План-конспект урока фортепиано с использованием синтезатора.
Урок специального фортепиано с учащимся 1 класса.
Тема урока: "Использование синтезатора в классе специального фортепиано"
Цель урока: Систематизировать навыки и умения игры на синтезаторе в классе специального фортепиано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_fortepiano_s_sintezatorom.doc | 53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект урока фортепиано
преподавателя БОУ ДО ДШИ №15 города Омска
Поляковой Натальи Вадимовны
Урок специального фортепиано, 1 класс
Тема: «Использование синтезатора в классе специального фортепиано».
Цель урока: Систематизировать навыки и умения игры на синтезаторе в классе специального фортепиано.
Задачи урока:
- Учить использовать возможности клавишного синтезатора на занятиях специального фортепиано.
- Развивать специфические навыки управления синтезатором.
- Создать условия для формирования творческой инициативы на уроках специального фортепиано.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Технический блок с использованием функций синтезатора.
3. Работа над произведениями с использованием различных функций синтезатора.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент.
Синтезатор – это музыкальный компьютер, «инструмент-оркестр», обладающий богатыми возможностями в выборе музыкально-выразительных средств. Именно поэтому в последнее время синтезатор пользуется большой популярностью среди учащихся и их родителей. Сегодня мы покажем, как на уроках специального фортепиано можно использовать возможности современного и популярного инструмента-синтезатора. А поможет мне учащийся 1 кл. фортепианного отделения ДШИ №15 Захаров Паша.
2. Технический блок с использованием функций синтезатора.
Итак, как известно, любой урок специального фортепиано включает в себя несколько разделов: работа над техникой, над произведениями, игра в ансамбле (с преподавателем). Наш урок не исключение.
Технический раздел направлен на приобретение умений, навыков, приемов игры на фортепиано и охватывает работу над упражнениями, гаммами, этюдами. Паша обучается первый год, поэтому у нас в техническом разделе упражнения на освоения различных штрихов. Всем известное упражнение на легато по 3 звука, играем отдельно каждой рукой.
- Пожалуйста, Паша, давай сыграем правой рукой, но перед игрой вспомним, что такое легато? (Отвечает: связное исполнение).
-А чего мы должны добиваться в игре на легато? (Отвечает).
-Правильно, Паша, текучести, певучести звучания.
- Ну а теперь давай сыграем, сначала на фортепиано (играет).
-Постарайся плавно переходить из одного звука в другой.
-Теперь давай сыграем это упражнение на синтезаторе, используя функцию авторитма. Внимательно слушай свою игру и ритм синтезатора, старайся подстраиваться под авторитм (играет, но получается не сразу).
-Хорошо, а теперь давай вспомним, другое упражнение на стаккато, кстати, что такое стаккато? (Отвечает: отрывисто).
-Правильно, играем упражнение Е.Гнесиной на стаккато, на 5 пальцев по белым клавишам, используя другой стиль авторитма синтезатора. Играем легко, подвижно, упругой рукой и внимательно слушаем стиль авторитма, соответствующий характеру исполнения (Играет).
-Молодец, Паша, это упражнение у тебя получилось лучше. Таким образом можно играть и гаммы, и этюды, меняя стили автоаккомпанемента из урока в урок (танцевальные, джазовые, стили рок и поп музыки). А мы сейчас снова сменим авторитм и сыграем Этюд-догонялки Корольковой. Пожалуйста, Паша (учащийся делает настройки на синтезаторе и играет).
- Скажи, Паша, а тебе нравится играть с функцией авторитма? (Отвечает: да).
-А почему тебе больше нравиться играть с авторитмом? (Отвечает: так интереснее).
-На самом деле, данный режим синтезатора помогает в развитии чувства ритма, дает большой опыт слушания и понимания различных ритмических фигур, знакомит с ритмическими особенностями различных стилей в музыке. Жесткие рамки авторитма, как метронома, быстрее приучают учащегося к ровности исполнения и делают увлекательным монотонный процесс работы над упражнениями, гаммами, этюдами.
3. Работа над произведениями с использованием различных функций синтезатора.
-А сейчас мы покажем, как можно использовать синтезатор в работе над произведениями, используя другую функцию синтезатора, а именно: различные тембры. У нас в работе пьесы: «Украинская народная песня», «На коньках» Лонг-Друшкевичова.
Начнем с «Украинской народной песни». Прежде чем подобрать тембр(голос) для исполнения этой пьесы, мы ознакомились с различными тембрами(голосами) синтезатора, послушали многие из них и говорили о том, что в памяти синтезатора хранятся сотни различных голосов синтезатора (в нашем случае, более 600). Часть из них составляют инструменты симфонического оркестра, а также народные инструменты, голоса хоров, шумовые эффекты.
-Как же из этого многообразия выбрать нужный тембр? Вспомни, на что нужно ориентироваться при выборе тембра голоса для пьесы? (Отвечает: на характер музыки).
-Точно. Наша «Украинская народная песня» в обработке Барахтиной называется «Дедушка и внучка», поэтому мы решили использовать голос дедушки и внучки, которую он не пускает гулять. Голос дедушки мы отдали инструменту – саксофон, который придает хрипловатость, а голос внучки-кларнету, у которого чистый, звонкий голос. К тому же, тембры деревянных духовых инструментов близки жанровой направленности нашей пьесы- народной музыке. Ну, что Паша, делай настройки на синтезаторе и не забудь, что в этой пьесе мы используем еще одну функцию синтезатора, которая называется dual. Напомни мне, что это за функция? (Отвечает: функция сдвоенного голоса).
-Хорошо, все настройки готовы, пожалуйста, продемонстрируй, что у нас получилось. ( Играет).
-Какое звучание этой пьесы тебе больше нравиться, на фортепиано или на синтезаторе с различными тембрами? (Отвечает: на синтезаторе звучание красивее, интереснее).
-С этой пьесой мы разобрались, а твоим домашним заданием было подобрать тембр к другой пьесе «На коньках». Расскажи, как ты справился с этим заданием, ответив на вопросы к этому заданию?
- Какой характер в пьесе «На коньках»? (Отвечает: плавный, скользящий).
-Правильно, а каким штрихом исполняется эта пьеса? (Отвечает: связным).
-Да, legato. А как ты думаешь, тембры, каких инструментов подойдут нам в исполнении пьесы «На коньках»? (Отвечает: струнных).
-Хорошо, ну а теперь продемонстрируй, что у тебя получилось. (Учащийся играет пьесу, используя голос альта).
-Молодец, ты все правильно сделал, а теперь давай попробуем удвоить голос, т. е. добавить второй голос, чтобы звучание было более насыщенным, используя такую функцию синтезатора, как dual. Второй голос может быть из этой же группы инструментов, но можно добавить какой-нибудь инструмент из группы деревянных духовых, например флейты, с ее мягким и певучим тембром. Сыграй еще раз пьесу? (Играет).
-Скажи Паша, какое звучание тебе больше понравилось? (Отвечает: с функцией dual).
-Хочется отметить, что вариантов звучания всегда множество, нужно лишь путем поиска выбирать ассоциативно, какие варианты наиболее выигрышные.
Следующая функция синтезатора, часто используемая у учащихся, особенно младших классов, это функция автоаккомпанемента. Режим автоматического аккомпанемента предполагает манипулирование фактурными заготовками, которые хранятся в памяти синтезатора. Их более ста. В нашей модели синтезатора они называются стиль. Режим автоаккомпанемента предполагает исполнение в левой части клавиатуры аккордов, причем аккорды можно исполнять различными режимами: обычным, когда берется весь аккорд, упрощенным, когда играется основной звук аккорда и режим взятия аккордов по всей клавиатуре. Мы научились использовать упрощенный режим взятия аккордов, т.е. используя основной звук аккорда.
-Паша, давай покажем аранжировку на русскую народную песню «Веселые гуси» с функцией автоаккомпанемента. При выборе стиля автоаккомпанемента мы руководствуемся стилистикой данной пьесы, характером музыки. Пока Паша делает настройки, я поясню: голоса тембров мы выбрали мандолину и гобой с функцией dual, стиль аккомпанемента –полька, близкий к народной жанровой стилистике пьесы. Кроме того, стиль польки соответствует характеру задорной песенки. Ну, все настройки готовы, вот что у нас получилось. (Играет).
- Здорово, Паша, видишь, из одноголосной песенки с помощью режима автоаккомпанемента получилась концертная пьеса, которую мы готовим к концерту для родителей. Режим автоаккомпанемента можно использовать и в другой форме работы – игре в ансамбле. На начальном этапе обучения эта форма работы является очень важной и эффективной для развития музыкальных способностей. Детям очень нравиться совместное музицирование. У нас в работе «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты». Первую партию играет учащийся на фортепиано, вторая партия на синтезаторе в режиме автоаккомпанемента у педагога.
- Давай Паша, покажем, как мы играем в ансамбле. У тебя две задачи: играть с фразировкой (выстраивать линию в каждой фразе с главными нотами) и внимательно слушать оба инструмента, стремиться к единому звучанию. ( Исполняем ансамбль, с первого раза не получилось).
- Паша, внимательно один такт вступления. (Играем еще раз).
- Молодец, Паша, теперь ты постарался, со своими задачами хорошо справился. На следующем занятии мы с тобой попробуем поменяться партиями, но для этого тебе нужно будет повторить буквенное обозначение звуков. Кроме того, на следующем занятии мы познакомимся с такими функциями синтезатора как, вступление, заключение и ритмический отыгрыш.
4. Подведение итогов.
-А сейчас, давай подведем итог урока: сегодня мы систематизировали наши умения на синтезаторе и показали, с какими функциями мы познакомились за 4 месяца обучения, а именно: функция авторитма, использование тембров синтезатора, режим автоаккомпанемента.
-Паша, скажи, какой урок тебе больше нравиться, когда мы играем только на фортепиано или когда на занятии мы используем синтезатор? (Отвечает: больше нравится, когда играем с синтезатором).
-А почему? (Отвечает: пьесы звучат по-новому, интереснее, и еще сразу на двух инструментах учишься играть).
-Тогда, на следующих занятиях мы продолжим дальше изучать возможности синтезатора, а сейчас, скажи, как ты думаешь, у тебя сегодня все получилось? (Отвечает: нет, не все).
-А что не получилось на твой взгляд? (Отвечает: иногда не вовремя начинал играть, не всегда ритмично играл).
-Молодец, все правильно, но это не страшно, так как ты занимаешься только первый год. На уроке тебе потребовались кроме исполнительских навыков, еще и специфические навыки управления синтезатором. Хотя сегодня не все получилось, за урок я тебе ставлю оценку 5 с небольшим минусом. Ты согласен? (Отвечает: да).
- Домашнее задание
- А теперь, давай вспомним, что нужно сделать дома. Освоить функцию dual на своем синтезаторе, повторить буквенное обозначение звуков. Наш урок окончен, а от себя хочу сказать, что используя синтезатор на уроках фортепиано, мы делаем процесс обучения более увлекательным, многогранным и творческим. Спасибо.