Концертмейстерский класс. Программа учебного предмета.

Максарова Ольга Петровна

Программа учебного предмета по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства "ФОРТЕПИАНО". Срок обучения два года. Содержит объёмные списки нотной и методической литературы, перечень Интернет-ресурсов, репертуарный список.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontsertmeysterskiy_klass.doc558 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» г.Емва

 

Дополнительная предпрофессиональная

общеобразовательная программа

в области музыкального искусства

«ФОРТЕПИАНО»

предметная область ПО.01

Музыкальное исполнительство

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА УП.03

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС

2014

Содержание

I. Пояснительная записка

4

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном                      

    процессе    

4

2. Срок реализации учебного предмета

4

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного    

    учреждения на реализацию учебного предмета

4

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

5

5. Цели и задачи учебного предмета

5

6. Обоснование структуры программы учебного предмета

5

7. Методы обучения

5

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

6

II. Содержание учебного предмета

6

1. Сведения о затратах учебного времени

6

2. Годовые требования по классам

6

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

8

IV. Формы и методы контроля, система оценок

8

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

8

2. Критерии оценки

9

V.  Методическое обеспечение учебного процесса

10

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

10

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

11

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

11

1. Список рекомендуемой нотной литературы

11

2. Список рекомендуемой методической литературы

13

3. Список Интернет-ресурсов

14

Приложение

Примерные репертуарные списки

16

I.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

                1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа   учебного    предмета    «Концертмейстерский     класс»   является компонентом дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и составлена с учетом обязательного минимума содержания учебных типовых программ согласно Федеральным государственным требованиям (далее ФГТ).

Детская музыкальная школа и школа искусств (далее ДМШ и ДШИ) – первая ступень профессионального образования музыканта, в котором искусство аккомпанемента занимает одно из ведущих мест. Не надо забывать, что работа концертмейстера – самая распространённая профессия среди пианистов: ведь аккомпаниатор нужен везде – и в классе, и на концертной площадке, и в компании друзей. Поэтому так необходимо уделять должное внимание дисциплинам, имеющим прикладное значение. 

Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание
разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем
приобщения  обучающихся к ценностям мировой музыкальной культуры на
примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на
приобретение        навыков        аккомпанирования,     чтения     с     листа     и

транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.

Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.

Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре программы "Фортепиано" федеральными государственными требованиями предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: "Специальность и чтение с листа", "Ансамбль" и "Концертмейстерский класс", которые в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения и навыки, а также подготовить обучающегося к дальнейшему профессиональному обучению.

                2. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации  учебного предмета  "Концертмейстерский класс "    составляет

два года. Возможна реализация программы  в сокращенные сроки, а также по индивидуальным  учебным   планам  с  учетом федеральных государственных требований. 

                3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного  учреждения на реализацию учебного предмета

 

Количество часов  

Максимальная нагрузка

 165 часов [1]

Количество часов на аудиторную нагрузку

 66  часов [2]

Количество            часов            на   внеаудиторную (самостоятельную) работу

 99  часов[3]

Консультации  

8

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная,  продолжительность урока - 40 минут.

                Реализация  учебного предмета "Концертмейстерский класс" предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся образовательного учреждения или, в случае их недостаточности, работники образовательного учреждения.

                В случае привлечения в качестве иллюстратора работника образовательного учреждения планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.

                5. Цели и задачи учебного предмета

 Цели:

  • развитие   музыкально-творческих   способностей    обучающегося   на   основе
    приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального
    исполнительства;
  • стимулирование     развития     эмоциональности,     памяти,     мышления,
    воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

Задачи:

  • Овладение   основами теории концертмейстерского мастерства;
  • Формирование   концертмейстерских умений и навыков.  
  • Развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;
  • Установление  межпредметных  связей,  поскольку:                                                                                                  

      - без прочной опоры на  знания в области теории, основ гармонии   и   полифонии невозможно  

        развитие творческих навыков;

     - эффективных результатов в обучении аккомпанементу можно добиться лишь при                                                                              

       координации учебной работы преподавателей теоретических и исполнительских  дисциплин.

  • Изучение   песенного репертуара, вокальной, хоровой, инструментальной музыки.
  • Организация концертмейстерской практики обучающегося. Возможны два варианта:

во-первых, широко использовать разнообразные формы исполнительского    искусства      

     (концерты, конкурсы, классные собрания и т.п.);

         во-вторых, участвовать в учебном процессе других отделений (аккомпанировать              

     обучающимся хорового, оркестрового, народного отделений, подготовительной группы).

  • формирование    у   наиболее    одаренных    выпускников    мотивации    кпродолжению      

      профессионального      обучения     в     образовательных учреждениях,   реализующих

      образовательные   программы   в   области музыкального исполнительства.

                6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием  структуры  программы  являются  ФГТ,  отражающие  все аспекты работы преподавателя с обучающимся.  Программа  содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
      учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В   соответствии  с  данными  направлениями  строится  основной  раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения 

Для   достижения   поставленной   цели   и   реализации   задач   предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный  (объяснение, рассказ, беседа);
  • наглядный  (показ, демонстрация, наблюдение);
  • практический (упражнения  воспроизводящие и творческие).
  • прослушивание  записей  выдающихся  исполнителей  и  посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
    Индивидуальная   форма   обучения   позволяет   найти   психологически  верный   и более

точный   подход  к  каждому  обучающемуся  и   выбрать   наиболее подходящий метод обучения.

                Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Концертмейстерский класс" должны иметь площадь на менее 9 кв.м. и звукоизоляцию, оборудованы необходимой мебелью, фортепиано, пультами.

                В образовательном учреждении должны создаваться условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Концертмейстерский класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

                                                                                                              Срок обучения - 8   лет

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий

(в неделях)

33

33[4]

Количество     часов     на аудиторные  занятия

(в неделю)

1

1

Количество     часов     на внеаудиторные  занятия

(в неделю)

49,5

49,5[5]

Консультации (часов в год)

4

4

2.Годовые требования по классам

7 класс (первый год реализации предмета)

                В течение года обучающиеся должны пройти 5-6 произведений различной степени сложности (в том числе в порядке ознакомления, чтения с листа, транспонирования, подбора аккомпанемента, самостоятельной работы).  

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Содержание

1

Введение

Диапазоны певческих голосов   и музыкальных

инструментов. Виды фактуры:  монодическая, полифоническая,   гармоническая.    

2

Развитие творческих навыков

2.1

Чтение с листа

Чтение произведений с элементарным аккомпанементом изучаемых типов.

2.2

Кадансы

Сочинение в удобных тональностях серединных половинных и заключительных полных совершенных сложных(1-го, 2-го рода) кадансовых оборотов с использованием терцовых аккордов главных ступеней.

2.3

Аккорды  побочных ступеней

Ознакомление с терцовыми аккордами II,III,VI,VII ступеней, нахождение их в нотном тексте.

2.4

Модуляция

Функциональная модуляция в тональности 1-ой степени родства. Сочинение последовательностей из 4-6 аккордов(I – V – I=III – V – I, I – II=IV – V – I и т.п.) в удобных тональностях.

2.5

Гармонизация мелодии

Гармонизация мелодии по буквенным обозначениям и без них (с использованием  терцовых  аккордов главных  ступеней).

3

Аккомпанемент

3.1

Типы аккомпанементов

Гармоническая поддержка, чередование баса и аккорда, аккордовая пульсация, гармонические фигурации.

3.2

Приёмы упрощения нотного текста

Преобразование  гармонических фигураций в основные функции.

Облегчение или перемещение аккордов.

Смена широкого расположения аккордов на тесное.

Преобразование сложных ритмических последовательностей в элементарную пульсацию.

Преобразование или опускание украшений, подголосков, удвоений.

8 класс (второй год реализации предмета)

                В течение года обучающиеся должны пройти 5-6 произведений различной степени сложности (в том числе в порядке ознакомления, чтения с листа, транспонирования, подбора аккомпанемента, самостоятельной работы).  

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Содержание

1

Развитие творческих навыков

1.1

Чтение с листа

Чтение произведений с элементарным аккомпанементом изучаемых типов.

1.2

Кадансы

Сочинение в удобных тональностях последовательностей  из 3 – 4  аккордов с использованием терцовых аккордов побочных ступеней ( I – III – I,  I – II – V – I,  I – VI – I,

 I – III– V – I,  I – VI   – V – I, и т.п.)

1.3

Аккорды  побочных ступеней

Сочинение в удобных тональностях серединных половинных и заключительных полных совершенных сложных(1-го, 2-го рода) кадансовых оборотов с использованием терцовых аккордов главных и побочных ступеней

1.4

Модуляция

Функциональная – в тональности 1-ой степени родства,

Энгармоническая (черезVII7ум) и мелодическая – в любую тональность.

Сочинение последовательностей из 4 – 6 аккордов.

1.5

Гармонизация мелодии

Гармонизация мелодии по буквенным обозначениям и без них (с использованием терцовых аккордов главных и побочных ступеней).

2

Аккомпанемент

2.1

Типы аккомпанементов

Смешанный, дублирующий партию солиста, содержащий отклонения от партии солиста, не имеющий общих звуков с мелодией солиста.

2.2

Приёмы упрощения нотного текста

Уверенное владение приёмами упрощения, пройденными в 7-ом классе.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ 

Результатом освоения учебного предмета «Концертмейстерский класс» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание    основного    концертмейстерского    репертуара    (вокального    и инструментального);
  • знание основных принципов аккомпанирования солисту;
  • навыки    по    воспитанию     слухового     контроля,     умение     слышать
    произведение   целиком   (включая   партии   других   инструментов   или
    голоса),    умение    управлять    процессом    исполнения    музыкального произведения;
  • умение       аккомпанировать       солистам       несложные       музыкальные
    произведения, в том числе с транспонированием;
  • умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских
    возможностей солиста;
  • умение     разбираться     в     тематическом     материале     исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
  • навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
  • наличие   первичного   практического   опыта   репетиционно-концертной
    деятельности в качестве концертмейстера.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание  

п/п

Вид контроля

Сроки

проведения

Цель проведения

Форма

контроля

1

Начальный или входной контроль

В начале   обучения

Определения уровня развития обучающихся, их творческих способностей

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование.

2

Текущий  контроль

В течение всего учебного года в рамках урока

Оперативный контроль за качеством освоения учебного материала,

определение готовности обучающихся к восприятию нового материала, повышение ответственности и заинтересованности   в обучении, выявление  обучающихся, отстающих и опережающих обучение.  

Педагогическое наблюдение, опрос, поурочная проверка домашнего задания, контрольное занятие.  

3

Промежуточный или рубежный контроль

По окончании изучения темы или раздела,

в конце четверти,   полугодия.         

Определение   качества реализации образовательного процесса,

качества практической и теоретической подготовки по учебному предмету, уровня умений и навыков, сформированных у обучающихся на определенном этапе обучения.

Конкурс, фестиваль, концерт,     контрольное занятие, зачёт, академический концерт, прослушивание,

экзамен.

В конце каждого года освоения предмета проводится промежуточная аттестация с оценкой в форме академического концерта.

По завершении изучения учебного предмета "Концертмейстерский класс" проводится промежуточная аттестация в форме академического концерта с оценкой, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.  

2.Критерии оценки 

По итогам исполнения программы на  академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале.  Контрольные уроки, а также другие выступления обучающихся в течение года, оцениваются словесной характеристикой; при этом  кратко  отмечаются  достигнутые  обучающимися успехи и имеющиеся недостатки.

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

Выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания   произведений.  Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения.

4 («хорошо»)

Выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда обучающимся демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности. Обучающийся  демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения.

3

(«удовлетворительно»)

Выставляется за игру, в которой обучающийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.  Программа исполнена   с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению.
Обучающийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

2 («неудовлетворительно»)

Выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведении, слабое знание программы, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.

«зачет» (без отметки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

                1.Методические рекомендации педагогическим работникам

Исходя из возможностей школы,  можно  спланировать  учебный  процесс  следующим  образом :

Вариант 1:    7 класс  I полугодие -     вокальная музыка,

                                     II полугодие -    инструментальная музыка,

                       8 класс  I полугодие  -    инструментальная   музыка  (другой инструмент),

                                     II полугодие -    подготовка  к  итоговой  аттестации (вокальное  и                    

                                                                 инструментальное  произведения),

                       

Вариант 2:     7 класс  I и II полугодия - вокальная музыка,

                         8 класс  I полугодие -    инструментальная музыка,

                                      II полугодие -    подготовка  к  итоговой  аттестации (вокальное  и                        

                                                                 инструментальное произведения),

Вариант 3:      На  протяжении  всего  курса  обучения  работа  с вокальными произведениями.                                      

Вариант 4:     На протяжении всего курса обучения работа с инструментальными произведениями.            

Занятия аккомпанементом являются продолжением занятий фортепианным ансамблем в младших и средних классах. Обучающиеся уже обладают знаниями в области теории музыки, основ гармонии и полифонии; имеют навыки чтения с листа,

транспонирования; умеют, играя в ансамбле, слушать друг друга, одинаково артикулировать. На уроках аккомпанемента эти навыки должны получить дальнейшее развитие, чтобы по окончании школы обучающиеся могли читать с листа, транспонировать,  грамотно аккомпанировать.

          Подбирая репертуар, преподаватель должен, прежде всего, ориентироваться на лучшие образцы вокальной и инструментальной музыки. Необходимо познакомить обучающегося с произведениями отечественных и зарубежных композиторов. Следует включить  в репертуар и произведения композиторов  XX века, познакомить обучающегося с  ритмическими  и  гармоническими  особенностями  современной  музыки. Нельзя обойти вниманием и популярную эстрадную музыку, так как она всегда интересна детям, но отбирать произведения в репертуар надо внимательно, имея  в виду их художественный уровень.                                                 

В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи - в порядке ознакомления. Всё это фиксируется в индивидуальном плане обучающегося.

Начинать обучение аккомпанементу следует с вокальных произведений, так как обучающийся через пение уже имеет понятие о дыхании, фразе, интонации и искусство «совместного дыхания» он освоит легко. Педагог должен познакомить обучающегося с названиями и диапазонами певческих голосов. Изучая инструментальные произведения, надо рассказать  обучающемуся об инструменте, которому он будет аккомпанировать (строй, особенности нотной записи, диапазон, роль в оркестре).   Для создания выразительного образа   обучающемуся необходимо иметь представление о творческом пути композитора, его эстетических взглядах. Важно знать стили и жанры, в которых работал автор, черты его письма.  

Желательно, чтобы на начальном этапе обучения в качестве иллюстратора на уроке выступал  опытный преподаватель-профессионал. В дальнейшем можно привлечь к иллюстрированию обучающихся других отделений.

На первых порах аккомпанемент должен быть достаточно простым, чтобы обучающийся смог грамотно исполнять свою партию, держать в поле зрения партию солиста, контролировать звуковой баланс. Усложнять учебный материал следует постепенно. Подход к каждому обучающемуся должен быть индивидуальным, так как неоправданное усложнение программы даст отрицательный результат.

  На каждом уроке должно быть уделено внимание  чтению с листа, транспонированию, подбору аккомпанемента, сочинению.

План работы над  произведением

1.Название произведения. Краткие сведения об авторах. Полезно прослушать

произведение в концертном исполнении, используя аудио- или видеозапись, или в исполнении преподавателя.

         2. Анализ литературного текста.

3. Анализ нотного текста:

  • определение тональности и основных гармонических функций;
  • анализ мелодии солиста с определением фразировки, дыхания;
  • анализ партии аккомпанемента (тип, фактура, динамика и т.п.);
  • характер исполнения, встречающиеся термины;

4. Первоначальное проигрывание произведения с листа в ансамбле с           преподавателем:

  • обучающийся – партию солиста, преподаватель - партию аккомпанемента;
  • обучающийся – партию аккомпанемента, преподаватель - партию солиста;                                                

5. Разучивание партии солиста;

6. Детальное разучивание аккомпанемента, при необходимости упрощение нотного

текста, переложение;

7.  Разработка исполнительского плана произведения;

8.  Работа с солистом;

9.  Транспонирование произведения;

10. Исполнение вокальной партии под собственный аккомпанемент[6]

            11. Двухстрочное переложение произведения (мелодия + упрощённый аккомпанемент)8

                2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах -темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.

Обучающийся всегда должен работать по рекомендациям преподавателя, которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ

НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

                1. Список рекомендуемой нотной литературы

  1. Алябьев А. Романсы и песни. Полн. собр. соч.Т.1. – М.,1974.
  2. Алябьев А. Романсы и песни. Полн. собр. соч.Т.2. – М.,1974.
  3. Алябьев А. Романсы и песни. Полн. собр, соч.Т.3. – М.,1974.
  4. Алябьев А. Романсы и песни. Полн. собр. соч.Т.4. – М.,1974.
  5. Арии из опер зарубежных композиторов. Тетр.2 / Сост, А.Орфенов  – М.,1974.
  6.  Варламов А. Романсы и песни. Полн. собр. соч. Т.1 – М.,1975.  
  7.  Варламов А. Романсы и песни. Полн. собр. соч. Т.2 – М.,1975.
  8.  Варламов А. Романсы и песни. Полн. собр. соч. Т.3 – М.,1975.
  9. Гурилёв А. Песни и романсы. – М.,1967.
  10. Крылатов Е. Прекрасное далёко. Песни для детей в сопровождении фортепиано. – М.,1988.
  11. Музыка в школе. 5-8 класс. – М.,1994.
  12. Паулс Р. Птичка на ветке. Песни для детей. – Л.,1990.
  13. Пение в школе.  Вып. 3.  VII-VIII классы /Сост.Т.Бейдер,В.Смоллер. – М.,1966.
  14. Радынова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. – М.,1995.
  15. Романсы  на  слова  М.Ю. Лермонтова / Сост. Е.Шендерович. – М.,1974.
  16. Славкин М. Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего       возраста/Сост. И.В.Калиш. – М.,1999.
  17. Старинные русские песни и романсы для голоса в сопровождении фортепиано / Сост. В.Жаров. - М.,1983.
  18. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательных школ. Третий класс. – М.,1983.
  19.  Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательных школ. Четвертый класс. – М.,1984.
  20. Хрестоматия по русской музыкальной литературе для VI-VIIклассов детских музыкальных  школ /Сост.Э.Смирнова, А. Самонова.  – М.,1974.
  21. Чайковский П. Романсы для голоса в сопровождении фортепиано. Полн.собр.соч.Т.1. – М.,1979.
  22. Чайковский П. Романсы для голоса в сопровождении фортепиано. Полн.собр.соч.Т.2. – М.,1979.
  23. Чайковский П. Романсы для голоса в сопровождении  фортепиано.    Полн.собр.соч.Т.3. – М.,1979.
  24. Шаинский В. Чьи песни ты поёшь. Песни для детей в сопровождении       фортепиано. – М.,1978.
  25. Шопен Ф. Песни  для  голоса  в  сопровождении  фортепиано. – М., 1980.
  26. Шуберт Ф. Избранные песни. Т.1. – М.,1975.
  27. Шуберт Ф. Избранные песни. Т.2. – М.,1976.
  28. Шуберт Ф. Избранные песни. Т.3. – М.,1977.
  29. Шуман Р. Альбом песен для юношества. – М.,1978.

Произведения  композиторов Республики Коми

  1. Блинникова И. Гришуня на планете лохматиков. Мюзикл для детей в пяти  картинах. – Сыктывкар,1993.
  2. Василей. Сборник  песен  коми  самодеятельных  композиторов. – Сыктывкар, 2002.
  3. Вновь  придут  сентябри. Сборник песен. – Сыктывкар, 1991.
  4. Горчаков В. Вокальные произведения. Ч.I. – Сыктывкар,2000.
  5. Горчаков В. Лирическая  тетрадь. – Сыктывкар, 1998.
  6. Избранные  песни, романсы  композиторов  коми. – Коми кн. изд., 1970.
  7. Моя Ухта. Сборник  песен. – Коми кн.изд. 1967.
  8. Музыка моего народа. Хрестоматия для начальных школ. – Коми кн. изд., 1989.
  9. Перепелица Я.  Здравствуй,  коми земля!  Цикл пионерских песен. – Сыктывкар, 1989.
  10. Перепелица Я.  Песни,  арии,  хоры.  – Коми кн. изд., 1973.
  11. Родные просторы. Сборник песен. – Коми кн. изд., 1975.
  12. Рочев.А.  Веселые, счастливые дни.  Песни для детей на слова С.Попова. – Сыктывкар,1989.
  13. Свет рябины. Сборник песен. – Сыктывкар,1992.
  14. Чувьюрова Л.  Пелысь.  Сборник песен.  – Коми кн. изд., 1998.

      2. Список рекомендуемой методической литературы 

  1. Алексеев А. Д Методика обучения игре на фортепиано. - М.,1978.
  2. Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. Музыкально-эстетическое развитие школьников в процессе обучения игре на фортепиано. – М.1964.
  3. Благой Д. Неотъемлемо от развития музыканта – исполнителя// «Сов. музыка». – 1973. - №10. - С.58-62.
  4. Брянская Ф. Д. Формирование и развитие навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста: Методические материалы /Общ.ред. Л.А. Баренбойма. – М.,1971.
  5. Верхолаз  Р. Вопросы методики чтения нот с листа. – М..1960.
  6. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. - Л.,1985.
  7. Гольденвейзер А. Несколько мыслей о воспитании певца// «Сов.музыка». – 1952. – №9. – С.72-74.
  8. Гольдненвейзер А.Б. О музыкальном искусстве: Сб.ст. /Сост.,общ.ред., вступ.ст. и коммент. Д.Д.Благого. – М.,1975.
  9. Готлиб А. Заметки о чтении с листа// «Сов. музыка». – 1958. -  №3. -  С.104-106.
  10. Гофман И.Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре/ Ред., вступ.ст. и примеч. Г.М.Когана. – М.,1961.
  11. Живов Л.М. Подготовка концертмейстеров  - аккомпаниаторов в музыкальном училище//  Методические заметки по вопросам музыкального образования. – М.,1966.
  12. Калужская Т.А. О взаимосвязи между теоретическими и специальными дисциплинами в музыкальной школе// Из опыта методической работы педагогов детских музыкальных школ. (г Москва). -  М.,1970.
  13. Коган Г.  О фортепианной фактуре. – М.,1961.
  14. Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности  учащихся в классе специального фортепиано. – М.,1966.
  15. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – Л.,1961.
  16. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учебное пособие. – М.,2002.
  17. Лерман М.О. О некоторых задачах обучения будущего пианиста//Вопросы фортепианной педагогики.Вып.3. -  М.,1971. - С.68-76.
  18. Лидская С.М. Педагогические заметки об искусстве аккомпанемента (воспитание навыков свободной ориентации в полной фактуре вокальных произведений)//«Науч.-метод.зап.Уральской консерватории». – 1972. - вып.7. – С.326-349.
  19. ЛюблинскийА.А. Теория и практика аккомпанемента. Методологические основы. – Л..1972.
  20. Нейгауз Г.Г.Об искусстве фортепианной игры. – М.1958.
  21. Николаева Р.Р. Воспитание навыков чтения с листа и транспонирование в классе концертмейстерского мастерства//Музыкознание. – Алма-Ата,1975. – вып.7.
  22. О работе концертмейстера / Ред.-сост.М.Смирнова. – М.,1974.
  23. Пустовит В.И. Концертмейстерский класс/Отв.ред. Э.Ф.Новикова. – Программы педагогических институтов. – М.,1978. – Сб.14.
  24. Рафалович О.В. Транспонирование в классе фортепиано/Под ред. Л.Н. Раабена. – Л.1962.
  25. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.,1975.
  26. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.;Л.,1947.
  27. Фейнберг С.Е.Пианизм как искусство /Под ред. Л.Е. Фейнберга и В.А. Натансона. – М.,1965.
  28. Цатурян К.А. Теория подготовки учителя - музыканта и роль навыков игры с листа в развитии творческих способностей студента//Фортепианная подготовка учителя - музыканта. – М.,1975.
  29. Цатурян К.А. Чтение с листа как метод работы с  обучающимися – пианистами// Вопросы инструментальной подготовки студентов музыкально -  педагогического факультета. - М.,1971.
  30. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М.,1984.
  31. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.,2004.
  32. Шендерович Е. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. – М.,1996.
  33. Шендерович Е.В. О преодолении пианистических трудностей в клавирах. Советы аккомпаниатора. – Л.,1972.

          3. Список Интернет-ресурсов  

Композиторы

http://www.chopin.pl — произведения Ф. Шопена

http://gfhandel.org — сайт, посвященный Г.Ф. Генделю

http://www.jsbach.org — сайт, посвященный И.С. Баху

http://www.lvbeethoven.com/Oeuvres/Hess.html - сайт, посвященный Бетховену

Mozart

http://www.mozartforum.com/ -

http://www.studio-mozart.com/mozart/.../mp3/index.htm

http://www.netmode.ntua.gr/~ktroulos/music/Mozart/

http://www.stringsinthemountains.org/m2m/1once.htm - мультимедийная биография Моцарта для детей

http://www.asahi-net.or.jp/~rb5h-ngc/ - сайт японского музыковеда с исследованиями о Моцарте, в том числе: Моцарт-game

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b7721746v.table - 64 изображения, посвященные творчеству Моцарта: портреты, сцены из опер, памятные места, хранящиеся в национальной библиотеке Франции

http://www.nma.at/german/mozartseiten.htm - ссылки на Интернет-сайты, посвященные Моцарту

http://www.bl.uk/onlinegallery/ttp/ttpbooks.html - дневник Моцарта, хранящийся в британской библиотеке в Лондоне (можно полистать страницы с музыкальными автографами, послушать, как звучат фрагменты нотного текста дневника)

http://www.asahi-net.or.jp/~rb5h-ngc/e/k516f.htm

http://www.mussorgsky.ru/

http://www.senar.ru/ - Рахманинов. Воспоминания и фотографии

http://opera.r2.ru/ - Римский-Корсаков

http://www.rahmaninov.info/

http://www.tchaikov.ru/

http://georgysviridov.narod.ru/ - на сайте представлены музыкальные файлы в форматах mp3 и wav практически всех, выпущенных CD, а также книги «Музыка как судьба» и др.

http://ciurlionis.licejus.lt/ - на сайте представлены биография, галерея и музыкальные произведения Микалоюса Константиноса Чюрлениса. Сайт опубликован на литовском и английском языках.

http://booksite.ru/gavrilin/ - Валерий Гаврилин: музыка, публикации

http://www.pakhmutova.ru/ - официальный сайт Александры Пахмутовой

http://www.schoenberg.at/ - центр Арнольда Шёнберга в Вене

http://www.beethoven-haus-bonn.de/sixcms/detail.php//portal_en 

Нотные библиотеки

http://muslib.lib.ru/ - нотный архив Дениса Бурякова

http://notes.tarakanov.net/index.htm - нотная библиотека Бориса Тараканова

http://www.score-on-line.com/index.php

http://nlib.org.ua/_index.html - нотная библиотека Алексея Невилько

http://www.midi.ru/scores/ - нотная библиотека на сайте midi.ru

http://roisman.narod.ru/

http://www.piano.ru/library.html - http://all-music.boom.ru/ - компиляция нотных библиотек Интернета

http://www.sheetmusicarchive.net/ -

http://www.mutopiaproject.org/index.html - в библиотеке представлены рубрикаторы по композиторам, по инструментам, по стилям

http://dme.mozarteum.at/DME/nma/nmapub_srch.php - полное собрание сочинений Моцарта

http://be-four.livejournal.com/1877.html - книги о музыке (список архивов с музыкальной литературой)

http://www.pianostreet.com/ - библиотека фортепианных нот

http://imslp.org/ - International Music Score Library Project (IMSLPМеждународный проект библиотеки музыкальных партитур) ставит своей целью создать музыкальную библиотеку, содержащую все свободные партитуры, перешедшие в общественное достояние как по давности времени, так и добровольно переданные композиторами, желающими поделиться ими с миром.

Проект существует с 16 февраля 2006 года, был временно закрыт в ноябре 2007 из-за проблем с авторским правом, и вновь открыт 30 июня 2008. В библиотеке находятся больше чем 19000 композиций (42000 партитур) больше чем 2500 композиторов

http://www.mutopiaproject.org/ - проект, аналогичный предыдущему.

http://www.musicalnotes.ru/ - сайт позиционируется как частный проект. Кроме нотной библиотеки на сайте есть разделы «Теория музыки» и «Энциклопедия музыки».

Музыкальные образовательные ресурсы

http:/www.edu.ru/ - портал Министерства образования РФ.  В  разделе методическая литература выложены электронные версии методических пособий по музыке.  

http://playmusic.org/

http://www.creatingmusic.com/

http://music.edu.ru/

http://www.sfskids.org –

http://www.pbs.org/jazz/kids/ - сайт для детей по истории джаза, включает биографии великих джазменов, интерактивную ленту времени истории джаза, интерактивный раздел, в котором ребенок может составить джазовый ансамбль и услышать, как звучит пастушья песня в таком составе

http://jan.ucc.nau.edu/~tas3/wtc.html - хорошо-темперированный клавир

http://burskytest.narod.ru/main.htm - обучающие программы и игры в основном по музыке

http://school-collection.edu.ru –

http://www.maykapar.ru/- на сайте композитора представлено множество материалов, которые можно использовать в образовательном процессе.

http://www.sonata-etc.ru/main.html -

http://www.merlot.org/merlot/materials.htm?page=5  - образовательные проекты

http://www.blockmuseum.northwestern.edu/picturesofmusic/  - сайт посвященный нотации (от истории до современности)

http://jan.ucc.nau.edu/~tas3/wtc/index.html  - мультимедиа хорошо темперированный клавир

http://jan.ucc.nau.edu/~tas3/wtc.html -мультимедиа-проект, посвященный хорошо темперированному клавиру

http://www.merlot.org/merlot/materials.htm?page=5 - образовательные проекты MERLOT (Multimedia Educational Resource for Learning and Online Teaching). Осуществив поиск в категориях искусство или музыка, можно получить доступ к большому количеству материалов.

Архивы музыкальных файлов

http://music.stuy.edu/macourse/music/ - 25 классических произведений в форматах mp3, wav, midi

http://www.mininova.org/sub/58 - пиринговая система. Огромный архив классической музыки

http://www.mfiles.co.uk/mp3-classical.htm -

http://www.math.rsu.ru/orfey/musarch.ru.html -

http://www.karadar.it - большой архив классической музыки. Моцарт - произведений,

Рахманинов - 119 произведений

http://www.classicalarchives.com/ -

http://www.cdonpc.ru/ - архив CD в mp3

http://www.jbx.ru/music/music.htm - мировые мюзиклы в mp3 (25 GB)

http://retromusic.2u.ru/ - mp3 каталог русской ретро-музыки и песен

http://www.tonnel.ru/?l=music 

http://www.fidel.ru/mp3 -

http://www.cdmp3.ru –

http://parkov1.narod.ru/  - архив популярной музыки в формате midi. Рубрикатор: русские исполнители, западные исполнители, классическая музыка, джазовая музыка, ритмические партии, работа со звуком. Представлена также большая коллекция ссылок по теме.

http://getalbums.ru/ - архив полнодисковых альбомов современной и классической музыки.  

http://marsches.ru/en/ - коллекция маршей разных стран мира

http://musicmp3.spb.ru/ -  

http://musicmp3.spb.ru/mp3

http://www.intoclassics.net/  - ежедневно пополняемый архив «Погружение в классику». Огромное количество полнодисковых версий классических произведений, как аудио, так и видео.

http://musicmp3.spb.ru/ -

http://www.classic-online.ru/ -  

Разное 

http://www.classicalmusiclinks.ru/ - каталог «Классическая музыка в Интернете»

http://www.webprogulki.com/music.html - журнал Прогулки в Интернете (обзор сайтов по литературе, искусству, музыке, кино, театру и др.) с Виктором Лихтом. Раздел музыка разделен на рубрики: композиторы, исполнители, опера, балет, песни/мюзиклы, педагоги, грамзаписи/ноты, радио и телевидение, разное.

http://www.metronomeonline.com/ - on-line метроном

http://www.musicbiatch.com/  - поисковая система музыкальных файлов. Возможно on-line прослушивание

http://www.classicalconnect.com/ - потоковое воспроизведение audio, есть система поиска по инструментам.

Приложение 1

 к Программе

ПО.01.УП.03.

«Концертмейстерсткий класс»

ДПОП в области искусства

«Фортепиано»

Примерные репертуарные списки[7]

Тип аккомпанемента «Гармоническая поддержка»

  1. Алябьев А. сл. А.Глебова.  Уныние.(1).[8]
  2. Алябьев А. сл.И.Козлова.  Вечерний звон.(1).
  3. Алябьев А. сл. А.Пушкина. Если жизнь тебя обманет.(1).
  4. Варламов.А. сл.неизв.авт.  О нет, не верю!(8).
  5. Гурилёв А. сл.А.Огарёва.  Деревенский сторож.(9).
  6. Крылатов Е. сл.Ю.Энтина.  Где музыка берёт начало.(10).
  7. Крылатов Е. сл.Ю.Яковлева.  Колыбельная медведицы.(10).
  8. Паулс Р. сл.Аспазии, перевод с латышского.  Колыбельная.(12).
  9. Паулс Р. сл.В.Плудониса, перевод О.Петерсон.  Вербочки.(12).
  10. Паулс Р. сл.В.Плудониса, перевод О.Петерсон.  Две свирели.(12).
  11. Паулс Р. сл.В.Плудониса, перевод О.Петерсон. Идиллия летнего вечера.(12).
  12. Паулс Р. сл.В.Плудониса, перевод О.Петерсон.  Осень.(12).
  13. Паулс Р. сл.В.Плудониса, перевод О.Петерсон.  Матушка дубрава.(12).
  14. Шопен Ф. сл. Б.Залеского пер.А.Машистова.  Нет мне отрады.(25).
  15. Шуберт Ф. сл.И.Гёте,пер.В.Коломийцева.  Морская тишь.(26).
  16. Шуберт Ф. сл.И.Гёте,пер.Б.Пастернака.  Король в Фуле.(26).
  17. Шуберт Ф. сл.В.Мюллера,пер.С.Заяицкого.  Шарманка.(28).

Произведения  композиторов Республики Коми:

        18.Горчаков А. сл. А.Ванеева.  Живым.(33).

Тип аккомпанемента «Чередование баса и аккорда»

  1. Алябьев А. сл.А.Аксакова.  Взамен разлуки и печали.(4).
  2. Алябьев А. сл.А.Иванова.  Глазки голубые.(2).
  3. Алябьев А. сл.А.Пушкина. Увы, зачем она блистает.(2).
  4. Алябьев А. сл.Д.Путилова. Не задумывайся, друг.(4).
  5. Алябьев А. сл.неизв.авт.  Блаженствуя, тебя любил я.(2).
  6. Варламов А. сл.народные. Вдоль по улице метелица метёт.(8).
  7. Гурилёв А. сл.А.Б.  Она миленькая.(9).
  8. Гурилёв А. сл.А.Полежаева.  Сарафанчик.(9).
  9. Гурилёв А. сл.И.Макарова.  Колокольчик.(9,20).
  10. Гурилёв А. сл.Н.Грекова.  Вьётся ласточка сизокрылая.(19).
  11. Гурилёв А. сл.Ниркомского.  Матушка-голубушка.(19).
  12. Гурилёв А. сл.О.Любецкого.  Домик-крошечка.(9,20).
  13. Даргомыжский А. сл.А.Дельвига.  Шестнадцать лет.(17,20).
  14. Крылатов Е. сл.М.Пляцковского.  Не волнуйтесь понапрасну.(10).
  15. Крылатов Е. сл.М.Пляцковского.  Всё сбывается на свете.(10).
  16. Крылатов Е. сл.Ю.Энтина.  Ты – человек.(10).
  17. Паулс Р. сл.В. Плудониса, пер.О.Петерсон.  Песенка накануне весны.(12).
  18.  Паулс Р. сл. Райниса,пер.О.Петерсон.  Птичка на ветке.(12).
  19. Паулс Р. сл. Райниса,пер.О.Петерсон   Летнее золото.(12).
  20. ТитовА. сл.неизв.авт.  Ничего мне на свете не надо.(17).
  21. Шопен Ф. сл.С.Витвицкого,пер.Вс. Рождественского.  Желание.(25).
  22. Шопен Ф. сл.С.Витвицкого,пер.Вс. Рождественского.  Колечко.(25).
  23. Шуберт Ф. сл.И.Гёте,пер.Д.Усова.  Дикая роза.(26).

Произведения композиторов Республики Коми:

  1. Вейс П. сл.И Воронина.  Северная колыбельная.(36).
  2. Воронин И.  Моя Ухта.(36).
  3. Перепелица Я. сл.П.Образцова.  Белый бор.(38).

Тип аккомпанемента  «Аккордовая пульсация»

  1. Алябьев А.сл.А.Дельвига. Соловей.(1,20).
  2. Алябьев А. сл.А Пушкина. Слеза.(1).
  3. Алябьев А. сл.Н.Языкова.  Влюблён я, дева-красота!(2).
  4. Алябьев А.сл.П.Бурцева.  Прости, прости, ты мне сказала.(2).
  5. Верди Дж.  Ария Альфреда из II д.оп. «Травиата».(5).
  6. Верди Дж.  Баллада Герцога из I д. оп. «Риголетто».(5).
  7. Григ Э. сл. Мунка,пер. А.Ефременко. Заход солнца.(18).
  8. Григ Э. сл. Мунка,пер. А.Ефременко.  Колыбельная.(14).
  9. Доницетти Г. пер.С.С.  Серенада Эрнесто из оп. «Дон Паскуале».(5).
  10. Крылатов Е. сл. Ю.Энтина.  Заводные игрушки. (10).
  11. Крылатов Е. сл. Ю.Энтина.  Колокола. (10).
  12. Левина З. сл.Т.Спендиаровой.  Колыбельная.(14).
  13. Хренников Т. сл. Г.Гладкова.  Колыбельная Светланы.(14).
  14. Шаинский В. сл. Э.Успенского.  Голубой вагон.(24)
  15. Шуберт Ф. сл.И.Гёте,пер.В.Жуковского.  Утешение в слезах.(26).
  16. Шуберт Ф. сл.И.Гёте,пер.С.Шервинского.  Близость любимого.(26).
  17. Шуберт Ф. сл.В.Мюллера,перИ.Тюменева и А.Машистова.Любимый цвет(28).

Произведения  композиторов Республики Коми:

  1. Бухарцев Э. сл.Н.Самохина.  Родные просторы.(40).
  2. Бухарцев Э. сл. В.Гринера.  Северяне воркутяне.(40).

Тип аккомпанемента «Гармонические фигурации»

  1. Алябьев А. сл.В.Сологуба.  Забыли вы.(4).
  2. Алябьев А. сл.М.Максимовича(?).  Уединенье.(2).
  3. Балакирев М. сл.М.Лермонтова. Слышу ли голос твой.(15).
  4. Варламов А. сл. М.Лермонтова.  Горные вершины.(20).
  5. Варламов А. сл. неизв.авт. Разлука с юностью.(8).
  6. Глинка М. сл.Н.Кукольника.  Жаворонок.(20).
  7. Гурилёв А. сл.М.Лермонтова.  И скучно, и грустно.(17).
  8. Даргомыжский А. сл.М.Лермонтова.  Мне грустно.(20).
  9. Крылатов Е. сл. Н.Просторовой.  Школьный романс.(10).
  10. Паулс Р. сл.В.Плудониса, пер.О.Петерсон.  Кузнечик.(12).
  11. Паулс Р. сл.Аспазии.  Приглашение.(12).
  12. Славкин М. сл.К.Р.  Когда креста нести силы нет.(16).
  13. Славкин М. сл.К.Р.  Христос с тобой.(16).
  14. Шуберт Ф. сл.Ф.Шиллера,пер.М.Комарицкого К весне.(27).

Произведения  композиторов Республики Коми:

   15.Блинникова И. Песня  Гришуни из 4-й картины мюзикла «Гришуня на планете

        лохматиков».(30).                          

   16.Бухарцев Э. сл.В.Гринера.  Город мой.(40).

                           Тип аккомпанемента «Смешанный»

  1. Алябьев А. сл. А.Аксакова.  Жаль мне и грустно.(4).
  2. Алябьев А. сл.неизв.авт. Давно ли цвет.(4).
  3. Алябьев А. сл.неизв.авт.  Люблю тебя.(2).
  4. Варламов А. сл.М.Лермонтова.  Белеет парус одинокий.(20).
  5. Варламов А. сл.Н.Цыганова.  Красный сарафан.(17).
  6. Моцарт В. пер. с нем. О.Свириденко.  Колыбельная песня.(14).
  7. Россини Д.  Канцона графа  Альмавивы из оп. « Севильский цирюльник».(5).
  8. Флотов Ф.  Романс Лионеля из оп. «Марта».(5).
  9. Шашина Е. сл.М.Лермонтова.  Выхожу один я на дорогу.(15).
  10. Шендерович Е. сл. М.Лермонтова.  Утёс.(15).
  11. Шуберт Ф. сл.И.Гёте,пер.с.Заяицкого.  Любовь.(26).
  12. Шуберт Ф. сл.И.Гёте,пер.М.Комарицкого.  Вечерняя песня охотника.(26).
  13. Яковлев М. сл.А.Пушкина.  Зимний вечер.(15).

Произведения  композиторов Республики Коми:

  1.  Горчаков А. сл.А.Воропаева.  Осенне.(33).
  2.  Перепелица Я. сл.Г.Юшкова.  Коми ань.(35).

Тип аккомпанемента  «Дублирование  партии солиста»

  1. Алябьев А. сл. А.Вельтмана. Тайна.(2).
  2. Алябьев А. сл.П.Вяземского. Канареечка.(1).
  3. Алябьев А. сл.П.Вяземского.  Незабудочка.(1).
  4. Бах И.С.  За рекою старый дом.(14).
  5. Бах И.С. рус.текст М.Ивенсена.  Зима.(11).
  6. Вебер К. сл.Ф.Шиллера,пер.Б.Светличного.  Песня охотника.(13).
  7. Верди Дж.  Песенка Герцога из IIIд. оп. «Риголетто».
  8. Гайдн Й. рус.текст П.Синявского.  Мы дружим с музыкой.(11).
  9. Моцарт В. сл.Кр.Овербека . Тоска по весне.(11).
  10. Чайковский П. сл.А.Плещеева(с англ.)  Легенда.(22).
  11. Шопен ф. сл.С.Витвицкого,пер. С.Семёновского.  Весна.(25).
  12. Шуман Р. сл.Г.Фаллерслебена.  Вечерняя звезда.(29).
  13. Шуман Р. сл.Г.Фаллерслебена,пер.Я.Родионова.  Весенний привет.(29).
  14. Шуман Р. сл.Г.Фаллерслебена,пер.Я.Родионова.  Мотылёк.(29).

Произведения  композиторов Республики Коми:

  1. Блинникова И.  Песня Гришуни из 4-й картины мюзикла  «Гришуня  на

       планете  лохматиков».(30).

  1. Мастеница В. сл.Г.Ермакова.  Родные места.(35).
  2. Осипов А. сл.С.Попова.   Катшасинъяс.(35).
  3. Осипов А.сл.Ф.Щербакова.  Кор  ми  аддзысьлам  тэкОд[9] (35).
  4. Рочев А. сл.С.Попова.  Ыджыд  лун.(41).
  5. обр.П.Чисталёва сл.нар.  Асъя  кыа.(37).
  6. ЧисталёвП. сл.П.Образцова.  Скворушка.(37).

Тип аккомпанемента «Содержит отклонения от партии солиста»

  1. .Алябьев А.  Баюшки-баю.(1)
  2. АлябьевА. сл.Н.Кашинцова.  Прощание с соловьём.(1).
  3. .Алябьев А. сл Н.Н.  Желание.(1).
  4. Аренский А. сл.А.Макова.  Спи, дитя моё, усни.(14).
  5. Брамс И. сл.Г.Шерера, пер. с нем. Э.Александровой. Колыбельная песня(14).
  6. Брамс И. пер. с нем. Э.Александровой. Песочный человечек.(14).
  7. Лядов А. сл.народные. Колыбельная.(14).
  8. Паулс Р. сл.Аспазии,пер.О.Петерсон.  Небо плачет.(12).
  9. Славкин М. сл.Э Фарджен.  Утренние звуки кантри.(16).
  10. Славкин М. сл.Э Фарджен.  Новый год.(16).
  11. Славкин М. сл В.Орлова.  Старушка и пират.(16).
  12. Славкин М. сл.Е.Каргановой. Кого я уважаю.(16).
  13. Славкин М. сл.Е.Каргановой.  Ладушки ладошки.(16).
  14. Шуман Р. сл.Ф.Шиллера,пер.Я.Родионова. Прощание альпийского пастуха(29).

Произведения  композиторов Республики Коми:

  1. Блинникова И. Песня Гришуни из 1-й картины мюзикла «Гришуня на планете лохматиков»(30).
  2. Блинникова И.  Песня лохматиков из 2-й картины мюзикла «Гришуня на планете лохматиков»(30).
  3. Перепелица Я. сл.А.Клейна. Осторожный пешеход.(38,39).
  4. Перепелица Я.сл.В.Кушманова. Песенка о дружбе.(38).
  5. Рочев А. сл.С.Попова.  Выль, Вося, Вой.(41).

Тип аккомпанемента «Не имеющий общих звуков с мелодией солиста»

  1. Бах  И. рус.текст Я.Родионова.  Нам день приносит свет зари.(11).
  2. Лядов А. сл.нар.  Гуленьки, гули.(14).
  3. Паулс Р.сл. Райниса,пер.О.Петерсон.  Аленький цветочек.(12).
  4. Паулс Р.сл. Райниса,пер.О.Петерсон.  Неразумное желание.(12).
  5. Паулс Р.сл. Райниса,пер.О.Петерсон.  Хочется мне солнышка.(12).
  6. Хачатурян А. сл.П.Синявского.  Мелодия.(11).
  7. Чайковский П. сл.А.Плещеева.  Весна ( «Травка зеленеет».).(22).
  8. Чайковский П. сл.А.Плещеева.  Колыбельная песнь в бурю.(22).
  9. Чайковский П. сл.А.Плещеева.  Лишь ты один.(23).
  10. Чайковский П. сл. А.Толстого.  Средь шумного бала.(22).
  11. Чайковский П.  сл. К.Р.  Я вам не нравлюсь.(23).
  12. Чайковский П. сл.Я Полонского.  Песнь цыганки.(23).
  13. Шуберт Ф. сл.В.Мюллера,пер.И.Тюменева и А.Машистова.  Утренний привет(28).
  14. Шуберт Ф. сл.В.Мюллера,пер.И.Тюменева и А.Машистова.  Цветы мельника.(28).

Произведения композиторов Республики Коми:

        15 .Блинникова И.   Колыбельная Сони из 2-й картины мюзикла «Гришуня на

              планете лохматиков».(30).  

        16.Рочев А. сл.С.Попова.   МамлОн[10] праздник.(41).


[1] В том числе: из обязательной части  122,5 часа, из вариативной части 42,5 часа

[2] В том числе: из обязательной части 49 часов, из вариативной части 17 часов

[3] В том числе: на часы из обязательной части 73,5 часа, из вариативной части 22,5 часа

[4] В том числе: из обязательной части  16 часов, из вариативной части 17 часов

[5] В том числе: на часы из обязательной части 24 часа, из вариативной части 25,5 часов

[6]8  Задания  повышенной  сложности

[7]  В репертуарные списки включены только вокальные произведения. При использовании в качестве  

   солирующего какой-либо инструмент, необходимо воспользоваться программами и

   репертуарными списками, соответствующими выбранному инструменту.

[8] Цифры в скобках означают  порядковый номер издания в списке рекомендуемой нотной литературы.

[9] О  читать  как  э                                                                            

[10] О  читать как  э