Клавирная и аутентичная музыка 17- 18 в. В репертуаре баянистов

Рейдман Яна Григорьевна

Открытый урок в рамках городского семинара по теме "Развитие и воспитание творческой индивидуальности учащихся школы искусств в условиях новой образовательной среды" с учащимися младших классов баяна - аккордеона с использованием мультимедийных технологий. Описание и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klavirnaya_i_autentichnaya_muzyka_17_-_kopiya.doc87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Содержание музыки — это впечатления жизни, это мысли и чувства, выраженные в звуках" (Глиэр Р.)

Клавирная и аутентичная  музыка 17- 18 в. В репертуаре баянистов

ДШИ. Жанровые  стилистические особенности исполнительства.

   В воспитании музыканта, в формировании его творческой индивидуальности решающую роль играет репертуар.  Среди педагогов музыкальных школ класса баяна и аккордеона широкой популярностью пользуются произведения хорошо известного автора музыки для детей Геннадия Беляева - преподавателя ДШИ города Заречного Пензенской области.

    Его произведения имеют ярко выраженные образные характеристики, органично звучат на баяне и аккордеоне, в них заложены предпосылки увлеченного музицирования юных музыкантов и, в конечном итоге, роста их исполнительского мастерства. Задачей педагога является расширение репертуара учеников младших классов ДМШ, а так же возможность вынесения пьес на концертную эстраду. Этим обусловлено включение в репертуар сюиты «Марлезонский балет» Г.Беляева. Пьесы, входящие в сюиту просты по фактуре, легки в разучивании и эффектны по звучанию и применяемым современным исполнительским приемам.

В исполнении М.Джалолова это произведение успешно прозвучало в г.Санкт – Петербург, на Международном конкурсе «Метелица», в марте 2015г, а так же на Международном конкурсе «Каунас сонорум» в г.Каунас, в ноябре 2015г.  

   Работа над произведением начинается с составления (устно) некоего исполнительского плана, первым пунктом которого стоит – эпоха. И далее вытекающие из этого вопросы стиля, жанра, образной сферы.

    Название «Марлезонский балет» отправляет нас во Францию, в 17век, в эпоху правления короля Людовика XIII (г.правления- 1601 – 1643).

Следовательно, мы попадаем в сферу аутентичной музыки. Временные рамки и задачи урока позволяют нам не вдаваться глубоко в историю, а лишь эскизно обозначить необходимые явления.

   Аутентизмаутентичное исполнительство (от позднелат. authenticus — подлинный, достоверный) — движение в музыкальном исполнительстве, ставящее своей задачей максимально точное воссоздание звучания музыки прошлого, соответствие современного исполнения оригинальным, «историческим» представлениям. Аутентизм чаще всего связывают с интерпретацией музыки барокко. 

    Барокко (от ит. вarocco – «причудливый, вычурный, странный») – художественный стиль в европейском искусстве и литературе приблизительно между 1600 и 1750 годами,сменяет эпоху Возрождения и существует до эпохи Просвещения. Это период истории обострившихся противоречий экономической, политической и социальной жизни. Период эпохальных открытий в области науки, географии…

    Барокко – насыщенный событиями и многоцветный, можно сказать, пестрый период музыкальной жизни и творчества. Самыми значительными событиями в музыке стали буйный расцвет светского музыкального искусства, зарождение жанра оперы, интенсивное развитие инструментальной музыки. Жемчужины которой – произведения двух великих композиторов – Иоганна Себастьяна Баха (1685– 1750) и Георга Фридриха Генделя (1685–1759).

 «Марлезонский балет»….широкая современная публика слышала это название и музыку  первой части в известном фильме «Д*Артаньян и Три мушкетера»

 Марлезонский балет был написан в эпоху барокко королем Франции Людовиком XIII. Был исполнен 15 марта 1635 года в замке Шантийи. Людовик XIII, с детства увлекавшийся музыкой и танцами и получивший прекрасное музыкальное образование, выступил автором всех составляющих Мерлезонского балета (сюжет, музыка, хореография, эскизы декораций и костюмов. Это балет о любимом развлечении короля —  охоте на дроздов (Le ballet de la Merlaison), состоящий из 16 актов.

Сам Людовик исполнил в балете две небольшие роли: торговки приманками (в 3-м акте) и крестьянина (в 13-м акте).

  1967 году  была выпущена пластинка к одиннадцати актам в исполнении Парижского ансамбля старинных инструментов  и инструментального ансамбля.

«Марлезонский балет» Г.Беляева состоит из 5 музыкальных номеров:

- Пастухи и пастушки

- Королевская охота

- Порхающие птицы

- Милостивый король

- Возвращение королевской охоты.

 Програмное произведение в форме сюиты, в которой соответственно музыке барокко чередуются эпизоды театрального характера, бытовые танцы, звуко- изобразительные картинки. Переплетение полифонического и гомофонного принципов музыкального письма, что ярко проявилось в

клавирной музыке эпохи барокко. Автор использует мелодическую орнаментацию, так же характерную для музыкальных произведений барокко. Музыка передает тонкие душевные переживания, портретные характеристики, картинки природы. Драматургия произведения достигает своей кульминации в пятой части балета.

Первый номер балета – в жанре менуэта. Король бальных танцев эпохи барокко. Самый любимый танец во всех дворах Европы. Характер менуэта – элегантно-важный, официально этикетный, пышно размеренный. Этот 3-х дольный фигурный танец, скорее выход, представлял собой размеренное продвижение по залу, Состоял из поворотов, поклонов, приветствий и реверансов, которые танцующие делали друг другу и всем зрителям. Менуэт возник как выражение галантности и грации, изящества движений человеческого тела.

Второй и третий  номера – миниатюры звуко - изобразительного характера.

     Четвертый номер – бурре. В различных областях бытовали бурре 2-х дольного и 3-х дольного размера с острым, часто синкопированным ритмом. В 17 век бурре проникает в обиход высших аристократических слоев общества и становится придворным танцем.

Придворный бурре -танец с характерным четным размером (allabreve – размер с жестким делением на 2, например на 4/4 или на 4/8, разделенных пополам), энергичным темпом, четким ритмом и чаще всего начинающийся с затакта в одну четверть. Для бурре характерны энергичные, притопывающие акценты на сильных долях такта.

Пятый номер – танец шествие. Полонез. От французского – польский (танец). Танец-шествие польского происхождения. Размер 3х-дольный, затакт, как правило, отсутствует. Постепенно к 17 веку полонез переходит и в дворянские залы. Он был выставкой блеска, славы, значения. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство.

В работе над произведением большое внимание уделяли работе над средствами художественной выразительности – фразировке, динамике, штрихам, артикуляции, темпам.

    Период централизации верховной власти в Европе часто называют Абсолютизмом. Абсолютизм достиг своего апогея при французском короле Людовике XIV ( г.правления:1643 – 1715) Для всей Европы двор Людовика был образцом для подражания. В том числе и музыка, исполнявшаяся при дворе. Возросшая доступность музыкальных инструментов (особенно это относилось к клавишным: орган, клавесин, клавикорд) дала толчок к развитию камерной музыки ( музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет, как правило, только один инструмент (голос). В XVI—XVIII веках термин «камерная музыка» (итал. musica da camera) применялся по отношению к любой светской музыке и противопоставлялся музыке церковной.

   Выдающимся представителем придворных композиторов двора Людовика XIV был Джованни Баттиста Люлли (1632—1687г.г.). Уже в 21 год он получил звание «придворного композитора инструментальной музыки». Творческая работа Люлли с самого начала была крепко связана с театром.

Его считают основоположником французской оперы. Благодаря блеску постановки, эффектности балета, достоинствам либретто и самой музыки, оперы Люлли пользовались большой славой во Франции и Европе и продержались на сцене около 100 лет, оказав влияние на дальнейшее развитие жанра.

        Сам Людовик XIV танцевал в балетах, которые были тогда излюбленным развлечением придворной знати. Люлли был превосходным танцором. Ему доводилось участвовать в постановках, танцуя вместе с королём. 

        Музыкальный язык Люлли не очень сложен, но, безусловно, нов: ясность гармонии, ритмическая энергия, чёткость членения формы, чистота фактуры говорят о победе принципов гомофонного мышления. « Не много было столь же подлинно французских музыкантов, как этот итальянец, он один во Франции сохранил популярность в течение целого столетия». 
Р. Роллан

Ж.Б.Люлли «В танце кружитесь»

Пьеса включена в репертуар ансамбля баянистов и аккордеонистов « Simka».

Темп ALLEGRETTO, трехдольный размер, форма двух частная, с репризой второй части. В жанре менуэта. В штрихах – преобладание nonlegato, четкая, ясная артикуляция, Динамика достаточно гибкая, используются микродинамика, динамические контрасты. Фразировка четкая и ясная.

     Мы слышим целую компанию персонажей, каждому из которых непременно дают высказаться. Особая атмосфера квартетного письма, где все голоса равны, но если кто-то солирует, то остальные не мешают ему, а он не подавляет их, позволяя комментировать и дополнять свои "высказывания".  Звучание камерное.

    В музыке легкость и изящество, вежливость и галантность, присущие менуэту.

Далее в программе произведение Луи Клода Дакена «Кукушка». В связи с его исполнением нужно сказать еще  об одном стиле -  Рококо.

Рококо – стиль в европейском искусстве первой половины XVIII века.

       Переходная фаза между поздним барокко и ранним классицизмом.

Её называют «галантным стилем», «Рококо», «Предклассическим периодом» или «Раннеклассическим периодом».

       Возникнув во Франции в эпоху кризиса абсолютизма, стиль рококо отражал стремление к уходу от действительности в сферу беспечной игры и наслаждения. Среди аристократии модно ничегонеделание, праздное времяпровождение. Искусство рококо, отмеченное чертами камерности, культивировало особый мир хрупких, нежно грациозных или кокетливо скерцозных образов галантного, салонного характера.

     Рококо - это преодоление эстетики барокко: интерес к иному миру иным героям, иным настроениям, иным реалиям жизни.

Галантность - общее понятие эпохи, рококо - его частное выражение в искусстве.

  Яркий представитель выражения эстетики рококо в музыке -

Луи Клод Дакен (1694–1772). 

       Французский композиторорганист и клавесинист.

 Дакен рано проявил музыкальное дарование. В шестилетнем возрасте играл на клавесине перед Людовиком XIV. 

Органист королевской капеллы, а с1755 — в Соборе Парижской Богоматери в Париже.

Виртуоз и блестящий импровизатор.

 

 Типичный пример рококо в музыке – клавесинная миниатюра

 «Кукушка».

        Произведение программное, написанное в излюбленной в эпоху рококо форме рондо. В основе мелодической линии – острый, беспокойный ритм, моторность.   Для музыки характерна единая ритмическая формула и ритмическая орнаментация. Эпизоды разработочного характера. Рондо неконтрастной, слитной формы.

   Мелизматика несет смысловую нагрузку, а именно: отмечает окончания фраз. Мелизмы надо играть с большой «упругостью», темпераментностью и «с огоньком».

 Фактическое звучание – легкое, звонкое, четкое и ясное, поэтому на баяне штрих должен быть более острый из-за другой природы звукоизвлечения). В работе над штрихами нужно стремиться к достижению «сверкания», «звонкости», тембра «серебряных колокольчиков» духовых инструментов

 ( Алексеев, А. Клавирное искусство / А. Алексеев. – М., 1952. – С. 65.)

  Скрытые голоса исполняются не акцентами (что приводит к рывкам по всей фактуре), а более протяженным штрихом. А в межмотивной артикуляции штрих необходимо укорачивать.  Пьеса выдержана в одной фактуре, присутствует нарастание динамики.

    Птицы, как и люди, бывают разные. Птичка в произведении Le Coucou Дакена изящна и хороша собой. Это трудолюбивое, доброжелательное, умное существо ( шестнадцатые в сопровождении пьесы, мажор в первом эпизоде, секвенции во втором). Она привносит в мир особую краску, изюминку уникальностью своей речи и голоса (интервал малой терции, имитируюций звуки «ку – ку», проходит через всю пьесу).

     Кукушка постоянно в труде, но большей частью грустна и неспокойна (минор во всех проведениях рефрена0. В чем же прична? Может быть в том, что она из семейства птиц, к которому относятся неоднозначно, а часто и несправедливо негативно.

     Этой птичке приходится испытывать такое же отношение к себе.  Только за свое происхождение. Ее индивидуальные достоинства никто не замечает и не оценивает. Она взволнованно сетует (восьмитактовое построение из рефрена во втором эпизоде, си минор): почему ей прходтся терпеть обиды за чужие неблаговидные поступки?

      Так ведм и в жизни людей, к сожалению, бывает…

     Луи Клод Дакен относится к поколению поздних клавесинистов. Когда спрашивают, какие произведения создал этот композитор, в ответе обязательно присутствует: он – автор знаменитой «Кукушки».

В заключении прозвучит произведение Джованни Батиста Пешетти (1704 – 1766) итальянский органист и композитор. Органист при соборе святого Марка, ежегодно ставил по 1 своей опере в Венеции. Три года жил в Лондоне, где тоже написал несколько опер. Написал также 9 фортепианных сонат. Был учителем Сальери.

Национальные клавирные школы имеют свои особенности, выражающиеся в образности, жанрах произведений,использовании средств выразительности.

Так, клавирные сочинения представителей итальянской школы выражают энергию, напор, радость жизни, открытую эмоциональность. Д. Скарлатти в предисловии к изданию сонат в 1738 г. написал: «Не жди …глубокого плана, бери их как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина».

 Для итальянской школы характерно увлечение контрастностью, сменой эпизодов, сопоставлением мотивов, фраз, предложений. Фактура произведений, в основном, двухголосно-гомофонная Музыка менее клавесина, более «оркестрова» благодаря влиянию скрипичной музыки.

Используется техника арпеджирования и ломания аккордов.

Имя Д.Б.Пешетти связано с развитием предклассической сонатной формы, которая отличается от барочной сонатной формы. Одна из частей сонаты  До мажор  - «Престо» вошла в репертуар М.Джалолова, и так же исполнялась на Международных конкурсах в г.Санкт – Петербург и г.Каунас.

Пьеса написана в простой двухчастной форме с повторением первой части. Музыке присущи все вышеуказанные черты музыки итальянской клавирной школы.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ… Музыкальная культура барокко оказала огромное влияние на развитие последующей эпохи классицизма. И не только этой эпохи. Даже сейчас слышны отголоски барокко в жанрах оперы и концерта, популярных по сей день. Цитаты баховской музыки появляются в соло тяжёлого рока, эстрадные песни в большинстве своём строятся на барочной «золотой секвенции», а джаз в какой-то мере перенял искусство импровизации. И уже никто не считает барокко «странным» стилем, но восхищается его поистине драгоценными жемчужинами. Пусть и причудливой формы.

Источник: http://music-education.ru/muzykalnaya-kultura-barokko-e-stetika-hudozhestvenny-e-obrazy-zhanry-muzy-kal-ny-j-stil-kompozitory/