Рабочая программа по музыке, 5 класс, ФГОС
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Урывская основная общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
Рассмотрено на заседании Принято на заседании Утверждаю
методического объединения педагогического совета директор школы_________В.В.Калачева «_____»________20 г. «___» _______ 20 г. Приказ №____ от «____»_______20 г.
Протокол № Протокол №
Рабочая программа по учебному предмету
музыка
уровень основной класс пятый
на 2015-2016 учебный год
Программа составлена на основе авторской программы по музыке
В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак
Москва, Дрофа, 2009
Составитель: Чернопазова Г.И. квалификационная категория вторая
Урывка 2015 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Искусство. Музыка» для 5 класса (Авторы: В.В.Алеев (научный руководитель). Т.И.Науменко), предназначена для общеобразовательных учреждений различно типа. Она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерных программ «Музыка» основного общего образования. Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1-4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.
Содержание учебного материала ориентируется на систему основных понятий, относящихся к области «Искусство»: основы музыки (Истоки и природа музыкального искусства. Музыкальный фольклор. Народная и профессиональная музыка. Композитор — исполнитель — слушатель. Жизненное содержание музыкального искусства. Взаимодействие музыки с другими видами искусства (литература, театр, хореография, изобразительное искусство).
Закономерности музыкального искусства: Интонация. Музыкальная речь. Музыкальные и речевые интонации. Выразительность и изобразительность. Общее представление об основных средствах музыкальной выразительности. Мелодия. Ритм. Темп. Динамика. Тембр. Лад. Всеобщность музыкального языка. Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. Развитие музыки. Основные приемы музыкального развития.
Виды музыки: Музыка вокальная и инструментальная. Музыка сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса и хоры. Музыкальные инструменты. Оркестр и его разновидности. Музыка симфоническая и театральная; вокально- инструментальная и камерно- инструментальная.
Жанры и формы музыки: Песня, романс. Многообразие музыкальных форм. Одночастные, двухчастные и трехчастные формы. Вариации. Рондо. Концерт. Сюита. Кантата. Сонатно-симфонический цикл. Опера. Балет. Симфония.
Музыкальная классика: Музыка различных исторических эпох. Духовная музыка. Западноевропейская музыкальная культура. Русская музыкальная культура. Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Национальные школы в музыкальном искусстве. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
1.1.Общая характеристика предмета
Настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально–эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководителем Д.Б.Кабалевским.
Программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
В программе музыка рассматривается не только с точки зрения эстетической ценности, но и с позиции универсального значения в мире, раскрывая её во всем богатстве граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства.
Для программы характерно: системное погружение в проблематику музыкального содержания; рассмотрение музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания; углубление идеи музыкального образования при помощи учебника; обновление музыкального материала, а также введение параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
1.2.Место предмета в учебном плане
Настоящая программа «Музыка 5 класс » составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 5-х классах 35 часов в год (1час в неделю). Количество часов в I четверти – 9; во II четверти – 7; в III четверти – 10; в IV четверти – 9;
Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки; в школе – кружками (например, сольного и хорового пения, инструментального музицирования, электронного музыкального творчества), студиями (музыкально-театральной) и другими творческими объединениями учащихся. Их работа создаёт благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширяет границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями. А также участием в Международных, Всероссийских, Региональных, городских олимпиадах, фестивалях, конкурсах, научно-практических конференциях.
1.3. Цель рабочей программы
Цель программы В. В. Алеева (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак «Искусство. Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Цель МОУ: Формирование компетентного гражданина России, способного к творческой самореализации в условиях развития современного общества.
Цель программы: Духовно – нравственное воспитание пятиклассников в процессе приобщения к народной и профессиональной музыкальной культуре.
Задачи направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать развитию интереса к музыке в процессе творческого самовыражения, проявляющегося в размышлениях о музыке, собственном разнообразном творчестве, практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- формировать музыкально-эстетическую культуру школьников на основе приобщения к шедеврам музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
- заложить систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (понимание характерных признаков музыкально–исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
1.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира;
- развитое музыкально–эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
- усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов и различных творческих задач.
Метапредметные результаты
Познавательные
Учащиеся научатся:
- анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях;
Учащиеся получат возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;
- оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней;
- определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
Учащиеся получат возможность:
- участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности
- применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
1.5 Способы контроля и оценивания образовательных достижений
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания (музыкальные турниры, урок – музыкальное путешествие), анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, хоровой зачёт, уроки – концерты, тесты).
2. Содержание учебного предмета
Содержание 5 класса (тема года «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».
Тематическое построение года соответственно предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «Музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).
Междисциплинарные взаимодействия, заявленные в теме года, выходят далеко за пределы обозначенных видов искусства. Содержание учебного материала предусматривает изучение «музыки в единстве с тем, что ее рождает и окружает с жизнью, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь». Программа позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. В практике массового музыкального образования главным становится обращение учащихся к произведениям искусства как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, что позволит активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт учащихся, а также опыт музыкально - художественного творчества. В программу включены произведения оренбургских композиторов – песенников.
Столь обширные задачи предполагают постоянную координацию курса с другими предметами, изучаемыми в 5 классе:
- литературой («общепрограммные» литературные произведения и жанры–например, сказка Х.К.Андерсена, поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя…», «музыкальная басня–Г.Маляр. «Похвала знатока», общие для литературы и музыки понятия интонация, предложение, фраза);
- изобразительным искусством (жанровые разновидности–портрет, пейзаж; общие для живописи и музыки понятия– пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска и т.д.);
- историей (изучение древнегреческой мифологии–К.В. Глюк «Орфей»);
- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приема «описание» - описание романса К.Дебюсси «Оград бесконечный ряд»;
- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
3. Планируемые результаты изучения предмета «Музыка»
- иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки;
- проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкально-творческой деятельности;
- понимать интонационно-образную природу музыкального искусства и средства художественной выразительности;
- знать основные жанры музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
- рассуждать о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом;
- применять специальную терминологию для классификации различных явлений музыкальной культуры;
- постигать музыкальные и культурные традиции своего народа и разных народов мира;
- расширять и обогащать опыт в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- осваивать знание о музыке, овладевать практическими умениями и навыками реализации собственного творческого потенциала.
- находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений и создавать музыкальные рисунки;
- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально – изобразительных жанров;
- знать имена композиторов – К.Дебюсси и М.Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
- проявление навыки вокально–хоровой деятельности: исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пенть а capella в унисон, правильно распределять дыхание в длинной фразе, использовать цепное дыхание.
4. Учебно - методическое, материально- техническое, информационное обеспечение образовательного процесса
Учебно–методический комплекс
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2013г.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных наблюдений».
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Нотное приложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. 5-9 классы. Методическое пособие
5. Список источников
1. Данилюк А.Я, Кондакова А.Мю, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.( Стандарты второго поколения).
2. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.176 с. (Стандарты второго поколения).
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. М.: Прорсвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
Учебно-тематический план предмета «Музыка» 5 класс. | |||
№ п/п | № урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | 1 | Музыка рассказывает обо всем. | 1 |
Древний союз. | 3 | ||
2. | 2. | Истоки. | 1 |
3. | 3. | Искусство открывает мир. | 1 |
4. | 4. | Искусства различны, тема едина. | 1 |
Слово и музыка. | 3 | ||
5. | 5. | Два великих начала искусства. | 1 |
6. | 6. | «Стань музыкою, слово!». | 1 |
7. | 7. | Музыка «дружит» не только с поэзией. | 1 |
Песня. | 3 | ||
8. | 8. | Песня – верный спутник человека. | 1 |
9. | 9. | Заключительный урок. | 1 |
10. | 10. | Мир русской песни. | 1 |
11. | 11. | Песни народов мира. | 1 |
Романс | 2 | ||
12. | 12. | Романса трепетные звуки. | 1 |
13. | 13. | Мир человеческих чувств. | 1 |
Хоровая музыка. | 2 | ||
14. | 14. | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. | 1 |
15. | 15. | Что может изображать хоровая музыка. | 1 |
16. | 16. | Заключительный урок. | 1 |
Опера. | 2 | ||
17. | 17. | Самый значительный жанр вокальной музыки. | 1 |
18. | 18. | Из чего состоит опера. | 1 |
Балет. | 2 | ||
19. | 19. | Единство музыки и танца. | 1 |
20. | 20. | «Русские сезоны» в Париже. | 1 |
Музыка звучит в литературе. | 2 | ||
21. | 21. | Музыкальность слова. | 1 |
22. | 22. | Музыкальные сюжеты в литературе. | 1 |
Образы живописи в музыке. | 2 | ||
23. | 23. | Живописность искусства. | 1 |
24. | 24. | «Музыка – сестра живописи». | 1 |
Музыкальный портрет. | 1 | ||
25. | 25. | Может ли музыка выразить характер человека? | 1 |
Пейзаж в музыке. | 2 | ||
26. | 26. | Образы природы в творчестве музыкантов. | 1 |
27. | 27. | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов. | 1 |
«Музыкальная живопись» сказок и былин. | 3 | ||
28. | 28. | Волшебная красочность музыкальных сказок. | 1 |
29. | 29. | Сказочные герои в музыке. | 1 |
30. | 30. | Тема богатырей в музыке. | 1 |
Музыка в произведениях изобразительного искусства. | 3 | ||
31. | 31. | Что такое музыкальность в живописи . | 1 |
32. | 32-33. | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». | 2 |
33. | 34. | Подводим итоги. | 1 |
34. | 35. | Заключительный урок. | 1 |
Всего: | 35 |
5 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся | Планируемые образовательные результаты | Ведущие формы контроля | Домашнее задание | Примечание | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
1 | Музыка рассказывает обо всем | 1 | Слушание музыки. Хоровое пение | Знать в чем состоит сила музыки и влияние ее на человека. Уметь наблюдать, сравнивать, сопоставлять. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунках. Участвовать в устной форме в коллективной деятельности. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыке при восприятии и исполнении | Регулятивные: формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: знать о роли музыки в жизни человека. Коммуникативные: умение слушать и слышать мнения других людей, способность излагать свои мысли о музыке. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. | Вводный. | Параграф 1, стр.46 | |
Древний союз (3ч). | |||||||||
2 | Истоки. | 1 | Слушание музыки (интонационно-образный анализ). Пластическое интонирование. Хоровое пение. | Знать «тайну рождения» музыки Уметь различать звуковое многообразие музыки, вслушиваться в звуки, развивать исполнительский звук. Размышлять об истоках музыки, возникновении музыки, высказывать суждение об основной идее, средствах и формы воплощения | Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: наличие стремления находить продуктивные сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческий задач. | Личностные: формирование духовно-нравственных оснований. | Устный опрос (индивидуальный). | Параграф 2. | |
3 | Искусство открывает мир | 1 | Литературное чтение. Слушание музыки. Вокально-хоровая работа. Проблемно-творческое задание. | Знать что искусство способно открывать мир, как музыка влияет на человека, какова ее роль в семье искусств. Уметь работать с учебником, делать выводы, выделять главное. Выявлять возможность воздействия музыки на человека (на личном примере). Петь легко, свободно. | Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: проявление навыков вокально-хоровой деятельности, исполнение одноголосных произведений с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. | Устный опрос (групповой). | Параграф 3, стр.15-25. Дневник музыкальных наблюдений. | |
4 | Искусства различны, тема едина | 1 | Слушание музыки. Анализ художественного произведения. Вокально-хоровая работа. | Знать почему искусство понятно многими людьми и понимать его можно по-разному. Уметь сопоставлять различные произведения, доказывать, что произведения различных видов искусства объединены одной темой. Сравнивать, сопоставлять различные произведения искусства. Проявлять навыки вокально-хоровой работы. | Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Познавательные: самостоятельно ставить задачи, используя ИКТ решать их. Коммуникативные: проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями. | Личностные: совершенствование художественного вкуса. | Беседа по теме урока. Устный контроль | Параграф 4, стр. 26-34. | |
Слово и музыка (3ч). | |||||||||
5 | Два великих начала искусства | 1 | Слушание музыки (интонационно-образный анализ). Вокально-хоровая работа. | Знать о роли литературы в музыкальном искусстве; что роднит музыку с литературой. Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Уметь называть основные жанры вокальной музыки, проводить интонационно-образный анализ музыки. | Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, контролировать и оценивать собственные учебные действия. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: понимать сходство и различие музыкальной речи. | Личностные: целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира | Устный опрос. Хоровое пение | Параграф 5, стр. 37-45 | |
6 | «Стань музыкою, слово!» | 1 | Беседа по теме урока. Слушание музыки. Проблемно-творческое задание. | Уметь -назвать основные жанры вокальной музыки; выявлять связи музыки и литературы Знать о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.
| Личностные: мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, раскрытие связей между литературой и музыкой. | Устный опрос. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. | Параграф 6, стр.45-46 | |
7 | Музыка «дружит» не только с поэзией | 1 | Слушание музыки В.А. Моцарт симфония №40 (фрагмент). Вокально-хоровая работа. Музыкально-пластические движения. | Знать какие виды литературы, используются композиторами при создании музыкальных произведений. Жанры музыки, возникшие под влиянием литературы. Уметь анализировать, находить связь музыки и литературы в произведениях. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы. Передавать свои впечатления в устной форме и пластическом интонировании. Развивать навыки хорового пения. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. | Личностные: развитие эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке, литературе, живописи. | Устный опрос (индивидуальный, фронтальный) | Параграф №7, стр.49-52 | |
Песня (3ч). | |||||||||
8 | Песня – верный спутник человека | 1 | Слушание музыки (художественный анализ). Коллективная деятельность. Пластическое интонирование. Вокально-хоровая работа. | Знать отличие музыкальной речи от литературной. Называть основные жанры русских народных песен, термины, отличие музыки от литературы. Уметь анализировать составляющие средства выразительности. Проявлять навыки вокально-хоровой работы. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Самообразование. | Регулятивные: прогнозировать содержание песни по её названию и жанру. Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. | Устный опрос (индивидуальный, фронтальный) | Пар.8 стр.53-57 | |
9 | Заключительный урок | 1 | Урок-концерт, коллективная и индивидуальная деятельность. Музыкально-ритмические движения. | Знать: что роднит музыку и литературу. Уметь выявлять общие черты в средстве выразительности этих двух искусств. Исполнять песни современных композиторов, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных темпов | Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. Познавательные: адекватно воспринимать художественные произведения, выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания песен разных стилей. | Устный опрос. Хоровое пение. Сольное пение | ||
10 | Песни народов мира | 1 | Слушание музыки (художественный анализ). Вокально-хоровая работа. Пластическое интонирование. | Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества, понятия: инструментальная музыка, вокальная музыка Уметь определять связь между композиторским и народным искусством, называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки. Определять связи между композитором и народным искусством. Давать художественный анализ музыки. Петь легко, свободно не форсируя звук. | Регулятивные: прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру. Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении песни. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. | Устный опрос (индивидуальный, фронтальный) | Пар.10,стр.62-68 | |
11 | Мир русской песни | 1 | Слушание музыки (интонационно-образный анализ). Музыкально-творческая деятельность (инсценировка, пластические движения) | Знать основные черты и характеристики музыкального народного творчества. Уметь определять значение песни в жизни общества. Называть основные жанры русских народных песен, выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной стороны, проявлять навыки музыкально-творческой деятельности | Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи. Познавательные: понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, принимать разные точки зрения. | Личностные: усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. | Устный опрос (индивидуальный, фронтальный). | Пар.9, стр.58-61 | |
Романс (2ч). | |||||||||
12 | Романса трепетные звуки | 1 | Слушание музыки (интонационно-образный анализ). Вокально-хоровая работа. Пластическое интонирование | Знать романс – это сольное вокальное произведение. Уметь -отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни; - проявлять навыки вокально-хоровой работы (пение на два голоса); - творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении. | Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов. Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении романса. | Личностные: усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. | Устный опрос (индивидуальный, фронтальный) | Пар. 11, стр.69-75 | |
13 | Мир человеческих чувств | 1 | Слушание музыки (художественный анализ музыки). Сольное пение. Пластическое интонирование | Знать понятия: вокальная миниатюра, прелюдия, ноктюрн Уметь находить отличие классического и бытового романса | Регулятивные: планировать свои действия, оценивать правильность выполнения, саморегуляция. Познавательные: понимать функции частей произведения. Коммуникативные: слушать чужое мнение, аргументировать свою точку зрения. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. | Устный опрос (индивидуальный, фронтальный) | Пар.12,стр.76-78, Дневник музыкальных наблюдений. | |
Хоровая музыка (2ч). | |||||||||
14 | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме | 1 | Слушание музыки (духовной, народной хоровой), художественный анализ музыки. Вокально-хоровая работа. | Знать историю развития хоровой музыки, понятия: хор, ансамбль, различные виды хорового пения. Уметь различать хоровое пение от православного богослужения, выявлять главные отличительные черты церковного песнопения от хорового пения. Выделять средства музыкальной выразительности. Исполнять произведение на два голоса. | Регулятивные: корректировать результаты своей исполнительской деятельности. Познавательные: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. | Личностные: уважение к творческим достижениям народной музыки. | Устный опрос (индивидуальный, фронтальный) | Пар.13,стр.79-86 | |
15 | Что может изображать хоровая музыка | 1 | Художественное восприятие музыки. Хоровое пение. | Знать художественные особенности хоровой музыки. Уметь высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах воплощения | Регулятивные: оценивать музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней. Познавательные: понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. | Личностные: эмоциональное восприятие содержания хоровой музыки. | Устный опрос (индивидуальный, фронтальный). | Пар.14,стр.87-91 | |
16 | Заключительный урок | 1 | Урок-викторина. | Знать понятия: песня, романс, хор, хорал, жанры народных песен. Уметь ставить проблемные вопросы | Регулятивные: договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач. | Личностные: проявление интереса к художественной деятельности. | Устный опрос. Викторина. | ||
Опера (2ч). | |||||||||
17 | Самый значительный жанр вокальной музыки | 1 | Слушание музыки. Художественное восприятие. | Знать историю развития оперного искусства, понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль. Уметь приводить примеры к понятиям, развивать навыки музыкально-эстетического самообразования. Понимать взаимодействие музыки и литературы, на основе осознания специфики языка каждого из них. | Познавательные: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: высказывать свое мнение. | Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения. | Устный опрос (индивидуальный, фронтальный). | Пар.15 стр.92-97. | |
18 | Из чего состоит опера | 1 | Слушание фрагментов оперы «Снегурочка», художественное восприятие. Пластическое интонирование. | Знать сюжет (либретто оперы «Снегурочка»). Уметь анализировать составляющие средства музыкальной выразительности. | Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения. Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | Устный опрос (индивидуальный, фронтальный). | Пар.16 стр.98-101. | |
Балет (2ч). | |||||||||
19 | Единство музыки и танца | 1 | Слушание музыки (интонационно-образный анализ). Вокально-хоровая работа. | Знать: -историю развития балетного искусства -понятия: балет, солист, танцор, кордебалет Уметь анализировать составляющие средства музыкальной выразительности Понимать взаимодействие музыки и литературы, на основе осознания специфики языка каждого из них. Развивать навыки хорового пения. | Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Личностные: целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира. | Устный опрос (индивидуальный, групповой). | Пар. 17 стр.102-103 | |
20 | «Русские сезоны» в Париже | 1 | Слушание фрагментов из балета «Петрушка». Проблемно-творческое задание. | Знать почему балет, как и опера относится к синтетическим видам искусства. Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства, высказывать суждения об основной идее, о средствах музыкальной выразительности. Передавать свои впечатления в устной форме. Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования. | Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. | Личностные: приоритет устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности. | Устный опрос. Самооценка творческого задания. | Пар.18 стр.106-112 | |
Музыка звучит в литературе (2ч). | |||||||||
21 | Музыкальность слова | 1 | Слушание музыки (интонационно-образный анализ). Музыкальное прочтение стихотворения А.С.Пушкина. Вокально-хоровая работа. | Знать что благодаря музыке появились многие произведения литературы, основные события из жизни и творчества композиторов. Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Рассказывать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры. | Устный опрос. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературы. | Пар.19 стр.113-115 | ||
22 | Музыкальные сюжеты в литературе | 1 | Слушание музыки. Литературное чтение рассказа И.Тургенева «Певцы». Хоровое пение. | Знать почему поэзию принято считать одной из самых музыкальных форм литературы. Уметь называть известные произведения литературы, посвященные музыке или музыкантам | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | Устный опрос. Рассуждение по поводу услышанного рассказа. | Пар.21 стр.124-128 | |
Образы живописи в музыке (2ч). | |||||||||
23 | Живописность искусства | 1 | Слушание музыки (художественное восприятие произведения, художественный анализ произведения). Вокально-хоровая работа. | Знать что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства, выявлять взаимосвязь музыки с литературой и изо, как различные способами художественного познания мира. Петь легко, свободно не форсируя звук. | Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | Устный опрос (индивидуальный, фронтальный). | Пар.21 стр.124-128 | |
24 | «Музыка-сестра живописи» | 1 | Слушание музыки. Хоровое пение. | Знать в чем выражается общность языка различных видов искусства. Уметь -выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи; -анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад; -проявлять навыки вокально- хоровой работы. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. | Личностные: совершенствование художественного вкуса. | Устный опрос (индивидуальный, фронтальный). Интонационно-образный анализ музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства. | Пар.22 стр.128-132. Выразить свои впечатления об уроке в рисунке. | |
Музыкальный портрет (1ч). | |||||||||
25 | Может ли музыка выразить характер человека? | 1 | Слушание музыки (художественное восприятие произведения, сравнительный анализ музыки и художественного произведения). Вокально-хоровая работа. | Знать какие музыкальные жанры наиболее способны передать портретные черты Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах. Понимать взаимодействие музыки и живописи, на основе осознания специфики языка каждого из них. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыке и художественным произведениям при их восприятии. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. | Устный опрос (индивидуальный, групповой). | Пар.23 стр.133-137 | |
Пейзаж в музыке (2ч). | |||||||||
26 | Образы природы в творчестве музыкантов | 1 | Музыкально-пластические движения. Слушание музыки. Вокально-хоровая работа. | Знать почему музыкальный пейзаж можно сравнить с пейзажем изобразительного искусства. Уметь эмоционально отзываться на услышанную музыкальную пьесу, передавать свои впечатления в рисунке. Размышлять о различных видах музыкальной деятельности. | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. | Устный опрос (индивидуальный, фронтальный). | Пар.24 стр.138-142 | ||
27 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов | 1 | Слушание музыки (интонационно-образный и сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений). Проблемно-творческое задание. Вокально-хоровая работа. | Знать понятия: импрессионизм, гармония. Уметь выявлять отличительные признаки музыкального пейзажа у композиторов- импрессионистов. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Петь легко, свободно брать дыхание. | Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | Устный опрос (индивидуальный, фронтальный). Самооценка творческого задания. | Пар.25 стр.144-152. Выполнить задание №4 на стр.153 | ||
«Музыкальная живопись» сказок и былин (3ч). | |||||||||
28 | Волшебная красочность музыкальных сказок | 1 | Слушание музыки. Хоровое пение. | Знать как в музыке и живописи контрастные детали объединяются в единое целое. Уметь давать анализ прослушанному произведению. Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации. | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | Устный опрос (индивидуальный, фронтальный). | Пар.26 стр.154-158 | |
29 | Сказочные герои в музыке | 1 | Слушание музыки ( художественный анализ произведения). Вокально-хоровая работа. | Знать почему, когда композиторы обращаются к сказочным сюжетам в их музыке возрастает изобразительное начало. Роль сказки в музыкальном искусстве. Художественное единство музыки и живописи. Уметь находить жанровые параллели между музыкой и литературой. Работа над дикцией. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | Устный опрос (индивидуальный, фронтальный). | Пар.27 стр.159-162 | ||
30 | Тема богатырей в музыке | 1 | Слушание музыки (художественно-образный и сравнительный анализ музыкального и художественного произведений). | Знать в чем выражается общность языка различных видов искусства. Уметь делать сравнительный анализ произведения | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | Устный опрос (индивидуальный, групповой). | Пар.28 стр.164-166 | |
Музыка в произведениях изобразительного искусства (3ч). | |||||||||
31 | Что такое музыкальность в живописи | 1 | Слушание музыки (художественно-образный и сравнительный анализ музыки и репродукций картин). Вокально-хоровая работа. | Знать музыкальные и живописные средства выразительности. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. | Личностные: совершенствование художественного вкуса. | Устный опрос. Хоровое пение. | Составить устный рассказ «Музыка, звучащая с полотен». | |
32-33 | «Хорошая живопись-это музыка, это мелодия» | 2 | Слушание музыки (художественно-образный и сравнительный анализ музыки и репродукций картин). Вокально-хоровая работа. | Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства. Понимать, что такое «музыкальность живописи», взаимодействие музыки с изобразительным искусством на основе осознания специфики языка каждого из них. Развивать навыки вокально-хоровой работы. | Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Личностные: формирование целостной картины мира. | Устный опрос (индивидуальный, фронтальный). | Пар.29. стр.168-172 | |
34 | Подводим итоги | 1 | Аналитическая беседа. Хоровое пение. | Знать что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство. Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих трех искусств. Передавать свои впечатления в устной и письменной форме. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении. | Коммуникативные: участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности. | Беседа по теме урока. Хоровое пение. Устный и письменный опрос. | Пар.31 стр.180-182 | ||
35 | Заключительный урок. | 1 | Коллективная деятельность. Урок-концерт. | Уметь эмоционально откликаться на музыкальные произведения. Проявлять инициативу в музыкально-эстетической жизни класса. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Коммуникативные: участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности. | Итоговый. Хоровое пение. |