методическое разработка по музыке.
Методическая разработка. Тема: Симфоническая сказка Пеня и волк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.docx | 28.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургская гимназия Альма-Матер
Конспект урока по музыке
Тема:
«Инструменты симфонического оркестра.
Симфоническая сказка С.С. Прокофьева
«Петя и волк».
2 класс
Технология использования в обучении игровых методов
Учитель музыки: Арван Ольга Эриковна
2016 год
Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся систематизированного представления о симфоническом оркестре, как о ярком явлении в музыкальной культуре.
Задачи урока:
- формировать знания об инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.
- познакомить с некоторыми особенностями внешнего вида инструментов, их устройства и звучания (тембров);
- обеспечить условия для развития познавательного интереса, памяти, внимания школьников, умения анализировать, что имеет благотворное влияние на мыслительную деятельность в целом;
- воспитывать музыкальный вкус.
Вид урока: мультимедиа урок с применением смешанных технологий.
(Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Мультимедийный урок, т.е. урок с мультимедийной поддержкой, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта, является одним из прогрессивных вариантов проведения уроков в современном информационном обществе. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла)
Образовательные технологии:
- технология развивающего, проблемного обучения;
- игровая технология;
- информационно-коммуникационная технология.
Методы: беседа с элементами сравнения, анализа, обобщения; демонстрационно-иллюстративный метод (звуковая и зрительная наглядности), эвристический(частично поисковый), рефлексия.
Средства обучения: интерактивный комплекс; видео-презентация к уроку; стенд «Инструменты симфонического оркестра», индивидуальные карточки с изображением музыкальных инструментов, раскраски.
Структура урока
I Организационный этап (2 мин)
- Музыкальное приветствие
- Просмотр видеофрагмента
II. Мотивация, постановка цели урока (5 мин.)
- Беседа, объявление темы урока
III. Актуализация знаний (1 мин.)
- Беседа по пройденному материалу с использованием слайдов
IV. Первичное усвоение новых знаний (22 мин.)
- Беседа с учителем
- Работа со слайдами презентации «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева «Петя и волк»
- Прослушивание аудиофрагментов симфонической сказки
V. Первичное закрепление (5 мин.)
- Видеоролик (фрагменты из мульфильма)
- Песня «Весёлые путешественники» с движениями (в качестве физминутки»
VI.Первичная проверка понимания (8 мин.)
- Отгадывание загадок с использованием карточек
- Интерактивная игра «Проверь себя»
VII. Информация о домашнем задании (1мин.)
- Работа с раскрасками
VIII. Рефлексия (1мин.)
Ход урока
- Организационный этап.
Музыкальное приветствие.
«Сейчас музыкальный начнётся урок,
Об этом сказал нам весёлый звонок,
Сказал, заливаясь, на ноте высокой,
Вас всех, поздравляю с началом урока!»
- Наш музыкальный урок с музыки и начнём. Как это уже бывало, наш класс на несколько мгновений превратится в концертный зал, с музыкантами, с дирижёром…и зазвучит чудесная музыка!
Просмотр видеофрагмента (П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»)
II. Мотивация, постановка цели урока.
- Красивая музыка? И, наверное, знакомая? Часто звучит с экранов телевизоров, на волнах радиостанций. Может кто-нибудь знает, как называется эта музыка? Называется она «Вальс цветов». И сочинил её великий русский композитор, уже известный вам по первому классу, Пётр Ильич Чайковский (обратить внимание детей к портрету) для балета под названием «Щелкунчик».
-Композитор сочинил музыку, а кто исполнил её для нас? (музыканты)
- Обратили внимание, как много музыкантов играло это музыку? Целый оркестр! Оркестр симфонический.
- Ребята, а кто-нибудь из вас может нам разъяснить, что это за «штука» такая – симфонический оркестр? (слушаем объяснения детей, если они будут)
- Каждый музыкант оркестра играет на музыкальном инструменте. Инструменты разные, голоса у них разные, но под управлением опытного дирижера, звучат они слажено, и получается чудесная музыка. Во всём мире миллионы людей приходят на концерты, чтобы насладиться звучанием симфонического оркестра!
- Вы наверняка, какие-нибудь музыкальные инструменты узнали! (выясняем, есть ли такие инструменты). Фотоиллюстрации
- Сколько неизведанного! Давайте разбираться. Задача нашей с вами сегодняшней встречи – разузнать, что же за инструменты так красиво играют в симфоническом оркестре, как они называются, какие у них голоса.
- А поможет нам в решении этой задачи …сказка. Да, да, не удивляйтесь! Сказка. Но не обычная, а сказка музыкальная, та, которую мы с вами слушали на прошлом уроке.
III. Актуализация знаний.
- Кто подскажет, как она называлась? («Петя и волк»)
-Назовите фамилию композитора, который сочинил эту сказку?(С.Прокофьев)
- Ребята, а почему сказка называется «симфоническая»?
- В этой сказке роли исполняют инструменты симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определённый инструмент симфонического оркестра. Это не просто сказка, а сказка–учебник. И написал её С.Прокофьев для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их голоса, или как говорят музыканты, «тембры» этих инструментов.
- Давайте вспомним, какие были герои в этой сказке. Назовите их!
И у каждого из них в сказке своя музыкальная тема и свои инструменты.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Ну, вот взять хотя бы Петю.
-Приехал к дедушке в гости, весёлый, жизнерадостный, и как выяснится, ещё и храбрый мальчишка! Какой же инструмент в оркестре исполняет роль Пети?
- Сейчас прозвучит музыкальная тема Пети, а вы попытайтесь, определить на слух какие звучат инструменты и покажите, как на них играют музыканты.
- Вот вы все изобразили скрипку. А на самом деле Прокофьев поручил исполнять роль храброго Пети главным инструментам симфонического оркестра – скрипкам, альтам, виолончелям и контрабасам. Все они входят в струнную группу симфонического оркестраСтенд
Скрипки, их «братики» – альты, «мама» – виолончель и «папа» – контрабас, целая семья струнно-смычковых инструментов!
- А почему такое странное название «струнно-СМЫЧКОВЫЕ»? (дополнить ответы детей пояснениями про смычок)
Блиц-опрос: Как играют на…скрипке,
…виолончели
… контрабасе?
- А теперь вспомните, как в сказке звучит тема Дедушки. Какой характер передаёт музыка?
СЕРДИТЫЙ
ВЕСЁЛЫЙ
ВОРЧЛИВЫЙ
Какое слово не подходит?
- А какой инструмент симфонического оркестра может хорошо сыграть сердящегося ворчуна?
-В оркестре очень забавно может ворчать фагот. Этот инструмент похож на длинную палку, которую музыкант, чтобы сложить после концерта в футляр, разбирает на три части, три палки покороче (кстати, в переводе на русский язык слово «фагот» означает вязанка дров).
Скажите, а как звучит голос фагота, на каких звуках: высоких или низких?
Фагот относится к группе деревянных духовых инструментов, и в этой группе он самый низкий по звучанию духовой инструментСтенд
- А кого изображает эта музыка?
Действительно, трудно не услышать в этих звуках птичку. Так мастерски композитор нарисовал музыкальный портрет птички!
-Расскажите, какое настроение у этой музыки?
-Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему Птички.
Молодцы, вы все, так или иначе, показали дудочку. Главное, что вы услышали, что в этот инструмент, чтобы он зазвучал, нужно дуть. А в нашей сказке роль птички исполняет флейта.
На ней играют так. Она отлично умеет подражать птичьим трелям. И не удивительно, ведь в семействе деревянных духовых у неё самый высокий голосок.Стенд
-А кому из героев нашей сказки принадлежит эта музыкальная тема?
Покажите жестами, как движется это персонаж.
- Как, по-вашему, к какой группе инструментов симфонического оркестра, относится инструмент, исполнявший роль кошки? (деревянный духовой)
Да, это тоже дудочка, и тоже из семейства деревянных духовых, называется кларнет.
- Как звучит голос кларнета?
Мягкие, приглушённые звуки кларнета особенно на низких нотах, напоминают вкрадчивое мурлыканье кошки, осторожные шаги её мягких бархатных лапок.
- Ещё одна дудочка, из этого замечательного семейства деревянных духовых, исполняет птичью роль в этой скаке. Правда, эта птица не умела летать!
- Узнали кто это? С.Прокофьев отдал эту роль инструменту под названием гобой.
- Как звучит голос гобоя?
- На самом деле в этой сказке с гобоем произошла не совсем обычная история. Дело в том, что этот инструмент обычно играет музыку о любви, музыку полную нежности… Голос у него очень певучий. Но некоторые ноты звучат совсем не нежно и очень напоминают утиное кряканье. Обычно композиторы и не пользуются этими нотами, но когда композитору Прокофьеву понадобилось изобразить в оркестре самодовольное кряканье глупой утки, он вспомнил об этом свойстве гобоя и поручил ему такую, не совсем обычную для него роль.
- Нечто похожее произошло и с валторнами, которых композитор заставил изображать рычание волка
- На самом деле у валторны звук немножко таинственный, поэтичный. Когда-то они подавали сигнал к началу рыцарских турниров! Валторна умеет исполнять необыкновенно красивые мелодии...
Но оказалось, что если несколько валторн сразу, в один голос, очень громко «рявкнут» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изобразит злого и страшного волка.
Сделана валторна из металлического сплава на основе меди и относится к другой группе духовых инструментов: МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ Стенд
- Своим особенным голосом валторна обязана собственной конструкции. Труба, свёрнутая в круг, со множеством завитков, такой кренделёк или улитка, очень длинная! Если эту узенькую трубку размотать, то длина валторны получится почти три с половиной метра.
V. Первичное закрепление.
- Вот такие удивительные инструменты играют роли в этой симфонической сказке. Давайте ещё раз вслушаемся, как звучат их голоса!(видеоролик)
- Ребята, а про кого из героев этой сказки, мы забыли упомянуть? (Охотники)
- Были ещё охотники, которые охотились по соседству в лесу и стреляли из ружей. Инструменты какой группы, могут хорошо изобразить выстрелы? (ударная группа)
Да, это УДАРНЫЕ инструменты: большой оркестровый барабан и литавры с войлочными колотушками
- Ритмично бьют барабаны! Ритмично двигаются колотушки у литавр! Давайте и мы с вами немного подвигаемся, а заодно и отдохнём. В прошлом году в наших путешествиях по музыкальной стране нам здорово помогала одна весёлая песенка! Вспоминайте песня с ритмопластикой
VI. Первичная проверка понимания.
- Ну, а сейчас – загадки! Но отгадывать их мы будем с помощью карточек, которые лежат у вас в конвертиках. Достаньте их и разложите перед собой.
- Итак, отгадайте, о каком инструменте идёт речь!
Инструмент я очень древний.
К деревянным отношусь.
Мой регистр самый верхний
Этим очень я горжусь!
Часто певчим подражаю, птичьи трели вывожу,
И Снегурочкой холодной в сказке встретиться могу.
(флейта)
Правильность ответов сверяем с доской
«Я в квартете деревянных ниже всех звучу, друзья,
В симфоническом оркестре без меня никак нельзя!
Уважает меня деревянная родня,
Хоть ворчу я на народ…» - глухо вымолвил
(фагот)
С восемнадцатого века композиторы всех стран
Отдают мне предпочтенье, это точно, не обман!
Я звучу проникновенно, удивительно светло.
И скажу, что как солисту, мне, конечно, повезло.
Лучше всех мне удается чувства нежные любви.
Грусть, мечты, переживанья – это образы мои!
И рожок пастуший точно я игрой изображу,
И гнусавой уткой в сказке громко крякнуть я могу
(гобой)
Вышла дудочка точёная,
Вся изящная, вся чёрная.
«Я играл на поле бранном,
На гулянье массовом.
Был я прежде деревянным,
Стал теперь пластмассовым.
Я на весь известен свет,
А зовут меня….»
(кларнет)
Сравнить гобой и кларнет на слайде. Найти различия.
Я похожа на улитку, крепко скручена в кольцо.
Рог охотничий, считают, мне приходится отцом.
Если б кто-нибудь меня, вдруг, сумел бы распрямить,
Я б трубой длинной в три метра всех смогла бы удивить!!!
(валторна)
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло всё: играет…
(скрипка)
Чуть побольше скрипочки,
А поёт пониже.
Деревянный бочок,
Четыре струнки и смычок…
(альт)
Сравнить скрипку и альт между собой и с размером смычка .
Кто Это бум? Кто это Бах?
Кто это прячется в медных котлах?
Гром – отвечают подружки
Войлочные колотушки
(литавры)
- Ну, и напоследок, предлагаю вам поиграть в игру «Проверь себя»
Эта игра потребует от вас выдержки: с места отвечать нельзя, подсказывать нельзя! Кто знает – поднимает руку и мне «сигнализирует».
VI. Рефлексия (анализ деятельности на уроке).
- Вы большие умницы!(после игры) Ничего не перепутали, во всём разобрались. Скажите ещё разок, о чём вы узнали на сегодняшнем уроке? (об инструментах симфонического оркестра)
- А что мы о них узнали? ( как называются, как выглядят, как на них играют, как звучат их голоса)
- Кому-то было трудно или непонятно? Понравилось?
- Как вы думаете, где эти знания могут вам пригодиться в жизни?
VIII. Информация о домашнем задании.
- Ребята, а кто из вас был с родителями на концерте симфонического оркестра в нашей Курской филармонии? Ну, вот, можно смело родителей позвать на такой концерт. Вы им много чего сможете рассказать о инструментах. А чтобы вы не забыли инструменты, вам в подарок раскраски. Здесь много всяких инструментов, но раскрасить надо только те, которые входят в состав симфонического оркестра! Но это вы уже сделаете дома, покажете родителям, а на следующем уроке покажете мне.
- На этом мы прощаемся. Жду вас через неделю.