Конспект открытого урока по вокальному ансамблю «Методы и приемы хорового сольфеджио в приобретении вокально-хоровых навыков учащимися ДМШ и ДШИ»
Данный конспект занятия предназначен для педагогов, занимающихся хоровым пением с детьми 5 - 7 лет. В работе используется методика Г. Струве "Хоровое сольфеджио". Использование ручных знаков помогают сформировать у детей звуковысотный слух, а также приобретаются навыки пения с листа. Кроме этого, занятие направлено на развитие гармонического и метроритмического слуха. А использование шумовых инструментов делают урок более живым и интересным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_horov._solfedzhio.docx | 33.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методы и приемы хорового сольфеджио в приобретении вокально-хоровых навыков учащимися ДМШ и ДШИ.
Цель – Развитие музыкального мелодического, гармонического и метроритмического слуха, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков.
Задачи :
Образовательные:
- Научить свободно петь с листа новые произведения с названием ступеней и нот.
- Петь с использованием ручных знаков.
- Добиваться чистого унисона как основы для развития мелодического гармонического слуха;
Развивающие:
- Развитие мелодического слуха .
- Обучение исполнителя подстраивать голос к другим участникам хора, то есть петь в ансамбле.
- Развитие гармонического слуха, умение прислушиваться к разным партиям хора (ансамбля), умение слышать «вертикаль».
- Развитие метроритмического слуха.
- Использование шумовых инструментов для воспроизведения ритмического рисунка произведения.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
- воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,
- воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный ( обсуждение мелодического рисунка произведения, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение
услышанного детьми).
Методические приёмы:
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
- представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
- пение «цепочкой» с целью выстраивания унисона.
- вокализация песен на слог и сольфеджио;
- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона .
- образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников;
- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Оборудование занятия:
- фортепиано, нотный текст песни , гармонические партитуры, ступеневый звукоряд, шумовые инструменты (ложки), иллюстрация к песне «Мой конек».
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас состоится очень необычное занятие, где каждый из вас может проявить себя как талантливый певец и музыкант.
А начнем мы его как обычно – с дыхательных упражнений, чтобы подготовить наш организм к пению.
Дыхательные упражнения ( по методике Стрельниковой)
- «Ладошки» (короткий вдох носом и резкий выдох ртом, ладошки при этом как-бы выталкивают воздух)
-«Машинка» (короткий вдох носом и длинный выдох через неплотно сжатые губы)
Распевка хора:
1) Начиная с примарного тона на одной ноте исполнение попевки «Барашеньки-крутороженьки» - данная распевка способствует выстраиванию унисона, вырабатыванию четкой дикции, умению использовать различные движения в процессе пения.
2) Попевка «У кота-воркота» в диапазоне терции направлена на развитие исполнения кантилены.
3) Исполнение попевки «Я бегу» в диапазоне квинты способствует правильному исполнению нисходящего хода от V к I ступени, также активизирует внимание учащихся.
4) Исполнение гаммы До мажор с ручными знаками.
5) Исполнение гармонических партитур с названием ступеней.
Чешская народная песня. Мой конек.
Детям предлагается разучить новую песню «Мой конек».
- Прохлопываем ритмический рисунок на ритмослоги «та» и «ти».
- Пропевание мелодии с названием ступеней и использованием ручных знаков. Особое внимание следует обратить на скачки от V низ. к III ступени, а также на высокое интонирование VII ступени с разрешением в тонику.
- Пропевание мелодии с названием нот и использованием ручных знаков ( по желанию детей).
- Знакомство со словами песни. Пропевание мелодии с текстом в среднем темпе.
- Предлагается изобразить цокот копыт. Как это можно сделать? (дети предлагают варианты)
- Использование деревянных ложек. Отстукивание метроритмической фигуры.
- Исполнение песни с использованием ложек.