Внеклассная и концертная деятельность как мотивирующий фактор в развитии, обучении и воспитании учащихся фортепианных классов ДМШ и ДШИ.
Данная работа является обощением педагогического опыта работы Бурмистровой Ольги Борисовны,преподавателя специального фортепиано МАУ ДО "Чудовская детская школа искусств им. В.С. Серовой". Тема работы "Внеклассная и концертная деятельность как мотивирующий фактор в развитии, обучении и воспитании учащихся фортепианных классов ДМШ и ДШИ", является наиболее актуальной на современном этапе поисков новых моделей подхода к обучению и воспитанию учащихся в системе ДМШ и ДШИ. Организация творческой деятельности учащихся (конкурсы, сольные концерты, концерты в рамках детской филармонии, классные концерты и т. д.) рассматривается в данной работе, как неотъемлимая часть всего образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnaya_i_kontsertnaya_deyatelnost.doc | 81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Внеклассная и концертная деятельность как мотивирующий фактор в развитии, обучении и воспитании учащихся фортепианных классов ДМШ и ДШИ.
На рубеже XX и XXI веков в нашей стране существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного художественного образования.
Такие явления как демографический спад, резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательной школе, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, отсутствие гармонично развивающей ребенка окружающей среды (интенсивное развитие поп- и рок-культуры, тиражируемой средствами массовой информации), неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие интереса к классической музыке – все это заставляет переосмысливать педагогические технологии развития, обучения и воспитания юных музыкантов.
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, которые в значительной степени затронули систему образования и культуры, заставляют искать новые модели подхода к обучению, модели, способствующие воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению в системе ДМШ и ДШИ.
В Российской Федерации сложилась и развивается уникальная система дополнительного образования детей, которая рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства.
Детские музыкальные школы и детские школы искусств - это типовые образовательные учреждения данной системы, важными задачами которых являются развитие мотивации учащихся
к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства.
Однако, как показывает анализ деятельности ДМШ и ДШИ, в последние десятилетия, несмотря на то, что общество востребует личность с развитой познавательной активностью, с высоким уровнем общеобразовательной и профессиональной подготовки, увеличивается число учащихся с негативным и безразличным отношением к учебной деятельности, наблюдается преждевременное прекращение ими обучения в учреждениях дополнительного образования детей.
Поиск новых подходов к развитию, обучению и воспитанию в ДМШ и ДШИ, обеспечивающих развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству, и воспитание устойчивого интереса к учебной деятельности волнует и ученых, и педагогов. Помимо учебных комплексных программ, которые реализуются в ДМШ и ДШИ и направлены на воспитание устойчивого интереса
учащихся к обучению, дополнительным мотивирующим фактором является внеклассная и концертная деятельность.
В Федеральных государственных требованиях (ФГТ), утвержденных приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г., в статье V. «Требования к условиям реализации программы «Фортепиано» читаем:
«С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости и привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности образовательное учреждение должно создать комфортную развивающую среду, обеспечивающую возможность организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.)».
Одним из основных подходов к изучению мотивации является концепция изучения мотивации с позиции ее многоуровневости. Принято выделять 3 основных уровня мотивации:
1-й уровень – мотивация – побуждение
2-й уровень – мотивация – интерес
3-й уровень – мотивация – потребность.
Мотивация есть объективный показатель качества образовательных услуг и процесса обучения. Она зависит от форм преподавания, способов работы с материалом, организации учебной деятельности, от прагматической значимости процесса обучения (положение в группе, статус в социуме, необходимость изучаемого материала).
Основной контингент обучающихся в ДМШ и ДШИ – это дети школьного возраста, их выбор художественной деятельности в целом – спонтанен. Движущая сила, которая приводит их в стены ДШИ – любопытство, возрастной интерес, родительские притязания. И общая задача формирования мотивации состоит в том, чтобы способствовать превращению детского любопытства в зрелую стойкую потребность общения с искусством.
При этом педагог должен:
- найти на каждом этапе развития наиболее адекватные для учащихся мотивы, соответственно преобразуя и переосмысляя задачу, которую он ставит перед ними;
- актуализировать у учащихся внутреннюю мотивацию, проявляющуюся в предпочтении трудных заданий, любознательности, повышению уверенности в себе, самоуважении;
- культивировать через тактику поддержки уважительное отношение к другому человеку;
- создать условия для удовлетворения потребности в самоуважении, самореализации, самовыражении и т.д.
В Концепции развития Чудовской ДШИ им. В.С. Серовой читаем: «Одним из направлений, определяющих качество учебно-воспитательного процесса, является мотивация как потребность детей в общении с искусством. И этот показатель является базовым и универсальным».
В этом контексте я хотела бы поделиться своим опытом работы в Чудовской ДШИ им. В.С. Серовой.
Организацию творческой деятельности учащихся (конкурсы, сольные концерты, концерты в рамках детской филармонии, классные концерты и т.д.) я рассматриваю как неотъемлемую часть всего образовательного процесса. В этом смысле можно говорить об интеграции внеклассной работы и концертной деятельности в общий образовательный процесс.
На основе многолетнего опыта работы в ДШИ я убедилась, что организация творческой деятельности учащихся способствует последовательному достижению трех уровней мотивации:
мотивация – побуждение
мотивация – интерес
и завершающий уровень
мотивация – потребность.
Вот примеры из моего педагогического опыта.
Почти каждый учащийся моего класса имеет возможность выступать с сольной программой. Сольный концерт – это публичное выступление – итог всей системы обучения ребенка. Возможность выступить с сольной программой вызывает у учащихся повышенный интерес. Подготовка к этому мероприятию воспитывает в юном исполнителе такие качества как ответственность, трудолюбие, самоуважение, инициативу, стремление к совершенству.
Безусловно, с мотивированным учеником педагогу легче работать, решать трудные учебные задачи и достигать педагогических целей.
К каждому сольному концерту я готовлю сценарий. Это может быть сказка, рассказ или стихи. Стараюсь, чтобы сюжет сказки имел воспитывающий характер и влиял на нравственное и эстетическое развитие ребенка.
Первый сольный концерт учащегося «Веселые каникулы» - это исполнение небольших пьес из сборника О. Геталовой и Н. Визной «В музыку с радостью», объединенных рассказом о девочке по имени Алина, которая летом гостит у бабушки, встречается со своими друзьями, любимыми животными, радуется новым впечатлениям. Как правило, эту сольную программу исполняют учащиеся подготовительного класса.
Ученикам средних классов я предлагаю для исполнения более сложную программу: например, альбом фортепианных пьес Ольги Геталовой «Летом в деревне». Это цикл пьес, объединенный общим сюжетом – историей про каникулы в деревне, включающий в себя музыкальные портреты, пейзажи, жанровые зарисовки. Каждая пьеса сопровождается рассказом и выразительным графическим рисунком, что помогает детям лучше почувствовать характер исполняемой музыки. В моем классе этот цикл пьес исполнила ученица 5-го класса Мария Зятюгина, которая в настоящее время учится в стажировочном классе школы.
Свой «Детский альбом» Александр Тихонович Гречанинов написал для детей младшего и среднего возраста. В моем классе этот цикл, состоящий из 15 фортепианных пьес, исполнила ученица 5-го класса Екатерина Назарова, которая сейчас учится на третьем курсе СПбГК в классе профессора Лебедева И.В..
Каждую из 15 пьес этого цикла предваряют сказка, стихотворение или рассказ в исполнении детей, обучающихся на театральном отделении школы.
Как правило, атрибуты сольного концерта – афиша, программа, приглашение, тщательный выбор сценического костюма, видео- и фотосъемка, особая атмосфера во время концерта, цветы, аплодисменты, поздравления, просмотр видеозаписи дома, публикации в местной газете – все это вызывает повышенный интерес к творческой деятельности.
В нашей школе уже несколько лет работает Детская филармония. Само название «филармония» говорит о том, что это, во-первых, постоянно действующая организация, и, во-вторых, организация, разнообразная по средствам воздействия. Деятельность Детской филармонии заключается в распространении ее влияния на воспитанников детских садов и учащихся общеобразовательных школ. Просветительская деятельность филармонии оказывает воздействие на формирование музыкально-эстетических вкусов и побуждает детей к занятиям музыкой.
Учащиеся моего класса принимают активное участие в работе Детской филармонии. В 2012 и 2011 годах силами учащихся моего класса были подготовлены два филармонических концерта. Цикл пьес и ансамблей современного петербургского композитора Жанны Металлиди исполнили учащиеся младших и средних классов. Учитывая детскую слушательскую аудиторию, к циклу был разработан сценарий-сказка, объединяющий все пьесы цикла в единое целое. К каждой пьесе подобрана яркая выразительная иллюстрация. Современные компьютерные технологии, с помощью которых был создан видеоряд, помогли усилить творческое воображение детей – как слушателей, так и исполнителей.
Учащимся старших классов для их участия в филармоническом концерте я предложила исполнить пьесы современного петербургского композитора Сергея Баневича из его фортепианного альбома по сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка».
Красивая музыка С. Баневича, сказка о любви Русалочки к принцу, яркие, захватывающие воображение иллюстрации Антона Ломаева позволили вовлечь юных исполнителей в атмосферу настоящего искусства, пробудить глубокий интерес к работе над музыкальными произведениями.
Готовя учащихся к сольным выступлениям и филармоническим концертам, я убедилась в том, что хорошо продуманные сценарии, сказки, иллюстрации позволяют с первых шагов не только развить творческое воображение юных музыкантов, но, прежде всего, помогают формированию устойчивого позитивного отношения школьников к творческой деятельности.
Особое значение в развитии творческой активности учащихся я придаю организации и проведению в нашей школе конкурсов юных пианистов.
В течение 22 лет я руковожу работой фортепианного отделения Чудовской ДШИ им. В.С. Серовой, и для повышения педагогического мастерства преподавателей, для раскрытия профессиональных качеств и развития исполнительского мастерства юных музыкантов почти каждый год организую конкурсы.
В отличие от областных, всероссийских, международных конкурсов, в которых могут участвовать только особо музыкально одаренные дети, школьный конкурс предоставляет возможность проявить себя каждому учащемуся фортепианного отделения. В 2010- 2011 учебном году в нашей школе прошел зональный конкурс «Юный виртуоз», для участия в котором были приглашены гости – наши друзья, пианисты из ДМШ города Малая Вишера. Конкурс был посвящен 220-летию Карла Черни и проходил в рамках технического зачета. Конкурсанты должны были исполнять два виртуозных этюда выдающегося австрийского композитора.
А в прошлом, 2011- 2012 учебном году очередной школьный конкурс был приурочен к 140-летию со дня рождения С.М. Майкапара. Он прошел в рамках академического концерта.
Конкурс – это, прежде всего, соревнование, своеобразная игра, которая увлекает и мотивирует творческую активность не только учащихся, но и преподавателей.
С особой тщательностью в нашей школе проводится подготовка к конкурсу:
- разрабатывается положение, программа проведения и программа открытия конкурса;
- готовится видеоряд и вступительное слово о композиторе, которому посвящен конкурс (К. Черни, С. Майкапар);
- приглашается компетентное жюри;
- готовятся подарки и дипломы для Лауреатов конкурса и специальные дипломы («За творческий подход к интерпретации музыкального произведения», «За лучшее исполнение произведения», «Самому юному участнику» и просто «Участнику конкурса»). Дипломы и подарки вручаются всем, без исключения, конкурсантам, их педагогам и членам жюри;
- во время подведения итогов конкурса для конкурсантов и их родителей устраивается чайный стол и проводится тщательно продуманная и организованная игровая программа;
- результаты конкурса освещаются в местных СМИ и на стендах ДШИ.
Все эти атрибуты побуждают и учащихся, и педагогов к небывалой творческой активности.
Но внеклассная и концертная деятельность (конкурсы, сольные концерты, концерты класса, концерты в рамках Детской филармонии) не только способствуют побуждению к творческой активности (мотивация – побуждение) и зарождению интереса к занятиям творчеством (мотивация-интерес), постепенно, незаметно для учащихся превращается в стойкую потребность (мотивация-потребность) общения с искусством.
И опять же это я наблюдаю на примере учащихся моего класса. После окончания фортепианного отделения школы выпускники моего класса не расстаются с музыкой. Одни продолжают музицировать, посещать музыкальные театры и концертные залы, становясь активными слушателями классической музыки. Другие – продолжают учебу в стажировочном классе школы ( сейчас в моем классе обучаются две ученицы стажировочного класса – Мария Зятюгина и Наталья Петрова). Третьи – продолжают учебу в средних и высших учебных заведениях, реализующих образовательные программы в областях музыкального искусства. В настоящее время на IV-ом курсе фортепианного отделения НОКИ им. С.В. Рахманинова учится выпускница моего класса Екатерина Назарова, которая является Лауреатом всероссийских и международных конкурсов, победителем конкурса «Юные дарования Новгородской области». Многие мои выпускники поле окончания средних и высших учреждений профессионального образования возвращаются работать в ДШИ и становятся моими коллегами. Так, вместе со мной в Чудовской ДШИ им. В.С. Серовой работают бывшие ученики моего класса:
- Гулиева Ольга Владимировна – преподаватель хорового отделения;
- Лазаренко Ольга Валерьевна – преподаватель специального фортепиано и концертмейстер, педагог и концертмейстер высшей категории. В качестве концертмейстера она принимает участие во Всероссийских (Санкт-Петербург, Москва, Петрозаводск) и Международных конкурсах (Дрезден, Милан, Париж).
В прошлом, 2011 году пришли работать в школу после окончания НОКИ им. С.В. Рахманинова еще две мои выпускницы:
- Васильева Мария Сергеевна – преподаватель теоретических дисциплин и специального фортепиано и
- Кучерова Ольга Вячеславовна – преподаватель специального фортепиано.
Все эти факты еще раз подтверждают как формирование мотивации учащихся к творческой деятельности способствуют превращению детского любопытства в зрелую, стойкую потребность общения с искусством и как само искусство становится неотъемлемой частью жизни человека, одухотворяя ее и наполняя ее глубоким смыслом.