Программа по учебному предмету "Занимательное СОЛЬФЕДЖИО"
Учебный предмет «Сольфеджио» занимает важное место в системе обучения детей в ДМШ и ДШИ, так как этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений. «Занимательное сольфеджио» - это тоже сольфеджио, но даётся в игровой и увлекательной форме, и является наиболее эффективной формой музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста, т.к. способствует выявлению и развитию музыкальных способностей детей, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, стимулирует их творческое воображение.
Дошкольный период – возраст, наиболее восприимчивый к обучению, а для развития таких способностей, как музыкальные, он является решающим.
Рекомендуемый возраст детей, поступающих в ДМШ на общеразвивающую программу – с 6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnoe_solfedzhio_programma_1god.docx | 61.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа №14»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ музыкально-эстетическая ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Предметная область
ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
Программа по учебному предмету
Занимательное СОЛЬФЕДЖИО
Кемерово 2015
«Рассмотрено» Методическим советом образовательного учреждения ____________________________ (дата рассмотрения) | «Утверждаю» Директор – ФИО ______________ (подпись) ______________________________ (дата утверждения) |
Организация-разработчик: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 14» г. Кемерово.
Разработчики – Гриценко Татьяна Евгеньевна, Дружинина Антонина Викторовна, преподаватели теоретических дисциплин ДМШ №14.
Рецензент –
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
- Форма проведения урока
- Цели и задачи учебного предмета.
- Структура программы учебного предмета.
- Методы обучения.
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета
2.1. Учебно-тематический план.
2.2. Виды и формы работы на уроках.
2.3. Формы и методы контроля. Критерии оценки.
3. Список учебно-методической литературы
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013г. №191-01-39/06-ГИ, а также опирается на передовые методики развития музыкальных способностей детей (В.Кирюшина «Система образного развития слуха», П. Вейс «Система относительной сольмизации», К.Орфа «Ритмическое воспитание», Т.Боровик «Развитие музыкальности детей в курсе сольфеджио»; И.Е. Домогацкая «Развитие музыкальных способностей»; Л.Н.Шаймухометова , Л.Алексеева, Т.Тютюнникова «Учебно-методические материалы для детей старшего дошкольного возраста»).
Учебный предмет «Сольфеджио» занимает важное место в системе обучения детей в ДМШ и ДШИ, так как этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений. «Занимательное сольфеджио» - это тоже сольфеджио, но даётся в игровой и увлекательной форме, и является наиболее эффективной формой музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста, т.к. способствует выявлению и развитию музыкальных способностей детей, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, стимулирует их творческое воображение.
Дошкольный период – возраст, наиболее восприимчивый к обучению, а для развития таких способностей, как музыкальные, он является решающим.
Учебный предмет «Занимательное сольфеджио» тесно связан с предметами «Сольфеджио», «Ритмика», «Слушание», «Хор» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в ДМШ.
Рекомендуемый возраст детей, поступающих в ДМШ на общеразвивающую программу – с 6 лет.
- Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Занимательное сольфеджио» составляет 1 год обучения.
1.3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом ДМШ №14 на реализацию учебного предмета «Занимательное сольфеджио» составляет 36 аудиторных часов.
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповая от 4 до 8 человек, 1 час в неделю с продолжительностью – 30 минут.
1.5. Цель и задачи учебного предмета
Главная цель обучения дошкольников – общее музыкально-эстетическое развитие - выявление, развитие задатков и музыкальных способностей детей.
Задачи:
- подарить детям радость общения с музыкой;
- дать яркие художественные впечатления;
- помочь воспитать музыкальную восприимчивость, эмоциональную отзывчивость на услышанное;
- развить музыкальный слух, память, чувство ритма;
- научить умению проявлять себя в пении;
- научить умению связывать с музыкой живописные образы, движения в играх;
- научить осмысливать метроритмические соотношения через движения;
- сформировать первоначальные музыкальные знания и навыки;
- воспитать в учениках творческое начало, желание музицировать. Задачи предмета не исчерпываются только развитием музыкальных способностей. Это комплексный предмет, включающий педагогические приёмы, эффективно воздействующие на эмоциональную сферу и интеллект.
1.6. Структура программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы учебного предмета «Занимательное сольфеджио» являются государственные требования к дополнительным общеразвивающим программам в области музыкального искусства, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- учебно - тематический план;
- виды и формы работы на уроках;
- формы и методы контроля.
1.7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, сказка, беседа);
- наглядный (образно-дидактические и ритмические карточки, яркие иллюстрации, видео);
- метод игровой мотивации (использование дидактических, музыкально-ритмических игр, музыкальных игрушек-гостей, видео);
- концентрический (постоянное повторение, возвращение к пройденному на новом уровне);
- принцип накопления музыкальных впечатлений.
1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база ДМШ№14 соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
В школе созданы необходимые материально-технические условия, которые благотворно влияют на успешную организацию образовательного и воспитательного процесса.
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.
Средства обучения:
Фортепиано, шумовые ударные инструменты, учебная магнитная доска, музыкальный центр, DVD проигрыватель, компьютер.
Наглядные пособия:
Наглядные методические пособия, видео, раздаточный материал, иллюстрации, музыкальные игрушки-гости, музыкальные инструменты.
2. Содержание учебного предмета
Учебная программа по предмету «Занимательное сольфеджио» рассчитана на 1 год обучения. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства с музыкальными звуками-образами, изучения нот и правил на нотном стане до чтения с листа.
2.1. Учебно – тематический поурочный план
Тема 1. Где живут и прячутся звуки?
Урок №1 – Какие бывают звуки? Как услышать чудо и увидеть звук.
Урок №2 - Волшебные превращения звуков.
Тема 2. Звук – тон и звук – интонация
Урок №3 - Изображаем голосом разные звуки.
Урок №4 - Учимся превращать звуки в интонации.
Тема 3. Звук и слово
Урок №5 - Перевод слова и движения в музыкальный образ.
Тема 4. Весёлое сольфеджио
Урок №6 - Мимические игры.
Урок №7 - Театральные диалоги.
Тема 5. Звуковые краски музыки
Урок №8 - Путешествие в сказку. Тембр и музыкальные инструменты.
Урок №9 – О лисичке, репке и музыкальных инструментах. Начинаем петь – звук-солнышко и звук-лошадка.
Урок №10 – Клавиши, регистры и звукоряды. Учимся решать художественные задачи. Звук-солнышко и звук-парашютик.
Урок №11 – Динамические превращения звука. Форте, пиано и музыкальные вилочки.
Урок №12 – Волшебные превращения звуков продолжаются.
Урок №13 – Динамические диалоги. Звук-домик.
Урок №14 – Звук и темп, или кто как двигается.
Урок №15 – Проверь себя! (Задания для самых старательных)
Урок №16 –Потешное сольфеджио. Новогодние подарки.
Тема 6. Звучащее время
Урок №17 – Зачем звуку время, а также про звуки долгие и короткие.
Урок №18 – О буквах гласных и согласных. Зачем делить слова на слоги.
Урок №19 – История о музыкальном молотке. Кто такие ТА и ТИ?
Урок №20 – О паузе, или как остановить музыку?
Урок №21 – Можно ли читать ноты и рисовать музыку? Волшебные превращения ритмических рисунков.
Урок №22 – О шаге и пульсе. Звук-леечка и звук-машинка.
Урок №23 – Сочиняем музыку для барабана. Звук-самолётик.
Тема 7. Нотное королевство.
Урок №24 –Музыкальная … школа! О чудесных превращениях. Где живут ноты?
Урок №25 – Как попасть в гости к нотам, или зачем нужны ключи. Семь принцесс.
Урок №26 – Подружиться с нотками желаем.
Урок №27 – Занимательное сольфеджио.
Урок №28 – Игровое сольфеджио. Приключения нот и музыкальных знаков. Такты-квартиры.
Урок №29 – Музыкальная лесенка.
Урок №30 – Кукла Миля изучает музыку.
Тема 8. Школа творчества
Урок №31 – Путешествие в верхний нотный регистр.
Урок №32 - Путешествие в нижний нотный регистр.
Урок №33 – Весёлые перевёртыши.
Урок № 34 – «Карнавал животных». Задания для музыканта-художника.
Урок №35 – «Если бы композитором был я?» Проверь себя!
Урок №36 – «Музыка – волшебная страна».
2.2. Виды и формы работы на уроках
Структура учебного процесса на подготовительном отделении определяет практические формы работы, лежащие в основе каждого урока; принцип активной деятельности дошкольника определяется также преобладанием устных форм в поурочной системе. Получасовые уроки «Занимательного сольфеджио» построены в форме игры, сказки, с просмотром видео. Урок строится не просто по плану, а по сценарию, предполагающему драматургическое развитие «действия»: логику появления каждой формы занятия, а также взаимосвязь уроков – «сцен» между собой. Через игровые дидактические упражнения идет накопление слуховых, ритмических и вокально-интонационных навыков. На каждом уроке сочетаются следующие виды работы:
- вокально-интонационные навыки;
- ритмическое воспитание;
- музыкальные игры;
- слушание музыки и беседы о музыке;
- творческие упражнения.
Вокально-интонационные навыки
Акцентирование внимания на понятия: совместное дыхание, начало и окончание песни, ритмический унисон, стремление к интонационному унисону в диапазоне d – a первой октавы.
Осознание понятия интонация. Отдельные важные интонации V-I, V-III-I, I-II-I, III-II-I, II-V-I.
Продолжительная работа в малоступенных ладах в диапазоне трихорда и тетрахорда, пентатоника мажорная и минорная.
Пение мажорного и минорного трезвучий.
Формы работы и примерные задания:
- Пение попевок из фольклора: например: «Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Шла коза»;
- Песенки-приветствия, распевки, интонационные имитации по принципу «Эхо»;
- Песенки с важными интонациями: «Джон-зайчик», «Пик, Пак, Пок», «Кошачий ответ», «На травке», «Белая гамма», «Кошачий вагон» (Т.Э. Тютюнникова «Доноткино»);
- Песенки разученные с образно-пластическими жестами по системе относительной сольмизации («Светофор», «Снеговик», «Самолёт», «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» и т.д.);
- Пение ритмослогами по азбукам («Ёжик», «Ехал Ваня» и др.);
- Разучивание: «Песенка про звуки», «Паровоз», «Вот какие чудеса», «Топ, топ, топ», «Бьют Часы», «Будем пальчики считать», «Дудочка»;
- Видео-песенки: «Осенняя сказка», «Песенки капели», «Зимние распевки», «У лягушки юбилей», «Сольфеджио для малышей»;
- Песенки - графики: «Шли мы, шли», «Шмели», «Паутинка», «Играем», «Серенький козлик»;
- Рисование голосом, пение по линиям: речевое интонирование: «Весна», «Энцы-бэнцы», «Тутти-фрутти», «Ора-ра», «Ветер и эхо», «Шла лисица»; дидактические картинки «Где, чья линия», «Червяк», «Булыжник», «Ленивый жук», «Прятки», «Чайник», «Снеговик», «Прятки»; видео - ролики «Бабочка», «Воробей», «Жук», «Снежинка», «Кисточка», «Пчёлка», «Ветер».
Сольфеджирование
Пение по нотам.
Пение унисонов с интонационными поддержками в разных сочетаниях: учитель – ученик, ученик – аккомпанемент, группа учеников.
Увлечение детей важностью сольфеджирования через соревнование; введение дооценочного поощрения; эмоциональное, вокально-грамотное исполнение простейших упражнений по нотам («Сольфеджио для малышей»).
Применение различных наглядных пособий (красочных «Азбук», книг с иллюстрациями).
Пение по нотам: (видео-песенки) «Божья коровка», «Песенка маленького чайника», «Сольфеджио для малышей».
Знакомство с новым видом деятельности – чтение с листа (Сольфеджио для малышей).
Музыкальные игры
Звуковысотные игры - «Звуковое зеркало», «Обмен приветствиями», «Звуковые скульптуры», «Паучок спускается по паутинке», «Живые ноты», «Видимый звук».
Игры – разминки (русский фольклор): «Мама била», «Шёл козёл», «Таря - Маря», «Серенький козлик» и т.д.
Игры – превращения (придумывания слов с нотами).
Пальчиковые игры: «Шмели», «Бабушка - келейница», «Кружелёк и кто-то», «Будем пальчики считать», «Мишка косолапый» и т.д.
Музыкальные считалки: «Мы делили апельсин», «Шла коза».
Музыкальные песенки – загадки.
Музыкальные песенки-игры с движением: «Паровоз», «Шагом», «Самолётики и вертолётики», инсценировка русских народных песен: «Кот и мыши», «Как под наши ворота», «Долговязый журавель», «Жил у бабушки черный баран», «Бабуся и гуси» и т.д.
Ритмическое воспитание
Музыкально-ритмические навыки дают ребёнку возможность выразить свои чувства в движении; внимательно слушая музыку, ребёнок учится контролировать свои движения и делать их более гармоничными.
Основные ритмические группы ( четверть и восьмая) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. «Образ» - ритмическая группа и понятен и многовариантен, поэтому четверть и восьмую мы переодеваем в облики звериных мам, пап и их детей. Предметы так же могут быть большими и маленькими. Это очень ценный и живой методический материал.
Практическое накопление основных ритмических соединений в двухдольном и трехдольном метре, чтение, пение, игры ритмических построений в 4-8 тактов (образно-дидактические картинки и ритмические карточки, ритмическое лото, видео-ритмы).
Практическое исполнение ритмических построений ритмослогами, словами, нотами, разучивание текстов со звучащими жестами, а также общее знакомство и осмысление традиционных названий длительностей.
Подготовительные навыки метрического деления ритмических упражнений на такты - «квартиры» (лото, образные дидактические карточки, ритмические азбуки).
Ознакомление с различными паузами. Применение четвертных пауз.
Работа с шумовыми инструментами.
Формы работы
- ритмы в образных картинках;
- ритмы в словах, чтение ритмов по карточкам;
- чтение ритмослогами;
- составление, сочинение ритмов при помощи лото, карточек, кубиков;
- работа над одним ритмоблоком на одном уроке с максимальной сменой форм работы;
- чтение песни со словами в ритме;
- проигрывание ладошками, ногами, пальчиками, язычками;
- определение данного ритма в других песенках;
- применение шумовых ударных инструментов; игры ритмических ostinato с пением, под фонограмму, видео или фортепиано;
- видео – ритмы: например: «Бабуся и гуси», «Лесные зверушки», «Весёлый огород», «Дождик», «Новогодние подарки», «Маленькие ёжики» и др.;
- оживление ритмов (фонематическое исполнение по картинке);
- ритмические загадки.
Подготовительные навыки нотного письма
Графические игры из деталей нот (кружочков, палочек).
Волшебные превращения кружочков в бусики, цветочки и солнышки.
Изображение ровных палочек (забор, лестница, расческа).
Изображение тактов (домики, кубики).
Изображение элементов скрипичного ключа (улитки, петли, цветы, ушки зайки).
Закрепление первых правил письма:
- ноты пишу простым карандашом;
- имею право стирать ошибки;
- слева на право, пишу кружочки или палочки.
Нотная грамота
Звук как явление.
Звуки – жесты (относительная сольмизация).
Звуковысотные понятия: высокие, средние, низкие звуки; нота; точное расположение нот на нотном стане; ключи «Соль» и «Фа»; тетрахорд, гамма, звукоряд; аккорд; лад (мажор и минор).
Метроритмические понятия: пульс, доли (сильная и слабая); размеры (2/4, ¾); длительности, метр и ритм; такт, тактовая черта; паузы.
Основы построений: мотив, фраза, предложение, реприза, цезура, мелодия, куплет, запев, припев.
Оттенки: форте, пиано, крещендо, диминуэндо.
Темпы: Adagio, Moderato, Allegro, Presto, ускорение, замедление.
Слушание музыки и беседы о музыке
Характер, оттенки настроений, «чувства» выраженные в музыке.
Средства музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка?»).
Изобразительные возможности музыки («О чем рассказывает музыка?»).
Жанры музыкального произведения. Песня, танец, марш.
Тембры музыкальных инструментов.
Беседы о прослушанной музыке (Фонохрестоматия).
Музыкальные сказки: «Почему запели светофоры», «Сказка о снеговике», «Сказка о большом Доне и маленьком Дине» и т.д.
Музыкальные викторины «Угадайки».
Музыкальные игры «Сундучок с бирюльками».
Прослушивание музыкальных произведений нужно начинать с 15-20 секунд, даже самые послушные дети не могут больше удерживать внимание, постепенно увеличивать время прослушивания. Для подобной работы можно найти коротенькие, простые пьесы, например, в сборнике «Школа игры на фортепиано», но гораздо эффективнее петь детям характерные, яркие образные песни, где семантика музыкальных средств поясняется текстом.
На слушании музыки нужна целенаправленная работа по развитию детской музыкальности: памяти, чувства ритма, объёма слухового внимания, реакции, интонационного слуха в единстве с речью и опытом движения. И всё это на основе игрового материала.
Восприятие музыки непосредственно связано с движением и зависит от него. Движение помогает детям перевести услышанное в эмоциональное переживание и движение детей должно быть импровизированным, чтобы каждый ребёнок научился подстраиваться к звучащей музыке.
Подготовительные упражнения к музыкальному диктанту
«Графические» записи.
Считалки с нотами.
Последовательное закрепление этапов подготовки к диктанту по 2, затем 3 в одном задании:
Первый вариант работы: слышу ритмическую фразу; играю ее ладошками; называю ритм; выкладываю ритмическими карточками.
Второй вариант работы: слышу мелодическую фразу; пою её на один слог; думаю и показываю рукой направление мелодии; выкладываю карточками направление мелодии; пою вслух нотами.
Творческие упражнения
Звукоподражание явлениям природы, животным;
Оживление дидактических картинок: «Ранним утром», «Маленькая прачка», «Сонные стихи», оживление мимических картинок (2 клоуна);
Театральные диалоги: «Осень», «Петушок», «Мишка косолапый»;
Устные импровизации: на заданный ритм, интонацию, на текст двухстишья;
Игра в «композитора».
2.3. Формы и методы контроля
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.
Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио» предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию (Урок№15), а также итоговую аттестацию (Урок№35) – в конце учебного года. Промежуточный контроль, а также итоговая аттестация проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде игры «Проверь себя!» (Задания для самых старательных), музыкальной викторины «Угадайка».
Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточный контроль и итоговую аттестацию в форме контрольного урока или участия в праздничном театральном представлении – отчетном концерте подготовительного отделения школы.
Результатом освоения общеобразовательной программы «Занимательная музыка» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знать основы музыкальной грамоты;
- уметь внимательно слушать музыку и рассказывать о её характере, образе;
- уметь различать на слух тембры музыкальных инструментов (скрипки, баяна, фортепиано), хора, оркестра;
- уметь читать ритмические упражнения ритмослогами;
- владеть системой ручных знаков;
- определять на слух: мажор и минор;
- сольмизировать и сольфеджировать знакомую одноголосную мелодию;
- выкладывать из нотных и ритмических карточек фразы по 2 такта (подготовительные упражнения к диктанту).
Критерии оценки
Для аттестации учащихся используется образная система оценок в виде символов: отлично – «солнышко», хорошо – «облачко», удовлетворительно – «тучка», неудовлетворительно – «туча с молнией».
При оценивании учащегося, осваивающего общеобразовательную программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
- развитие музыкальности, овладение практическими умениями и навыками;
- степень продвижения учащегося, успешность личных достижений.
3. Список учебной литературы
1. Абелян Л. Забавное сольфеджио [Текст]: учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Л. Абелян. – М.: «Классика – ХХI», 2005. – 54с.
2. Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. Часть 1 [Текст]: учебное пособие для детей 4-6лет/ Т.Боровик. – Минск: Книжный дом, 1999. – 70с.
3. Боровик Т. Ти-ти-Та и ди-ли-Дон! Игровая теория музыки для 4-6 лет [Текст]: учебное пособие для детей 4-6лет / Т.Боровик. – Г.: Издательство, 2008 – 88с.
4. Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки [Текст]: учебное пособие с аудиоприложением для учащихся отделений раннего эстетического развития, подготовительных классов ДМШ и ДШИ/ И.Е. Домогацкая. – М.: Издательский дом «Классика – ХХI»,2011. - 144с., ил., компакт-диск.
5. Домогацкая И.Е. Учусь вместе с мамой. Музыкальный альбом в картинках [Текст]: учебное пособие для детей 4-6лет/ И.Е. Домогацкая. – М.: Издательский дом «Классика – ХХI»,2001. - 54с.
6. Жакович В. Весёлые уроки музыки [Текст]: учебное пособие для ДМШ/ В. Жакович. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 154с.
7. Замуруева О.В. Развиваем музыкальный и ритмический слух. Серия «Мир вашего ребёнка» [Текст]/ О.В. Замуруева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 93с.
8. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей [Текст]: практикум для педагогов/ А.Н. Зимина. – М.: ООО «Издательство Гном и Д», 2001.- 32с.
9. Каплунова И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей [Текст]: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений/ И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. – Санкт-Петербург: Изд. «Композитор», 2005. – 74с.
10. Каплунова, И. Как у наших у ворот [Текст]: пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / И. Каплунова, И. Новосельцева.- С.-Петербург: Композитор, 2003.-80с.
11. Музыкальная азбука для самых маленьких [Текст]: учебное пособие/ составитель Н.Н. Горошко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. -178с.: ил. -(Музыкальная библиотека).
12. Огородникова-Духанина Т. Музыкальные игры на уроках «Сольфеджио» [Текст]: учебное пособие для подготовительной группы и младших классов ДМШ/ Т. Огородникова-Духанина. - Санкт-Петербург: Изд. «Композитор», 2008. – 22с.
13. Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры. Издание 4 [Текст]: методическое пособие/ Е.А. Поддубная. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 39с.
14. Раабен Т. Музыкальный паровозик [Текст]: пособие для занятий музыкальной грамотой с детьми 3-4 лет/ Т. Раабен. - Санкт-Петербург: Издательство «Союз художников», 2009. – 23с.
15. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. «Заводные макароны». Потешное сольфеджио для малышей и детей постарше, а также для всех кто хочет весело общаться с музыкой [Текст]/ Т.Э. Тютюнникова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 59с.
16. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. «Квадратный апельсин». Потешное сольфеджио для малышей и детей постарше, а также для всех кто хочет весело общаться с музыкой [Текст]/ Т.Э. Тютюнникова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 89с.
17. Тютюнникова Т.Э. Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры. [Текст]/ Т.Э. Тютюнникова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 69с.
18. Шплатова О.М. Играй с нами [Текст]: учебно-методическое пособие/ О.М. Шплатова, В.Г. Шерстобитова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. -28с.: ил.
19. Яневич А. Давай поиграем! Как подготовить ребёнка к обучению в ДМШ [Текст]: пособие для преподавателей ДМШ/ А. Яневич. - Санкт-Петербург: Издательство «Союз художников», 2007. – 28с.
Примерные поурочные планы
Урок №1- «Какие бывают звуки? Как услышать чудо и увидеть звук»
- Организационный момент
- Просмотр м/ф «Маша и медведь» - обучение музыке.
- Музыкальная игра «Паровозик» - станция «Звуки»
а) Слушание «Песенка про звуки» Т.Боровик;
б) Слушаем тишину (что услышали);
в) Загадки, звукоподражания;
г) Шумовые и музыкальные звуки (музыкальные инструменты – дидактический материал);
д) Ритмические игры: «Тюшки-тютюшки» сл.Т.Тютюнниковой сб. «Доноткино» IIч.(хлоп, шлёп, топ - проверка ритмических способностей детей).
4. Вокально-интонационная работа:
а) песенка-подсказка «Как нужно сидеть во время пения» слова и музыка А.Колтуновой сб. «Сольфеджио в красках или из чего сделана музыка» дети слушают и принимают правильное положение, следуя за каждой фразой текста;
б) «Песенка про звуки» Т.Боровик – разучивание.
5.Слушаем и украшаем музыку (звучащие жесты – хлопки, шлепки, притопы, щелчки): Чешская народная песенка «Аннушка».
Урок №6 – «Мимические игры».
- Музыкальное приветствие на слова:
Здравствуйте, дети, здравствуйте, малыши,
Хлопайте в ладоши, на урок мы все пришли.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля, будем петь и танцевать,
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,и учиться, играть.
- Распевка «Шум моря» А-О-У-О-А (рассматриваем большую ракушку, слушаем, рассуждаем).
- Повторение: Песенка-подсказка, «Песенка о звуках».
- Музыкальная игра «Паровозик» (1куплет). Выбор паровозика - детская песенка - считалочка «Шла коза по мостику».
- Станция «Рисование голосом»:
а) Повторение «Полёт червячка» на «И» Т.Боровик «Звуки, ритмы и слова»;
б) Творчество, работа на внимание: показать и пропеть полёт жучка на «Ж»;
в) Видео «Пчёлка» на «З» М.С. Толмачёва (muzikalkairk.ucoz.ru)
6. «Музыкальный паровозик» - «Станция чудес». Продолжаем разучивать потешную песенку «Вот какие чудеса!» Муз. А. Филиппенко, сл. Н. Берендгофа (пение, разучивание слов, инсцинеровка).
7. «Мимические игры» Т.Боровик. Дидактический материал: 2 клоуна, мимические картинки. Проговаривание стихов «Мишка косолапый», «На льду» с мимикой показанной клоуном.
8. Прощание.
Урок №8 - Путешествие в сказку. Тембр и музыкальные инструменты.
- Музыкальное приветствие.
- Распевка «Шум моря».
- «Музыкальный паровозик». Станция «Сказки»: Вспомнить сказки, в которых герои изменяют свои голоса («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»). Дидактические картинки. Вопросы и задачки: а) какому персонажу понадобилось изменить свой голос и для чего? б) сколько в сказке поросят? А сколько гномов? в) Рассказать об особенностях их голосов; в) Тембр голоса. Музыкальная сказка С.С.Прокофьев «Петя и волк». Слушание двух фрагментов сказки – тему Птички и тему Волка. Постараться угадать их голоса: какая тема звучит первой?
- «Музыкальный паровозик». Станция «рисование голосом». Видео «Осенние листочки», «Снежинка».
- Повторение песен: «Собачка», «Котик», сб. «Музыка в раннем детстве», «Вот какие чудеса!»
- Прощание: «Паровозик» 2 куплет.
Урок №11 – «Динамические превращения звука. Форте, пиано и музыкальные вилочки»
- Музыкальное приветствие.
- «Музыкальный паровозик» - станция «Звук»: а) нарисовать звуками образы: «Сердитый мишка», «Комарик-пискун», «Ласковый котёнок», «Карабас-барабас» решив художественные задачи (регистр, темп, динамику); б) относительная сольмизация: звуки: «Солнышко», «Парашютик», «Лошадка», ручные знаки - повторение – игры; в) повторяем песенки по ручным знакам: «Кошечка», «Малыш», «Кукушка» И.Домогацкая «Первые уроки музыки».
- Играем в композиторов: выложить песенку при помощи звуков (Дидактические карточки) на клеточках музыкального коврика – поём хором с ручными знаками.
- «Музыкальный паровозик». Станция «Динамика»: а) Объяснение темы, карточки обозначения динамики (форте, пиано, вилочки); б)
«Сказка про кота» Н.Л. Александрова Рабочая тетрадь Подг.класс -расшифровать показанную карточку во время чтения сказки; в) «Терпение-кипение» Т.Э.Тютюнникова, речевое интонирование, нарисовать закипающий чайник (от пиано до фортиссимо).
- Повторение: Инсценировка потешной песенки «Вот какие чудеса!» 3 куплета.
- Прощание.
Урок №27 – Занимательное сольфеджио.
- Музыкальное приветствие на слова:
Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Давайте все похлопаем и ножками потопаем,
Друг другу улыбнёмся, и наш урок начнётся.
Приготовим ушки, чтобы лучше слушать,
Приготовим глазки – не пропустим сказку,
Учимся внимательно, прилежно и старательно.
- Повторение песен с ручными знаками «Самолёт», «Песенка соломенного человечка», «Считалка».
- Задания на внимательность: а) выложить лесенку из звуков-символов; б) на лесенке выложена песенка – угадать.
- «Музыкальный паровозик». Едем в гости к ноткам.
- Звукоряд фортепиано. Музыкальная сказка о скрипичном царстве-государстве сб.Н.Горошко «Музыкальная азбука для самых маленьких». А.Гречанинов Марш – зарядка дружных человечков; «Необычайное происшествие» - рассказать что случилось.
Пограничник – нота «До». До ни день, ни ночь не спит,
До границу сторожит, враг увидит, До стоит; задрожит и убежит.
«Песенка пограничника». Очень строгий я солдат,
В шляпе, при погонах,
Называют До меня,
Всем друзьям знаком я.
- Нотный стан, Ключ. Пение с названием ноты песенки «Андрей – воробей» Видео.
- Повторение: «Будем пальчики считать» сл. З.Александровой, муз. С. Бодренкова.