Школьный оркестр как форма работы с одаренными детьми

Соломина Ираида Ивановна

Выступление на Всероссийской научно-прктической конференции Потенциал художественной культуры воспитания школьников" в рамках реализации "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года", которая проходила 17 марта 2016 года в г. Жуковский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_orkestr.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Школьный оркестр

как форма работы

с одаренными детьми

Выступление на Всероссийской

научно-практической конференции

«Потенциал художественной культуры в воспитании школьников»

в рамках реализации

 «Стратегии развития воспитания

в Российской Федерации до 2025 года»

(г. Жуковский)

Соломина И. И.,

учитель музыки МОУ

гимназия №24 г. Люберцы

17 марта 2016 г.

Школьный оркестр как форма работы с одаренными детьми

Сегодня актуальность проблемы увеличения количества учебных часов, отводимых на образовательную область «Музыка. Искусство», остается не до конца решенной. Не стоит забывать, что возраст 6-9 лет – самый интересный и благодатный для развития творческих способностей ребенка, только в этом возрасте, когда дети смотрят на мир с широко раскрытыми глазами, когда нет еще закомплексованности, когда ребенок с интересом берется за любое новое дело, - необходимо  научить его творить и творчески мыслить, развить эмоциональную сферу деятельности, которая будет так необходима во взрослой жизни.  

Большое значение приобретают занятия музыкой, искусством, как нельзя более воздействующим на эмоциональную сферу человека. В начальных классах это пение детей в хоре. При этом обнаруживается, что у некоторых детей музыкальные данные развиты настолько слабо, что они не могут чисто интонировать и сразу включаться в процесс пения. Игра на детских музыкальных инструментах, как показывает практический опыт, опосредованно, но весьма существенно влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческой интонации, развивает музыкально-творческие способности.

Игру на инструментах я рассматриваю как творческий процесс, способствующий одновременно усвоению навыков игры и формированию различных музыкальных способностей через творческие проявления учащихся. У каждого ребенка разнообразны сочетания природных данных, своеобразен путь их формирования, обусловленный внутренними причинами и внешними воздействиями.

Инструментальная форма практической музыкальной деятельности устраняет психологический барьер у детей и вселяет веру в возможность активного музыкального развития, что является важной установочной предпосылкой в процессе музыкального обучения и воспитания.

В своей работе на уроках музыки я использую два вида простейших музыкальных инструментов. Это: 1) музыкальные инструменты с определенной высотой звука (свирели, металлофоны) и 2) инструменты шумовые, без определенной высоты звука ( ложки, трещотки, треугольники, маракасы и др.)

Играя на элементарных музыкальных инструментах, дети с удовольствием включаются в активную музыкальную деятельность. Главное – каждый находит инструмент по душе, осваивая приемы игры и способы звукоизвлечения, каждый видит в несложной музыкальной партитуре свою роль (партию), стремиться играть в ансамбле слаженно и гармонично. В процессе такого музицирования развивается чувство ритма, тембровый слух, чувство темпа и чистота интонации. Но главное – это сопричастность к общему делу, радость совместного творческого труда, возможность творить и создавать самому. Такой урок пролетает незаметно и ребятам хочется более глубоко погрузиться в процесс работы над произведением, найти новые краски музыкальной палитры.

Так постепенно музыка из обязательных занятий на уроке перерастает у детей в потребность заниматься дополнительно, развиваться и совершенствоваться. Именно из желания детей заниматься музыкой дополнительно, в нашей гимназии  возник детский оркестр.

Все началось с того, что на курсах повышения квалификации на одном из занятий нам, педагогам музыки, взрослым людям  со среднеспециальным и высшим музыкальным образованием предложили освоить, казалось бы, простой инструмент – свирель. Поначалу все подумали, что это игрушка, вроде детских свистулек, и использовать ее можно на народных праздниках в качестве шумового инструмента. И только в процессе знакомства со свирелью стало понятно, сколько промежуточных осознанных действий нужно совершить, чтобы она зазвучала. Это и правильное межреберное дыхание, и атака звука, и распределение силы потока воздуха, и ровное голосоведение, и точное окончание звучания ноты, и многое другое.

Когда все мои старания привели к более или менее положительному результату, я влюбилась в звучание этого инструмента, все лето играла на свирели, подбирала знакомые мелодии, импровизировала…  И все время думала: понравится ли этот инструмент моим ученикам, захотят ли научиться на нем играть, как смогут применить свои умения и навыки в жизни.

 Ознакомившись с методикой работы Э. Смеловой, с энтузиазмом взялась за дело. Вначале я ввела знакомство со свирелью в процесс обучения на уроках музыки. Конечно, добиться сразу хорошего результат я и не ожидала, ведь в классе большое количество учеников, кто-то схватывает все налету и хочет дальше осваивать азы, а кто-то останавливается в самом начале, так  как не может правильно извлечь звук (он просто свистит), не получается ритмически правильно сыграть мелодию и т.д.

Вот тогда и пришла идея создать ансамбль свирелей. Эти занятия стали дополнительными, на них стали приходить дети, живо и эмоционально откликающиеся на музыку, любящие (но, как правило,  не умеющие) петь и  желающие освоить какой-либо инструмент, т.к. по разным причинам в музыкальную школу они не попали.

Нотные пособия Э. Смеловой очень грамотно и доступно развивают как ритмические, так и мелодические способности каждого ребенка. Прекрасно, что начинаем обучение на свирели с левой руки, что особо развивает координацию правшей. Тактильные ощущения пальцев от соприкосновения с отверстиями в свирели дают неоценимую работу мозгу, а правильное дыхание укрепляет легкие. При игре двумя руками вырабатывается четкая координация, повышается моторика пальцев.

На уроках музыки дети знакомятся с различными элементарными музыкальными инструментами, овладевают первоначальными навыками игры на них, предлагают несложные варианты инструментальной аранжировки песен, а на  дополнительных занятиях учащиеся усваивают и закрепляют навыки игры на инструментах, разучивают новые музыкальные произведения, вносят корректировочные предложения для улучшения инструментального звучания.

На занятиях в оркестре происходит осознание необходимости кропотливого, напряженного труда, прежде чем музыкальное произведение засверкает всеми красками звучания инструментов. Очень важно, что в оркестре занимаются дети разных возрастов, с разными навыками. Приходя в оркестр из подготовительной группы, ребенок вначале исполняет в произведениях партию 3-го голоса, это голосоведения в  виде педали всего на нескольких звуках.  При этой кажущейся простоте юный музыкант должен точно соблюдать ритм,  динамику, поддерживать тембровое звучание ансамбля. В процессе разучивание пьес на занятиях каждый участник оркестра может услышать как отдельные партии, так  и звучание произведения в трех, - и четырехголосном исполнении. Постепенно участники оркестра переходят на исполнение более сложных партий, а на их место приходят новички. Самое ценное – это то, что на третьем году занятий каждый ребенок уже может играть все партии в любой пьесе,  а при необходимости в состоянии заменить любого музыканта оркестра.

В процесс работы с детским оркестром я убедилась, что ни одно произведение не дает детям такого эмоционального настроя и желания музицировать, как русская народная песня. Как показали исследования педагогов-психологов,  в  народных детских песнях особенно заметно  естественное интонирование, ведь напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его эмоций, передавая  все грани характера русского человека, его неразрывную связь с пиродой.

Диапазоны этих песен охватывают примарные тоны детского голоса и складываются из доступных каждому ребенку интонаций. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация между слухом и голосом. Эти мелодии достаточно легко подбираются детьми на инструментах с определенной высотой звука – свирелях и металлофонах, а также открывают безграничные возможности в музицировании и подборе аккомпанемента на инструментах без определенной высоты звука – шумовых ударных.

Ребята понимают также и необходимость сознательной дисциплины, драгоценного чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимоуважения, умения слушать товарища и работать во благо общего дела. Происходит своеобразный циклический процесс вверх по расширяющейся спирали. И здесь главное не упустить нить увлеченности учащихся, не ослабить напряжения деятельности детей по расширению музыкальных знаний, усвоению умений и навыков, что неукоснительно сказывается, как показывает практический опыт, на повышении общего уровня образованности, духовной и нравственной культуры школьников.

Но самое главное, на мой взгляд, это то, что занятия на свирели развивают в ребенке непосредственность и открытость, формируют творческую личность и помогают найти свое место в социуме. Приведу несколько интересных фактов из моей практики. Саша П. просит еще одну свирель для занятий дома. Интересуюсь: «А что, твоя свирель неисправна?» Саша с гордостью отвечает: «Я научил дедушку играть на свирели, и пока мы на занятиях в ансамбле исполняли одноголосные песни, нам с ним хватало одного инструмента. Но теперь мы хотим играть с ним на два голоса». Вика Б. на занятиях ансамбля рассказывает, с каким удовольствием ее домашние питомцы, кошка и попугай, подпевают, когда она дома разучивает новые партии. А вот Лиза Ш. нашла свой необычный способ поздравления друзей с днем рождения: она дарит музыкальные произведения на свирели. В течении нескольких лет сложилась традиция: именинник заранее заказывает песню, а Лиза подбирает ее на слух и исполняет. Затем проводят музыкальную викторину: угадывают и поют разные песни, среди них большинство народные мелодии из нотной тетради Н. Конч. Так наша Лиза несет народную культуру в массы.  А вот Витя К. все лето на даче дает концерты на свирели и потом с удовольствием рассказывает, как приходят его послушать и взрослые, и дети. И еще один очень важный аргумент в пользу свирелей – это благодарность  родителей за здоровье детей. По наблюдениям врачей-педиатров их пациенты, занимающиеся на свирели, значительно меньше стали болеть, а в моменты сильных эпидемий окрепшие легкие уже не дают болезни протекать с осложнениями.

Активизация формирования музыкальных способностей детей в процессе игры на элементарных музыкальных инструментах доказывает состоятельность и продуктивность этого вида музыкальной деятельности.

Задавая вопрос: «Детский оркестр в начальной школе?», можно однозначно и с уверенностью ответить на него: «Да!», ибо инструментальная деятельность детей в начальных классах ведет к неоднозначным, неординарным и, самое главное, существенным результатам в деле музыкального воспитания.

Интенсификация музыкального образования младших школьников в процессе инструментальной деятельности неразрывно должна включать две формы музыкальной работы — классную и внеклассную. Лишь в этом случае в оркестр придут дети, увлеченные музыкой, с разбуженной потребностью в расширении музыкального кругозора, с желанием участвовать в столь сложном процессе красочного созидания музыкального произведения. А игра в оркестре, в свою очередь, благотворно скажется на общем уровне музыкальной культуры в классе. От такого взаимодействия, взаимопроникновения классной и внеклассной музыкальной работы выигрывают ученики, учителя, школа, общество.

В завершении хочу привести слова известного музыканта-педагога Амонашвили Ш.А.: «Музыка — одна из основ гуманности души человека. Педагог, идущий к детям с партитурой школьного дня, слыша музыку этой партитуры в звуках детских голосов, представляя себя у дирижерского пульта с волшебной палочкой воспитания, веря, что чудо воспитания — в его одухотворенности и преданности детям, не может не быть счастливым оттого, что выбрал профессию педагога».