Троицкие хороводные песни Поволжья

Сутыркина Ольга Александровна

Эта работа является итогом фольклорно-исследовательской работы, проведённой автором в течении 2000 - 2001 годов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл troitskie_horovodnye_pesni_povolzhya.docx25.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сутыркина О.А.

ТРОИЦКИЕ ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ ПОВОЛЖЬЯ

(на примере песенного фольклора деревни Ясашный Сызган Ульяновской области)

Представленная работа является итогом фольклорно-исследовательской работы, проведённой автором в течение 2000–2001 годов в селе Криуши и деревни Ясашный Сызган Ульяновской области. В процессе работы автор стремился выявить особенности бытования фольклора, классифицировать собранный материал по жанровым признакам, выделить преобладающий жанр и изучить его местную специфику путём музыкально-теоретического анализа. Необъятная территория Поволжья охватывает семнадцать областей и шесть автономных республик Российской Федерации. На территории Среднего Поволжья проживают народы трёх различный групп: восточнославянской[1] (русские, белорусы, украинцы), финно-угорской (мордва, марийцы), тюрко-татарской (татары, чуваши). Народная песенная культура этого обширного региона впитала в себя черты северо-, и западнорусских, южнорусских и среденевожских, казачьих песенных традиций.                                                 В Среднем Поволжье сложилась многоликая, разноязыковая, но во многом единая культура, впитавшая в себя вековые традиции народов различных языковых групп. Одним из примеров единство многонациональных традиций стала деревня Ясашный Сызган.                                                 Деревня Ясашный Сызган находится в бассейнах рек Сызган[2] , Инза, Сура. В данный момент деревня Ясашный Сызган находится в составе Базарно-Сызганского района на северо-западе Ульяновской области. Сначала это была Слобода, которая была основана стрельцами, при строительстве засечной черты. Слобода основана на месте древнего мордовского поселения, облагаемого «ясаном»-данью, платившуюся Золотой Орде, отсюда Ясашный Сызган. Население Ясашного Сызгана смешанное (90% -мордвы, 5% – чувашей, 5% – русских). С конца XX века деревня Ясашный Сызган относится к «умирающим» деревням, большинство жителей перебираются в более крупные села и города.                                                                                         Обычаи, праздники и обряды уходят своими корнями в глубокую старину и крепко связаны с трудом и укладом жизни народа. Празднества устраивались нашими предками после удачной охоты, перед началом весенних полевых работ, после уборки урожая. Торжествами и особыми, приуроченными к ним обрядами народ встречал весну, лето, осень, зиму, поклоняясь деревьям, цветам, родной природе, заботясь о будущем урожае, благополучии своего рода и т.д. В связи с этим предлагаю рассмотреть празднования праздника Троица.                                                                         Троицкие хороводные песни деревни Ясашный Сызган имеют свои особенности бытования. Вот что рассказывали автору исполнители: «Ходили на гору, где берёзки, и завивали венки, это было перед Троицей, в четверг, а на Троицу приходили на эту гору и развивали берёзку. Венки делали на каждого члена семьи, по венкам не гадали». Почему именно плели венки на каждого члена семьи, исполнители не ответили. «Когда шли завивать берёзку, пекли лепёшки, брали с собой и ели после того как завьют венки. Каждая брала с собой две лепёшки и два яйца. На горке обменивались яйцами и лепёшками и после этого назывались кумовьями, то есть кумились. Лепёшки ломались пополам. Вокруг берёзки водились хороводы, играли в игры.                                 Когда ходили завивать венки, специальной песни не было, а когда развивали пели песню «Как по морю». В субботу перед Троицей ставили берёзки перед окнами дома, украшали их. Весну провожали очень весело. Ряженые ходили по деревне, ломали берёзы и шли с песнями. Особенно часто пели песню, приуроченную к проводам весны «Не бела заря занималася».  «Кроме того автору стало известно, что многие хороводы водились стенка на стенку. Из рассказа П.Т.Беловой: «Пока песню играли – с одной стороны четыре и с другой стороны четыре. Вот один куплет идёть, те стоят, поют, а оттуда уже те идуть, а вы попятитесь и будите петь. Ходить стенка на стенку до конца песни. В конце выбирали девицу». Исполнение троицких песен в деревни Ясашный Сызган традиционно имело самые активные формы. Как стало известно автору, провожать весну перестали.                                         Поэтический стиль хороводных песен вобрал в себя богатство поэтического языка, что определило особую яркость и многообразие художественных образов. В песнях в основном идёт рассказ от лица молодок, которые сетуют на тяготы жизни в новой семье. В песнях поётся и о неравном браке.                                                                                                 В песнях встречается: 

 принцип образного параллелизма:

«Белая берёза – красная девица»,                                                                             «Во сыром бору – в высоком  терему».

 принцип ступенчатого сужения образов:

«Как по морю, морю синяму,                                                                                    По синяму по Хвалын- скому,                                                                                                  Да низился тот высок сокол.                                                                                              Уж и побил серу утычку                                                                                                        Он кровь точил, во сыру землю пускал,                                                                                              А перышки – по дубровушке.»

 форма диалога:

«Как сестра-то сестре,                                                                                          

Стала спрашивать: –                                                                                                            «Каково тебе, сястриченька,                                                                                                   Со старым жить?»                                                                                                       – «Мне со старым жить  -                                                                                                                                                                        Только плакать да тужить»

                                                                                Уменьшительно-ласкательные суффиксы придают поэтическим образам хороводных песен мягкость и задушевность. Например: «сястриченька», «головушка», «кусточком», «ровнюшка», «соловушка», «невеличка», «рукавчика», «леночек». К наиболее распространённым средствам выразительности относятся эпитеты. Они отражают понятия и эстетические взгляды разных эпох: красно солнце, моря синему, сера уточка, сыра земля, цветы лазоревые, красна девка и т.д. Несмотря на употребление традиционных средств народной поэзии своеобразная лексика, образы, характерные подчас только для местного стиля, придают неповторимость и особый колорит всей песенной поэзии деревни Ясашный Сызган. Поэтическое строение хороводных песен основано на силлабическом (цензурованном) типе стихосложения, в котором решающую роль играет цезура между полустишьями, составляющими стих. Поэтическим текстам соответствуют и напевы, так же делящийся на фразы цезурой, причём цезура напева и текста совпадают. По формам музыкально-поэтической строфы троицкие песни достаточно разнообразны и объединяются по типам: двустрочник, трёхстрочник, четырёхстрочник.                                                                 Подобное разнообразие доказывает самобытность, оригинальность и неповторимость троицких хороводных песен Ульяновской области. Все песни были записаны автором от женских составов. Голоса звучат в разных регистрах: верхние – в смешанном, нижние – в грудном. Благодаря широкому расположения голосов в партитуре достигается тембровая многослойность, способствующая созданию и увеличению звукового объёма. Пению свойственна мягкость, естественность звучания. В основном все песни двухголосные по типу склада со второй. В некоторых песнях выявляются признаки контрастной подголосочной полифонии. Но наиболее интересным оказалось своеобразное, богатое ладоинтонационное строение троицких хороводных песен деревни Ясашный Сызган. Несмотря на то, что большинство песен построены в натуральном минорном ладу, некоторые из них активно используют альтернирование ступеней:

  дорийская (VI высокая)

 полутоновое опевание квинтового тона и VII гармоническая ступень

 V низкая ступень в миноре.                                                                         Кроме этого альтерацию ступеней можно воспринимать как поиск средств выразительности, а также ладовой организации, точно выражающей главную идею произведения, так как альтерация происходит исключительно в I и редко II строфе. Но помимо семиступенных ладов есть песни с гексахордом мажорного наклонения, а также с гексахордом минорного наклонения. Отдельно хочется сказать о мелодике хороводных песен. Мелодическое строение песен разнообразно и многолико. Здесь встречаются отголоски «Камаринской». В некоторых песнях мелодика построена на двух попевках, где первая попевка повторяется дважды, вторая попевка это припев. Так же встречаются песни, в которых, в основе мелодического материала лежит одна попевка.                                                                                                         Все песни объединяет плавная, неспешная, неторопливая, волнообразная, льстивая и ласковая мелодия. Более ярко выделяется ритмическая сторона песен, так как каждый голос индивидуален в своём ритмическом рисунке. В песнях используется мелкая, филигранная ритмика. Внутрислоговые синкопы придают подвижность и выразительность ритмическому рисунку.        Хотелось бы отметить, что изучая фольклор своего края, мы вбираем в себя традиции, выработанные многими поколениями, так как устное народное творчество народов содержит в себе аккумулированные знания и общечеловеческие ценности. Очевидно, что фольклор, наряду с литературой, является источником саморазвития личности.                                                                                                  Троицкие песни в системе музыкального фольклора занимают особое место. Их всегда можно отличить по нежной мелодике, интересному ладу, игривой ритмике. Эти песни знаменуют переход из состояния зимней спячки в состояние любви, из весны в лето, из юности в зрелость. Исполнение песен отличается плавностью, мягкостью, лёгкостью, с чётким ощущением шага. Песни Троицы – песни женщины, воплощающей свои мечты, любовь и веру в силу природы. Поскольку песенный материал интересен и своеобразен, его можно использовать в сценических постановках, в работе, как с профессиональным, так и с самодеятельным коллективами.

Литература

  1. Ананичева Т., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. – М.: «Музыка», 1991.

[1] «Появление славян на Волге, согласно письменным источникам и археологическим раскопкам, относятся ещё к первым векам нашей эры. В верхнем течении Оки и Дона расположились племена славян, на северо-востоке – чуть, в степях Юго-Восточной Европы – племена булгар. К VII веку булгары объединили различные по языку племена, жившие в Приазовье, относившиеся к тюрко-языковой ветви, и распространили на них свой язык. К концу X века на территории Среднего Поволжья образовалось государство Булгария со столицей Булгаре. В 1236 году в результате вторжения Батыя на Волгу Булгарское государство прекращает своё существование. В Поволжье образуется Золота Орда с центром в городе Сарае. С конца XIV до конца XVI века земли в бассейнах рек Суры и Свияге стали ареной ожесточённой борьбы, между славянами и другими народами. В конце XVI века наряду со строительством городов-крепостей начинают сооружать и заселять укреплённые засечные линии с земляными валами, соединяющие города-крепости. К началу XVII века в России растёт число беглых людей. Массовое «разбойничество» становится по сути началом крестьянской войны. Русские, марийцы, мордва, чуваши, татары выступили против крепостного гнёта, захвата земель феодалами, закрепощение ранее свободных крестьян, казаков, выплачиваемых «ясачными» крестьянами («ясак» – дань натурой и деньгам). В 1636 году создаётся засечная линия Тамбов – Козлов.В 1647 году строится засечная черта за рекой Сурой. Строительство идёт шесть лет людьми ближайших мест – по одному человеку с пяти русских дворов и с трёх дворов мордвы, татар, чувашей. Эта засечная черта шла на Ту- гай, Карсун, Сурск, Саранск, Инсар, Нижний и Верхний Ломов, Тамбов. Именно в это время была основана деревня Ясашный Сызган» [1, с. 30].

[2] «Сызган» – от татарского топонима. «Сыза» – овраги, «ган» – русло, то есть овражное русло. Мелкая речушка талых вод.