АНСАМБЛЬ. Программа учебного предмета.

Максарова Ольга Петровна

Программа учебного предмета по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства "ФОРТЕПИАНО". Срок обучения 6 лет. Содержит объёмные репертуарные списки, перечень Интернет-ресурсов, списки нотной и методической литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ansambl.doc624 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» г.Емва

 

Дополнительная предпрофессиональная

общеобразовательная программа

в области музыкального искусства

«ФОРТЕПИАНО»

предметная область ПО.01

 Музыкальное исполнительство

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА УП.02

 АНСАМБЛЬ

2014

Содержание

стр

I. Пояснительная записка

4

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном                      

    процессе    

4

2. Срок реализации учебного предмета

4

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного    

    учреждения на реализацию учебного предмета

4

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

5

5. Цели и задачи учебного предмета

5

6. Обоснование структуры программы учебного предмета

5

7. Методы обучения

5

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

6

II. Содержание учебного предмета

6

1. Сведения о затратах учебного времени

6

2. Годовые требования по классам

6

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

9

IV. Формы и методы контроля, система оценок

10

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

10

2. Критерии оценки

11

V.  Методическое обеспечение учебного процесса

11

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

11

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

12

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

13

1. Список рекомендуемой нотной литературы

13

2. Список рекомендуемой методической литературы

15

3. Список Интернет-ресурсов

16

Приложение

1. Примерные репертуарные списки

19

 

 

I.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

 Программа   учебного    предмета    «Ансамбль» является компонентом дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и составлена с учетом обязательного минимума содержания учебных типовых программ согласно Федеральным государственным требованиям (далее ФГТ).

Рабочая программа по  предмету «Ансамбль» – нормативно-управленческий документ, отражающий систему организации образовательной деятельности преподавателя по классу фортепианного ансамбля.

Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.

За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

Знакомство обучающихся с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-6-8-ручного и 2-рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

Так же,  как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит обучающихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой, современной музыкой.

Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.

2. Срок  реализации  учебного  предмета  «Ансамбль»

Срок реализации данной программы составляет шесть лет (с 1-го по 6-ой класс).  Возможна реализация программы  в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных требований.

3.      Объем   учебного   времени,   предусмотренный   учебным   планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»

Срок обучения/количество часов

Общее количество часов

 на 6 лет

Содержание

Максимальная нагрузка

492,5 часов[1]

Количество часов на аудиторную нагрузку

197 часов[2]

Количество            часов            на  внеаудиторную (самостоятельную) работу

295,5  часов[3]

Консультации 

 

 12

 

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой  форме (2 обучающихся).   Кроме того, занятие может проходить в форме индивидуального занятия  педагога с обучающимся.   По учебному  предмету "Ансамбль"  к  занятиям  могут  привлекаться  как  обучающиеся  по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Продолжительность  урока - 40 минут.

  1. Цель и задачи учебного предмета «Ансамбль»

Цель: овладение комплексом практических умений и  навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, развитие музыкальных  способностей,  музыкального  вкуса,  творческой  активности.

Задачи:

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • стимулирование     развития     эмоциональности,      памяти,      мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • формирование   у   обучающихся   комплекса   исполнительских   навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
  • расширение музыкального кругозора обучающегося путем  ознакомления с ансамблевым  репертуаром,   а также  с  выдающимися  исполнениями  и исполнителями камерной музыки;
  • формирование  у  наиболее  одаренных  выпускников

профессионального   исполнительского  комплекса  пианиста-солиста

камерного ансамбля.

  1. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»

        Обоснованием     структуры   программы    являются   ФГТ,    отражающие   все

аспекты  работы преподавателя с обучающимся. Программа содержит следующие разделы:

        -сведения  о затратах учебного времени,  предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В   соответствии  с  данными  направлениями  строится  основной  раздел программы «Содержание учебного предмета».

7.  Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);

- наглядный    (показ,    демонстрация    отдельных    частей    и    всего произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

- прослушивание  записей  выдающихся  исполнителей  и  посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

- индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»

Материально-техническая   база   образовательного   учреждения   должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные  аудитории   для   занятий   по   учебному   предмету   "Ансамбль" должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию, оборудованы необходимой мебелью и,  желательно,  двумя инструментами для работы над ансамблями для  2-х фортепиано.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      1 .Сведения о затратах учебного времени,

 предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль»:

                                                Срок обучения – 8  лет

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий

(в неделях)

32[4]

334

33

33

33

33

Количество     часов     на аудиторные  занятия

(в неделю)

1

1

1

1

1

1

Количество     часов     на внеаудиторные  занятия

(в неделю)

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

Консультации (часов в год)

2

2

2

2

2

2

          2. Годовые требования по классам:

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

1 класс

        За год обучающиеся должны пройти 3-5 произведений  (в том    числе   в порядке ознакомления, чтения с листа, самостоятельной работы).

     

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Содержание

1

Вводное занятие

Понятия ансамбль, партии. Особенности посадки, звукоизвлечения. Особенности написания нотного текста.

2

Развитие творческих навыков

2.1

Подбор по слуху

Подбор по слуху мелодии.

2.2

Чтение с листа

Правила чтения с листа. Чтение с листа мелодии.

3

Развитие технического

     мастерства

3.1

Упражнения. Гаммы.

Упражнения на синхронность взятия и снятия звуков.

Гаммы C-dur, a-moll одинаковыми длительностями в партиях.

4

Работа над репертуаром

4.1

Анализ произведений

Характер, темп, размер, динамика, тональный план, фактура, ансамблевые особенности.

4.2

Этюды

1-2 этюда на разные виды техники.

4.3

Пьесы

2-3 разнохарактерных произведений.  

2 класс

         За год обучающиеся должны пройти 3-5 произведений  (в том    числе   в порядке ознакомления, чтения с листа, самостоятельной работы).      

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Содержание

1

Вводное занятие

Выбор репертуара.

2

Развитие творческих навыков

2.1

Подбор по слуху

Понятия TSD, каданс.    Подбор по слуху мелодии и главных ступеней TSD.

2.2

Чтение с листа

Чтение с листа мелодии, простейших гармонических построений.

3

Развитие технического

мастерства

3.1

Упражнения. Гаммы.

Синхронность взятия и снятия звуков. Педаль.

Гаммы до 2-х знаков в ключе  различными длительностями в партиях.

4

Работа над репертуаром

4.1

Анализ произведений

Характер, темп, размер, динамика, тональный план, фактура, ансамблевые особенности.

4.2

Этюды

1-2 этюда на разные виды техники.

4.3

Пьесы

2-3 разнохарактерных произведений.  

3 класс

        За год обучающиеся должны пройти 3-5 произведений  (в том    числе   в порядке ознакомления, чтения с листа, самостоятельной работы).      

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Содержание

1

Вводное занятие

Выбор репертуара.

2

Развитие творческих навыков

2.1

Подбор по слуху

Подбор по слуху мелодии и аккордов главных ступеней TSD.

2.2

Чтение с листа

Чтение с листа мелодии, простейших гармонических построений.

3

Развитие технического

мастерства

3.1

Упражнения. Гаммы.

Упражнения на синхронность, передачу мелодии. Паузы. Звуковое соотношение. Педаль. Гаммы до 2-х знаков в ключе  различными длительностями в партиях.

4

Работа над репертуаром

4.1

Анализ произведений

Характер, темп, размер, динамика, тональный план, фактура, ансамблевые особенности.

4.2

Этюды

1-2 этюда на разные виды техники.

4.3

Пьесы

2-4 разнохарактерных произведений.  

4 класс

         За год обучающиеся должны пройти 3-5 произведений  (в том    числе   в порядке ознакомления, чтения с листа, самостоятельной работы).      

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Содержание

1

Вводное занятие

Выбор репертуара.

2

Развитие творческих навыков

2.1

Подбор по слуху

Подбор по слуху мелодии или аккомпанемента. Различная фактура.   Вопрос-ответ.

2.2

Чтение с листа

Чтение с листа произведений для 1-2 классов.

3

Развитие технического

мастерства

3.1

Упражнения. Гаммы.

Синхронность. Передача мелодии.    Переклички партий. Полифония.  Педаль. Паузы. Гаммы до 3-х знаков в ключе  (различные  ритмический рисунок, фактура, динамика)  

4

Работа над репертуаром

4.1

Анализ произведений

Характер, темп, размер, динамика, тональный план, фактура, ансамблевые особенности.

4.2

Этюды

1-2 этюда на разные виды техники.

4.3

Пьесы

2-4 разнохарактерных произведений.  

4.4

Крупная форма

1 произведение. Рондо.

5 класс

        За год обучающиеся должны пройти 5-7 произведений  (в том    числе   в порядке ознакомления, чтения с листа, самостоятельной работы).      

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Содержание

1

Вводное занятие

Выбор репертуара.

2

Развитие творческих навыков

2.1

Подбор по слуху

Подбор по слуху мелодии или аккомпанемента. Различная фактура.   Вопрос-ответ.

2.2

Чтение с листа

Чтение с листа произведений для 2-3 классов.

3

Развитие технического

мастерства

3.1

Упражнения. Гаммы.

Педаль. Паузы. Смена темпа.

Гаммы до 4-х знаков в ключе  (различные  ритмический рисунок, фактура, динамика).

4

Работа над репертуаром

4.1

Анализ произведений

Характер, темп, динамика, размер, тональный план, фактура, ансамблевые особенности.

4.2

Этюды

1-2 этюда на разные виды техники.

4.3

Пьесы

2-4 разнохарактерных произведений.  

4.4

Крупная форма

1 произведение. Вариации.

4.5

Полифония

1  произведения.

6 класс

         За год обучающиеся должны пройти 5-7 произведений  (в том    числе   в порядке ознакомления, чтения с листа, самостоятельной работы).      

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Содержание

1

Вводное занятие

Выбор репертуара.

2

Развитие творческих навыков

2.1

Подбор по слуху

Подбор по слуху мелодии или аккомпанемента. Различная фактура.   Вопрос-ответ.

2.2

Чтение с листа

Чтение с листа произведений для 3-4 классов.

3

Развитие технического

мастерства

3.1

Упражнения. Гаммы.

Педаль. Паузы. Смена темпа. Метр.

Гаммы до 4-х знаков в ключе  (различные  ритмический рисунок, фактура, динамика).

4

Работа над репертуаром

4.1

Анализ произведений

Характер, темп, размер, динамика, тональный план, фактура, ансамблевые особенности.

4.2

Этюды

1-2 этюда на разные виды техники.

4.3

Пьесы

2-4 разнохарактерных произведений.  

4.4

Крупная форма

1 произведение. Сонатная форма.

4.5

Полифония

1-2 произведения.

                          III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 

Результатом освоения учебного предмета «Ансамбль» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- комплексом умений и навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

- знанием как ансамблевого репертуара музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений симфонической музыки, циклических сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара отечественных и зарубежных композиторов, способствующих формированию способности к сотворческому исполнительству на основе разнообразной литературе;

- знанием основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С.Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;

- навыками по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

                          IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК 

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

п/п

Вид контроля

Сроки

проведения

Цель проведения

Форма

контроля

1

Начальный или входной контроль

В начале   обучения

Определения уровня развития обучающихся, их творческих способностей

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование.

2

Текущий  контроль

В течение всего учебного года в рамках урока

Оперативный контроль за качеством освоения учебного материала,

определение готовности обучающихся к восприятию нового материала, повышение ответственности и заинтересованности   в обучении, выявление  обучающихся, отстающих и опережающих обучение.  

Педагогическое наблюдение, опрос, поурочная проверка домашнего задания, контрольное занятие.  

3

Промежуточный или рубежный контроль

По окончании изучения темы или раздела,

в конце четверти,   полугодия.         

Определение   качества реализации образовательного процесса,

качества практической и теоретической подготовки по учебному предмету, уровня умений и навыков, сформированных у обучающихся на определенном этапе обучения.

Конкурс, фестиваль, концерт,     контрольное занятие, зачёт, академический концерт, прослушивание,

В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация с оценкой в форме академического концерта. Обучающиеся   исполняют 1-2 произведений в ансамбле с преподавателем или обучающимся. 

По завершении изучения учебного предмета "Ансамбль" проводится промежуточная аттестация в форме академического концерта с оценкой, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Обучающиеся   исполняют 1-2 произведений в ансамбле с преподавателем или обучающимся. 

  1. Критерии оценки  

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале.

Контрольные уроки, а также другие выступления обучающихся в течение года

оцениваются словесной характеристикой; при этом  кратко  отмечаются  достигнутые  обучающимися  успехи и имеющиеся недостатки.

Оценка

Критерии оценивания выступления

5

«отлично»

Выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания   произведений.  Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения.

4

«хорошо»

Выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда обучающимся демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности. Обучающийся  демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения.

3

 «удовлетворительно»

Выставляется за игру, в которой обучающийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.  Программа исполнена   с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению.
Обучающийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

2  «неудовлетворительно»

Выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведении, слабое знание программы, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.

«зачет»

(без отметки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

                      V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Ансамблевая игра является важным компонентом в комплексном развитии музыканта-пианиста. Занятия по предмету «фортепианный ансамбль» следует начинать с мотивации важности предмета для развития музыканта. Дуэт «педагог-обучающийся» строится на развитии музыкального слуха обучающегося, на умении подбирать мелодии по слуху. Исполнение таких мелодий в ансамбле с педагогом придают совместному звучанию гармоническую насыщенность, сопутствуют развитию полифонического слуха. Дальнейшее развитие ансамблевого музицирования идет параллельно с приобретение обучающимся разнообразных игровых навыков. Усвоив простейшие аккомпанементы квинтами и аккордами, обучающийся может исполнять партию второго фортепиано.

Основные качества ансамблиста формируются за счёт совместного исполнительского плана, метроритмической и темповой координации. Расширяется репертуарный план: на смену мелодиям, подобранным по слуху, приходит народная музыка, обработка ее композиторами-классиками, несложные переложения русской, западно-европейской, современной, классической музыки. Растет жанровый репертуар ансамблиста. Обучающиеся 2-х и 3-х классов, помимо произведений малой  формы, исполняют этюды, рондо, знакомятся с фрагментами оперной, симфонической  музыки.

Ансамблевое музицирование в 3-4-х классах    происходит на базе навыков, приобретенных на начальном этапе обучения, что позволяет решать многие задачи профессионального и личностного характера. Обучение фортепианному ансамблю будет успешно осуществляться, при интеграции компонентов, направленных на развитие индивидуального мастерства каждого из участников ансамбля. На этом этапе обучения  значительно расширяются репертуарные рамки. Наличие двух творческих личностей ставит задачу максимально сблизить исполнительский уровень, на основе эмоционального сходства, единства методов и направлений в совместной работе.

Занятия фортепианным ансамблем в 5-х, 6-х и 9-ом  классах связаны с такими личностными качествами подростка как самосознание, самореализация в профессиональном и личностном плане. К этому времени должны сформироваться чувство ответственности за качество освоения своей партии, единство в передачи художественного образа, согласованность в темпах, штрихах, а также передача тембрового звучания. В старших классах развиваются навыки партнерства, самоконтроля, самооценки своих и коллективных действий. В репертуар можно включают  произведения для исполнения на двух фортепиано. Принципы сознательности, активного отношения к обучению становятся  во главу угла и способствуют наилучшему освоению профессиональных навыков и умений.

Систематичность и последовательность в овладении знаниями и навыками в классе фортепианного ансамбля, важность текущего и перспективного планирования – залог успешного развития, а приобретение навыков самостоятельной работы являются конечным результатом в обучении фортепианному ансамблевому  музицированию.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано -«Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» - обучающийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Обучающийся  должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ

НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

     

1.Список рекомендуемой нотной литературы

 Развитие творческих навыков.

  1. Агафонников В. Музыкальные игры. 27 пьес для начинающего пианиста.- М.: 1991.
  2. Борухзон  Л., Волчек Л., Гусейнова Л.  Азбука музыкальной фантазии. В трёх тетрадях Тетрадь 1. Как подбирать мелодию.-Санкт-Петербург: Композитор, 2006.
  3. Борухзон  Л., Волчек Л., Гусейнова Л.  Азбука музыкальной фантазии. В трёх тетрадях Тетрадь 2.Знакомство с аккордами. Путешествме по необычным ладам.-СПб: Композитор, 2006.
  4. Борухзон  Л., Волчек Л., Гусейнова Л.  Азбука музыкальной фантазии. В трёх тетрадях. Тетрадь 3. ЗвОБУЧАЮЩая природа. Движение в музыке. Играйте в театр.-Санкт-Петербург: Композитор, 2006.
  5. Кирилова М. Музицирование в классе фортепиано: начальный этап обучения / М. И. Кириллова, Н. Ф. Пономарева. - Санкт-Петербург: Композитор, 2006.
  6. Легкие ансамбли: для начинающих пианистов: 1-2 годы обучения / сост. А. И. Веселова. – СПб: Союз художников, 2005.  
  7. Литовко Ю. Один + один. Сборник ансамблей для начинающих пианистов.-СПб:Союз художников, 2005.
  8. Стоянова Л., Савельева Е. Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио в пяти выпусках. 4-7 классы. Вып.1,2,3,4,5.-СПб: Композитор, 2006.
  9. Черникова О.  ДОрога к Синичке. Фортепианные  ансамбли для игры с теми, кто ещё не умеет играть.-СПб,2002.

Этюды

  1. Гурьянова Л. В разных жанрах. Сборник ансамблевых переложений для фортепиано. Пособие для ОБУЧАЮЩихся 4-7 классов ДМШ.- СПб.:Композитор, 2002.
  2. Пересветова Ж.. Школа фортепианного ансамбля. Этюды.- СПб: Композитор, 2005. 
  3. Смирнова Т. Allegro. Интенсивный курс.  Тетр.3. ч1.-СПб.:ЦСДК,1996.
  4. Хромушин О. Этюды для фортепиано в 4 руки. Средние и старшие классы.  - СПб: Композитор, 2002.                               

Пьесы

  1. Варламов А. Романсы  в четыре руки /  перелож. В. Дуловой. - Санкт-Петербург: Союз художников, 2006.
  2. Гаврилин В. Вальсы для фортепиано в 2 и в 4 руки.-СПб: Композитор, 2006.  
  3. Гаврилин В. Зарисовки для фортепиано в четыре руки. Тетрадь1.-СПб: Композитор, 1994.
  4. Гаврилин В.. Зарисовки для фортепиано в четыре руки. Тетрадь2.-СПб.: Композитор, 1994.
  5. Гаврилин В. Зарисовки для фортепиано в четыре руки. Тетрадь3.-СПб.: Композитор, 1994.
  6. Гурьянова Л. В разных жанрах. Сборник ансамблевых переложений для фортепиано. Пособие для ОБУЧАЮЩихся 4-7 классов ДМШ.- СПб.:Композитор, 2002.
  7. Джаз и не только...   Пьесы для фортепиано в четыре руки: детская музыкальная школа / сост., обработка И. А. Осина. - Санкт-Петербург: Композитор, 2002.  
  8. Дога Е. Вальс из к/ф Мой ласковый и нежный зверь. Для фортепиано в 4 руки.-СПб.: союз художников, 2005.
  9. Звуки минувшего времени: концертный репертуар фортепианного ансамбля в 6 рук / транскрипции Ирины Кузнецовой. - Красноярск: Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры, 2005.   
  10. Кнайфель А.А. Notturno. Для фортепиано. Ансамбли в три руки.-СПб.: Композитор, 2006.
  11. Когда все получается. Ансамбли для фортепиано в четыре руки и двух фортепиано в четыре и 8 рук / сост. Л. Осипова. - Москва: Композитор, 2006.  
  12. Концертный репертуар  для двух фортепиано / сост. И. Черношеина. - Санкт-Петербург: Союз художников, 2004.
  13. Корнаков Ю.   Концертный вальс-каприс для фортепиано в 6 рук / Ю. Н. Корнаков. - Санкт-Петербург: Композитор, 2005.
  14. Майкапар С. Первые шаги. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Соч.2

      Маленькие новеллетты. Пьесы для ф-но в 4 руки. Соч.8.-М:1993.                                                

  1. Переложения Юрия Маевского. Забавные ритмы. Весёлые пьесы для фортепиано в 4 руки. Выпуск 1. СПб: Композитор, 2005.
  2. Переложения Юрия Маевского. Забавные ритмы. Весёлые пьесы для фортепиано в 4 руки. Выпуск 2. СПб: Композитор, 2005
  3. Пересветова Ж. Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги.- СПб: Композитор, 2003
  4. Петров А.  Вальсы. Для фортепиано в четыре руки / А. Петров, О. Петрова ; перелож. В. Дуловой. - Санкт-Петербург: Союз художников, 2004.     
  5. Пьесы   в переложении для фортепианного трио. Вып. 2. / сост. и обраб. М. Ю. Уткин. - Санкт-Петербург: Композитор, 2004.
  6. Смирнова Н.    Ансамбли для фортепиано в четыре руки [Ноты]: для музыкальных школ / Н. Смирнова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.  
  7. Смирнова Т. Интенсивный курс для фортепиано. Тетрадь 3.ч.1.- СПб.: ЦСДК,1996.
  8. Варламов А. Романсы  в четыре руки /  перелож. В. Дуловой. - Санкт-Петербург: Союз художников, 2006.
  9. Успенский В. Токката-фантазия на тему М. И. Глинки. Для двух фортепиано в 8 рук / В. А. Успенский. - Санкт-Петербург: Композитор, 2004.   
  10. Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа. Ансамбли для                       фортепиано в 4 руки. Младшие и средние классы детской музыкальной школы/Ред. Л.Криштоп.-СПб: Композитор, 1994.
  11. Чайковский Пётр. Мой Чайковский. Балеты. Популярные фрагменты в лёгком переложении для фортепиано в 4 руки. Переложение Ж.Металлиди.-СПб: Композитор,1998.
  12. Шмитц. М.    Mini jazz  Тетрадь 1: 53 легкие пьесы  для фортепиано в 4 руки. - Москва: Классика-XXI, 2004.
  13. Шмитц. М.    Mini jazz  Тетрадь 2: 21 легкая пьеса для фортепиано в 4 руки. - Москва: Классика-XXI, 2004.
  14. Шмитц. М.    Mini jazz  Тетрадь 3: 13 легких пьес  для фортепиано в 6 рук. - Москва: Классика-XXI, 2004.
  15. Шмитц. М.    Mini rock  Тетрадь 1: 53 легких пьесы для фортепиано в 4 руки. - Москва: Классика-XXI, 2004.
  16. Шмитц. М.    Mini rock  Тетрадь 2: 19 легких пьес для фортепиано в 4 руки. - Москва: Классика-XXI, 2004.
  17. Шмитц. М.    Mini rock  Тетрадь 3: 17 легких пьес для фортепиано в 6 рук. - Москва: Классика-XXI, 2004.
  18. Штраус И. Избранные вальсы. Облегчённое переложение для фортепиано в 4 руки Л.Криштоп.-СПб: Северный олень,1994.

Крупная форма

  1. Брат и сестра. Ансамбли для ф-но в 4 руки.Вып.2. Репертуар ДМШ/Л.Криштоп.-СПб.: Композитор, 2003.
  2. Геслер Иоганн Вильгельм.      Соната для фортепиано в 3 руки [Ноты]; Соната для фортепиано         в 4 руки / И. В. Геслер ; ред. Е. Сорокиной и А. Бахчиева. - Москва: Музыка, 2005.  
  3. ДиабеллиА. Ванхаль Я. Сочинения для фортепианного дуэта/А.Лакоша.-М., 2005.
  4. Моцарт В.А. Сонатины для фортепиано в 4 руки.- Москва: Классика-XXI, 2004.
  5. Пересветова Ж. Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и средние классы ДМШ.- СПб: Композитор, 2006.

Полифония

  1. Аренский А. Детская сюита для двух фортепиано в 4 руки. Соч. 65.-Музгиз, 1961.  
  2.  Когда все получается. Ансамбли для фортепиано в четыре руки и двух фортепиано в четыре и 8 рук / сост. Л. Осипова. - Москва: Композитор, 2006.      
  3. Пересветова Ж. Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги.- СПб: Композитор, 2003.
  4. Пересветова Ж. Школа фортепианного ансамбля. Полифонические произведения.- СПб: Композитор, 2004. 
  5. Русские народные песни в полифонической обработке для фортепиано в четыре руки/А.Флярковский, Р.Щедрин.- М.:Кифара,2002.

2. Список рекомендуемой методической литературы

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – Москва: Музыка, 1978.
  2. Баренбойм Л., Гольденвейзер А., Савшинский С. Как научить играть на рояле: Первые шаги/сост. С.В.Горохов, проедисл.И.Е.Тимченко.- Москва: Классика-XXI, 2004.
  3. Браудо И. об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.- Л.: Музыка, 1978.
  4. Брянская Ф. Д. Формирование и развитие навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста: Методические материалы /Общ.ред. Л.А. Баренбойма. – М.,1971.
  5. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. - Л.,1985.
  6. Гофман И.Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре/ Ред., вступ.ст. и примеч. Г.М.Когана. – М.,1961.
  7. Землянский  Б.Я. О музыкальной педагогике. – М., «Музыка», 1987.
  8. Калужская Т.А. О взаимосвязи между теоретическими и специальными дисциплинами в музыкальной школе// Из опыта методической работы педагогов детских музыкальных школ (г. Москва). -  М.,1970.
  9. Малинина И. Детский альбом и Времена года П.И.Чайковского. Методическая разработка для преподавателей детских музыкальных школ и училищ.-М.:Престо, 2003.
  10. Милич Б.Е. Воспитание ученикаа-пианиста в 5-7 классах ДМШ. – Киев, 1982.
  11. Носина В. символика музыки И.С.Баха.-СПб, 1997.
  12. Панасье Ю. история подлинного джаза.-Л.: Музыка, 1978.
  13. Перельман Н.Е. В классе рояля: Короткие рассуждения/предисл. Гаккель Л.Е.- Москва: Классика-XXI, 2006.
  14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.;Л.,1947.
  15. Цатурян К.А. Чтение с листа как метод работы с учащимимися – пианистами// Вопросы инструментальной подготовки студентов музыкально -  педагогического факультета. - М.,1971.
  16. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М.,1984.
  17. Щапов А.П.Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – Москва:         Классика-XXI, 2004.
  18. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков.- Москва: Классика-XXI, 2005.

  1. Список Интернет-ресурсов  

Композиторы

http://www.chopin.pl — произведения Ф. Шопена

http://gfhandel.org — сайт, посвященный Г.Ф. Генделю

http://www.jsbach.org — сайт, посвященный И.С. Баху

http://www.lvbeethoven.com/Oeuvres/Hess.html - сайт, посвященный Бетховену

Mozart

http://www.mozartforum.com/ -

http://www.studio-mozart.com/mozart/.../mp3/index.htm

http://www.netmode.ntua.gr/~ktroulos/music/Mozart/

http://www.stringsinthemountains.org/m2m/1once.htm - мультимедийная биография Моцарта для детей

http://www.asahi-net.or.jp/~rb5h-ngc/ - сайт японского музыковеда с исследованиями о Моцарте, в том числе: Моцарт-game

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b7721746v.table - 64 изображения, посвященные творчеству Моцарта: портреты, сцены из опер, памятные места, хранящиеся в национальной библиотеке Франции

http://www.nma.at/german/mozartseiten.htm - ссылки на Интернет-сайты, посвященные Моцарту

http://www.bl.uk/onlinegallery/ttp/ttpbooks.html - дневник Моцарта, хранящийся в британской библиотеке в Лондоне (можно полистать страницы с музыкальными автографами, послушать, как звучат фрагменты нотного текста дневника)

http://www.asahi-net.or.jp/~rb5h-ngc/e/k516f.htm

http://www.mussorgsky.ru/

http://www.senar.ru/ - Рахманинов. Воспоминания и фотографии

http://opera.r2.ru/ - Римский-Корсаков

http://www.rahmaninov.info/

http://www.tchaikov.ru/

http://georgysviridov.narod.ru/ - на сайте представлены музыкальные файлы в форматах mp3 и wav практически всех, выпущенных CD, а также книги «Музыка как судьба» и др.

http://ciurlionis.licejus.lt/ - на сайте представлены биография, галерея и музыкальные произведения Микалоюса Константиноса Чюрлениса. Сайт опубликован на литовском и английском языках.

http://booksite.ru/gavrilin/ - Валерий Гаврилин: музыка, публикации

http://www.pakhmutova.ru/ - официальный сайт Александры Пахмутовой

http://www.schoenberg.at/ - центр Арнольда Шёнберга в Вене

http://www.beethoven-haus-bonn.de/sixcms/detail.php//portal_en 

Нотные библиотеки

http://muslib.lib.ru/ - нотный архив Дениса Бурякова

http://notes.tarakanov.net/index.htm - нотная библиотека Бориса Тараканова

http://www.score-on-line.com/index.php

http://nlib.org.ua/_index.html - нотная библиотека Алексея Невилько

http://www.midi.ru/scores/ - нотная библиотека на сайте midi.ru

http://roisman.narod.ru/

http://www.piano.ru/library.html - http://all-music.boom.ru/ - компиляция нотных библиотек Интернета

http://www.sheetmusicarchive.net/ -

http://www.mutopiaproject.org/index.html - в библиотеке представлены рубрикаторы по композиторам, по инструментам, по стилям

http://dme.mozarteum.at/DME/nma/nmapub_srch.php - полное собрание сочинений Моцарта

http://be-four.livejournal.com/1877.html - книги о музыке (список архивов с музыкальной литературой)

http://www.pianostreet.com/ - библиотека фортепианных нот

http://imslp.org/ - International Music Score Library Project (IMSLPМеждународный проект библиотеки музыкальных партитур) ставит своей целью создать музыкальную библиотеку, содержащую все свободные партитуры, перешедшие в общественное достояние как по давности времени, так и добровольно переданные композиторами, желающими поделиться ими с миром.

Проект существует с 16 февраля 2006 года, был временно закрыт в ноябре 2007 из-за проблем с авторским правом, и вновь открыт 30 июня 2008. В библиотеке находятся больше чем 19000 композиций (42000 партитур) больше чем 2500 композиторов

http://www.mutopiaproject.org/ - проект, аналогичный предыдущему.

http://www.musicalnotes.ru/ - сайт позиционируется как частный проект. Кроме нотной библиотеки на сайте есть разделы «Теория музыки» и «Энциклопедия музыки».

Музыкальные образовательные ресурсы

http:/www.edu.ru/ - портал Министерства образования РФ.  В  разделе методическая литература выложены электронные версии методических пособий по музыке.  

http://playmusic.org/

http://www.creatingmusic.com/

http://music.edu.ru/

http://www.sfskids.org –

http://www.pbs.org/jazz/kids/ - сайт для детей по истории джаза, включает биографии великих джазменов, интерактивную ленту времени истории джаза, интерактивный раздел, в котором ребенок может составить джазовый ансамбль и услышать, как звучит пастушья песня в таком составе

http://jan.ucc.nau.edu/~tas3/wtc.html - хорошо-темперированный клавир

http://burskytest.narod.ru/main.htm - обучающие программы и игры в основном по музыке

http://school-collection.edu.ru –

http://www.maykapar.ru/- на сайте композитора представлено множество материалов, которые можно использовать в образовательном процессе.

http://www.sonata-etc.ru/main.html - сайт диска Соната – не только классика, включенного в поставку цифровых образовательных ресурсов Комитета по образованию Санкт-Петербурга 2008 г.

http://www.merlot.org/merlot/materials.htm?page=5  - образовательные проекты

http://www.blockmuseum.northwestern.edu/picturesofmusic/  - сайт посвященный нотации (от истории до современности)

http://jan.ucc.nau.edu/~tas3/wtc/index.html  - мультимедиа хорошо темперированный клавир

http://jan.ucc.nau.edu/~tas3/wtc.html -мультимедиа-проект, посвященный хорошо темперированному клавиру

http://www.merlot.org/merlot/materials.htm?page=5 - образовательные проекты MERLOT (Multimedia Educational Resource for Learning and Online Teaching). Осуществив поиск в категориях искусство или музыка, можно получить доступ к большому количеству материалов.

Архивы музыкальных файлов

http://music.stuy.edu/macourse/music/ - 25 классических произведений в форматах mp3, wav, midi

http://www.mininova.org/sub/58 - пиринговая система. Огромный архив классической музыки

http://www.mfiles.co.uk/mp3-classical.htm -

http://www.math.rsu.ru/orfey/musarch.ru.html -

http://www.karadar.it - большой архив классической музыки. Моцарт - произведений,

Рахманинов - 119 произведений

http://www.classicalarchives.com/ -

http://www.cdonpc.ru/ - архив CD в mp3

http://www.jbx.ru/music/music.htm - мировые мюзиклы в mp3 (25 GB)

http://retromusic.2u.ru/ - mp3 каталог русской ретро-музыки и песен

http://www.tonnel.ru/?l=music 

http://www.fidel.ru/mp3 -

http://www.cdmp3.ru –

http://parkov1.narod.ru/  - архив популярной музыки в формате midi. Рубрикатор: русские исполнители, западные исполнители, классическая музыка, джазовая музыка, ритмические партии, работа со звуком. Представлена также большая коллекция ссылок по теме.

http://getalbums.ru/ - архив полнодисковых альбомов современной и классической музыки.  

http://marsches.ru/en/ - коллекция маршей разных стран мира

http://musicmp3.spb.ru/ -  

http://musicmp3.spb.ru/mp3

http://www.intoclassics.net/  - ежедневно пополняемый архив «Погружение в классику». Огромное количество полнодисковых версий классических произведений, как аудио, так и видео.

http://musicmp3.spb.ru/ -

http://www.classic-online.ru/ -  

 

Разное

 

http://www.classicalmusiclinks.ru/ - каталог «Классическая музыка в Интернете»

http://www.webprogulki.com/music.html - журнал Прогулки в Интернете (обзор сайтов по литературе, искусству, музыке, кино, театру и др.) с Виктором Лихтом. Раздел музыка разделен на рубрики: композиторы, исполнители, опера, балет, песни/мюзиклы, педагоги, грамзаписи/ноты, радио и телевидение, разное.

http://www.metronomeonline.com/ - on-line метроном

http://www.muzcentrum.ru/ - русский государственный телерадиоцентр. Сайт – номинант премии рунета 2007 г. В числе прочих – рубрики Радио Орфей, Нотная библиотека…

 

http://www.live365.com/stations/pgosta?play  – on-line  радио средневековой музыки.

http://www.musicbiatch.com/  - поисковая система музыкальных файлов. Возможно on-line прослушивание

http://www.classicalconnect.com/ - потоковое воспроизведение audio, есть система поиска по инструментам

Приложение 1

 к Программе

ПО.01.УП.02. «Ансамбль»

ДПОП в области искусства

«Фортепиано»

Примерные репертуарные списки[5]

Этюды

Аралов В. В начале века (регтайм) (1)

Гнесина Е.  Качели. Этюд  (2)

Томпсон Д.  Весенний день. Этюд (2)

Томпсон Д.  Змейка. Этюд  (2)

Томпсон Д.  Ручеёк. Этюд  (2)

ТомпсонД. На волнах. Этюд  (2)

Хромушин О. Аэлита (этюд на тему из одноимённого мюзикла) (4)

Хромушин О. Блюз «Милки уэй» (4)

Хромушин О. На цыпочках  (этюд на джазовую тему Н.Хефти) (4)

Хромушин О. Настроение индиго (этюд на тему Д.Эллингтона) (4)

Хромушин О. Ночной телеэкран (4)

Хромушин О. Пишущая машинка (токката) (4)

Хромушин О. Пробуждение леса (4)

Хромушин О. Чёрное море (этюд на тему И.Дунаевского) (4)

Хромушин О. Этюд в манере джаз-вальса  (4)

Шмитц М.  Оранжевые буги. (3)

Шмитц М.  Танцуем буги. (3)

Пьесы

Для одного фортепиано в 4 руки

Гаврилин Валерий. Зарисовки для фортепиано в четыре руки.

Тетрадь1  (3):

  • Перезвоны
  • На тройке
  • Извозчик
  • Ямская

Тетрадь 2  (4):

  • Подражание старинному
  • Мушкетёры
  • Интермеццо  
  • Тореадоры
  • Часики, Вальс
  • Тарантелла

Тетрадь 3  (5):

  • Вальсик
  • Галоп
  • Сон снится
  • Походная
  • Весёлая прогулка
  • Одинокая гармонь.

Варламов А. Романсы  в четыре руки. Переложение В. Дуловой (1):

  • Вдоль по улице метелица метет.
  • Белеет парус одинокий
  • Я вас любил  
  • Горные вершины  
  • На заре ты ее не буди.

 Джаз и не только...   Пьесы для фортепиано в четыре руки  (7):

  • Гершвин Дж. Прелюдия  
  • Вильельдо А. Эль-чокло: танго.
  • Дашкевич В. Увертюра: из т/ф "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона"

Когда все получается. Ансамбли для ф-но в четыре руки и двух ф-но в 4 и 8 рук  (11):

  • Печерский Б. Тарантелла из сюиты "Музыкальный антракт" 
  • Бурштин М. Марш. 
  • Рехин И.  Вальс-каприс 

                      Люда-полька 

                       Прелюдия   

                       Большой военный полонез 

  • Евтушевская Е.. Концертино

Переложения Ю. Маевского. Забавные ритмы. Весёлые пьесы для ф-но в 4 руки.

Выпуск 1 (15):

  • Румба.                 Серджо де Карло. Па-ран-пан-пан.  
  • Джаз-вальс.        Росас. Над волнами.

                                              ЧерчиллФ. Мой принц придёт однажды.

  • Шагающий бас. Хендерсон Р. Пять со второй ноги, голубоглазка.

                Линдстром Э. Французский счёт.

  • Поп                     Маевский Ю.  Первый раз в первый класс.
  • Бегин                  Гревер. Волшебный свет луны.
  • Босса-нова         Мэндел Д. Тень твоей улыбки.

                Жобим А.  Девушка из Ипанемы.

Переложения Юрия Маевского. Забавные ритмы. Весёлые пьесы для ф-но в 4 руки. Выпуск 2 (16):

  • Бит                      Шнейдер.М. Благодарю тебя.
  • Самба                 Мальмсен Г. Роковая самба.
  • Вальс                  Маевский Ю.  Вальс из прошлого.
  • Танго                  Родригес Х. Кумпарсита.
  • Босса-нова         Бернард Ф.  Зимняя страна чудес.
  • Синкопированный ритм.        Паркер р. – Чарльз Х. Последний вечер.
  • Сложные смешанные ритмы. Полторацкий В. Сувенир.

Пересветова Ж.. Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги. (17)

ПЬЕСЫ 
1. Хоп, хоп, скачи, лошадка, галопом.
Немецкая народная песенка       
2.
Ж. Пересветова. Эхо   
3.
С. Фостер. О Сюзанна  
4. Рубен и Рэйчел.
Английская народная песня  
5. Арканзасский путешественник.
Американская народная песня  
6. У старого Макдональда была ферма.
Американская народная песня  
7.
М. Шмитц. Прыжки через лужи  
8.
Л. Старовойтова. Воздушный змей
9. Хоровод.
Польская народная песня  
10. Кошка.
Английская народная песня  
11.
Д. Томпсон. В горах  
12.
Ж. Пересветова. Дождик начинается 
13. Старенькая лошадка.
Английская народная песня  
14.
Д. Томпсон. По камешкам через ручей  
15. По дороге жук, жук.
Украинская народная песня  
16. Розочка.
Польская народная песня  
17.
А. Салливан. Песня девушки. Из оперетты «Корабль Её Величества „Пинафор”»
18.
Д. Томпсон. На санках  
19.
М. Шмитц. Марш гномиков 

20. Д. Томпсон. Рождественская песня  
21. Мой конёк.
Чешская народная песня  
22.
С. Нагдян. Армянский напев  
23.
А. Понкиелли. Танец часов. Из оперы «Джоконда»  
24.
Д. Томпсон. Хор лягушек  
25. Колыбельная.
Еврейская народная песня  
26.
Ж. Пересветова. Маленькие вариации. На тему РНП «Ах вы, сени» 
27.
Е. Диамондин. Песенка лентяя  
28.
Р. Уиллис. Рождественский дуэт  
29.
А. Батхач. Марш Первого корпуса  
30. Янка.
Белорусский танец    
31. Мчит Арагви вдаль.
Грузинская народная песня  
32. Вода в колодце.
Азербайджанская народная песня  
33. Морю сеть нужна тугая, парус — лодочке моей.
 Латышская народная песня  
34. Туку-туку.
Финская народная песня  
35. Кораблик и юнга.
Французская народная песня  
36. Цицинатэла.
Грузинская народная песня  
37. Из дальних стран.
Эстонская народная песня 
38.
Э. Вила-Лобос. Пьеса  
ДЖАЗОВЫЕ ПЬЕСЫ  
     1.
П. Сигер.  Блюз пустого кармана.
    2.
У. Шаум. Банановый вальс  
     3.
Ч. Даддиес. Тигровый свинг  
     4.
П. Хайльбут. Пробуем играть буги?   
     5.
М. Фейльс. Мини-рэг  
     6.
М. Шмитц. Вальс-диалог  
     7.
Д. Бранд. На родину  
     8.
П. де Сенневиль, О. Туссен. Маленькие лесные зверюшки  
     9.
М. Шмитц. На солнечной стороне жизни  
     10.
Г. Калуца. Танцуй рок-н-ролл, Рико  
     11.
М. Шмитц. Меланхолический вальс  
     12.
М. Невин. Армейский радиопередатчик  
     13.
Д. Эллингтон. Моя любовь. Из мюзикла «Прыгай от радости»  
     14.
О. Питерсон. Старый автомобиль  
     15.
У. Гиллок. Осенний эскиз  
     16.
П. де Сенневиль. Старая мода  
     17.
М. Шмитц. Шутливый блюз  
     18. Счастливый день. Негритянский спиричуэлс

Петров А. Вальс из к/ф "Берегись автомобиля" (18)

                      Вальс  из т/ф "Петербургские тайны" (18)

                      Вальс из к/ф "О бедном гусаре замолвите слово" (18)

Смирнова Н.  Ансамбли для фортепиано в четыре руки     (20)

  • Хорошее настроение
  • Танец утят: итальянская  народная песня  
  • Регтайм № 1  
  • Полька и танго  
  • Полька  
  • Болеро  
  • Пьеса в испанском стиле  
  • Под дождем  
  • Фокстрот  
  • Бразильский карнавал  
  • Восточный напев  
  • Воспоминание о французском кино  
  • Танго

Смирнова Т. Интенсивный курс для фортепиано (21)

  • Прима Л. Пой, пой
  • Роджерс Р. Голубая луна
  • Шмитц М.  Принцесса танцует вальс
  • Ромберг Р. Тихо, как при восходе солнца
  • Шеринг Дж. Колыбельная
  • Шмитц М. Весёлый разговор
  • Шмитц М. Много пятёрок в портфеле

Чайковский П.   Балеты. Популярные фрагменты в лёгком переложении для ф-но в 4 руки  (25):

 Фрагменты из балета "Лебединое озеро"  

  • Интродукция
  • Вальс
  • Сцена
  • Танец маленьких лебедей
  • Одетта и Зигфрид
  • Неаполитанский танец

  Фрагменты из балета "Спящая красавица"

  • Выход фей
  • Вальс
  • Принц Дезире
  • Принцесса Аврора  

  Фрагменты из балета "Щелкунчик"

  • Детский галоп
  • Сцена Клары и Щелкунчика
  • Колыбельная
  • Вальс снежных хлопьев

Шмитц. М.    Mini jazz 
           
Тетрадь 1: 53  легких пьесы  для фортепиано в 4 руки.  (26)
            Тетрадь 2: 21 легкая пьеса для фортепиано в 4 руки.  (27)                                                                                                                                                                                                                                                      
Шмитц. М.    Mini rock 
           
Тетрадь 1: 53 легких пьесы для фортепиано в 4 руки.  (29)
            Тетрадь 2: 19 легких пьес для фортепиано в 4 руки.  (30)

Штраус И. Избранные вальсы (32)
             Весенние голоса. Соч. 410
            Жизнь артиста. Соч. 316.
            Розы юга.  Соч. 388.            
            У прекрасного голубого Дуная. Соч. 315

Для одного фортепиано в 6 рук

Корнаков Ю.   Концертный вальс-каприс  (13)

Шмитц. М.    Mini jazz  Тетрадь 3: 13 легких пьес для фортепиано в 6 рук (28)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
Шмитц. М.    Mini rock  Тетрадь 3: 17 легких пьес для фортепиано в 6 рук (31)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Для двух фортепиано в 4 руки

Андерсон Л. Пустячок.  (12)

Глиэр Р.Грустный вальс  (12)

Медек Т. Battaglia Alla Turca  (12)

Тобис Б. Фанфары из "Сюиты"  для двух фортепиано в четыре руки (11)

Якушенко И. Когда всё получается.    (11)

 Для двух фортепиано в 8 рук

Кареев Л. Скерцо: для двух фортепиано в восемь рук (11)  

Успенский В. Токката-фантазия на тему М. И. Глинки. (23)

 

Для фортепианного трио

Бетховен Л. Adagio  (19)

Бетховен Л. Менуэт (19)

Гайдн Ф. Й   Allegro  (19)

Гайдн Ф. Й  Менуэт  (19)

Моцарт В. А Andante grazioso  (19)

Моцарт. В. А. Менуэт  (19)

Моцарт. В. А. Романс   (19)

                                                      Крупная форма
Бетховен Л.В. Тема с вариациями (1)
Ванхаль Я.К.  Три сонатины. (3)
Геслер И.  Соната для фортепиано в 3 руки (2)
Геслер И.  Соната для фортепиано в 4 руки (2)
Диабелли А. Шесть маленьких сонатин. Соч. 163. (3)
Диабелли А. Две миниатюрные сонаты. Соч. 150. (3)
Диабелли А. Военное рондо. Соч.150. (3)
Моцарт В.А. Сонатины для фортепиано в 4 руки (4)

Пересветова Ж. Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации (5):  

  • Тюрк Д.               Пьесы для фортепиано в 4 руки 
                               
    Приветствую, мой ласковый клавир 
                                Легким шагом и с бодрым настроением
      
                                Я очень счастлив, очень рад
     
                                Маленький финал
     
  • Душек Ф.             Аллегретто  из Сонаты соль мажор 
  • Ванхаль Я.         Андантино 
                                 Менуэт
     
                                 Аллегретто
     
  • Гайдн Й.              Учитель и еченик. Вариации из Сонаты Фа мажор 
  • Моцарт  В. А.      Сонатина Фа мажор 
                                  Сонатина Си-бемоль мажор
     
  • Диабелли А.       Сонатина До мажор. Ор. 150 № 1  
                                 Сонатина Соль мажор. Ор. 163 № 2  
     
                                 Соната Соль мажор. Ор. 152 № 1 
     
                                 Военное рондо 
     
                                 Рондо. Из Сонатины До мажор. Ор. 163 № 1
     
  • Кулау Ф.             Сонатина Соль мажор. Ор. 44 
  • Вебер К.              Сонатина До мажор. Ор. 3

Полифония

Аренский А. Каноны для двух ф-но в 4 руки (1)

Бах И.С. 12 маленьких пьес из  Нотной тетради А.-М. Бах  (4)

Бах И.С. Инвенции 2-х и 3-голосные (синфонии) (2)

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги и другие лёгкие пьесы для фортепиано (3)

Гевиксман  В. Фуга  для фортепиано в четыре руки (5)

Пересветова Ж.  Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги. (6)

1. Э. Тетцель.  Прелюдия.   
2.
 В. Гейсслер. Концерт  
3.
 И. Геринг. Кофе. Канон  
4. Мяу-мяу.
Немецкая народная песенка  
5. Д. Тюрк. Хорал ре мажор  
6. Д. Тюрк. Хорал до минор    
7. Д. Томпсон. В церкви  
8. Ф. Лекуппе. Этюд  
9. Г. Ф. Гендель. Аллилуйя  

РНП Жили да были два братца. В полифонической обработке для ф-но в 4 руки  (8)

РНП Как во саду. В полифонической обработке для ф-но в 4 руки  (8)

РНП Как по морю синему. В полифонической обработке для ф-но в 4 руки (8)

РНП На улице дождь поливает. В полифонической обработке для ф-но в 4 руки (8)

РНП Ты взойди, солнце красное. В полифонической обработке для ф-но в 4 руки (8)


[1]В том числе: из обязательной части  330 часов, из вариативной части 162,5 часа

[2] В том числе: из обязательной части 132 часа, из вариативной части 65 часов

[3] В том числе: на часы из обязательной части  198 часов, из вариативной части 97,5 часов

[4] Из вариативной части

[5] Цифры в скобках означают номер издания в списке нотной литературы.