Программа по учебному предмету "Занимательное СОЛЬФЕДЖИО"

Гриценко Татьяна Евгеньевна

Учебный предмет «Сольфеджио» занимает важное место в системе обучения детей в ДМШ и ДШИ, так как этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений. «Занимательное сольфеджио» - это тоже сольфеджио, но даётся в игровой и увлекательной форме, и является наиболее эффективной формой музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста, т.к. способствует выявлению и развитию музыкальных способностей детей, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, стимулирует их творческое воображение.

Дошкольный период – возраст, наиболее восприимчивый к обучению, а для развития таких способностей, как музыкальные, он является решающим.

Рекомендуемый возраст детей, поступающих в ДМШ на общеразвивающую программу – с 6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnoe_solfedzhio_programma_1god.docx61.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа №14»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ музыкально-эстетическая ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Предметная область

                   ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

Программа по учебному предмету

Занимательное  СОЛЬФЕДЖИО

Кемерово 2015

«Рассмотрено»

Методическим советом

образовательного учреждения

____________________________

(дата рассмотрения)

«Утверждаю»

Директор – ФИО

______________

(подпись)

______________________________

(дата утверждения)

Организация-разработчик: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа  № 14» г. Кемерово.

Разработчики – Гриценко Татьяна Евгеньевна, Дружинина Антонина Викторовна, преподаватели теоретических дисциплин ДМШ №14.

Рецензент –

Структура программы учебного предмета

 1.      Пояснительная записка

  1.  Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
  2. Срок реализации учебного предмета
  3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
  4. Форма проведения урока
  5. Цели и задачи учебного предмета.
  6. Структура программы учебного предмета.
  7. Методы обучения.
  8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

2.     Содержание учебного предмета

2.1. Учебно-тематический план.

2.2.  Виды и формы работы на уроках.

2.3. Формы и методы контроля.  Критерии оценки.

3.    Список учебно-методической литературы

  1. Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ  в области искусств» направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013г. №191-01-39/06-ГИ, а также опирается на передовые методики развития музыкальных способностей детей (В.Кирюшина «Система образного развития слуха», П. Вейс «Система относительной сольмизации», К.Орфа «Ритмическое воспитание», Т.Боровик «Развитие музыкальности детей в курсе сольфеджио»; И.Е. Домогацкая «Развитие музыкальных способностей»; Л.Н.Шаймухометова , Л.Алексеева, Т.Тютюнникова «Учебно-методические материалы для детей старшего дошкольного возраста»).

Учебный предмет «Сольфеджио» занимает важное место в системе обучения детей в ДМШ и ДШИ, так как этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений. «Занимательное сольфеджио» - это тоже сольфеджио, но даётся в игровой и увлекательной форме, и является наиболее эффективной формой музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста, т.к. способствует выявлению и развитию музыкальных способностей детей, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, стимулирует их творческое воображение.

Дошкольный период – возраст, наиболее восприимчивый к обучению, а для развития таких способностей, как музыкальные, он является решающим.

Учебный предмет «Занимательное сольфеджио» тесно связан с предметами «Сольфеджио», «Ритмика», «Слушание», «Хор» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в ДМШ.

Рекомендуемый возраст детей, поступающих в ДМШ на общеразвивающую программу – с 6 лет.

  1. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Занимательное сольфеджио» составляет 1 год обучения.  

1.3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом   

 Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом ДМШ №14 на реализацию учебного предмета «Занимательное сольфеджио» составляет 36 аудиторных часов.

1.4.  Форма проведения учебных аудиторных занятий 

Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповая от 4 до 8 человек, 1 час в неделю с продолжительностью – 30 минут.

1.5.  Цель и задачи учебного предмета

Главная цель обучения дошкольников – общее музыкально-эстетическое развитие - выявление, развитие задатков и музыкальных способностей детей.

Задачи:

 - подарить детям радость общения с музыкой;

- дать яркие художественные впечатления;

- помочь воспитать музыкальную восприимчивость, эмоциональную отзывчивость на услышанное;

- развить музыкальный слух, память, чувство ритма;

- научить умению проявлять себя в пении;

- научить умению связывать с музыкой живописные образы, движения в играх;

- научить осмысливать метроритмические соотношения через движения;

-  сформировать первоначальные музыкальные знания и навыки;

- воспитать в учениках творческое начало, желание музицировать.            Задачи предмета не исчерпываются только развитием музыкальных способностей. Это комплексный предмет, включающий педагогические приёмы, эффективно воздействующие на эмоциональную сферу и интеллект.

 1.6. Структура программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы учебного предмета «Занимательное сольфеджио» являются государственные требования к дополнительным общеразвивающим программам в области музыкального искусства, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- учебно - тематический план;

- виды и формы работы на уроках;

- формы и методы контроля.

1.7.  Методы обучения 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, сказка, беседа);

- наглядный (образно-дидактические и ритмические карточки, яркие иллюстрации, видео);

- метод игровой мотивации (использование дидактических, музыкально-ритмических игр, музыкальных игрушек-гостей, видео);

- концентрический (постоянное повторение, возвращение к пройденному на новом уровне);

- принцип накопления музыкальных впечатлений.

1.8.  Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база ДМШ№14 соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

В школе созданы необходимые материально-технические условия, которые благотворно влияют на успешную организацию образовательного и воспитательного процесса.

 Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

Средства обучения:

Фортепиано, шумовые ударные инструменты, учебная магнитная доска, музыкальный центр, DVD проигрыватель, компьютер.

Наглядные пособия:

Наглядные методические пособия, видео, раздаточный материал, иллюстрации, музыкальные игрушки-гости, музыкальные инструменты.

2. Содержание учебного предмета

Учебная программа по предмету «Занимательное сольфеджио» рассчитана на 1 год обучения. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Программу наполняют темы, составленные с учетом возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства с музыкальными звуками-образами, изучения нот и правил на нотном стане до чтения с листа. 

2.1. Учебно – тематический поурочный план

Тема 1.  Где живут и прячутся звуки?

Урок №1  – Какие бывают звуки? Как услышать чудо и увидеть звук.

Урок №2  - Волшебные превращения звуков.

Тема 2.  Звук – тон и звук – интонация

Урок №3  - Изображаем голосом разные звуки.

Урок №4  - Учимся превращать звуки в интонации.

Тема 3.  Звук и слово

Урок №5  - Перевод слова и движения в музыкальный образ.

Тема 4.  Весёлое сольфеджио

Урок №6  - Мимические игры.

Урок №7  - Театральные диалоги.

Тема 5.  Звуковые краски музыки

Урок №8  - Путешествие в сказку. Тембр и музыкальные инструменты.

Урок №9 – О лисичке, репке и музыкальных инструментах. Начинаем петь – звук-солнышко и звук-лошадка.

Урок №10 – Клавиши, регистры и звукоряды. Учимся решать художественные задачи. Звук-солнышко и звук-парашютик.

Урок №11 – Динамические превращения звука. Форте, пиано и музыкальные вилочки.

Урок №12 – Волшебные превращения звуков продолжаются.

Урок №13 – Динамические диалоги. Звук-домик.

Урок №14 – Звук и темп, или кто как двигается.

Урок №15 – Проверь себя! (Задания для самых старательных)

Урок №16 –Потешное сольфеджио. Новогодние подарки.

Тема 6.  Звучащее время

Урок №17 – Зачем звуку время, а также про звуки долгие и короткие.

Урок №18 – О буквах гласных и согласных. Зачем делить слова на слоги.

Урок №19 – История о музыкальном молотке. Кто такие ТА и ТИ?

Урок №20 – О паузе, или как остановить музыку?

Урок №21 – Можно ли читать ноты и рисовать музыку? Волшебные превращения ритмических рисунков.

Урок №22 – О шаге и пульсе. Звук-леечка и звук-машинка.

Урок №23 – Сочиняем музыку для барабана. Звук-самолётик.

Тема 7.  Нотное королевство.

Урок №24 –Музыкальная … школа! О чудесных превращениях. Где живут ноты?

Урок №25 – Как попасть в гости к нотам, или зачем нужны ключи. Семь принцесс.

Урок №26 – Подружиться с нотками желаем.

Урок №27 – Занимательное сольфеджио.

Урок №28 – Игровое сольфеджио. Приключения нот и музыкальных знаков.  Такты-квартиры.

Урок №29 – Музыкальная лесенка.

Урок №30 – Кукла Миля изучает музыку.

           Тема 8.  Школа творчества

Урок №31 – Путешествие в верхний нотный регистр.

Урок №32 - Путешествие в нижний нотный регистр.

Урок №33 – Весёлые перевёртыши.

Урок № 34 – «Карнавал животных». Задания для музыканта-художника.

Урок №35 – «Если бы композитором был я?» Проверь себя!

Урок №36 – «Музыка – волшебная страна».

2.2. Виды и формы работы на уроках

Структура учебного процесса на подготовительном отделении определяет практические формы работы, лежащие в основе каждого урока; принцип активной деятельности дошкольника определяется также преобладанием устных форм в поурочной системе. Получасовые уроки «Занимательного сольфеджио» построены в форме игры, сказки, с просмотром видео. Урок строится не просто по плану, а по сценарию, предполагающему драматургическое развитие «действия»: логику появления каждой формы занятия, а также взаимосвязь уроков – «сцен» между собой. Через игровые дидактические упражнения идет накопление слуховых, ритмических и вокально-интонационных навыков. На каждом уроке сочетаются следующие виды работы:

- вокально-интонационные навыки;

- ритмическое воспитание;

- музыкальные игры;

- слушание музыки и беседы о музыке;

- творческие упражнения.

                            Вокально-интонационные навыки

Акцентирование внимания на понятия: совместное дыхание, начало и окончание песни, ритмический унисон, стремление к интонационному унисону в диапазоне d – a первой октавы.

Осознание понятия интонация. Отдельные важные интонации V-I, V-III-I,  I-II-I, III-II-I, II-V-I.

Продолжительная работа в малоступенных ладах в диапазоне трихорда и тетрахорда, пентатоника мажорная и минорная.

Пение мажорного и минорного трезвучий.

                    Формы работы и примерные задания:

- Пение попевок из фольклора: например: «Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Шла коза»;

- Песенки-приветствия, распевки, интонационные имитации по принципу «Эхо»;

-   Песенки с важными интонациями: «Джон-зайчик», «Пик, Пак, Пок», «Кошачий ответ», «На травке», «Белая гамма», «Кошачий вагон» (Т.Э. Тютюнникова «Доноткино»);

          - Песенки разученные с образно-пластическими жестами по системе относительной сольмизации («Светофор», «Снеговик», «Самолёт», «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» и т.д.);

- Пение ритмослогами по азбукам («Ёжик», «Ехал Ваня» и др.);

- Разучивание: «Песенка про звуки», «Паровоз», «Вот какие чудеса», «Топ, топ, топ», «Бьют Часы», «Будем пальчики считать», «Дудочка»;

 - Видео-песенки: «Осенняя сказка», «Песенки капели», «Зимние распевки», «У лягушки юбилей», «Сольфеджио для малышей»;

- Песенки - графики: «Шли мы, шли», «Шмели», «Паутинка», «Играем», «Серенький козлик»;

- Рисование голосом, пение по линиям: речевое интонирование: «Весна», «Энцы-бэнцы», «Тутти-фрутти», «Ора-ра», «Ветер и эхо», «Шла лисица»; дидактические картинки «Где, чья линия», «Червяк», «Булыжник», «Ленивый жук», «Прятки», «Чайник», «Снеговик», «Прятки»; видео - ролики  «Бабочка», «Воробей», «Жук», «Снежинка», «Кисточка», «Пчёлка», «Ветер».

Сольфеджирование

Пение по нотам.

Пение унисонов с интонационными поддержками в разных сочетаниях: учитель – ученик, ученик – аккомпанемент, группа учеников.

Увлечение детей важностью сольфеджирования через соревнование; введение дооценочного поощрения; эмоциональное, вокально-грамотное исполнение простейших упражнений по нотам («Сольфеджио для малышей»).

Применение различных наглядных пособий (красочных «Азбук», книг с иллюстрациями).

Пение по нотам: (видео-песенки) «Божья коровка», «Песенка маленького чайника», «Сольфеджио для малышей».

Знакомство с новым видом деятельности – чтение с листа (Сольфеджио для малышей).

Музыкальные игры

Звуковысотные игры - «Звуковое зеркало», «Обмен приветствиями», «Звуковые скульптуры», «Паучок спускается по паутинке», «Живые ноты», «Видимый звук».

Игры – разминки (русский фольклор): «Мама била», «Шёл козёл», «Таря - Маря», «Серенький козлик» и т.д.

Игры – превращения (придумывания слов с нотами).

Пальчиковые игры: «Шмели», «Бабушка - келейница», «Кружелёк и кто-то», «Будем пальчики считать», «Мишка косолапый» и т.д.

Музыкальные считалки: «Мы делили апельсин», «Шла коза».

Музыкальные песенки – загадки.

Музыкальные песенки-игры с движением: «Паровоз», «Шагом», «Самолётики и вертолётики», инсценировка русских народных песен: «Кот и мыши», «Как под наши ворота», «Долговязый журавель», «Жил у бабушки черный баран», «Бабуся и гуси» и т.д.

Ритмическое воспитание

Музыкально-ритмические навыки дают ребёнку возможность выразить свои чувства в движении; внимательно слушая музыку, ребёнок учится контролировать свои движения и делать их более гармоничными.

Основные ритмические группы ( четверть и восьмая) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. «Образ» - ритмическая группа и понятен и многовариантен, поэтому четверть и восьмую мы переодеваем в облики звериных мам, пап и их детей. Предметы так же могут быть большими и маленькими. Это очень ценный и живой методический материал.

Практическое накопление основных ритмических соединений в двухдольном и трехдольном метре, чтение, пение, игры ритмических построений в 4-8 тактов (образно-дидактические картинки и ритмические карточки, ритмическое лото, видео-ритмы).

Практическое исполнение ритмических построений ритмослогами, словами, нотами, разучивание текстов со звучащими жестами, а также общее знакомство и осмысление традиционных названий длительностей.

Подготовительные навыки метрического деления ритмических упражнений на такты - «квартиры» (лото, образные дидактические карточки, ритмические азбуки).

Ознакомление с различными паузами. Применение четвертных пауз.

Работа с шумовыми инструментами.

                                                 

Формы работы

-  ритмы в образных картинках;

-  ритмы в словах, чтение ритмов по карточкам;

-  чтение ритмослогами;

-  составление, сочинение ритмов при помощи лото, карточек, кубиков;

- работа над одним ритмоблоком на одном уроке с максимальной сменой форм работы;

-  чтение песни со словами в ритме;

-  проигрывание ладошками, ногами, пальчиками, язычками;

-  определение данного ритма в других песенках;

- применение шумовых ударных инструментов; игры ритмических ostinato с пением, под фонограмму, видео или фортепиано;

- видео – ритмы: например: «Бабуся и гуси», «Лесные зверушки», «Весёлый огород», «Дождик», «Новогодние подарки», «Маленькие ёжики» и др.;

- оживление ритмов (фонематическое исполнение по картинке);

- ритмические загадки.

Подготовительные навыки нотного письма

Графические игры из деталей нот (кружочков, палочек).

Волшебные превращения кружочков в бусики, цветочки и солнышки.

Изображение ровных палочек (забор, лестница, расческа).

Изображение тактов (домики, кубики).

Изображение элементов скрипичного ключа (улитки, петли, цветы, ушки зайки).

Закрепление первых правил письма:

- ноты пишу простым карандашом;

- имею право стирать ошибки;

- слева на право, пишу кружочки или палочки.

Нотная грамота

Звук как явление.

Звуки – жесты (относительная сольмизация).

Звуковысотные понятия: высокие, средние, низкие звуки; нота; точное расположение нот на нотном стане; ключи «Соль» и «Фа»; тетрахорд, гамма, звукоряд; аккорд; лад (мажор и минор).

Метроритмические понятия: пульс, доли (сильная и слабая); размеры (2/4, ¾); длительности, метр и ритм; такт, тактовая черта; паузы.

Основы построений: мотив, фраза, предложение, реприза, цезура, мелодия, куплет, запев, припев.

Оттенки: форте, пиано, крещендо, диминуэндо.

Темпы: Adagio, Moderato, Allegro, Presto, ускорение, замедление.

Слушание музыки и беседы о музыке

Характер, оттенки настроений, «чувства» выраженные в музыке.

Средства музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка?»).

Изобразительные возможности музыки («О чем рассказывает музыка?»).

Жанры музыкального произведения. Песня, танец, марш.

Тембры музыкальных инструментов.

Беседы о прослушанной музыке (Фонохрестоматия).

Музыкальные сказки: «Почему запели светофоры», «Сказка о снеговике», «Сказка о большом Доне и маленьком Дине» и т.д.

Музыкальные викторины «Угадайки».

Музыкальные игры «Сундучок с бирюльками».

Прослушивание музыкальных произведений нужно начинать с 15-20 секунд, даже самые послушные дети не могут больше удерживать внимание, постепенно увеличивать время прослушивания. Для подобной работы можно найти коротенькие, простые пьесы, например, в сборнике «Школа игры на фортепиано», но гораздо эффективнее петь детям характерные, яркие образные песни, где семантика музыкальных средств поясняется текстом.

На слушании музыки нужна целенаправленная работа по развитию детской музыкальности: памяти, чувства ритма, объёма слухового внимания, реакции, интонационного слуха в единстве с речью и опытом движения. И всё это на основе игрового материала.

          Восприятие музыки непосредственно связано с движением и зависит от него. Движение помогает детям перевести услышанное в эмоциональное переживание и движение детей должно быть  импровизированным, чтобы каждый ребёнок научился подстраиваться к звучащей музыке.

Подготовительные упражнения к музыкальному диктанту

«Графические» записи.

Считалки с нотами.

Последовательное закрепление этапов подготовки к диктанту по 2, затем 3 в одном задании:

Первый вариант работы:  слышу ритмическую фразу; играю ее ладошками; называю ритм; выкладываю ритмическими карточками.

Второй вариант работы: слышу мелодическую фразу; пою её на один слог; думаю и показываю рукой направление мелодии; выкладываю карточками направление мелодии; пою вслух нотами.

Творческие упражнения

 Звукоподражание явлениям природы, животным;

 Оживление дидактических картинок: «Ранним утром», «Маленькая прачка», «Сонные стихи», оживление мимических картинок (2 клоуна);

 Театральные диалоги: «Осень», «Петушок», «Мишка косолапый»;

 Устные импровизации: на заданный ритм, интонацию, на текст двухстишья;

 Игра в «композитора».

2.3. Формы и методы контроля

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.

Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио» предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию (Урок№15), а также итоговую аттестацию (Урок№35) – в конце учебного года.  Промежуточный контроль, а также итоговая аттестация проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде игры «Проверь себя!» (Задания для самых старательных), музыкальной викторины «Угадайка». 

Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточный контроль и итоговую аттестацию в форме контрольного урока или участия в праздничном театральном представлении – отчетном концерте подготовительного отделения школы.

Результатом освоения общеобразовательной программы «Занимательная музыка» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знать основы музыкальной грамоты;

- уметь внимательно слушать музыку и рассказывать о её характере, образе;

- уметь различать на слух тембры музыкальных инструментов (скрипки, баяна, фортепиано), хора, оркестра;

-  уметь читать ритмические упражнения ритмослогами;

-  владеть системой ручных знаков;

- определять на слух: мажор и минор;

- сольмизировать и сольфеджировать знакомую одноголосную мелодию;

- выкладывать из нотных и ритмических карточек фразы по 2 такта (подготовительные упражнения к диктанту).

Критерии оценки

Для аттестации учащихся используется образная система оценок в виде символов: отлично – «солнышко», хорошо – «облачко», удовлетворительно – «тучка», неудовлетворительно – «туча с молнией».

При оценивании учащегося, осваивающего общеобразовательную программу, следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

- развитие музыкальности, овладение практическими умениями и навыками;

- степень продвижения учащегося, успешность личных достижений.

3. Список учебной литературы

1. Абелян Л. Забавное сольфеджио [Текст]: учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Л. Абелян. – М.: «Классика – ХХI», 2005. – 54с.

2. Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. Часть 1 [Текст]: учебное пособие для детей 4-6лет/ Т.Боровик. – Минск: Книжный дом, 1999. – 70с.

3.  Боровик Т. Ти-ти-Та и ди-ли-Дон! Игровая теория музыки для 4-6 лет [Текст]: учебное пособие для детей 4-6лет / Т.Боровик. – Г.: Издательство, 2008 – 88с.

4. Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки [Текст]: учебное пособие с аудиоприложением для учащихся отделений раннего эстетического развития, подготовительных классов ДМШ и ДШИ/ И.Е. Домогацкая. – М.: Издательский дом «Классика – ХХI»,2011. - 144с., ил., компакт-диск.

5.  Домогацкая И.Е. Учусь вместе с мамой. Музыкальный альбом в картинках [Текст]: учебное пособие для детей 4-6лет/ И.Е. Домогацкая. – М.: Издательский дом «Классика – ХХI»,2001. - 54с.

6. Жакович В. Весёлые уроки музыки [Текст]: учебное пособие для ДМШ/ В. Жакович. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 154с.

7. Замуруева О.В. Развиваем музыкальный и ритмический слух. Серия «Мир вашего ребёнка» [Текст]/ О.В. Замуруева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 93с.

8. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей [Текст]: практикум для педагогов/ А.Н. Зимина. – М.: ООО «Издательство Гном и Д», 2001.- 32с.

 9.  Каплунова И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей [Текст]: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений/ И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. – Санкт-Петербург: Изд. «Композитор», 2005. – 74с.

10.  Каплунова,  И. Как у наших у ворот [Текст]: пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / И. Каплунова, И. Новосельцева.- С.-Петербург: Композитор, 2003.-80с.

11.  Музыкальная азбука для самых маленьких [Текст]: учебное пособие/ составитель Н.Н. Горошко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. -178с.: ил. -(Музыкальная библиотека).

12. Огородникова-Духанина Т. Музыкальные игры на уроках «Сольфеджио» [Текст]: учебное пособие для подготовительной группы и младших классов ДМШ/ Т. Огородникова-Духанина. - Санкт-Петербург: Изд. «Композитор», 2008. – 22с.

13. Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры. Издание 4 [Текст]: методическое пособие/ Е.А. Поддубная. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 39с.

14. Раабен Т. Музыкальный паровозик [Текст]: пособие для занятий музыкальной грамотой с детьми 3-4 лет/ Т. Раабен. - Санкт-Петербург: Издательство «Союз художников», 2009. – 23с.

15. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. «Заводные макароны». Потешное сольфеджио  для малышей и детей постарше, а также для всех кто хочет весело общаться с музыкой [Текст]/ Т.Э. Тютюнникова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 59с.

16. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. «Квадратный апельсин». Потешное сольфеджио  для малышей и детей постарше, а также для всех кто хочет весело общаться с музыкой [Текст]/ Т.Э. Тютюнникова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 89с.

17. Тютюнникова Т.Э. Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры. [Текст]/ Т.Э. Тютюнникова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 69с.

18. Шплатова О.М. Играй с нами [Текст]: учебно-методическое пособие/ О.М. Шплатова, В.Г. Шерстобитова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. -28с.: ил.

19. Яневич А. Давай поиграем! Как подготовить ребёнка к обучению в ДМШ [Текст]: пособие для преподавателей ДМШ/ А. Яневич. - Санкт-Петербург: Издательство «Союз художников», 2007. – 28с.

Примерные поурочные планы

Урок №1- «Какие бывают звуки? Как услышать чудо и увидеть звук»

  1. Организационный момент
  2. Просмотр м/ф «Маша и медведь» - обучение музыке.
  3. Музыкальная игра «Паровозик» - станция «Звуки»

а) Слушание «Песенка про звуки» Т.Боровик;

     б) Слушаем тишину (что услышали);

в) Загадки, звукоподражания;

г) Шумовые и музыкальные звуки (музыкальные инструменты – дидактический материал);

д) Ритмические игры: «Тюшки-тютюшки» сл.Т.Тютюнниковой сб. «Доноткино» IIч.(хлоп, шлёп, топ - проверка ритмических способностей детей).

4. Вокально-интонационная работа:

а) песенка-подсказка «Как нужно сидеть во время пения» слова и музыка А.Колтуновой сб. «Сольфеджио в красках или из чего сделана музыка»  дети слушают и принимают правильное положение, следуя за каждой фразой текста;

б) «Песенка про звуки» Т.Боровик – разучивание.

5.Слушаем и украшаем музыку (звучащие жесты – хлопки, шлепки, притопы, щелчки): Чешская народная песенка «Аннушка».

 

Урок №6 – «Мимические игры».

  1. Музыкальное приветствие на слова:

Здравствуйте, дети, здравствуйте, малыши,

Хлопайте в ладоши, на урок мы все пришли.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля, будем петь и танцевать,

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,и учиться, играть.

  1. Распевка «Шум моря» А-О-У-О-А (рассматриваем большую ракушку, слушаем, рассуждаем).
  2. Повторение: Песенка-подсказка, «Песенка о звуках».
  3. Музыкальная игра «Паровозик» (1куплет). Выбор паровозика -  детская песенка - считалочка «Шла коза по мостику».
  4. Станция «Рисование голосом»:

 а) Повторение «Полёт червячка» на «И» Т.Боровик «Звуки, ритмы и слова»;

б) Творчество, работа на внимание: показать и пропеть полёт жучка на «Ж»;

в) Видео «Пчёлка» на «З» М.С. Толмачёва (muzikalkairk.ucoz.ru)

6. «Музыкальный паровозик» - «Станция чудес». Продолжаем разучивать потешную песенку «Вот какие чудеса!» Муз. А. Филиппенко, сл. Н. Берендгофа (пение, разучивание слов, инсцинеровка).

7. «Мимические игры» Т.Боровик. Дидактический материал: 2 клоуна, мимические картинки. Проговаривание стихов «Мишка косолапый», «На льду» с мимикой показанной клоуном.

8. Прощание.

Урок №8  - Путешествие в сказку. Тембр и музыкальные инструменты.

  1. Музыкальное приветствие.
  2. Распевка «Шум моря».
  3. «Музыкальный паровозик». Станция «Сказки»: Вспомнить сказки, в которых герои изменяют свои голоса («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»). Дидактические картинки. Вопросы и задачки: а) какому персонажу понадобилось изменить свой голос и для чего? б) сколько в сказке поросят? А сколько гномов? в) Рассказать об особенностях их голосов; в) Тембр голоса. Музыкальная сказка С.С.Прокофьев «Петя и волк». Слушание двух фрагментов сказки – тему Птички и тему Волка. Постараться угадать их голоса: какая тема звучит первой?
  4. «Музыкальный паровозик». Станция «рисование голосом». Видео «Осенние листочки», «Снежинка».
  5. Повторение песен: «Собачка», «Котик», сб. «Музыка в раннем детстве», «Вот какие чудеса!»
  6. Прощание: «Паровозик» 2 куплет.

Урок №11 – «Динамические превращения звука. Форте, пиано и музыкальные вилочки»

  1. Музыкальное приветствие.
  2. «Музыкальный паровозик» - станция «Звук»: а) нарисовать звуками образы: «Сердитый мишка», «Комарик-пискун», «Ласковый котёнок», «Карабас-барабас» решив художественные задачи (регистр, темп, динамику); б) относительная сольмизация: звуки: «Солнышко», «Парашютик», «Лошадка», ручные знаки - повторение – игры; в) повторяем песенки по ручным знакам: «Кошечка», «Малыш», «Кукушка» И.Домогацкая «Первые уроки музыки».
  3. Играем в композиторов: выложить песенку при помощи звуков (Дидактические карточки) на клеточках музыкального коврика – поём хором с ручными знаками.
  4. «Музыкальный паровозик». Станция «Динамика»: а) Объяснение темы, карточки обозначения динамики (форте, пиано, вилочки); б)

«Сказка про кота» Н.Л. Александрова Рабочая тетрадь Подг.класс -расшифровать показанную карточку во время чтения сказки; в) «Терпение-кипение» Т.Э.Тютюнникова, речевое интонирование, нарисовать закипающий чайник (от пиано до фортиссимо).

  1. Повторение: Инсценировка потешной песенки «Вот какие чудеса!» 3 куплета.
  2. Прощание.

 

Урок №27 – Занимательное сольфеджио.

  1. Музыкальное приветствие на слова:

Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Давайте все похлопаем и ножками потопаем,

Друг другу улыбнёмся, и наш урок начнётся.

Приготовим ушки, чтобы лучше слушать,

Приготовим глазки – не пропустим сказку,

Учимся внимательно, прилежно и старательно.

  1. Повторение песен с ручными знаками «Самолёт», «Песенка соломенного человечка», «Считалка».
  2. Задания на  внимательность: а) выложить лесенку из звуков-символов; б) на лесенке выложена песенка – угадать.
  3. «Музыкальный паровозик». Едем в гости к ноткам.
  4. Звукоряд фортепиано. Музыкальная сказка о скрипичном царстве-государстве сб.Н.Горошко «Музыкальная азбука для самых маленьких». А.Гречанинов Марш – зарядка дружных человечков; «Необычайное происшествие» - рассказать что случилось.

Пограничник – нота «До». До ни день, ни ночь не спит,

До границу сторожит, враг увидит, До стоит; задрожит и убежит. 

«Песенка пограничника». Очень строгий я солдат,

 В шляпе, при погонах,

 Называют До меня,

 Всем друзьям знаком я.

  1. Нотный стан, Ключ. Пение с названием ноты песенки «Андрей – воробей» Видео.
  2. Повторение: «Будем пальчики считать» сл. З.Александровой, муз. С. Бодренкова.