальнейшем способствует более точному восприятию характера музыкального произведения. Ребенок может отобразить свои ассоциации, связанные с данным музыкальным произведением, в рисунках. От простых форм переходим к более сложным: песенки – пьесы – гаммы и этюды, полифония, крупная форма. Надо развить творческую инициативу, воображение и эмоциональность ребенка для полноценной работы над произведением.
Замысел композитора – это точная и правильная передача художественного смысла произведения, что возможно только при грамотном и внимательном прочтении нотного текста, при квалифицированном анализе всех его составляющих. Ученику следует проявлять в этой работе максимум самостоятельности. Важно научить ребенка тому, как правильно разбирать нотный текст, обращая внимание на его мельчайшие детали, предложить и объяснить основные принципы работы, научить обобщать и анализировать пройденное. Наиболее неблагоприятным в развитии творческой индивидуальности ученика является натаскивание. Но и излишней свободы в работе над сочинением, когда многое остается несделанным и незавершенным, допускать нельзя.
Личность ученика - при определенных общепринятых музыкальных и двигательных данных (слух, ритм, память, координация, «аппарат») требует воспитания в первую очередь внимания, т.е. наблюдательности, сосредоточенности. Также необходимо воспитание эмоциональности (умению слушать себя) и воспитание интеллекта.
Следует обратить особое внимание на развитие индивидуальности ученика. После первого прочтения текста сразу же начинается детальная работа над произведением. При этом необходимо выполнение последовательных слуховых задач, для этого надо сначала концентрировать внимание ученика на чем-нибудь одном и затем постепенно умножать элементы музыкальной ткани, слушаемые одновременно.
Личность педагога – должна сочетать в себе высокие этические, моральные качества и высокий профессионализм. И если человеческие качества формируются задолго до момента преподавания (с детства), то профессионализм и принадлежность к определенной школе диктует различный подход к организации внутри классной работы. Стоит отметить важность владения педагогической техникой при работе с учеником над художественным образом. Существует множество способов, приемов и форм воздействия на ученика (показ, объяснение, жест, мимика, эмоциональный тон, сравнение и т.п.). Нужно уметь максимально эффективно пользоваться ими в каждом индивидуальном случае. Постановка точных и интересных исполнительских задач возможна только при детальном знании-слышании изучаемого в классе произведения самим педагогом. Надо профессионально знать каждое произведение, преподаваемое ученикам. Принципиальность и авторитетность педагога помогают ученику лучше следить за своей игрой, эффективно проверять себя, соотносить свое исполнение с показом педагога.
2. Типы занятий для наиболее эффективной работы над музыкальным образом
1. Монотематические уроки. Они концентрируются вокруг единого художественно-смыслового стержня и посвящаются решению какой-либо одной проблемы. Приведем примеры.
а) Разбор нотного текста. Приводя примеры, педагог учит методу разбора, осмысливанию авторских указаний, охвату музыкальных комплексов (мелодических построений, аккордов и т.д.), умению замечать все детали нотного текста. Это применяется как для одного, так и для нескольких уроков.
б) Значение мелодии, как основы создания художественного образа. Здесь происходит выявление мелодической сущности различных произведений, определяется смысловое соотношение основной и сопровождающих линий. На таком уроке уделяется внимание технике исполнения подвижных пассажей, а также украшений
в) Свобода и непринужденность в обращении с инструментом служит обязательным элементом исполнительской техники при создании художественного образа. Внимание ученика обращаем на разнообразное использование веса руки, тактильное ощущение кончиков пальцев при погружении в клавиатуру, поиски свободной посадки и рабочий мышечного тонуса.
д) Могут быть также разные виды педальных, гармонических, полифонических, текстологических, аппликатурных уроков.
2. Политематические уроки сочетают в себе различные, часто контрастирующие задания. Они направлены на более объемный спектр познаваемого материала. Нередко это позволяет повысить интерес ученика. Часто применяется и такая форма организации урока как выделение «стержня» в каждом из нескольких произведений, изучаемых учеником. Вокруг центрального задания как бы группируются важные детали, количество которых должно быть ограничено.
3. Уроки в свободной форме проводятся с учащимися, стоящими на более высоком уровне развития, способными усвоить сложные указания педагога, умеющими работать инициативно и самостоятельно. Над особенно трудной пьесой можно поработать детально и длительно, пока не появится заметный результат. Если ученик уже находится на пути к достижению цели, ему представляется возможность здесь же на уроке добиваться улучшения. При этом педагог лишь изредка дает наводящие указания. Такая форма работы под ненавязчивым контролем педагога чрезвычайно эффективна, так как позволяет проверить и направить самостоятельную работу учащегося.
В процессе любого из вышеперечисленных типов занятий необходимо чаще переключать ученика от собственно работы к обыгрыванию. В рабочем плане урока надо разграничить изучение и исполнение. Это поможет воспитанию эстрадного самочувствия молодого пианиста. Еще один момент: во время работы необходимо давать ученику и некоторую разрядку, например, сыграть ему какую-либо пьесу, побеседовать о последних музыкальных впечатлениях, поиграть с ним в четыре руки. В результате внимание ребенка освежается и он вновь готов к настойчивой, требующей мобилизации всех сил работе.
Среди бесконечного разнообразия уроков должны быть и уроки восхищения. Нужно учить нашего воспитанника восхищаться тем, что, разумеется, достойно этого. Однако, учитель не может слепо подстраиваться под каждого ученика, эстетические принципы педагога определенны и целенаправленны.
Работа над музыкальным образом в ДМШ имеет свои отличительные особенности в зависимости от возраста ребенка. На занятиях с младшими школьниками (6-9 лет), обязательно вкрапливать в работу элементы игры: соревнования, «выдумки». Особо ценится инициатива самих детей. Непринужденное поведение ученика на уроке поможет педагогу подобрать ключ к его душе, найти затрагивающие его воображение названия пьес, сюжеты, образы, ассоциации. Помочь можно ярким словом, доходчивым показом, выразительным жестом.
Наблюдательность педагога поможет ему своевременно заметить признаки усталости ребенка и своевременно дать ученику некоторую разрядку или закончить урок. Дети нуждаются в частом поощрении и оценке проделанной работы. При этом формулировка домашнего задания должна быть четкой и ясной. Необходимо чувствовать, в каком настроении ученик уходит с урока, ведь это может предопределить качество его самостоятельной работы.
Многое из вышесказанного сохраняет силу и применительно к занятиям со старшими школьниками и подростками (10-14 лет). Но педагогу, воспитывающему ученика на протяжении ряда лет, особенно важно замечать происходящие в нем изменения и своевременно «переходить» к более серьезному, «взрослому» тону занятий, что подростки очень любят.
Следует реже давать готовые решения и чаще ставить перед ними проблемы, требующие продумывания, сопоставлений, выводов. От учеников закономерно требовать не только грамотного разбора текста, но и объяснения представляемого им художественного образа сочинения, а также самостоятельно подготовленного эскиза исполнения, на основе которого будет происходить дальнейшая совместная работа. Педагог может порекомендовать им прочесть ту или иную книгу, прослушать грамзаписи, компакт-диски, заглянуть в музыкальный словарь или музыкальную энциклопедию.
Таким образом у подростка пробуждается интерес к новым явлениям в жизни искусства. Педагог ненавязчиво помогает ему уберечься от бесплодных блужданий и вводит его в круг современных исканий художественных образов в исполнительском творчестве.
К особенностям работы с учениками старшего школьного возраста следует отнести изменившуюся форму организации урока. В данном случае отпадают некоторые ограничения. Подросток обязан уметь подолгу интенсивно работать над трудным для него сочинением. Домашнее задание может потребовать от него самостоятельных и длительных усилий. Один хороший урок способен дать весьма ощутимый «толчок» в работе, а это в свою очередь способствует разогреванию исполнительской и художественной интуиции молодого пианиста. В плане рассматриваемой нами темы особого внимания педагога требует эмоциональный мир подростка. Переломному возрасту присущи иногда замкнутость, застенчивость, повышенная ранимость. К этим переживаниям нужно тактично относиться. В конечном счете работа над музыкальным образом сочинения складывается из многих составляющих, и душевное состояние ребенка очень важный фактор, способный повлиять на этот процесс.
Заключение
Основная задача в работе над образным строем музыкальных произведений – создать условия для художественного исполнения учеником выученных им сочинений, дать возможность ребенку почувствовать себя музыкантом-художником.
В идеале вдохновение должно проявляться всякий раз, когда ребенок обращается к музыке. Педагогической удачей будет успех ученика на эстраде.
Таким образом, работа над художественным образом музыкального произведения должна носить многогранный характер. Ученик и педагог полны энтузиазма и любви к своему делу, это, в свою очередь, дополняется индивидуальностью ученика и огромным обаянием личности педагога (культурой). В этом союзе рождается великое многообразие форм и методов работы над художественными образами музыкальных произведений.
Список использованной литературы
1) Коган Г. Работа пианиста. – М.: Классика-XXI, 2004.
Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игре на фортепиано. – М.:
2)Классика-XXI, 2002.
3) Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1982.
4) Перельман Н. В классе рояля. – Л.: Музыка, 1970.
5) Перельман Н. Научить размышлять у рояля. – Л.: Музыка, 1983.
6) Савшинский С. Пианист и его работа. – М.: Классика-XXI, 1986.
7) Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, 1989.