Хоровая программа

Направленность программы - художественно-эстетическая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horovaya_programma.docx53.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 530

с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла

Пушкинского района  Санкт–Петербурга.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Хоровой коллектив»

                                                                   Возраст учащихся: 7 - 17 лет.

                                                                   Срок реализации: 3 года.

Автор-составитель: Чередниченко Елена Георгиевна

педагог дополнительного образования

                

Санкт – Петербург

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Направленность программы –  художественно-эстетическая

Актуальность и педагогическая целесообразность программы 

  заключается в возрождении интереса к хоровой культуре у детей и подростков, которая в свою очередь формирует систему знаний умений и навыков хорового и вокального искусства. В системе эстетического воспитания велика роль музыкального образования, которое, в свою очередь воспитывает музыкальный вкус, расширяет общий музыкальный кругозор, развивает творческие способности и формирует положительные качества каждого ребёнка. Пение является не только воспитанием души, но и терапией для организма, что положительно влияет на физическое здоровье.

         Программа «Хоровой коллектив» систематизирует имеющийся педагогический опыт работы с хоровым коллективом (подбор форм, методов и приёмов), что способствует развитию творческих способностей детей и подростков средствами хорового искусства.

Особенность программы состоит в том, что в работе работу "Хорового коллектива" отсутствует отбор по способностям у детей, создаются условия для развития навыков хорового и сольного пения у каждого ребенка в группе.

Занятия строятся с учетом возможностей детей не выделяя их по уровню музыкальных способностей.

Цель программы: Формировать у детей интерес к музыкальной культуре и музыкальным занятиям. Воспитывать музыкально - эстетический вкус, чувство коллективизма при совместных занятиях в объединении, а так же  способствовать развитию творческих и музыкальных способностей каждого ребенка.

        

Задачи  программы.

Обучающие:

-дать представление о музыкальной культуре в целом

  • обучить навыкам пения, в частности хорового и ансамблевого;
  • обучить правильному дыханию
  • поставить певческий аппарат

Развивающие:

  •  способствовать развитию музыкальной культуры ребенка;
  •  развить музыкальные способности и навыки ансамблевого пения.
  •  Способствовать развитию кругозора каждого ребёнка;
  •  Способствовать раскрытию творческих дарований ребенка, его способности к совместному творчеству;

Воспитательные:

  • воспитать эмоциональную отзывчивость ребенка к музыкальной культуре и  вызвать интерес к ней;
  • воспитать культуру исполнения и культуру поведения на сцене;
  • воспитать чувство коллективизма

Условия реализации:

- срок реализации: 3 года,  1 год - 144 ч., 2 год - 144 ч., 3 год - 144 ч-

   возраст: 7-17 лет;

- наполняемость групп: 1 год- 15 человек, 2 год – 14 человек, 3 год - 12 человек,

- режим занятий: 1 год - 2 раза в неделю по 2 часа, 2 год - 2 раза в неделю по 2 часа, 3 год - 2 раза в неделю по 2 часа

- условия набора: зачисление в объединение производится на добровольной основе.

В группы 1 года обучения принимаются все желающие.

Группы 2 года обучения комплектуются из детей освоивших программу 1 года обучения или имеющих необходимые знания, умения, навыки.

Группы 3 года обучения комплектуются из детей освоивших программу 2 года обучения или имеющих необходимые знания, умения, навыки.

Форма организации занятий - групповая

        

        Ожидаемые результаты:

1-ый год обучения.

Учащиеся должны иметь представления:

- о дирижёрских жестах;

- об артикуляционном аппарате;

- о понятии «унисон»;

-о культуре исполнения;

- о видах хоров (мужской, женский, смешанный)

- о хоровом искусстве (хороведение)

Учащиеся должны знать:

- дирижёрские жесты : дыхание, вступление, снятие;

- как правильно брать дыхание;

- как правильно формировать гласные звуки;

- не менее 2-х песен из репертуара

Учащиеся должны  уметь: 

  • координировать слух и голос (устранить так называемый "синдром гудка");
  • петь в диапазоне ДО 1 - ДО 2;
  • правильно и спокойно делать вдох, не поднимая плеч;
  • стоять (сидеть) прямо, не напрягаясь;

-свободно (без зажима челюсти и лицевых мышц) формировать гласные звуки;

  • четко и внятно артикулировать, ясно выговаривать слова песни;
  • петь небольшие фразы на одном дыхании;
  • петь в унисон, слаженно и чисто;

2-ой год обучения.

Учащиеся должны иметь представления:

- о координации слуха и голоса;

- о музыкальных  интервалах;

- о выразительности исполнения;

- о средствах музыкальной выразительности;

- о понятии «академическое пение»;

- о хоровом искусстве (хороведение)

Учащиеся должны знать:

- дирижёрские жесты: дыхание, вступление, снятие, замедление, forte, piano;

- как правильно брать дыхание на целую фразу;

- как правильно формировать гласные звуки;

-интервалы: терция, октава, кварта, секста

- не менее 5 песен из репертуара

Учащиеся должны  уметь: 

- свободнно координировать слух и голос;

- петь в диапазоне Ля (м.о.) – Фа (2);

- правильное и свободно формировать гласные звуки;

- исполнять двухголосие;

- слышать интервалы «терция», «октава», «секста»

3-ий год обучения

Учащиеся должны иметь представления:

- о гармонии и гармоническом исполнении

- о музыкальных стилях

- о хоровом искусстве (хороведение)

Учащиеся должны знать:

- как правильно работать с артикуляционным аппаратом;

- жанры музыкального искусства

- не менее 8 песен из репертуара

Учащиеся должны  уметь: 

-  свободно координировать слух и голос;

- петь в диапазоне Ля (м.о.) – Ля (2);

- правильно и свободно формировать гласные звуки;

   

- петь трехголосие (Т35, Т64);

       

- слышать интервалы «терция», «секунда», «квинта», «септима»

Критерии (оценки) результативности

        Оценка реализации программы осуществляется в течение года и в конце каждого учебного года, посредством:

- количеством выученных произведений;

-качеством исполнения

-объёмом теоретических знаний

- участием в подготовке и реализации музыкально-творческих проектов.

- сравнительного анализа по каждому ребенку, в результате которого определяется наличие знаний, умений, степень достижения результатов обучения, а именно:

- наличие музыкального слуха;

- наличие ритмического слуха;

- степень  чистоты интонирования;

- определения уровня развития музыкальной памяти;

        Формы подведения итогов        

1 год обучения: участие в школьных концертах, концерт для родителей;

2 год обучения: участие в школьных концертах и районных конкурсах ;

3 год обучения: участие в школьных концертах, районных конкурсах, творческих проектах.

По итогам реализации всей программы: Отчётный концерт коллектива

Способы фиксации результатов 

Итоги тестирования преподаватель фиксирует в картах оценок результативности освоения программы и доводит до сведения родителей в устной форме. Достижения детей демонстрируются в школьных мероприятиях и и музыкально-творческих проектах районного уровня,  заносятся в портфолио объединения и портфолио ОДОД.

        

 

   

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

1 год обучения

 № п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Певческая установка, дыхание.

10

0,5

9,5

3

Атака звука

10

0,5

9,5

4

Артикуляция.

10

1

9

5

Дикция

8

0,5

7.5

6

Звукообразование

10

1

9

7

Виды хоров. Ансамбль и строй

10

1

9

8

Ритм, темп

10

0,5

7,5

9

Звуковедение

10

1

9

10

Текст песни

10

0,5

7,5

11

Многоголосие

14

0,5

13,5

12

Динамика в песне

10

0,5

9,5

13

Цепное дыхание. Выразительность исполнения

10

1

7

14

История развития хорового искусства в России

10

4

8

15

Образ в песне

8

0,5

7,5

16

Заключительное занятие

2

1

1

Итого:

144

15

129

2 год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Певческая установка, дыхание.

10

0,5

9,5

3

Атака звука

10

0,5

9,5

4

Артикуляция.

10

1

9

5

Дикция

8

0,5

7.5

6

Звукообразование

10

1

9

7

Виды хоров. Ансамбль и строй

10

1

9

8

Ритм, темп

10

0,5

7,5

9

Звуковедение

10

1

9

10

Текст песни

10

0,5

7,5

11

Многоголосие и пение без сопровождения

14

0,5

13,5

12

Динамика в песне

10

0,5

9,5

13

Выразительность исполнения

10

1

7

14

История развития хорового искусства в России

10

4

8

15

Образ в песне

8

0,5

7,5

16

Заключительное занятие

2

1

1

Итого:

144

15

129

3 год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Певческая установка, дыхание.

10

0,5

9,5

3

Атака звука

10

0,5

9,5

4

Артикуляция.

10

1

9

5

Дикция

8

0,5

7.5

6

Звукообразование

10

1

9

7

Виды хоров. Ансамбль и строй

10

1

9

8

Ритм, темп

10

0,5

7,5

9

Звуковедение

10

1

9

10

Текст песни

10

0,5

7,5

11

Многоголосие и пение без сопровождения

14

0,5

13,5

12

Динамика в песне

10

0,5

9,5

13

Выразительность исполнения

10

1

7

14

История развития хорового искусства в России

10

4

8

15

Образ в песне

8

0,5

7,5

16

Заключительное занятие

2

1

1

Итого:

144

15

129

        

Содержание изучаемого курса

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1–ый год  обучения

  1. Вводное занятие

Теория

Знакомство с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид. Прослушивание участников, определение певческого диапазона и характерных особенностей голоса.

2.Певческая установка, дыхание.

Теория: Введения в понятия «голосовой аппарат»,  «диафрагма», «певческая установка».

Практика: упражнения на задержку и постановку дыхания. Разучивание элементарных хоровых упражнений, способствующих вооружить коллектив техническими приёмами, которые помогут ему выразительно исполнять сочинения различные по характеру и степени трудности

3.Атака звука.

Теория:   Три вида атаки:  твёрдая, мягкая и придыхательная.

Практика: Исполнение вокально-технических упражнений. Исполнение песни, используя три вида  атаки.

4. Артикуляция.

Теория: Артикуляционный аппарат. Формирование гласных и согласных звуков

               в пении

 Практика:  использование хоровых упражнений, способствующих активному формированию гласных и согласных звуков. Пение с закрытым ртом. Работа над постановкой артикуляционного аппарата.

5. Дикция.

    Теория: Понятие «дикция». Постановка дикции – необходимый элемент пения 

Практика: исполнение вокальных упражнений в разных темпах, работа над естественным формированием гласных и согласных, преодоление скованности лицевых мышц.

6. Звукообразование. 

    Теория: Звукообразование в пении.

Практика: Нахождение правильного звукообразования на отдельных гласных звуках в средней тесситуре. Работа над  автоматизацией движения всего голосового аппарата и подключение слухового контроля.

7. Виды хоров. Ансамбль и строй. 

   

Теория: Знакомство учащихся с видами хоров. Введение в понятие «ансамбль» (ритмический и динамический), «вокал» «строй» как необходимые элементы чистого исполнения.

Практика: Развитие вокальной  и музыкальной культуры участников хора, пение с одинаковой силой, чёткое и точное воспроизведение ритмического строя сочинения, чистота интонирования в хоре в целом и у каждого певца.

8. Ритм, темп. 

Теория: Введение в понятие «ритмический ансамбль»

Практика: Работа над ритмическим ансамблем, которая заключается в умении исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить в изменённом темпе.

9. Звуковедение.

Теория: Образование певческого звука. Звуковедение в пении как результат умелого и правильного формирования гласных звуков

Практика: вокально-хоровые упражнения на правильное формирование гласных, широкую и свободную напевность, пение на «стаккато» и «нон легато».

10. Текст песни.

 

Теория: Текст песни как способ передачи чувств, мыслей и настроения.

Практика: Работа над осмысленностью произношения текста.  Умение расставлять и чувствовать логические ударения в тексте, определение границ музыкальных фраз, определение кульминаций. Умение передавать гармонию, сюжет, мысли голосом.

11. Многоголосие .

Теория: Партии в хоре(сопрано, альт, тенор, бас). Простейшее многоголосное пение.

Практика: Умение повторить голосом мелодию, чисто проинтонировав её. Исполнение вокально-хоровых упражнений для развития слухового внимания, внутреннего,  гармонического и вокального слуха.

12. Динамика в песне

Теория: Связь музыки с движением.

 Практика: исполнение песен с драматизацией, способствующих развитию динамики. Вокально-техническая работа. Автоматизация движения голосового аппарата – отработка навыков звуковедения, ритмического ансамбля.

13. Цепное дыхание. Выразительность исполнения.

Теория: Цепное дыхание как необходимый коллективный навык хорового пения. Интонации голоса, акцент и мимика как элементы выразительного исполнения.

Практика: работа над художественным чтением, цепным дыханием, интонацией и мимикой в выученных произведениях.

14.История развития хорового искусства в России.

Теория: Становление и развитие хорового пения в России. Основоположники русской хоровой школы.

Практика: Работа с вокально-ладовыми и вокально-интонационными упражнениями.

15.Образ в песне. 

Теория: Общий анализ песни (стихотворный текст, образ, музыка, ритм, куплетное строение)

Практика: Уметь анализировать ранее выученную песню.  Применять умения и навыки в исполнении.

16.Заключительное занятие.

Теория: Подведение итогов, перспективное планирование дальнейшей работы.

Практика: Концерт для родителей

2-й год обучения

  1. Вводное занятие

Теория

Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид.

2.Певческая установка, дыхание.

Теория: Повторение понятий «голосовой аппарат»,  «диафрагма», «певческая установка».

Практика: упражнения на задержку и постановку дыхания. Разучивание элементарных хоровых упражнений, способствующих вооружить коллектив техническими приёмами, которые помогут ему выразительно исполнять сочинения различные по характеру и степени трудности

3.Атака звука.

Теория:   Три вида атаки:  твёрдая, мягкая и придыхательная.

Практика: Исполнение вокально-технических упражнений. Исполнение песни, используя три вида  атаки.

4. Артикуляция.

Теория: Артикуляционный аппарат. Формирование гласных и согласных звуков

               в пении

 Практика:  использование хоровых упражнений, способствующих активному формированию гласных и согласных звуков. Пение с закрытым ртом. Работа над развитием артикуляционного аппарата.

5. Дикция.

    Теория: Понятие «дикция». Постановка дикции – необходимый элемент пения 

Практика: исполнение вокальных упражнений в разных темпах, работа над естественным формированием гласных и согласных, преодоление скованности лицевых мышц.

6. Звукообразование. 

    Теория: Звукообразование в пении.

Практика: Нахождение правильного звукообразования на отдельных гласных звуках в средней тесситуре. Работа над  автоматизацией движения всего голосового аппарата и подключение слухового контроля.

7. Ансамбль и строй. 

   

Теория: Ансамбль и строй (ритмический и динамический) как необходимые элементы чистого исполнения.

Практика: Развитие вокальной  и музыкальной культуры участников хора, пение с одинаковой силой, чёткое и точное воспроизведение ритмического строя сочинения, чистота интонирования в хоре в целом и у каждого певца.

8. Ритм, темп. 

Теория: Понятие «ритмический ансамбль»

Практика: Работа над ритмическим ансамблем, которая заключается в умении исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить в изменённом темпе.

9. Звуковедение.

Теория: Образование певческого звука. Звуковедение в пении как результат умелого и правильного формирования гласных звуков

Практика: Вокально-хоровые упражнения на правильное формирование гласных, широкую и свободную напевность, пение на «стаккато» и «нон легато».

10. Текст песни.

 

Теория: Текст песни как способ передачи чувств, мыслей и настроения.

Практика: Работа над осмысленностью произношения текста.  Умение расставлять и чувствовать логические ударения в тексте, определение границ музыкальных фраз, определение кульминаций. Умение передавать гармонию, сюжет, мысли голосом.

11. Многоголосие .

Теория: Партии в хоре (сопрано, альт, тенор, бас). Двухголосное пение с использованием терцового хода.

Практика: Умение повторить голосом мелодию, чисто проинтонировав её. Исполнение вокально-хоровых упражнений для развития слухового внимания, внутреннего,  гармонического и вокального слуха. Пение в терцию.

12. Динамика в песне

Теория: Связь музыки с движением.

 Практика: исполнение песен с драматизацией, способствующих развитию динамики. Вокально-техническая работа. Автоматизация движения голосового аппарата – отработка навыков звуковедения, ритмического ансамбля.

13. Цепное дыхание. Выразительность исполнения.

Теория: Цепное дыхание как необходимый коллективный навык хорового пения. Интонации голоса, акцент и мимика как элементы выразительного исполнения.

Практика: работа над художественным чтением, цепным дыханием, интонацией и мимикой в выученных произведениях.

14.История развития хорового искусства в России.

Теория: История развития хорового пения в России. Хоровые коллективы

Практика: Работа с вокально-ладовыми и вокально-интонационными упражнениями.

15.Образ в песне. 

Теория: Общий анализ песни (стихотворный текст, образ, музыка, ритм, куплетное строение)

Практика: Уметь анализировать ранее выученную песню.  Применять умения и навыки в исполнении.

16.Заключительное занятие.

Теория: Подведение итогов, перспективное планирование дальнейшей работы.

Практика: Участие в общешкольном концерте.

3-й год обучения

  1. Вводное занятие

Теория

Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид.

2.Певческая установка, дыхание.

Теория: Певческая установка участников хорового коллектива

Практика: упражнения на задержку и постановку дыхания. Разучивание хоровых упражнений, способствующих вооружить коллектив техническими приёмами, которые помогут ему выразительно исполнять сочинения различные по характеру и степени трудности

3.Атака звука.

Теория:   Три вида атаки:  твёрдая, мягкая и придыхательная.

Практика: Исполнение вокально-технических упражнений. Исполнение песни, используя три вида  атаки.

4. Артикуляция.

Теория: Артикуляционный аппарат. Формирование гласных и согласных звуков

               в пении

 Практика:  использование хоровых упражнений, способствующих активному формированию гласных и согласных звуков. Пение с закрытым ртом. Работа над совершенствованием артикуляционного аппарата.

5. Дикция.

    Теория: Понятие «дикция». Постановка дикции – необходимый элемент пения 

Практика: исполнение вокальных упражнений в разных темпах, работа над естественным формированием гласных и согласных, преодоление скованности лицевых мышц.

6. Звукообразование. 

    Теория: Звукообразование в пении.

Практика: Нахождение правильного звукообразования на отдельных гласных звуках в средней тесситуре. Работа над  автоматизацией движения всего голосового аппарата и подключение слухового контроля.

7. Ансамбль и строй. 

   

Теория: Знакомство учащихся с видами хоров. Ансамбль и строй (ритмический и динамический) как необходимые элементы чистого исполнения.

Практика: Развитие вокальной  и музыкальной культуры участников хора, пение с одинаковой силой, чёткое и точное воспроизведение ритмического строя сочинения, чистота интонирования в хоре в целом и у каждого певца.

8. Ритм, темп. 

Теория: Введение в понятие «ритмический ансамбль»

Практика: Работа над ритмическим ансамблем, которая заключается в умении исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить в изменённом темпе.

9. Звуковедение.

Теория: Образование певческого звука. Звуковедение в пении как результат умелого и правильного формирования гласных звуков

Практика: вокально-хоровые упражнения на правильное формирование гласных, широкую и свободную напевность, пение на «стаккато» и «нон легато».

10. Текст песни.

 

Теория: Текст песни как способ передачи чувств, мыслей и настроения.

Практика: Работа над осмысленностью произношения текста.  Умение расставлять и чувствовать логические ударения в тексте, определение границ музыкальных фраз, определение кульминаций. Умение передавать гармонию, сюжет, мысли голосом.

11. Многоголосие .

Теория: Партии в хоре. Исполнение трёхголосия с подголоском

Практика: Умение повторить голосом мелодию, чисто проинтонировав её. Исполнение вокально-хоровых упражнений для развития слухового внимания, внутреннего,  гармонического и вокального слуха. Исполнение трёхголосия.

12. Динамика в песне

Теория: Связь музыки с движением.

 Практика: исполнение песен с драматизацией, способствующих развитию динамики. Вокально-техническая работа. Автоматизация движения голосового аппарата – отработка навыков звуковедения, ритмического ансамбля.

13. Цепное дыхание. Выразительность исполнения.

Теория: Цепное дыхание как необходимый коллективный навык хорового пения. Интонации голоса, акцент и мимика как элементы выразительного исполнения.

Практика: работа над художественным чтением, цепным дыханием, интонацией и мимикой в выученных произведениях.

14.История развития хорового искусства в России.

Теория: Становление и развитие хорового пения в России.

Практика: Работа с вокально-ладовыми и вокально-интонационными упражнениями.

15.Образ в песне. 

Теория: Общий анализ песни (стихотворный текст, образ, музыка, ритм, куплетное строение)

Практика: Уметь анализировать ранее выученную песню.  Применять умения и навыки в исполнении.

16.Заключительное занятие.

Теория: Подведение итогов, перспективное планирование дальнейшей работы.

Практика: Творческий отчёт коллектива

  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Формы проведения занятий:

-репетиция

-конкурс

-концерт

-праздник

-посещение концертов и музыкальных фестивалей в период школьных каникул

           Методы и приёмы:

             - вербальные - беседа

            -наглядные  - иллюстрирование (портреты композиторов, фотографии хоровых коллективов, журналы о музыке, ритмические схемы, схема постановки голоса и дыхания);                    

           -словесные  - объяснение, «показ» распевок,  рассказ, инструкция, текст;

           - репродуктивные – действие по образцу (распевки), повтор, заучивание;      

           -практические включают в себя исполнение музыкально-тренировочных упражнений,  песен, участие в концертах, творческих проектах;

           

         Дидактический материал:

-музыкально-дидактического материал (наглядные пособия, нотный материал, методическая литература, аудиоматериал – диски с записями, рефераты о творчестве композиторов)

           Техническое оснащение:

Помещение: класс для музыкальных занятий, стулья.

Оборудование:  аудио-средства (магнитофон, СД-диски)

 Музыкальные инструменты: фортепиано.

Материалы: нотный материал.

  Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете музыки.

          Структура типового занятия:

- Дети занимают свои места  на стульях в ряд

- Педагог ставит  цель, задачу, объясняет тему занятия

- Практическая часть занятия:  учебно - тренировочный материал в виде распевок, упражнений,  повторение выученных песен, работа над новым произведением

- Заключительная часть: подведение итогов

            Литература для педагогов:

  1. Абелян Л., Попов В., Соколов В. Школа хорового пения вып.2  М.: 1978г., «Музыка»
  2. Боренбой В.  Путь к музыке  М.: 1988г.
  3. Вейс П. Ступеньки в музыку. Пособие по сольфеджио. Для подготовительного и первого классов детских музыкальных школ. Второе издание под редакцией М.Ройтерштейна. – М. «Советский композитор» 1987
  4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
  5. Дмитриева Л. Черноиваненко Н.  Методика музыкального воспитания в школе. Уч. Пособие., М.: «Академия», 1998г.
  6. Осеннева М., Самарин А., Л.Уколова Методика работы с детским хоровым коллективом. М.: «Академия», 1999г.
  7. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению., М.:  1988г.

Для детей:

  1. Викторов В.  «Чтобы утро было добрым» М., 1996 г.

2. Что услышал композитор. Рассказы композиторов о своей музыке.     Составитель С.М.Тихая. Выпуск 4 – Ленинград 1988 г.