Организация игровых движений у начинающих музыкантов.
Организация игровых движений у начинающих музыкантов.
Основная задача организации игровых движений у начинающих состоит в сочетании активности пальцев с гибкостью кисти и плавными движениями всей руки от плеча. Кроме того, нужно развивать независимость движений пальцев друг от друга, а также умение пользоваться движениями предплечья, плечевого пояса и корпуса. Организация игровых движений ученика начинается в момент игры начальных мелодий с показа и продолжается в течении всего периода обучения (в школе, в училище, в вузе).Каждый новый этап исполнительского развития требует решения новых, более тонких и разнообразных звуковых задач. Большую ошибку допускают те педагоги, которые считают, что "поставив" руки ученика в начале обучения, можно уже дальше не работать над движениями; это приводит к тому, что движения ученика постепенно грубеют, засоряются и ему становится всё труднее играть. На первых этапах обучения показ педагогом движений и звучания должен быть особенно высококачественным (и в плане звучания и в плане движений). Вместе с тем требуется бережное отношение к возрастным особенностям и индивидуальному складу ученика. При словесных пояснениях движений следует отказаться от бытующей неточности терминологии и пользоваться научными названиями частей руки (анатомическими). 1)Сидеть нужно против середины клавиатуры. Если обеим рукам приходится играть в дискантах или, наоборот, в басах, можно передвигать стул вправо или влево; это относится не только к игре в четыре руки, но и к некоторым сольным пьесам.
2)Сидеть нужно настолько высоко, чтобы, немного отведённый вбок локоть, находился на уровне клавиатуры или чуть выше.
3) Сидеть нужно настолько далеко, локоть находился слегка впереди груди и, чтобы правая рука легко проходила к басам, а левая - к дискантам.
4)Ноги ставятся всей ступнёй на пол; подгибание их под стул или отодвигание в сторону не допускается,
5)Корпус не должен быть не сутулым, ни напряжённо выпрямленным.В нужных случаях он должен непринуждённо наклонятся вправо, влево, немного вперёд, а иногда даже слегка назад.
Ученик должен усвоить также некоторые правила ограничения игровых движений.
1)При игре в близкой позиции, (где все пальцы на белых клавишах),1-й палец становится на край клавиатуры,3-й-близко к средней линии(т.е к той линии, где начинают чёрные клавиши),а 5-й -приблизительно на полпути от края до середины линии;2-й и 4-й берут свои клавиши чуть-чуть дальше от средней линии, чем 3-й.2-й,3-й,4-й,5-й пальцы никак не должны сползать на край клавиатуры, как это часто бывает у начинающих.Если один или несколько средних пальцев(2-й,3-й,4-й)берут чёрные клавиши, то вся позиция руки слегка отодвигается дальше от края. Если 5-й палец берёт чёрную клавишу, то позицию отодвигают ещё дальше. Наконец, если 1-й палец берёт чёрную клавишу, то рука становится в далёкую позицию, а 3-й палец (а за ним и другие)берёт как чёрные, так и белые клавиши на далёких точках. Полезно специально приручать ученика к игре далёких точках, где сопротивление значительно возрастает.
2)При игре одноголосных рисунков положения и движения локтя(отчасти и корпуса)определяются требованиям, чтобы 3-й палец в момент извлечения звука располагался вдоль клавиши. Нежно в достаточной мере следить за тем, чтобы во время игры локоть был гораздо чаще в несколько отведённом, чем приведённом положение, т.к последнее снижает ловкость руки.
3)В тесных фигурах (если большой палец при этом не подкладывается)и в узких созвучиях пястно-фаланговые суставы располагаются несколько выше запястья.2-й,3-й,4-й пальцы в момент опоры должны быть дугообразны закруглены и касаться клавиши мякотью "подушечки".5-й палец, как более короткий, должен быть почти выпрямлен ,а 1-й-несколько согнут в концевом суставе; если 1-й и 2-й пальцы берут секунду, то они как бы образуют рисунок несколько разомкнуто овала (буква "О").В широких фигурах пястно -фаланговые сочленения понижаются и становятся на уровень запястья, пальцы несколько выпрямляются и вся кисть принимает уже не выпуклый ,а плосковатый вид. Плосковатая постановка кисти никак, однако, не должна переходить в вогнутую, т.к. это ведёт к расслаблению пальцев и стеснению их движений.
Несмотря на тщательное проведение начального периода обучения, у многих обучающихся через некоторое время появляются различные двигательные дефекты. От чего это происходит? Причин здесь несколько: педагог успокаивается на достигнутых в начале обучения результатах и перестаёт обращать достаточное внимание на игровые движения ученика. Вторая причина состоит в том, что педагоги далеко не всегда умеют наладить самостоятельную работу ученика над нотным текстом, аппликатурой ,ритмикой и бывают вынуждены посвящать этому большую часть урока, вследствие чего для внимательной работы над звучанием не остаётся время ,а ведь именно она вызывает потребность усовершенствовать игровые движения ученика. Как же следует поступать при обнаружении двигательных дефектов? Прежде всего нужно углубить (или возобновить) работу над качеством звучания ,попутно исправляя и движения. Пусть также ученик пройдёт в небыстром темпе несколько совсем для него не трудных этюдов, где бы он не мог значительную часть внимания отдать звучанию и движениям. Во время игры такого этюда иногда можно непосредственно вправлять движениями одной из рук ученика за локоть ,а другой рукой легко охватывать его предплечье (ближе к запястью);при этом большой палец педагога ложится сверху. Если только что указанные меры оказываются недостаточными, необходимо прибегать к некоторым специальным упражнениям, которые мы и рассмотрим.
1)Непрерывная приподнятость плечевого пояса. Здесь часто применяется термин "поднятие плеч".В этом случае полезно играть несложное пятипальцевое упражнение, то приподнимая, то опуская плечевой пояс. Существует педагогический предрассудок, бед-то плечевой пояс всё время должен находиться в опущенном состоянии. Это не соответствует практике крупных музыкантов, у которых он наоборот всё время находится в некотором движении.
2)Инертное плечо.
Здесь прежде всего нужно заставить ученика сидеть дальше от инструмента, чем он привык. Это уже потребует от плеча повышенной активности. Кроме того, нужно играть упражнения на далёкие скачки, переносы, передвижки.
3)Тряска руки (неустойчивость запястья)при игре legato.При этом весьма стойком дефекте можно испробовать следующие способы:
а)Вернутся к начальным упражнениям для выработки legato (короткие линии на одном движении руки).
б)Проработать несколько старинных упражнений с выдержанными клавишами,например:1-й и 4-й пальцы удерживают клавиши, а 2-й,3-й,5-й играют какую либо фигуру.
в)На время отказаться(в упражнениях и этюдах)от "опёртой" игры и исполнять быстрые линии не глубоким, а лёгким legato.
4)Скованность кисти, чрезмерно высокое или чрезмерно низкое положение запястья.
3)Здесь нужно сделать следующее:
а)Играть небыструю трель, всё время то плавно поднимая, то плавно опуская запястье.
б)Связно играть широкие (для данной руки)фигуры, т.е. такие, которые без гибких движений кисти (и без перемещения запястья и локтя)неисполнимы.
в)Работать над кистевым staccato (на терциях и секстах).
5)Недоразвитость пронарционарно - супинационных движений предплечья.
Эти движения представляют собой вращение предплечья вокруг его собственной продольной оси (без его перемещения).
Пропорцией называется в анатомии вращение внутрь, супинацией - вращение кнаружи. При игре на рояле пронация предплечья приближает к клавиатуре 1-й палец и удаляет 5-й,а супинация удаляет 1-й приближает 5-й.Недоразвитость этих движений мешает ловкому исполнению быстрых зигзагообразных фигур (в том числе тремоло).Эти движения играют также немалую роль в кантилене. Поэтому многим ученикам бывает полезно:
а)Проделывать быстрые пропорциональные движения вне клавиатуры;
б)применять их при игре ломаных терций, секст.
6) Супинированное положение предплечья.
В этих случаях говорят:"Рука валится на 5-й палец".
Дефект легко исправляется посредством игры упражнений при преувеличенно пронированном локте и преувеличенно пронированном предплечье.
7)Неустойчивость 2-го,3-го,4-го,5-го пальцев в пясто-фаланговых суставах. Это часто называют "продавливанием косточек".Для исправления дефекта нужно играть несложные пятипальцевые упражнения и при этом поддерживать ладонь снизу. Полезно также играть портаменто одним пальцем, преувеличенно круто ставя палец.
8)Неустойчивость 2-го,3-го,4-го,5-го пальцев в концевых суставах.
Это часто называют "проламыванием кончиков пальцев". Здесь нужно применять упражнение на скольжение: два пальца ставятся на интервал секунды, терции, кварты, а затем производятся скольжения "от себя"(вперёд)и "к себе"(от себя)при сохранении неизменной формы пальцев.
9)Недоразвитость движений пястной кости большого пальца.
Эта недоразвитость сильно затрудняет охват широких интервалов, а также игру арпеджио. Здесь нужно делать гимнастику большим пальцем (вне инструмента), то приближая конец большого пальца к основанию к 5-му,то предельно удаляя его от остальных.
Запущенность данного дефекта нередко приводит к почти неисправимому вторичному дефекту-преувеличенному разгибанию основной фаланги большого пальца (своего рода вывиху),что создаёт неустойчивость пальца в целом.
10)Напряжённость незанятого 5-го пальца.
Бывает, что 5-й палец, будучи в данный момент не занят, напряжённо приподнимается, иногда при этом напряжённо сгибаясь в среднем в концевом суставах. Такое состояние 5-го пальца отрицательно сказывается на работе ближайших к нему пальцев. Для исправления данного дефекта нужно: играть связно фигуры 3-м,4-м пальцами, стараясь держать 5-й палец у самой клавиши.
11)Напряжённость незанятого большого пальца.
Бывает, что большой палец, будучи некоторое время не занят, переходит в напряжённое состояние .В этом случае полезно играть связные фигуры 2-м,3-м,4-м,5-м пальцами и при этом выводить большой палец за пределы клавиатуры, свободно опуская его.
12)Запоздалое приподнятие пальцев при игре legato.В этом случае говорят, что у ученика "пальцы склеиваются".Причиной данного дефекта часто бывает чрезмерное давление на клавиатуру.
Для устранения обоих этих недостатков нужно играть трель разными парами пальцев в посильно быстром темпе.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно