Методическая разработка, Открытые уроки на тему: "Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ"
Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио самая сложная и актуальная задача преподавателя. Игровые формы работы улучшают восприятие этой темы и на практике учащиеся показывают положительные результаты, как с слуховом анализе (интервалов и аккордов), так и в решение теоретических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка "Развитие гармонического слуха" | 405.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по направлению «Теория и методика дополнительного образования детей»
по теме:
«Развитие гармонического слуха и творческих способностей на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Работу выполнила:
Кошляк Светлана Станиславовна
Преподаватель теоретических дисциплин
МОУК ДОД ДШИ№1 г. Нягань
Введение
Сольфеджио – это первый систематический курс в цикле музыкально-теоретических предметов, призванный дать учащемуся прочную основу для дальнейшего музыкального развития.
Сольфеджио – дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь ряда практических навыков. Поэтому правильнее весь этот комплекс навыков, знаний и умений назвать
СИСТЕМОЙ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА.
Как известно, задачи детских музыкальных школ состоят в том, чтобы достичь всестороннего и гармоничного развития музыкальных способностей у детей.
И поэтому, связывая специальные и теоретические предметы друг с другом в работе над развитием слуха следует использовать репертуар и навыки, полученные в классе по специальности, а на индивидуальных занятиях в классе – знания и понятия, освоенные в курсе сольфеджио. Методику работы по сольфеджио должны определять возрастные особенности детей.
Учитывая возрастные особенности детей разных классов, педагог должен использовать различные приемы и формы работы.
Так, в младших классах необходим яркий, эмоционально насыщенный показ музыкальных примеров, движений, и только постепенное выведение из практики некоторых теоретических знаний.
Дополнения к дальнейшей работе:
В средних классах – на основе имеющегося музыкального опыта детей – развитие самостоятельности в суждениях и выводах, повышение требовательности к качеству пения, совершенствование знаний и навыков.
В старших классах – усиление работы над освоением чтения с листа и записи музыки, воспитание логического мышления и творческой активности в применении на практике полученных знаний и навыков.
В целом атмосфера занятий должна быть творческой и увлекательной, урок должен вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления и, главное, быть насыщенным музыкой, высоким качеством музыкального исполнения.
- Развитие музыкального слуха.
Основная задача – всестороннее развитие музыкального слуха.
Роль слуха в музыкально-творческом процессе, в развитии музыкальных способностей, в воспитании любви к музыкальному искусству чрезвычайно велика.
- Развитый музыкальный слух дает возможность человеку воспринимать и осознавать музыку, переживать ее, и творчески отображать при исполнении музыкального произведения. Эти задачи и являются конечной целью музыкального образования.
Понятия «музыкальный слух» и «музыкальная одаренность» - различны; музыкальная одаренность предполагает особый комплекс, сочетание музыкальных способностей у учащегося, преподаватели ДМШ и ДШИ чаще сталкиваемся с учащимися, которые обладают достаточно средними или даже ниже среднего уровня музыкальными способностями.
Поскольку музыкальный слух – это главное орудие музыканта, значение предмета сольфеджио очень велико. Однако нельзя думать, что развитие музыкального слуха осуществляется исключительно на этих занятиях.
Музыкальный слух – явление сложное, состоящее из следующих взаимосвязанных компонентов: звуковысотного слуха, чувства лада, чувство метроритма, гармонического слуха.
Звуковысотный слух определяет способность, отличать интервалы определять их величину, узнавать аккорды, способность слышать голосоведение, соотношение аккордов между собой.
Чувство метроритма – это простейшее, первичное проявление музыкальности, заключающееся в ощущении равномерности, подчиненной размеру и воспроизведение разных длительностей.
Слух бывает гармонический и мелодический.
Мелодический слух – это восприятие мелодии, проявляющее в узнавании и воспроизведении мелодий и в чувственности к тональной интонации.
Гармонический слух – это переход от «простого» ощущения к «сложному», переход от восприятия единства к восприятию единства и множества одновременно (по Теплову).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что само явление музыкального слуха чрезвычайно сложно и многогранно.
Так у одних учащихся при хорошем слухе слабее развито чувство метроритма, у других – лучше развит гармонический слух, но менее чувствителен мелодический и т.д.
Качество музыкального слуха определяется уровнем развития всех его сторон.
Начиная с самых первых шагов в сравнении с одноголосной мелодией, мы с ребятами сравниваем созвучия двух звуков – интервалов и трех – четырех звуков – аккордов.
Интонационно - высотные соотношения звуков в мелодии или сочетания двух звуков ступеней лада называется интервалом.
Такое соотношение может быть мелодическим (последовательным), лежащим в основе мелодии, и гармоническим (одновременным), лежащим в основе аккорда.
ИНТЕРВАЛ - в переводе с латинского означает «расстояние» и «промежуток».
Каждый интервал имеет: вершину и основание, а также ступеневую и тоновую величину.
Ступеневая величина интервала определяет количество ступеней в интервале и от этого получает свое название: (схема простых интервалов)
I - ПРИМА - 0т
II – СЕКУНДА – ½ т (м2), 1т (б2)
III –ТЕРЦИЯ – 1,5т (м3), 2т (б3)
IV – КВАРТА – 2,5т (ч4)
V – КВИНТА – 3,5т (ч5)
VI – СЕКСТА – 4т (м6), 4,5т (б6)
VII – СЕПТИМА – 5т (м7), 5,5 (б7)
VIII – ОКТАВА – 6т (ч8)
Тоновая величина интервала определяет количество тонов и полутонов.
По этой величине бывают чистые, большие, малые, увеличенные, уменьшенные.
Чисто теоретически – все интервалы могут быть увеличенными или уменьшенными, кроме ум 1, т.к. увеличенный интервал становится больше (большого или чистого) простого интервала на ½ т, а уменьшенный интервал – меньше (малого или чистого) на ½ тона.
Интервалы в свою очередь делятся на консонансы и диссонансы.
КОНСОНАНС – «согласно звучащий», благозвучный интервал: ч1, ч4, ч5, ч8, м/б3, м/б6
ДИССОНАНС – «разно звучащий» резкий – не сливающийся интервал: м/б2. м/б7, ув, ум
Начиная знакомство с интервалами мне помогает учебник М. Черновой «Интервалы мы поем»
…. «Интервалы? Да все они, начиная с примы и заканчивая октавой, живут дружной и веселой семьей в стране «СОЛЬФЕДЖИО». Каждый музыкант должен познакомиться с ними. Правда - это совсем не просто!»
Целый год вас изучаем,
Строим, пишем и поем.
Обращаем, разрешаем
И на слух вас узнаем» – это строки из песни Майи Федоровны Черновой г. Минск (преподавателя и автора учебника и замечательных сказок для детей об интервалах)
Волей автора все интервалы превращаются в музыкально-поэтические портреты, каждый со своей историей, характерами, мечтами, и даже капризами.
Так незаметно, без элементов дидактики, ребята получают знания, запоминают, строят и поют интервалы.
В младших классах основой усвоения должно быть эмоциональное восприятие детей, яркость и осознанность музыкальных ощущений. Педагог должен воспитать дисциплину, правильную направленность слухового внимания, активность в накоплении слуховых впечатлений. Не менее важен для детей яркий, эмоционально насыщенный показ музыкальных примеров, движений, и только постепенное выведение из практики некоторых теоретических знаний.
Первое знакомство с каждым «действующим лицом» начинается сразу с названия песни. (Пример – исполнение песен)
- Песенка об Интервалах
- «Прима Тараторка» (речитатив – скороговорка)
- Озорная Секунда» (страдания – частушки с веселым припевом)
- Ласковая Терция (колыбельная для малыша)
- Решительная Кварта (песня – марш хвала трубе зовущей нас в поход)
- Квинта – Часики (лирическая песенка – трогательная, охраняющая наш
покой)
- Хвастливый Тритон (куплеты)
- Благозвучная Секста (романс – рассказ о красавице Березке)
- Веселая Септима (попутная песня, стремительно убегающая вдаль)
- Принцесса Октава (вальс – горделивой, но доброй принцессе)
- Превращение интервалов (полька – шутливая, игривая)
- Гимн Сольфеджио
Кварта в Квинту обратилась!
Секста Терцией явилась!
А Октава Примой стала!
Септима Секунде пара!
Цикл – песен упражнений обрамляется «песенкой об интервалах», где впервые происходят знакомство с будущими героями и Торжественным Гимном «Сольфеджио» - становится венцом истории знакомства с интервалами.
Легкие и запоминающиеся песенки, мелодии легко усваиваются детьми в младших классах, и помогают запомнить звучание интервала, его мелодическое и гармоническое звучание, рисунки детей так же характеризуют героев сказки – и доказывают, что образность мышления, эмоциональная подача этого сложного теоретического материала, становится понятным и интересным для учащихся младших классов.
Конечно, я стараюсь не останавливаться только на одних образах, данных в этой сказке, достаточно просто дать возможность пофантазировать самим детям, и у них появляются другие герои – интервалов (колючие и злые ежики – секунды), (мягкие и нежные котята – терции), (черепаха или ворона – кварта), (медуза или морская звезда – квинта), (шестирогий олень – секст), (дракон – септим), (жираф – октава), (невидимка – прима), (хулиганы – тритоны) и т.д.
В работе я так же использую песенки – примеры интервалов из учебника Т. Сиротиной «Музыкальная азбука» на стр. 39 (Пример – исполнение песен)
Конечно, зная характер героев – интервалов, значительно легче объяснить и понять детям как, и с кем дружат интервалы.
После ознакомления с качественным составом интервалов (слушания, узнавания, пения и игры), учащиеся учатся строить интервалы от звука и в тональностях.
С точки зрения лада интервалы делятся - на устойчивые и неустойчивые.
В тональностях строить интервалы на устойчивых ступенях I - III – V, которые не нуждаются в разрешении, необходимо запомнить учащимся, что на самой главной I ступени строятся: ч1, б3, ч5, ч8
На III ступени - м3 и м6, а на V - ступени ч4 и б6.
Интервалы на неустойчивых II – IV – VI-VII ступенях должны разрешаться по правилам тяготения, вот здесь очень пригодится работа по столбице ступеней, где с помощью разрешения учащиеся видят, что консонансы более важные интервалы, отвечающие своему благозвучному характеру.
Эта форма работы в курсе сольфеджио чрезвычайно важна.
В ней объединяются все знания и умения, получаемые учащимися на уроках. Но самое главное состоит в том, что в анализе на слух интервалов полнее всего осознаются, понимаются и определяются различные элементы музыкального языка и связи между ними. «Слуховая наглядность» - так можно определить специфику метода работы над анализом на слух интервалов.
При анализе - интервалов следует использовать контрастные сочетания элементов. Например, после секунды брать октаву, после терции – септиму. Контрасты по высоте и по диссонатности помогут лучше запомнить звучание. Соблюдение принципа контрастности имеет особое значение на первом этапе, при знакомстве с этими элементами. В примерах для анализа интервалов ритм обычно используется простой и нейтральный. Но это не значит, что метроритм совсем не влияет на восприятие. Так, для определения ряда созвучий аккорд или интервал на сильной доле воспринимается ярче и определяется легче, а на слабой доле – труднее. Все это надо учитывать педагогу, обдумывая примеры анализа и вопросы к ним.
Интервал – это поистине живая клеточка музыки.
Б. Астафьев сказал: «Всюду, где речь идет об интервале, я трактую этот элемент музыки, как выразительный»
Выразительность интервала зависит от условий, в которых он звучит: величина интервала, ладовое значение, метро - ритмические условия, тембр, регистр, место в музыкальной форме. Поэтому, моим ученикам тема интервалов всегда кажется интересной, и они с удовольствием принимают участие в любой форме работы с интервалами: построении, пении, игре, определение на слух, интервальных диктантах.
У нас есть своя любимая игра – называется она « Найти или поймать преступника».
Когда в первый раз учитель играет интервалы, дети записывают их в нотной тетрадке, в последнем проверочном проигрывании я специально исполняю другой – незнакомый интервал. И те из детей, которые были более внимательны сразу замечают замену – ошибку.
Так же эту игру можно проводить и самим детям, что особенно полезно. Один из учеников исполняет свой интервальный диктант – второй ученик у доски записывает их, а третий пытается повторить в игре на инструменте (по памяти).
Варьировать эту игровую форму работы, можно в разных приемах и она всегда кажется новой и интересной.
Полезна работа над анализом музыкальной формы, в музыкальном произведении находить интервалы, их обращения, разрешения, как по слуху, так и непосредственно в нотной записи.
В своей работе с учащимися младших классов мы используем практические задания в рабочих тетрадях: Т. Первозванской 1 класс, 2 класс, Г. Калининой 1- 2-3 класс, Ю. Фроловой 1-2-3 класс, Ж. Металлиди 1-2-3 класс.
Как продолжение развития музыкальных способностей у учащихся в младших классах – это ознакомление и работа с аккордами.
Наряду с мелодией и её неизбежным спутником (ритмом) важным выразительным средством является гармония (греческое обозначение).
Задача гармонии, по словам М. Глинки «Дорисовать мелодическую мысль».
Роль гармонии красочно определил Ф. Шуман: «В музыке, как в шахматах «Королева – мелодия» обладает высшей властью, но решает всегда «Король – гармония».
ГАРМОНИЯ – что мы понимаем под этим словом? Это может быть гармония природы, гармония красоты, гармония личности человека. Гармоничным мы называем художественные произведения: стихи, прозу, картины, ЕСЛИ ОЩУЩАЕМ В НИХ естественную органичность, стройность.
В музыке «Гармония» - понимается одна из сторон музыкального языка, связанная с объединением звуков в одновременности звучания и объединением созвучий друг с другом.
Гармония – сложная область музыкальной выразительности, она объединяет многие элементы музыкальной речи (мелодии, ритма) руководит законами развития произведения.
Термин ГАРМОНИЯ возник в Древней Греции и окончательно определил соотношение звуков. В старинной одноголосной музыке эти соотношения выводились из мелодии (последовательно звуки один за другим). С развитием многоголосия появилась гармония из нескольких голосов одновременно.
Среди безграничного числа гармонических сочетаний в музыке выделяются своей организованностью аккорды, построенные по терциям. Терцовое строение аккордов характерно для КЛАССИЧЕКОЙ ГАРМОНИИ 18-19 веков и не потеряло своего значения в наши дни.
Важнейшими и наиболее распространенными аккордами являются трезвучия (мажора и минора), их отличает согласованная стройность (консонансность), полнота звучания и ладовая окраска Б3/5, М3/5, в практике так же встречаются диссонирующие трезвучия - Ув. 3/5, Ум. 3/5.
В первые уроки знакомства с ГЛАВНЫМИ трезвучиями лада, я использую очень показательную и интересную музыкальную сказку «Димин сон или как исправить двойку по сольфеджио» А. Мельниковой, которая была поставлена моими учащимися в 2006 году. Запись этой сказки нравится детям и отвечая на вопросы они с легкостью определяют: Ладовые тяготения Гармонических функций Главных трезвучий лада: Т – S – D в тональности Ре мажор, а так же параллельной тональности СИ минор.
В дальнейшем мы знакомимся более подробно с видами трезвучий. Узнаем, что ГЛАВНЫЕ трезвучия – ТОНИКА, СУБДОМИНАНТА, ДОМИНАНТА – в мажоре всегда мажорные, а в натуральном миноре минорные. А затем, в зависимости от вида мажора или минора у нас СУБДОМИНАНТА или ДОМИНАНТА меняют ладовую окраску.
(Пример музыкальной сказки «Красная Шапочка»)
В работе на начальном этапе над развитием гармонического слуха – аккордами, я так же применяю учебник Л. Алехиной «Аккордовые сказки».
Поиск нетрадиционных путей в работе над аккордами позволяет создать яркий, запоминающейся образ, который легче воспринимается детским воображением и закрепляется в памяти. Не секрет, что сказки нравятся всем, особенно в младшем школьном возрасте детям интереснее и доступнее форма сказок, в которых исполняются песенки с исполнением аккомпанемента детьми к каждой сказке.
- «Сказка о Басах» - Дом с бубенчиками или сказка о Тонике.
- «Волки и зайчата, или сказка о Доминанте».
- «Поросята, или еще одна сказка о Доминанте».
- «Как у дяди Ермолая, или сказка о Субдоминанте».
- «Утята и Цапля, сказка о трех басах».
- «Солнечная сказка».
- «Страшная сказка».
- «Сказка о превращениях – обращениях».
- «Сказка о том, как Доминанта гулять ходила».
- «Большая аккордовая сказка».
- «Сказка о том, как трезвучие на бал собиралось».
- «Сказка о том, что получается, если правильно все разрешается».
- «Уменьшенная сказка».
- «Сказка про детей маленьких и больших».
- «Сказки – подсказки».
Внимательно посмотрим на строение мажорного трезвучия, оно отличается от минорного трезвучия, тем что в Б 3/5 = б3+м3,
М3/5 = м3 + б3, именно первая терция и определяет характер – лад трезвучия.
Практическое задание - учащиеся строят сами, играют и поют трезвучия на всех ступенях Гаммы – в Тональности ДО мажор, самостоятельно определяя, что на I – IV – V ступенях трезвучия звучат мажорно, а на II – III – IV ступенях минорно, а на VII ступени трезвучие похоже на минор, но все терции маленькие (так дети самостоятельно определяют уменьшенное трезвучие из двух м3+ м3), это трезвучие в ладовом соотношении звучит особенно напряженно, и требуют разрешения в тонику. Для сравнения мы слушаем, как звучит увеличенное трезвучие из двух (б3+ б3) в гармонических ладах и так же требуют разрешения в тонику.
Анализируя трезвучия по слуху, учащиеся с легкостью определяют вид мажора или минора и диссонантность увеличенных и уменьшонных трезвучий. Разучивая песни об увеличенных и уменьшенных трезвучиях -закрепляем новую тему.
Увеличенному тесно,
Выползает словно тесто.
Уменьшенное трезвучье
Словно тесный сапожок,
Ты в мажоре и в миноре
Разреши его дружок!
В этот момент, так же подойдет игра «Поймать преступника», когда учитель играет несколько трезвучий (Б, М, Ув, УМ), и при проверке аккордового диктанта, учащиеся находят ошибку в повторном исполнении.
В работе я так же использую песенки – примеры аккордов из учебника Т. Сиротиной «Музыкальная азбука» на стр. 63, и учебники О. Камозиной «Неправильное сольфеджио», Л. Лёхиной «Аккордовые сказки».
В дальнейшем, можно быстро настроить детей на построение и изучение септаккордов.
Если на каждой ступени лада можно построить трезвучие, красивые и выразительные аккорды, в основе которых лежат терции, то почему же нам не пристроить к двум терциям еще одну.
Оказывается можно, и так получается совсем другой еще более красивый аккорд, определяя крайние звуки этого аккорда. Мы с ребятами находим новое понятие и название – СЕПТАККОРД.
И звуки будем называть по построению интервалов: прима – терция - квинта – септима.
Какие они разные! У одних септима большая, у других маленькая, а у третьих уменьшенная.
Раз такой сложный аккорд, как конструктор собрал в себя и трезвучие и септиму, и терции, мы дадим ему более сложные названия. Названия этих аккордов тоже будут двойными: сначала называем септиму, а затем трезвучие, которое построилось в нем.
Получается – Большой мажорный септаккторд на 1 или 4ступени, Малый мажорный септаккорд (Доминантовый) на 5 ступени. Малый минорный септаккорд на 2, 3, 6 ступенях. Уменьшенный септаккорд на 7 ступени.
Конечно, сразу дети не запомнят все названия септаккордов, но принцип построения будет для них понятен.
Учащимся младших классов знакомы понятия устойчивых, неустойчивых – вводных звуков, поэтому так же не составит труда дать определения септаккорду на 7 ступени – Вводный септаккорд и правила его разрешения в тональности.
Тема обращения трезвучий или рассказ о том, как трезвучия развлекаются.
Как интервалы, так и трезвучия любят кувыркаться – ОБРАЩАТЬСЯ. Так как у трезвучия 3 звука, поэтому он может кувыркаться 3 раза и интервалы у них тоже меняются местами.
Секстаккорд на вверх взлетел,
Сверху кварту он надел.
Если кварта внизу стоит
Это – Квартсекстаккорд.
Как сказал великий ученый Г. Спенсер
«Великая сила образования – это не знания, а действия»
! Поэтому, играя арпеджио (обращения трезвучий) на специальном предмете, необходимо вслух повторять названия аккордов.
С учащимися можно играть в игру «Я великий пианист» или «Конструктор» и т.д.
( применяя кубики, для закрепления темы «Обращения трезвучий»)
В своей работе с учащимися младших классов мы используем практические задания в рабочих тетрадях: Т. Первозванской 1 класс, 2 класс, Г. Калининой 1- 2-3 класс, Ю. Фроловой 1-2-3 класс, Ж. Металлиди 1-2-3 класс.
Музыкальный материал, предлагаемый учащимся для анализа интервалов и аккордов, должен быть ярким, художественным, доступным по содержанию, сравнительно небольшим по объему. Полезно использовать произведения из репертуара по специальности самих учеников. Это соединит предмет «Сольфеджио» с музыкальной практикой учащихся и, в свою очередь, поможет им осознанно и грамотно исполнять произведения в классе по инструменту.
Наряду с целостным анализом произведения, учащиеся должны уметь определять на слух отдельные элементы музыкальной речи: ступени лада, звукоряды различных ладов, ритмические рисунки, интервалы (от звука и в ладу), интервальные последовательности, аккорды (от звука и в ладу), аккордовые последовательности.
Примерный план работы.
I класс
Определение на слух:
- 2-х, 3-х-дольности метра;
- характера звучащего произведения;
- жанров (марш, танец, песня);
- лада (мажор, минор);
- динамических оттенков, темпа.
Узнавание на слух мелодических движений:
- поступенного вверх, вниз;
- повторности звука;
- опевание звуков;
- скачков с V на I;
- движение по трезвучию.
Определение на слух:
- мажорного, минорного трезвучий;
- интервалов: ч.1, ч.5, ч.8, ч.4, м.2, б.2, м.3, б.3.
Узнавание ритмических рисунков: в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Рекомендуемые произведения для слухового анализа
Бетховен Л. «Крестьянский танец»
Гайдн И. Менуэт
Камалдинов Г. «Маленькая пьеска»
Косенко В. «Старинный танец»
Сигмейстер Э. «Прощай»
Чайковский П. «Немецкая песенка», «Шарманщик поет»
Шуберт Ф. Экосез, «Немецкий танец»
II класс
Определение на слух и осознание:
- характера и жанра звучащего произведения;
- лада (мажорный, минорный трех видов, переменный);
- элементов синтаксиса и формы (реприза, секвенция, песня - запев, припев);
- размера, темпа, динамических оттенков.
Узнавание на слух:
- мелодических оборотов;
- ступеней лада;
- ритмических рисунков: размерах 2/4, 3/4, 4/4; в размере 3/8;
- интервалов (мелодических и гармонических);
- обращений мажорного и минорного трезвучий;
- трезвучий главных ступеней.
Рекомендуемые произведения для слухового анализа
Барток Б. «Вечер в деревне
Гедике А. «Медленный вальс»
Глинка М. Полька
Констан Ф. «Разбитая кукла»
Мак – Доуэл Э. «Шиповник»
Моцарт Л. «Волынка»
Хачатурян А. «Вечерняя сказка
Чайковский П. Вальс, «Болезнь куклы»
Шуман Р. «Дед Мороз»
- ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ
На уроках сольфеджио наряду с традиционными разделами учебной работы (развитие вокально-интонационных навыков, сольфеджирование, воспитание чувства метроритма, музыкальный диктант, воспитание музыкального восприятия) необходимо уделять как можно больше внимание воспитанию творческих навыков, очень важно научить детей все накопленные теоретические знания применять на практике.
Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио активизирует слуховое внимание, тренирует различные стороны музыкального слуха, а также развивают вкус и наблюдательность.
Развитие творческой инициативы учащихся играет огромную роль в процессе обучения, способствует эмоциональному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные возможности учеников, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешных занятий не только в классе «Сольфеджио», но и в исполнительской практике учащихся.
Творческие упражнения на уроках по предмету «Сольфеджио» психологически раскрепощают детей, развивают их вкус и наблюдательность, активизируют слуховое внимание, тренируют музыкальный слух. Такие упражнения должны быть тесно связаны с основными разделами курса «Сольфеджио», закрепляя творчески теоретические знания учащихся.
Цель творческих упражнений - в приобретении и закреплении основных навыков пения с листа, записи диктанта, анализа на слух.
Творческие задания должны быть доступными по трудности.
Виды творческих заданий:
- допевание мелодии до тоники;
- сочинение ответной фразы;
- сочинение фрагмента мелодии (окончания или пропущенных тактов);
- сочинение мелодии на данный ритмический рисунок или на стихотворный текст;
- сочинение ритмического аккомпанемента к мелодии;
- сочинение мелодии определенного жанра, характера, с использованием заданных выразительных средств;
- сочинение мелодии к данному аккомпанементу;
- подбор аккомпанемента с использованием пройденных аккордов;
- сочинение второго голоса к мелодии с помощью интервалов;
- игра аккомпанемента по цифровке.
В психологии творческая деятельность человека называется воображением. Воображение - это основа творческой деятельности.
Развитие музыкально-творческого воображения способствует более эмоциональному отношению детей к музыке, дает выход их активности, воспитывает музыкальность.
Все дети обладают задатками к художественному творчеству, поэтому практически все дети могут научиться сочинять. Задача ДМШ состоит не в том, чтобы всех сделать композиторами, а в том, чтобы максимально развить творческие способности каждого ребенка, чтобы каждый ребенок стал личностью, художником, "поэтом в душе".
В творческом развитии детей обязательно должна быть система - стройное движение от простого к сложному. Давно замечено, что малыши гораздо лучше включаются в творческий процесс, чем учащиеся средних и старших классов; и эту особенность активности возраста нужно всецело поощрять и развивать. Воспитание творческих навыков должно начинаться с донотного периода и основываться на опыте, приобретенном детьми в процессе общения с музыкой, т.к. в раннем возрасте эмоциональное начало играет ведущую роль.
1.Слушание музыки и ее обсуждение развивает творческую фантазию, помогает понять, какими средствами выразительности композитор создает соответствующий образ или настроение. Дети не только рассказывают о музыке, но и передают в рисунках свои впечатления.
Г.И. Шатковский предлагает: "Сначала научить детей "говорить" на элементарном музыкальном языке, затем - читать и лишь затем - писать". Если ребенок овладеет языком музыки в формах элементарного музицирования, он будет со временем импровизировать и сочинять.
2. В начале творческие задания лучше проводить на уроке. Каждое задание педагог подробно объясняет, показывает свои примеры. Предложенные детям мелодии обязательно анализируются, коллективное обсуждение сочинений очень полезно.
Все обсуждения сочинений должны проходить в доброжелательной обстановке.
3. Полезно показать детям разные средства варьирования мелодии. После прослушивания вариаций выяснить, что изменилось в мелодии. Показать, как меняется ритмический рисунок, как можно изменить мелодию (опевание звуков, вспомогательные и проходящие звуки, заполнение мелодии между длинными звуками).
Детям нужно рассказать, что в мелодии можно изменить размер, лад, темп, регистры и т.д. Средства варьирования могут применяться как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Но вначале каждое средство варьирования следует проработать отдельно. При выполнении этих заданий ярко выявляются выразительные свойства элементов музыкального языка (темпа, размера, регистров и т.д.).
4. Сочинение музыкальных ответов, допевание мелодии до тоники, импровизация ритмического аккомпанемента с использованием пройденных ритмических групп и другие творческие задания позволяют преподавателю проверить, как ученики усвоили то или иное понятие, тот или иной ритм.
5. Нужной и важной работой является подбирание аккордового аккомпанемента. Продолжая линию развития творческой инициативы детей в импровизации и сочинении мелодий, следует идти непосредственно от слухового ощущения, а не от теоретического построения аккомпанемента. Такой тип упражнений не основан на слуховом ощущении функций, недостаточен для развития гармонического слуха. Внимание детей должно быть обращено на то, чтобы созвучия были красивы, логичны и дополняли мелодию.
Учитывая, что темы - интервалов и аккордов не могут проходить без закрепления практических навыков, необходимо продолжить эту работу в подборе аккомпанемента, до сочинения, импровизации на заданную тему.
При работе с учеником нужно очень бережно относиться к результатам детского творчества, в основе которого лежит образное восприятие и отображение действительности доступными ребенку средствами. Недопустимо подавлять творческие импульсы детей, подгоняя их под общие шаблоны. Известный музыкант Л. Стоковский предостерегал против навязывания детям в их творчестве "взрослого профессионализма", в результате чего "потеря детьми творческих данных почти неизбежна".
I класс
Допевание мелодии до тоники на нейтральный слог, с названием
звуков, со словами.
Сочинение «пропущенных» в тексте фраз.
Сочинение простейших мелодий на заданный ритмический рисунок или стихотворный текст.
II класс
Досочинение мелодии до тоники в пройденных тональностях.
Сочинение:
- мелодических вариантов фразы;
- мелодий на стихотворный текст;
- мелодий на данный ритмический рисунок.
Заключение
В наше современное время, когда дети с раннего возраста увлечены компьютерными играми, телевизором, необходимо заинтересовать ребенка, а так же привить ему культуру и образованность. В этом и состоит главная цель музыкального воспитания. Приобщение детей к миру музыки создает необходимые условия для всестороннего, гармоничного развития личности.
Предмет «Сольфеджио» является достаточно сложным и поэтому задачи педагога найти разные формы работы на уроке, чтобы сложные понятия не оттолкнули ученика, а казались для ребенка доступными и интересными.
Начиная с младшего школьного и дошкольного возраста необходимо воспитать в детях желание учиться и заниматься творческой деятельностью в процессе обучения. Курс сольфеджио так же должен дать учащимся необходимые сведения о музыке как об искусстве и о мелодии как о главном средстве музыкальной выразительности, объединяющем все основные элементы музыки. Усвоение курса сольфеджио должно выработать у учащегося сознательное отношение к музыкальным явлениям, с которыми он встречается по жизни.
В результате многолетней педагогической практики, я пришла к выводу, что работу над развитием гармонического слуха: аккордами и интервалами, для выявления и развития творческих задатков у детей необходимо начинать как можно раньше.
В процессе работы с учащимися младших классов необходимо выбирать яркий, доступный и интересный музыкальный материал, музыкальные сказки, картинки, как дополнительный источник вдохновения и творчества в занятиях, используя творческую инициативу детей, предлагать им участвовать в музыкальных мини-спектаклях, что так же помогает в работе по развитию музыкальных способностей и слуха у учащихся и прививает интерес к занятиям. Показ высокохудожественных музыкальных примеров, иллюстрирующих определенные теоретические знания, вызывает у учеников интерес к предмету, способствует лучшему усвоению материала, укрепляет связь между исполнительской практикой учащихся и изучением музыкально - теоретических дисциплин.
Все теоретические сведения необходимо давать в процессе возрастания: от простого к сложному, чтобы они были тесно связаны с музыкально - слуховым опытом и практическими навыками учащихся. Теоретические сведения должны опираться на слуховые представления, и помогать развитию музыкального мышления.
Важная задача на уроках сольфеджио – в условиях групповых занятий найти индивидуальный подход к каждому ребенку и максимально раскрыть его потенциал. Следует выбирать доступные для учащихся задания и формы их исполнения.
Таким образом, можно сделать выводы:
- развитие музыкального слуха - важнейшая форма работы на уроке сольфеджио;
- умение слушать, эмоционально воспринимать и понимать звучащую музыку - вот, что должны приобрести воспитанники детской музыкальной школы;
- развитие творческой инициативы учащихся играет огромную роль в процессе обучения, способствует эмоциональному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные возможности учеников, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешных занятий не только в классе «Сольфеджио», но и в исполнительской практике учащихся;
- целесообразно применять различные формы работы на уроках сольфеджио в комплексе, что способствует развитию личности ученика в процессе воспитания его художественного мышления в музыкальной деятельности.
Список литературы
1.А.Л. Островский «Методика теории музыки и сольфеджио»
2.Е.В.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио»
3. Никольская-Береговская К. «Методика вокально-хоровой работы»
4. Юрлов А. «Певческое воспитание как основа совершенствования
исполнительской культуры певцов хора» 1955
5.Вахромеев В.А «Методика преподавания сольфеджио»
6. А.В. Леско «Пособие по музыкальной грамоте»
7. Т. Сиротина «Музыкальная азбука»
8. О. Камозина «Неправильное сольфеджио»
9. Л. Лёхина «Аккордовые сказки».
10. М.Г. Беленькая «Музыкальная копилка» - пособие по развитию
навыков игры по слуху.
Приложение 1
Открытый урок (сольфеджио, хора).
Музыкальный спектакль
«Димин сон, или как исправить двойку по сольфеджио»
Преподаватель сольфеджио, хора – Кошляк Светлана Станиславовна
Цель урока: Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи; привить интерес к предмету сольфеджио с помощью практических игровых занятий. Теоретические понятия – запомнить, уметь определить и исполнить с помощью игры. Умение выступать на сцене.
Музыкальный спектакль – поставленный с учащимися младших классов, помогает запомнить и понять тему - ладовые тяготения, устоев и неустоев. Дает понятие гаммы Ре мажор. Смену характера с изменение 3 или 6 ступеней. Понятие – устойчивого тонического трезвучия. Мажора и минора. Параллельных тональностей, отклонения в родственную, параллельную тональность. Понятия главных ступеней лада – Тоники, Субдоминанты, Доминанты.
Во время выступления все участники и зрители наглядно и более доступно воспринимают этот непростой теоретический материал. Объясняя понятия лада как соотношение устоев и неустоев, тяготения 2,4,6,7 ступеней к устойчивым 1-3-5. Песенный материал А.Мельниковой очень красивый и легко запоминающийся, так же помогаем участникам и зрителям закрепить пройденные теоретические знания. Развить музыкальную память, кругозор, мышление, воображение.
В спектакле участвуют дети не специализированного хорового и вокального отделения, а дети которые занимаются на разных музыкальных инструментах (фортепиано, домра, гитара, баян). Участники музыкального спектакля, проявляют все свои творческие, артистические и вокальные способности. Приобретают навыки и умения держаться на сцене, выступать перед зрителем. Что, также развивает их способность.
Поэтому важнейший принцип, условие осуществления задач развития ребенка – принцип его активности в образовательном и творческом процессе:
- интересе к информации.
- интерес к способу действия.
- интерес к людям, организующим или участвующим в процессе.
- потребность к самовыражению.
- активность творческой позиции.
- осознание значимости происходящего для себя и других.
- потребность в социальном признании.
Важно так же, чтобы эта активность управляла ребенком изнутри, помогая ему преодолевать трудности, идти к цели, ставя перед собой и самостоятельно решая задачи собственного развития.
Одна из важных основ, это положительный пример учителя, взаимоуважения и взаимопонимание с воспитанниками, интересная организация мероприятия, обучающих занятий с обязательным активным участием самого ребенка.
Основной период подготовки музыкального спектакля проходит в форме занятий с детьми, по этапам:
- Обучающий
- Развивающий.
Создание коллективной творческой среды, в которой, каждый может проявить свои способности, приобрести новые знания и опыт, осознать себя « признанным», успешным – одна из важнейших задач в подготовке и постановке данного спектакля.
Дополнительные творческие занятия при подготовке:
- сольного и хорового пения
- индивидуальные и групповые занятия актерского мастерства
- организация и показ импровизированного музыкального спектакля
Музыкальный спектакль
«Димин сон, или как исправить двойку по сольфеджио»
Автор сказки – А. Мельникова
Режиссер – С. Кошляк
Действующие лица и исполнители:
Королева Тоника (1 ступень)– С.С.Кошляк
Придворная дама (2 ступень) – Нигматуллина Таня
Главный министр (3 ступень) – Сергеев Андрей
Придворная повариха (4 ступень) – Грудина Таня
Тайный советник (5 ступень) – Сергеев Вова
Принцесса Минорная (6 ступень) – Тупицина Катя
Придворный звездочет (7 ступень) – Мамедова Лейла
Длительности страны мелодии – Курбатова Саша, Матвейчук Анна
Скрипичный ключ – Близнец Настя
Ученик «Детской школы искусств» - Кошляк Ярослав
Музыкальное сопровождение (фортепиано) – Зуева Н.Ю.
Учащиеся 3 класса «Детской школы искусств №1» г Нягань
Этот спектакль пользовался большим успехом, его представление повторялось для учащихся младших и старших классов «Детской школы искусств №1», для детей Центра Творчества, а так же для учащихся общеобразовательных школ городи Нягани.
Приложение 2
Методическая разработка
по направлению «Теория и методика дополнительного образования детей»
по теме:
«Развитие творческих способностей на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ»
Работу выполнила:
Кошляк Светлана Станиславовна
Преподаватель теоретических дисциплин
МОУК ДОД ДШИ№1 г. Нягань
ОТКРЫТЫЙ УРОК
По сольфеджио подготовительного класса.
« Развитие творческих способностей у учащихся»
Цель урока сольфеджио: развитие музыкально - слуховых способностей у учащихся, воспитание основ музыкального мышления, формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе при воспроизведении знакомого и нового музыкально- художественного материала, а также в творческих формах работы, музицирования.
Цель открытого урока по сольфеджио.
Показать на уроке разные виды музыкальной деятельности в формировании музыкально - теоретических и практических навыков, а также способы развития творческих способностей у детей младших классов.
На уроке сольфеджио представлены следующие формы работы, как:
1) Формирование первоначальных звуковых и ладовых представлений. Повторение понятий элементарной теории музыки: лад, тональность, гамма, ключевые знаки, устойчивые и неустойчивые ступени, трезвучия мажора и минора, главные ступени лада, одноименные тональности.
Проводя анализ музыкальных примеров закрепляли следующие понятия, как : предложение, фраза, дыхание, реприза. Образно - эмоциональное содержание песни. Песни « Поросята», « Лягушки».
2) Работа по развитию звуковысотного и ладового восприятия.
Пение музыкальных примеров нотами и со словами, тактируя сильную - ударную долю. Песни « Утята», « Кот».
Изображая мелодический рисунок ручными знаками, плавное и скачкообразное движение в песне. Остановки на опорных устойчивых ступенях, ладовые тяготения в мелодии (главные ступени лада). Песни « Паровоз», « Поросята».
3) Работа по развитию музыкально - гармонического слуха. Интервальные созвучия ( гармонические и мелодические) скачки в мелодии Ц. Кюи « Мыльные пузырики». Игра на инструменте баса главных трезвучий лада, сопровождая пение группы учащихся.
4) Работа над развитием чувства ритма.
Анализ ритмического рисунка песни, чередование длительностей в размере, тактирование ( рукой, двигаясь под музыку).
Ритмическое двухголосие – игра на разных шумовых инструментах, ритмическая партитура- марш « Бодрость» Тюрк.
Метризация слов с заданным ритмическим рисунком и ударением.
5) Способы развития творческих способностей.
Досочинение, импровизация мелодии с использованием движения мелодии по устойчивым ступеням лада.
Импровизация мелодии с использованием опевания тоники вводными звуками. Импровизация на заданный ритмический рисунок, изменение ритма в мелодии, сопровождение мелодии песни под импровизированный аккомпанемент. Используя во время исполнения игровые или танцевальные движения, средства выразительности мелодии (темп, динамику), исполняя мелодию в характере.
Открытый урок ( план работы).
- ( учитель) Здравствуйте ребята!
- ( дети, поют трезвучие вниз) Здравствуйте!
- (учитель) Каждый урок мы открывали нашу « Волшебную страну музыки» ключом, но сегодня я все ключи перепутала. Помогите мне найти нужный ключ. ( Перед детьми нарисованы много разных ключей, они выбирают 2 ключа)
- (дети объясняют) Мы выбрали ключ ноты « соль» потому, что это скрипичный ключ для записи нот в 1 и 2 октав. А ключ ноты « фа» необходим для записи нот в басовом ключе.
1) На доске написана мелодия песни (нотами).
Дети поют мелодию нотами и прохлопывают ритмический рисунок песни. Узнают знакомую мелодию и называют песню « Поросята».
- Пропевая песню со словами, определяем её характер (мажор, минор), анализируем: сколько частей, предложений, фраз в этой песне.
- Пропеваем её по частям (предложениям), прохлопываем ритмический рисунок и находим, что в песне есть повторения( репризы), поём её по ролям, чередуя в песне вопрос и ответ. Петь -нужно в характере заданной роли.
- Звучит другая песня и дети самостоятельно определяют её характер. Песня « Лягушки». Тональность песни Ре-минор, сравнивая с первой песней « Поросята» определяя тональности, учащиеся делают вывод, что тоники у песен на одной ноте Ре, а характеры у них разные Мажорная песня « Поросята» не похожа на минорную песню « Лягушки». Новое определение, которое получается в процессе анализа и сравнения песен, делают сами дети: это « Одноименные тональности».
- Делим группу учащихся на 2 команды и по очереди исполняем песни, играя на фортепиано басы главных трезвучий лада.
Одна группа поёт, другая аккомпанирует.
2) Повторяя тональность Ре мажор, спеть звукоряд по столбице.
Дети находят необходимые знаки на карточках и выстраивают звукоряд на доске с помощью передвижных нот.
- Делятся на команды: 1 поёт только устойчивые ступени, а 2 неустойчивые. В песнях « Утята» и « Кот» определяют ладовое тяготение, разрешение ступеней, находят и определяют, что устойчивые ступени заканчивают мелодические фразы и предложения, поэтому они и определяют лад и тональность.
- Песня « Паровоз» исполняем с помощью игры. Тонику- 1 ступень, мы хлопаем в ладоши, Субдоминанту-4 ступень ударяем по коленям под партой, а Доминанту- 5 ступень отмечаем ударом рук по парте. Идет игра ( учитель исполняет мелодию с аккомпанементом), а дети в процессе игры определяют ладовое тяготение. Закрепляя понятие, что с помощью главных трезвучий мы украшаем мелодию и поэтому эти ступени очень важные и главные.
3) Учитель поет песню « Мыльные пузырики». На доске написаны цифры, дети объясняют, что эти цифры обозначают интервалы. Слушая песню в исполнении педагога, дети находят нужный порядок интервалов. В конце определения всех интервалов поем их 4)Учитель читает стихотворение « Барабан», определяем его ритм, размер, и с помощью ритмических карточек выстраиваем ритм стиха, прохлопать его всей группой.
Предложенные ритмические группы, помогут нам найти нужные слова. Выстраиваем слова в нужный столбик.
рыбка самовар белочка поросенок
ручка самолет песенка медвежонок
доля дирижер солнышко композитор
Продолжаем работу со словами, придумываем нужные слова, тактируем, хлопаем ритм.
5) В заключении игры в слова, дети выбирают музыкальные шумовые инструменты, ложки, погремушки, барабан, бубен, треугольник, железный металлофон. Исполняют марш « Бодрость» по заданному ритмическому рисунку – ритмической партитуре.
В конце урока учитель благодарит детей за активное участие в уроке, подведение итогов работы и участия класса на уроке.
Вывод.
Задания представленные на открытом уроке помогают учащимся облегчить усвоение сложных музыкальных понятий и явлений, сделать их наиболее доступными для восприятия. Осваивая разные виды деятельности на уроке сольфеджио , ученики связывают слуховые образы с практическими заданиями, что позволяет
ребенку самостоятельно понять те или иные истины. Творческие задания помогают раскрыть артистический, эмоциональный потенциал у ребенка, атмосфера доверия и интереса, также помогают в работе с учениками. Игра на инструменте, ритмические движения, наглядный материал закрепляет теоретические и практические знания, делая урок более динамичным и интересным.
На уроке принимали участие ученики подготовительных классов
ОСФ, ОНИ, ООИ.
Преподаватель по сольфеджио – Кошляк Светлана Станиславовна.
В работе использовалась методическая литература:
Учебники сольфеджио подготовительного класса Ж. Металлиди, М. Котляревская- Крафт, « Музыкальная грамота» Т. Сиротина, наглядные пособия, детские шумовые инструменты, рисунки учащихся.