методическое разработка по музыке.

Методическая разработка по музыке 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3.docx23.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская гимназия Альма-Матер

Конспект урока по музыке

Тема:

« Музыка белорусского народа  »

4 класс

Используемая технология: работав группе

Учитель музыки: Арван Ольга Эриковна

2016 год

Тема: « Музыка белорусского народа  »

Цель урока: познакомить детей с музыкой белорусского народа определить родство с музыкой славянских народов; подвести детей к выводу, что музыка не знает границ.

Тип урока. Комбинированный.

Жанр урока. Урок-беседа.

Музыкальный материал:

1.Б. н.п. «Савка и Гришка »

2-Б.н.п.» Перепелочка »

З.Б.н.п.»Бульба »

4-Б.н.т. « Крыжачок »

5. К. Мясков « Белорусский танец »

Задачи:

образовательная:

  1. учить детей анализировать и сравнивать музыкальные произведения ;

2. тренировать умение учащихся давать полный ответ названия музыкального                произведения;

 3.    познакомить детей с новой песней и начать работу по озвучиванию музыкального    и литературного текста 1-го куплета;

    4.    добиться чистого интонирования, четкой дикции;

      5.    добиться        художественного исполнения «Перепелочка »;

познакомить        учащихся с народными белорусскими песнями и танцами («Бульба» ,

« Крыжачок», « Савка и Гришка »;

развивающая :

  1. развивать вокально- речевые навыки ;
  1. . развивать внимание, логическое мышление ;
  1. развивать навык культуры слушания и исполнения музыки ;
  2. развивать        творческие способности детей ;

воспитательная:

  • воспитывать чувство толерантности ;
  • воспитывать интерес и уважение к музыкальной культуре разных народов;

Оборудование:

1 .аудиозаписи по слушанию музыки ;

  1. словарь эстетических эмоций ;
  2. схемы анализа и названия муз.произведения ;

4.  портрет        К. Мяскова;

  5.  иллюстрации        к песням , танцам;

 6. видеоряд;

Вступительная часть

  1. Организационный момент:
  • вход в класс (звучит укр. нар.танец « Гопак»);

-приветствие ( по тоническому трезвучию « Добрый день »);

Актуализация опорных знаний.

  • С музыкой каких народов мы с вами познакомились на предыдущих уроках ? Назовите произведения с которыми вы уже познакомились. А под какую музыку вы вошли в кабинет музыки ?(«Гопак»)

Сегодня мы продолжаем знакомиться с музыкой народов мира так как тема семестра - «Музыка не знает границ».

Продолжите цепочку слов :русские - украинцы -        ?        (белорусы)

И тема нашего урока «Музыка белорусского народа ».

Мы познакомимся не только с музыкой белорусского народа, но и узнаем о быте и культуре белорусов. А в конце урока определим :существуют ли границы в музыке.

Новый материал.

-Украинцы , русские, белорусы происходят от славян .В 9-11 ст. территория современной Белоруссии входила в состав древнерусского государства- Киевская Русь,которе разделилось на княжества: русское, украинское,белорусское-так началось самостоятельное развитие белорусского народа, его языка,обычаев ,традиций, культуры и конечно же музыки.

 -Послушайте, как белорусский поэт Максим Танк описал свою любимую Белорусь/Дети читают стихотворение .Видеоряд /

-Белорусский народ любит свою землю и называет ее «Беларусь наша ,чырвоная кветочка».

Разнообразный мир природы охраняется государством. Это и заповедник « Беловежская пуща »,и многие растения ,и животные занесены в Красную книгу Белоруссии / зубр, аист, ландыш ,подснежник ..../

-Обратите внимание на визуальный ряд.

 Ткачество, земледелие, выращивание льна, соломоплетение, вышивание и многим другим славится трудолюбивый белорусский народ.

-А какая же музыка белорусов? На протяжении многих веков создавались народные песни и танцы, в них отражена история народа ,его быт, горе , радость и шутка.

Для начала отгадайте загадку : «Что копали из земли,

Жарили , варили?

Что в золе мы испекли

Ели да хвалили ?» /Картошка /

Белорусь славится богатым урожаем картофеля. На белорусском языке картошка – бульба.

И не зря у нас на уроке картошка занимает почетное место и в течение нашего урока она будет нас внимательно слушать и определит самых активных ребят. Их ждет награда !

Слушание музыки.

-Послушайте белорусскую народную песню « Бульба ».

 Слушайте внимательно и узнаете , что готовят из бульбы.Обратите внимание на характер и настроение этой песни

 Анализ произведения / темп , динамика , лад , метр , форма,настроение/

  • В белорусской музыке много веселых и задорных танце . Послушайте и посмотрите

белорусский        народный танец «Крыжачок» в исполнении своих одноклассников .Обратите внимание на характер и настроение танца.

Анализ произведения.

-Молодцы, ребята. Большинство белорусских наролных  песен и танцев исполняются в сопровождении народных инструментов. Внимание на видеоряд / показываю бел. нар. нструменты (дуда, дудки, жалейки , домра ,гусли ,цимбалы).

 Цимбалы ! Их любят многие славянские народы, но наибольшее распрстранение они получили у белорусского народа (звучат вариации на тему «Перепелочка »,фрагмент).

-К какой группе относится этот инструмент?( струнные , ударные) -Где мы с вами уже встречались с этим инструментом ?

-Самый драгоценный инструмент это человеческий голос, давайте подготовим его к пению.

Распевание

1 .упражнения для развития дыхания :

а.        свеча

б.        одуванчик

       2.унисон( на одном звуке »у» )

  1. «.Савка и Гришка » 1куплет и припев (с движениями)
  1. « Кумо, кумо, що варила?» (ладовые жесты -)

Хоровое пение.

  • Ребята, послушайте интонацию белорусской народной песни и назовите ее название (дети слушают и определяют название песни

(« Перепелочка »)

  •  Давайте исполним ее в вариационной форме. Что означает слово вариация - (изменение)

-Что означает вариационная форма? / Музыкальное построение в котором основная мелодия звучит несколько раз и каждый раз с изменениям)

Анализ песни : /мелодия грустная, напевная , минорный лад , медленный темп , жалобные интонации /

План исполнения песни :

1 запев ) все        

2)запев - девочки        

3) запев - мальчики

припев- мальчики        

припев -девочки

-Молодцы, ребята.

Слушание музыки

-Народная музыка, как сказочный источник живой воды , давала и дает композиторам силу и вдохновение, учила красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека. Не зря фольклор в переводе означает « народная мудрость» .

-Послушайте произведение К. Мяскова, украинского композитора, в основе которого лежит знакомая вам мелодия белорусской народной песни. Как называется эта песня ? Обратите внимание на характер этой песни.

-Анализ./мелодия из напевной , протяжной превратилась в танцевальную/

  1. Это произведение яркий пример того , как украинский композитор с любовью и интересом отнесся к песенному богатству белорусского народа, развил народную тему бел. н. п. в своем произведении и дал ему название « Белорусский танец ».

Игра на шумовых инструментах .

  • А теперь я предлагаю вам , украинским ребятам , исполнить бел. нар. танец « Янка ». /дети исполняют на шумовых инструментах ритм , метр танца « Янка» /

-Молодцы ребята, мелодия танца прозвучала весело, радостно и задорно.

-Ребята, вы любите цветы ? / да /

-Если вы ответите на мои вопросы, то у нас в классе расцветет волшебный цветок белорусской музыки

  1. Назовите бел. нар. танцы / бульба,. крыжачок , янка / (на доске появляется 1 лепесток)
  2. Назовите белорусские народные инструменты / дуда, цимбалы, жалейка/ (2 лепесток)
  3. Какие        песни вы сегодня исполняли на уроке? (3 лепесток)
  4. Назовите        композитора и произведение, который использовал в нем мелодию бел.нар.песни « Перепелочка » ? / К.Мясков «Белорусский танец »/ (4 лепесток)
  5. С        музыкой какого народа мы познакомились на уроке ? /белорусского /(5.лепесток) -Вот наш цветок и расцвел и раскрыл чудесный мир белорусской народной музыки.

Музыка - это особый язык, который понятен всем народам мира без слов , независимо от того на каком языке они говорят .

Музыка передает чувства и эмоции, понятные каждому человеку, любой национальности.

Музыка - волшебный язык общения, язык, которому не требуется перевод !

Так существуют ли границы для музыки? / нет!/

 закончить наш урок я предлагаю чтением эпиграфа :

« Музыка, прежде всего - искусство человеческого общения »

Оценивание учащихся

Выход под музыку бел.нар. танца « Лявониха »