Презентация к урокам по теме Импрессионизм в искусстве
В презентации раскрываются особенности стиля в разных видах искусства. Знакомство с основоположниками стиля в живописи и музыке. Рассматриваются черты стиля на примерах картин русских и французских живописцев. Материал урока построен с применением технологии развития визуальной культуры личности средствами искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы для использования на уроке по теме Импрессионизм | 1.45 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Создать условия для восприятия художественного стиля импрессионизм в разных видах искусства. Задачи: 1. Познакомить с понятием и особенностями стиля импрессионизм: его истоках, развитии в различных видах искусства; взаимопроникновение живописи и музыки на примере данного стиля. 2. Развивать музыкальные способности: музыкальную память, музыкально-аналитическое мышление. Развивать умение самостоятельно воспринимать творения изобразительного искусства . Тип урока: урок – исследование . Оборудование : Компьютер, проектор (презентация), интерактивная доска, фортепиано .
Под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи , хотя его идеи также нашли свое воплощение в литературе и музыке .
Музыкальные произведения этого стиля чаще всего имеют название (программу), что помогает слушателю легче воспринимать музыку. Главным представителем и основоположником стиля в музыке является французский композитор Клод Дебюсси (1862 – 1918 гг.) В музыке Клода Дебюсси проявляется самобытность его таланта. Он стремился сблизиться с новыми направлениями в искусстве. Творчество Дебюсси может быть охарактеризовано как искусство ощущений, точнее – воспоминаний о пережитых ощущениях. « Есть воспоминания, которые для меня гораздо дороже действительности» - писал он.
Слушание музыкального произведения Клода Дебюсси На экране представлены два портрета разных стилей без подписи авторов. Как вам кажется, какой из портретов соответствует звучащей музыке? Объясните , почему?
Алгоритм вопросов к картине: Что вы видите на картине? Что происходит на этой картине? Что ещё вы видите? Кто видит что-то такое, о чём ещё никто не говорил? Посмотрите внимательнее, попытайтесь рассмотреть детали, нюансы? Как вы думаете, когда и где это происходит? Какой цвет преобладает в картине? Что ещё можно добавить о времени и цвете в картине? Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете? Как вы думаете, что осталось «за кадром» этой картины? Как вы думаете, о чём мы можем догадываться, глядя на картину? Как вы думаете, на что хотел обратить наше внимание художник? Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей после каждого вопроса…) Сказать название картины и музыкального произведения.
Владимир Боровиковский Портрет графини Лопухиной Пьер Огюст Ренуар Юная девушка, расчесывающая волосы Клод Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»
Есть реалистическое изображение, но существует еще и эмоциональное изображение. Так рождается стиль в живописи – импрессионизм . Слушание фрагмента музыкального произведения Клода Дебюсси «Маленькая сюита» Давайте вслушаемся в эту музыку, рассмотрим картины и постараемся сформулировать основные черты импрессионизма в живописи. (ученики стараются определить черты самостоятельно вглядываясь в картины, можно напомнить для сравнения предыдущие полотна как примеры академической живописи и импрессионизма)
К. Моне «Маки» К. Моне «Парусник» К. Моне «Лондонский парламент. Солнце, пробивающееся сквозь туман» К . Моне « Руанский собор на восходе солнца»
Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками . П ытались уловить малейшие изменения предмета в зависимости от освещения и времени суток. Ф. Я. Алексеев «Соборная площадь в Москве К . Моне « Руанский собор»
Прежде всего импрессионисты пытались уловить мимолетное впечатление. Малейшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток. Наивысшим воплощением стали циклы картин Клода Моне «Стога сена в Живерни » и «Лондонский Парламент».
Родственное живописному импрессионизму многообразием тончайших нюансов передаваемых чувств и настроений, изысканностью манеры их выражений во французской поэзии конца XIX века рождается – течение «символизм». Интереснейшим моментом является в символизме тесное соприкосновение поэзии с музыкой, которая способна передать удивительное богатство оттенков чувств, смысла и красок. Не случайно характерной чертой эстетики символистов является « омузыкаливание » в стихах. Поль Верлен Артюр Рембо Стефан Малларме
Задание: Прочтите два стихотворения и определите, какое из этих стихотворений относится к стилю символизм . Причитайте те строки, по которым вы определили стиль. Поль Верлен «Искусство поэзии» Сначала музыку! Певучий, Придай размер стихам твоим, Чтоб невесом, неуловим, Дышал воздушный строй созвучий. Строфу напрасно не чекань, Пленяй небрежностью счастливой, Стирая в песне прихотливой Меж ясным и неясным грань. Ищи оттенок, не цвета, Есть полутон и в тоне строгом В полутонах, как флейта с рогом, С мечтой сближается мечта. Так музыку – всегда, везде! Пусть будет стих твой окрыленным, Как бы гонцом души влюбленной К другой любви, к другой звезде. Вадим Семернин «Музыка» Нет на свете лучше инструмента: Голоса, что музыкой живет. Нет для сердца лучшего момента, Если хор возвышенно поёт… Будто бы звучат органа трубы - Тело так людей напряжено, О святом о чем-то шепчут губы, Что с молитвою сопряжено. Вознесется голос, в небе тая, Словно это ангелы поют, И летает звук, не улетая, Да и сам ты будто уж не тут! Голос, голос, кто тебя не слышит. Тот без крыльев на земле живет: Кажется, что это небо дышит, Кажется, что даль тебя зовет. Звуки все просторней, все согласней, Будто наполняют паруса… Я не знаю музыки прекрасней. Чем людские эти голоса!
Вслед за художниками и поэтами импрессионизмом увлекаются и музыканты. Появляется, так называемая, музыкальная живопись, изображение картин с помощью звуков. Музыкальный импрессионизм характеризуется передачей мимолетных впечатлений, настроений, чувств . Творческое задание: У каждого искусства есть свой язык и свои средства воплощения. Но этими разными языками импрессионисты композиторы и художники, и поэты идут к одной цели. Какой? (передаче мимолетных впечатлений) ( на столах у учащихся заранее приготовлены листы бумаги и краски - гуашь ) Задание: изобразите услышанное . Слушание музыкального произведения Клода Дебюсси « Лунный свет » (ребята показывают работы и отвечают на вопрос) Какой образ лег в основу этой картины ? Сравните с картинами известных художников.
К. Моне «Восход солнца» И.К . Айвазовский «Море в лунном свете» Генри Петер «Темза в лунном свете» Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Обобщение понятия «импрессионизм» в музыке, живописи и поэзии. Сегодня на уроке мы встретились с картинами художников-импрессионистов, а также с музыкальными картинами композитора-импрессиониста. Как вы думаете, есть ли что-то, что объединяет эти жанры? В них важен не столько сюжет, сколько чувства, ощущения, возникшие от соприкосновения с этими произведениями искусства. А музыка и живопись очень дополняют друг друга. Рефлексия Поделиться впечатлениями об услышанной музыке и увиденных произведений изобразительного искусства…