Конспект открытого занятия на тему "Приемы и штрихи в эстрадном пении"
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
Тема: «Приемы и штрихи в эстрадном пении»
Исаевой Карины Николаевны, педагога дополнительного образования
МАУ ДО «Дом детского творчества г. Можайска»
Цель урока: изучение исполнительских приемов, позволяющих добиться колорита звучания характерного для какого – либо произведения.
Задачи урока:
Обучающие:
- формирование вокальных навыков;
- формирование вокальной артикуляции;
- изучение специфических штрихов и приемов.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности учащихся: ладовое чувство, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма.
- развивать правильное представление о звукообразовании.
Воспитательные:
- воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
- воспитать уважительное отношение к музыке;
- создать благоприятную обстановку и творческую атмосферу.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, зеркало
Педагогическая технология: личностно ориентированная
Методы используемые на занятии:
Словесные методы: рассказ, пояснения
Наглядные методы: наглядный показ упражнений, вокальных приемов
Продолжительность занятия: 40 минут
Возраст детей:14-17 лет
Структура занятия
- Организационная часть:
- проверка готовности к занятию
- озвучивание цели и задач занятия
- В начале урока проводится разминка, состоящая из вокальных, дыхательных и ритмических упражнений.
- Основная часть: объяснение нового материала
4. Изучение и отработка вокальных произведений
5. Подведение итогов, домашнее задание
Ход урока:
Здравствуйте ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «Приемы и штрихи в эстрадном пении».
Мы познакомимся с исполнительскими приемами, позволяющими добиться колорита звучания характерного для какого – либо произведения.
Приемы и штрихи в эстрадном пении – это приемы звукоизвлечения выходящие за рамки вокальной техники, позволяющие расширить исполнительские возможности, добиться особого колорита звучания характерного для какого – либо музыкального стиля. Не смотря на огромное многообразие этих приемов, терминов и их обозначающих выделим наиболее распространенные:
- хриплый или расщепленный звук (гроулинг) звук достигается за счет вибрации мягких тканей внутри ротоглотки;
- опертый фальцет – громкий фальцет сопоставленный со звучностью обычного голоса. Достигается за счет увеличения надсвязочного давления, что позволяет добиться наиболее плотного смыкания связок при сохранении фальцетного режима;
- субтон – пение с придыханием достигается за счет использования придыхательной атаки звука;
- шаут – (криковое пение) имеет широкое распространение во многих этнических культурах;
- глиссандо – скольжение от одной ноты к другой (восходящей или нисходящей в нетемперированном строе);
- драйв – акцентирование каждой метрический или каждого слога. Позволяет добиться ощущения движения, экспрессивности и особого напряжения;
- swing - смещение акцентов с опережением или отставанием в ритмическом рисунке мелодии.
Отработка вокальных и дыхательных упражнений:
- вокальные упражнения (на легато, стаккато)
- дыхательные упражнения:
Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки). Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Изучение вокальных произведений:
- К. Орбакайте «Тучи в голубом»
- Военные песни «Майский вальс»
- Военные песни « На безымянной высоте»
- К. Шульженко «Синий платочек»
Подведение итогов:
Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы познакомились с приемами и штрихами в эстрадном пении, поработали над вокальной техникой и исполняемыми произведениями.
Спасибо за внимание!
Исаева К.Н. 21.04.2015г