Музыкальный вкус, что это и нужно ли его формировать?

Якина Анна Олеговна

Довольно часто многие задаются вопросом: «Что такое музыкальный вкус?», «Как определить есть ли он?», «Является ли он хорошим?» «Как сформировать музыкальный вкус» и т.д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный вкус, что это и нужно ли его формировать?

Довольно часто многие задаются вопросом: «Что такое музыкальный вкус?», «Как определить есть ли он?», «Является ли он хорошим?» «Как сформировать музыкальный вкус» и т.д.

Вкус — эстетическая категория, один из предметов изучения эстетики как философской дисциплины. Согласно определению Канта, вкус есть «способность судить о прекрасном»; он, по выражению российского философа В. Бычкова «органически присущ человеческой природе, как единственно позволяющий актуализовать гармонию человека с Универсумом». Вкус определяется избирательностью, приверженностью какому-то направлению. Эстетический вкус означает наличие предпочтений и собственного мнения о конкретных объектах. Всеядность и неразборчивость означает отсутствие вкуса, причиной которого является недостаточность интереса к данному виду творчества (отсутствие художественного вкуса порождено недостатком интереса к изобразительному искусству, отсутствие вкуса в поэзии порождено недостатком интереса к поэзии и так далее).

Музыкальный вкус - способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства . Он формируется, прежде всего, под непосредственным воздействием искусства.  Индивидуальные особенности, восприятие  человеком  искусства, его окружение, все это влияет на формирование музыкального вкуса.

По вкусу человека можно определить как он относиться к жизни, что для него является идеалом , в чем главная цель  жизни, каковы его интересы.

 Плохой музыкальный вкус  свойственен нашей культуре. В каждом обществе существуют определенные мерки, общепринятые правила, по которым определяют вкус того или иного человека, проявляемый в самых различных направлениях.

Однако вкус каждого человека и общества в целом не есть что-то незыблемое. Со временем он обычно меняется.

Музыкальный вкус является одним из показателей эстетически развитой личности. Поэтому его следует формировать с раннего детства.

Музыкальный вкус формируется по средствам музыкальной деятельности: оценка музыки, исполнение, восприятие, предпочтения.

В музыкальном вкусе проявляются в единстве эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врождённым, а приобретается с опытом. В процессе восприятия музыки у детей возникает интерес к ней, определяются эталоны красоты.

Главное в формировании – умение пробуждать в человеке эмоциональную
отзывчивость к музыке, стремление к переживанию того, что выражено в
музыке. Если дети слышат высокохудожественную музыку, они
накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном
отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются
основы музыкального вкуса. Дети остро чувствуют прекрасное и тянутся к
нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому
неограниченные возможности. В процессе систематической работы дети при-
обретают умение слушать, запоминать и узнавать её, начинают радоваться
ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и
образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к
ней. Через музыкальные образы ребёнок познаёт прекрасное в окружающей
действительности.
В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как
специфической реакции слушателя. Установлено, что у ребёнка
дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции,
которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Эти положительные или
отрицательные эмоции, которые возникают при слушании музыки,
отражают конкретное психическое состояние ребёнка. Оно называется
эстетическим переживанием.

На основе эстетического восприятия возникают и формируются эстетические чувства как устойчивое отношение к музыке. Они имеются у каждого человека от рождения и могут развиваться в эстетической деятельности.
Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или
исполнении музыки, и есть признак формирования музыкального вкуса.

Музыкально-эстетический вкус нельзя сформировать без разностороннего художественного образования, без культуры художественного восприятия, без навыков грамотного художественного творчества, без достаточного количества и высокого качества эстетической информации вообще.
Таким образом, процесс формирования музыкального вкуса у детей
дошкольного возраста включает следующие этапы:
а) восприятие музыкального произведения в целом;
б) осмысление его содержания;
в) исполнение произведения, если это возможно;
г) простейший анализ музыкального произведения.

Источники:

  1. http://konkurs-dlya-pedagogov.info/formirovanie-muzykalnogo-vkusa-u-detej-doshkolnogo-v
  2. http://indiebirdie.ru/2012/08/music-taste-what-is-it.html
  3. http://www.7ya.ru/article/Kak-razvivat-muzykalnyj-vkus-Chast-1/
  4. http://assol.net/publ/metodicheskaja_stranica/formirovanie_muzykalno_ehsteticheskogo_vkusa_shkolnikov/1-1-0-344
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BA%D1%83%D1%8