методическое разработка по музыке.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургская гимназия Альма-Матер
Конспект урока по музыке
Тема:
« Музыка белорусского народа »
4 класс
Используемая технология: работав группе
Учитель музыки: Арван Ольга Эриковна
2016 год
Тема: « Музыка белорусского народа »
Цель урока: познакомить детей с музыкой белорусского народа определить родство с музыкой славянских народов; подвести детей к выводу, что музыка не знает границ.
Тип урока. Комбинированный.
Жанр урока. Урок-беседа.
Музыкальный материал:
1.Б. н.п. «Савка и Гришка »
2-Б.н.п.» Перепелочка »
З.Б.н.п.»Бульба »
4-Б.н.т. « Крыжачок »
5. К. Мясков « Белорусский танец »
Задачи:
образовательная:
- учить детей анализировать и сравнивать музыкальные произведения ;
2. тренировать умение учащихся давать полный ответ названия музыкального произведения;
3. познакомить детей с новой песней и начать работу по озвучиванию музыкального и литературного текста 1-го куплета;
4. добиться чистого интонирования, четкой дикции;
5. добиться художественного исполнения «Перепелочка »;
познакомить учащихся с народными белорусскими песнями и танцами («Бульба» ,
« Крыжачок», « Савка и Гришка »;
развивающая :
- развивать вокально- речевые навыки ;
- . развивать внимание, логическое мышление ;
- развивать навык культуры слушания и исполнения музыки ;
- развивать творческие способности детей ;
воспитательная:
- воспитывать чувство толерантности ;
- воспитывать интерес и уважение к музыкальной культуре разных народов;
Оборудование:
1 .аудиозаписи по слушанию музыки ;
- словарь эстетических эмоций ;
- схемы анализа и названия муз.произведения ;
4. портрет К. Мяскова;
5. иллюстрации к песням , танцам;
6. видеоряд;
Вступительная часть
- Организационный момент:
- вход в класс (звучит укр. нар.танец « Гопак»);
-приветствие ( по тоническому трезвучию « Добрый день »);
Актуализация опорных знаний.
- С музыкой каких народов мы с вами познакомились на предыдущих уроках ? Назовите произведения с которыми вы уже познакомились. А под какую музыку вы вошли в кабинет музыки ?(«Гопак»)
Сегодня мы продолжаем знакомиться с музыкой народов мира так как тема семестра - «Музыка не знает границ».
Продолжите цепочку слов :русские - украинцы - ? (белорусы)
И тема нашего урока «Музыка белорусского народа ».
Мы познакомимся не только с музыкой белорусского народа, но и узнаем о быте и культуре белорусов. А в конце урока определим :существуют ли границы в музыке.
Новый материал.
-Украинцы , русские, белорусы происходят от славян .В 9-11 ст. территория современной Белоруссии входила в состав древнерусского государства- Киевская Русь,которе разделилось на княжества: русское, украинское,белорусское-так началось самостоятельное развитие белорусского народа, его языка,обычаев ,традиций, культуры и конечно же музыки.
-Послушайте, как белорусский поэт Максим Танк описал свою любимую Белорусь/Дети читают стихотворение .Видеоряд /
-Белорусский народ любит свою землю и называет ее «Беларусь наша ,чырвоная кветочка».
Разнообразный мир природы охраняется государством. Это и заповедник « Беловежская пуща »,и многие растения ,и животные занесены в Красную книгу Белоруссии / зубр, аист, ландыш ,подснежник ..../
-Обратите внимание на визуальный ряд.
Ткачество, земледелие, выращивание льна, соломоплетение, вышивание и многим другим славится трудолюбивый белорусский народ.
-А какая же музыка белорусов? На протяжении многих веков создавались народные песни и танцы, в них отражена история народа ,его быт, горе , радость и шутка.
Для начала отгадайте загадку : «Что копали из земли,
Жарили , варили?
Что в золе мы испекли
Ели да хвалили ?» /Картошка /
Белорусь славится богатым урожаем картофеля. На белорусском языке картошка – бульба.
И не зря у нас на уроке картошка занимает почетное место и в течение нашего урока она будет нас внимательно слушать и определит самых активных ребят. Их ждет награда !
Слушание музыки.
-Послушайте белорусскую народную песню « Бульба ».
Слушайте внимательно и узнаете , что готовят из бульбы.Обратите внимание на характер и настроение этой песни
Анализ произведения / темп , динамика , лад , метр , форма,настроение/
- В белорусской музыке много веселых и задорных танце . Послушайте и посмотрите
белорусский народный танец «Крыжачок» в исполнении своих одноклассников .Обратите внимание на характер и настроение танца.
Анализ произведения.
-Молодцы, ребята. Большинство белорусских наролных песен и танцев исполняются в сопровождении народных инструментов. Внимание на видеоряд / показываю бел. нар. нструменты (дуда, дудки, жалейки , домра ,гусли ,цимбалы).
Цимбалы ! Их любят многие славянские народы, но наибольшее распрстранение они получили у белорусского народа (звучат вариации на тему «Перепелочка »,фрагмент).
-К какой группе относится этот инструмент?( струнные , ударные) -Где мы с вами уже встречались с этим инструментом ?
-Самый драгоценный инструмент это человеческий голос, давайте подготовим его к пению.
Распевание
1 .упражнения для развития дыхания :
а. свеча
б. одуванчик
2.унисон( на одном звуке »у» )
- «.Савка и Гришка » 1куплет и припев (с движениями)
- « Кумо, кумо, що варила?» (ладовые жесты -)
Хоровое пение.
- Ребята, послушайте интонацию белорусской народной песни и назовите ее название (дети слушают и определяют название песни
(« Перепелочка »)
- Давайте исполним ее в вариационной форме. Что означает слово вариация - (изменение)
-Что означает вариационная форма? / Музыкальное построение в котором основная мелодия звучит несколько раз и каждый раз с изменениям)
Анализ песни : /мелодия грустная, напевная , минорный лад , медленный темп , жалобные интонации /
План исполнения песни :
1 запев ) все
2)запев - девочки
3) запев - мальчики
припев- мальчики
припев -девочки
-Молодцы, ребята.
Слушание музыки
-Народная музыка, как сказочный источник живой воды , давала и дает композиторам силу и вдохновение, учила красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека. Не зря фольклор в переводе означает « народная мудрость» .
-Послушайте произведение К. Мяскова, украинского композитора, в основе которого лежит знакомая вам мелодия белорусской народной песни. Как называется эта песня ? Обратите внимание на характер этой песни.
-Анализ./мелодия из напевной , протяжной превратилась в танцевальную/
- Это произведение яркий пример того , как украинский композитор с любовью и интересом отнесся к песенному богатству белорусского народа, развил народную тему бел. н. п. в своем произведении и дал ему название « Белорусский танец ».
Игра на шумовых инструментах .
- А теперь я предлагаю вам , украинским ребятам , исполнить бел. нар. танец « Янка ». /дети исполняют на шумовых инструментах ритм , метр танца « Янка» /
-Молодцы ребята, мелодия танца прозвучала весело, радостно и задорно.
-Ребята, вы любите цветы ? / да /
-Если вы ответите на мои вопросы, то у нас в классе расцветет волшебный цветок белорусской музыки
- Назовите бел. нар. танцы / бульба,. крыжачок , янка / (на доске появляется 1 лепесток)
- Назовите белорусские народные инструменты / дуда, цимбалы, жалейка/ (2 лепесток)
- Какие песни вы сегодня исполняли на уроке? (3 лепесток)
- Назовите композитора и произведение, который использовал в нем мелодию бел.нар.песни « Перепелочка » ? / К.Мясков «Белорусский танец »/ (4 лепесток)
- С музыкой какого народа мы познакомились на уроке ? /белорусского /(5.лепесток) -Вот наш цветок и расцвел и раскрыл чудесный мир белорусской народной музыки.
Музыка - это особый язык, который понятен всем народам мира без слов , независимо от того на каком языке они говорят .
Музыка передает чувства и эмоции, понятные каждому человеку, любой национальности.
Музыка - волшебный язык общения, язык, которому не требуется перевод !
Так существуют ли границы для музыки? / нет!/
закончить наш урок я предлагаю чтением эпиграфа :
« Музыка, прежде всего - искусство человеческого общения »
Оценивание учащихся
Выход под музыку бел.нар. танца « Лявониха »