Открытый урок на тему: «Работа над техникой на начальном этапе обучения»

Елена Валерьевна Токарева

Открытый урок на тему: "Работа над техникой на начальном этапе обучения". Урок для преподавателей по классу аккордеона, баяна  в детской школе искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_otkrytogo_uroka_2015.docx26.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                      План – конспект открытого  урока 2015г

Открытый урок по классу аккордеона преподавателя народного отделения ГБОУДОД г.Москвы «Вороновская ДШИ»  Токаревой Елены Валерьевны с учеником  первого  года обучения.

Предмет: аккордеон

Тема урока: «Работа над техникой на начальном этапе обучения»

Характеристика урока: открытый урок.

Тип урока: комбинированный

Форма работы: индивидуальная
Цель урока: развитие технических  и формирование исполнительских навыков  игры на инструменте.

Задачи урока:

1.Образовательные: сформировать, обобщить и углубить знания учащегося с основами работы над исполнительской техникой.

2. Развивающие: развитие эстетического вкуса, развитие образного мышления, музыкально – исполнительское и идейно – художественное развитие.

3. Воспитательные: воспитание у учащегося внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте, умение анализировать свое выступление.

4. Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.  Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день. Он будет более организован.

Методы:  словесные, практические, наглядные,  демонстрация видеоматериала. 

Технические средства: Аккордеон для ученика, аккордеон  для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия, компьютер.

План  урока
1. Организационный момент:

- приветствие, сообщение названия темы и цели урока.

- диалог об успеваемости ученика.

 2. Основная часть:

- работа над гаммой  до мажор, и музыкальными произведениями.

- закрепление пройденного материала, концертное исполнение пьес.

3.Подведение итогов. Оценка. Домашнее задание.

Репертуарный список:

1. Гамма до мажор.

2. Б. Самойленко «А ну-ка, догони»

3. А. Доренский «Хоровод и наигрыш»

4.Б. Самойленко «Маленький велосипедист»

Ход урока:

         1. Вступительное слово педагога: «Техника, в широком смысле слова - средство передачи художественного содержания произведений. В узком смысле это предельная точность, быстрота пальцев, координация движений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач».

           Повторение в игровой форме и с наглядными пособиями музыкальных терминов, динамических оттенков, штрихов, темпов.

          2. Игра гаммы до мажор отдельно правой и левой рукой, затем двумя руками  четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио, аккорды . Задача педагога показать ученику приёмы работы  преодоления технических трудностей. В процессе урока  прорабатываются все приёмы вместе с учеником, для того, чтобы ученик смог дома самостоятельно отрабатывать технически сложные места и  следил  за звуком. При игре  гаммы и арпеджио обращаем внимание ученика на подкладывание 1 пальца . Пальцы собираем в направлении движения. При игре аккордов пальцы живые, активные, как бы хватают клавиши. Работает вся рука. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ. Следим за сменой меха.

2. Б. Самойленко «А ну-ка, догони»   Проигрывание пьесы  в медленном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают, находятся под усиленной нагрузкой. Работа над пьесой по частям, отрабатывая наиболее
трудные места.
  Затем предложено ученику  исполнить пьесу  в оживленном темпе.

3. А. Доренский «Хоровод и наигрыш».  Краткий  рассказ  преподавателя о  творчестве композитора и о характерах народных танцев.  Исполнение преподавателем пьесы, сконцентрировав внимание учащегося на различные темпы и характеры  в двух частях пьесы.   Уделяем особое внимание работе над фразировкой, которая на аккордеоне, баяне  связанна  с техникой владения мехом, так как каждая фраза должна быть уложена в одно определенное движение меха – сжим или разжим.  Обращаем внимание учащегося на исполнение аккомпанемента   в левой руке, прикосновение к басу более активное и «до дна» кнопочки, а аккорд нажимается легче, слегка.

4. Б. Самойленко «Маленький велосипедист» . Ученику предложена работа над произведением в медленном темпе разными штрихами, легато, стаккато. Это способствует достижению большей четкости исполнения, независимости и пластичности пальцевых и кистевых движений. При исполнении этой пьесы необходимо постоянно следить за состоянием технического аппарата ученика и не допускать его перенапряжения, скованности, зажатости. Часто напряженность возникает из-за неподготовленности к сложным игровым действиям, нерационально выбранной аппликатуры, слишком раннего форсирования беглости, темпа. Необходимо уделять большое внимание выработке ритмической и динамической точности, ровности звучания. Надо осуществлять на практике важную педагогическую задачу - научить ученика тщательно работать над технически трудными местами в произведении. Перед учеником ставится задача: «давай представим, что мы на сцене, попробуй сыграть, как на концерте». Педагог хвалит учащегося за старание, которое было приложено для решения поставленных задач.

5. Просмотр на компьютере видеоматериала выступление учащихся на Международном конкурсе «Аккордеон плюс»
6. Подведение итогов урока, оценка, домашнее  задание.

Урок окончен, спасибо за внимание!

Список литературы

Методическая литература:

1. Аверин В.А.«История        исполнительства на русских народных инструментах»: Курс лекций. – Красноярск: гос. Ун-т.: Краноярс: КрасГУ, 2002. – 296 с.

2. Акимов Ю. «Школа игры на баяне» – М.: Советский композитор, 1989. – 208 с.

3. Басурманов А. П. «Справочник баяниста» Под общей ред. Проф. Н. Я. Чайкина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Советский композитор, 1986. – 424 с.

4. Басурманов А. «Самоучитель игры на баяне» – М.: Советский композитор, 1981. – 110 с.

5. Информационные бюллетень «Народник» № 1-58./Ред.-сост. В. Новожилов, В. Петров. – М.: Музыка, 1998-2007.

6. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учеб. Пособие для вузов и уч-щ. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.

7. Каргин А. «Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов» – М.: Музыка, 1982. – 159 с.

8. Крылова Г. И. «Азбука маленького баяниста». Для начального обучения игре на баяне детей 6-8 лет. Учебно-методическое пособие для преподавателей и учащихся детских музыкальных школ. В двух частях. Часть 1. Пособие для учителя. / Г. И. Крылова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. – 107 с.

9. Крылова Г. И. «Азбука маленького баяниста». Для начального обучения игре на баяне детей 6-8 лет. Учебно-методическое пособие для преподавателей и учащихся детских музыкальных школ. В двух частях. Часть 2. Пособие для учащихся. / Г. И. Крылова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. – 116 с.

  10. Семенов В. «Современная школа игры на баяне» – М.: Музыка, 2003. – 216 с.

  11.  Ф. Липс.  Искусство игры на баяне-"Музыка", 1985г