Методические разработки.

Демидова Татьяна Владимировна

Методические разработки для преподавателей по классу баяна и аккордеона.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       

         Методическая разработка:

Музыкально-компьютерные технологии как творческий инструмент современного музыкального образования.

                                                       

                                                           

Музыкально-компьютерные технологии как творческий инструмент современного музыкального образования

Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке, все большее распространение получают музыкально-компьютерные технологии, обладающие широким спектром возможностей. Сейчас непросто представить свою жизнь без этих технологий – они прочно вошли в нее. Компьютер становится незаменимым инструментом в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального редактора, музыкального оформителя и все шире применяется в преподавательской деятельности.

В общеобразовательных школах давно в обиход вошли компьютерные технологии. Практически на всех уроках используются презентации как дополнительный материал или как объяснение новой темы. Широко применяется компьютерное тестирование, компьютерное репетиторство.

Ведь, ни для кого ни секрет, что в последние годы Детские школы искусств и Музыкальные школы испытывают дефицит желающих обучаться музыке. Отчасти данная ситуация продиктована существующими, может даже, устаревшими учебными программами. Что касается старшего поколения педагогов, то многие из них часто работают "по старинке", оставаясь в рамках устаревших академических догм. Не секрет, что многие дети, окончив музыкальную школу, долгие годы не подходят к инструменту, как будто и не учились игре на нем. На наш взгляд, это худшее, что могла сделать с ребенком музыкальная школа. Очевидно, что виноваты в этом педагоги, которые не сумели прочувствовать индивидуальность ребенка, его личные потребности. А может, виноваты рамки программ, которым слепо следуют некоторые преподаватели, вынуждая учеников играть не то, что хочется, а то, что надо, или то, что еще тяжело для ребенка. Между тем современные требования к программам школ искусств дают много вариантов обучения для детей с разными способностями и потребностями.

В настоящее время на всех образовательных уровнях происходит обновление учебных планов, программ. Резко изменившиеся условия жизни диктуют новые требования к воспитанию, методикам, к процессу и результатам обучения.

Как следствие возникает необходимость в соответствующей времени и учебным запросам методической и учебной литературе, новых формах обучения.

Задачи, поставленные перед музыкальной педагогикой, требуют глубокого анализа сложных процессов, происходящих в современной школе, призывают более широко применять активные формы и методы обучения, технические средства, повышать эффективность и качество музыкального образования.

Развитие творческих способностей – одна из основных задач музыкальной школы: это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта; стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания.

Одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики ХХI века является внедрение информационно-компьютерных технологий в процесс образования.

Но использование современных МКТ в музыкальном образовании (но не творчестве) носит пока проблемный характер. Данный процесс характеризуется множеством противоречий, основными из которых являются:

 - разрыв между концептуальными инновациями в сфере общей педагогики, ориентированной на широкое использование новых информационных образовательных технологий, и традиционной музыкальной педагогикой;

 - разрыв между возможностями музыкально-компьютерных технологий и их реальной востребованностью в системе музыкального образования (как общего, так и профессионального);

 - традиционная ориентация на узко-профессиональное назначение учителя музыки, с одной стороны, и демократизация учебно-воспитательного процесса в целом, интеграция различный областей знаний – с другой;

 - рассогласование между программами, учебными планами музыкальных школ, музыкальных вузов и разработками творческих лабораторий и др.

Отсутствие научно обоснованного методического и психологического анализа имеющегося опыта использования и перспектив развития МКТ в общем и профессиональном музыкальном образовании требует разработки соответствующих методов и форм обучения. Поэтому поиск продуктивных образовательных систем, учитывающих возможности МКТ, является перспективным и обоснованным.

Музыкально-компьютерные технологии – новый взгляд на классическое музыкальное образование. Это перспективное, современное и востребованное направление. Постепенно традиционное музыкальное образование переходит на новый уровень – информационное музыкальное образование.

ВУЗы открывают направления и факультеты, связанные с музыкально-компьютерными технологиями. Однако специалисты-преподаватели озабочены отсутствием вертикали образования в данном направлении: школа – училище – ВУЗ. На такие факультеты подчас поступают абитуриенты, не обладающие базовыми знаниями акустики, звукорежиссуры, теории музыки. Можно ли представить студента первого курса фортепианного отделения консерватории, не играющего на инструменте?”

В свете этой проблемы внедрение музыкально-компьютерных технологий в процесс образования, изучение специализированных компьютерных программ в музыкальных школах как первой ступени в освоении будущей профессии своевременно и актуально.

При грамотном подходе компьютер возможно использовать в школе как фонотеку (хранение гигантского объёма информации и молниеносный поиск), информационный центр, студию звукозаписи (возможности для записи собственного пения и игры на инструменте), издательскую систему (набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, дополнять иллюстрациями, текстом, комментариями, украшать рисунками и другими элементами графического дизайна).

При разучивании произведений на уроках в ДМШ фонограммы или так называемые “минусовки” намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение. Кроме этого, включение компьютеров в программу способствует лучшему освоению материала, позволяет ученикам выявлять и развивать свои творческие способности: дети создают компьютерные нотные тетради, сочиняют мелодии, пишут ноты, строят музыкальные графики, используют игры, караоке, различные музыкальные упражнения. Применение информационных технологий повышает активность, насыщенность и результативность урока. Например, если на электронном фортепиано или на синтезаторе включить функцию аранжировщик в виде ударной установки и начать воспроизводить определенный ритмический запрограммированный рисунок – это может стать актуальной заменой банальному инструменту метроному. Играть учебный материал, такой как этюды К. Черни становится более интересным и менее механическим. Преимущество ударной ритмической структуры перед метрономом не соизмеримо. Метроном можно выставить только одной метрической длительности четвертная, восьмая и так далее, что приводит при долгом прослушивании к монотонности и утомляемости слуха. В ритмической структуре ударной установке можно услышать несколько длительностей одновременно, что дает возможность учащемуся более четко контролировать процесс игры на инструменте, и расширяет его музыкально ритмический диапозон.  Компьютер также дает возможность разучивать пьесы с "оркестром", выполнять функции "тренажера" по дирижированию (с использованием телеаппаратуры), проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Это также источник библиографических и энциклопедических сведений. Компьютерные программы применимы в композиторской деятельности, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, аранжировке, импровизации, наборе и редактировании нотного текста.

Компьютер воспринимается как новый современный инструмент музыканта, основная задача которого – раскрытие творческого потенциала, ориентация на современные педагогические технологии.

В детских музыкальных школах и школах искусств новые технологии применяются в основном на теоретических предметах, таких как сольфеджио, музыкальная литература или иных предметах. На уроках по специальности компьютерные технологии в большинстве не используются и этому есть немало причин. Одна из них касается материальных затрат – нужен компьютер с необходимыми программами, а также подключенная миди-клавиатура или синтезатор. Другая причина состоит в том, что педагог сам не хочет или не умеет общаться с новыми технологиями или не считает это продуктивным.

Компьютер, как и синтезатор – умный и музыкальный помощник, который может значительно облегчить труд преподавателя, увлечь учащегося и дать новые возможности для развития как преподавателя, так и ученика. Важно знать, что именно можно использовать, ведь сам по себе компьютер ничего не предоставит.

Занятия в классе по специальности начинаются с донотного периода, где большое значение уделяется дидактическому материалу. Это всевозможные иллюстрации к регистрам с музыкальными примерами (например, высокий регистр – птички, зайчики, а низкий – медведь, слон), к музыкальным интонациям или попевкам (например, ”Та-та, два кота” – иллюстрация котов), к музыкальным образам (например, образы Зайчика, Лисы), к длительностям и т.д. Все эти иллюстрации обеспечивают наиболее комфортные условия для восприятия материала. Мультимедийные элементы создают дополнительные психологические структуры, способствующие восприятию и запоминанию материала. Большинство иллюстраций   можно найти на просторах Интернета или отсканировать нужные изображения и выстроив их в нужной последовательности, создать из них презентацию в таких программах, как Power Point, Pinnacle и т.д.

Преимущества музыкальных занятий с использованием мультимедийных презентаций в программе Power Point:

- использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным;

- дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением;

- гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию.

 Кроме этого, на занятиях в начальный период обучения можно использовать в качестве дополнительного материала компьютерные уроки с определенными темами – такими, как Звукоряд, Длительности, Гамма и т.д. (данные уроки можно найти в таких программах как, например, “Музыкальный класс”).

Использование презентаций в перечисленных программах открывает перед преподавателем широкие возможности в более ярком, образном раскрытии изучаемого материала. Все эти программы позволяют включать в себя текст о произведении или авторе, также в них можно вставить нотные фрагменты, музыкальные фрагменты и даже видеофрагменты. Это могут быть слайды об определенном произведении (например, Менуэт – кто его придумал, как его танцевали, что носили, представление об эпохе и вставки музыкальных фрагментов), о музыкальном стиле или направлении. Довольно часто учащиеся играют произведения, имея слабое представление об эпохе, в которую оно было создано и об его авторе. В этом также могут помочь данные программы – нужно составить подборки по заданному материалу и потом ими пользоваться.

Если нет возможности и времени составлять самому такие файлы, то можно воспользоваться всевозможными музыкальными энциклопедиями, в которых рассказывается о композиторах, стилях и жанрах музыки. Очень интересна “Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия”, где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Вы сможете проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. А также программа  “Шедевры музыки”. В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой. Кроме этого, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе.

Учащимся нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении. Для проверки знаний учащихся можно использовать раздел Викторина. В этом разделе учащиеся должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.

Не менее интересна программа “Музыкальный класс”, где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит для учащихся младших классов.

Какой ребенок не любит игры? Дети готовы весь урок сидеть и работать в музыкальных играх “Крестики-нолики” и “Музыкальные кубики”, где они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков.

Проектирование занятий с использованием мультимедийных технологий это совсем новое направление в деятельности педагога и именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход. Занятия, проведенные в школах с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям. При этом, конечно же, по-прежнему в деле воспитания музыкального вкуса важнейшей остается роль педагога, которого не может заменить ни один компьютер.

Игра под фонограмму. Начальный период является самым важным в процессе обучения, так как в нем закладываются основные навыки не только игры на инструменте, но и навыки импровизации, сочинительства и творческого отношения к музыке. Но здесь следует учитывать тот факт, что на начальном этапе работы над произведением, ученик сможет играть только в медленном темпе. Существует два варианта решения этой проблемы. Первое и самое практичное -  это использование синтезатора с функцией аранжировщика. В синтезаторе мы можем изменять темп, при этом будет сохранятся хорошее качество транслируемого звука. Преподаватель  легко может создать простую фонограмму, используя базовые теоретические знания по сольфеджио и элементарные навыки владения фортепиано.  Второй вариант – это найти фонограмму в файлах «миди» на просторах интернета и поместить в программу или секвенсор, который будет воспроизводить уже виртуальными инструментами произведение, при этом качество звука при смене темпа не ухудшается. Ансамблевое исполнительство также можно разнообразить с помощью компьютера и синтезатора. Каждый ребенок хочет играть не просто с одним инструментом – будь то гитара, фортепиано или скрипка, но и с целым оркестром. В Интернете есть множество популярных, детских, эстрадных и других песен, которые знакомы ребенку. Находим эти произведения в файлах с расширением midi, в программах по типу Cubase, Logic заглушаем мелодию и ребенок играет свою партию вместе с сопровождением оркестра. Так же ребенок может пробовать играть и другие партии, так как расширение midi позволяет распечатать ноты непосредственно любой партии в партитуре.

Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид музицирования вовлекает ученика в активную форму работы. Ведь исполняя самые простые мелодии, ребенок приобщается к творческому процессу.

Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха. На начальном этапе работы возможно исполнение партии аккомпанемента педагогом.

Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, т.к. есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.

А также является хорошей формой для домашнего музицирования, ведь всегда можно удивить «живым» исполнением гитары, домры, балалайки под аккомпанемент целого оркестра, звучащим наиболее ярко, полно, красочно.

Существует ряд программ, где учащийся самостоятельно может  создать элементарную фонограмму: выбрать стиль произведения и написать простейшие аккорды из курса по сольфеджио, тем самым закрепляя теоретический материал на практике.

Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений. Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.

Такой вид работы, как игра под фонограмму, расширяет творческие возможности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

Вывод.

Использование информационных технологий в образовательном процессе предоставляет преподавателю большие возможности при проведении урока, делает занятие более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Обучающие музыкальные программы могут найти применение на всех уровнях системы музыкального образования. Они успешно применяются в профессиональном музыкальном образовании при обучении и повышении квалификации; их использование обеспечивает естественность процесса обучения, позволяет сократить его срок. Мульимедиа не исключает традиционных форм обучения, основанных на непосредственном творческом общении, но создает новые позитивные факторы в обучении, в частности значительное увеличение доли и эффективности самостоятельной работы учащихся. Возможен постепенный переход от сложившегося типа обучения в почти обязательной трехступенной системе школа -  училище -  вуз к различным альтернативным системам.  Это позволит преодолеть предметно-информационное дублирование, оптимизировать методики преподавания, повысить интерес к обучению и усвоению учебного материала учащихся, сократить сроки обучения.

  1. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики. – М.: Издательский дом “Классика-XXI”, 2007.
  2. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2: Технология презентации. – М.: Издательский дом “Классика-XXI”, 2007. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 3: Интерактивное тестирование. – М.: Издательский дом “Классика-XXI”, 2007.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

« ПРЕОДОЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ

НА БАЯНЕ

В МЛАДШИХ КЛАССАХ»

Докладчик: Демидова Т.В

 П.г.т. Излучинск

     

В процессе обучения игре на баяне перед педагогом музыкальной школы наряду с общими воспитательными и музыкально – художественными задачами стоят задачи развития технических навыков учащихся.

Техника в широком понимании – основа исполнительского искусства, важнейшее средство для передачи художественного содержания произведения.

Техника в узком смысле – точность и быстрота, рациональность пальцевых движений.

Исполнительское мастерство баяниста, его общее  музыкальное  развитие и техническая подготовка тесно связаны с длительной работой над большим объёмом музыкальной литературы.

   Техническая оснащённость – пальцевая беглость, свободная координация движений рук, умение выбрать и правильно применить рациональную аппликатуру, разнообразные приёмы звукоизвлечения, техника владения мехом и т.д.- приобретается путём тщательной систематической работы над различными видами инструктивного материала.

   Это, во – первых,  работа над гаммами, арпеджио, аккордами – основными техническими формулами. Овладение ими способствует выработке  определённых двигательных стереотипов, на основе которых легче и быстрее осваиваются технические трудности, встречающиеся в художественных произведениях. Кроме того, игра гамм расширяет общемузыкальные знания учащихся, способствуют развитиючувства ладотональности.

 Работая над гаммами арпеджио и аккордами, следует стремиться к их лёгкому и свободному исполнению в любых темпах, различными штрихами в пределах полного диапазона инструмента.

   Баянисты часто подолгу работают  над различными пассажами в произведениях, не задумываясь над тем, что эти пассажи « состоят главным образом из различно комбинированных гамм и арпеджио. Если мы натренируем руки на этих элементах, и параллельно будем изучать пассажи, овладение ими облегчится». От регулярной работы над гаммами и арпеджио аппарат обретает хорошую техническую форму и практически без долгого унылого тренажа готов к исполнению большинства из встречающихся  подобного рода пассажей.

  Основой развития двигательной техники являются не только гаммы, арпеджио, этюды, но и специально подобранные упражнения. Систематическая и целенаправленная работа над инструктивным материалом поможет учащимся овладеть навыками,необходимыми в исполнительской практике.

    Но нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и механическому их отыгрыванию. В работе над гаммами арпеджио и упражнениями следует обращать внимание на качественную сторону исполнения, добиваясь точного исполнения аппликатуры, ровности звучания, устойчивого ритма, пальцевой чёткости.

Необходимо выработать у ученика сознательное отношение к работе при освоении тех или иных технических приёмов, чтобы он , имея ясное представление о той художественной цели, ради которой совершается данная работа.

Развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика. Но и учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического уровня при условии правильно организованной систематической работы, настойчивости, целеустремлённости и усидчивости.

Гамма

   Успех работы над техникой обуславливается выбором правильного метода. Игра гамм и арпеджио без связи с конкретной звуковой задачей бесполезна. Развитие техники идёт успешно лишь в том случае, если учащийся при каждом проигрывании гамм и арпеджио решает определённую музыкальную задачу, контролирует слухом характер звучания, соблюдает динамические оттенки, штрихи, ритм. Надо уметь исполнять гаммы и арпеджио различными способами звукоизвлечения. Но предпочтение  следует отдать приёму нажим и штриху легато, так как нажим более всего развивает технику пальцев, а легато даёт полную баянную звучность. При игре легато пальцы не поднимаются высоко над клавишами – следовательно, экономятся силы и время, легче добиться беглости исполнения. Играть гаммы надо в определённом размере, выдерживая длительности.

    В медленном темпе вес руки переносится с клавиши на клавишу, поэтому каждый звук является опорным.

В среднем темпе опорными будут звуки, совпадающие с каждой долей такта.

в быстром темпе  – совпадающие с сильной долей такта.

 В работе над развитием техники ученика большую роль играет умение так строить различные упражнения, чтобы они основывались на тех элементах, которые вызывают наибольшее затруднение у ученика.

Арпеджио.

   Что такое арпеджио?  Это звуки аккорда, взятые поочерёдно в разных последовательных комбинаций. Традиционно существуют несколько разновидностей арпеджио. Рассмотрим короткое арпеджио. Короткое арпеджио это фактически аккорд , звуки которого необходимо брать поочерёдно, аппликатура в этом случае не изменится.

При исполнении  длинного арпеджио применяется первый палец.

Аккорды.

 Педагог  может создавать различные виды упражнений  на одном и том же звуковом материале и затем избрать наиболее необходимые из них.

Сложность гаммообразной последовательности в басовых рядах левой клавиатуры связана с движением пальцев по основному ряду через кнопочку. Развитию этого навыка поможет следующее упражнение.

Велика и роль этюдов в рзвитии технических навыков.  Включение того или иного этюда в учебную программу может быть обусловлено двумя задачами:

               1.Освоение и развитие определённого вида техники.

               2.Подготовка учащегося к преодолению технических трудностей

                  в произведениях.

В случае первом преследуется цель разностороннего технического развития. В его программу последовательно включаются этюды на различные виды техники.                                                                                                                                      Во втором случае нужно брать этюды, содержащие тот вид техники и те элементы движений, которые встречаются в произведении, а так же близкие к характеру самой музыки. По трудности эти этюды не должны превышать технический уровень развития учащегося.Под эти характеристики очень хорошо подходят этюды  А. Доренского.

 Небольшие по размеру они просты для восприятия и в то же время способствуют более интенсивному развитию скоростных навыков, а так же даётся возможность сосредоточиться на художественной  задаче.

1.Гаммообразное  движение– преследует цель формирование навыков исполнение гамм определённой аппликатурой.

2.Движение по рядам – вырабатывает чувство ряда. Пальцы правой руки во время игры могут располагаться в трёх положениях: подушечки  всех  пальцев (кроме первого) – на первом ряду; подушечки пальцев – на  втором ряду; подушечки пальцев – на третьем ряду

3.Репетиция.

Быстрое и многократное  повторение одной и той же ноты представляет для учащихся  сравнительную сложность. Начинать игру нужно в медленном темпе, добиваясь лёгкости и чёткости исполнения, обязательно следить за состоянием кисти и пальцев, которые должны оставаться свободными и лёгкими. Многократное повторение одного и того же звука выполняется обычно чередованием соседних пальцев.

Заключение.

     Некоторые начинающие баянисты понимают под словом «техника»одну лишь пальцевую беглость. В действительности же это слово для музыканта имеет более широкий смысл. Успешное техническое развитие начинающего баяниста зависит не только от правильного руководства и обучения, но и от многих других факторов. С первого дня обучения игре на баяне педагог должен следить за правильностью посадки учащегося. От правильной постановки рук зависит работа нужных групп мышц, а следовательно, правильное звукоизвлечение, выполнение штрихов, динамики, техника ведения меха, координация. Не следует забывать, например, о том, что внимание быстро утомляется, а без него работа на инструменте нецелесообразна и даже вредна.

        Все эти виды техники осваиваются в процессе работы над гаммами, арпеджио и аккордами. Не овладев всем арсеналом технических средств, исполнитель не сможет глубоко раскрыть и передать эмоционально – образное содержание исполняемых произведений. Поэтому  в своей практической  деятельности преподаватель должен направлять внимание на всестороннее развитие технических навыков учащегося одновременно с развитием его музыкальных способностей.

 Следует,однако, помнить, что техника – средство для достижения цели, а не самацель.

Дополнения.

  1. Большой палец за грифом инструмента ведёт к зажатию кисти, нет свободного замаха. Гораздо естественнее при игре подкладывать 1-й палец на 3-й ряд, нежели постоянно выводить его из-за грифа.
  2. Техническое развитие:

 а) беглость:  проворность пальцев в одноголосье.

б) моторика:  организованность в точности исполнении метро-ритма.

  в) крупная техника: октавы, арпеджио.

3.  Гамма играется разными штрихами , для увеличения скорости можно предложить поиграть дуоли, триоли, квартоли

Короткое  арпеджио  играть в унисон (с левой рукой)  не целесообразно, лучше -  увеличить скорость игры.

Длинное арпеджио правой рукой  4,2,3 пальцы – не рекомендую.  Такая аппликатура нигде не понадобится.

    Аккорды – научиться брать одновременно все звуки и одновременно снимать.

При изучении гамм, арпеджио, аккордов преследуется несколько целей:

  1. Развитие беглости пальцев
  2. Формирование аппликатурных принципов
  3. Работа над штрихами
  4. Развитие метроритма, интонации

4..Искать удобную аппликатуру. Совет: не игнорировать аппликатуру современных играющих композиторов – А.Бызов, Д.Самойлов, Р.Бажилин, А.Доренский  и т. д.

Литература:

1.Басурманов А. Трёхгодичный курс обучения на баяне

2.Доренский А. Пять ступеней мастерства.

3.Судариков А. Основы начального обучения на баяне.

4. Талакин А. Упражнения, этюды 1-3кл.

5. Чиняков Преодоление технических трудностей на баяне.



Предварительный просмотр:

    «Конкурсная  и концертная деятельность                                                                                    как метод мотивации учащихся в современной ДШИ»

                                       

           В последние десятилетия в нашей стране существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного музыкального образования. Такие явления, как увеличение учебной нагрузки в общеобразовательной школе, отсутствие гармонично развивающей ребенка окружающей среды, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства – все это заставляет переосмысливать педагогические технологии развития, обучения и воспитания юных музыкантов.      

          Как показывает анализ деятельности ДШИ, в настоящее время, несмотря на то, что общество востребует личность с развитой познавательной активностью, с высоким уровнем общеобразовательной и профессиональной подготовки, увеличивается число учащихся с безразличным отношением к учебной деятельности, наблюдается преждевременное прекращение ими обучения. В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, изменяются взгляды на десятилетиями сложившееся положение вещей.     Происходящие перемены свидетельствуют об острой необходимости  поиска путей и средств  формирования и дальнейшего повышения мотивации к обучению школьников.  

           Реализуя дополнительные образовательные программы ДШИ как типовые образовательные учреждения данной системы, решают одну из важнейших  задач – задачу развития  мотивации обучающихся к познанию и творчеству. Мотивация есть объективный показатель качества образовательных услуг. Она зависит от форм преподавания, способов работы с материалом, организации учебной деятельности, а также от прагматической значимости процесса обучения. Основной контингент наших учеников в ДШИ – это дети школьного возраста. Движущая сила, которая приводит их в стены наших учреждений -  любопытство, возрастной интерес, либо родительские притязания.  И наша общая задача - добиться превращения этого детского любопытства  в стойкую потребность общения с искусством.   При этом педагог должен:

-     найти наиболее адекватные для обучающихся мотивы на каждом этапе развития;

-     актуализировать у обучающихся внутреннюю мотивацию;

-   создать условия для удовлетворения потребности самореализации,  самовыражения, самоуважения;

-     культивировать через тактику поддержки уважительное отношение к другому человеку.

           Как и многие педагоги, работающие по новым программам, организацию творческой деятельности своих подопечных  я всегда рассматривала как одну из основных составляющих и неотъемлемую часть всего учебно-воспитательного процесса. Проблема отсева заставляла искать новые модели работы, способствующие воспитанию устойчивого интереса детей к обучению. Так за время работы в ДШИ у меня сложилась целая система внеклассной деятельности, позволяющая проявлять креативные качества каждому ученику. В этом контексте я хотела бы поделиться своим опытом работы.

           Любой педагог в своей практике сталкивается с проблемой мотивации.  Как обучать детей, обладающих разным уровнем музыкальных способностей? Вед  среди ребят, поступающих в ДШИ, по-настоящему одаренных не более 20%. Одаренные  живут совсем другой жизнью: блистают на сцене, возвращаются с конкурсов победителями, что является  мощной мотивацией к учебе, а в дальнейшем и к выбору профессии. А как проявить себя остальным? И как классному руководителю поддержать и развить их заинтересованность? Ведь каждый педагог знает, что на самом деле на собственном уровне талантлив каждый ребенок, а если его занятость ограничивается только уроками и экзаменами, то учеба  становится неинтересной и обременительной. Как же найти способ и середнячков мотивировать в той же степени, что и лидеров, вывести их за круг «пришел – ушел, получив свои тройку-четверку на уроке»? И как организовать работу, чтобы единые ценности, интересы позволяли объединиться учителю и ученикам в коллектив единомышленников?

           Регулярно наблюдая за развитием класса, проводя анкетирование среди своих учеников и их родителей, я столкнулась с такими явлениями, как недостаток инициативы, собранности, заинтересованности.

           Каждый обучающихся по плану школы имеет возможность выступать на концертах ДШИ. Подготовка к такому мероприятию воспитывает в юном исполнителе такие качества как трудолюбие, стремление к совершенству, ответственность, а это путь к повышению самооценки детей и  богатый, ничем не заменимый опыт.

           Безусловно,  с мотивированным учеником легче работать, здесь есть большая вероятность быстрее решать трудные задачи подготовки к выступлениям.

                     Готовя обучающихся к сольным выступлениям, я убедилась в том, что хорошо продуманные сценарии позволяют с первых шагов не только развить творческое воображение юных музыкантов, но, прежде всего, помогают формированию устойчивого позитивного отношения школьников к творческой деятельности.

        Как правило, к началу выступления я готовлю непременный «атрибут» концерта – «Приглашение родителям». А тщательный выбор сценического костюма,  фото- и видеосъемка,  просмотр и рассылка видеозаписи – все это вызывает у детей неподдельный повышенный интерес к творческой деятельности. И не забываю об аплодисментах, оценке за выступление в журнале и обязательном звонке родителям со словами благодарности. Все это повышает самооценку и детей, и родителей, способствует развитию комфортной для обучения среды.

           В работе с самыми юными учениками я применяю форму работы, которая дает возможность проверять и обучать одновременно. Маленький музыкант пришел к учителю «из игры», поэтому, говоря о начальном периоде обучения, наиболее привлекательным выглядит метод работы с использованием элементов игры. Так как часто дети приходят в школу со своими «любимцами», мое предложение  расставить игрушки на инструменте, поиграть с ними «в концерт» ребята воспринимают всегда с восторгом. Уже здесь можно наблюдать, как обучающиеся стараются сыграть умело  и понятно, не волнуются и готовы «выступать» много-много раз. Поведение их становится непосредственным, лица выражают гамму эмоций, в игре - концерте оказываются задействованными все их физические ресурсы.

           Любой концерт – одна из возможностей показать себя. Подготовка такого мероприятия, где присутствуют и познавательные, и обучающие моменты, объединяет в себе ряд форм повышения мотивации. Поэтому, например, в концертах для воспитанников детских садов, мы используем стихи, музыкальные загадки , сценки, танцы.

           Реализуя проекты или просто небольшие концерты на родительских собраниях, образовательный процесс становится еще интереснее и увлекательнее. Каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. Учащиеся пробуют свои силы не только в сольном инструментальном исполнительстве, игре в ансамбле, но и выступают в роли ведущего или работников сцены. Подготовка к такому  мероприятию сплачивает и объединяет ребят. Чтобы «не ударить лицом в грязь» перед другими, дети более ответственно относятся и к репетициям, и к концерту.

           Многочисленные концерты школы – это богатый, ничем не заменимый опыт публичных выступлений. Наша зрительская аудитория – воспитанники детских садов и школ, сверстники, родители и близкие родственники – очень доброжелательная и благодарная публика, для которой не так важны профессиональные тонкости, для которой дети всегда лучшие. Это очень важно потому, что обучающиеся ДШИ должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только  педагогу, но и окружающим их людям.

           Способствует положительному формированию мотивации и любимое детьми ансамблевой музицирование. Коллективная игра увлекает и дает толчок к быстрому разучиванию пьесы, способствует созданию  благоприятной педагогической атмосферы на занятиях и ситуации успешного исполнения музыкального произведения. Испытав радость выступлений в ансамбле, обучающиеся начинают более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя – солиста.

           Мой опыт работы с начинающими свидетельствует о том, что «вхождение» в музыку и самовыражение ребенка в ней всегда эффективнее в ансамбле. Ансамбль – это наполненное профессиональным содержанием регулярное общение со сверстниками. Видя их реакцию, ребенок более активно включается в работу, воспринимает внимательнее и глубже, чем наедине со взрослыми. Игра в ансамбле формирует исполнительские навыки, дает много умений и знаний.            

           Привлечение детей к активной концертной деятельности -  одна из приоритетных форм организации работы учащихся -  пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только самостоятельного творчества, но и дополнительной работы педагога. Но этот метод позволяет сохранить контингент и является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.

           Особое значение в развитии творческой деятельности учеников я придаю участию в конкурсах, ведь в  основе любого конкурса лежит мощная мотивация победы.

           В отличие от областных, всероссийских и международных конкурсов, в которых участвуют только особо музыкально одаренные дети, школьный конкурс предоставляет возможность проявить себя каждому, обучающемуся на   музыкальном отделении.

           Конечно, основной целью конкурсов является выявление новых имен талантливых детей. Основной мотив здесь – мотив преодоления препятствий.  Любой конкурс – это требования, которые необходимо выполнять, это испытания, которые нужно пройти, это дисциплина, которую нужно соблюдать. После конкурса человек будет более организован. Но помимо этого, участвуя в конкурсе, можно обзавестись новыми контактами, найти единомышленников, познакомиться с теми, кто продвинулся в данной области дальше вас. Конкурс дает перспективу для дальнейшего роста, открывает новые возможности и учит самореализации.

           Конкурс – своеобразная игра, которая увлекает и мотивирует творческую активность не только учащихся, но и преподавателей. Поэтому в моем классе есть несколько конкурсов нашего маленького коллектива. Так в практику моей  работы прочно вошло соревнование среди обучающихся на лучшее исполнение самостоятельно выученного произведения, заданного на период летних каникул. Проводится такой конкурс 1 сентября. Стимулом к лучшему выступлению является выставление оценок всеми присутствующими, а также награда от педагога в виде небольшого сувенира.

           И еще одна возможность участия всех без исключения обучающихся в конкурсах – это дистанционные. С каким терпением  записываются ребята на видео! Порой, даже не слишком усердные в учебе, делают существенные сдвиги в своей программе за время съемок.

        В заключение хочется сказать следующее: Конкурсная и концертная деятельность не только способствуют побуждению к творческой активности  и зарождению интереса к занятиям творчеством , постепенно, незаметно для учащихся превращается  в стойкую потребность общения с искусством (мотивация - потребность). Наблюдаю я это я на примере выпускников моего класса. После окончания школы  они не расстаются с музыкой. Одни продолжают музицировать, другие посещают концертные залы и музыкальные театры.

            В наше время творческий человек востребован на любом рабочем месте, поэтому очень важно формировать разностороннюю личность конкретного ребенка, его общие способности и индивидуальность. Музыка оказывает огромное воздействие на настроение и поведение, эстетический вкус, психику обучающегося. Если же у личности имеются сильные мотивы продвигаться к намеченной цели, положительное отношение к обучению, есть познавательный интерес, то деятельность дает качественные результаты. 

           Задача школ искусств – воспитывать счастливых детей. Получение максимального удовольствия от жизни напрямую связано с удовольствием от оценки своих действий, от самооценки, в конечном итоге, от признания себя, как личности, от всеобщего признания – как индивида, как полноценного члена общества.

           Механизм развития мотивации - в создании ситуации успеха. Нам нужно стремиться к тому, чтобы ученик сам как можно скорее видел результаты обучения - научился играть, активно участвовал в концертной жизни класса и школы, участвовал в конкурсах. Классные собрания, конкурсы, тематические концерты, музыкальные вечера дома дают возможность обучающемуся почувствовать, что его усилия не напрасны. Здесь включается в работу мотив самоутверждения,  и он связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Если ребенок компетентен в какой-то деятельности, то его социальный статус в глазах других учеников непременно повышается, и он чувствуют себя гораздо увереннее в среде ровесников. Детям нравится блистать, быть в чем-то лучше других. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации. И задача педагога - сохранить эту ситуацию успеха на протяжении всего периода обучения.



Предварительный просмотр:

Методическое сообщение

на тему:

«Роль пальчиковых игр в формировании навыков у начинающих музыкантов»

 

                                                                                 

Умение слушать и слышать музыку, а затем исполнять музыкальные произведения не прирождённое качество. Оно должно быть воспитано, развито в ученике, и здесь огромная роль принадлежит педагогу, именно с его помощью может постепенно сформироваться музыкальный вкус, то есть способность отличать, ценить и любить искусство.

Данные  задачи преподаватель решает различными методическими приёмами, в том числе и с помощью игр. Игры в формировании гармоническиразвитого человека, особенно в детстве, имеют большое значение, помогают более доступными методами решать сложные задачи воспитания и обучения. Педагоги давно используют в своей работе различные игровые элементы.

Рассмотрим роль  пальчиковых игр в формировании навыков у начинающих музыкантов.

Их достоинство в том, что они полифункциональны. Наряду с узкоспециальной задачей — организацией исполнительского аппарата начинающих — они:

  1. способствуют развитию мышления, т.к. задействуют мелкую моторику руки;
  2. формируют доверительные отношения между педагогом и обучающимся;
  3. являются профилактическим средством для снятия утомляемости на занятии, что важно для здоровья;
  4. создают эмоционально-положительный фон, что влияет на прочность усвоения учебного материала;
  5. позволяют учащимся с ведущей кинестетической модальностью активно включиться в работу, что очень ценно.

Почему же пальчиковые игры так популярны? Ответ прост: они очень нравятся малышам. А еще они безумно полезны. 

Во-первых, у ребенка быстро развивается моторика. Когда малыш рождается на свет, все его мышцы находятся в тонусе, они постоянно напряжены. Постепенно ребенок овладевает своим телом, движения становятся более послушными. Массаж и пальчиковые игры могут сделать этот процесс не только более легким, но и веселым.

Не забывайте также, что мелкая моторика – это основа успешной самостоятельной деятельности. Раннее овладение пальчиками, укрепление мускулатуры кисти – все это помогает ребенку самому начать держать ложку, застегивать одежду и обувь, причесываться, а также играть в разные игры (мозаику, конструктор), заниматься лепкой, вырезанием и аппликацией. Дальше – больше: он уже может пришить пуговицу, постирать платочек. Некоторые детки умеют завязывать шнурки еще до 3 лет, другие не в состоянии сделать это даже в школе. Какое будущее вы предпочтете для своего ребенка?

Во-вторых, тексты пальчиковых игр (особенно фольклорные) способствуют развитию речи ребенка. Поскольку смысл коротенького стишка становится быстро понятен, малыш легко его запоминает и начинает воспроизводить его самостоятельно. А разные народные повторялки (типа «ути-ути», «гули-гули») побуждают начать говорить даже самых маленьких крошек.

В период становления активной речи, когда ребенок начнет сам рассказывать стихи и петь песенки, вы будете удивлены, когда однажды он продемонстрирует вам пальчиковую игру (с текстом и движениями), в которую вы играли с ним.

Кстати, ученые доказали связь между развитой мелкой моторикой и чистотой речи. В последнее время увеличилось количество детей с самыми разными речевыми дефектами, а ведь к школе ребенку нужно научиться выговаривать все звуки, чтобы у него не было проблем с правописанием.

Играя в пальчиковые игры, даже придумывать ничего не надо: короткий стишок, простейшие движения – не нужно НИЧЕГО кроме хорошего настроения и желания порадовать своего малыша.

Кошки-мышки:

Вот кулак                                        показать кулак левой руки

А вот – ладошка                            раскрыть пальцы, ладонь вверх

На ладошку села кошка                «когти» правой руки водят по ладошке левой

Села мышек посчитать                                

Раз, два, три, четыре, пять        правой рукой загибать по одному пальцу левой

Мышки очень испугались        вращать кулачком

В норки быстро разбежались        спрятать кулачок под правую подмышку

Наши предки также осознавали пользу народных игр и манипуляций с пальчиками и руками, которые положительно воздействовали на внутренние органы, имели тонизирующий и иммуностимулирующий эффект, влияли на развитие мыслительных функций и речи, давали заряд положительных эмоций, учили общаться. Память русского народа хранит множество разных затей и забав, развивающих малышей: потешки, прибаутки, игры, инсценировки коротких стихов, загадки. В процессе таких игр дети учатся не только управлять своим телом, получают физическую закалку, но и  активнее становятся их умственное развитие, мыслительные процессы, т.к. пальчиковые игры (когда заняты обе руки) способствуют повышению активности и левого, и правого полушарий мозга, ведут к улучшению взаимосвязи между ними и синхронизации их работы.

Подвижные пальцы очень важны для будущих музыкантов, ведь они являются показателем технических способностей ученика.

В музыкальной школе дети начинают обучение с 5-7 лет. Кроме того, начало обучения в музыкальной школе часто совпадает с началом обучения в общеобразовательной школе. Для учеников первые уроки очень трудны и важны: происходит  становление исполнительского аппарата. Всё, чем они занимаются ново и непривычно.  

Известно, что любой музыкальный инструмент (особенно ребёнку дошкольного возраста) сложный. Уже на первом этапе обучения ребёнку, сидя с инструментом, одновременно приходится выполнять много задач – зрительных, слуховых, двигательных, эмоциональных, интеллектуальных. Насколько сложно с одинаковым вниманием одновременно слушать и смотреть, можно проверить на простом опыте: постарайтесь очень внимательно прислушаться к малейшим изменениям тиканья будильника, при этом держа перед собой какой-нибудь текст. Вы почувствуете, что зрительное восприятие ослабевает. И, наоборот: при внимательном чтении – ослабевает слуховое восприятие. Мозг человека устроен таким образом, что внимание его может быть нацелено только на один объект. Всё остальное воспринимается им как фон. Сложная же, многоплановая инструментальная фактура произведения требует от музыканта дифференцированного и в то же время целостного воспроизведения её на инструменте. Создание палитры разнообразных красок и достижение «очеловеченного» (Б.В.Асафьев) певучего звучания требует от исполнителя большого мастерства. В значительной мере  разрешению этих задач может помочь развитие тонкости, точности и разнообразия прикосновений чутких кончиков пальцев, а так же работа над координацией движений крупных рычагов рук ещё в доинструментальный период.

Время развития координации движений и внутренних двигательных ощущений (мышечного чувства)  у всех детей различно в силу природных способностей.

У Горького есть интересное высказывание: «процесс социально-культурного роста людей развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга. Руки – голова снова руки…».

Развивать тонкие дифференцированные движения нужно, конечно же, постепенно, поэтому упражнения выбираются очень тщательно и целенаправленно, как сказал (Вице-президент Российской струнно-смычковой педагогической организации, преподаватель Тверского музыкального училища, придаёт большое значение начальному дозвуковому этапу занятий с детьми) Ю. Мильтонян: «В самых элементарных упражнениях я имею в виду Каприс  Паганини».

Очень важно, чтобы у ребёнка не было бы зажатости, страха за то, что упражнения сложны, недоступны (упр. «танец», «паучок»). Важно, чтобы ребёнок не растерялся. Поэтому упражнения нужно подбирать так, чтобы была уверенность в том, что дети смогут повторить или сами придумать движения. Иногда можно сказать: «Эта игра очень трудная, её могут освоить лишь старшие дети», - хотя мы знаем, что дети могут вполне справиться с ней. Какой радостью загораются глаза ребёнка, когда ему вдруг удаётся успешно выполнить движения. Путём подобных приёмов мы организуем чувство успеха, которое поможет ребёнку осваивать более сложные игры.

Рассмотрим ряд упражнений-игр в порядке возрастания сложности.

Для массажа пальчиков

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая  рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигая палец, «катая» его на подушечки влево-вправо. На каждую строчку нажим на один палец.

Шёл медведь к своей берлоге     (мизинец)

Да споткнулся на пороге                (безымянный)

«Видно, очень мало сил                (средний)

Я на зиму накопил», -                        (указательный)

Так подумал и пошёл                        (большой)

Он на поиск диких пчёл                (большой)

Все медведи сладкоежки                (указательный)

Любят есть медок без спешки        (средний)

А наевшись, без тревоги                (безымянный)

До весны сопят в берлоге                (мизинец)

Массаж рук

Берём  квадратный  фрагмент  порогового коврика «травка».  Кладём его на колени или на стол и обе руки делают на нём движения соответственно тексту.

На полянке, на лужайке                прыгаем всеми пальцами

Целый день скакали зайки                по коврику

И катались по траве                        прокатываем ладони от основа-

От хвоста и к голове                        ния к кончикам пальцев.

Долго зайцы так скакали                «допрыгать» и «лечь»ладонями

Но напрыгались, устали.                на коврик.

Мимо змеи проползали,                        ладони ползут, как змеи

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать                        ладони поочерёдно

Всех зайчат зайчиха-мать.                        гладят коврик

Шла медведица спросонок                        «переступаем» ребром

А за нею – медвежонок                        ладони, как мишка

А потом пришли детишки                        2-е и 3-и пальцы «идут»

Принесли в портфелях книжки

Стали  книжки открывать                        кисти рук раскрываются, как

И в тетрадочках писать:                        книжки и пишутся пальцем

Букву Э и букву О                                соответствующие буквы.

Знаем мы с тобой давно.

И запомним навсегда

Вместе с У и букву А.

А последней букву Ы

Написали дружно мы.

Всё! Тетрадочки убрали                        «бежим» 2-ми и 3-ми

И обедать побежали.                                пальцами.

Гимнастика для пальцев

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или взрослый) поднимает пальцы по одному (ребёнок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку – один палец.

Поднял ушки бурундук

Он в лесу услышал звук:

- Это что за громкий стук.

Тук да тук, тук да тук?

- А пойдём, - сказал барсук

Сам увидишь этот трюк:

Это дятел сел на сук

И без крыльев, и без рук

Ищет он, где спрятан жук

Вот и слышен перестук!

Упражнение, развивающее координацию движений пальцев рук

Цепочки

Потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны. Пальцы (одноимённые) сцепляются вторыми фалангами, и руки разводятся в противоположные стороны.

Впереди – силён, красив -                        большие пальчики

Тянет всех локомотив.                         

Мы сцепились как вагоны:                        указательные                

Дайте нам скорей «зелёный»!                 

Мы – вагончики трамвая,                         средние

Тоже вместе быть желаем.

Мы – машина и прицеп,                        безымянные

Очень крепок этот сцеп.

Так же, крепко взяв за руку,                 мизинчики

Объяснял дедуля внуку:

«Много есть людей вокруг –                все пальчики в замочек

Всех важнее верный друг!

Он тебя всегда поймёт                                ладони у запястья в замке

И на выручку  придёт!»

Поочерёдное соединение всех пальцев.

Поочерёдное соединение всех пальцев с большим пальцем. Одновременно двумя руками на каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим – в  следующем порядке: 2,3,4,5,5,4,3.2.

И-щет  птич-ка  и  в  тра-ве

И  на  вет-ке,  и  в  лист-ве,

И  сре-ди  боль-ших  лу-гов

Мух,  чер-вей,  слеп-ней,  жу-ков.

Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга

«Ладонь – кулак»

Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

Руки, как глазки,

Закрылись – открылись,

Словно из сказки

Они появились.

(теперь правая сжимается в кулак, левая – прямая, затем смена рук: одновременно правая  - распрямляется, а левая сжимается в кулак)

Один кулак – одна ладошка,

И поменяй их быстро крошка!

Теперь – ладошка и кулак, и всё быстрее делай так!

Ладошки

Ладошки вверх

Ладошки вниз

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок

 Паучок.

Соединяются перекрёстно подушечки 2 и 1 пальцев правой и левой руки. Пальчики – «лапки паучка» - чуткие, круглые.

Паучок всё вверх ползёт

Паутинку он плетёт

Паутинка так тонка,

Крепко держит мотылька.

   Сороконожки

Эта игра на поочерёдное переступление закруглённых пальцев по поверхности рук, ног, туловища. Дети сами могут придумать маршрут «сороконожки».

Две сороконожки

Бежали по дорожке

Побежали,  побежали

И друг дружечку догнали

Так друг дружечку обняли,

Что едва мы их разняли.

Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется  чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных)

 В процессе занятий, проводя их в виде увлекательных игр, дети учатся координировать свои движения. Организовывать их ритмически, гармонизуют, настраивают тот сложный физиологический инструмент (по сути дела – всё тело целиком – от кончиков пальцев ног, через спину, плечевой пояс – к кончикам пальцев рук), который через некоторое время начнёт им служить при непосредственном контакте с инструментом.

И ещё. Очень важная деталь в работе. Поскольку всё, что будет  делать ребёнок, имеет отношение к его будущей музыкальной деятельности, всё на уроке должно быть очень музыкальным.  Урок – своего рода музыкальное действо, непрерывно, плавно развёртывающийся во времени. Каких-либо подробных, словесных объяснений не требуется, минимум слов, каждое слово несёт музыкально-смысловую нагрузку. Речь педагога – это тоже музыка. Играет роль жест, взгляд, мимика. Всё это требует определённого педагогического мастерства, которое нарабатывается в практике, в постоянном общении с детьми.

О значении пальчиковых игрв развитии детей и в педагогической практике.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепнейшем универсальном дидактическом и развивающем материале воспитания ребёнка.

Практика показывает, что их можно успешно использовать в различных занятиях с детьми от 2 до 8 лет.

Посредством пальчиковых игр у ребёнка развиваются не только тактильные движения и осязание, но и более интенсивно происходит его речевое развитие, которое в свою очередь непосредственно связано с общим развитием ребёнка, становлением его личности.

Эти упражнения-игры представляют большой интерес не только для педагогов-исполнителей, но и для хормейстеров и вокалистов, так как тренировка «мелкой пальцевой моторики является мощным физиологическим средством, стимулирующим развитие речи, а следовательно, и оказывающим большое влияние на чистоту интонирования». («Речь и развитие психических процессов ребёнка»). Для человека же, интересующегося лучшим наследием своей национальной культуры, пальчиковые игры интересны тем, что помогают из сегодняшнего дня дать оценку педагогическому опыту русского народа, интуитивно угадавшего и определившего роль речеручного рефлекса (взаимозависимости развития речи и пальцевой моторики),  и невербального общения в развитии ребёнка. Ведь современные пальчиковые игры генетически восходят к жанру русской потешки, которая представляет собой особую забаву взрослых с малыми детьми, в коих используются различные движения пальцев, рук ног ребёнка и взрослого. С помощью потешки наши предки воспитывали у детей потребность в игре, готовили их к самостоятельной игре в детском коллективе, и одновременно в мягкой и ненавязчивой форме давали урок нравственного воспитания, вводили его в красочный и поэтический мир родного языка.

Нельзя не сказать и о том, какой огромный интерес представляет потешка для родителей. Ибо, когда ребёнок сидит у вас на коленях, и вы держите его маленькую ладошку в своей руке, а его головка удобно устроилась у вашего плеча, вы не только проводите приятные минуты, развлекая и развивая его с помощью пальчиковых игр-забавок. Но и сможете ещё рассказать о своей любви к нему через произносимое слово, интонацию, через жест, прикосновение, через взгляд. Такое общение запоминается на всю жизнь. Именно поэтому, потешка, пальчиковая игра-забавка отличительной чертой, которой многие века является нерасторжимая связь пользы и красоты – не утратила своей эстетической, педагогической, методической ценности в наше время. Ведь игра есть своего рода работа, в результате которой впоследствии путём различных приёмов, выработанных в игре, шутя и забавляясь, с пользой и толком приложатся в практической жизни.

Литература

  1. И.Э.Сафарова  Игры. Для организации пианистических движений (доинструментальный период).   Екатеринбург 1994г.
  2. О.И. Крупенчук  Пальчиковые игры.  С.П.2005г.
  3. А.М.Диченскова   Страна пальчиковых игр.   Феникс 2013г.

(Дополнительный материал)

Дружные пальчики

Это пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, ни за что его не сбросит.

Ну а это средний – длинный,

Он как раз посередине.

 Этот указательный – пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Паучок

Паучок всё вверх ползёт

Паутинку он плетёт

Паутинка так крепка

Крепко держит мотылька.

Домик

Стоит в поле дом,

 Это крыша

Вот окошко

А в окошко смотрит гном

Выйдет гномик погулять

Станет братцев подзывать

Раз, два, три, четыре,

А последний старший брат

Нянчит младшеньких ребят

Строго он на них глядит

И за ними он следит

Братцев вместе соберёт

И скорее спать кладёт

Никакой на свете зверь

Не откроет эту дверь.

Петушки

Пальцы сцепите в замок

Как задрались петушки

Распустили гребешки

То один                                (Концами пальцев левой руки нажмите

                                              на верхнюю часть тыльной стороны

                                              ладони правой руки, прогибая её так,

                                              чтобы пальцы левой руки поднялись, как

                                               петушиный гребешок)

То другой                            (наоборот)

«Уходи к себе домой»        (расцепите пальцы рук)

Встреча

Здравствуй милая ладошка

Я соскучилась немножко!

Дай тебя я обниму,

Тебя крепко я прижму!