Фонд оценочных средств ФГТ

Демидова Татьяна Владимировна

Фонды оценочных средств

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenochnye_sr-va_fgt.doc218.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      Учебный предмет «Специальность»

(Баян, Аккордеон)

        Оценка качества занятий по учебному предмету «Специальность» включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании учитывается:

- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

- темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.

Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.

Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Специальность». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания.

                                   Годовые требования по классам

Срок обучения – 9 лет

Первый класс (2 часа в  неделю)

          1 полугодие

Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).

Упражнения без инструмента, кистями рук, лежащими на столе. Отработка собранности кисти и пальцевых замахов. Знакомство с инструментом. Следует обязательно познакомить учащихся с историей инструмента, его строением, правилами ухода за ним.

 Изучение правой и левой клавиатур инструмента. Основы и особенности посадки и постановки игрового аппарата. Индивидуальный подбор инструмента (размер, подгонка наплечных ремней и ремня левого полукорпуса). Постановка инструмента на коленях обучающегося. Принципы меховедения (разжим, сжим). Игра на воздушном клапане как основа правильного меховедения. Постановка правой руки. Принцип индивидуального подхода в освоении правой клавиатуры (при маленькой и слабой правой руке, чтобы избежать перенапряжения и удержать правильную постановку у ребенка, начинать следует с игры во II октаве).

Изучение динамики (звуковая шкала от pp до ff), cresc. и dim. Игра выдержанных нот правой рукой (левая ведет мех) в разной динамике. Изучение басо-аккордового комплекса левой клавиатуры. Игра отдельно левой рукой басов и аккордов при ровном меховедении. Изучение основных штрихов – legato, staccato, non legato. Упражнения на соединение нескольких звуков разными штрихами отдельно правой и левой рукой. Игра двумя руками.

Знакомство с элементами музыкальной грамоты.  Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на аккордеоне ритма слов.  Игра ритмических рисунков на отдельно взятой ноте и с чередованием нескольких нот в правой и левой клавиатуре. Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен правой рукой.

Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.

В течение 1 полугодия обучения ученик должен пройти:

15-20 пьес, песенок, попевок, этюдов, ансамблей (с другим учеником или преподавателем) разной степени завершенности: от разбора-знакомства до концертного исполнения.

Гаммы до, фа, соль мажор правой рукой в одну октаву. Короткие арпеджио и тоническое трезвучие в данных тональностях правой рукой. В том числе: подбор по слуху, игра в ансамбле с педагогом, транспонирование, исполнительская терминология.

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:

Считалочки «Андрей-воробей»,  «Сорока-сорока», «Паровоз», «Дождик»

1 вариант

  1. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
  2. Русская народная песня «Не летай, соловей»
  3. Иванов В. Полька

2 вариант

  1. Филиппенко А. «Цыплята»
  2. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
  3. Кабалевский Д. Маленькая полька

        2 полугодие

Продолжение освоения нотной грамоты. Игра по нотам. Развитие первоначальных навыков игры на инструменте, продолжение знакомства с басо-аккордовым комплексом левой руки.

Исполнение гамм до, фа, соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы. Короткие арпеджио в данных тональностях правой рукой. Чтение нот с листа. Упражнения  на развитие координации рук. Упражнения на развитие мелкой техники правой руки. Контроль за правильностью и удобством посадки и постановки. Чтение  нот с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамбле с педагогом.

В течение 2-го полугодия  ученик должен пройти: 2 этюда, 8-10 песен и пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.        

За учебный год учащийся должен исполнить:

                                                                                              Таблица 4

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – прослушивание

(2 разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Май – академический концерт

(3 разнохарактерные пьесы).

 Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):

1 вариант

  1. Качурбина  М. «Мишка с куклой»
  2. Русская народная песня «В низенькой светелке»
  3. Бер Ф. «В мае»

2 вариант

  1. Книппер А.  «Полюшко-поле»
  2. Русская народная песня «Светит месяц»
  3. Берлин Б. «Пони Звездочка»

Второй класс (2 часа в неделю)

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительских движений обучающегося.

Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Слуховой контроль за качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами. Включение в программу несложных пьес с элементами полифонии.

Игра упражнений на развитие мелкой техники различными штрихами и ритмами. Указанные упражнения должны охватывать освоенный учеником диапазон инструмента. Игра хроматических гамм правой рукой в 1-2 октавы.  Игра коротких арпеджио и аккордов правой рукой. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

В течение второго года обучения ученик должен пройти:

мажорные гаммы: C-dur, F-dur, G-dur  в две октавы;

2  этюда;

10-12 пьес различных по характеру, стилю, жанру – как соло так и в любом виде ансамбля.

За учебный год учащийся должен исполнить:

                                                                                        Таблица 5

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Декабрь – академический концерт

(2 разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Май – академический концерт

(2 разнохарактерные пьесы).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:

1 вариант

  1. И.С.Бах Менуэт d-moll
  2. Русская народная песня «Полосынька», обр. Корецкого Н. 

2 вариант

  1. Гедике А. Сарабанда e-moll
  2. Русская народная песня «Как ходил, гулял Ванюша», обр. Лушникова В. 

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1 вариант

  1. Перселл Г. Ария a-moll
  2. Русская народная песня «Утушка луговая», обр. Чайкина Н.

2 вариант

  1. Моцарт В. Менуэт C-dur
  2. Украинская народная песня «Чернобровый - черноокий», обр. Бухвостова В.

Третий класс (2 часа в неделю)

              Вся работа педагога (объяснения, показ отдельных деталей и иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной работой) приобретает качественно иной характер и должна быть направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры.

           Закрепление освоенных музыкальных терминов и изучение новых. Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа).

Изучение мажорных и минорных гамм до 2-х знаков при ключе. Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками (триоли, синкопы, двойные ноты). Освоение  мелизмов: форшлаг (одинарный, двойной), мордент, трель. Включение в программу произведений крупной формы (сюита, цикл, соната, вариации). Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

В течение 3-го года обучения ученик должен пройти:

гаммы до 2-х знаков при ключе: минорные и мажорные гаммы разными ритмическими вариантами, арпеджио, аккорды – двумя руками;

4 этюда на различные виды техники;

10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

За учебный год учащийся должен исполнить:

                                                                                        Таблица 6

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь – зачет

(2 разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерных произведения).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1 вариант  

  1. Хаслингер Г. Сонатина C-dur
  2. Доренский А. «Закарпатский танец»

2 вариант

  1. Прибылов А. Сюита «Кикимора», «Капризная девчонка», «Стрекоза»
  2. «Полкис»  финский танец, обр. С.Двилянского

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1 вариант  

1. Бах Ф.Э. Менуэт фа минор

2. Малиновский С. «Веселые каникулы»

  1. Манчини Г. «Розовая пантера»

2 вариант

1. Гедике А. Трехголосная прелюдия

2. Бетховен Л. Сонатина и Рондо Фа мажор

  1. Палмер-Хагис  «Полька Эмилия»

Четвертый класс (2 часа в неделю)

Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в отдельности и их координацией. Работа, направленная на развитие мелкой техники. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.

           В программе основное внимание уделяется работе над крупной формой. В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха, соответствующего ему приема, широкой по диапазону динамики, четкой артикуляции.

             Контроль над самостоятельной работой ученика: поэтапность работы над произведением, умение вычленить технический эпизод, трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения и т.д. Упражнения на различные виды техники. Умение подобрать аккомпанемент к мелодии песен с буквенно-цифровым обозначением гармонии. Самостоятельный разбор пьес первого класса трудности. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

В течение 4-го года обучения ученик должен пройти:

гаммы до 3-х знаков при ключе: минорные и мажорные различными ритмическими вариантами (дуоли, триоли), арпеджио, аккорды – двумя руками;

3-4 этюда на различные виды техники;

10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

За учебный год учащийся должен исполнить:

                                                                                        Таблица 7

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение с листа, знание терминов).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд, чтение с листа, знание терминов).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1 вариант

  1. Лундквист Т. «Канон»  C-dur
  2. «Саратовские переборы», обр. В.Кузнецова

2 вариант

1. Гендель Г. Чакона  G-dur

2. Коробейников И. Сюита

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1 вариант

1. Бах И.С. Ария C-dur

2. Доренский А. Сонатина

  1. Завальный В.  Интермеццо

2 вариант

1. Бах И.С. Инвенция №15 си минор (двухголосная)

2. Диабелли А. Сонатина Фа мажор

3. Серебренников А. «Дождь из конфетти»

Пятый класс (2 часа в неделю)

            Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки обучающимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.

           Особое внимание преподавателя должно быть направлено на составление  программ с учетом ясной дифференциации репертуара на произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные, конкурсные и другие. Дальнейшее изучение приемов игры мехом (тремоло и рикошет в ритмических группировках – триолях и квартолях). Освоение аккордовой техники правой руки. Самостоятельный разбор пьес 1-2 класса трудности. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

             В течение 5-го года обучения ученик должен пройти:

гаммы до 4 знаков при ключе: минорные и мажорные гаммы различными ритмическими вариантами (дуоли, триоли), арпеджио, аккорды – двумя руками;

4 этюда на различные виды техники;

8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

За учебный год учащийся должен исполнить:   

                                                                                        Таблица 8

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд на различные виды техники (этюд может быть заменен виртуозной пьесой), чтение с листа, знание терминов).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд, чтение с листа, знание терминов).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1 вариант

  1. Бах И.С. Прелюдия c-moll
  2. Украинская народная песня «Садом, садом, кумасенька», обр. Иванова А.

2 вариант

  1. Бах И.С. Органная прелюдия C-dur
  2. Вебер К. Сонатина C-dur

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1 вариант

1. Бах И.С. Инвенция №4 ре минор (трехголосная)

2. Бентсон Н. «В зоопарке» (сюита)

3. Джоплин С. «Артист эстрады»

  1. вариант

1. Кирнбергер И. Прелюдия и фуга C-dur

2. Кулау Ф. Сонатина, соч.55 №3

  1. Русская народная песня «Не брани меня, родная», обр. Галкина В.

Шестой класс (2 часа в неделю)

              Совершенствование  всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и  художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных структурных элементах (мотив, фраза, предложение, часть). Самостоятельный разбор пьес 2-3 класса трудности. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

              В течение 6-го года обучения ученик должен пройти:

         упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;

гаммы до 5 знаков при ключе: минорные и мажорные гаммы различными ритмическими вариантами (дуоли, триоли), арпеджио, аккорды – двумя руками;

           4  этюда на различные виды техники;

8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

За учебный год учащийся должен исполнить:

                                                                                        Таблица 9

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд на разные виды техники (этюд может быть заменен виртуозной пьесой), чтение с листа, знание терминов).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, знание терминов).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1 вариант

1. Дж. Джеймс Фантазия и фуга ля минор

2. Русская народная песня в обработке Белова В. «Вдоль да по речке»

2 вариант

1. Кетсшер Г. «Прелюдия и фугетта»

2. Гамаюнов О. «Экзерсис»

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1 вариант

1. Глинка М. Двухголосная фуга B-dur

2. Гайдн Й. Соната №34 e-moll

3. Фоменко Е. «Серебряный звон леса»

2 вариант

1. Франк С. Канон E-dur

2. Вебер К. Анданте с вариациями, соч. 3 №4  

3. Бажилин Р. «Вальсирующий аккордеон»

Седьмой класс (2, 5 часа в неделю)

              Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности (2-3 класс).

             Разнообразная по стилям и жанрам учебная  программа должна включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

В течение 7-го года обучения ученик должен пройти:

         упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;

гаммы до 6 знаков при ключе: минорные и мажорные гаммы различными ритмическими вариантами (дуоли, триоли), арпеджио, аккорды – двумя руками;

4 этюда на различные виды техники; требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения художественного произведения;

6-8 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

За учебный год учащийся должен исполнить:

                                                                                        Таблица 10

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма, показ самостоятельно выученной пьесы, чтение нот с листа, знание терминов).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, знание терминов).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение, произведение кантиленного характера).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1 вариант

1. Бах И.С. Прелюдия и фугетта G-dur («Маленькие прелюдии и фуги»)

2. Тихонов Б. «Концертная полька»

2 вариант

1. Бах И.С. Прелюдия и фуга a-moll («Маленькие прелюдии и фуги»)

2. Дербенко Е. «Старый трамвай»

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1 вариант

1. Бах И.С. Фуга a-moll

2. Прибылов.А. Сонатина №5 в 3-х частях

3. Широков А. Вариации на тему русской народной песни «Валенки»

2 вариант

1. Гендель Г.Ф. Адажио d-moll из сюиты №2

2. Бонаков В. Камерная сюита

3. Векслер Б. «Мелодии и танцы русских цыган»

Восьмой класс (2,5  часа в неделю)

Продолжение совершенствования всех ранее освоенных  учеником  музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте.

Подготовка к выпускному экзамену (целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в профессиональные образовательные организации).

В течение 8-го года обучения ученик должен продемонстрировать:

– умение сыграть любую (минорную или мажорную) гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой и т.д. в максимально быстром темпе;

– исполнение этюдов, один из которых может быть заменен виртуозной пьесой.

За учебный год учащийся должен исполнить:

                                                                                        Таблица 11

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд или виртуозная пьеса, чтение нот с листа, знание терминов).

Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (2 произведения, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена).

Март – прослушивание перед комиссией оставшихся двух произведений из выпускной программы, не сыгранных в декабре.

Май – выпускной экзамен

(4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение).

Примерный репертуарный список итоговой аттестации:

1 вариант

1. Мясковский Н. Фуга g-moll

2. Кати Ж. Концертный триптих, 1ч.

3. Блох О. Вариации на тему песни Цфасмана А. «Неудачное свидание»

4. Гарт Д. Vivo

2 вариант

1. Бах И.С. «Симфония» из Партиты №2 c-moll

2. Гайдн И. Соната D-dur, 1часть

3. Власов В. Бассо остинато

4. Фросcини П. «Веселый кабальеро»

Учащиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9 классе.

Девятый класс (2, 5 часа в неделю)

Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в профессиональные образовательные организации. В связи с этим перед учеником по всем вопросом музыкального исполнительства ставятся повышенные требования:

-  к работе над техникой в целом;

-  к работе над произведением,

 - к качеству самостоятельной работы;

-  к сформированности музыкального мышления.

             Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, отдела, школы, конкурсах.

С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных организациях и т. д.)

За учебный год учащийся должен исполнить:

                                                                                        Таблица 12

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический минимум в виде контрольного урока

(одна гамма, один этюд или виртуозная пьеса).

Декабрь – зачет

(2 новых произведения).

Март – академический вечер

(3 произведения из программы 8-9 классов, приготовленных на выпускной экзамен).

Май – выпускной экзамен

(4 разнохарактерных произведения).

Примерный репертуарный список

1 вариант

  1. Бах И.С. Маленькая органная прелюдия и фуга a-moll
  2. Мар К. Концерт для аккордеона с оркестром a-moll в 3-х частях
  3. Власов В. Босса-нова
  4. Новиков В. Французская баллада

2 вариант

  1. Бах И.С. Маленькая органная прелюдия и фуга F-dur
  2. Прибылов А. Соната №1, 1ч.
  3. Мартьянов Б. Вариации на тему «Очи черные»
  4. Маньянте Ч. «Аккордеонные буги»

Годовые требования по классам

Срок обучения - 6 лет

        Требования по специальности для обучающихся на аккордеоне сроком 5 лет те же, что и при 8-летнем обучении, но в несколько сжатой форме. Условно говоря, все темы изучаются в меньшем объеме часов.

Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по пятилетней программе,  должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога – максимальная реализация творческого потенциала ученика, при необходимости подготовка его к  поступлению в профессиональную образовательную организацию.

     Первый класс (2 часа в неделю)

Знакомство с инструментом. Особенности посадки и постановки игрового аппарата. Освоение музыкальной грамоты (изучение нот, музыкальных терминов). Освоение ритма в виде простых ритмических упражнений. Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений, используемых в дальнейшем на аккордеоне. 

Принципы звукоизвлечения, развитие координации движений правой и левой руки, организация целесообразных игровых движений. Изучение динамических оттенков (ff – pp) и основных штрихов (legato – non legato – staccato). Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен. Игра в ансамбле с педагогом. Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.

В течение 1-го года обучения ученик должен пройти:

15-20 пьес, песенок, попевок, этюдов, ансамблей (с другим учеником или преподавателем) разной степени завершенности: от разбора-знакомства до концертного исполнения.

Гаммы до, фа, соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы. Гаммы ля, ре, ми минор (натуральный, гармонический, мелодический) правой и левой рукой отдельно. Короткие арпеджио и аккорды в перечисленных тональностях правой рукой.

4 этюда на различные ритмические, аппликатурные, тональные варианты;

10-12 пьес различного характера.

Чтение нот с листа.

В течение учебного года ученик должен исполнить:

                                                                                        Таблица 13

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – зачет

(3 разнохарактерные пьесы).

Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерные пьесы).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1 вариант

  1. Иванов В. Полька
  2. Русская народная песня «Ноченька лунная»
  3. Кабалевский Д. Маленькая полька

2 вариант

  1. Моцарт В. Азбука
  2. Павин С. Детская полька
  3. Судариков С. Обработка русской народной песни «На улице дождь, дождь»

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1 вариант

  1. Перселл Г. Ария a-moll
  2. Русская народная песня «Как под яблонькой»,  обр. Иванова А.
  3. Джулиани А. Тарантелла

2 вариант

1. Моцарт В.А. Менуэт G-dur

2. Украинская народная песня «Чернобровый-черноокий», обр. Бухвостова В.

3. Гершвин Дж. «Хлопай в такт»

Второй класс (2 часа в неделю)

Работа над дальнейшей стабилизацией игрового аппарата. Расширение списка используемых музыкальных терминов. Освоение более сложных ритмических рисунков. Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Включение в программу несложных полифонических пьес и произведений крупной формы. Подбор по слуху. Чтение с листа.

В течение  2-го года обучения ученик должен пройти:

мажорные гаммы: C-dur, F-dur, G-dur  двумя руками в две октавы;

минорные гаммы: a-moll, d-moll, e-moll,  (натуральные, гармонические, мелодические) двумя руками в одну октаву;

10-15 разножанровых пьес разной степени завершенности двумя руками, как соло, так и в любом виде ансамбля;

4-6 этюдов.

В течение учебного года учащийся должен исполнить:

                                                                                        Таблица 14

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, знание терминов).

Декабрь – зачет

(2 разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, знание терминов).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерных пьесы).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1 вариант

1. Кригер И. Менуэт a-moll

2. Тюрк Д. Мелодия

2 вариант

1. Бах И.С. Маленькая прелюдия c-moll

2. Штейбельт Д. Сонатина C-dur

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1 вариант

1. Бах И.С. Бурре

2. Гайдн Й. Немецкий танец

3. Бонаков В. «Из детской жизни» (цикл пьес)

2 вариант

1. Гедике А. Трtхголосная прелюдия

2. Дмитриев Н. Сонатина C-dur

3. Малыгин Н. Обработка русской народной песни «Не одна во поле дороженька»

Третий класс (2 часа)

Освоение более сложных технических элементов - двойных нот, аккордов, мелизмов (форшлаги, трели, морденты), мехового приема тремоло. Упражнения на развитие мелкой техники правой руки, на развитие аккордовой техники.  Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов.

Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа). Исполнение хроматических гамм. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

В течение 3-го года обучения ученик должен пройти:

гаммы до 2-х знаков при ключе: минорные и мажорные гаммы различными ритмическими вариантами (дуоли, триоли), арпеджио, аккорды – двумя руками;

10-12 разножанровых пьес, этюдов разной степени завершенности соло и в любом виде ансамбля;

 4-6 этюдов  на различные виды техники.

В течение учебного года учащийся должен исполнить:

                                                                                        Таблица 15

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, знание терминов).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, знание терминов).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1 вариант

1. Гендель Г. Ария

2. Фрадкин М. «Случайный вальс»

2 вариант

1. Лундквист Т. Канон C-dur

2. Русская народная песня «Саратовские переборы» в обр. Кузнецова В.

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1 вариант

1. Глинка М. Двухголосная фуга

2. Дербенко Е. «По щучьему велению» (детская сюита №3)

3. Жиро А. «Под небом Парижа»

2 вариант

1. Майкапар С. Менуэт F-dur

2. Кикта В. «Андрюшина сонатина»

3. Лушников В. Обработка русской народной песни «Я на камушке сижу»

Четвертый  класс (2,5 часа в неделю)

Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в отдельности и их координацией. Работа, направленная на развитие мелкой техники. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения. Разбор и подготовка учеником самостоятельно пьесы 1-2 класса сложности.

Контроль над самостоятельной работой ученика: поэтапность работы над произведением, умение вычленить технический эпизод, трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения и т.д. Упражнения на различные виды техники.

В течение 4-го года обучения ученик должен пройти:

гаммы до 3-х знаков при ключе: минорные и мажорные разными ритмическими вариантами (дуоли, триоли), арпеджио, аккорды – двумя руками;

10-12 пьес различных жанров и разной степени завершенности, как соло, так и в любом виде ансамблевого музицирования;

        4 этюда на различные виды техники.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

В течение учебного года учащийся должен исполнить:

                                                                                        Таблица 16

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма, показ самостоятельно выученной пьесы).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, знание терминов).

Май – экзамен (зачет) (3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение).

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1 вариант

1. Бах И.С. Прелюдия c-moll

2. Украинская народная песня «Садом, садом, кумасенька», обр. Иванова А.

2 вариант

1. Бах И.С. Органная прелюдия C-dur

2. Вебер К. Сонатина C-dur

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1 вариант

  1.  Гендель Г. Чакона  G-dur
  2. Бонаков В. Пять лирических пьес

3. Русская народная песня «Когда б имел златые горы», обр. Прибылова А.

2 вариант

1. Лядов А. Канон, соч.34 №1

2. Жилинский А. Сонатина C-dur

3. Дербенко Е. Ночной экспресс

Пятый класс (2,5 часа в неделю)

               Главная задача, стоящая перед учащимися пятого класса, - подготовить выпускную программу в максимально готовом, качественном виде. Перед выпускным экзаменом обучающийся обыгрывает свою программу на зачетах, классных  вечерах, концертах.

        Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально-исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки обучающимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.

Особое внимание преподавателя должно быть направлено на составление программ с учетом ясной дифференциации репертуара на произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные, конкурсные и другие.

В течение 5-го года обучения ученик должен пройти:

8-10 разножанровых пьес, разной степени завершенности соло и в любом виде  ансамбля;

гаммы до 4 знаков при ключе: минорные и мажорные разными ритмическими вариантами (дуоли, триоли), арпеджио, аккорды – двумя руками;

             4 этюда на различные виды техники;

             8-10  произведений  различного характера, стиля, жанра.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

В течение учебного года учащийся должен исполнить:

                                                                                        Таблица 17

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма, этюд или виртуозное произведение).

Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (2 произведения, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена).

Март – прослушивание перед комиссией оставшихся двух произведений из выпускной программы,  не исполненных в декабре.

 Май – выпускной экзамен

(4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение).

Примерный репертуарный список итоговой аттестации (выпускного экзамена)

1 вариант

1. Бах И.С. Прелюдия c-moll

2. Кулау Ф. Сонатина C-dur

3. Русская народная песня «Вдоль да по речке», обр. Белова В.

4. Табандис М. «Вальс-мюзетт»

2 вариант

1. Бах И.С. Органная прелюдия C-dur

2. Вебер К. Сонатина C-dur

3. Русская народная песня «Не брани меня, родная», обр. В.Галкина

4. Прибылов А. Венгерский танец

Учащиеся, продолжающие обучение в 6 классе, сдают выпускной экзамен в 6 классе.

Шестой класс (2,5 часа в неделю)

              В шестом классе обучаются обучающиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в профессиональную образовательную организацию. В связи с этим, педагогу рекомендуется  составлять годовой репертуар года с учетом вступительных требований. Участие в классных вечерах, концертах отдела, школы, конкурсах принесут значительную пользу, придав уверенности в игре.

Ученики шестого класса играют зачет в декабре и итоговый экзамен в мае. В декабре обязателен показ  произведения крупной формы.

В течение учебного года учащийся должен исполнить:

                                                                                        Таблица 18

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический минимум в виде контрольного урока (1 гамма,  этюд или виртуозная пьеса).

Декабрь – зачет (2 новых произведения).

Март – академический вечер (3 произведения из репертуара 5-6 классов, приготовленных на выпускной экзамен).

Май – выпускной экзамен (4 произведения).

Примерный репертуарный список выпускного экзамена

1 вариант

1. Гендель Г.Ф. Прелюдия и Аллегро g-moll

2. Прибылов А. Сонатина №1

3. Коросталев В. «Уральская поулочная»

4. Блох О. Итальянский вальс

2 вариант

1. Кетсшер Г. Прелюдия и фугетта

2. Гамаюнов О. «Экзерсис»

3. Русская народная песня в обработке Белова В. «Вдоль да по речке»

4. Бажилин Р. «Вальсирующий аккордеон»

                    Формы и методы контроля, система оценок

            Оценки качества реализации программы по «Специальности  (аккордеон)» охватывают все виды контроля:

      - текущий контроль успеваемости;

      - промежуточную аттестацию обучающихся;

      - итоговую  аттестацию  обучюащихся.

                                                                                             Таблица 19  

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий контроль

- поддержание учебной дисциплины,

- выявление отношения учащегося к  изучаемому предмету,

- повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок.  Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

контрольные уроки,

академические концерты, прослушивания к конкурсам, отчетным концертам

Промежуточная аттестация

Определение успешности развития учащегося и усвоения им  программы на определенном этапе обучения.

зачеты (показ части программы, технический зачет),    академические концерты,  переводные  зачеты, экзамены

Итоговая аттестация

Устанавливает уровень и качество освоения  программы учебного предмета

экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9)

      

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков обучающихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы обучающегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности обучающихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включают в себя элементы беседы с обучающимся и предполагают обязательное обсуждение  рекомендательного характера.

           Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, степени подготовки программы, с целью повышения мотивации ученика  к  учебному процессу.  

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.  

Целью всех видов промежуточной аттестации является определение уровня подготовкиобучающегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

                Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты проводятся с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер, в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.  

              Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, обучающихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика должно оцениваться комиссией.

            Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение подготовленной программы демонстрирует уровень подготовки обучающегося на определенном этапе, в конце данного учебного года. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Обучащийся, освоивший  в полном объеме  программу, переводится в следующий класс.

           Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами.

                                          Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения  выставляются оценки по пятибалльной шкале.

Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года.                 

             Таблица 20

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств. Владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком  художественном уровне игры.

4 («хорошо»)

Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер.

3 («удовлетворительно»)

Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения.  Можно говорить о том, что качество исполняемой программы  в данном случае зависело от времени, потраченном на работу  дома или  об отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.

2 («неудовлетворительно»)

Исполнение  с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования.

Зачет (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление обучающегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

  1. Оценка годовой работы  обучающегося.
  2. Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.
  3. Другие выступления обучающегося в течение учебного года.

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

  1. Обучающийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения  инструментом.
  2. Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.
  3. Понимание и отражение в исполнительской интерпретации  стиля исполняемого произведения.

На выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).