Открытый урок
Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего пианиста. Согласно этим принципам, нужно с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале. Художественная сфера произведений малой формы как нельзя лучше отвечает этим требованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/01/08/otkrytyy-urok | 20.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
преподавателя МАОУ ДО г.Нижневартовска «Детская школа искусств №2»
Тюриной Татьяны Викторовны
Урок проведен с ученицей 2 класса фортепианного отделения Рогозиной Екатерины Возраст учащейся 9 лет, девочка с хорошими музыкальными данными, эмоциональная, с устойчивой мотивацией в обучении.
Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего пианиста. Согласно этим принципам, нужно с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале. Художественная сфера произведений малой формы как нельзя лучше отвечает этим требованиям.
Работа над пьесами благотворно сказывается на развитии музыкальности, исполнительской инициативы ученика. Благодаря открыто проявляющимся в музыкальном языке различным элементам образности, пьесы доступны для большого круга учащихся, быстрее разучиваются и запоминаются .Широкая палитра мелодико-интонационных, ритмических, ладогармонических, фактурных средств, раскрывающая жанровые подробности пьес, вызывает необходимость выявления учащимся их взаимодействующего влияния на исполнительское постижение авторского текста. Органическая взаимосвязь художественных и технических средств интенсивно влияет на овладение многообразными звуковыми красками и на развитие навыков музыкального восприятия .
Тема урока: «Работа над малой формой»
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Цель урока: Развитие музыкального восприятия младших школьников в работе над малой формой.
Задачи:
Образовательные:
1.Выработать тонкое ощущение разных способов прикосновения к клавиатуре для решения художественно – звуковой задачи.
2.Работа над выразительным интонированием мелодической линии.
3.Подвести к навыкам художественно-образного исполнительского мышления.
Развивающие:
1.Способствовать развитию их творческого воображения и формированию активного, целенаправленного восприятия музыки.
2.Развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемых музыкальных произведений с тщательным слуховым контролем.
Воспитательные:
1.Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости.
2.Развитие творческого интеллекта.
3. Развитие диалогового общения.
Содержание урока адекватно педагогическим требованиям, теме и целям урока, оправдана с позиции драматургии, урок отличается эмоциональной атмосферой познания.
Дозировка времени для каждого вида деятельности учащейся продумана и соответствует психологическим особенностям процесса внимания ребенка. Методы и основные дидактические принципы (наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, сознательности и активности, связи теории с практикой) согласуются с целью и задачами урока. На уроке были использованы различные виды деятельности , каждый из которых логически мотивирован и целесообразен( слушание, игра на инструменте).В качестве наглядного пособия были представлены иллюстрации, к пьесам Петра Ильича Чайковского из детского альбома ,Веры Павловой и стихи Виктора Лунина.
Методы, используемые на уроке:
словесный
частично-поисковый,
практически индивидуальный
репродуктивный
наблюдение,
сопоставление,
побуждение к сопереживанию,
междисциплинарных взаимодействий.
Структура урока.
I Начало урока.
1.Организационный этап (5 мин)
а)приветствие
б) сообщение цели и хода работы на уроке.
II Основная часть урока.
1.Теоретическая часть.(5мин)
2.Работа над Старинной французской песенкой П.И Чайковского.(20мин)
Начинаем нашу работу с игры на инструменте верхнего голоса правой рукой. Напоминаю учащейся ,что название нашей пьесы «Старинная французская песенка» и ключевое слово здесь «песня». Пытаемся на инструменте передать выразительность и тепло, свойственные человеческому голосу, выразительно интонировать отдельные мотивные слоги. Поэтому мягкой свободной, но не расслабленной рукой, после «взятия дыхания» погрузиться в клавиши, хорошо ощутив дно, но не давить.
Особое внимание уделяем длинным звукам. Эта работа потребовала постоянного слухового контроля учащейся. Был осуществлен слуховой контроль над протяженностью каждого звука, вплоть до его последнего затухания. Добившись выразительного звучания, объединили отдельные фразы в целое предложение, для этого обозначили интонационный центр, которым является звук «ля» в седьмом такте. Соблюдение условий фразировки избавило исполнение от метричности и способствовало достижению более крупного плана в рамках целого предложения, в тоже время , сохраняя собственное дыхание каждой фразы.
Затем перешли к двухголосию в левой руке. В партии левой руки два голоса : нижний и средний. Предлагаю обучащейся сыграть отдельно средний голос, обращаю внимание Оксаны на первый палец левой руки, который попадает на звук ми бемоль (интонационный центр в среднем голосе). Перед взятием этого звука , рекомендую немного приподнять первый палец («взять дыхание»)
В нижнем голосе звучит «выдержанный бас» - нота соль. С этим приемом мы уже встречались с учащейся в работе над маленькой прелюдией ми минор И.С.Баха.
Каждый голос имеет свое «лицо», характер, окраску. Чтобы добиться нужного соотношения нижнего и среднего голоса в их одновременном звучании, я предложила Оксане левой рукой играть нижний голос на меццо пиано, изображая звучание колокола, а средний правой рукой на пиано.
Добившись мягкого певучего звука в среднем голосе, более основательного солидного и благородного звука в басу, при игре отдельно каждой рукой, мы стали работать над передачей тембра каждого голоса, играя два голоса одной левой рукой.
Затем собрали все 3 голоса вместе, при этом верхний голос в правой руке исполняли на меццо форте более открытым звуком.
Перед началом работы над аккомпанементом во втором эпизоде, я предложила обучащейся вспомнить историю маленькой девочки, которая гуляла по Парижу , «Оксана, что напоминает тебе по звучанию аккомпанемент? Может быть это капельки дождя?»
Особое внимание обратили на штрих, стаккато здесь имеет значение не сократить ноту, а облегчить. Создавали в аккомпанементе ровный фон восьмых, которые не «топчутся» на месте, а идут вперед, при этом я следила , чтобы рука не находилась в неподвижной позиции, а «дышала», объединяла отдельные ноты и создавала линию непрерывнрго движения. Работая над аккордами в кульминационном такте, я предложила Оксане сыграть аккорды в гамме, чтобы вспомнить прием звукоизвлечения. Оксане невсегда удавалось контролировать свое звукоизвлечение, прислушиваться к звучанию, поэтому одним из эффективных приемов работы, считаю метод сравнения .Для этого , я попросила ученицу встать, отвернуться от инструмента и прослушать два аккорда в моем исполнении. «Оксана, какой аккорд тебе понравился больше первый или второй?»
Последний этап заключался в совершенствовании исполнения в целом. В этой работе мы пытались сглаживать шероховатости, смягчали углы, которые неизбежны на первых порах. Внимание пытались переключить на более крупный план, при этом значительную роль уделяли эмоциональной стороне исполнения.
III Заключительный этап.(10 мин)
1.Оценка
2.Домашнее задание
В ходе урока просматривались межпредметные связи (теории с практикой) в работе на аккордами , повторяли названия главных ступеней лада (Т,S,D),определении тональности, жанра, динамических оттенков, сведений о композиторе.
Считаю, что самое главное дать ученику проявить свою индивидуальность и вкус. На уроке я стремилась помочь обучающейся дослушать, додумать, уяснить самой себе , что они хотели бы выразить своей игрой, поднять неясные музыкальные ощущения до уровня четкого , исполнительского замысла.
Для того, чтобы раскрыть в ребенке его индивидуальность развить музыкальное восприятие, необходимо также научить его самостоятельно мыслить и работать.
Недостаточно, чтобы ученик был внимательным, воспринимал изучаемый предмет, запоминал его. Я стараюсь побуждать ученика перерабатывать материал, чтобы он чувствовал потребность в анализе собственной игры и умел детально подойти к исправлению собственных ошибок.
Стремлюсь не навязывать педагогические требования, а призываю к ситуации сотрудничества, используя педагогический такт, помощь.
На уроке Оксана проявила себе с положительной стороны, девочка адекватно реагирует на замечания педагога, легко идет на контакт. Хочется отметить, что в течение урока были моменты, когда ученица уставала, чтобы повысить внимание и работоспособность, я обращалась к такому виду деятельности, как слушание. Предлагала «образец» собственной игры на инструменте.
В целом, запланированный объем выполнен. В нашей работе мы попытались раскрыть
- художественную-звуковую специфику освоения кантиленой пьесы
- выразительное интонирование мелодии
--тонкое ощущение разных способов прикосновения к клавиатуре, обусловленное осознанной художественно-звуковой задачей.
-развитие слуховых навыков
А все это, способствует развитию музыкального восприятия. Таким образом, цель и задачи данного урока выполнены. Хочется подчеркнуть основные условия успешной работы. Это : осмысленность занятий, сосредоточенность внимания; умение слушать свою игру ,слуховое представление конкретной звуковой цели, правильное определение основных трудностей. Осознание первоочередных задач и путей их разрешения; постоянных контроль за качеством звучания.