Эффективные методы воспитания у обучающихся интереса к предмету
Роль репертуара в воспитании у обучающихся интереса к предмету (обучение игре на любом инструменте).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как повысить мотивацию к обучению игре на инструменте на уроке специальности | 156 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКОУ ДОД
«Черемисиновская детская школа искусств»
Курской обл.
I
Эффективные методы воспитания у обучающихся интереса к предмету.
Наседкина Надежда Ивановна,
преподаватель МКОУ ДОД
«Черемисиновская детская
школа искусств»,
Курской области
Черемисиново
Эффективные методы воспитания у обучающихся
интереса к предмету
Цель:
- Создание у обучающихся к выпускному классу исполнительского репертуара для «Досугового музицирования», развитие технических профессиональных возможностей, мышления, расширение кругозора.
Задачи:
-Развитие стремления личности к познанию и творчеству
- Приобретение обучающимися навыков самостоятельной творчес-
кой деятельности
- Ознакомить обучающихся с классическим музыкальным наследием, и современной музыкой
«Музыка начинается там,
где кончаются слова»
Гейне
«Она вся - порыв, она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли, оглушает его громом могучих звуков, разом погружает его в свой мир. Она властно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет». Так с романтической приподнятостью – пишет о музыке Гоголь в известной статье «Скульптура, живопись, музыка».
Пусть далеко не все и не всегда так воспринимают музыку, но кто решится отрицать ее огромное воздействие на человека?
Ведь, в самом деле, она способна целиком захватить все наше существо, увлечь за собой, подчинить своему настроению и порыву.
Л.Н. Толстой говорил о музыке:
« Что же это за страшная сила. Во все времена эту силу старались использовать для воздействия на чувства и волю людей. И музыка много раз доказывала, что она способна воспитывать человека и общество, активно влияя на взгляды, нравы, представления о красоте. В наши дни воспитательное значение музыки очень велико. Музыка формирует идейные убеждения, нравственные и эстетические идеалы людей.
Могучие источники благотворительного воспитательного воздействия на нашего современника таятся в народной песне, в классическом наследии, в лучшем из того, что создается в музыкальном искусстве. Ведь все истинно прекрасное в музыке – это обязательно высокое в идейном и нравственном смысле, возвышающее и облагораживающее людей. О воспитательной роли музыки писали философы и политики, ученые и музыканты. Ценные мысли по этому вопросу высказывали многие авторы: Б.В. Астафьев, Б.Л. Яворский, Д.Б. Кабалевский и др. Труды этих выдающихся общественных и музыкальных деятелей помогают лучше понять в чем заключается воспитательное воздействие музыки и как оно может быть использовано для всестороннего и гармоничного развития личности.
Вся работа педагога в образовательном процессе направлена на развитие у обучающегося: уверенности в себе, инициативности, творческих способнос - тей, самостоятельности и ответственности.
На мой взгляд, самым эффективным способом воспитания у обучающихся интереса к предмету фортепиано, является правильный побор репертуара.
Умение подобрать репертуар для каждого обучающегося – наилучший важнейший показатель педагогического искусства. Говоря о деятельности выдающихся педагогов – Игумнова, Метнера – особо выделяют их исключительное умение «продвигать» учеников, раскрывать их посредством искусного последовательного подбора наилучшего для каждого из них музыкального материала. Репертуар надо рассматривать с точки зрения специфических музыкальных воздействий, формирующих психологию обучающегося, как средство воспитания огромной силы и значимости.
Поскольку конечный смысл музыкального произведения – выражение той или иной идеи, высшим воздействием музыки является идейное. Музыка,
глубоко осмысленная и воспринятая человеком, влияет на его отношение к миру, на все его сознание. Это – окончательный результат сложного процесса восприятия и переживания музыки. Непосредственное же воздействие ее сказывается сильнее всего в области чувств и настроений человека. Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в наш эмоциональный мир, подчиняя его себе. Значит, музыка оказывает эмоциональное воздействие на человека. Отсюда, основным критерием при выборе музыкального материала для учащихся должно быть его идейно – эмоциональное содержание, оказывающее глубокое влияние на формирование музыканта.
Молодое поколение надо воспитывать на основе образной, реалистической, высокохудожественной музыки. В лучших классических произведениях художественные и учебные задачи органично сочетаются. Чем значительнее произведение по содержанию, тем оно труднее. Некоторые педагоги считают, что на такую музыку (глубоко содержательные и тонкие произведения) имеют право лишь подвинутые и эмоционально-чуткие обучающиеся.
Мы не вправе лишить ученика радости общения с произведением, сочетающим и красоту, и относительную доступность. И если ученик увлекся работой над подлинным произведением искусства – значит, подобран ключ к его душе, затронуты лучшие его чувства. И педагог может надеяться на развитие его вкуса, его лучших задатков (пробуждается интерес к предмету, т.е. повышается мотивация к обучению). И наоборот, приспособление к запросам ученика – (выбору более легких «доходчивых пьес) – путь легкий, но бесперспективный, закрепляющий его ограниченность. Чем выше достоинство произведения, тем больше извлечет из работы над ним ученик.
Программа каждого ученика – музыкальная пища растущего организма – должна быть более разнообразной. Здесь можно провести параллель между требованиями медицины и педагогики: ученику нужны и легко усвояемые и требующие больших усилий произведения.
Никогда не следует забывать о «витаминах» - впечатлениях радостных, увлекательных, возбуждающих жизненные силы, без которых все остальное, как бы доброкачественно не было, лежит ненужным грузом. В программе обучающегося всегда должна иметься хотя бы одна соответствующая его склонностям пьеса, которую он может хорошо исполнить публично, проявив себя с лучшей стороны (это воспитывает интерес к публичным выступлениям. заставляет обучающегося поверить в свои силы, почувствовать себя личностью, что немаловажно в его дальнейшей практической деятельности.
Классический репертуар, проверенный многолетним опытом при всей своей высокой ценности недостаточен для воспитания музыканта нового поколения.
Классическая музыка нам ближе в силу простоты и ясности ее музыкальных образов и средств выражения.
Но индивидуальное развитие нельзя рассматривать вне конкретных общественно-исторических условий. Громадное влияние на развитие слуха оказывает музыка, которую человек слышит вокруг себя с первых лет жизни. К сожалению, музыка, распространенная в быту, не всегда оказывает благотворное влияние на развитие детей. Но ряд фактов и наблюдений убеждают в том, что новые интонации и ритмы, лады и гармонии быстро находят доступ к слуху и душе молодого поколения.
Мы обязаны изучать, отбирать и включать в репертуар обучающихся лучшее, из созданного. Это могут быть ансамбли, лёгкие переложения современной популярной музыки. На их материале совершенствуется чувство ритма, вырабатывается умение слушать не только свою партию, но и партию партнера. Новые средства выразительности привлекают обучающихся в том случае, если они даны в ясных простых сочетаниях, в безупречном оформлении. А простота и законченность – итог долгих исканий (это пьесы Прокофьева, Свиридова, Шостаковича).
Часто можно заметить что, та или иная «новая» музыка для ученика непривычна, вызывает некоторое внутреннее сопротивление. Иногда хорошие ученики отрицательно относятся к непривычным звукосочетаниям, а ученики со средними данными, наоборот, воспринимают современный язык как очень естественный. Приобщать учеников к новой музыке надо как можно раньше. Исполнение произведений современной музыки приносит обучающимся несомненную пользу, расширяет музыкальный кругозор, обогащая новыми задачами, как музыкальными (гармоническими, ритмическими и т.п.), так и новыми техническими приемами. Включение в репертуар современных произведений, наряду с классическими, создает значительный образный контраст в каждодневных занятиях и позволяет ощутить разнообразие стилей – как бы «стилевую зону»: это помогает легче постигнуть закономерности классической и современной музыки. Кроме того, в пьесах современных композиторов встречаются своеобразные пианистические приемы, связанные со спецификой музыкального языка современности.
Знакомство обучающихся со звуковыми сложными последовательностями способствует развитию у обучающихся творческого начала.
Современная музыка отвечает духу нашей бурной, стремительной эпохи. Она динамична, остроритмична. Включая в репертуар произведения современных композиторов, мы учим воспринимать современный музыкальный язык и прививаем иммунитет против пошлости в музыке. Ведь удельный вес симфонической и камерной музыки, которая транслируется по радио и телевидению, значительно уступает так называемой легкой эстрадной музыке, которой наводнен эфир.
К настоящему времени современная музыка для детей составляет большую библиотеку, рассчитанную на разный уровень продвинутости обучающихся. Современные средства музыкального языка, острота гармонии, политональное звучание, особенности ритма и мелодии – развивают обучающихся в слуховом и интеллектуальном отношении.
Включение в репертуар обучающегося музыки разных народов, имеющей яркую национальную окраску, способствует воспитанию патриотических чувств любви к людям разной национальности.
Следовательно, при выборе репертуара важно руководствоваться его художественной ценностью, чтобы способствовать накоплению эстетических впечатлений, образовывать вкус наших учащихся, прививать будущим выпускникам-музыкантам культуру профессиональной работы.
В репертуар каждого обучающегося включаются произведения разных эпох и стилей.
1.Почти у каждого обучающегося должны быть в репертуаре произведения классиков (Бетховена, Моцарта, Гайдна).
Хоть, это иногда, самые небольшие по форме пьесы, но знакомство с ними необходимо.
2.Полифоническое мышление обучающихся воспитывается на лучших произведениях И.С. Баха, а также Павлюченко, Мясковского, Чюрлениса. Обработки русских народных песен наиболее близки и доступны обучающимся, они знакомят их с некоторыми стилистическими особенностями русской народной музыки.
Довольно широко в репертуаре обучающихся используются произведения композиторов советского периода – Шостаковича, Эшпая, Чичкова, Купревича, Кабалевского, Прокофьева. Большой любовью пользуются произведения русских композиторов – Чайковского, Лядова, Глинки.
С включением в репертуар школьных, массовых, популярных эстрадных песен расширяется возможность заинтересовать обучающихся, ближе соприкоснуться с материалом необходимым в их будущей работе.
Школьный репертуар увязан в какой-то мере со знаменательными датами.
В первом полугодии включаются Новогодние песни, апрель-май – песни о Победе (песни военных лет). Важное место отводится песням о Родине, о школе.
Работа над массовыми эстрадными песнями всегда интересна для обучающихся. Здесь со стороны педагога проявляется творческая работа в работе над аккомпанементом. Чтобы любое эстрадное произведение было доступно каждому обучающемуся, облегчается аккомпанемент. С целью привлечения обучающегося к работе над этими песнями подбирается аккомпанемент самостоятельно с помощью педагога, что еще больше заинтересовывает учащегося. А педагогу в этом очень помогает методические разработки В. Козырева, В. Храмцова, П. Бережанского, Т. Смирновой и др.
Особенно хочется отметить новейшие методические разработки по интенсивному курсу обучения игре на фортепиано Татьяны Ивановны Смирновой. В учебное пособие Т.И. Смирновой входят не только методические разработки, но и иллюстративный материал: аудио компакт диски, которые содержат иллюстративный материал в исполнении лучших мировых оркестров и исполнителей, репертуарные сборники.
Итак. Ребенок, обучающийся в ДШИ к выпускному классу должен уметь:
- подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом;
- аккомпанировать поющему или петь под собственный аккомпанемент;
- импровизировать и сочинять в различных жанрах;
- любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус;
- уметь рассказывать своим друзьям о музыке и композиторе, поддерживать беседу на музыкальные темы;
- расширить эмоционально-чувственное восприятие и развить образное мышление;
- получать эмоциональную разрядку и положительные эмоции при общении с инструментом.
- иметь сформированный репертуар для «Досугового музицирования» И пусть это будет несложные произведения Чайковского, Глинки, Бетховена, Гайдна, Моцарта, Шопена и др. (зависит от «продвинутости» обучаемого - в процессе обучения используется дифференцированный подход), а, наряду, с произведениями классиков в репертуаре выпускника должны быть массовые современные песни, исполняемые в качестве аккомпанемента;
- иметь навыки самостоятельной работы над произведениями.
Работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане обучающегося.
Вышеуказанные, требования преподавателей и родителей, совершенно оправданы, ибо они соответствуют нацеленности основной части обучающихся на общемузыкальное развитие, приобщение к любительскому музицированию («игре для себя») и, что немаловажно, на формирование культурно-образованной части общества, заинтересованной аудитории слушателей и зрителей. Постепенно развиваясь, обучающийся расширяет круг знаний, умений, навыков, что позволяет ему прикоснуться к произведениям, представляющим собой подлинные ценности искусства. Такие дети составляют 96% от общего количества учащихся.
Вместе с тем эти требования нисколько не противоречат и задачам профессионального музыкального воспитания. Абсолютное большинство будущих музыкантов - профессионалов станут преподавателями фортепиано, теоретических дисциплин, руководителями вокальных коллективов, учителями музыки в общеобразовательных школах, музыкальными руководителями детских садов, концертмейстерами, хормейстерами, фольклористами, композиторами и исполнителями в различных видах музыкального искусства (классического, джазового, эстрадного). Основу этих специализаций профессиональной деятельности как раз и составляют способности к различным видам музицирования, хороший музыкальный вкус, умение рассказать о музыке и увлечь ею.
Большую роль эти способности, несомненно, сыграют и в деятельности тех немногих воспитанников ДМШ, ДШИ, которые в дальнейшем станут концертными исполнителями классической музыки.
В основе любой музыкальной деятельности лежит свободное владение инструментом, включающее в себя способности к интерпретации и музицированию, что определяет уровень профессиональных возможностей преподавателя, концертмейстера, концертного исполнителя и других специализаций в профессиональной музыкальной деятельности.
Механизм, обеспечивающий интенсификацию процесса музыкального обучения, обусловлен взаимосвязью различных практикуемых на занятиях видов музыкально-творческой деятельности, что ведет к их взаимному обогащению и развитию. Это позволяет экономить время на основании каждого из данных видов деятельности и при этом повышать их качественный уровень.
- Так, развитие навыков чтения с листа будет способствовать более быстрому разбору текста;
- Гармонический анализ, ведущий к развитию ладо - гармонического мышления и развитию внутреннего слуха, облегчит процесс приобщения ученика к импровизации и элементарному сочинению, позволит ему быстрее заучивать текст наизусть в опоре не только на двигательную, но и ладогармоническую память, ускорит формирование умения подбирать по слуху;
- Постоянно, начиная с первых уроков, выполняемый обучающимся, полный анализ изучаемых произведений позволит освоить теоретические знания через практическую деятельность, что, в свою очередь, приведет к более осознанной работе над произведением и повысит профессиональный уровень исполнительства, научит анализировать, обобщать, понимать закономерности и особенности музыкального языка.
- Теоретические знания, приобретенные через ежедневную практическую работу, создадут хорошую базу для творческой деятельности ученика, повысят его самостоятельность и творческую активность.
Таким образом, полноценные теоретические знания обучающийся приобретет по принципу «от простого к сложному».
Приобщение обучающегося к различным видам музыкального творчества не только интенсифицирует обучающий процесс, но и становится хорошим стимулом для музыкальных занятий.
Другим стимулом к музыкальным занятиям может послужить осознание обучающимся ценности своей музыкально-творческой деятельности для окружающих. Когда он видит, что его музицирование может доставить удовольствие родным, друзьям, что благодаря своим музыкальным талантам он становится интереснее и значимее в их глазах, у него растет чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность в творческой музыкальной деятельности.
Творческая деятельность развивает такие личностные качества как воображение, мышление, трудолюбие, активность, интенсивность, самостоя- тельность, умение планировать свою домашнюю работу, воспитывает творчески мобильную личность, способную к успешной социальной адапта -ции в условиях быстро меняющегося мира;
Самый передовой опыт формирования навыков полезных для обучающегося можно почерпнуть из методических пособий.
Педагог обязан изучать опыт передовых школ, заимствовать все прогрессивные методы музыкального воспитания и обучения игре на фортепиано, постоянно повышать свою квалификацию, изучать вновь выходящую музыкальную литературу, а также труды по педагогике, психо- логии, эстетике, активно использовать в процессе обучения и воспитания информационно–коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - неотъемлемые составляющие современного учебного процесса, также модернизация образования предполагает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
В своей работе, сохраняя здоровье детей, педагог должен использовать методики и технологии обучения соответствующие возрастным особенностям обучающихся, свести к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие на ребенка, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т. д
А вообще, каждый педагог, опираясь на опыт передовых школ,
несомненно, вырабатывает свою методику для привития обучающимся тех или иных навыков в работе над освоением исполнительской практики (на фортепиано или других инструментах)
Только активная самостоятельная работа обучающегося под контролем преподавателя позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс.
Учитель ни в коем случае не должен превращаться в няньку, выполняющую работу за ученика. Его главная задача заключается в том, чтобы научить ученика работать самостоятельно. Это освобождает много урочного времени для творческого развития обучающегося, объяснения нового материала, способствует быстрому «продвижению» обучающегося, формированию у него чувства ответственности и способности к саморазвитию.
Учет успеваемости. Контроль за выполнением репертуарной программы.
Учебный план.
1-й вариант.
Осенний зачет.
- одно произведение классического репертуара (можно ранее исполнявшегося);
- песня с аккомпанементом, возможно исполнение собственной песни или импровизации;
- игра гармонических цепочек в изучаемых тональностях;
- выступление учащегося на академическом или классном концерте.
Зимний экзамен (зачет).
- одно-два произведения классического репертуара;
- одно-два произведения джазового или эстрадного направления;
- выполнение требований аналогичных тем, которые указаны в предыдущем зачете.
Весенний зачет.
- игра гамм, гармонических цепочек, импровизаций, своих сочинений, пение песен под собственный аккомпанемент;
- этюд или виртуозная пьеса;
- игра в транспорте;
- чтение с листа.
Переводной экзамен.
- два-три классических произведения;
- одно-два произведений джазового или эстрадного направления;
- пение песен или вокальной импровизации под собственный аккомпанемент;
- участие в академическом или классном концерте.
2-й вариант.
В течение года проводить множество различных детских и семейных мероприятий (праздников, концертов, посвященных различной тематике), на которых учащиеся будут иметь возможность проявить свои музыкальные способности, приобретенные в ходе работы по всем разделам программы. Большая часть этих досуговых мероприятий должна проводиться в классе. Например, можно отмечать дни рождения обучающихся, для чего каждый обучающийся будет готовить свой музыкальный подарок (от классческой пьесы до собственной поздравительной песенки или музыкальной сказки, инсценированной всеми учениками класса) или «семейные вечера», на которых выступают дети вместе с родителями (играют в четыре руки, аккомпанируют друг другу, выступают с небольшими литературно-музыкальными композициями. Например, мама читает стихотворение, а ребенок играет созвучную содержанию музыкальную пьесу или импровизацию и т.д.).
Значение такого рода мероприятий заключается в том, что обучающиеся начинают понимать, для чего они учатся, как интересно, необходимо, приятно для окружающих их умение играть на фортепиано, какое удовольствие они сами получают от общения с людьми благодаря музыке. Это служит формированию мотивации, благодаря которой возрастает интерес и усердие в занятиях музыкой. Семейные мероприятия приобщают детей и родителей к культурной форме проведения досугового времени, духовно сближают их, и формируют новые интересы семьи. Именно поэтому они так важны в работе детских внешкольных учреждений.
Уже в донотный период, с самых первых дней обучения, чтобы у обучающегося усилить мотивацию к обучению, начинаем нарабатывать, так называемый репертуар для «Досугового музицирования».
В заключение , хочется сказать, что вся работа каждого педагога в подборе репертуара должна быть направлена на выявление наилучших образцов, которые могут вызывать живое заинтересованное отношение к предмету и вообще к музыкальному искусству, на то, чтобы сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе, чтобы каждый обучающийся стал подлинным любителем музыки, не только – активным слушателем, но и участником музицирования.
.
И самое главное, через любовь к музыке, воспитать в каждом обучающемся нравственно-здоровую личность, просто - хорошего человека.
Литература
1.Сохор А. – Воспитательная роль музыки. Л. 1962 год.
2.Баренбойм Л.А. - Вопросы музыкальной педагогики и исполнительства. М.,1969 г.,- Путь к музицированию-М.,1973г.
3.Смирнова Т.И. – Воспитание искусством или
искусство воспитания. М. 2002 год.