Школьный оркестр как форма работы с одаренными детьми
Выступление на Всероссийской научно-прктической конференции Потенциал художественной культуры воспитания школьников" в рамках реализации "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года", которая проходила 17 марта 2016 года в г. Жуковский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_orkestr.doc | 51.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Школьный оркестр
как форма работы
с одаренными детьми
Выступление на Всероссийской
научно-практической конференции
«Потенциал художественной культуры в воспитании школьников»
в рамках реализации
«Стратегии развития воспитания
в Российской Федерации до 2025 года»
(г. Жуковский)
Соломина И. И.,
учитель музыки МОУ
гимназия №24 г. Люберцы
17 марта 2016 г.
Школьный оркестр как форма работы с одаренными детьми
Сегодня актуальность проблемы увеличения количества учебных часов, отводимых на образовательную область «Музыка. Искусство», остается не до конца решенной. Не стоит забывать, что возраст 6-9 лет – самый интересный и благодатный для развития творческих способностей ребенка, только в этом возрасте, когда дети смотрят на мир с широко раскрытыми глазами, когда нет еще закомплексованности, когда ребенок с интересом берется за любое новое дело, - необходимо научить его творить и творчески мыслить, развить эмоциональную сферу деятельности, которая будет так необходима во взрослой жизни.
Большое значение приобретают занятия музыкой, искусством, как нельзя более воздействующим на эмоциональную сферу человека. В начальных классах это пение детей в хоре. При этом обнаруживается, что у некоторых детей музыкальные данные развиты настолько слабо, что они не могут чисто интонировать и сразу включаться в процесс пения. Игра на детских музыкальных инструментах, как показывает практический опыт, опосредованно, но весьма существенно влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческой интонации, развивает музыкально-творческие способности.
Игру на инструментах я рассматриваю как творческий процесс, способствующий одновременно усвоению навыков игры и формированию различных музыкальных способностей через творческие проявления учащихся. У каждого ребенка разнообразны сочетания природных данных, своеобразен путь их формирования, обусловленный внутренними причинами и внешними воздействиями.
Инструментальная форма практической музыкальной деятельности устраняет психологический барьер у детей и вселяет веру в возможность активного музыкального развития, что является важной установочной предпосылкой в процессе музыкального обучения и воспитания.
В своей работе на уроках музыки я использую два вида простейших музыкальных инструментов. Это: 1) музыкальные инструменты с определенной высотой звука (свирели, металлофоны) и 2) инструменты шумовые, без определенной высоты звука ( ложки, трещотки, треугольники, маракасы и др.)
Играя на элементарных музыкальных инструментах, дети с удовольствием включаются в активную музыкальную деятельность. Главное – каждый находит инструмент по душе, осваивая приемы игры и способы звукоизвлечения, каждый видит в несложной музыкальной партитуре свою роль (партию), стремиться играть в ансамбле слаженно и гармонично. В процессе такого музицирования развивается чувство ритма, тембровый слух, чувство темпа и чистота интонации. Но главное – это сопричастность к общему делу, радость совместного творческого труда, возможность творить и создавать самому. Такой урок пролетает незаметно и ребятам хочется более глубоко погрузиться в процесс работы над произведением, найти новые краски музыкальной палитры.
Так постепенно музыка из обязательных занятий на уроке перерастает у детей в потребность заниматься дополнительно, развиваться и совершенствоваться. Именно из желания детей заниматься музыкой дополнительно, в нашей гимназии возник детский оркестр.
Все началось с того, что на курсах повышения квалификации на одном из занятий нам, педагогам музыки, взрослым людям со среднеспециальным и высшим музыкальным образованием предложили освоить, казалось бы, простой инструмент – свирель. Поначалу все подумали, что это игрушка, вроде детских свистулек, и использовать ее можно на народных праздниках в качестве шумового инструмента. И только в процессе знакомства со свирелью стало понятно, сколько промежуточных осознанных действий нужно совершить, чтобы она зазвучала. Это и правильное межреберное дыхание, и атака звука, и распределение силы потока воздуха, и ровное голосоведение, и точное окончание звучания ноты, и многое другое.
Когда все мои старания привели к более или менее положительному результату, я влюбилась в звучание этого инструмента, все лето играла на свирели, подбирала знакомые мелодии, импровизировала… И все время думала: понравится ли этот инструмент моим ученикам, захотят ли научиться на нем играть, как смогут применить свои умения и навыки в жизни.
Ознакомившись с методикой работы Э. Смеловой, с энтузиазмом взялась за дело. Вначале я ввела знакомство со свирелью в процесс обучения на уроках музыки. Конечно, добиться сразу хорошего результат я и не ожидала, ведь в классе большое количество учеников, кто-то схватывает все налету и хочет дальше осваивать азы, а кто-то останавливается в самом начале, так как не может правильно извлечь звук (он просто свистит), не получается ритмически правильно сыграть мелодию и т.д.
Вот тогда и пришла идея создать ансамбль свирелей. Эти занятия стали дополнительными, на них стали приходить дети, живо и эмоционально откликающиеся на музыку, любящие (но, как правило, не умеющие) петь и желающие освоить какой-либо инструмент, т.к. по разным причинам в музыкальную школу они не попали.
Нотные пособия Э. Смеловой очень грамотно и доступно развивают как ритмические, так и мелодические способности каждого ребенка. Прекрасно, что начинаем обучение на свирели с левой руки, что особо развивает координацию правшей. Тактильные ощущения пальцев от соприкосновения с отверстиями в свирели дают неоценимую работу мозгу, а правильное дыхание укрепляет легкие. При игре двумя руками вырабатывается четкая координация, повышается моторика пальцев.
На уроках музыки дети знакомятся с различными элементарными музыкальными инструментами, овладевают первоначальными навыками игры на них, предлагают несложные варианты инструментальной аранжировки песен, а на дополнительных занятиях учащиеся усваивают и закрепляют навыки игры на инструментах, разучивают новые музыкальные произведения, вносят корректировочные предложения для улучшения инструментального звучания.
На занятиях в оркестре происходит осознание необходимости кропотливого, напряженного труда, прежде чем музыкальное произведение засверкает всеми красками звучания инструментов. Очень важно, что в оркестре занимаются дети разных возрастов, с разными навыками. Приходя в оркестр из подготовительной группы, ребенок вначале исполняет в произведениях партию 3-го голоса, это голосоведения в виде педали всего на нескольких звуках. При этой кажущейся простоте юный музыкант должен точно соблюдать ритм, динамику, поддерживать тембровое звучание ансамбля. В процессе разучивание пьес на занятиях каждый участник оркестра может услышать как отдельные партии, так и звучание произведения в трех, - и четырехголосном исполнении. Постепенно участники оркестра переходят на исполнение более сложных партий, а на их место приходят новички. Самое ценное – это то, что на третьем году занятий каждый ребенок уже может играть все партии в любой пьесе, а при необходимости в состоянии заменить любого музыканта оркестра.
В процесс работы с детским оркестром я убедилась, что ни одно произведение не дает детям такого эмоционального настроя и желания музицировать, как русская народная песня. Как показали исследования педагогов-психологов, в народных детских песнях особенно заметно естественное интонирование, ведь напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его эмоций, передавая все грани характера русского человека, его неразрывную связь с пиродой.
Диапазоны этих песен охватывают примарные тоны детского голоса и складываются из доступных каждому ребенку интонаций. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация между слухом и голосом. Эти мелодии достаточно легко подбираются детьми на инструментах с определенной высотой звука – свирелях и металлофонах, а также открывают безграничные возможности в музицировании и подборе аккомпанемента на инструментах без определенной высоты звука – шумовых ударных.
Ребята понимают также и необходимость сознательной дисциплины, драгоценного чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимоуважения, умения слушать товарища и работать во благо общего дела. Происходит своеобразный циклический процесс вверх по расширяющейся спирали. И здесь главное не упустить нить увлеченности учащихся, не ослабить напряжения деятельности детей по расширению музыкальных знаний, усвоению умений и навыков, что неукоснительно сказывается, как показывает практический опыт, на повышении общего уровня образованности, духовной и нравственной культуры школьников.
Но самое главное, на мой взгляд, это то, что занятия на свирели развивают в ребенке непосредственность и открытость, формируют творческую личность и помогают найти свое место в социуме. Приведу несколько интересных фактов из моей практики. Саша П. просит еще одну свирель для занятий дома. Интересуюсь: «А что, твоя свирель неисправна?» Саша с гордостью отвечает: «Я научил дедушку играть на свирели, и пока мы на занятиях в ансамбле исполняли одноголосные песни, нам с ним хватало одного инструмента. Но теперь мы хотим играть с ним на два голоса». Вика Б. на занятиях ансамбля рассказывает, с каким удовольствием ее домашние питомцы, кошка и попугай, подпевают, когда она дома разучивает новые партии. А вот Лиза Ш. нашла свой необычный способ поздравления друзей с днем рождения: она дарит музыкальные произведения на свирели. В течении нескольких лет сложилась традиция: именинник заранее заказывает песню, а Лиза подбирает ее на слух и исполняет. Затем проводят музыкальную викторину: угадывают и поют разные песни, среди них большинство народные мелодии из нотной тетради Н. Конч. Так наша Лиза несет народную культуру в массы. А вот Витя К. все лето на даче дает концерты на свирели и потом с удовольствием рассказывает, как приходят его послушать и взрослые, и дети. И еще один очень важный аргумент в пользу свирелей – это благодарность родителей за здоровье детей. По наблюдениям врачей-педиатров их пациенты, занимающиеся на свирели, значительно меньше стали болеть, а в моменты сильных эпидемий окрепшие легкие уже не дают болезни протекать с осложнениями.
Активизация формирования музыкальных способностей детей в процессе игры на элементарных музыкальных инструментах доказывает состоятельность и продуктивность этого вида музыкальной деятельности.
Задавая вопрос: «Детский оркестр в начальной школе?», можно однозначно и с уверенностью ответить на него: «Да!», ибо инструментальная деятельность детей в начальных классах ведет к неоднозначным, неординарным и, самое главное, существенным результатам в деле музыкального воспитания.
Интенсификация музыкального образования младших школьников в процессе инструментальной деятельности неразрывно должна включать две формы музыкальной работы — классную и внеклассную. Лишь в этом случае в оркестр придут дети, увлеченные музыкой, с разбуженной потребностью в расширении музыкального кругозора, с желанием участвовать в столь сложном процессе красочного созидания музыкального произведения. А игра в оркестре, в свою очередь, благотворно скажется на общем уровне музыкальной культуры в классе. От такого взаимодействия, взаимопроникновения классной и внеклассной музыкальной работы выигрывают ученики, учителя, школа, общество.
В завершении хочу привести слова известного музыканта-педагога Амонашвили Ш.А.: «Музыка — одна из основ гуманности души человека. Педагог, идущий к детям с партитурой школьного дня, слыша музыку этой партитуры в звуках детских голосов, представляя себя у дирижерского пульта с волшебной палочкой воспитания, веря, что чудо воспитания — в его одухотворенности и преданности детям, не может не быть счастливым оттого, что выбрал профессию педагога».