Концертмейстерский класс. Программа учебного предмета.
Программа учебного предмета по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства "ФОРТЕПИАНО". Срок обучения два года. Содержит объёмные списки нотной и методической литературы, перечень Интернет-ресурсов, репертуарный список.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontsertmeysterskiy_klass.doc | 558 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств» г.Емва
Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа
в области музыкального искусства
«ФОРТЕПИАНО»
предметная область ПО.01
Музыкальное исполнительство
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА УП.03
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС
2014
Содержание | |
I. Пояснительная записка | 4 |
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе | 4 |
2. Срок реализации учебного предмета | 4 |
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | 4 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий | 5 |
5. Цели и задачи учебного предмета | 5 |
6. Обоснование структуры программы учебного предмета | 5 |
7. Методы обучения | 5 |
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета | 6 |
II. Содержание учебного предмета | 6 |
1. Сведения о затратах учебного времени | 6 |
2. Годовые требования по классам | 6 |
III. Требования к уровню подготовки обучающихся | 8 |
IV. Формы и методы контроля, система оценок | 8 |
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание | 8 |
2. Критерии оценки | 9 |
V. Методическое обеспечение учебного процесса | 10 |
1. Методические рекомендации педагогическим работникам | 10 |
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся | 11 |
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы | 11 |
1. Список рекомендуемой нотной литературы | 11 |
2. Список рекомендуемой методической литературы | 13 |
3. Список Интернет-ресурсов | 14 |
Приложение | |
Примерные репертуарные списки | 16 |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» является компонентом дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и составлена с учетом обязательного минимума содержания учебных типовых программ согласно Федеральным государственным требованиям (далее ФГТ).
Детская музыкальная школа и школа искусств (далее ДМШ и ДШИ) – первая ступень профессионального образования музыканта, в котором искусство аккомпанемента занимает одно из ведущих мест. Не надо забывать, что работа концертмейстера – самая распространённая профессия среди пианистов: ведь аккомпаниатор нужен везде – и в классе, и на концертной площадке, и в компании друзей. Поэтому так необходимо уделять должное внимание дисциплинам, имеющим прикладное значение.
Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание
разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем
приобщения обучающихся к ценностям мировой музыкальной культуры на
примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на
приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и
транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.
Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.
Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре программы "Фортепиано" федеральными государственными требованиями предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: "Специальность и чтение с листа", "Ансамбль" и "Концертмейстерский класс", которые в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения и навыки, а также подготовить обучающегося к дальнейшему профессиональному обучению.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета "Концертмейстерский класс " составляет
два года. Возможна реализация программы в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных требований.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
| Количество часов |
Максимальная нагрузка | 165 часов [1] |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 66 часов [2] |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 99 часов[3] |
Консультации | 8 |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут.
Реализация учебного предмета "Концертмейстерский класс" предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся образовательного учреждения или, в случае их недостаточности, работники образовательного учреждения.
В случае привлечения в качестве иллюстратора работника образовательного учреждения планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.
5. Цели и задачи учебного предмета
Цели:
- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального
исполнительства; - стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
Задачи:
- Овладение основами теории концертмейстерского мастерства;
- Формирование концертмейстерских умений и навыков.
- Развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;
- Установление межпредметных связей, поскольку:
- без прочной опоры на знания в области теории, основ гармонии и полифонии невозможно
развитие творческих навыков;
- эффективных результатов в обучении аккомпанементу можно добиться лишь при
координации учебной работы преподавателей теоретических и исполнительских дисциплин.
- Изучение песенного репертуара, вокальной, хоровой, инструментальной музыки.
- Организация концертмейстерской практики обучающегося. Возможны два варианта:
во-первых, широко использовать разнообразные формы исполнительского искусства
(концерты, конкурсы, классные собрания и т.п.);
во-вторых, участвовать в учебном процессе других отделений (аккомпанировать
обучающимся хорового, оркестрового, народного отделений, подготовительной группы).
- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации кпродолжению
профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы в области музыкального исполнительства.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимся. Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
Индивидуальная форма обучения позволяет найти психологически верный и более
точный подход к каждому обучающемуся и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Концертмейстерский класс" должны иметь площадь на менее 9 кв.м. и звукоизоляцию, оборудованы необходимой мебелью, фортепиано, пультами.
В образовательном учреждении должны создаваться условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Концертмейстерский класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения - 8 лет
Распределение по годам обучения | ||||||||
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 33 | 33[4] | ||||||
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 1 | 1 | ||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия (в неделю) | 49,5 | 49,5[5] | ||||||
Консультации (часов в год) | 4 | 4 |
2.Годовые требования по классам
7 класс (первый год реализации предмета)
В течение года обучающиеся должны пройти 5-6 произведений различной степени сложности (в том числе в порядке ознакомления, чтения с листа, транспонирования, подбора аккомпанемента, самостоятельной работы).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Содержание |
1 | Введение | Диапазоны певческих голосов и музыкальных инструментов. Виды фактуры: монодическая, полифоническая, гармоническая. |
2 | Развитие творческих навыков | |
2.1 | Чтение с листа | Чтение произведений с элементарным аккомпанементом изучаемых типов. |
2.2 | Кадансы | Сочинение в удобных тональностях серединных половинных и заключительных полных совершенных сложных(1-го, 2-го рода) кадансовых оборотов с использованием терцовых аккордов главных ступеней. |
2.3 | Аккорды побочных ступеней | Ознакомление с терцовыми аккордами II,III,VI,VII ступеней, нахождение их в нотном тексте. |
2.4 | Модуляция | Функциональная модуляция в тональности 1-ой степени родства. Сочинение последовательностей из 4-6 аккордов(I – V – I=III – V – I, I – II=IV – V – I и т.п.) в удобных тональностях. |
2.5 | Гармонизация мелодии | Гармонизация мелодии по буквенным обозначениям и без них (с использованием терцовых аккордов главных ступеней). |
3 | Аккомпанемент | |
3.1 | Типы аккомпанементов | Гармоническая поддержка, чередование баса и аккорда, аккордовая пульсация, гармонические фигурации. |
3.2 | Приёмы упрощения нотного текста | Преобразование гармонических фигураций в основные функции. Облегчение или перемещение аккордов. Смена широкого расположения аккордов на тесное. Преобразование сложных ритмических последовательностей в элементарную пульсацию. Преобразование или опускание украшений, подголосков, удвоений. |
8 класс (второй год реализации предмета)
В течение года обучающиеся должны пройти 5-6 произведений различной степени сложности (в том числе в порядке ознакомления, чтения с листа, транспонирования, подбора аккомпанемента, самостоятельной работы).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Содержание |
1 | Развитие творческих навыков | |
1.1 | Чтение с листа | Чтение произведений с элементарным аккомпанементом изучаемых типов. |
1.2 | Кадансы | Сочинение в удобных тональностях последовательностей из 3 – 4 аккордов с использованием терцовых аккордов побочных ступеней ( I – III – I, I – II – V – I, I – VI – I, I – III– V – I, I – VI – V – I, и т.п.) |
1.3 | Аккорды побочных ступеней | Сочинение в удобных тональностях серединных половинных и заключительных полных совершенных сложных(1-го, 2-го рода) кадансовых оборотов с использованием терцовых аккордов главных и побочных ступеней |
1.4 | Модуляция | Функциональная – в тональности 1-ой степени родства, Энгармоническая (черезVII7ум) и мелодическая – в любую тональность. Сочинение последовательностей из 4 – 6 аккордов. |
1.5 | Гармонизация мелодии | Гармонизация мелодии по буквенным обозначениям и без них (с использованием терцовых аккордов главных и побочных ступеней). |
2 | Аккомпанемент | |
2.1 | Типы аккомпанементов | Смешанный, дублирующий партию солиста, содержащий отклонения от партии солиста, не имеющий общих звуков с мелодией солиста. |
2.2 | Приёмы упрощения нотного текста | Уверенное владение приёмами упрощения, пройденными в 7-ом классе. |
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Концертмейстерский класс» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального);
- знание основных принципов аккомпанирования солисту;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать
произведение целиком (включая партии других инструментов или
голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального произведения; - умение аккомпанировать солистам несложные музыкальные
произведения, в том числе с транспонированием; - умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских
возможностей солиста; - умение разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
- навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
- наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной
деятельности в качестве концертмейстера.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание
№ п/п | Вид контроля | Сроки проведения | Цель проведения | Форма контроля |
1 | Начальный или входной контроль | В начале обучения | Определения уровня развития обучающихся, их творческих способностей | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование. |
2 | Текущий контроль | В течение всего учебного года в рамках урока | Оперативный контроль за качеством освоения учебного материала, определение готовности обучающихся к восприятию нового материала, повышение ответственности и заинтересованности в обучении, выявление обучающихся, отстающих и опережающих обучение. | Педагогическое наблюдение, опрос, поурочная проверка домашнего задания, контрольное занятие. |
3 | Промежуточный или рубежный контроль | По окончании изучения темы или раздела, в конце четверти, полугодия. | Определение качества реализации образовательного процесса, качества практической и теоретической подготовки по учебному предмету, уровня умений и навыков, сформированных у обучающихся на определенном этапе обучения. | Конкурс, фестиваль, концерт, контрольное занятие, зачёт, академический концерт, прослушивание, экзамен. |
В конце каждого года освоения предмета проводится промежуточная аттестация с оценкой в форме академического концерта.
По завершении изучения учебного предмета "Концертмейстерский класс" проводится промежуточная аттестация в форме академического концерта с оценкой, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
2.Критерии оценки
По итогам исполнения программы на академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале. Контрольные уроки, а также другие выступления обучающихся в течение года, оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые обучающимися успехи и имеющиеся недостатки.
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | Выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения. |
4 («хорошо») | Выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда обучающимся демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности. Обучающийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения. |
3 («удовлетворительно») | Выставляется за игру, в которой обучающийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы. Программа исполнена с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. |
2 («неудовлетворительно») | Выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведении, слабое знание программы, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом. |
«зачет» (без отметки) | Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
Исходя из возможностей школы, можно спланировать учебный процесс следующим образом :
Вариант 1: 7 класс I полугодие - вокальная музыка,
II полугодие - инструментальная музыка,
8 класс I полугодие - инструментальная музыка (другой инструмент),
II полугодие - подготовка к итоговой аттестации (вокальное и
инструментальное произведения),
Вариант 2: 7 класс I и II полугодия - вокальная музыка,
8 класс I полугодие - инструментальная музыка,
II полугодие - подготовка к итоговой аттестации (вокальное и
инструментальное произведения),
Вариант 3: На протяжении всего курса обучения работа с вокальными произведениями.
Вариант 4: На протяжении всего курса обучения работа с инструментальными произведениями.
Занятия аккомпанементом являются продолжением занятий фортепианным ансамблем в младших и средних классах. Обучающиеся уже обладают знаниями в области теории музыки, основ гармонии и полифонии; имеют навыки чтения с листа,
транспонирования; умеют, играя в ансамбле, слушать друг друга, одинаково артикулировать. На уроках аккомпанемента эти навыки должны получить дальнейшее развитие, чтобы по окончании школы обучающиеся могли читать с листа, транспонировать, грамотно аккомпанировать.
Подбирая репертуар, преподаватель должен, прежде всего, ориентироваться на лучшие образцы вокальной и инструментальной музыки. Необходимо познакомить обучающегося с произведениями отечественных и зарубежных композиторов. Следует включить в репертуар и произведения композиторов XX века, познакомить обучающегося с ритмическими и гармоническими особенностями современной музыки. Нельзя обойти вниманием и популярную эстрадную музыку, так как она всегда интересна детям, но отбирать произведения в репертуар надо внимательно, имея в виду их художественный уровень.
В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи - в порядке ознакомления. Всё это фиксируется в индивидуальном плане обучающегося.
Начинать обучение аккомпанементу следует с вокальных произведений, так как обучающийся через пение уже имеет понятие о дыхании, фразе, интонации и искусство «совместного дыхания» он освоит легко. Педагог должен познакомить обучающегося с названиями и диапазонами певческих голосов. Изучая инструментальные произведения, надо рассказать обучающемуся об инструменте, которому он будет аккомпанировать (строй, особенности нотной записи, диапазон, роль в оркестре). Для создания выразительного образа обучающемуся необходимо иметь представление о творческом пути композитора, его эстетических взглядах. Важно знать стили и жанры, в которых работал автор, черты его письма.
Желательно, чтобы на начальном этапе обучения в качестве иллюстратора на уроке выступал опытный преподаватель-профессионал. В дальнейшем можно привлечь к иллюстрированию обучающихся других отделений.
На первых порах аккомпанемент должен быть достаточно простым, чтобы обучающийся смог грамотно исполнять свою партию, держать в поле зрения партию солиста, контролировать звуковой баланс. Усложнять учебный материал следует постепенно. Подход к каждому обучающемуся должен быть индивидуальным, так как неоправданное усложнение программы даст отрицательный результат.
На каждом уроке должно быть уделено внимание чтению с листа, транспонированию, подбору аккомпанемента, сочинению.
План работы над произведением
1.Название произведения. Краткие сведения об авторах. Полезно прослушать
произведение в концертном исполнении, используя аудио- или видеозапись, или в исполнении преподавателя.
2. Анализ литературного текста.
3. Анализ нотного текста:
- определение тональности и основных гармонических функций;
- анализ мелодии солиста с определением фразировки, дыхания;
- анализ партии аккомпанемента (тип, фактура, динамика и т.п.);
- характер исполнения, встречающиеся термины;
4. Первоначальное проигрывание произведения с листа в ансамбле с преподавателем:
- обучающийся – партию солиста, преподаватель - партию аккомпанемента;
- обучающийся – партию аккомпанемента, преподаватель - партию солиста;
5. Разучивание партии солиста;
6. Детальное разучивание аккомпанемента, при необходимости упрощение нотного
текста, переложение;
7. Разработка исполнительского плана произведения;
8. Работа с солистом;
9. Транспонирование произведения;
10. Исполнение вокальной партии под собственный аккомпанемент[6]
11. Двухстрочное переложение произведения (мелодия + упрощённый аккомпанемент)8
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах -темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.
Обучающийся всегда должен работать по рекомендациям преподавателя, которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ
НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Список рекомендуемой нотной литературы
- Алябьев А. Романсы и песни. Полн. собр. соч.Т.1. – М.,1974.
- Алябьев А. Романсы и песни. Полн. собр. соч.Т.2. – М.,1974.
- Алябьев А. Романсы и песни. Полн. собр, соч.Т.3. – М.,1974.
- Алябьев А. Романсы и песни. Полн. собр. соч.Т.4. – М.,1974.
- Арии из опер зарубежных композиторов. Тетр.2 / Сост, А.Орфенов – М.,1974.
- Варламов А. Романсы и песни. Полн. собр. соч. Т.1 – М.,1975.
- Варламов А. Романсы и песни. Полн. собр. соч. Т.2 – М.,1975.
- Варламов А. Романсы и песни. Полн. собр. соч. Т.3 – М.,1975.
- Гурилёв А. Песни и романсы. – М.,1967.
- Крылатов Е. Прекрасное далёко. Песни для детей в сопровождении фортепиано. – М.,1988.
- Музыка в школе. 5-8 класс. – М.,1994.
- Паулс Р. Птичка на ветке. Песни для детей. – Л.,1990.
- Пение в школе. Вып. 3. VII-VIII классы /Сост.Т.Бейдер,В.Смоллер. – М.,1966.
- Радынова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. – М.,1995.
- Романсы на слова М.Ю. Лермонтова / Сост. Е.Шендерович. – М.,1974.
- Славкин М. Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего возраста/Сост. И.В.Калиш. – М.,1999.
- Старинные русские песни и романсы для голоса в сопровождении фортепиано / Сост. В.Жаров. - М.,1983.
- Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательных школ. Третий класс. – М.,1983.
- Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательных школ. Четвертый класс. – М.,1984.
- Хрестоматия по русской музыкальной литературе для VI-VIIклассов детских музыкальных школ /Сост.Э.Смирнова, А. Самонова. – М.,1974.
- Чайковский П. Романсы для голоса в сопровождении фортепиано. Полн.собр.соч.Т.1. – М.,1979.
- Чайковский П. Романсы для голоса в сопровождении фортепиано. Полн.собр.соч.Т.2. – М.,1979.
- Чайковский П. Романсы для голоса в сопровождении фортепиано. Полн.собр.соч.Т.3. – М.,1979.
- Шаинский В. Чьи песни ты поёшь. Песни для детей в сопровождении фортепиано. – М.,1978.
- Шопен Ф. Песни для голоса в сопровождении фортепиано. – М., 1980.
- Шуберт Ф. Избранные песни. Т.1. – М.,1975.
- Шуберт Ф. Избранные песни. Т.2. – М.,1976.
- Шуберт Ф. Избранные песни. Т.3. – М.,1977.
- Шуман Р. Альбом песен для юношества. – М.,1978.
Произведения композиторов Республики Коми
- Блинникова И. Гришуня на планете лохматиков. Мюзикл для детей в пяти картинах. – Сыктывкар,1993.
- Василей. Сборник песен коми самодеятельных композиторов. – Сыктывкар, 2002.
- Вновь придут сентябри. Сборник песен. – Сыктывкар, 1991.
- Горчаков В. Вокальные произведения. Ч.I. – Сыктывкар,2000.
- Горчаков В. Лирическая тетрадь. – Сыктывкар, 1998.
- Избранные песни, романсы композиторов коми. – Коми кн. изд., 1970.
- Моя Ухта. Сборник песен. – Коми кн.изд. 1967.
- Музыка моего народа. Хрестоматия для начальных школ. – Коми кн. изд., 1989.
- Перепелица Я. Здравствуй, коми земля! Цикл пионерских песен. – Сыктывкар, 1989.
- Перепелица Я. Песни, арии, хоры. – Коми кн. изд., 1973.
- Родные просторы. Сборник песен. – Коми кн. изд., 1975.
- Рочев.А. Веселые, счастливые дни. Песни для детей на слова С.Попова. – Сыктывкар,1989.
- Свет рябины. Сборник песен. – Сыктывкар,1992.
- Чувьюрова Л. Пелысь. Сборник песен. – Коми кн. изд., 1998.
2. Список рекомендуемой методической литературы
- Алексеев А. Д Методика обучения игре на фортепиано. - М.,1978.
- Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. Музыкально-эстетическое развитие школьников в процессе обучения игре на фортепиано. – М.1964.
- Благой Д. Неотъемлемо от развития музыканта – исполнителя// «Сов. музыка». – 1973. - №10. - С.58-62.
- Брянская Ф. Д. Формирование и развитие навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста: Методические материалы /Общ.ред. Л.А. Баренбойма. – М.,1971.
- Верхолаз Р. Вопросы методики чтения нот с листа. – М..1960.
- Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. - Л.,1985.
- Гольденвейзер А. Несколько мыслей о воспитании певца// «Сов.музыка». – 1952. – №9. – С.72-74.
- Гольдненвейзер А.Б. О музыкальном искусстве: Сб.ст. /Сост.,общ.ред., вступ.ст. и коммент. Д.Д.Благого. – М.,1975.
- Готлиб А. Заметки о чтении с листа// «Сов. музыка». – 1958. - №3. - С.104-106.
- Гофман И.Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре/ Ред., вступ.ст. и примеч. Г.М.Когана. – М.,1961.
- Живов Л.М. Подготовка концертмейстеров - аккомпаниаторов в музыкальном училище// Методические заметки по вопросам музыкального образования. – М.,1966.
- Калужская Т.А. О взаимосвязи между теоретическими и специальными дисциплинами в музыкальной школе// Из опыта методической работы педагогов детских музыкальных школ. (г Москва). - М.,1970.
- Коган Г. О фортепианной фактуре. – М.,1961.
- Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. – М.,1966.
- Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – Л.,1961.
- Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учебное пособие. – М.,2002.
- Лерман М.О. О некоторых задачах обучения будущего пианиста//Вопросы фортепианной педагогики.Вып.3. - М.,1971. - С.68-76.
- Лидская С.М. Педагогические заметки об искусстве аккомпанемента (воспитание навыков свободной ориентации в полной фактуре вокальных произведений)//«Науч.-метод.зап.Уральской консерватории». – 1972. - вып.7. – С.326-349.
- ЛюблинскийА.А. Теория и практика аккомпанемента. Методологические основы. – Л..1972.
- Нейгауз Г.Г.Об искусстве фортепианной игры. – М.1958.
- Николаева Р.Р. Воспитание навыков чтения с листа и транспонирование в классе концертмейстерского мастерства//Музыкознание. – Алма-Ата,1975. – вып.7.
- О работе концертмейстера / Ред.-сост.М.Смирнова. – М.,1974.
- Пустовит В.И. Концертмейстерский класс/Отв.ред. Э.Ф.Новикова. – Программы педагогических институтов. – М.,1978. – Сб.14.
- Рафалович О.В. Транспонирование в классе фортепиано/Под ред. Л.Н. Раабена. – Л.1962.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.,1975.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.;Л.,1947.
- Фейнберг С.Е.Пианизм как искусство /Под ред. Л.Е. Фейнберга и В.А. Натансона. – М.,1965.
- Цатурян К.А. Теория подготовки учителя - музыканта и роль навыков игры с листа в развитии творческих способностей студента//Фортепианная подготовка учителя - музыканта. – М.,1975.
- Цатурян К.А. Чтение с листа как метод работы с обучающимися – пианистами// Вопросы инструментальной подготовки студентов музыкально - педагогического факультета. - М.,1971.
- Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М.,1984.
- Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.,2004.
- Шендерович Е. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. – М.,1996.
- Шендерович Е.В. О преодолении пианистических трудностей в клавирах. Советы аккомпаниатора. – Л.,1972.
3. Список Интернет-ресурсов
Композиторы
http://www.chopin.pl — произведения Ф. Шопена
http://gfhandel.org — сайт, посвященный Г.Ф. Генделю
http://www.jsbach.org — сайт, посвященный И.С. Баху
http://www.lvbeethoven.com/Oeuvres/Hess.html - сайт, посвященный Бетховену
Mozart
http://www.studio-mozart.com/mozart/.../mp3/index.htm
http://www.netmode.ntua.gr/~ktroulos/music/Mozart/
http://www.stringsinthemountains.org/m2m/1once.htm - мультимедийная биография Моцарта для детей
http://www.asahi-net.or.jp/~rb5h-ngc/ - сайт японского музыковеда с исследованиями о Моцарте, в том числе: Моцарт-game
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b7721746v.table - 64 изображения, посвященные творчеству Моцарта: портреты, сцены из опер, памятные места, хранящиеся в национальной библиотеке Франции
http://www.nma.at/german/mozartseiten.htm - ссылки на Интернет-сайты, посвященные Моцарту
http://www.bl.uk/onlinegallery/ttp/ttpbooks.html - дневник Моцарта, хранящийся в британской библиотеке в Лондоне (можно полистать страницы с музыкальными автографами, послушать, как звучат фрагменты нотного текста дневника)
http://www.asahi-net.or.jp/~rb5h-ngc/e/k516f.htm
http://www.senar.ru/ - Рахманинов. Воспоминания и фотографии
http://opera.r2.ru/ - Римский-Корсаков
http://georgysviridov.narod.ru/ - на сайте представлены музыкальные файлы в форматах mp3 и wav практически всех, выпущенных CD, а также книги «Музыка как судьба» и др.
http://ciurlionis.licejus.lt/ - на сайте представлены биография, галерея и музыкальные произведения Микалоюса Константиноса Чюрлениса. Сайт опубликован на литовском и английском языках.
http://booksite.ru/gavrilin/ - Валерий Гаврилин: музыка, публикации
http://www.pakhmutova.ru/ - официальный сайт Александры Пахмутовой
http://www.schoenberg.at/ - центр Арнольда Шёнберга в Вене
http://www.beethoven-haus-bonn.de/sixcms/detail.php//portal_en
Нотные библиотеки
http://muslib.lib.ru/ - нотный архив Дениса Бурякова
http://notes.tarakanov.net/index.htm - нотная библиотека Бориса Тараканова
http://www.score-on-line.com/index.php
http://nlib.org.ua/_index.html - нотная библиотека Алексея Невилько
http://www.midi.ru/scores/ - нотная библиотека на сайте midi.ru
http://www.piano.ru/library.html - http://all-music.boom.ru/ - компиляция нотных библиотек Интернета
http://www.sheetmusicarchive.net/ -
http://www.mutopiaproject.org/index.html - в библиотеке представлены рубрикаторы по композиторам, по инструментам, по стилям
http://dme.mozarteum.at/DME/nma/nmapub_srch.php - полное собрание сочинений Моцарта
http://be-four.livejournal.com/1877.html - книги о музыке (список архивов с музыкальной литературой)
http://www.pianostreet.com/ - библиотека фортепианных нот
http://imslp.org/ - International Music Score Library Project (IMSLP, Международный проект библиотеки музыкальных партитур) ставит своей целью создать музыкальную библиотеку, содержащую все свободные партитуры, перешедшие в общественное достояние как по давности времени, так и добровольно переданные композиторами, желающими поделиться ими с миром.
Проект существует с 16 февраля 2006 года, был временно закрыт в ноябре 2007 из-за проблем с авторским правом, и вновь открыт 30 июня 2008. В библиотеке находятся больше чем 19000 композиций (42000 партитур) больше чем 2500 композиторов
http://www.mutopiaproject.org/ - проект, аналогичный предыдущему.
http://www.musicalnotes.ru/ - сайт позиционируется как частный проект. Кроме нотной библиотеки на сайте есть разделы «Теория музыки» и «Энциклопедия музыки».
Музыкальные образовательные ресурсы
http:/www.edu.ru/ - портал Министерства образования РФ. В разделе методическая литература выложены электронные версии методических пособий по музыке.
http://www.pbs.org/jazz/kids/ - сайт для детей по истории джаза, включает биографии великих джазменов, интерактивную ленту времени истории джаза, интерактивный раздел, в котором ребенок может составить джазовый ансамбль и услышать, как звучит пастушья песня в таком составе
http://jan.ucc.nau.edu/~tas3/wtc.html - хорошо-темперированный клавир
http://burskytest.narod.ru/main.htm - обучающие программы и игры в основном по музыке
http://school-collection.edu.ru –
http://www.maykapar.ru/- на сайте композитора представлено множество материалов, которые можно использовать в образовательном процессе.
http://www.sonata-etc.ru/main.html -
http://www.merlot.org/merlot/materials.htm?page=5 - образовательные проекты
http://www.blockmuseum.northwestern.edu/picturesofmusic/ - сайт посвященный нотации (от истории до современности)
http://jan.ucc.nau.edu/~tas3/wtc/index.html - мультимедиа хорошо темперированный клавир
http://jan.ucc.nau.edu/~tas3/wtc.html -мультимедиа-проект, посвященный хорошо темперированному клавиру
http://www.merlot.org/merlot/materials.htm?page=5 - образовательные проекты MERLOT (Multimedia Educational Resource for Learning and Online Teaching). Осуществив поиск в категориях искусство или музыка, можно получить доступ к большому количеству материалов.
Архивы музыкальных файлов
http://music.stuy.edu/macourse/music/ - 25 классических произведений в форматах mp3, wav, midi
http://www.mininova.org/sub/58 - пиринговая система. Огромный архив классической музыки
http://www.mfiles.co.uk/mp3-classical.htm -
http://www.math.rsu.ru/orfey/musarch.ru.html -
http://www.karadar.it - большой архив классической музыки. Моцарт - произведений,
Рахманинов - 119 произведений
http://www.classicalarchives.com/ -
http://www.cdonpc.ru/ - архив CD в mp3
http://www.jbx.ru/music/music.htm - мировые мюзиклы в mp3 (25 GB)
http://retromusic.2u.ru/ - mp3 каталог русской ретро-музыки и песен
http://parkov1.narod.ru/ - архив популярной музыки в формате midi. Рубрикатор: русские исполнители, западные исполнители, классическая музыка, джазовая музыка, ритмические партии, работа со звуком. Представлена также большая коллекция ссылок по теме.
http://getalbums.ru/ - архив полнодисковых альбомов современной и классической музыки.
http://marsches.ru/en/ - коллекция маршей разных стран мира
http://www.intoclassics.net/ - ежедневно пополняемый архив «Погружение в классику». Огромное количество полнодисковых версий классических произведений, как аудио, так и видео.
http://www.classic-online.ru/ -
Разное
http://www.classicalmusiclinks.ru/ - каталог «Классическая музыка в Интернете»
http://www.webprogulki.com/music.html - журнал Прогулки в Интернете (обзор сайтов по литературе, искусству, музыке, кино, театру и др.) с Виктором Лихтом. Раздел музыка разделен на рубрики: композиторы, исполнители, опера, балет, песни/мюзиклы, педагоги, грамзаписи/ноты, радио и телевидение, разное.
http://www.metronomeonline.com/ - on-line метроном
http://www.musicbiatch.com/ - поисковая система музыкальных файлов. Возможно on-line прослушивание
http://www.classicalconnect.com/ - потоковое воспроизведение audio, есть система поиска по инструментам.
Приложение 1
к Программе
ПО.01.УП.03.
«Концертмейстерсткий класс»
ДПОП в области искусства
«Фортепиано»
Примерные репертуарные списки[7]
Тип аккомпанемента «Гармоническая поддержка»
- Алябьев А. сл. А.Глебова. Уныние.(1).[8]
- Алябьев А. сл.И.Козлова. Вечерний звон.(1).
- Алябьев А. сл. А.Пушкина. Если жизнь тебя обманет.(1).
- Варламов.А. сл.неизв.авт. О нет, не верю!(8).
- Гурилёв А. сл.А.Огарёва. Деревенский сторож.(9).
- Крылатов Е. сл.Ю.Энтина. Где музыка берёт начало.(10).
- Крылатов Е. сл.Ю.Яковлева. Колыбельная медведицы.(10).
- Паулс Р. сл.Аспазии, перевод с латышского. Колыбельная.(12).
- Паулс Р. сл.В.Плудониса, перевод О.Петерсон. Вербочки.(12).
- Паулс Р. сл.В.Плудониса, перевод О.Петерсон. Две свирели.(12).
- Паулс Р. сл.В.Плудониса, перевод О.Петерсон. Идиллия летнего вечера.(12).
- Паулс Р. сл.В.Плудониса, перевод О.Петерсон. Осень.(12).
- Паулс Р. сл.В.Плудониса, перевод О.Петерсон. Матушка дубрава.(12).
- Шопен Ф. сл. Б.Залеского пер.А.Машистова. Нет мне отрады.(25).
- Шуберт Ф. сл.И.Гёте,пер.В.Коломийцева. Морская тишь.(26).
- Шуберт Ф. сл.И.Гёте,пер.Б.Пастернака. Король в Фуле.(26).
- Шуберт Ф. сл.В.Мюллера,пер.С.Заяицкого. Шарманка.(28).
Произведения композиторов Республики Коми:
18.Горчаков А. сл. А.Ванеева. Живым.(33).
Тип аккомпанемента «Чередование баса и аккорда»
- Алябьев А. сл.А.Аксакова. Взамен разлуки и печали.(4).
- Алябьев А. сл.А.Иванова. Глазки голубые.(2).
- Алябьев А. сл.А.Пушкина. Увы, зачем она блистает.(2).
- Алябьев А. сл.Д.Путилова. Не задумывайся, друг.(4).
- Алябьев А. сл.неизв.авт. Блаженствуя, тебя любил я.(2).
- Варламов А. сл.народные. Вдоль по улице метелица метёт.(8).
- Гурилёв А. сл.А.Б. Она миленькая.(9).
- Гурилёв А. сл.А.Полежаева. Сарафанчик.(9).
- Гурилёв А. сл.И.Макарова. Колокольчик.(9,20).
- Гурилёв А. сл.Н.Грекова. Вьётся ласточка сизокрылая.(19).
- Гурилёв А. сл.Ниркомского. Матушка-голубушка.(19).
- Гурилёв А. сл.О.Любецкого. Домик-крошечка.(9,20).
- Даргомыжский А. сл.А.Дельвига. Шестнадцать лет.(17,20).
- Крылатов Е. сл.М.Пляцковского. Не волнуйтесь понапрасну.(10).
- Крылатов Е. сл.М.Пляцковского. Всё сбывается на свете.(10).
- Крылатов Е. сл.Ю.Энтина. Ты – человек.(10).
- Паулс Р. сл.В. Плудониса, пер.О.Петерсон. Песенка накануне весны.(12).
- Паулс Р. сл. Райниса,пер.О.Петерсон. Птичка на ветке.(12).
- Паулс Р. сл. Райниса,пер.О.Петерсон Летнее золото.(12).
- ТитовА. сл.неизв.авт. Ничего мне на свете не надо.(17).
- Шопен Ф. сл.С.Витвицкого,пер.Вс. Рождественского. Желание.(25).
- Шопен Ф. сл.С.Витвицкого,пер.Вс. Рождественского. Колечко.(25).
- Шуберт Ф. сл.И.Гёте,пер.Д.Усова. Дикая роза.(26).
Произведения композиторов Республики Коми:
- Вейс П. сл.И Воронина. Северная колыбельная.(36).
- Воронин И. Моя Ухта.(36).
- Перепелица Я. сл.П.Образцова. Белый бор.(38).
Тип аккомпанемента «Аккордовая пульсация»
- Алябьев А.сл.А.Дельвига. Соловей.(1,20).
- Алябьев А. сл.А Пушкина. Слеза.(1).
- Алябьев А. сл.Н.Языкова. Влюблён я, дева-красота!(2).
- Алябьев А.сл.П.Бурцева. Прости, прости, ты мне сказала.(2).
- Верди Дж. Ария Альфреда из II д.оп. «Травиата».(5).
- Верди Дж. Баллада Герцога из I д. оп. «Риголетто».(5).
- Григ Э. сл. Мунка,пер. А.Ефременко. Заход солнца.(18).
- Григ Э. сл. Мунка,пер. А.Ефременко. Колыбельная.(14).
- Доницетти Г. пер.С.С. Серенада Эрнесто из оп. «Дон Паскуале».(5).
- Крылатов Е. сл. Ю.Энтина. Заводные игрушки. (10).
- Крылатов Е. сл. Ю.Энтина. Колокола. (10).
- Левина З. сл.Т.Спендиаровой. Колыбельная.(14).
- Хренников Т. сл. Г.Гладкова. Колыбельная Светланы.(14).
- Шаинский В. сл. Э.Успенского. Голубой вагон.(24)
- Шуберт Ф. сл.И.Гёте,пер.В.Жуковского. Утешение в слезах.(26).
- Шуберт Ф. сл.И.Гёте,пер.С.Шервинского. Близость любимого.(26).
- Шуберт Ф. сл.В.Мюллера,перИ.Тюменева и А.Машистова.Любимый цвет(28).
Произведения композиторов Республики Коми:
- Бухарцев Э. сл.Н.Самохина. Родные просторы.(40).
- Бухарцев Э. сл. В.Гринера. Северяне воркутяне.(40).
Тип аккомпанемента «Гармонические фигурации»
- Алябьев А. сл.В.Сологуба. Забыли вы.(4).
- Алябьев А. сл.М.Максимовича(?). Уединенье.(2).
- Балакирев М. сл.М.Лермонтова. Слышу ли голос твой.(15).
- Варламов А. сл. М.Лермонтова. Горные вершины.(20).
- Варламов А. сл. неизв.авт. Разлука с юностью.(8).
- Глинка М. сл.Н.Кукольника. Жаворонок.(20).
- Гурилёв А. сл.М.Лермонтова. И скучно, и грустно.(17).
- Даргомыжский А. сл.М.Лермонтова. Мне грустно.(20).
- Крылатов Е. сл. Н.Просторовой. Школьный романс.(10).
- Паулс Р. сл.В.Плудониса, пер.О.Петерсон. Кузнечик.(12).
- Паулс Р. сл.Аспазии. Приглашение.(12).
- Славкин М. сл.К.Р. Когда креста нести силы нет.(16).
- Славкин М. сл.К.Р. Христос с тобой.(16).
- Шуберт Ф. сл.Ф.Шиллера,пер.М.Комарицкого К весне.(27).
Произведения композиторов Республики Коми:
15.Блинникова И. Песня Гришуни из 4-й картины мюзикла «Гришуня на планете
лохматиков».(30).
16.Бухарцев Э. сл.В.Гринера. Город мой.(40).
Тип аккомпанемента «Смешанный»
- Алябьев А. сл. А.Аксакова. Жаль мне и грустно.(4).
- Алябьев А. сл.неизв.авт. Давно ли цвет.(4).
- Алябьев А. сл.неизв.авт. Люблю тебя.(2).
- Варламов А. сл.М.Лермонтова. Белеет парус одинокий.(20).
- Варламов А. сл.Н.Цыганова. Красный сарафан.(17).
- Моцарт В. пер. с нем. О.Свириденко. Колыбельная песня.(14).
- Россини Д. Канцона графа Альмавивы из оп. « Севильский цирюльник».(5).
- Флотов Ф. Романс Лионеля из оп. «Марта».(5).
- Шашина Е. сл.М.Лермонтова. Выхожу один я на дорогу.(15).
- Шендерович Е. сл. М.Лермонтова. Утёс.(15).
- Шуберт Ф. сл.И.Гёте,пер.с.Заяицкого. Любовь.(26).
- Шуберт Ф. сл.И.Гёте,пер.М.Комарицкого. Вечерняя песня охотника.(26).
- Яковлев М. сл.А.Пушкина. Зимний вечер.(15).
Произведения композиторов Республики Коми:
- Горчаков А. сл.А.Воропаева. Осенне.(33).
- Перепелица Я. сл.Г.Юшкова. Коми ань.(35).
Тип аккомпанемента «Дублирование партии солиста»
- Алябьев А. сл. А.Вельтмана. Тайна.(2).
- Алябьев А. сл.П.Вяземского. Канареечка.(1).
- Алябьев А. сл.П.Вяземского. Незабудочка.(1).
- Бах И.С. За рекою старый дом.(14).
- Бах И.С. рус.текст М.Ивенсена. Зима.(11).
- Вебер К. сл.Ф.Шиллера,пер.Б.Светличного. Песня охотника.(13).
- Верди Дж. Песенка Герцога из IIIд. оп. «Риголетто».
- Гайдн Й. рус.текст П.Синявского. Мы дружим с музыкой.(11).
- Моцарт В. сл.Кр.Овербека . Тоска по весне.(11).
- Чайковский П. сл.А.Плещеева(с англ.) Легенда.(22).
- Шопен ф. сл.С.Витвицкого,пер. С.Семёновского. Весна.(25).
- Шуман Р. сл.Г.Фаллерслебена. Вечерняя звезда.(29).
- Шуман Р. сл.Г.Фаллерслебена,пер.Я.Родионова. Весенний привет.(29).
- Шуман Р. сл.Г.Фаллерслебена,пер.Я.Родионова. Мотылёк.(29).
Произведения композиторов Республики Коми:
- Блинникова И. Песня Гришуни из 4-й картины мюзикла «Гришуня на
планете лохматиков».(30).
- Мастеница В. сл.Г.Ермакова. Родные места.(35).
- Осипов А. сл.С.Попова. Катшасинъяс.(35).
- Осипов А.сл.Ф.Щербакова. Кор ми аддзысьлам тэкОд[9] (35).
- Рочев А. сл.С.Попова. Ыджыд лун.(41).
- обр.П.Чисталёва сл.нар. Асъя кыа.(37).
- ЧисталёвП. сл.П.Образцова. Скворушка.(37).
Тип аккомпанемента «Содержит отклонения от партии солиста»
- .Алябьев А. Баюшки-баю.(1)
- АлябьевА. сл.Н.Кашинцова. Прощание с соловьём.(1).
- .Алябьев А. сл Н.Н. Желание.(1).
- Аренский А. сл.А.Макова. Спи, дитя моё, усни.(14).
- Брамс И. сл.Г.Шерера, пер. с нем. Э.Александровой. Колыбельная песня(14).
- Брамс И. пер. с нем. Э.Александровой. Песочный человечек.(14).
- Лядов А. сл.народные. Колыбельная.(14).
- Паулс Р. сл.Аспазии,пер.О.Петерсон. Небо плачет.(12).
- Славкин М. сл.Э Фарджен. Утренние звуки кантри.(16).
- Славкин М. сл.Э Фарджен. Новый год.(16).
- Славкин М. сл В.Орлова. Старушка и пират.(16).
- Славкин М. сл.Е.Каргановой. Кого я уважаю.(16).
- Славкин М. сл.Е.Каргановой. Ладушки ладошки.(16).
- Шуман Р. сл.Ф.Шиллера,пер.Я.Родионова. Прощание альпийского пастуха(29).
Произведения композиторов Республики Коми:
- Блинникова И. Песня Гришуни из 1-й картины мюзикла «Гришуня на планете лохматиков»(30).
- Блинникова И. Песня лохматиков из 2-й картины мюзикла «Гришуня на планете лохматиков»(30).
- Перепелица Я. сл.А.Клейна. Осторожный пешеход.(38,39).
- Перепелица Я.сл.В.Кушманова. Песенка о дружбе.(38).
- Рочев А. сл.С.Попова. Выль, Вося, Вой.(41).
Тип аккомпанемента «Не имеющий общих звуков с мелодией солиста»
- Бах И. рус.текст Я.Родионова. Нам день приносит свет зари.(11).
- Лядов А. сл.нар. Гуленьки, гули.(14).
- Паулс Р.сл. Райниса,пер.О.Петерсон. Аленький цветочек.(12).
- Паулс Р.сл. Райниса,пер.О.Петерсон. Неразумное желание.(12).
- Паулс Р.сл. Райниса,пер.О.Петерсон. Хочется мне солнышка.(12).
- Хачатурян А. сл.П.Синявского. Мелодия.(11).
- Чайковский П. сл.А.Плещеева. Весна ( «Травка зеленеет».).(22).
- Чайковский П. сл.А.Плещеева. Колыбельная песнь в бурю.(22).
- Чайковский П. сл.А.Плещеева. Лишь ты один.(23).
- Чайковский П. сл. А.Толстого. Средь шумного бала.(22).
- Чайковский П. сл. К.Р. Я вам не нравлюсь.(23).
- Чайковский П. сл.Я Полонского. Песнь цыганки.(23).
- Шуберт Ф. сл.В.Мюллера,пер.И.Тюменева и А.Машистова. Утренний привет(28).
- Шуберт Ф. сл.В.Мюллера,пер.И.Тюменева и А.Машистова. Цветы мельника.(28).
Произведения композиторов Республики Коми:
15 .Блинникова И. Колыбельная Сони из 2-й картины мюзикла «Гришуня на
планете лохматиков».(30).
16.Рочев А. сл.С.Попова. МамлОн[10] праздник.(41).
[1] В том числе: из обязательной части 122,5 часа, из вариативной части 42,5 часа
[2] В том числе: из обязательной части 49 часов, из вариативной части 17 часов
[3] В том числе: на часы из обязательной части 73,5 часа, из вариативной части 22,5 часа
[4] В том числе: из обязательной части 16 часов, из вариативной части 17 часов
[5] В том числе: на часы из обязательной части 24 часа, из вариативной части 25,5 часов
[6]8 Задания повышенной сложности
[7] В репертуарные списки включены только вокальные произведения. При использовании в качестве
солирующего какой-либо инструмент, необходимо воспользоваться программами и
репертуарными списками, соответствующими выбранному инструменту.
[8] Цифры в скобках означают порядковый номер издания в списке рекомендуемой нотной литературы.
[9] О читать как э
[10] О читать как э