Колокола как неотъемлемая часть русской культуры

Соломина Ираида Ивановна

Статья рассказывает об истории колоколов на Руси и их значении в русской православной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tambov_stat_kolokola.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Колокола как неотъемлемая часть русской  культуры

Соломина Ираида Ивановна,

учитель музыки и МХК

МОУ гимназия № 24

Московская обл, г. Люберцы,

2016 г.

Там, где слышен звон колокола, не может быть зла.

К колоколам и колокольному звону у людей издревле было особое отношение, которое дошло до наших дней. Колокола были единственным музыкальным инструментом, который не только не запрещался, но даже специально привлекался к богослужению в православной церкви. Колокола на Руси были излюбленным и демократичным музыкальным инструментом. Их любили все — простой люд и царские вельможи.

На Западе была принята колокольная клятва, то есть присяга, скрепленная колокольным звоном. Люди верили, что такая присяга нерушима, а преступившего ее ждет самая ужасная участь. Колокольная клятва применялась чаще и ценилась выше, чем клятва на Библии.

В России также в определенных случаях давалась такого рода публичная очистительная присяга при колокольном звоне, называемая также васильевской. "Ходить под колоколами" — говорили об этой присяге, к которой приводился ответчик, если не было улик и средств оправдания. Эта присяга проходила в церкви при колокольном звоне публично. "Хоть при колокольном звоне, пойду под присягу" — гласит русская пословица, она отражает древний обычай стоять под колоколами во время клятвы.

Как на Западе, так и в России колокола очеловечивались: антропоморфны были названия разных частей колокола — язык, губа, уши, плечо, корона. Колоколам, как людям, давались собственные имена, например Сысой, Медведь, Лебедь и т. д.

Звуки колокола стали не только принадлежностью церковных и государственных церемониалов, но и их украшением. Величавая красота и мощь звучания колокола сделали звон символом освящения событий, подобно подписи и печати.

Вначале колокола отливали гладкими, но уже в 16 веке  встречаются надписи на колоколах на славянском, латинском, голландском, старонемецком языках. Иногда надписи можно было прочитать только с помощью специального "ключа". В это же время появился и особый «чин освящения колоколов» и первое появление на Руси звонниц.

Колокольня или звонница фактически являлись музыкальным инструментом гигантского масштаба. Колокольня была венцом древнерусского городского архитектурного ансамбля. Она возвышалась над монастырем, кремлем, городом. Звон колоколов разносился и наполнял звуком всю округу. В древнерусских монастырях существовал также обычай совмещать в одном архитектурном пространстве колокольню с трапезной церковью.

Колокола и колокольные звоны играли разнообразные роли в общественной жизни, в народной культуре. Упомянем некоторые из таких функций:
1. Колоколом созывали народ на вече (для этого в Новгороде, например, существовал специальный вечевой колокол), в случае различных бедствий звали на помощь набатным или всполошным колоколом

2.  Колокола звонили, сообщая о важных государственных или местных событиях, при встрече высокого гостя или начальства

 3. Колокола извещали о пожаре, и в этом заключалась их неотъемлемая функция в деревянных северных селениях, для которых пожары были частым  бедствием.
4. Колокола сообщали о приближении неприятеля. Такая функция была у поморских колоколен, например, в годы Крымской войны.

5.  Колоколами давали знак заблудившемуся путнику, это был так называемый спасительный метельный звон.

6. Колокола висели на маяках, были и колокольни-маяки, которые звонили во время тумана как в церкви Вознесения Господня на Соловках

7.  Колокола размеряли время. В общественной практике сам распорядок церковных звонов уже служил сигналом времени. Начиная с XVI века, в большом количестве появляются башенные часы на колокольнях со специальными часовыми колоколами.

Звон во все колокола различается на:

1. Трезвон - это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема. Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество. В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

2. Двузвон - это звон во все колокола дважды, в два приема.

3. Перезвон - это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

4. Перебор, иначе похоронный или погребальный звон, выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.
5. Праздничный - особенно любим в народе. Он - отражение политического склада русских людей, их умения радоваться жизни, веселиться, создавая жизнеутверждающую атмосферу праздника. Праздничные звоны очень разнообразны по своему музыкальному содержанию Они отличаются эпической торжественностью звучания великих колоколов, которые создают музыкальный образ необычной мощи, силы. Такая музыкальная образность воссоздает в музыке колокольного звона стихию народного творчества и ликования.

Колокол имеет свою символику, представленную в двух толкованиях. С одной стороны колокола – это те же трубы, обращенные с неба к земле.  Они и их неожиданный громкий звук напоминают верующему трубы ангелов, которые внезапно оборвут конец земной истории человечества и соберут живых и умерших на ответ к Богу. Но более этого звук колокола связывают с самим голосом Божиим. «Голос Бога призывает людей обратиться к Нему лицом, голос Бога – это голос нашей совести, это призывы в душе к добру, откровения в нашем сердце, изменяющие образ нашей жизни к лучшему. И в меру своего благочестия русские люди любили внимать этому гласу Божию. Они вспоминали Бога, во время первых ударов благовеста, крестились и мысленно обращались к Богу с молитвой, если звон церковный заставал их за делом, в пути или во время отдыха». 

Русский колокол также является своеобразной иконой. Иконой гласа Божия. Это становится ясно при созерцании звука больших русских колоколов. Голос колокола мыслился именно как голос, но не как нота или аккорд. И этот голос должен был отвечать определенным характеристикам и идеям – богословским и эстетическим.  Звук колокола должен быть ясен, громок, благозвучен, гармоничен, низок, объемен и продолжителен. «В храмы призывает Бог: нужно чтобы и призыв напоминал Бога, и звуки зова трогали бы сердце» — пишет один из исследователей русских колоколов о появлении в России сверхтяжелых колоколов.

Если русский колокол является иконой гласа Божия, то русские звоны во все колокола, это звуковая икона того или иного богослужения, его атмосферы. Задача звонаря не просто исполнить тот или иной звон правильно и даже мастерски. Его основная задача – адекватно передать богословское понимание богослужения, его характер и смысл, произвести одухотворенный звон. Как говорил один из талантливейших русских звонарей, монах, «когда звонарь обращается к колоколам напрямую с молитвою, звонит его душа, поэтому у каждого звонаря свой почерк». Исполнитель должен верно отразить призыв Бога в благовесте, при этом, не забывая совершить положенную молитву. Изложить в колокольном звуке образ богослужения, свой опыт богообщения. Он должен представить верную христианскую интерпретацию. Свое вдохновение звонарь черпает именно в атмосфере того богослужения во время или после которого производит звон, в молитве, в обращении к Богу.

Кроме оригинальности звучания колоколов в их использовании как своеобразного музыкального инструмента, есть и другая специфика. Колокольный инструмент расположен высоко между небом и землей. Он как бы живет среди двух стихий (двух миров) и звуком объединяет их.  «Звон – он от высоты, — писал в своем дневнике один москвич, — не видишь - откуда он… Он носится над городом, как звуковое облако, белое, легкое, вольное. Он всегда и только – с высоты и о высоте. До него также «не достать» как до туч, до бегущих облаков. Он – над человеком. Это — вольное облако, согласное с лазурью неба и лучами солнца, с высью и волей высоты, прекрасное облако. Только из него падают на землю — не капли дождя и не белые хлопья снега, а звуки – только звуки».

Музыка колокольных звонов явилась ярким своеобразным искусством, способным отразить устремление народа, передать различные эмоционально-психологические состояния человека, стала в итоге важным национальным достижением русской музыкальной культуры.