Работа над художественным образом музыкального произведения

технические требования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАБОТА НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

г. Нягань 2018

Художественный образ как неотъемлемая часть музыкальной речи является одной из составляющих в работе над музыкальным произведением. Между тем в настоящее время среди учащихся наблюдается частое исполнение произведений немузыкально и невыразительно.

Работа над художественным образом ведется на протяжении всего курса обучения музыканта – исполнителя и является основным направлением в работе по развитию художественно – творческого потенциала учащегося. Педагог должен стремиться направлять ученика на размышление о характере, настроении, на поиск соответствующих найденному настроению образов. Задача педагога – создать художественно – творческую, интеллектуальную атмосферу занятий, реализовать творческий диалог с учеником, способствующий поддержанию атмосферы понимания музыкального языка.

В музыкальной школе довольно часто можно увидеть следующую картину. Произведение, которое учащийся проходит на уроке, не вызывает в душе ребенка решительно ничего, кроме желания скорейшего окончания занятий. Ученик раз за разом проигрывает пьесу с одним и тем же результатом, несмотря на старания педагога, который постоянно говорит: «играй громче», «здесь акцент», итд. Подобные занятия оканчиваются тем, что измученные и ученик и педагог остаются каждый при своем мнении: ученик так и не понявший, для чего все эти подробности и придирки учителя; педагог, уверенный в полной бестолковости ребенка.

 В чем же причина создавшегося положения? Прежде всего, надо отметить, насколько велика роль педагога в преодолении этой проблемы. От него зависит музыкальное будущее ребенка. Ведь не секрет, что непродуманные уроки, без творческого отношения к этому важному делу приводят к тому, что у ребенка напрочь отбивается тяга к музыкальному искусству. Поэтому очень важно, какими педагог сделает уроки музыки, насколько они будут интересны, увлекательны и содержательны.

Поскольку мы не вправе предрешать музыкальное будущее ребенка, первое время надо вести всех одним путем: учить слушать и воспринимать музыку как со стороны, так и в собственном исполнении (слушать себя), развивать эстетический вкус, пробуждать любовное отношение к звучанию инструмента, учить разбираться в нотном тексте; учить осмысленной фразировке, элементарному владению звуком и ритмом; и, наконец, как итог всего сказанного, добиваться выразительного и образного исполнения детских пьес. При таком содержании начального обучения музыка доставляет детям радость, сливается с их переживаниями, пробуждает фантазию. Отсюда увлечение занятиями, а увлечение, как мы знаем – залог успеха в любом деле.

Необходимо подчеркнуть, казалось бы, очевидное, но часто отодвинутое на второй план техническими задачами, что работа над художественным образом обязательно должна начинаться с первых шагов изучения музыки и с самого начала знакомства с музыкальным инструментом. Если ученик может воспроизвести какую – нибудь несложную мелодию, преподаватель должен постараться, чтобы первое исполнение учащегося было как можно более выразительным, чтобы характер исполнения как можно точнее соответствовал настроению мелодии. Такой подход в работе нужно прививать с самых первых шагов обучения музыке. Это будет, несомненно, способствовать развитию музыкальности учащегося как самой важной части в процессе работы над произведением и его дальнейшего исполнения на публике.

Начальный период работы над музыкальным произведением должен быть связан с определением художественных задач, а затем с выявлением основных трудностей на пути достижения художественного результата, который должен быть завершен концертным выступлением учащегося. В своей работе преподаватель совместно с учеником подвергает анализу содержание, форму, а также и другие особенности произведения, и эти знания воспроизводит в интерпретацию при помощи техники, эмоций и воли. Таким образом и происходит создание художественного образа произведения. Вот здесь следует несколько поддаться воспоминаниям о работе над художественным образом, осуществляемой на начальном этапе обучения музыке, когда произведение больше воспринималось художественно, нежели технически. Исполнителю нужно отбросить восприятие произведения технически, то есть несколько абстрагироваться от способов и деталей в работе рук и поддаться творческому, можно сказать, «детскому» восприятию и пониманию музыки.

Художественный образ – основная категория творчества и способ освоения смысла в искусстве. Внутреннее строение музыкального образа определяется природной материей музыки, а именно акустическими качествами музыкального звука (тембром, объемом звучания, высотой, динамикой). Интонация как носитель музыкально – художественного смысла выделяет музыку среди других искусств. Отсюда следует, что музыка предполагает опору на принцип ассоциативного соединения смыслов и несет конкретизацию эмоционального характера в художественном образе исполняемой музыки. В данном случае преподаватель должен стремиться находить и раскрывать в сознании учащегося ассоциативные цепочки связей между его жизненным опытом и исполняемым произведением, которые будут способствовать и повлекут за собой выразительное и эмоционально – окрашенное исполнение произведения. Здесь на первый план уже выдвигается жизненный и исполнительский опыт учащегося, а выбор ассоциаций должен исходить исключительно из данных соображений, так как образ в изучаемом произведении обязательно должен быть понятен исполнителю, в какой-то степени он должен быть пережит музыкантом. Только при этом условии образ, создаваемый в произведении, будет не «искусственно» созданным, а живым воплощением эмоций в музыке, пропущенным через призму собственных переживаний исполнителя.

Немаловажным аспектом, помогающим раскрыть художественный образ, является проблема стиля произведения, а также его определения. При выявлении стилистических особенностей произведения преподавателю, совместно с учеником, нужно определить эпоху его создания. Конечно, понимание учеником разницы между музыкой зарубежных австрийских классиков и современной музыкой помогает усвоить ученику изучаемое произведение, а соответственно, и значительно лучше и качественнее исполнить его. Если же речь идет о более сложных с точки зрения раскрытия художественного образа произведениях, то здесь, конечно, педагогу предстоит немалая работа – помочь учащемуся найти нужный подход к истолкованию смысла музыкального произведения, то есть его художественного содержания, образа.

Далеко не каждый из учеников легко овладевает мастерством по раскрытию художественного образа. Во многом основная работа в данном вопросе ложится на педагога, и от того, как, какими путями и способами он будет помогать развивать ученику необходимые качества в работе над художественным образом произведения, будет зависеть успех и результат дальнейшего концертного исполнения.

Инструментальная музыка не способна точно и конкретно выражать какие – либо понятия, в отличии от разговорного языка, однако порой она достигает настолько захватывающей художественно – образной мощности, которой трудно, а порой и вообще невозможно достичь при помощи нашей обыденной речи. вот здесь и необходимо подхватить сознание ученика, дав понять ему насколько музыка бывает более содержательной, нежели человеческая речь: стоит позаботиться о том, чтобы ученик сам понял, что музыка содержит в себе огромное количество переживаний и мыслей, а поняв это, можно найти в исполняемой музыке собственные эмоции и пройти с ними через весь процесс исполнения произведения. Достижение этого несомненно связано с мышлением учащегося и его фантазией. Эти компоненты, дополняя друг друга, играют огромную роль в формировании художественного образа произведения и раскрытия его замысла.

Разбудить фантазию ученика, а также активизировать его творческое воображение и не бояться ярко и эмоционально донести родившиеся образы и переживания до слушателей – весьма сложная задача для начинающего музыканта – исполнителя. Известно, что детский и подростковый возрасты часто сопровождаются так называемыми психологическими кризисами. Во время них учащиеся бывают особо ранимыми, остро переживают даже малейшие жизненные неудачи, у них возможны ошибки и промахи, без которых и не должно обходится становление личности, а тем самым невозможно накопление жизненного опыта. И именно здесь педагог как наставник должен помочь ученику вместе с ним проникнуть в мир звуков, мир музыки, всячески стараясь показывать ему, что в этом мире мы все равны и можем свободно и легко общаться на языке звуков, что это некое наше спасение и выход из любой трудной жизненной ситуации. В этом вопросе от педагога, а также и от уровня его знаний, эрудиции, компетентности, нравственных качеств во многом и будет зависеть, насколько качественна и результативна будет работа над созданием и развитием художественного образа в произведении. Ведь главное, что нужно понять и иметь ввиду в этой работе – это то, что художественная сторона произведения напрямую связана с образным мышлением учащегося, а соответственно и его прожитым жизненным опытом, его мировоззрением и мироощущением. Именно этой связи стоит придерживаться каждому педагогу при работе с учащимися над художественной стороной произведения, тем самым максимально стараясь повысить у него жизненный интерес к занятиям на инструменте. Таким образом, необходимо донести до ученика и внушить ему, насколько музыка тесно связана с жизнью, и как интересен процесс познания музыки.

Обратимся еще к одной стороне данного вопроса – что же необходимо для того, чтобы музыкальное исполнение ученика стало интересным и живыми чтобы постижение музыкального смысла произведения доставляло ему радость исполнительства, радость раскрытия художественного замысла произведения и его образов? Ведь каждый педагог понимает, что даже хорошо понятое учеником художественно – образное содержание произведения не обязательно повлечет за собой и будет способствовать яркому воплощению понятых образов на сцене, раскрытию художественной стороны произведения. Часто в педагогической практике встречается, что ученик понял, что хотел вложить в произведение композитор, какие события и впечатления способствовали созданию того или иного произведения, но не может и не способен разбудить свою фантазию, вжиться в данное произведение и донести его смысл до публики. Иначе говоря, педагог должен разбудить в ученике фантазию и сформировать способность к самостоятельному созданию художественного образа музыкального произведения. Даже под руководством преподавателя начинающему ученику довольно – таки сложно самостоятельно проходить процесс работы над произведением с художественно – образной стороны. Преподаватель обязательно должен заложить в учащегося его стремление самостоятельно проходить весь процесс художественного освоения произведения. Когда учащийся будет стремиться «вжиться» в исполняемое произведение, а значит, соответственно, он будет готов «вложить» в исполнение свою душу, вот именно тогда художественная работа над произведением будет вестись рационально, правильно, а главное – результативно.

Таким образом, ученик, с одной стороны, должен находить в произведении близкие ему эмоциональные составляющие музыкальной ткани произведения, а с другой стороны, причем параллельно, должен «вживаться» в замысел, заложенный в произведение композитором. Вот так и происходит «слияние» исполнителя с композитором, к чему стоит стремиться музыканту в художественной работе над произведением.

Неотъемлемой составляющей, способствующей работе над художественным образом, также считается умение учеником – исполнителем слушать самого себя, причем как можно критичнее относясь к своему исполнению. В названном аспекте главная цель педагога – привить учащемуся умение слышать, а затем понимать и осмысливать суть, заложенную в музыкальном произведении, ведь это и составляет основу исполнительского мастерства. Здесь большую роль также играют и представления ученика. К этому ученика следует приучать как можно раньше.

Иногда преподаватель сталкивается с тем, что ученик просто наслаждается общим звучанием, вовсе не вслушиваясь и не заостряя свое внимание на основной задаче в художественной работе над произведением, в то время как работа над данным вопросом должна заставлять ученика «слушать себя» именно со стороны. Нужно донести до сознания ученика и доказать ему, что главное, к чему нужно стремиться исполнителю – это к пению на инструменте, связной игре, заставляющей публику слушать исполнение и наслаждаться приятным звучанием. И вот когда ученик абсолютно точно будет уверен в необходимости вышеперечисленных требований и рекомендаций, когда он будет полностью заинтересован в их воплощении, только тогда его исполнение приобретет смысл, без которого, конечно, невозможно заниматься музыкально – инструментальным искусством.

Подведем итог. Работа над музыкальным произведением будет являться художественной лишь при наличии в работе следующих компонентов:

– педагог должен направлять учащегося к художественному поиску в исполнении, литературному осмыслению содержания музыки;

– учащийся должен стремиться приблизить технические задачи к художественным, не разделяя их между собой, а стремясь к их гармоничному взаимодополнению;

– приучать учащегося работать над художественной стороной произведения необходимо с самого начала обучения на инструменте;

–  необходимо приучать учащегося к самостоятельности в художественной работе.

Художественно понять произведение и научить учащегося эмоционально откликаться на чувства и настроения, заложенные композитором, человеком, жившим, возможно, в далекую от нас эпоху, является, пожалуй, одним из основных аспектов в работе музыканта – исполнителя. Без выполнения действий по данному вопросу само исполнение утрачивает всякий смысл. Учащегося необходимо приучать к тому, чтобы, уже приступив к разучиванию произведения, он понимал, что художественная работа ведется наравне с технической, но ни в коем случае не на втором плане, как это часто наблюдается в современной педагогической практике. Невозможно выучить произведение, или даже какой – то отдельный фрагмент, эпизод, его деталь, не придав этому процессу никакой эмоциональной окраски, ограничившись лишь машинальными движениями рук, пальцев. Учащийся должен «включить механизмы» воображения, воссоздать в нем некую «слуховую» картинку, наполненную «живыми» образами, а затем решить для себя, как воплотить ее технически. Так происходит взаимодействие художественного и технического в музыке, непосредственно в исполнительстве.

Таким образом, все вышеперечисленные этапы работы над художественным образом как основной части процесса изучения музыкального произведения позволят преподавателям – музыкантам  выстраивать занятия на инструменте, работу над музыкальным произведением так, чтобы учащийся понимал важность и значимость художественной работы совместно с технической, а также позволят направить педагогов – музыкантов  на творческие поиски путей воплощения художественного замысла с каждым учащимся индивидуально, выявляя и совершенствуя новые способы и методы работы.