Масленица
В соответствии с данной темой разработана система уроков с использованием информационных технологий, направленная на повышение уровня познавательного интереса. Пример из цикла таких уроков – «Звучащие картины. Прощание с масленицей».
Одной из главных задач данного урока является создание условий для развития познавательного интереса учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
01.poyasneniya_i_konspekt_uroka.doc | 436.5 КБ |
03.traditsii_russkogo_prazdnika_-_bloknot.doc | 445.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет – Музыка 3 класс.
Программа – «Музыка», авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.
Раздел учебника – «Гори, гори ясно»
№ урока в разделе – 4
Тема урока – «Звучащие картины. Прощание с масленицей»
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, блокнот, «блины»,
Цель урока: знакомство детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен и композиторской музыки, обеспечение проявления познавательного интереса благодаря использованию ИТ.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с масляничными традициями русского народа, с произведениями русского фольклора.
- обеспечить проявление познавательного интереса благодаря использованию ИТ с элементами новизны и непредсказуемости.
Развивающие:
- развивать в процессе музицирования чувство ритма и музыкальный слух, грамотное эмоциональное пение.
Воспитательные:
- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
- стимулировать дальнейшее саморазвитие учащихся, развитие познавательного интереса благодаря применению наглядности, занимательности.
. В соответствии с данной темой разработана система уроков с использованием информационных технологий, направленная на повышение уровня познавательного интереса. Пример из цикла таких уроков – «Звучащие картины. Прощание с масленицей».
Одной из главных задач данного урока является создание условий для развития познавательного интереса учащихся.
Известно, что все обучающиеся имеют разный уровень познавательного интереса.
Проявлению элементарного уровня познавательного интереса способствует использование мультимедийных презентаций, блокнота. Этот уровень интереса непосредственный, открытый новым фактам и явлениям.
Средний уровень проявляется во время урока у тех учащихся, которые оперируют приобретёнными знаниями и умениями.
Проявлением высокого уровня познавательного интереса обучающихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям, а также по желанию, собственному побуждению участвовать в деятельности. Например: в обсуждении поднятых на уроке вопросов дети выказывают желание высказать свою точку зрения, показывают активность во время урока.
Для повышения уровня познавательного интереса на данном уроке используются следующие условия:
- Опора на имеющиеся знания учащихся.
- Ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся.
- Отбор содержания.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Эмоциональная атмосфера обучения.
- Использование мультимедиа в образовательном процессе.
Воспитательные задачи решаются на примере традиций русского народа, использовании творчества не только хорошо известных народных произведений («Блины»), но и творчества нашего региона – Раменского района п.Гжель («Гори, гори ясно»).
С масленичной темой дети встречались во втором классе («Проводы зимы», раздел «Гори, гори ясно»), где разучивали масленичную песню «А мы масленицу дожидаем» ( авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина,). Предыдущий урок в разделе «Гори, гори ясно» - «Звучащие картины», где дети вспоминают известные им масленичные песни, знакомятся с картинами Б.Кустодиева «Зима. Масленичное гуляние» и «Масленица». Этот урок служит переходом к восприятию сцены «Проводы масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, звучащей на уроке «Прощание с масленицей».
Структура и содержание урока.
Пояснение по методике использования информационных технологий.
Этапы урока | Содержание | Средства обучения, форма работы | Инструкция |
1. Организационный момент | Звучит русская народная песня «Барыня», нацеливает детей на тему урока, дальнейшую работу. Способствует проявлению элементарного уровня познавательного интереса. | Презентация к уроку, слайд №1, 2 | Гиперссылка на р.н.песню «Барыня» - значок звукозапись |
2. Объяснение нового материала. Каждый день Масленицы -определённый этап урока, которому соответствуют дифференцированные задания, способствующие проявлению элементарного, среднего и высокого уровня познавательного интереса. У каждого обучающего имеется индивидуальный блокнот «Масленица» (разработанный педагогом к данному уроку), который дети заполняют в течение урока. | Беседа учителя с учащимися о проведении славянского обрядового праздника – Масленица. Способствует проявлению высокого уровня познавательного интереса. | Презентация к уроку, слайды №3,4 работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» | Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши |
пение масленичной песни «А мы масленицу дожидаем» | Презентация к уроку, слайды №5, работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» | Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши Музыкальное сопровождение - синтезатор | |
| Презентация к уроку, слайды №6,7 работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» | Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши | |
Дыхательная гимнастика. Разучивание песни «Блины», игра детьми на русских музыкальных инструментах. Чтение пословиц и поговорок. | Презентация к уроку, слайды № 8,9 работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» | Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши Дыхательная гимнастика – анимированный смайл. Музыкальное сопровождение - синтезатор | |
Чтение пословиц и поговорок.
| Презентация к уроку, слайды № 10,работа коллективн «Масленица» Презентация к уроку, слайды № 11,12 работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» | Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши | |
| Презентация к уроку, слайды №13, работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» | Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши | |
| Презентация к уроку, слайды № 14,работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» | Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши | |
Дыхательная гимнастика | Презентация к уроку, слайды № 15, работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» Ребята представьте себе , что у вас в руках у каждого блин, возьмите его двумя руками и представьте, что он горячий. Понюхайте и подуйте, еще раз.И учитель несколько раз с детьми повторяет этот прием. | Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши | |
Дети рассказывают о писателе Н.А.Римского-Корсаково, как о сказочнике Просмотр фрагмента мультфильма, снятого по сказке «Снегурочка». Способствует проявлению элементарного уровня познавательного интереса. | Презентация к уроку, слайд № 16
| Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши Гиперссылка на фрагмент мультфильма – щелчок на первый кадр. | |
Слушание музыки фрагмент из оперы Римского – Корсакова «Снегурочка» | Прослушивание темы из оперы Римского – Корсакова «Снегурочка». Способствует проявлению среднего уровня познавательного интереса. | Презентация к уроку, слайд № 17(просмотр отрывок мультфильма) | |
Беседа о характере и настроении музыки. Способствует проявлению среднего и высокого уровня познавательного интереса. | начало фрагмента оперы и остановка – по щелчку. | ||
Работа по картине Б.Кустодиева «Масленица» | Сравнение характера и настроения музыки и картины. Способствует проявлению, среднего и высокого уровня познавательного интереса. | Презентация к уроку, слайды № 18 работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» | Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши |
Разучивание местного напева «Гори, гори ясно» (напев был записан в деревне Бурдюково Вологодской области Сокольского района) | Способствует проявлению среднего уровня познавательного интереса. | Презентация к уроку, слайды № 19,20 работа в индивидуальных блокнотах «Масленица» и разучивание слов (коллективная работа) | Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши Музыкальное сопровождение - синтезатор |
Домашнее задание | Способствует проявлению элементарного, среднего и высокого уровня познавательного интереса. | Презентация к уроку, слайды № 21Просмотреть еще раз в блокнотик все дни сырной недели и выучить слова песни ) | Переход от слайда к слайду – по щелчку мыши |
Рефлексия | Обучающимся выданы бумажные «блины», Разложить их на одну из трёх тарелок (разное настроение). |
|
При разработке урока использовались: методическое пособие (авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина); материалы сети Интернет, лежащие в свободном доступе.
Конспект урока
Предварительный просмотр:
Традиции русского праздника
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресение
БЛИНЫ
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои.
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои.
Напекла она поесть
Сотен пять наверно есть.
Ой блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои.
Гости будьте же здоровы,
Вот блины для вас готовы.
Ой блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои.
Гори, гори ясно! (Сокольский район,
Вологодская область)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Пошла баба по масло,
Жених по невесту.
Лилася вода
На крутые берега.
У Спаса бьют,
У Николы звенят,
У нашего Егорья
Часы говорят,
Выговаривают,
Да вызвенькивают,
Да выбренькивают,
Да вытетенькивают.