СЦЕНАРИЙ мероприятия "Большой театр: 240 любви к музыке"
Сценарий лекции по музыкальной литературе для учеников музыкальной школы, освещающий историю Большого театра.
К лекции прилагается презентация: https://yadi.sk/d/Q8rLo8AgrJyrU
и mp3-аудиозаписи: https://yadi.sk/d/decGlrh5rJyix
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016_03_28_bolshoy_teatr_lektsiya.docx | 48.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Городской округ Подольск
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №2»
(МУ ДО «ДМШ №2»)
Тематическая лекция «Большой театр: 240 лет любви к музыке»
Сценарий мероприятия
Дата проведения: 28 марта 2016 года (понедельник) в 18:00
Место проведения: ДМШ №2, отделение №1 (г.Подольск, ул.Комсомольская, д.86)
Цели мероприятия:
- популяризация лучших образцов музыкального искусства.
Задачи:
- расширение кругозора, коммуникативных качеств обучающихся.
- воспитание любви к классической музыке, к традициям прошлого.
Подготовка:
украшение зала, 2-3 программы концерта (вывесить за кулисами), сценарий, фотоаппарат, ноутбук, проектор, экран + шнуры для подключения, презентация, музыкальные фрагменты.
Ответственный организатор: Зам.директора по концертно-воспитательной работе Мамушкина О.И.
Ответственный за разработку сценария: Мамушкина О.И.
Ведущие: ученики Мамушкина Ульяна, Деев Тимофей.
Ход мероприятия:
(слайд 1)
1. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы с вами перенесемся во времени на 240 лет назад, чтобы вместе пройти по страницам истории знаменитого и очень значимого для музыкантов театра – Большого театра.
2. Представьте, что мы находимся в 1776 году (слайд 2). Правит страной знаменитая «императрица всероссийская» Екатерина II – Екатерина Алексеевна Великая, которая, как известно, покровительствовала различным областям искусства — архитектуре, музыке, живописи, и в культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав.
1. И вот 28 марта 1776 г. императрица подписала князю, губернскому прокурору, Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата и считается днем основания московского Большого театра, хотя тогда он был частным театром этого князя. Оперная и драматическая труппы тогда составляли единое целое. Состав был самым разнообразным: от крепостных артистов — до приглашенных из-за границы звезд.
2. Вы себе можете представить, что содержать частный театр – дело очень финансово обременительное! Поэтому Пётр Урусов разделил свою «привилегию» с компаньоном. Им стал обрусевший англичанин Майкл Медокс - эквилибрист, фокусник, театральный механик.
1. Сначала для спектаклей был нанят дом графа Р. Воронцова на улице Знаменке (так называемый Знаменский театр) Но уже в феврале 1780 Знаменский театр сгорел (слайд 3) (как писали в газете «Московские ведомости», «от неосторожности нижних служителей»... Деревянный театр за несколько часов выгорел дотла, и отчаявшийся князь Урусов тут же вышел из антрепризы, содержателем которой остался один Медокс).
2. Именно Медокс построил в том же 1780 году каменное здание театра (слайд 4) - на правом берегу реки Неглинки. Оно выходило на улицу Петровка, отсюда театр и получил свое название - Петровский (впоследствии его будут называть Старым Петровским театром). Новое трёхэтажное кирпичное здание под тесовой крышей поднялось за пять месяцев и обошлось Медоксу в 130 тысяч рублей серебром, на 50 тысяч больше сметы.
1. По одним источникам, театр имел партер, 3 яруса лож и галерею, вмещавшие около 1 тысячи зрителей, «маскерадную залу в два света», «карточную» и другие специальные помещения.
По другим источникам, зал вмещал 800 посетителей: «В театре было 4 яруса с ложами и 2 галереи. В партере насчитывалось 2 ряда с закрытыми по бокам сиденьями. Роскошно украшенные ложи стоили от 300 до тысячи рублей и дороже. Билет в партер стоил 1 рубль».
2. Открытие этого здания состоялось 30 декабря 1780 г. Давали торжественный пролог «Странники», написанный А. Аблесимовым, и большой пантомимический балет «Волшебная школа», поставленный Л. Парадизом на музыку Й. Старцера.
1. Репертуар формировался в основном из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов. Например, там могла идти опера-буффа итальянского композитора Джованни Батисты Перголези «Служанка-госпожа» (слайд 5).
2.
- Джованни Батиста Перголези. Ария Серпины из оперы «Служанка-госпожа» (в записи, исполнительница неизвестна).
1. Однако финансовые дела постепенно становились хуже. Как всегда в таких случаях бывает у талантливых людей, образовались и завистники, и желающие приобщиться к созданному другими.
2. Новый градоначальник генерал-аншеф А.Прозоровский задумал полностью отстранить Медокса от дел. Он предъявил Медоксу обвинение в том, что здание Петровского театра построено с нарушением утвержденного плана, ему также не нравился репертуар театра. Театр фактически перешел в ведение Прозоровского. В декабре 1789 года Медокс вынужден был передать свои заведения в управление Опекунскому совету Воспитательного дома.
1. В это время, в 1796 году, после кончины Екатерины II, на престол вступил ее сын - Павел I и правил страной до 1801 года (слайд 6), после чего вследствие смерти своего отца Императором и Самодержцем Всероссийским стал Александр I, правивший до 1825 года.
2. В 1802-03 гг. театр был отдан на откуп князю Михаилу Волконскому, владельцу одной из лучших московских домашних театральных трупп. А в 1804 г., когда театр вновь перешел в ведение Опекунского совета, Волконский фактически был назначен его директором «на жалованье».
1. Петровский театр Медокса простоял 25 лет - 8 октября 1805 года здание … сгорело! - Перед самым началом представления оперы австрийского композитора «Дунайская русалка». Надо сказать, что Огонь удивительным образом пощадил маленький домик рядом с театром, в котором проживал со своей семьей Майкл Медокс.
2. После пожара труппа Медокса выступала в доме князя Волконского на Самотёке, затем в манеже Пашкова дома на Моховой. В феврале 1806 года она стала называться Императорской московской российской труппой. Для нее через 2 года архитектор Карл Росси построил деревянный театр – его называли Арбатским театром - в самом начале нынешнего Гоголевского бульвара – сейчас там находится Арбатская площадь (слайд 7). Этот красивый удобный театр самоотверженно работал во время Отечественной войны 1812 года (слайд 8)– русско-французской войны, но в этом же году… сгорел дотла!
1. 15 лет стояло пепелище Медоксова театра. И вот после войны 1812 года учредили Комиссию для строений, которая занялась планировкой и застройкой послепожарной Москвы. Реку Неглинку заключили в трубу, чем значительно осушили прилегающую местность и занялись её благоустройством. Комиссия составила план Театральной площади с новым зданием театра (был объявлен конкурс на проект нового здания театра, победил проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова, но он был слишком дорогостоящим, и московский губернатор князь Дмитрий Голицын приказал московскому «архитектору по фасадной части» Осипу Ивановичу Бове (слайд 9) исправить его. Бове использовал фундамент и 3 стены Медоксова театра, поместив среди них сцену нового строения и развернув его фасадом на площадь.
2. Фасад, украшенный мощным портиком на 8 колоннах с большой скульптурной группой — Аполлоном на колеснице с тремя конями, «смотрел» на строившуюся Театральную площадь.
Вот как описывал его М.Лермонтов (слайд 10): «На широкой площади возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!»
1. В январе 1825 г. состоялось торжественное открытие нового Петровского театра (слайд 11), названного Большим Петровским. Исполнялись написанный специально по случаю пролог «Торжество муз» в стихах М. Дмитриева, с хорами и танцами на музыку Александра Алябьева, Алексея Верстовского и Фридриха Шольца, балет «Сандрильона» на музыку француза Ф.Сора (слайд 12). Музы торжествовали над пожаром, уничтожившим старое здание театра, и, под предводительством Гения России, роль которого исполнял 25-летний Павел Мочалов, возрождали из пепла новый храм искусства. И хотя театр был действительно очень большим, вместить всех желающих он не мог, поэтому представление целиком повторили на следующий день.
2.
- Музыка Александра Алябьева, слова Александра Пушкина. «Два ворона». Исполняет Александр Ведерников (бас).
1. Новый театр превзошел величиной даже столичный театр – а Вы, конечно, помните, что столицей того времени был Петербург – так вот, там находился Петербургский Большой (каменный) театр (слайд 13). Вы знали, что в Петербурге тоже был Большой театр? Он существовал с 1784 по 1886 г.г. как крупнейшее в России и одно из крупнейших театральных зданий в Европе того времени, находился на Театральной площади, а затем в 1886 году здание Каменного театра было разобрано и перестроено в современное здание Петербургской консерватории.
2. Итак, Московский Большой Петровский театр отличался монументальным величием, соразмерностью пропорций, гармонией архитектурных форм и богатством внутреннего убранства. Он оказался очень удобным: в здании имелись галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и поместительные гардеробные. Огромный зрительный зал вмещал свыше двух тысяч человек. Оркестровая яма была углублена. На время маскарадов пол партера поднимали до уровня авансцены, оркестровую яму закрывали специальными щитами, — и получался прекрасный «танцпол».
1. А в правлении Россией снова произошли изменения: в декабре этого года – а мы с вами в году 1825-ом, на престол взошел Николай I - родной брат императора Александра I, который правил страной до 1855 года (слайд 14).
2. В 1842 г. московские театры были вновь отданы в подчинение общей Дирекции императорских театров. Директором тогда был Александр Гедеонов, а управляющим Московской театральной конторой назначили знаменитого композитора Алексея Верстовского (слайд 15). Годы, когда он был «у власти» (1842–59), получили наименование «эпохи Верстовского».
1.
- Алексей Верстовский. Ария Неизвестного из оперы «Аскольдова могила». Исполняет Фёдор Шаляпин (бас).
1. На сцене Большого Петровского театра продолжали ставить драматические спектакли, но все большее место в репертуаре стали занимать оперы и балеты. Ставились произведения Доницетти, Россини, Мейербера, молодого Верди, из русских композиторов – и Верстовского, и Глинки (в 1842 г. состоялась московская премьера «Жизни за царя», в 1846 г. — оперы «Руслан и Людмила» (слайд 16)).
2.
- Михаил Глинка. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Исп. хор имени А.Александрова.
1. Здание Большого Петровского театра просуществовало почти 30 лет. Но и его постигла все та же печальная участь…: 11 марта 1853 года в театре вспыхнул пожар, который уничтожил все, что мог (слайд 17).
2. Конкурс на восстановление театра выиграл главный архитектор императорских театров Альберт Кавос (слайд 18). В 1855 г. руины разобрали и началась реконструкция здания, а в августе 1856 г. оно открылось! Почему так быстро? – потому что предстояли торжества по случаю коронации нового императора - Александра II (слайд 19). Большой театр был практически выстроен заново, со значительными изменениями по сравнению с прежним зданием, открылся оперой «Пуритане» В. Беллини (слайд 20).
1. Общая высота здания увеличилась почти на 4 метра. Конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы (слайд 21). Большой театр стал одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам: Альберт Кавос спроектировал зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Значительно расширилось пространство зрительного зала. Парадная царская ложа, немного выступающая вперед, стала центром (слайд 22).
2. Послушайте, что писал Альберт Кавос о своём детище (слайд 23): «Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала — большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров — все это заслужило всеобщее одобрение».
1. Люстра зрительного зала первоначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь масляные светильники, ее поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение. Вокруг этого отверстия академиком А. Титовым была выполнена роспись «Аполлон и музы». Эта роспись - «с секретом»: вместо музы священных гимнов Полигимнии Титов изобразил выдуманную им музу живописи - с палитрой и кистью в руках (слайд 24).
2. В стране снова происходили перемены (слайд 25): на престол в 1881 году взошел Александр III, правивший до 1894 года, затем его сменил Николай II, который был Всероссийским императором, как известно, до 1917 года. А театр продолжал радовать москвичей яркими музыкально-театральными постановками.
1. На рубеже XIX и XX веков театр достигает расцвета. Многие петербургские артисты добиваются возможности участвовать в спектаклях Большого театра. Становятся широко известны во всем мире имена Фёдора Шаляпина (слайд 26: фото 2 - в роли Ивана Сусанина из одноименной оперы М.Глинки, фото 3 – в роли Мельника из оперы А.Даргомыжского «Русалка»), Леонида Собинова (слайд 27: фото 2 – в роли Владимира Ленского из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского, фото 3 – в роли царя Берендея в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка»), Антонины Неждановой (слайд 28: фото 2 – в роли Антониды из оперы «Иван Сусанин» М.Глинки, фото 3 – в роли Шемаханской царицы в опере «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова).
2. В 1912 году Ф. Шаляпин ставит в Большом оперу М.Мусоргского «Хованщина» (слайд 29).
1.
- Модест Мусоргский. Песня Марфы из оперы «Хованщина». Исполняет Надежда Обухова (меццо-сопрано).
1. В репертуаре появляются «Пан Воевода», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Демон» А.Рубинштейна, «Кольцо нибелунгов» Р.Вагнера, оперы Леонкавалло, Масканьи, Пуччини (слайд 30: фото 2 – в роли Демона баритон Георгий Бакланов).
2.
- Антон Рубинштейн. Второй романс Демона из оперы «Демон». Исполняет Алексей Большаков (баритон).
1. В этот период с театром активно сотрудничает Сергей Рахманинов (слайд 31) – замечательный композитор и пианист, проявивший себя и как выдающийся оперный дирижёр. Именно благодаря ему разворачивается и переносится на свое современное место дирижёрский пульт, который прежде находился за оркестром (лицом к сцене).
2.
- Музыка Сергея Рахманинова, слова Федора Тютчева. «Весенние воды». Исполняет Владимир Атлантов (тенор).
1. В качестве художников-постановщиков участвуют в создании спектаклей выдающиеся художники, участники художественного объединения «Мир искусства» (слайд 32) - Константин Коровин, Василий Поленов, Лев Бакст, Александр Бенуа, Александр Головин.
2. Приближался 1917 год. В ходе Февральской революции 1917 года император Николай II отрёкся от престола. На смену ему пришло временное правительство, а затем установилась советская власть. Таким образом, можно посчитать, что Большой театр помнит 7 императоров России!
1. В 1917 г. официальное название театра изменилось: из Императорского он превратился в Государственный Большой театр. А в марте 1918 года из Петрограда – так теперь назывался Петербург – столица России была перенесена в Москву, и Большой театр стал столичным театром.
2. После Октябрьской революции существование театра оказалось под угрозой – его собирались закрыть, но этого не произошло: театр продолжил работу. В 1919 г. ему присвоили звание академического.
1. Тогда впервые в Москве был поставлен великолепный балет «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского. Тогда сцена представляла собой сервированный стол с огромным кофейным сервизом, из которого выходили танцоры: Клара - Валентина Кудрявцева, Щелкунчик - Ефим Ефимов, балетмейстером балета был Александр Горский (слайд 33: на слайде же представлена вверху постановка 1939 года: Марина Семёнова Алексей Ермолаев (балетмейстеры Асаф Мессерер и Евгения Долинская, а внизу - постановка Юрия Григоровича, 1966 год - Владимир Васильев и Екатерина Максимова).
2.
- Петр Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик». Исполняет оркестр Большого театра. Дирижер Геннадий Рождественский.
1. В 1920 году появилась новая постановка «Лебединого озера». Балетмейстер - Александр Горский, режиссёр В. И. Немирович-Данченко, художник Константин Коровин (второй акт), дирижёр Андрей Арендс (Одетта — Елена Ильющенко, Одиллия — Мария Рейзен). (слайд 34: на слайде представлена постановка 1969 года: балетмейстер Юрий Григорович, Одетта и Одиллия — Наталья Бессмертнова, Зигфрид — Николай Фадеечев)
2. В опере того времени преобладают произведения М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского. Ставятся оперы и советских композиторов - «Трильби» А.И. Юрасовского, «Любовь к трем апельсинам» С.С. Прокофьева (слайд 35): опера была поставлена в Большом в 1927 г., под управлением Николая Голованова, режиссер Алексей Дикий, среди исполнителей: Панталон —Анатолий Минеев, Принцесса Клариче - Надежда Обухова, Нинетта - Антонина Нежданова. На слайде - Эскиз костюмов, 1927. Художник Исаак Рабинович.
1.
- Сергей Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам».
1. Также в 20-е годы театр представляет публике лучшие оперы зарубежных композиторов: «Саломея» Р. Штрауса, «Чио-чио-сан (Мадам Баттерфляй)» и «Тоска» Дж.Пуччини, «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта (слайд 36).
В 30-е годы в печати появляется требование власти о создании «советской оперной классики». Ставятся произведения И.И. Дзержинского, Б.В. Асафьева, Р.М. Глиэра, с большим успехом у публики проходит премьера оперы Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
2.Но в здании постепенно стали проходить Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. И образование новой страны – СССР – тоже было провозглашено со сцены Большого театра.
1. Еще в 1921 г. специальная правительственная комиссия обследовала здание театра и нашла его состояние катастрофическим – тогда были проведены противоаварийные работы. А вот согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1940-41 гг. должны были снести все дома за Большим театром (до Кузнецкого моста), и на освободившейся территории построить необходимые для театра помещения. И в апреле 1941 г. Большой театр был закрыт для проведения необходимых ремонтных работ.
2. Но через два месяца началась Великая Отечественная война. (слайд 37). Перед вами – фото Большого театра этого времени: здание бережно укрывают маскировочным одеянием. Часть коллектива Большого театра уехала в эвакуацию в Куйбышев, часть осталась в Москве и продолжила играть спектакли на сцене филиала. Многие артисты выступали в фронтовых бригадах (слайд 38), другие сами ушли на фронт.
1.
- Кирилл Молчанов, слова Константина Симонова. Песня Женьки из оперы «А зори здесь тихие» «Жди меня». Исполняет Тамара Синявская (меццо-сопрано).
1. 22 октября 1941 г. в четыре часа дня в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна сильно разрушила вестибюль, и, несмотря на тяготы военного времени и страшный холод, зимой 1942 г. в театре начались восстановительные работы. И уже осенью 1943 г. Большой театр возобновил свою деятельность постановкой оперы М. Глинки «Иван Сусанин» (слайд 39)- эту оперу признали патриотической и народной, но для этого пересмотрели ее либретто и дали новое название (вспомним, что прежним названием оперы было «Жизнь за царя»).
2. Окончание же войны театр отметил яркими премьерами балетов Сергея Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта», где в главных партиях выступила выдающаяся балерина Галина Уланова (слайд 40).
1.
- Сергей Прокофьев. «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта». Исполняет оркестр Большого театра. Дирижер Геннадий Рождественский.
1. В последующие годы Большой театр обращается к творчеству композиторов «братских стран» — Чехословакии, Польши и Венгрии («Проданная невеста» Бедржиха Сметаны, «Галька» Станислава Монюшко и других). Также создаются новые постановки классических русских опер: «Садко», «Борис Годунов», «Хованщина» и, конечно, «Евгений Онегин» (слайд 41 – Сергей Шапошников (Онегин) и Сергей Лемешев (Ленский)), и другие.
2. Значительная часть этих постановок осуществлена оперным режиссёром Борисом Александровичем Покровским – он пришел в Большой театр в 1943 году, с тех пор последующие несколько десятилетий его спектакли - это «лицо» оперы Большого.
1.
- Петр Ильич Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин». Исполняет Сергей Лемешев и оркестр Большого театра. Дирижер Борис Хайкин.
1. В 1950-1960-е годы появляются новые постановки опер: Джузеппе Верди («Аида», «Фальстаф»), Даниэля Обера («Фра-Дьяволо»), Людвига ван Бетховена («Фиделио»), театр активно сотрудничает с зарубежными артистами, музыкантами, художниками, режиссёрами.
2. В Большой приходит хореограф Юрий Григорович, на московскую сцену с ленинградской переносятся созданные им балеты «Каменный цветок» Сергея Прокофьева и «Легенда о любви» Арифа Меликова (азербайджанского композитора). Григорович делает новые редакции «Щелкунчика» и «Лебединого озера» Чайковского, ставит балет «Спартак» Арама Хачатуряна (слайд 42). Этот спектакль, созданный совместно с дирижёром Геннадием Рождественским, с участием виртуозных артистов - Владимира Васильева, Мариса Лиепы, Михаила Лавровского имеет феноменальный успех у публики и получает Ленинскую премию. На слайде вверху мы видим Мариса Лиепу (партия жестокого Красса) и Владимира Васильева (Спартак). Внизу – первая исполнительница партии Гаянэ из одноименного балета Хачатуряна - Раиса Стручкова-Лапаури и Ярослав Сех в партии Георгия (хореографом этого балета был В. Вайнонен, режиссер - Э. Каплан)
1.
- Арам Хачатурян. «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». Исполняет оркестр Большого театра.
1. Ещё одним событием в жизни театра становится постановка одноактного балета «Кармен-сюита», созданная кубинским балетмейстером Альберто Алонсо на музыку Жоржа Бизе (на основе его оперы «Кармен», а также сюиты «Арлезианка») и Родиона Щедрина (музыкальный материал был существенно перекомпонован, сжат и заново аранжирован для оркестра из струнных и ударных без духовых) специально для талантливой балерины Майи Плисецкой. Впервые она поставлена в Большом в 1967 году (слайд 43). На слайде мы видим первых исполнителей: Николай Борисович Фадеечев в партии Хозе, Майя Михайловна Плисецкая – Кармен.
2.
- Жорж Бизе. Хабанера из оперы «Кармен». Исполняет Елена Образцова (меццо-сопрано).
1. Впоследствии Васильев и Плисецкая выступают в роли хореографов. Плисецкая ставит балеты Родиона Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», а Васильев - балеты «Икар» Сергея Слонимского, «Макбет» Кирилла Молчанова, «Анюта» Валерия Гаврилина (слайд 44). Так, премьера балета «Анюта» Гаврилина состоялась в 1986 году. На слайде мы видим первую исполнительницу партии Анюты – Екатерину Сергеевну Максимову.
2.
- Валерий Гаврилин. Тарантелла из балета «Анюта».
1. Труппа Большого театра часто гастролировала, имея успех в Италии, Великобритании, США и многих других странах.
2. В 1975 г. к празднованию 200-летия театра были проведены реставрационные работы в зрительном и Бетховенском залах. И 26 мая 1976 года состоялось главное культурное событие года - концерт, посвящённый 200-летию Государственного Академического Большого Театра (слайд 45).
1. В концерте принимали участие: пианист Эмиль Гилельс, оперные певцы Ирина Архипова (меццо-сопрано), Юрий Мазурок (баритон), Тамара Милашкина (сопрано), Мария Биешу (сопрано), Зураб Соткилава (тенор), артисты балета Наталья Бессмертнова и Михаил Лавровский, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова и Владимир Васильев и другие, а также зарубежные исполнители.
2. Хор и оркестр Большого театра: Дирижеры: Евгений Светланов (дирижёр, композитор и пианист), Геннадий Рождественский (дирижёр, пианист, композитор и музыкально-общественный деятель, педагог, профессор), Марк Эрмлер, Фуат Мансуров (дирижёр, педагог), Юрий Симонов (дирижёр, педагог, профессор), Альгис Жюрайтис, Александр Лазарев, Александр Копылов (дирижёр, композитор).
1.
- Николай Римский-Корсаков. Песня индийского гостя из оперы «Садко». Исполняет Зураб Соткилава (тенор).
1. Несмотря на ярчайший репертуар, главные проблемы - неустойчивость фундаментов и нехватка помещений внутри театра - решены не были. И в 1987 г. постановлением Правительства страны было принято решение о необходимости срочной реконструкции. Но как не прервать творческую деятельность? - нужен был филиал. Но только через 8 лет был заложен фундамент Новой сцены, а построена она была еще через 7 лет: в конце 2002 г. В это время страна уже наша страна перестала быть советским государством – произошел распад СССР, сменилось множество руководителей, и с 2000 года во главе России встал ныне действующий Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
2. Новая сцена в 2002 году открылась премьерой оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова (слайд 46). (Вспомним, что премьера оперы состоялась в Петербурге еще в 1882 году, а в Большом театре эта опера впервые была поставлена в 1893 году, а позже появлялась в репертуаре театра в 1946, 1857, 1975, 1990 году (партию Снегурочки исполняли в разное время: Маргарита Эйхенвальд, Ирина Масленникова, Вера Фирсова, Валентина Соколик, Ирина Журина, а в 2002 году на Новой сцене – Елена Брылёва).
1.
- Николай Римский-Корсаков. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Исполняет Ирина Архипова (меццо-сопрано).
1. И вот в 2005 г. Большой театр закрылся на реставрацию и реконструкцию. Колоссальный проект мирового уровня предусматривал проведение научной реставрации зрительской части театра и реконструкцию сценической части с углублением подземного пространства. При этом должен был сохраниться исторический облик здания. Здание тщательно изучали, и только в 2009 г. после многочисленных подготовительных работ началась масштабная реставрация.
2. Зрительный зал обрел тот вид, который задумал еще архитектор Альберт Кавос. В 2010 г. были восстановлены помещения Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. Особое внимание было уделено восстановлению легендарной акустики. Под авансценой создано дополнительное пространство для оркестра - увеличенная оркестровая яма стала одной из самых больших в мире и теперь может вместить до 130 музыкантов. У театра появились новые помещения, в том числе подземный концертный зал, расположенный под Театральной площадью.
1. Торжественное открытие Исторической сцены Большого театра состоялось 28 октября 2011 года (слайд 47). Вниманию публики был представлен торжественный гала-концерт с участием хора, оркестра и балетной труппы Большого театра. Устроители гала-концерта решили представить на сцене только русский и советский репертуар, к которому можно отнести и балеты много лет проработавшего в России Людвига Минкуса. Оперными солистами стали Виолета Урмана, Дмитрий Хворостовский, Натали Дессей и Анжела Георгиу.
2.
- Александр Бородин. Половецкие пляски с хором из оперы «Князь Игорь». Исполняет оркестр Большого театра. Дирижер Марк Эрмлер.
1. В настоящее время в репертуаре Большого театра главенствующее место в репертуаре занимают шедевры русского музыкального театра XIX—XX веков, которые можно разделить на 3 категории: русская классика (включая XX век), западная классика и специально заказанные сочинения.
2. В современном театре были поставлены балеты Стравинского («Рубины», Симфония псалмов», «Аполон Мусагет»), Прокофьева («Иван Грозный»), Чайковского («Спящая красавица»), Шостаковича («Гамлет»); оперы Чайковского (последние годы – «Чародейка», «Орлеанская дева», «Пиковая дама», «Иоланта»), Верди («Травиата», «Риголетто»), Бизе («Кармен»), Моцарта («Дон Жуан», «Свадьба Фигаро»), Мусоргского («Борис Годунов»), Римского-Корсакова («Золотой петушок»), Глинки («Руслан и Людмила»), Шостаковича («Катерина Измайлова») и другие.
1.
- Михаил Глинка. Увертюра из оперы "Руслан и Людмила". Исполняет оркестр Большого театра. Дирижер Юрий Симонов.
1. Большой театр России (слайд 48) всегда был и остается одним из основных символов нашего государства и его культуры. Это главный национальный театр России, носитель традиций российской и центр мировой музыкальной культуры, который способствует развитию театрального искусства страны.
2. А наша встреча на этом закончена, благодарим вас за внимание!
Городской округ Подольск
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №2»
(МУ ДО «ДМШ №2»)
240-летию
Большого театра
посвящается
«Большой театр: 240 лет любви к музыке»
Программа
концерта
28 марта 2016 г.
ДМШ №2
Г.о. Подольск
- Д.Перголези. Ария Серпины из оперы «Служанка-госпожа». Исполняет … Концертмейстер …
http://www.notarhiv.ru/vokal.html
- М. Глинка. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Исп. Смирнова Мария, 1 кл., Смирнова София, 2 кл., преп. Склярова Татьяна Петровна.
- М. Глинка. Вальс из оперы «Иван Сусанин». Исп. Бледнова Вероника, 5 кл., Кузина Майя, 6 кл., преп. Кунафина Райса Хабибовна..
- М.Глинка «Танец» из оперы «Иван Сусанин». Исполняет Смирнова Ирина (скрипка), преп. Сгибнева А.Ю., концертмейстер Трушева Н.Ю.
- Второй романс Демона из оперы А.Рубинштейна «Демон». Исполняет А.Кондаков, концертмейстер Н.Трушева.
- С.Рахманинов …. Исполняет ….
- Хор «Девицы-красавицы» из оперы «Евгений Онегин» в переложении для фортепиано. Исполняет ансамбль в составе: Вячеслав Сухов, Дарья Кононова. Класс преподавателя Соловьёвой Татьяны Васильевны.
- «Куплеты Трике» из оперы «Евгений Онегин». Исполняет Сергей Куликов. Класс преподавателя Блокитновой Маргариты Николаевны. Концертмейстер Дивиряга Елена Валерьевна.
- «Песня Варяжского гостя» из оперы Римского-Корсакова «Садко». Исполняет Александр Кондаков, концертмейстер Наталья Трушева.
- П.Чайковский, слова А.Пушкина. Ария Онегина из оперы «Евгений Онегин». Исполняет Александр Кондаков, концертмейстер Наталья Трушева.
- П.Чайковский, слова А.Пушкина. Хор девушек из оперы «Евгений Онегин». Исполняет вокальный ансамбль «Кантабиле». Руководитель Ольга Листровая, концертмейстер Татьяна Склярова.
- В.Моцарт. Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро». Исполняет Мордовина Алина. Преп. Блокитнова М.Н., концертмейстер Дивиряга Е.В.
- В.А.Моцарт Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта» (фортепиано)
- К. Молчанов, слова К.Симонова, переложение для хора В.Самарина. Песня Женьки из оперы «А зори здесь тихие» «Жди меня». Исполняет вокальный ансамбль «Кантабиле». Руководитель Ольга Листровая, концертмейстер Татьяна Склярова.
- Для вас прозвучит Краковяк из оперы «Иван Сусанин». Исполняет …
- А.Хачатурян. «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». Исполняет Егор Никитенко, преподаватель Леонов С.В., концертмейстер Ханин Е.А.
- Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен». Исполняет Тимофей Даниелян, преподаватель Леонов С.В., концертмейстер Ханин Е.А.
- Д.Верди. Хор придворных из оперы «Риголетто». Исполняет ансамбль духовых инструментов. Руководители Пильников В.В., Шашко Е.И., концертмейстер Богданова Ю.Б.
- Д.Шостакович. Музыка к балету «Болт». Танго («Танец Козелкова с приятелями»). Исполняет ансамбль духовых инструментов. Руководители Пильников В.В., Шашко Е.И., концертмейстер Богданова Ю.Б.
- П. И. Чайковский. «Красная Шапочка и волк» из балета «Спящая красавица». Исп. Варфоломеева Вероника, 5 кл., Авдеев Александр, 5 кл., преп. Склярова Татьяна Петровна.
- П. И. Чайковский. Ария из оперы "Орлеанская дева". Исполняет Блокитнова М.Н. Концертмейстер - Дивиряга Е.В.
- Сцена «Именины Татьяны» из оперы «Евгений Онегин». Исполяет группа учащихся класса Боткиной Л.Т.