Доклад по сольфеджио.
Доклад по сольфеджио. В нём перечислены стандартные приёмы работы на уроках сольфеджио. Есть примеры заданий, которые помогут разнообразить уроки сольфеджио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inovatsii_na_urokah_solfedzhio.docx | 18.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Инновации в образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. Способствуя, с одной стороны, сохранению не приходящих ценностей, с другой стороны – они закладывают основы преобразований.
Современная модель инновационной школы ориентирована на задачу осуществления индивидуальной программы развития личности, на формирование познавательной мотивации учащегося и его творческой инициативы. Поиск новых приемов и методов преподавания, способствует решению этой задачи. В итоге педагог-новатор должен стремиться раскрыть творческий потенциал учеников - воспитанников ДМШ и ДШИ, для которых дисциплины музыкально-теоретического цикла станут «территорией» развития дарований и творческих способностей.
Содержание уроков «Сольфеджио» предполагает опору на применение традиционных форм работы, таких как диктант, слуховой анализ (элементов музыкального языка и целостный), вокальное интонирование. В том случае если эти задания излагаются в занимательной форме, они активизируют эмоциональный отклик и игровую инициативу учащихся. Также этому способствует применение различных форм творческих заданий: сочинение свободное и по заданным условиям, досочинение, импровизация, которые необходимо применять на всех этапах урока: и при освоении теоретических понятий, и при развитии слуха учащихся, и при формировании навыков музыкального интонирования.
При развитии музыкального слуха используются альтернативные виды мелодических и гармонических диктантов в занимательной форме, активизирующие восприятие учащихся:
- в диктанте с заданной звуко-высотной линией следует определить ритмический рисунок, а в диктанте с заданным ритмическим рисунком - звуковысотную линию;
- в диктанте с частично выписанным вторым голосом – дописать недостающее двухголосие;
- в диктанте, данном с преднамеренными ошибками - исправить ошибки в ритме, мелодической линии, во втором голосе;
- в диктанте комбинированного типа с частично выписанным ритмическим рисунком или некоторыми интонационными блоками - дописать недостающие мелодико-ритмические интонации;
- в диктанте, данном с визуальной опорой (подсказка на основе данного стихотворного текста, некоторого блока интонаций, гармонии) – восстановить целостный вид.
- составить музыкальное целое на основе предложенных фрагментов (музыкальные паззлы) на одноголосном или на многоголосном музыкальном материале (в гомофонно-гармонической и полифонической фактуре);
- определить на слух интервальный или аккордовый ряд в данной тональности с пропусками («белыми пятнами»): необходимо их заполнить как на основе предложенного комплекса, так и самостоятельно;
- определить на слух цепочки интервалов и аккордов вне тональности с опорой на данный составной элемент (интервал, созвучие).
- определить на слух гармоническое сопровождение к данной эстрадной песне или джазовой мелодии на основе данного «банка» аккордов или самостоятельно.
Также предлагается к применению такая стандартная форма работы как чтение с листа (с собственным сопровождением) мелодий с классическими законами гармонического сопровождения или эстрадно-джазовых песен и мелодий по буквенно-цифровым обозначениям. Возможно подключение эвристического компонента благодаря осуществлению жанровой вокальной или инструментальной импровизация на данный образец (из списка для чтения с листа): в жанре марша, польки, вальса, тарантеллы, танго, регтайма или в другом жанре – по выбору учащегося, с сопровождением в фактуре в соответствии с избранным жанром.
Импровизация или спонтанное, сиюминутное сочинение – одна из самых интересных и самых сложных форм творческого музицирования, предполагающая свободу творческого самовыражения и мобилизацию креативных способностей учащегося. Импровизация наполняет учебное время духом творчества и, тем самым, преодолевает рамки обыденности, превращая «строгую» дисциплину «Сольфеджио» в увлекательное занятие. Предлагаем некоторые виды заданий на импровизацию:
- импровизировать мелодию песен в различных жанрах русского фольклора (колыбельную, плясовую, календарную, протяжную, историческую песню) на данный текст, а также верхний или нижний подголосок к ней;
- коллективная импровизация на основе пентатоники или любого другого «бесполутонового» лада (возможно также на основе данной трех-четырехзвучной ангемитонной попевки с опорой на вариантное развитие);
- импровизировать мелодию на основе данного гармонического «остова» (плагальная гармония, трезвучия всех ступеней лада, в том числе из мажоро-минорных систем);
- импровизация и исполнение ритмического остинато к произведениям различной эпохи;
- импровизировать мелодии в стиле эпохи Возрождения в различных модальных ладах (возможно по данному ритмическому рисунку, на основе данной модальной гармонии);
- импровизировать мелодии на основе данного гармонического остова в стиле эпохи Барокко или в форме периода на основе данной классической гармонии;
- импровизация второго предложения периода по данному первому с варьированным повторением материала (с использованием во втором предложение мелизмов);
- импровизация мелодии в романтическом стиле на основе данной мелодико-гармонической фигурации с использованием эллиптических сочетаний аккордов, энгармонических «превращений», «шуберт-аккорда», других гармонических оборотов мажоро-минорной системы;
- импровизация ритмических, речевых канонов;
- импровизировать эстрадно-джазовые ритмы с использованием сложных видов синкоп, со свободным делением длительностей, смешанными размерами;
- по гармонической модели (по данному буквенно-цифровому обозначению или выписанным блокам аккордов) импровизировать пьесу в эстрадно-джазовом стиле, используя приемы мелодико-ритмической и гармонической фигурации;
- на основе блюзового «квадрата», блюзового лада импровизировать мелодию, возможно с применением коллективного ансамблевого сотворчества.
Предлагаемые задания применимы не только на уроках сольфеджио, теории музыки, анализа музыкальных произведений, а также в рамках элективных курсов системы дополнительного образования детей, но и при подготовке материалов внеклассных мероприятий: концертов из сочинений учащихся, творческих конкурсов, олимпиад.
Примерный список творческих заданий по классам:
1 КЛАСС
*изображение на бумаге впечатлений от прослушанных произведений в виде линий, орнамента, рисунка;
*музыкальное движение в сопровождении ударных инструментов;
*сочинение слов и фраз на заданный ритм, досказывание зарифмованных двустиший;
*музыкальный диалог с педагогом;
*сочинение песенок без записи (можно за фортепиано), мелодий из 2-х-5 звуков с общим обсуждением;
*применение «лесенки», «подвижных пуговиц» для первых импровизаций;
*ритмические импровизации к песенкам с учётом динамики и тембра звучащего произведения ( игра «Разговор инструментов» описанная М.Котляревской);
*сочинение музыкальных ответов и допевание до тоники;
*досочинение песни - свободное и на заданный ритм;
*сочинение на мелодическую формулу – например, тоническое трезвучие в разных вариантах;
*сочинение песенок на заданный текст;
*подбор баса из I и V ступеней.
2 КЛАСС
*сочинение мелодии на заданный ритм , размер ,лад ,может быть жанр;
*сочинение национально окрашенных пьесок (условно говоря, цыганской - на основе гармонического вида минора, китайской – на основе пентатоники);
*сочинение песенок на стихи с обязательным анализом образного содержания;
*подбор сопровождения из трезвучий I ,V ,IV ступеней;
*сочинение подголоска к номеру или диктанту (терцовость или педаль);
*сочинение мелодии по заданной мелодической формуле со свободным ритмом;
3 КЛАСС
*гармонизация мелодий (начинать следует с тонического органного пункта с постепенным включением всех ступеней);
*сочинение гармонических фигураций на заданную формулу;
*сочинение песен на стихи с аккомпанементом ;
*сочинение мелодии на заданный бас;
*сочинение ответа в параллельном ладу;
*использование различных форм исполнения собственных сочинений (соло, ансамбль, группа и солист);
*применение различных форм варьирования со сменой регистра, темпа, лада, размера, а также приёмов подголосочной полифонии.
4 КЛАСС
*использование в аккомпанементе гармонических оборотов (автентического, плагального, полного и кадансового);
*применение различных музыкальных форм – периоды (все разновидности) ,2-х и 3-х частные формы, вариации, рондо;
*использование полифонических средств варьирования (имитация, канон) , непременно соблюдая единство гармонической функции и принцип комплиментарности;
*гармонизация мелодий с отклонением.
В старших классах по мере усложнения учебного материала в сочинениях (а может и уже в полноценных импровизациях), используются модуляции, мотивные разработки с применением септаккордов, нонаккордов, кластеров и т.п..