"Развитие УУД интонирования в условиях подготовки к исполнению народного пения"

Леонова Елена Евгеньевна

Программа  для реализации в процессе обучения детей в музыкальной школе, и помимо образовательных задач решает задачи возрождения фольклорного творчества, как одной из важных составляющих национальной художественной культуры и учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_uud_intonirovaniya_v_usloviyah_podgotovki_.docx99.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие УУД интонирования в условиях подготовки

к исполнению народного пения»

Подготовил ________________ Е.Е.Тимофеева

(подпись, дата)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ____________________________________________________

  направленность;

  актуальность и педагогическая  целесообразность;

  цели и задачи;

  ожидаемый результат.

 3

  1. Проблемы развития интонации в вокально-хоровой практике __

 5

  1. Этапы формирования певческих навыков ____________________  

 7

  1. Ожидаемые результаты в развитие УУД ______________________

 9

  1. Методы  и приемы развития интонации _______________________

11

Заключение __________________________________________________

13

Список использованных источников ____________________________

14

Приложения __________________________________________________

16

Введение

В наше время  изменилось духовно – нравственное состояния современной школы,  и сейчас стала наиболее актуальна роль предметов эстетического цикла, и различных видов дополнительного образования детей. Художественно-эстетическое воспитание является одним из важнейших компонентов формирования личности ребёнка. Искусство помогает развивать способности ребенка, совершенствовать его умения и навыки,  и решать задачи развития ассоциативно-образного мышления. Так же помогает формированию его нравственно-эстетических критериев, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Работа несет в себе психологическое обеспечение, которое включает: комфортно-доброжелательную атмосферу, анализ приобретенных знаний, умений и навыков, побуждения творческого воображения учащихся.

Итоговая работа сформирована на примере занятий с детьми фольклорного ансамбля «Святки»  МБОУ ДОД ДШИ №3 «Младость». Программа работы включает в учебно-воспитательный процесс культурно-исторический опыт, нормы, традиции, способы и стили жизнедеятельности народов России, способствует формированию самобытной, разносторонне развитой личности. Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического становления общества.

Программа реализуется в процессе обучения детей в музыкальной школе, и помимо образовательных задач решает задачи возрождения фольклорного творчества, как одной из важных составляющих национальной художественной культуры и учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Направленность работы заложена в  воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа, формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями. Воспитанию детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности. Вырабатывает у учащихся личностные качества, способствующих восприятию учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного творческого процесса.

Актуальность продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.

Обучение народному  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, регулятивное, познавательное, коммуникативное формирование УУД у учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление; стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах. Комплекс здоровьесберегающих упражнений является профилактикой заболеваний органов дыхания.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желание ребенка, его интерес, возможности, способности, психологические особенности.

Цель развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать произведения народного музыкального творчества. Привить любовь к русскому фольклору, интерес и уважение к своим истокам и к национальным особенностям своего народа.

Задачи определены её целью и связаны как с познавательно-исполнительской деятельностью учащихся, так и с эстетической функцией фольклора:

Образовательные

- обучение  вокально-хоровой технике: певческому дыханию, опоре; дикционным навыкам, художественной  выразительности;

- формирование вокально-ансамблевых навыков;

- обучение навыкам пения без сопровождения.

Развивающие

- развитие музыкальной памяти, чувства ритма;

- развитие способности воспринимать народную музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер, понимать ее содержание;

- развитие эстетического вкуса.

Воспитательные

- формировать у детей интерес к миру традиционной русской культуры;

- воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре.

Ожидаемые результаты данной программы включает в себя множество пунктов. Прежде всего, учащиеся должны научиться выразительному и осмысленному исполнению. Научится владеть сценическим воплощением народной песни, обрядов и театрализованных фольклорных композиций.

Проявлять интерес к истории традиционной русской народной культуры, а так же должны уметь:

- интонационно точно петь выученные партии;

- владеть единой певческой манерой и диалектическими особенностями;

- уметь владеть высокой певческой позицией и выразительной дикцией;

- владеть певческим и цепным дыханием;

- исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составе                 фольклорного коллектива;

- знать различные  жанры фольклора и содержание основных народных календарных праздников и обрядов;

- иметь навыки игры на народных музыкальных инструментах, таких как: трещотки, коробочка, ложки, свистульки, свирель, кугиклы.

  1. Проблемы развития интонации в вокально-хоровой практике.

Музыкальная интонация родственна по происхождению речевой - и та и другая обращены к слушателям с целью воздействия на него, являясь таким образом средством общения. Как музыкальная, так и речевая интонация оперирует звуковым материалом, обе они обращены к слуху.

Музыкальная интонация,  в отличие от речевой, имеет свои особенности. В ней заключен музыкальный образ. Музыкальная интонация оперирует тонами точно зафиксированной высоты, основывается на особой музыкально-звуковой системе и ритмической организации. Благодаря этому, музыкальная интонация более самостоятельна, развита и обладает неизмеримо большими выразительными возможностями.

Для точного интонирования необходим развитый музыкальный слух, как одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей. Многолетней музыкально-педагогической практикой подтверждено, что мелодический слух развивается у детей в основном на занятиях пением. Слух в пении играет важную роль – звукоизвлечение не будет интонационно чистым, если пение осуществляется без слухового контроля. Чем строже слуховой контроль, тем чище интонация.

Современные исследователи позволяют выявить несколько этапов становления и развития способности ребенка интонировать мелодию голосом.

На первых пяти этапах мелодия интонируется с сопровождением фортепиано.

Начальный этап характеризуется тем, что интонирование практически отсутствует: ребенок просто проговаривает слова песни, иногда в ритме, более или менее совпадающем с ритмом предложенной мелодии.

Второй этап – интонирование одного-двух звуков мелодии.

Третий этап – интонирование общего направления мелодии.

Четвертый - когда в общем движении мелодии появляются достаточно чисто проинтонированные фрагменты.

На пятом этапе достаточно чисто интонируется вся мелодия.

На шестом этапе необходимость в аккомпанементе отпадает.

Следуя этим принципам, педагоги ищут способы развития интонации через развитие музыкального слуха.

Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха, начиная с раннего возраста, развитием слухового сосредоточения к различению и воспроизведению звуков по высоте, направлению движения мелодии.

 Основной причиной неверной интонации является отсутствие координации между слухом и голосом. При этом дети, как правило, пассивны, неорганизованны, несобранны, у них недостаточно внимания.

Черезвычайно большое значение для выработки чистой интонации имеет дыхание. Детская подвижность, впечатлительность заставляет учащихся часто менять не только скорость, но и тип дыхания. Такие перемены неизбежно вызывают неравномерную работу голосовых связок и, как следствие, нечистую интонацию. При вялом дыхании вдох недостаточно глубокий и полный, выдох осуществляется без активного взаимодействия дыхательных мышц, от этого не создается нужное подсвязочное давление. Работа голосовых мышц при таком дыхании неполноценна - говорят, «нет опоры». При форсированном дыхании голосовые связки перенапрягаются, чтобы противостоять сильному подсвязочному давлению, от чего нарушается их нормальная работа.

Большое влияние на голосообразование и на интонацию оказывает атака звука – то есть способ смыкания голосовых связок, их переход от дыхательного положения к певческому. Принято различать три вида атаки звука - твердую, мягкую и придыхательную. При твердой атаке голосовая щель смыкается до начала звука, появляется активное давление воздуха в подсвязочном пространстве. Применение «твердой атаки» активизирует детское пение. При мягкой атаке голосовая щель смыкается менее плотно, что применяется при пении пиано и в лирической музыке. Придыхательная атака образует звук при неполном смыкании связок. По мнению многих вокальных педагогов, «с первых уроков надо добиваться у детей активной подачи звука. Под активным звуком надо понимать эмоциональный, выразительный, красивый, отнюдь не форсированный звук, лишенный вялости и «подъездов».

Педагог должен помнить, что основными условиями формирования навыков вокального интонирования является работа над качеством голоса, его эмоциональной выразительностью и технически грамотным воспроизведением – опорой дыхания, артикуляцией, резонированием и т.д.

  1. Этапы формирования певческих навыков.

Основой формирования певческого навыка является создание внутреннего регулировочного образа, представления о звуке, который надлежит спеть. Процесс образования двигательных навыков принято условно делить на три этапа.

Первый этап – нахождение верной певческой работы голосового аппарата, правильного звукообразования на некоторых гласных и на ограниченном участке диапазона голоса.

Второй этап – сохранение и уточнение этих навыков, усвоение различных типов звуковедения, верные принципы работы голосового аппарата.

Третий этап – доведение правильного звукообразования и звуковедения до автоматизма, раскрепощение голосового аппарата.

Первый этап охватывает период занятий от попыток осуществить звуковое задание до его правильного выполнения, то есть до относительно слаженной работы голосового аппарата. Вначале все получается весьма несовершенно, неловко, так как работа мышц еще нескоординирована. Наблюдаются лишние движения, недостаточная согласованность действий. Стараясь выполнить одну задачу, ученик может забыть о другой (например, следя за дыханием, он забывает округлять звук и т.п.)

Первый этап один из самых ответственных, так как именно в этот период неправильное формирование певческого навыка закрепляется при повторении, становится стереотипом, от него впоследствии очень трудно избавиться. Неверно усвоенная и закрепленная координация оставляет стойкий след. Именно поэтому научить легче, чем впоследствии переучивать. При использовании того или иного упражнения, вокального произведения педагог должен исходить из представления о предшествующем вокальном опыте ученика, то есть из его индивидуальных возможностей. Каждое последующее упражнение должно быть труднее предыдущего и опираться на него. Одни упражнения подготавливают другие; к сложным заданиям целесообразно подходить через ряд подготовительных упражнений.

Ко второму этапу формирования певческих навыков учащийся может распределять усилия, которые при минимальной затрате энергии приводят к образованию лучших певческих качеств, соответствующих хорошо поставленному голосу. Основное, что характеризует этот этап – это, наряду с укреплением найденной связи, развитие дифференцированного торможения, благодаря которому тормозится все, что мешает слаженному певческому процессу. Необходимы постоянные указания педагога, упор на достижение верного качества звучания, освоение различных приемов. Недочеты исполнения убираются постепенно, ученик может одновременно выполнять одну-две задачи, и лишь потом переходить к  следующим. В этот период необходимо работать над все более тонкой огранкой, шлифовкой выработанных навыков.

На третьем этапе – закрепления вокальных навыков – происходит их автоматизация и укрепление стереотипов в коре головного мозга. Навыки выполняются легко, не требуя большого внимания. Ученик «овладел» голосом, голос имеет все необходимые качества, звучит ровно, легко, свободно на всем диапазоне. Обычно говорят: «голос устроился». Автоматизм позволяет проявляться вариантам вокальных навыков, что составляет основу различных нюансов, однако, не выходя за рамки полупрофессионального звучания. Поэтому на ранних этапах приходится мириться с некоторой одноплановостью звучания, со скромностью нюансировки. В этот период внимание может быть полностью перенесено на исполнительские задачи, на передачу эмоционально-смыслового содержания. Постепенно это приведет к развитию динамических и тембровых возможностей голоса.

  1. Ожидаемые результаты в УУД

 Работа направлена на достижение учащимися универсальные учебные действия (УУД): Личностные УУД 

- наличие интереса к народному вокалу и стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах); -  формирование музыкальной потребности выражающейся в творческой деятельности в вокальном искусстве;

- формирование эстетических потребностей, ценностей.

 Познавательные УУД

- формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

-  использование голосового аппарата;

 - проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

- формирование стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

Коммуникативные УУД

- формирование умения слушать и слышать музыкальный текст;

- формирование умения умение выражать свои мысли, чувства через песню. Регулятивные УУД

- формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формирование умения отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.

Повышению мотивации на уроках народного вокала, а также развитию музыкально-творческих способностей помогает подготовка и участие детей в конкурсах и фестивалях.

Формой итогового контроля можно считать творческие отчетные концерты, участие детей в фестивалях и конкурсах различного уровня, итоговые рефлексивные занятия. Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки учащихся. Концертные выступления имеют большое значение, они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

  1. Методы и приемы развития интонации.

Для реализации целей и задач музыкального, в частности, вокального, воспитания необходимо определить комплекс методов, с помощью которых будут решаться поставленные задачи. При работе над точностью интонации у детей, педагогу необходимо знать различные методы и приемы музыкального обучения, в совершенстве владеть ими, уметь применять в соответствующих ситуациях.

Рассмотрим методы и приемы развития интонации путем ассоциативно-образного мышления. В педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения. В музыкальной педагогике используется группа методов работы с учащимися по источнику знаний: наглядный, словесный и практический. В музыкальном воспитании младших школьников эти методы имеют свою специфику.

1. Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет несколько разновидностей:

- наглядно – слуховой (показ педагогом вокального произведения, прослушивание аудиоматериала);

 - наглядно-зрительный (показ репродукций, иллюстраций, наглядно-образных пособий и т.д.);

 - наглядно-двигательный (использование движений рук, пластическое и мануальное интонирование).

Показ педагога позволяет ребенку увидеть целостную картину произведения, вызывает определенные положительные эмоции, что стимулирует ученика к дальнейшему творчеству.

2. Словесный метод – к нему относятся беседа с детьми, рассказ, диалог и т.п.

В музыкальном воспитании этот метод понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно – психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.

3. Практический метод, его еще называют художественно-практическим - это формирование у  учащихся умения понимать, оценивать и анализировать средства художественной выразительности произведений, а также умения применить эти знания на практике, в частности, в процессе пения.

 В музыкальной педагогике существуют свои, специфические методы, направленные на более глубокое понимание музыкального языка:

1. Метод сопереживания позволяет учащимся сравнить и почувствовать музыкальное произведение через актуализацию собственного жизненного опыта;

2. В процессе вокального воспитания важно использовать метод сравнения и сопоставления, а также прием контрастного сопоставления – сравнение двух и более различных образов, выявление их сходств и различий;

3. Для того чтобы активизировать творческую деятельность ученика, его ассоциативно-образное мышление, в музыкальной педагогике используется метод ассоциативных сопоставлений. Обращаясь к красочным метафорам, сравнениям педагог вызывает у ребенка те или иные душевные состояния, находит в нем определенный эмоциональный отклик;

4. Близко к этому методу стоит эмоционально-образный метод, который основывается на образном и ассоциативно – образном мышлении учащихся. Многие педагоги-вокалисты используют в своей практике именно этот метод обучения пению.

Состояние эмоциональной сферы ребенка, обучающегося пению – одна из важнейших педагогических задач на пути овладения вокальной техникой.

На уровне подсознания он дает целостную установку на саморегуляцию голоса. Чтобы успешно выполнять вокальные задачи, надо глубже включаться в творческий процесс, то есть с помощью музыкально-образных стимулов осуществлять саморегуляцию голоса.

Образно - эмоциональные способы описания певческого процесса по праву занимают прочное место в вокальной терминологии.

Морозов В.П. назвал этот метод «методом «как будто»: «Как будто вы зеваете», «Как будто вдыхаете аромат цветов», «Как будто вы поете для слушателя в дальнем ряду» и т.п.

В основе «волшебного» метода «как будто» лежит психофизиологический закон идеомоторного акта. Ученик, представляющий себе какое-либо действие или состояние – вдыхание аромата цветка, расширение полости дыхательного тракта и т.п., - непроизвольно воспроизводит эти действия и состояния: мысленное представление их рождает соответственное движение, состояние и ощущение певца.

В детской вокальной педагогике эмоционально-образные методы обучения (в частности, метод «как будто»), просто незаменимы. Они подбираются соответственно возрасту детей. Примеры подобных методов можно найти в работах Малининой Е.М., Марковой Е.В., Демченко А.Д. и многих других авторов.

Заключение

Основными принципами на занятиях по народному вокалу является работа над формированием интонации учащегося, раскрытием певческого голоса через основы народного вокала и русских народных песен.

В результате обучения народному пению ученик должен:

знать, понимать:

- строение артикуляционного аппарата;

- особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;

- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- различные манеры пения;

- место дикции в исполнительской деятельности;

- основы музыкальной грамоты.

уметь:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

- петь легким звуком, без напряжения;

- четко выговаривая слова песни;

- уметь делать распевку;

- к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.

  1. Вокально – хоровая работа.

Вокально-хоровая работа включает в себя большое количество аспектов, которые напрямую связанны с  выработкой правильной и чистой интонации  учащихся.

Певческая установка играет важную роль для правильной работы голосового аппарата. При пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости. Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:

- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не закидывая назад;

- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;

- в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;

- при пении в сидячем положении руки должны свободно лежать на коленях;

- сидеть нога на ногу совершенно недопустимо, так как такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет ее книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

 Распевание.

 Занятия вокалом, как правило,  начинаются с распевания, которое выполняет функцию разогревания и настройки голосового аппарата учащегося с целью подготовки  к работе и развития вокально – хоровых навыков, которые способствуют достижению выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений. Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха.

Подготовка, прежде всего, предполагает эмоциональный настрой, а так же введение голосового аппарата в работу с постепенно нарастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции. Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.

 (Приложение №1)

 Певческое дыхание.

Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука. Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения. Чем подвижнее темп, тем они быстрее.

Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием.

 Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. (Приложение №2)

Звуковедение. В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная подача звука, выработка грудного и головного регистра. Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения пению, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком звуке, звук должен посылаться в грудной и головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется ввиду грудная клетка и верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью.

 Формирование гласных букв в народном пении носит важный характер, они должны быть «круглыми» и «широкими» это обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка грудного звучания начинается с них.

 Для выработки правильных гласных существуют специальные упражнения. (Приложение №3)

 Дикция.

 Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем, чтобы дольше прозвучал гласный звук.

 Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «От топота копыт пыль по полю летит», «Бык топогуп» и т.д. (Приложение № 4).

 Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие успешной концертно – исполнительской деятельности коллектива. (Приложение №4)

Программа вокальной работы имеет не один год обучения и тематическую структуру.

V. Концертно-исполнительская деятельность.

Повышению мотивации на уроке музыки, а также развитию музыкально-творческих способностей помогает и такая работа, как проектно-исследовательская деятельность, так и подготовка и участие детей в конкурсах и фестивалях. Ежегодно в рамках предмета учащиеся фольклорного ансамбля «Святки» принимают участие в различных творческих конкурсах и становятся лауреатами как городского, так и всероссийского и международного уровня.

Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значения имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

 План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы.

 Отчетный концерт – это финал концертной работы. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.

  1. Дыхание – неотъемлемая часть  правильного исполнения песни.

Роль и значение. Необходимые условия для правильного дыхания. Упражнения на дыхание: «Насос», «Бокс», «Шарик», элементы подражательных звуков: «Ку-ку», «Вой ветра», «Гудение шмеля», «Тушение свечи».

  1.  Попевочный букварь: малообъемные песни (1, 2, 3, 4 звука).

        Определение звуков по высоте. Унисонное повторение звука. Восходящее и нисходящее движение мелодии по ступеням (от примы до кварты). Развитие музыкального воображения. Разучивание попевок, прибауток: «Лиса», «Ай, ду-ду», «Андрей-воробей», «Петушок», «Ходит зайка по саду», «Барашеньки-крутороженьки», «Сорока», «Зайчик», «Скок-поскок», «Солнышко».

  1. Дикция. Артикуляция. Их значение.

        Что такое дикция. Роль и значение. Необходимые условия для исполнения народных песен. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Упражнения и твердые согласные для мышц языка и губ. Работа над считалками с учётом предыдущих упражнений, проговаривание их нараспев, следя за артикуляцией и положением аппарата соответственно разговорному. Работа над дикцией в играх: «Домашний зоопарк», «Ходит Ваня», «Тетёра», в попевках.

       

Содержание учебного курса предмета “Музыка” в рамках “Стандартов второго поколения” для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета “Музыка” становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса “Музыка” обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности и делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

УУД (универсальные учебные действия) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Выделяют следующие виды УУД: личностные, познавательные, регулятивные (включающие действия саморегуляции), коммуникативные и знаково-символические действия.

Личностные учебные действия обеспечивают ценностно–смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: смыслообразование (ученик должен задаваться вопросом о том, "какое значение, смысл имеет для меня учение", и уметь находить ответ на него) и нравственно–этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

С точки зрения предмета “Музыки” это: стремление реализации творческих способностей ученика, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения. Они формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями.

Регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Это:целеполаганиепланированиепрогнозированиеконтроль, коррекция, оценкаволевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

На предмете “Музыка” учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные, нравственно-эстетические качества. Это является основной целью предмета “Музыка”, которую учащиеся должны ясно представлять.

Коммуникативные учебные действия помогают обеспечить планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.

На уроках “Музыки” коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная.

Познавательные учебные действия включают в себя общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование  познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных  способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль  и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование); логические универсальные действия (анализ объектов выделения   признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование); постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.).

Формирование познавательных УУД на уроках “Музыки” осуществляется за счет приобщения к народной культуре – народному, музыкальному творчеству. Это способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Знаково-символические учебные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний. А именно: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно–графическую или знаково–символическую) и преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Предмет “Музыка” наиболее полно способствует формированию таких УУД, как познавательные и знаково-символические.

Основной задачей предмета “Музыка” является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности, музыкально-творческих способностей. Музыкальная педагогика призвана решать задачу “приближения к переживаниям” общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач. Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе, как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы каждый урок музыки проходил плодотворно и эффективно.

Эффективность урока во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности. К ним можно отнести: слушание музыки, интонационно-образный анализ; исполнение произведений; пластическое интонирование; “перевод” (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой); игра; моделирование; проектная деятельность; участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Все перечисленные виды деятельности мы стараемся использовать на своих уроках и внеурочной деятельности.

Как уже говорилось выше, в основе слушания музыки лежит интонационно-образный анализ, который ведет к осмыслению произведения, пониманию его содержания, основной мысли произведения.

Одним из важных видов деятельности на уроке музыки, на наш взгляд, является игра, которая способствует развитию творческих способностей личности, а также повышает интерес к познанию, повышает мотивацию. В игре проявляется детская активность и эмоциональность, в игре достигается интеллектуальная раскованность и общий положительный фон занятий. Мы используем следующие игры: “Вспомни песню”, “Листочки”, “Снежинки”, “Угадай-ка”, “Хромые цапли”, “Оркестр” и т.д.

Игра “Угадай-ка”. Звучат музыкальные фрагменты пройденных произведений, а дети должны поднять таблички с правильным названием произведения и композитора.

Игра “Оркестр”. Учитель предлагает детям отгадать загадки о музыкальных инструментах. При правильном ответе учащиеся слушают звучание того или иного инструмента.

Понятие развития, “существования в процессе” совершенно естественно для музыки и других временных искусств. Поэтому чтобы урок был интересным, захватывающим,  он должен строиться  с учетом драматургии. Драматургический подход к обучению  это общение на основе совместного проживания урока всеми его участниками. Урок музыки выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока:

начало (сообщение темы),

завязка (постановка проблемы),

развитие (изложение материала),

эмоциональная кульминация (разрешение проблемы),

заключение (вывод).

Творческое начало, способности ребенка создавать свое, новое, оригинальное - формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из "внешнего предмета" творчества переходит во внутреннее состояние и становится содержательным выявлением детского "Я". Поэтому, немаловажными видами деятельности на уроках музыки мы считаем также пение произведений, пластическое интонирование, использование (возможно эпизодическое) музыкальных инструментов. При исполнении произведений мы всегда обращаем внимание на интонационную выразительность, формируем простейшие навыки хорового пения. Через пластическое движение ученики ярче, эмоциональнее воспринимают музыку,   а так же этот прием позволяет проникнуть в динамические  нюансы произведения. Использование музыкальных инструментов обогащает тембральное звучание исполняемых произведений и всегда вызывает повышенных интерес ребят и служит повышением мотивации.

Многие учащиеся также продолжают свое обучение в рамках системы дополнительного образования, занимаясь в хоровых коллективах нашей школы: образцовом коллективе фольклорном ансамбле “Русский сувенир” и вокальном ансамбле “Надежда”. Они тоже много выступают на различных концертных площадках (от школы до Государственного Кремлевского Дворца), участвуют во многих фестивалях и конкурсах (“Хрустальная капелька”, “О боях-пожарищах”, “Одаренные дети”, “Юные таланты Московии”, “Открытая Европа” и др.), становясь победителями и призерами.

Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает так же возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.


http://festival.1september.ru/articles/626249/img3.jpg

Искусство, выражая истинные ценности жизни, страстно несет их все новым и новым поколениям. Оно заботится о том, чтобы эти ценности не были утеряны в общественной и индивидуальной жизни. Довести их до школьников – главное назначение педагога искусства. И музыкальная педагогика призвана решать задачу “приближения к переживаниям” общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач. Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе, как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы каждый урок музыки проходил плодотворно и эффективно.

Список используемой литературы:

  1. “Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения”, М., 2010.
  2. “Технология урока искусства” А.В. Копылова, М., 2004.
  3. “Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики”  Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с