Выступление на педсовете "Музыкотерапия"

Тютюнник Яна Павловна

Презентация для воспитателей и специалистов ДОУ. Музыка обладает магической силой. О лечебных свойствах музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon слайдлекция к презентации53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слайд №1. 

Музыка обладает магической силой и может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб. Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки - древнегреческого философа Пифагора – мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Пифагор в своем университете в Кротоне, начинал и заканчивал день пением: утром - чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером - успокоиться и настроиться на отдых.

Слайд №2. 

О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали еще до нашей эры. Древняя китайская теория музыки ориентировалась на пятиступенный звукоряд, который отождествлял ноту с одним из пяти элементов (огнем, водой, деревом, землей и металлом). На протяжении всей древнекитайской истории многие целители использовали соответствие пяти музыкальных элементов пяти внутренним органам (сердце,  печень, почки, легкие, селезенка) в качестве основы для лечения болезней с помощью музыкальной терапии.

Слайд №3. 

Слово “музыка” происходит от  греческого корня «мюзе». Специалисты по мифологии говорят, что девять муз,  небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусством и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти. Таким образом, музыка - это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными  свойствами, которые неразрывно и изначально связаны  с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе. Терапия – в переводе с греческого “лечение”. Таким образом, термин музыкотерапия обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.

В наше стремительное время мы снова обращаемся к музыке как к способу помочь себе. Несколько лет назад Римская академия наук обнародовала результаты исследований влияния музыки на человека. Оказывается, депрессию, страх, последствия стрессов, сердечные боли, гипертонию с помощью музыки можно вылечить на 90%! Выводы итальянских ученых подтвердили медики Англии и России. Московский врач Михаил Лазарев успешно лечит бронхолегочные патологии игрой на флейте. А знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания за три месяца, ежедневно слушая по совету врача музыку Моцарта. Сегодня специальная международная ассоциация разрабатывает и выпускает музыкальные "лекарства", готовит специалистов по музыкотерапии.

История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все же и у нас имеются свои достижения в этой области. На кафедре физиологии университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского стоматологического института проводились исследования, в результате которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Органы при направленном воздействии на них музыкой, пением приходят в состояние максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. 

Поэтому и возникла музыкотерапия как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Слайд №4. 

В чем же секрет лечебного воздействия музыки на человека? Поэтому поводу существуют разные точки зрения. Некоторые ученые, преимущественно врачи-психотерапевты, полагают, что в основе исцеляющих свойств музыки лежит ее способность влиять на психоэмоциональное состояние человека. Склонность людей к таким болезням, как гипертония, стенокардия, язва желудка и др., часто объясняется не физической немощью и не наследственной предрасположенностью, а особенностями характера человека, его мировоззрением и отношением к окружающей действительности.  Оказывается, язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертонией чаще болеют люди, нетерпимые к ошибкам и "неправильному" поведению других людей.  Если же человек постоянно зациклен на собственных недостатках, не уверен в себе - это прямой путь к мигреням, аритмии сердца, бронхиальной астме. Чтобы избежать или вылечить психосоматическое заболевание (именно так называется эта группа болезней), нужно изменить если не характер человека, то хотя бы его отношение к своим проблемам и к жизни вообще. И музыка здесь - один из главных инструментов лечебного воздействия. 

Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя. Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний.  Брамс, медленные произведения Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость. Музыка Шостаковича - держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность). Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение к окружающему миру более позитивным и радостным. 

 Согласно другой теории, основным целебным фактором в музыке является ритм. Ритм - сердце музыки, и, по мнению ряда специалистов по музыкотерапии, именно он лежит в основе ее лечебных свойств. В природе все подчинено определенным ритмам, и человеческий организм не исключение.  И вот тут на помощь приходит музыка. Если знать, с каким инструментом в унисон звучит сбившийся с ритма орган, и регулярно слушать исполняемую на нем музыку, ритмы "исцеляющего" инструмента помогут организму человека вновь обрести прежнее "звучание". 

Слайды №5 . 

Итак, какой инструмент за что "отвечает"? Считается, что: 

скрипка  лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;

Слайды №6. 

орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника. Его называют проводником энергии "космос - земля - космос";

Слайды №7. 

пианино очищает щитовидную железу; 

Слайды №8. 

барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему; 

Слайды №9. 

флейта очищает и расширяет легкие; 

Слайды №10. 

арфа гармонизирует работу сердца; 

Слайды №11. 

виолончель благотворно действует на почки; 

Слайды №12. 

цимбалы "уравновешивают" печень; 

Слайды №13. 

баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости; 

Слайды №14. 

саксофон, самый "сексуальный" инструмент, активизирует сексуальную энергию. 

Слайды №15. 

Лечебное воздействие оказывают не только инструменты, но и музыкальные произведения. Так, при бессоннице рекомендуется подбирать музыку, ритм которой чуть медленнее частоты сердечных сокращений (подойдут произведения в стиле барокко или блюзы).

При гипертонии очень эффективно прослушивание фуг Баха.

Слайд №16 

А свадебный марш Мендельсона хорош не только для новобрачных, но и для людей с больным сердцем. Сердечникам также подходит Пятая симфония Бетховена. В качестве лекарства от мигрени музыкальные терапевты советуют "Весеннюю песню" Мендельсона или "Американца в Париже" Гершвина. 

Слайд №17 

Универсальным действием обладает музыка Моцарта - и в этом единодушны все специалисты. Она оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении. Причем эффект от музыки великого австрийца распространяется не только на людей, но и на домашних животных и даже на неодушевленные предметы. Например, в Европе обнаружили, что коровы, регулярно слушавшие произведения Моцарта, давали больше молока, а японцы полагают, что Моцарт делает хлеб пышнее, а рисовую водку сакэ - ароматнее. 

 Отлично разгоняют утреннюю сонливость сонаты и концерты Антонио Вивальди, серенады Франца Шуберта. Если у вас нет времени или желания совершать утреннюю пробежку, включите "Путешествие пешком" Гуго Вольфа. Освежающе действуют симфонический эскиз "Море" Клода Дебюсси, "Пробуждение птиц" Оливье Мессиана, увертюра "Рассвет на Москве-реке" Модеста Мусоргского, "Утреннее настроение" Эдварда Грига, "Утро" Рихарда Штрауса. 

Слайд №18 

Чашку крепкого кофе в середине дня заменят Гендель и Моцарт, а для профилактики утомляемости можно включить в звуковой рацион "Музыкальное утро" Грига или "Времена года" Чайковского.

  

Слайд №19 

Если вам не удалось избежать конфликтов или неприятных разговоров на работе или дома, на ваше настроение отлично повлияют такие произведения, как "Домашние произведения" Рихарда Штрауса, "Крестьянская кантата" Иоганна Себастьяна Баха, "Песня о блохе" Людвига ван Бетховена, "Шелковая лестница" и "Сорока-воровка" Джоаккино Россини. 

Слайд №20 

Перед важной встречей или разговором с незнакомыми людьми многие испытывают чувство неуверенности и даже страх. В этом случае помогут прелюдии и фуги для органа Баха, Пятая симфония Чайковского, все оркестровые произведения Александра Скрябина.

Музыка Баха, кстати, весьма эффективна, если предстоит напряженная интеллектуальная работа. Когда необходимо сосредоточиться, хорошо помогают и сборники "Звуки природы". 

Слайд №21 

Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ.

Насыщенная, интересная и увлекательная дошкольная жизнь - важнейшее условие сохранения здоровья воспитанника. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр. В настоящее время одной из задач, стоящих перед педагогом, является сохранение и укрепление здоровья детей как необходимое условие их всестороннего развития и обеспечение нормальной жизнедеятельности растущего организма.

Музыкотерапия – одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы.

Слайд №22 

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Она должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Формирование здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка ДОУ:

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые детские песенки с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма – отрыв от дома, родителей. И музыка в этом оказывает неоценимую услугу.

Для приятного погружения в дневной сон можно воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыкой, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, шум морских волн, журчание ручья). Дети над подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

В учебно-познавательном процессе: учебно-воспитательные занятия, гимнастика, познавательная часть, минутка здоровья, физкультминутка, физкультурные занятия, музыкальные занятия, рисование.

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у воспитанников ДОУ.

Хотелось бы остановиться на способах оздоровления непосредственно на музыкальных занятиях, а точнее на  музыкотерапии. 

Слайд №23. 

  

Цели музыкотерапии: 

Организовать музыкально-оздоровительную работу, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья;

Формирование привычки к здоровому образу жизни, правильную осанку, гигиенические навыки;

Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми;

Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким,  уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.

Слайд №24. 

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующие здоровьесберегающие технологии:

валеологические песенки-распевки. С них начинаются все музыкальные занятия. Это несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению;

 дыхательная гимнастика, в результате проведения которой повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей;

артикуляционная гимнастика, результат которой повышает уровень развития речи детей, певческие навыки, улучшает музыкальную память, внимание;

игровой массаж. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Ребенок может легко научиться этому в игре. Используя игровой массаж повышаются защитные свойства дыхательных путей и всего организма, нормализуется вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез;

пальчиковые игры, которые развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного творчества.

Слайд №25. 

Некоторые тонкости: 

Не напрягайтесь! Музыка помогает только тогда, когда ее слушают, а не просто обеспечивают тревожным мыслям музыкальное сопровождение. Музыка должна как бы проходить сквозь тебя, всецело заполняя сознание и мысли. 

 Не переборщите! Часовое слушание, скажем, симфонии Бетховена может оказать прямо противоположный эффект: не только не расслабит, но вызовет раздражение и усталость. Для сеанса достаточно нескольких минут. 

 Регулируйте громкость! Даже стимулирующую музыку не стоит включать на всю катушку - это опять-таки раздражает и напрягает организм. 

 Главное, чтобы нравилось! Даже если вы не обнаружили любимую музыку в списках, рекомендованных для прослушивания. Если мелодия будит в вас приятные чувства и воспоминания, это обязательно благотворно отразится на вашем состоянии. В этом случае Земфира вполне может соперничать с Чайковским.  Слушая музыку, всегда представляйте, что она звучит только для вас. Если у вас не так много свободного времени, достаточно выделить на это несколько минут в день, желательно вечером. Даже они окажут на вас положительное влияние. Меняя репертуар, уже через месяц вы ощутите, что стали увереннее и спокойнее.