статья «СВЯЗЬ МУЗЫКИ И ЖИЗНИ»
Музыка входит в нашу жизнь с детских лет. Правда ранние музыкальные впечатления чаще всего ограничены самыми простыми видами музыки – песней, танцем и маршем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaz_muzyki_i_zhizni.docx | 25.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«СВЯЗЬ МУЗЫКИ И ЖИЗНИ»
Сокровища музыки, накопленные в течении веков , необычайно многообразны. Музыка окружает нас везде. Трудно найти на земле человека , который мог бы прожить без музыки. , обойтись без каких либо , хотя бы простейших музыкальных впечатлений. Силу музыки ,покоряющую власть выразительной мелодии , способной захватить других, хорошо испытал каждый из нас.
Музыка входит в нашу жизнь с детских лет. Правда ранние музыкальные впечатления чаще всего ограничены самыми простыми видами музыки – песней, танцем и маршем. Когда приходит к нам любовь к музыке - мы даже не замечаем. А вот о том , как научиться понимать более сложную музыку ребята спрашивают часто. «Серьезной» музыкой ребята чаще всего называют музыку без пения , музыку для разных инструментов , особенно для симфонического оркестра. Но среди любимейших музыкальных пьес ребят на первом месте , кажется , стоят «Танец маленьких лебедей» Чайковского и «Неаполитанская песенка» , написанных для симфонического оркестра и «Турецкий марш» Моцарта , написанный для фортепиано! И еще великое множество подобных пьес , относятся к самой настоящей серьезной музыке .Почему же они так легко слушаются и пользуются такой любовью?
Потому , что пьесы эти не сложные , понятные по своему характеру и форме. Еще и потому . что в основе лежат те самые ПЕСНЯ , ТАНЕЦ И МАРШ, к которым мы привыкли с самого детства. Большие и сложные сочинения , например симфонии ,сонаты , квартеты не сразу кажутся ребятам понятными и интересными . Вспомните , сколько лет вы учились читать , понимать и любить книги ? А для того , чтобы научиться слушать , любить и понимать муз. , тоже нужны годы.
«Слушание музыки не есть удовольствие. Оно является ответом на грандиозный труд композитора и чрезвычайно- ответственный труд художника- исполнителя. Слушание музыки есть познавательный процесс высокого уровня , труд синтетический , включающий эмоциональную сферу…» Если мы вдумаемся хорошенько в эти слова , то увидим , что в них –кратко и точно- сказано , как следует слушать музыку , что искать в ней . А обогащает музыка того , кто подходит к ней не как к развлечению или способу время провождения , а серьезно и трепетно. Не следует , слушая музыку , искать в ней копию реальных жизненных явлений. Инструментальная музыка , в противоположность разговорному языку- не способна столь же конкретно выражать точные понятия. Зато она может с огромной силой преодолевать состояние радости или горя , взволнованности или ликования .Есть здесь еще одна важная мысль: музыкальное произведение начинает жить только тогда , когда замысел композитора , воплощенный исполнителем , находит взволнованный отклик у слушателя.
Спор по поводу слушания и слышания музыки возник давно. На своих уроках я постоянно думаю об этом и хочу заставить задуматься ребят. Атмосфера уроков , их содержание , должны в конечном счете быть направленными на то , чтобы у детей появилось собственное отношение к муз. Ведь это искусство – тайна. Чем дальше , тем больше я в этом убеждаюсь. Атмосфера прекрасного , волшебного , сказочного никогда не оставляет человека равнодушным , в любом возрасте в нем есть тяга к чему-то необычному , таинственному, романтичному. Очевидно , без создания на уроке особой атмосферы общения с искусством , с музыкой, невозможно решить «сверхзадачу программы , установить подлинные глубокие связи музыки в жизни в сознании ученика , вывести школьников через музыку на размышления о вопросах, жизненно важных для становления личности. А ведь в конечном итоге именно это является главным , на что нацеливает нас программа ,эпиграфом к которой не случайно выбраны слова В.А.Сухомлинского о музыкальном воспитании, как воспитании человека , а не музыканта.
Добиться на деле единства воспитания и обучения , суметь заставить в течении всего урока трудиться детские души- задача не из простых и здесь ,вероятно , уроки в начальной школе приобретают особое значение.
Мы говорим с ребятами с первых же уроков в 1 классе - музыка живая , в ней бьется сердце. Музыка учит говорить , у нее своя особенная речь , которую надо понимать. Во 2 классе та же мысль находит воплощение на новом уровне : как все живое , музыка рождается из маленькой клеточки , зернышка , прорастает, развивается приобретает определенную форму , ей присущую. А раз музыка живая , к ней надо относиться , как к другу , надо уметь ее услышать, почувствовать , пережить, иначе она ничего не раскроет тебе. Ведь урок музыки –это в большей степени урок жизни. Практически нет урока , на котором не было бы самого важного и трудного , что мы привыкли называть «воспитательными моментами».
Одним из основных вопросов , которые поднимаются на уроке музыки- роль музыки в жизни человека. В каждом классе есть возможность на том или ином уровне коснуться этой проблемы в связи с различными произведениями. В 5кл. разучивая песню «Волшебный смычок» останавливаю их внимание на желании богача приобрести скрипку и в совместных размышлениях с ребятами приходим к выводу , что скрипач играет для людей , музыка нужна не только ему , но и всем вокруг. В 6кл. сравнивая сказки – грузинскую «Чонгури» и белорусскую «Музыкант- чародей» мы с ребятами пришли к заключению , что в обоих случаях музыка останавливала зло. От сказок переходим к реальной жизни. Вспоминаем примеры , подтверждающие что музыка обладает огромной силой воздействия.
В 7кл. ребята начинают обсуждать такие вечные вопросы , воплощенные в музыкальных. образах , как любовь , ненависть ,жизнь и смерть , мир и война , душа человека , которая может быть одновременно хрупкой , нежной и очень сильной , мужественной. Постепенно обсуждение актуальных тем становится острее.
Мышление , его активность начинается с проблемной ситуации, - утверждает психолог С.Л.Рубинштейн «Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда , когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса , с удивления или недоумения , с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс»
Мне представляется , что наряду с традиционными приемами и методами музыкального обучения необходимо шире использовать такие формы , как высказывание учеников об особенностях прослушанного произведения (а не только ответы на заданные вопросы) , обмен мнениями о том впечатлении , которое это произведение вызвало , создание рисунков к понравившимся песням и пьесам ; самостоятельный подбор учащимися стихов и репродукций живописных полотен , ассоциирующихся по содержанию и настроению с прослушанной музыкой , обмен впечатлениями об услышанной музыке вне школы. Мой опыт работы с детьми убеждает в том , что учащиеся чрезвычайно заинтересованно воспринимают те методы педагогического воздействия , которые предполагают проявление их собственной активности и инициативы.
В 5кл. перед ребятами проходят примеры преобразующего воздействия музыки на отдельных людей и на большие народные массы. Перед ребятами проходит ряд жизненных фактов , которые предстоит переосмыслить. Например: Почему хирург Юдин перед наиболее ответственными операциями перелистывал партитуру 6 симфонии Чайковского , почему печальный мотив р.н.п. «Зеленая рощица» успокаивает раненого летчика А. Мересьева в опере С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». Почему Баха обвиняли в том , что его музыка мешает верующим «сосредоточиться» в религиозном настроении ? Все эти «почему» - стимул к самостоятельным размышлениям ребят о роли музыки в жизни человека, размышлением в связи с живыми конкретными произведения-ми, которые исполняются в классе. Если в 5кл. «сверхзадача» уроков музыки в школе раскрывается как воздействие музыки на жизнь ,то темы 6кл. вновь возвращают подростков к размышлениям о музыкальном отражении жизни.
Я стараюсь максимально использовать в классе теоретические представления ребят о средствах музыкальной выразительности , элементах музыкального языка , о музыкальных жанрах и формах. На этом фундаменте и происходит знакомство с разнообразными музыкальными образами , воплощающими явления жизни : любовь и ненависть ,добро и зло , войну и мир. Сложность жизненных явлений уже доступных пониманию ребят этого возраста , порождает многоплановость музыкальных характеристик. Вот , например ,баллада Шуберта «Лесной царь». Драматизм этого произведения сразу же захватывает ребят , делая их взволнованными соучастниками раскрывающейся в музыке драмы жизни и смерти.
Эпизод нашествия из 1 части 7 симфонии Д.Шостаковича позволяет школьникам за музыкальным образом разглядеть нечто более глубокое - рождение бесчеловечности из пустоты , примитивности , бездуховности. При прослушивании увертюры «Руслан и Людмила» Глинки , «Эгмонт» Бетховена, в увертюре-фантазии Чайковского «Ромео и Джульетта» направляющей идеей оставляю ту же: не расчленение живой музыки на схематические контуры , а умение в закономерностях музыкальной формы услышать биение жизни. Это очень сложная задача. Но именно ее я считаю важнейшей , когда речь идет о массовом музыкальном воспитании.
Все происходящее на уроке стараюсь подчинить решению обобщенной музыкально-эстетической проблемы. Любая форма учебной деятельности школьников выступает не как самоцель , а как средство, путь проникновения в закономерности музыкального искусства. Этот момент зачастую представляет наибольшую трудность для учителя , привыкшего к членению урока на составные части : распевание ,пение , музыкальную грамоту , слушание т.д. Я стараюсь наоборот, увязывать любой момент урока с общей темой. Только тогда урок предстает как живой ,многогранный процесс общения с музыкой. Бывают моменты, когда трудно ответить , что же происходит на уроке: пение, слушание музыки, усвоение музыкальной грамоты?
Вот ,например второклассники с увлечением поют полную глубокой скорби и внутреннего благородства мелодию предсмертной арии Сусанина из оперы Глинки. Среднюю же часть они слушают в фортепианном изложении , после чего вновь подхватывают репризу. Тут возникает необходимость разобраться в построении этого фрагмента :сколько здесь было частей , чем они отличаются по характеру. Казалось бы , налицо и пение , и слушание муз. и музыкальная. грамота (усвоение трехчастности).И в то же время все это так органично спаяно, что видишь только ребят , увлеченных музыкой. Пожалуй , на таких уроках мы говорим не о пении , слушании , а об исполнительстве в целом. Так , например , слушая муз. «Вальса» из балета Прокофьева «Золушка» , первоклассники стараются движениями рук выделить кульминационный момент фразы , устремленность мелодии к вершине. На занятиях во 2 класс. имитируется исполнение на фортепиано (вместе с реальным звучанием) , передавая в движении ритмичную поступь прелюдий Шопена.
Совсем иное задание , связанное с музыкой , даю ребятам при слушании фрагмента из балета Щедрина «Конек –Горбунок». Выходя на звучание этого гротескного марша , ребенок должен передать в движении характер незадачливого «владыки» , продемонстрировать свое чувство юмора в музыке. Тот же принцип формирования восприятия на основе исполнения я использую в составлении несложных партитур с использованием бубна , маракаса , а так же хлопков , притопов , ударов кулачками. Например , простейшие «ударные» (притопы и прихлопы) привлекаются для создания яркой танцевальной праздничности в исполнении тем из «Арагонской хоты» Глинки. Воображаемая игра на ложках создает характерный русский колорит в исполнении «Камаринской».
Нетрудно заметить , что выполнение подобных образных , художественных заданий помогает развитию разных сторон музыкально - слуховой способности. Развивать слух у детей нужно в связи с восприятием – переживанием. Стараться не отрывать упражнения по тренировке слуха от живой музыки. Так в единстве воспитываются сенсорные и интонационно-выразительные качества слуха , так уходит из занятий формализм и приходит радость от духовного общения с музыкой.
С первых же уроков школьники вводятся в мир большой , серьезной муз. «Вальс» из балета «Спящая красавица» , «Сурок» , фрагменты из 4 симфонии Чайковско-го , фрагмент из балета Прокофьева «Золушка» , его же симфоническая сказка «Петя и волк» , Марш Тореадора из оперы «Кармен» Бизе ,в сравнении с маршем из «Щелкунчика». Такое раннее приобщение к «взрослой» музыке вызвано все той же необходимостью – формировать у школьников отношение к музыке , как части жизни. Ведь во внеурочном общении с музыкой (радио , телевизор) ребята сталкиваются с различными по характеру и степени сложности произведениями. В этой связи даю им домашние задания: «слушать звучащую вокруг музыку и рассказывать о ней на уроке». Именно в таких заданиях я вижу связь музыкальных занятий в школе с окружающей жизнью. Одновременно это еще и возможность использовать за пределами школы приобретенные на уроках музыки знания.
Основную идею программы по музыке вижу в том , чтобы воздействовать через музыку на духовный мир учащихся , на их нравственность. Очень трудно ,оказывается , найти решение этих задач не впадая в морализирование ,многословную нравоучительную полемику , которая , как правило , претит школьникам. Что греха таить, даже профессиональные занятия музыкой далеко не всегда делают человека личностью. Это один из вполне объяснимых жизненных парадоксов. Я убеждена , что музыка только тогда преобразует , когда человек воспитан , когда он горит внутренне. При каких же условиях учителю все же удается пробудить в ребенке человека? По себе знаю , где у меня с классом возникают человеческие отношения , когда я их люблю и они меня любят , все получается. Знания , умения и навыки очень важная вещь , но только как подспорье и настолько , насколько это может помочь нам в решении нашей главной задачи –подтолкнуть к пробуждению Человека.
Учителей музыки часто упрекают в том , что мы не учим ребят работать над песней. Но весь вопрос : что понимать под работой? Я убеждена , что речь должна идти не просто о техническом совершенствовании , а о работе души , о стремлении максимально точно передать в пении мысль ,чувство образ. И мне кажется , что учитель развивает свое профессиональное мастерство , чтобы развивать человеческую личность средствами музыки. Любая форма общения детей с музыкой должна быть направлена на восприятие разных сторон жизни. Слово о музыке должно быть ярким , образным , но предельно точным. Не нужно ребенку навязывать свою трактовку произведения , но надо умело направлять его восприятие музыки , его воображение, его творческую фантазию. Музыка и жизнь , отношение к музыке и отношение к жизни постоянно смыкаются воедино. Это должны понимать учителя, для которых уроки музыки вырастают в уроки подлинной человечности , высокой нравственности - уроки жизни.
Список литературы
- Д. Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?»
- Т.А. Жданова «Организация учебного процесса в детском хоре»
- Ю.Б. Алиев «Дидактика и методика школьного музыкального образования»
- Б. М. Теплов «Психология музыкальных способностей»
- Д. Е. Огороднов «Музыкально-певческое воспитание»