Хоровая программа
Направленность программы - художественно-эстетическая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horovaya_programma.docx | 53.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 530
с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла
Пушкинского района Санкт–Петербурга.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Хоровой коллектив»
Возраст учащихся: 7 - 17 лет.
Срок реализации: 3 года.
Автор-составитель: Чередниченко Елена Георгиевна педагог дополнительного образования
|
Санкт – Петербург
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность программы – художественно-эстетическая
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
заключается в возрождении интереса к хоровой культуре у детей и подростков, которая в свою очередь формирует систему знаний умений и навыков хорового и вокального искусства. В системе эстетического воспитания велика роль музыкального образования, которое, в свою очередь воспитывает музыкальный вкус, расширяет общий музыкальный кругозор, развивает творческие способности и формирует положительные качества каждого ребёнка. Пение является не только воспитанием души, но и терапией для организма, что положительно влияет на физическое здоровье.
Программа «Хоровой коллектив» систематизирует имеющийся педагогический опыт работы с хоровым коллективом (подбор форм, методов и приёмов), что способствует развитию творческих способностей детей и подростков средствами хорового искусства.
Особенность программы состоит в том, что в работе работу "Хорового коллектива" отсутствует отбор по способностям у детей, создаются условия для развития навыков хорового и сольного пения у каждого ребенка в группе.
Занятия строятся с учетом возможностей детей не выделяя их по уровню музыкальных способностей.
Цель программы: Формировать у детей интерес к музыкальной культуре и музыкальным занятиям. Воспитывать музыкально - эстетический вкус, чувство коллективизма при совместных занятиях в объединении, а так же способствовать развитию творческих и музыкальных способностей каждого ребенка.
Задачи программы.
Обучающие:
-дать представление о музыкальной культуре в целом
- обучить навыкам пения, в частности хорового и ансамблевого;
- обучить правильному дыханию
- поставить певческий аппарат
Развивающие:
- способствовать развитию музыкальной культуры ребенка;
- развить музыкальные способности и навыки ансамблевого пения.
- Способствовать развитию кругозора каждого ребёнка;
- Способствовать раскрытию творческих дарований ребенка, его способности к совместному творчеству;
Воспитательные:
- воспитать эмоциональную отзывчивость ребенка к музыкальной культуре и вызвать интерес к ней;
- воспитать культуру исполнения и культуру поведения на сцене;
- воспитать чувство коллективизма
Условия реализации:
- срок реализации: 3 года, 1 год - 144 ч., 2 год - 144 ч., 3 год - 144 ч-
возраст: 7-17 лет;
- наполняемость групп: 1 год- 15 человек, 2 год – 14 человек, 3 год - 12 человек,
- режим занятий: 1 год - 2 раза в неделю по 2 часа, 2 год - 2 раза в неделю по 2 часа, 3 год - 2 раза в неделю по 2 часа
- условия набора: зачисление в объединение производится на добровольной основе.
В группы 1 года обучения принимаются все желающие.
Группы 2 года обучения комплектуются из детей освоивших программу 1 года обучения или имеющих необходимые знания, умения, навыки.
Группы 3 года обучения комплектуются из детей освоивших программу 2 года обучения или имеющих необходимые знания, умения, навыки.
Форма организации занятий - групповая
Ожидаемые результаты:
1-ый год обучения.
Учащиеся должны иметь представления:
- о дирижёрских жестах;
- об артикуляционном аппарате;
- о понятии «унисон»;
-о культуре исполнения;
- о видах хоров (мужской, женский, смешанный)
- о хоровом искусстве (хороведение)
Учащиеся должны знать:
- дирижёрские жесты : дыхание, вступление, снятие;
- как правильно брать дыхание;
- как правильно формировать гласные звуки;
- не менее 2-х песен из репертуара
Учащиеся должны уметь:
- координировать слух и голос (устранить так называемый "синдром гудка");
- петь в диапазоне ДО 1 - ДО 2;
- правильно и спокойно делать вдох, не поднимая плеч;
- стоять (сидеть) прямо, не напрягаясь;
-свободно (без зажима челюсти и лицевых мышц) формировать гласные звуки;
- четко и внятно артикулировать, ясно выговаривать слова песни;
- петь небольшие фразы на одном дыхании;
- петь в унисон, слаженно и чисто;
2-ой год обучения.
Учащиеся должны иметь представления:
- о координации слуха и голоса;
- о музыкальных интервалах;
- о выразительности исполнения;
- о средствах музыкальной выразительности;
- о понятии «академическое пение»;
- о хоровом искусстве (хороведение)
Учащиеся должны знать:
- дирижёрские жесты: дыхание, вступление, снятие, замедление, forte, piano;
- как правильно брать дыхание на целую фразу;
- как правильно формировать гласные звуки;
-интервалы: терция, октава, кварта, секста
- не менее 5 песен из репертуара
Учащиеся должны уметь:
- свободнно координировать слух и голос;
- петь в диапазоне Ля (м.о.) – Фа (2);
- правильное и свободно формировать гласные звуки;
- исполнять двухголосие;
- слышать интервалы «терция», «октава», «секста»
3-ий год обучения
Учащиеся должны иметь представления:
- о гармонии и гармоническом исполнении
- о музыкальных стилях
- о хоровом искусстве (хороведение)
Учащиеся должны знать:
- как правильно работать с артикуляционным аппаратом;
- жанры музыкального искусства
- не менее 8 песен из репертуара
Учащиеся должны уметь:
- свободно координировать слух и голос;
- петь в диапазоне Ля (м.о.) – Ля (2);
- правильно и свободно формировать гласные звуки;
- петь трехголосие (Т35, Т64);
- слышать интервалы «терция», «секунда», «квинта», «септима»
Критерии (оценки) результативности
Оценка реализации программы осуществляется в течение года и в конце каждого учебного года, посредством:
- количеством выученных произведений;
-качеством исполнения
-объёмом теоретических знаний
- участием в подготовке и реализации музыкально-творческих проектов.
- сравнительного анализа по каждому ребенку, в результате которого определяется наличие знаний, умений, степень достижения результатов обучения, а именно:
- наличие музыкального слуха;
- наличие ритмического слуха;
- степень чистоты интонирования;
- определения уровня развития музыкальной памяти;
Формы подведения итогов
1 год обучения: участие в школьных концертах, концерт для родителей;
2 год обучения: участие в школьных концертах и районных конкурсах ;
3 год обучения: участие в школьных концертах, районных конкурсах, творческих проектах.
По итогам реализации всей программы: Отчётный концерт коллектива
Способы фиксации результатов
Итоги тестирования преподаватель фиксирует в картах оценок результативности освоения программы и доводит до сведения родителей в устной форме. Достижения детей демонстрируются в школьных мероприятиях и и музыкально-творческих проектах районного уровня, заносятся в портфолио объединения и портфолио ОДОД.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
1 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Певческая установка, дыхание. | 10 | 0,5 | 9,5 |
3 | Атака звука | 10 | 0,5 | 9,5 |
4 | Артикуляция. | 10 | 1 | 9 |
5 | Дикция | 8 | 0,5 | 7.5 |
6 | Звукообразование | 10 | 1 | 9 |
7 | Виды хоров. Ансамбль и строй | 10 | 1 | 9 |
8 | Ритм, темп | 10 | 0,5 | 7,5 |
9 | Звуковедение | 10 | 1 | 9 |
10 | Текст песни | 10 | 0,5 | 7,5 |
11 | Многоголосие | 14 | 0,5 | 13,5 |
12 | Динамика в песне | 10 | 0,5 | 9,5 |
13 | Цепное дыхание. Выразительность исполнения | 10 | 1 | 7 |
14 | История развития хорового искусства в России | 10 | 4 | 8 |
15 | Образ в песне | 8 | 0,5 | 7,5 |
16 | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 144 | 15 | 129 |
2 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Певческая установка, дыхание. | 10 | 0,5 | 9,5 |
3 | Атака звука | 10 | 0,5 | 9,5 |
4 | Артикуляция. | 10 | 1 | 9 |
5 | Дикция | 8 | 0,5 | 7.5 |
6 | Звукообразование | 10 | 1 | 9 |
7 | Виды хоров. Ансамбль и строй | 10 | 1 | 9 |
8 | Ритм, темп | 10 | 0,5 | 7,5 |
9 | Звуковедение | 10 | 1 | 9 |
10 | Текст песни | 10 | 0,5 | 7,5 |
11 | Многоголосие и пение без сопровождения | 14 | 0,5 | 13,5 |
12 | Динамика в песне | 10 | 0,5 | 9,5 |
13 | Выразительность исполнения | 10 | 1 | 7 |
14 | История развития хорового искусства в России | 10 | 4 | 8 |
15 | Образ в песне | 8 | 0,5 | 7,5 |
16 | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 144 | 15 | 129 |
3 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Певческая установка, дыхание. | 10 | 0,5 | 9,5 |
3 | Атака звука | 10 | 0,5 | 9,5 |
4 | Артикуляция. | 10 | 1 | 9 |
5 | Дикция | 8 | 0,5 | 7.5 |
6 | Звукообразование | 10 | 1 | 9 |
7 | Виды хоров. Ансамбль и строй | 10 | 1 | 9 |
8 | Ритм, темп | 10 | 0,5 | 7,5 |
9 | Звуковедение | 10 | 1 | 9 |
10 | Текст песни | 10 | 0,5 | 7,5 |
11 | Многоголосие и пение без сопровождения | 14 | 0,5 | 13,5 |
12 | Динамика в песне | 10 | 0,5 | 9,5 |
13 | Выразительность исполнения | 10 | 1 | 7 |
14 | История развития хорового искусства в России | 10 | 4 | 8 |
15 | Образ в песне | 8 | 0,5 | 7,5 |
16 | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 144 | 15 | 129 |
Содержание изучаемого курса
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1–ый год обучения
- Вводное занятие
Теория
Знакомство с учащимися, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид. Прослушивание участников, определение певческого диапазона и характерных особенностей голоса.
2.Певческая установка, дыхание.
Теория: Введения в понятия «голосовой аппарат», «диафрагма», «певческая установка».
Практика: упражнения на задержку и постановку дыхания. Разучивание элементарных хоровых упражнений, способствующих вооружить коллектив техническими приёмами, которые помогут ему выразительно исполнять сочинения различные по характеру и степени трудности
3.Атака звука.
Теория: Три вида атаки: твёрдая, мягкая и придыхательная.
Практика: Исполнение вокально-технических упражнений. Исполнение песни, используя три вида атаки.
4. Артикуляция.
Теория: Артикуляционный аппарат. Формирование гласных и согласных звуков
в пении
Практика: использование хоровых упражнений, способствующих активному формированию гласных и согласных звуков. Пение с закрытым ртом. Работа над постановкой артикуляционного аппарата.
5. Дикция.
Теория: Понятие «дикция». Постановка дикции – необходимый элемент пения
Практика: исполнение вокальных упражнений в разных темпах, работа над естественным формированием гласных и согласных, преодоление скованности лицевых мышц.
6. Звукообразование.
Теория: Звукообразование в пении.
Практика: Нахождение правильного звукообразования на отдельных гласных звуках в средней тесситуре. Работа над автоматизацией движения всего голосового аппарата и подключение слухового контроля.
7. Виды хоров. Ансамбль и строй.
Теория: Знакомство учащихся с видами хоров. Введение в понятие «ансамбль» (ритмический и динамический), «вокал» «строй» как необходимые элементы чистого исполнения.
Практика: Развитие вокальной и музыкальной культуры участников хора, пение с одинаковой силой, чёткое и точное воспроизведение ритмического строя сочинения, чистота интонирования в хоре в целом и у каждого певца.
8. Ритм, темп.
Теория: Введение в понятие «ритмический ансамбль»
Практика: Работа над ритмическим ансамблем, которая заключается в умении исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить в изменённом темпе.
9. Звуковедение.
Теория: Образование певческого звука. Звуковедение в пении как результат умелого и правильного формирования гласных звуков
Практика: вокально-хоровые упражнения на правильное формирование гласных, широкую и свободную напевность, пение на «стаккато» и «нон легато».
10. Текст песни.
Теория: Текст песни как способ передачи чувств, мыслей и настроения.
Практика: Работа над осмысленностью произношения текста. Умение расставлять и чувствовать логические ударения в тексте, определение границ музыкальных фраз, определение кульминаций. Умение передавать гармонию, сюжет, мысли голосом.
11. Многоголосие .
Теория: Партии в хоре(сопрано, альт, тенор, бас). Простейшее многоголосное пение.
Практика: Умение повторить голосом мелодию, чисто проинтонировав её. Исполнение вокально-хоровых упражнений для развития слухового внимания, внутреннего, гармонического и вокального слуха.
12. Динамика в песне
Теория: Связь музыки с движением.
Практика: исполнение песен с драматизацией, способствующих развитию динамики. Вокально-техническая работа. Автоматизация движения голосового аппарата – отработка навыков звуковедения, ритмического ансамбля.
13. Цепное дыхание. Выразительность исполнения.
Теория: Цепное дыхание как необходимый коллективный навык хорового пения. Интонации голоса, акцент и мимика как элементы выразительного исполнения.
Практика: работа над художественным чтением, цепным дыханием, интонацией и мимикой в выученных произведениях.
14.История развития хорового искусства в России.
Теория: Становление и развитие хорового пения в России. Основоположники русской хоровой школы.
Практика: Работа с вокально-ладовыми и вокально-интонационными упражнениями.
15.Образ в песне.
Теория: Общий анализ песни (стихотворный текст, образ, музыка, ритм, куплетное строение)
Практика: Уметь анализировать ранее выученную песню. Применять умения и навыки в исполнении.
16.Заключительное занятие.
Теория: Подведение итогов, перспективное планирование дальнейшей работы.
Практика: Концерт для родителей
2-й год обучения
- Вводное занятие
Теория
Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид.
2.Певческая установка, дыхание.
Теория: Повторение понятий «голосовой аппарат», «диафрагма», «певческая установка».
Практика: упражнения на задержку и постановку дыхания. Разучивание элементарных хоровых упражнений, способствующих вооружить коллектив техническими приёмами, которые помогут ему выразительно исполнять сочинения различные по характеру и степени трудности
3.Атака звука.
Теория: Три вида атаки: твёрдая, мягкая и придыхательная.
Практика: Исполнение вокально-технических упражнений. Исполнение песни, используя три вида атаки.
4. Артикуляция.
Теория: Артикуляционный аппарат. Формирование гласных и согласных звуков
в пении
Практика: использование хоровых упражнений, способствующих активному формированию гласных и согласных звуков. Пение с закрытым ртом. Работа над развитием артикуляционного аппарата.
5. Дикция.
Теория: Понятие «дикция». Постановка дикции – необходимый элемент пения
Практика: исполнение вокальных упражнений в разных темпах, работа над естественным формированием гласных и согласных, преодоление скованности лицевых мышц.
6. Звукообразование.
Теория: Звукообразование в пении.
Практика: Нахождение правильного звукообразования на отдельных гласных звуках в средней тесситуре. Работа над автоматизацией движения всего голосового аппарата и подключение слухового контроля.
7. Ансамбль и строй.
Теория: Ансамбль и строй (ритмический и динамический) как необходимые элементы чистого исполнения.
Практика: Развитие вокальной и музыкальной культуры участников хора, пение с одинаковой силой, чёткое и точное воспроизведение ритмического строя сочинения, чистота интонирования в хоре в целом и у каждого певца.
8. Ритм, темп.
Теория: Понятие «ритмический ансамбль»
Практика: Работа над ритмическим ансамблем, которая заключается в умении исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить в изменённом темпе.
9. Звуковедение.
Теория: Образование певческого звука. Звуковедение в пении как результат умелого и правильного формирования гласных звуков
Практика: Вокально-хоровые упражнения на правильное формирование гласных, широкую и свободную напевность, пение на «стаккато» и «нон легато».
10. Текст песни.
Теория: Текст песни как способ передачи чувств, мыслей и настроения.
Практика: Работа над осмысленностью произношения текста. Умение расставлять и чувствовать логические ударения в тексте, определение границ музыкальных фраз, определение кульминаций. Умение передавать гармонию, сюжет, мысли голосом.
11. Многоголосие .
Теория: Партии в хоре (сопрано, альт, тенор, бас). Двухголосное пение с использованием терцового хода.
Практика: Умение повторить голосом мелодию, чисто проинтонировав её. Исполнение вокально-хоровых упражнений для развития слухового внимания, внутреннего, гармонического и вокального слуха. Пение в терцию.
12. Динамика в песне
Теория: Связь музыки с движением.
Практика: исполнение песен с драматизацией, способствующих развитию динамики. Вокально-техническая работа. Автоматизация движения голосового аппарата – отработка навыков звуковедения, ритмического ансамбля.
13. Цепное дыхание. Выразительность исполнения.
Теория: Цепное дыхание как необходимый коллективный навык хорового пения. Интонации голоса, акцент и мимика как элементы выразительного исполнения.
Практика: работа над художественным чтением, цепным дыханием, интонацией и мимикой в выученных произведениях.
14.История развития хорового искусства в России.
Теория: История развития хорового пения в России. Хоровые коллективы
Практика: Работа с вокально-ладовыми и вокально-интонационными упражнениями.
15.Образ в песне.
Теория: Общий анализ песни (стихотворный текст, образ, музыка, ритм, куплетное строение)
Практика: Уметь анализировать ранее выученную песню. Применять умения и навыки в исполнении.
16.Заключительное занятие.
Теория: Подведение итогов, перспективное планирование дальнейшей работы.
Практика: Участие в общешкольном концерте.
3-й год обучения
- Вводное занятие
Теория
Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид.
2.Певческая установка, дыхание.
Теория: Певческая установка участников хорового коллектива
Практика: упражнения на задержку и постановку дыхания. Разучивание хоровых упражнений, способствующих вооружить коллектив техническими приёмами, которые помогут ему выразительно исполнять сочинения различные по характеру и степени трудности
3.Атака звука.
Теория: Три вида атаки: твёрдая, мягкая и придыхательная.
Практика: Исполнение вокально-технических упражнений. Исполнение песни, используя три вида атаки.
4. Артикуляция.
Теория: Артикуляционный аппарат. Формирование гласных и согласных звуков
в пении
Практика: использование хоровых упражнений, способствующих активному формированию гласных и согласных звуков. Пение с закрытым ртом. Работа над совершенствованием артикуляционного аппарата.
5. Дикция.
Теория: Понятие «дикция». Постановка дикции – необходимый элемент пения
Практика: исполнение вокальных упражнений в разных темпах, работа над естественным формированием гласных и согласных, преодоление скованности лицевых мышц.
6. Звукообразование.
Теория: Звукообразование в пении.
Практика: Нахождение правильного звукообразования на отдельных гласных звуках в средней тесситуре. Работа над автоматизацией движения всего голосового аппарата и подключение слухового контроля.
7. Ансамбль и строй.
Теория: Знакомство учащихся с видами хоров. Ансамбль и строй (ритмический и динамический) как необходимые элементы чистого исполнения.
Практика: Развитие вокальной и музыкальной культуры участников хора, пение с одинаковой силой, чёткое и точное воспроизведение ритмического строя сочинения, чистота интонирования в хоре в целом и у каждого певца.
8. Ритм, темп.
Теория: Введение в понятие «ритмический ансамбль»
Практика: Работа над ритмическим ансамблем, которая заключается в умении исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить в изменённом темпе.
9. Звуковедение.
Теория: Образование певческого звука. Звуковедение в пении как результат умелого и правильного формирования гласных звуков
Практика: вокально-хоровые упражнения на правильное формирование гласных, широкую и свободную напевность, пение на «стаккато» и «нон легато».
10. Текст песни.
Теория: Текст песни как способ передачи чувств, мыслей и настроения.
Практика: Работа над осмысленностью произношения текста. Умение расставлять и чувствовать логические ударения в тексте, определение границ музыкальных фраз, определение кульминаций. Умение передавать гармонию, сюжет, мысли голосом.
11. Многоголосие .
Теория: Партии в хоре. Исполнение трёхголосия с подголоском
Практика: Умение повторить голосом мелодию, чисто проинтонировав её. Исполнение вокально-хоровых упражнений для развития слухового внимания, внутреннего, гармонического и вокального слуха. Исполнение трёхголосия.
12. Динамика в песне
Теория: Связь музыки с движением.
Практика: исполнение песен с драматизацией, способствующих развитию динамики. Вокально-техническая работа. Автоматизация движения голосового аппарата – отработка навыков звуковедения, ритмического ансамбля.
13. Цепное дыхание. Выразительность исполнения.
Теория: Цепное дыхание как необходимый коллективный навык хорового пения. Интонации голоса, акцент и мимика как элементы выразительного исполнения.
Практика: работа над художественным чтением, цепным дыханием, интонацией и мимикой в выученных произведениях.
14.История развития хорового искусства в России.
Теория: Становление и развитие хорового пения в России.
Практика: Работа с вокально-ладовыми и вокально-интонационными упражнениями.
15.Образ в песне.
Теория: Общий анализ песни (стихотворный текст, образ, музыка, ритм, куплетное строение)
Практика: Уметь анализировать ранее выученную песню. Применять умения и навыки в исполнении.
16.Заключительное занятие.
Теория: Подведение итогов, перспективное планирование дальнейшей работы.
Практика: Творческий отчёт коллектива
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Формы проведения занятий:
-репетиция
-конкурс
-концерт
-праздник
-посещение концертов и музыкальных фестивалей в период школьных каникул
Методы и приёмы:
- вербальные - беседа
-наглядные - иллюстрирование (портреты композиторов, фотографии хоровых коллективов, журналы о музыке, ритмические схемы, схема постановки голоса и дыхания);
-словесные - объяснение, «показ» распевок, рассказ, инструкция, текст;
- репродуктивные – действие по образцу (распевки), повтор, заучивание;
-практические включают в себя исполнение музыкально-тренировочных упражнений, песен, участие в концертах, творческих проектах;
Дидактический материал:
-музыкально-дидактического материал (наглядные пособия, нотный материал, методическая литература, аудиоматериал – диски с записями, рефераты о творчестве композиторов)
Техническое оснащение:
Помещение: класс для музыкальных занятий, стулья.
Оборудование: аудио-средства (магнитофон, СД-диски)
Музыкальные инструменты: фортепиано.
Материалы: нотный материал.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете музыки.
Структура типового занятия:
- Дети занимают свои места на стульях в ряд
- Педагог ставит цель, задачу, объясняет тему занятия
- Практическая часть занятия: учебно - тренировочный материал в виде распевок, упражнений, повторение выученных песен, работа над новым произведением
- Заключительная часть: подведение итогов
Литература для педагогов:
- Абелян Л., Попов В., Соколов В. Школа хорового пения вып.2 М.: 1978г., «Музыка»
- Боренбой В. Путь к музыке М.: 1988г.
- Вейс П. Ступеньки в музыку. Пособие по сольфеджио. Для подготовительного и первого классов детских музыкальных школ. Второе издание под редакцией М.Ройтерштейна. – М. «Советский композитор» 1987
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
- Дмитриева Л. Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. Уч. Пособие., М.: «Академия», 1998г.
- Осеннева М., Самарин А., Л.Уколова Методика работы с детским хоровым коллективом. М.: «Академия», 1999г.
- Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению., М.: 1988г.
Для детей:
- Викторов В. «Чтобы утро было добрым» М., 1996 г.
2. Что услышал композитор. Рассказы композиторов о своей музыке. Составитель С.М.Тихая. Выпуск 4 – Ленинград 1988 г.