Родительское собрание на тему: "Образовательные программы и их реализация в процессе обучения"
Родительское собрание с концертом класса учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_s_kontsertom_uchashchihsya_klassa.docx | 27.45 КБ |
prezentatsiya_k_rod.sobraniyu.pptx | 2.08 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Родительское собрание с концертом учащихся класса
21 мая 2016 год ДМШ г. Егорьевск
тема: «Образовательные программы и их реализация в процессе обучения»
СЛАЙД №1
Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть вас в нашей школе. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами об образовательных программах, по которым я работаю, и по которым учатся ваши дети А выступления учащихся класса будут служить музыкальными иллюстрациями к нашему разговору.
Обучение ведется по двум программа. Учащиеся 3—7 классов обучаются по старым образовательным программа, а учащиеся 1 и 2 классов по новым предпрофессиональным программам. Отличие заключается в повышенных требованиях к экзаменационным программам и объему изучаемого репертуара. По составу изучаемого репертуара программы схожи. Поэтому предлагаю вашему вниманию именно новую предпрофессиональную программу, чтобы вы могли составить общее представление о новых федеральных государственных требованиях.
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Учебный предмет "Специальность и чтение с листа" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
СЛАЙД №2
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
Предмет «Специальность и чтение с листа» занимает главенствующее место в ряду учебных предметов предпрофессиональной образовательной программы «Фортепиано». Процесс обучения основывается на тесных связях с другими музыкальными дисциплинами.
СЛАЙД №3
Предлагаю вам ознакомится с таблицей, в которой отражен тот объем репертуара, который учащийся должен освоить.
СЛАЙД №4
В качестве средств текущего контроля используются поурочные оценки за самостоятельную домашнюю работу, технические зачеты, академические концерты, прослушивания.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях.
Итоговая аттестация проводится в виде выпускного экзамена.
С первого по седьмой классы, 2 раза в год (I и II полугодие), проводятся академические концерты. Участие в прослушиваниях, концертах, конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах.
В 1 классе техническая подготовка осуществляется на уроках, без проведения технических зачётов. Со 2 класса, два раза в год (I и II полугодие), проводятся технические зачёты (кроме выпускного класса). Контрольные уроки, а также другие выступления учащихся в течение года, оцениваются по пятибалльной системе.
СЛАЙД №5
При выступлении на экзамене или зачете (академическом концерте) игра ученика оценивается на «отлично», если:
- выступление отличается музыкально-исполнительской яркостью донесения авторского замысла, стабильностью; ученик демонстрирует свободное владение исполнительской техникой, разнообразие звуковой палитры фортепиано в характеристике музыкальных образов, выявляет стилистическую и жанровую принадлежность сочинений; исполнение произведений выстроено по форме и исполнительской драматургии; в программе представлены пьесы различных стилей, с разнообразными художественными и техническими задачами, соответствующие программным требованиям или повышенного уровня сложности.
«Хорошо»:
- выступление отличается стабильностью, осмысленностью воплощения музыкально-содержательных задач; ученик демонстрирует культуру звукоизвлечения, адекватное применение исполнительских средств музыкальной выразительности; стремится к выявлению стилистической и жанровой принадлежности пьес, структуры исполняемых сочинений; произведения соответствуют программным требованиям.
«Удовлетворительно»:
- выступление нестабильное, ученик испытывает проблемы с воплощением музыкально-содержательных, технических задач, тембро-динамическая сторона звучания фортепиано однообразна; стилистическая, жанровая принадлежность сочинений не дифференцирована в исполнении, произведения не полностью соответствуют программным требованиям.
Теперь давайте более подробно поговорим о музыкальных произведениях, составляющих репертуарный план учащихся. Начнем мы разбор репертуара с этюдов.
СЛАЙД №6
Этюд (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Развитие техники ученика осуществляется на разнообразном материале, который включает в себя этюды, гаммы и упражнения. Жанр этюда известен с XVIII века.
СЛАЙД №7
Среди композиторов, писавших этюды, можно выделить Карла Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники.
- Титова Т. К. Черни «Этюды» №1,2.
Есть этюды, которые являются не только упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах.
- Титова Т. А. Гречанинов «Этюд»
СЛАЙД №8
Произведения крупной формы (сонатины, вариации, рондо) присутствуют в репертуаре учащихся уже к окончанию первого года обучения. Сочинениям крупной формы свойственно большее, по сравнению с другими произведениями, разнообразие содержания, большие масштабы развития музыкального материала. Произведение крупной формы также требует навыков переключения с одной художественной задачи на другую, выдержки, большого объема памяти и внимания.
- Храмов Матвей А.Диабелли «Аллегретто»
Каждый, кто слушает или исполняет музыкальные произведения, знает, что среди них есть более легкие и более трудные для восприятия и запоминания. Пьесы исполнять и заучивать проще, чем произведения с названиями: рондо, вариации, сонатины, сонаты. Освоение крупной формы требует умения логически мыслить, умения анализировать, знания теории музыки, а также хорошей исполнительной подготовки. Тем, кто начинает учиться музыке приходиться иметь дело не с сонатами, а с сонатинами. Слово "Сонатина" - означает "маленькая соната". Она меньше настоящей сонаты по размерам, а, кроме того, легче технически, более проста по содержанию.
- Михалева Виктория А.Ваньхаль «Сонатина»
Сонатина, которую мы услышим далее, написана в форме рондо. Слово рондо французское. В переводе на русский оно означает круг, хоровод. Название этой формы пришло из средневековой Франции. Там так называли хороводные песни. И так, форму рондо можно воспринимать в виде песни, которая начинается с припева. Этот припев (рефрен) повторяется неизменно, а куплеты (эпизоды) имеют разное мелодическое содержание. Припев (рефрен) объединят рондо в единое целое.
- Куликова Виктория Д.Хук «Сонатина»
Классический сонатный цикл сложился во второй половине XVIII века. Сонатный цикл включает в себя несколько частей. Сейчас мы с вами услышим вторую часть сонатины.
- Боев Антон А.Ваньхаль «Сонатина» До мажора II часть
Большое значение для развития ученика имеет работа над сонатой. Подготовительным этапом к сонатам служат сонатины.
Соната - наиболее сложное по форме произведение. Сонату можно сравнить с литературным романом или повестью. Подобно роману или повести, соната "населена" различными "героями" - музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.
При исполнении сонаты важно достигнуть темпового единства. Без этого произведение может рассыпаться на отдельные построения. Необходимо ощущать ритмический пульс на протяжении всего сочинения, точно соблюдать паузы.
- Широкова Юлия Д.Чимароза «Соната» ля минор
СЛАЙД №9
Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара. Ученики всех классов с большим удовольствием работают над пьесами малой формы. Причины вполне объяснимы:
- удобный формат (малая форма);
- разнообразие характеров и образов, что позволяет педагогу выбрать наиболее понравившееся произведение, которое покажет музыкальные достоинства ученика и даст ему возможность почувствовать себя исполнителем;
- богатое стилистическое и жанровое разнообразие, позволяющее познакомить ученика с современными музыкальными направлениями (джаз, рок, популярная музыка, этнические мотивы);
- возможность использовать такие произведения для участия в концертах.
Огромное количество пьес, ставшее классикой педагогического репертуара, стремительно пополняется новыми произведениями современных авторов. Для ориентации в таком разнообразии принято условное подразделение на основные типы:
- жанровые пьесы;
- кантиленные пьесы;
- программно-характерные пьесы;
- клавирные пьесы (пьесы старинных композиторов);
- виртуозные пьесы;
- эстрадно-джазовые пьесы.
Жанровые пьесы – это пьесы с явно выраженной жанровой принадлежностью, обозначенной в самом названии. Это знаменитые «три кита» - марш, танец, песня. Все дети как правило любят танцевать. Наверное, поэтому в хрестоматиях для младших и средних классов такое обилие танцевальных пьес.
СЛАЙД №10
- Ерофеева Даша И. Беркович «Танец»
Кантиленные пьесы лежат в основе педагогического репертуара пианиста на протяжении всего периода обучения и представляют весьма значительную трудность при исполнении для учащихся разного уровня. Как правило, в основе кантиленных пьес лежит красивая мелодия. А мелодия предполагает исполнение legato. Это основной прием игры на фортепиано. Умение «петь» на фортепиано, пожалуй, самая трудная задача, так как наш инструмент по своей природе клавишно-ударный.
СЛАЙД №11
- Лукьянова Елизавета Б. Барток «Венгерская народная песня»
Программно-характерные пьесы составляют основу педагогического репертуара ученика младших и средних классов музыкальной школы. В предлагаемых хрестоматиях и сборниках мы видим большое множество увлекательных и красочных названий.
СЛАЙД № 12
10. Епифанова Саша О. Геталова «Рикки и цыплята»
11. Басова Ксения Ж. Металлиди «Пингвин»
12. Лазарева Валерия Ж. Металлиди «Шкатулка с сюрпризом»
13. Насибулина Жасмин С. Екимов «Вальс Дюймовочки»
СЛАЙД №13
Игра на фортепиано в четыре руки - это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом, занимаются и поныне. Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков; расширяется музыкальный кругозор, интеллект музыканта; воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, формы, содержания исполняемого произведения.
СЛАЙДЫ № 14, 15, 16, 17.
14.Любушкина Дарья, Оброкова Елизавета 3 кл. В. Ходош «Вечерняя сказка»
15.Титова Татьяна, Насибулина Жасмин 3 кл. Н. Стукалин «Следствие ведут колобки»
16.Иванов Ростислав 7 кл. Л. Жульева «Ноктюрн»
17.Маркова Мария 7 кл. С. Баневич «Дорога» из к/ф «Никола Паганини»
В заключении нашего собрания я хотела бы вам напомнить о пользе занятий музыкой.
- Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.
- Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники.
- Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст. Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
- Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
- Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
- Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды». Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны.
- Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад. Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
- Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает, и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
- И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху.
Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
- Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
- Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике,
- Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. Поэтому будем следовать их вдохновляющему примеру.
Спасибо всем за внимание на этом наше собрание окончено.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО: Музыкальная грамотность; Чтение с листа; Навыки ансамблевой игры; Овладение основами аккомпанемента; Навыки самостоятельной работы.
Учебный год/класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс Полифонические произведение 20 -30 небольших музыкальных произведений 2-3 2-3 2-3 2-3 2 2 Крупная форма 2 2 2 2 2 2 пьесы 4-6 3-5 3-4 3-4 2-4 2-3 этюды 6-8 5-7 4-7 4-6 4-6 4-6 ансамбли 2-4 2-3 2 2 1-2 1-2
отлично хорошо удовлетворительно Яркость исполнения Осмысленное воплощение задач Стабильность Стабильность Выступление нестабильно Владение техникой Владение техникой Проблемы с воплощением технических задач Разнообразие звука Выразительность исполнения Тембро-динамическое звучание однообразно Исполнительская драматургия Исполнительская драматургия Разнообразие задач Соответствующий или повышенный уровень программы Соответствующий уровень программы Произведения не соответствуют программным требованиям
Этюд — инструментальная пьеса небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Карл Черни
ПЬЕСЫ МАЛОЙ ФОРМЫ: - жанровые пьесы; - кантиленные пьесы; - программно-характерные пьесы; - клавирные пьесы (пьесы старинных композиторов); - виртуозные пьесы; - эстрадно-джазовые пьесы.
И. Беркович «Танец»
Б. Барток «Венгерская народная песня»
ПРОГРАММНО – ХАРАКТЕРНЫЕ ПЬЕСЫ
АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
В. ХОДОШ «ВЕЧЕРНЯЯ СКАЗКА»
Н. СТУКАЛИН «СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ КОЛОБКИ»
Л. ЖУЛЬЕВА «НОКТЮРН»
С. БАНЕВИЧ «ДОРОГА» ИЗ К/Ф «НИКОЛО ПАГАНИНИ»