Геннадий Таран "Методические пояснения для сборника «Первые шаги гитариста: репертуар для 1-2 года обучения»". Серия "Мастер-класс"
Издание продолжает серию сборников для начинающих гитаристов под общим названием «Мастер-класс». Репертуарный материал сборника отобран с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» и может применятся для исполнения на академических концертах и экзаменах 1-2 года обучения. Издание адресуется педагогам, учащимся детских музыкальных школ и студий, а также многочисленным любителям – гитаристам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_poyasneniya_dlya_sbornika.doc | 435 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методические пояснения для сборника
«Первые шаги гитариста: репертуар для 1-2 года обучения»
За время своего существования гитарное исполнительство неоднократно испытывало периоды взлётов и падений. Стремительное развитие гитарных школ началось в середине XX веке и продолжается в наши дни. Новые технологии изготовления и небольшая цена фабричных инструментов сделали гитару доступной практически для каждого. Появляются новые разновидности инструмента, такие как электрогитара, бас-гитара. Развитие шоу-бизнеса дало толчок для популяризации и массового увлечения игрой на гитаре. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится одним из самых любимых инструментов.
Начав с простого детского увлечения и пройдя естественный отбор среди огромного числа исполнителей, лишь несколько сотен музыкантов смогли достичь уровня виртуозов с мировым именем и подняться на вершину «музыкального олимпа». Эти гитаристы раскрыли для себя главный секрет гитары. Всё заключается в неповторимом «фирменном» звуке исполнителя. Многие «меломаны» даже визуально, не видя гитариста, могут точно назвать его имя, прослушав несколько тактов фонограммы.
В нашем мире существует такое понятие как трёхмерность. Она присутствует в любом начинании от религии (триединство) до кинематографа (трёхмерное изображение). В древности утверждали, что земля лежит на трёх китах, и пусть это не так, но в этом образном выражении тоже есть своя мудрость. В музыке «три кита» – это правильная постановка игрового аппарата, приёмы звукоизвлечения и передача художественного образа средствами музыкальной выразительности, что и является основой качественного исполнения музыкального произведения.
Все эти постулаты закладываются с самых «первых шагов» в музыку юного музыканта. Всё начинается с первого урока, на котором следует уделить внимание правильной постановке левой и правой руки. Это является самым важным моментом для начинающего гитариста. В практике автора было немало так называемых «самоучек», гитаристов, которые уже научились некоторым приемам игры, но постановка левой руки оставляла желать лучшего. И переучить «криворуких» практически невозможно, не смотря на все усилия. Как правило, это всегда отражается на качестве исполнения, в первую очередь - на пьесах в быстрых темпах: пальцы левой руки как бы «заплетаются», игра кажется неровной и неряшливой, некоторые ноты просто «проглатываются». Некоторые преподаватели не считают важным уделять много внимания постановке левой руки, что приводит к негативным последствиям: когда ученику приходит время исполнять пьесы с повышенной технической сложностью, он не справляется. Именно в этот момент преподаватель «вдруг» замечает неправильную постановку руки, но исправить таковую уже чрезвычайно сложно.
Рука каждого ученика имеет своё индивидуальное физиологическое строение, что делает сомнительной возможность подогнать постановку руки под единый стандарт. Решение этой проблемы после долгих поисков методом проб и ошибок открылось в упражнении №1, которое носит название «Четыре брата» и открывает первую страницу сборника «Первые шаги».
На описании постановки левой руки не стоит останавливаться, поскольку используется «классическая» постановка, которую отлично описали А. Сеговия и Э. Пухоль, и в других источниках это подробно написано. Рассмотрим упражнение №1 «Четыре брата»: ученику, который впервые взял в руки гитару и совершенно не знаком с нотной грамотой, нужно объяснить, как правильно выставить 1, 2, 3, 4 палец на первой струне на I, II, III, IV ладу. Очень важно, чтобы большой палец левой руки находился точно напротив 2-го пальца левой руки параллельно ладам грифа гитары. Он создаёт точку опоры и обеспечивает одновременно устойчивость кисти и подвижность пальцев. Большой палец используется как «якорь» для кисти, он удерживает в нужном балансе вес кисти, а также правильно распределяет нагрузку давления пальцев на гриф. Работает закон физики – сила действия (в данном примере – четыре пальца левой руки) прямо пропорциональна силе противодействия (большому пальцу левой руки).
При восходящем движении по хроматизму от открытой первой струны (ми) нужно контролировать постановку пальцев левой руки 1, 2, 3, 4 в самые уголки лада, и после постановки 2-го пальца, 1-й палец не поднимается, а остаётся на грифе. То же происходит с 3-им и 4-ым пальцами. Кисть руки «растягивается» и принимает самое удобное и естественное положение на грифе гитары. Такие же указания использовать при игре на остальных струнах. Упражнение «Четыре брата» универсально: с его помощью подготавливается рука для игры хроматической гаммы, а также можно изучать расположение нот от V лада (начать игру в V позиции). Рекомендуется начинать занятия с этого упражнения на начальном этапе обучения и уделить ему достаточно времени для освоения. Его же можно включить в комплекс ежедневной разминки наряду с гаммами и другими упражнениями.
Более детально мы рассмотрим постановку правой руки. От правильной постановки и технического развития пальцев правой руки зависит и исполнительская свобода игрового аппарата в целом, качественное звукоизвлечение и координация обеих рук.
При игре на гитаре существуют два основных типа звукоизвлечения:
- ТИРАНДО (Tirando) - так называемый "щипок без опоры"
- АПОЯНДО (Apoyando) - так называемый "щипок с опорой" (удар)
В обоих случаях постановка правой руки одинакова – изменения происходят непосредственно при звукоизвлечении пальцами. Рассмотрим приём «апояндо» - правое предплечье руки кладётся локтевым сгибом на край верхней деки корпуса гитары. Предплечье не оказывает силовое воздействие на деку, а только опирается на неё. Кисть руки с полусогнутым запястьем, расположена над струнами с небольшим уклоном в сторону подставки и совершенно расслаблена. Пальцы находятся над струнами над розеткой: большой (p) над басовой, (i) – 3, (m) – 2, (a) – 1. Правая рука поочерёдно извлекает звуки пальцами (m), (i) приёмом «апояндо» с опорой на верхнюю струну. Средний палец правой руки (m) самый сильный на кисти, и желательно с него начинать играть на сильную долю в такте «раз» – соответственно указательный палец (i) играет на слабую долю «и».
Техника исполнения звукоизвлечения приемом «апояндо» следующая:
1. Палец правой руки, который должен извлечь звук из струны, прикладывается к струне с выпрямленным последним суставом, а предпоследний сустав должен быть немного согнут.
2. Защипление струны происходит за счет сгибания пальца в предпоследнем суставе по направлению «к себе». Защипление струны нужно производить таким образом, чтобы после щипка палец останавливался на следующей, более толстой струне, которая расположена выше, именно следующая струна и является опорой.
3. Щипок струны нужно производить только при помощи пальца руки. При этом необходимо следить за тем, чтобы кисть оставалась расслабленной и неподвижной.
4. Не нужно сильно и рывками вырывать звук из струны.
5. Сам щипок нужно производить быстрым движением, и не задерживать палец на струне долго, а иначе при касании пальцем звучащей струны для извлечения звука будет происходить приглушение струны, что будет вызывать посторонний неприятный призвук.
На рисунке изображены оба способа звукоизвлечения и заметно, что при игре «апояндо» пальцы более выпрямлены и после движения вверх фиксируются на верхней струне. А при игре «тирандо» пальцы более согнуты и при движении вверх уходят в сторону не задевая при этом верхнюю струну. Рассказав ученику о длительностях нот и правилах нотного письма, следует приступить к изучению мелодий №№ 2 – 14. При игре этих мелодий ученик качественно изучит расположение нот на грифе гитары до III лада. Следует обратить внимание на мелодии №11 и №14 и объяснить, что такое игровые позиции и как их использовать.
Партия бас - гитары №14 «Рок-н-ролл» довольно сложное упражнение для изучения и его нужно играть поэтапно:
с начала выучить «соль» «си» «ре», после разучить «ми» «фа» «ми» «ре» «си» и соединить в единую мелодию. После разучивания первого такта нужно объяснить, что такое «секвенции» и как их применять. В третьем такте играем в IV позиции, а затем переходим во II-ю. Всё упражнение играть большим пальцем (р) правой руки. Очень важно, чтобы пальцы левой руки оставались по мере возможности прижатые к струнам, снимать только в самый последний момент для извлечения следующей ноты. Движения пальцев должны быть максимально экономичными, никаких «размахов» и «замахов». Для этого нужно исполнять мелодию в самом медленном темпе, интонируя ноты вслух или «строго со счётом». Эти рекомендации касаются изучения всех упражнений.
Следующим упражнением №2 «Догони меня, если сможешь» мы подведём итог изучению расположения нот на грифе до III лада.
Эта мелодия – вступление к известной пьесе «Кумпарсита» Родригеса, технически довольно сложная для начинающего гитариста: гаммообразные пассажи, чередование открытых и прижатых струн и, как исключение, - исполнение в четвёртом такте пальцами (m) (i) правой руки на басовых струнах. Это даёт усиленную нагрузку для пальцев и мышцы укрепляются. Упражнение исполнять приемом «апояндо». К этому времени учащемуся следует хорошо знать ноты. Можно использовать это упражнение как контрольный зачёт (Так ты ещё и ноты знаешь?). Следующая пьеса №16 В. Козлова «Весёлые ступеньки» закрепляет пройденный материал и развивает подвижность пальцев левой руки.
Известная мелодия №17 «Money» подготавливает пальцы левой руки для правильной постановки при игре стандартных аккордов с «баррэ». Аналогичное расположение пальцев используется при игре на электрогитаре кварто-квинтовых риффов. Такая постановка сопровождается довольно болезненными ощущениями в кисти, поэтому изучать мелодию следует не спеша, постепенно. Принцип изучения такой же, как и в №14 «Рок-н-ролл».
Сначала разучим «си» «си» «фа» «си» 1, 4, 3 пальцы нужно сразу поставить на струны одним движением (сначала будет это трудно сделать т.к. «растяжка» между указательным и мизинцем ещё не развита) и ритмично сыграть эти ноты. Указательный палец остаётся на басу «си», а мизинец переставим на ноту «ре» на пятой струне. После этого указательный переставим на «фа #» шестой струне а мизинец на «ля». Через некоторое время систематических занятий «растяжка» заметно возрастёт.
Теперь немного об аккордах - использование приёма «барре» считается одним из самых трудных приемов игры не только в гитарной практике, но и вообще в музыкальном исполнительстве. Многие неподготовленные учащиеся воспринимают этот приём как акробатический трюк и даже с опаской относятся к «выворачиванию» пальцев. Но всё достигается путём длительных тренировок, и начинать следует с самых начальных уроков. На первый взгляд, самое простое упражнение для выравнивания указательного пальца ( замечено, что практически у всех учеников указательный палец левой руки слегка согнут во внутрь) оказывается очень коварным и чтобы правильно играть упражнение, следует заниматься не менее месяца, а иногда и двух. Итак, начнём: указательным пальцем левой руки нужно прижать сразу все шесть струн на первом ладу. При этом палец ложится прямо на порожек лада так, чтобы полностью его прикрыть. Палец выпрямлен как можно ровнее и находится в вертикальном положении перпендикулярно грифу гитары. В этот момент большой палец правой руки начиная с шестой струны опускается вниз, играя ноты «фа» «си b» «ре #» «соль #» «до» «фа». Вот здесь и скрыт подвох – как правило ноты «ре #» «соль #» «до» просто не звучат, и зазвучат не очень скоро – всё зависит от интенсивности занятий. Дальше точно так же играем на II, III, IV, V, VI, VII, VIII ладах возвращаемся в обратном направлении. Благодаря этому упражнению и мелодии №17 «Money» пальцы отлично подготовятся для игры аккордами приёмом «барре».
Итак, можно с уверенностью сказать что первый этап обучения мы уже освоили. Обычно для ученика со средними способностями этот период занимает первую учебную четверть. И теперь можно поговорить о самом главном – о звуке. Когда мы начали обучение ученика, всё внимание было нацелено на правильную постановку рук, на изучение расположения нот на грифе и извлечение звука правой рукой, а качество звука отходило на второй план. И вот теперь, когда ученик начал чувствовать себя увереннее, следует вернутся к уроку №1 и пройти заново весь путь до упражнения №17. Но теперь главная задача – научить ученика слушать свою игру и достичь как можно более качественного плотного звука.
Пьеса №18 гитариста из Беларуси Олега Копенкова «Ливень» открывает следующий этап обучения: игра мелодии с басом щипком без опоры на соседнюю струну («тирандо»), и последующие пьесы – с №18 по №30 предназначены для изучения этого основного приёма игры на гитаре. До этого все пьесы исполнялись приёмом «апояндо» - щипок с опорой на струну расположенную выше. Звук при этом получается громкий и плотный - такой приём применяется при игре одноголосых мелодий и пассажей. Но когда мы играем мелодию с басом, требуются изменения приёма игры «тирандо». Отличие этого приёма заключается лишь в том, что «тирандо» – универсальный способ, им можно исполнить любую фактуру без исключения, тогда как исполнение «апояндо» невозможно при игре аккордов, арпеджио, двойных нот многих видов полифонической фактуры. «Апояндо» – прием скорее художественный, колористический, придающий особую силу и красочность звучанию гитары. Очень часто учащиеся испытывают большие трудности при освоении «тирандо», в то время как «апояндо» они овладевают намного легче и быстрее. К тому же, увлечение на первых порах «апояндо» часто приводит к почти полному отсутствию серьезных занятий приемом «тирандо». Обычно результатом этого является хорошее владение звуком при исполнении отдельных нот, гаммообразных пассажей, но звучание аккордов и арпеджио при этом весьма посредственное. При извлечении приемом «апояндо» звуки получаются четко выделяющимися, ясными и громкими. Такое звукоизвлечение можно применять и в упражнениях и гаммах, и в проигрывании мелодий, там, где требуется громкое выделение звуков.
Техника звукоизвлечения приемом «тирандо» заключается в том, что палец, который извлекает звук, сгибается в последнем суставе и после щипка уходит в сторону, а не опирается на соседнюю струну. Способ звукоизвлечения приемом «тирандо» применяется для проигрывания аккордов и созвучий на соседних струнах. При таком извлечении большой палец правой руки действовать должен независимо от других пальцев. Техника звукоизвлечения следующая:
1. Большой палец должен быть отдален от кисти и прикасаться к струне краем последней фаланги.
2. Защипление струны должно производиться как бы по направлению к более тонкой, нижней струне, не задевая последнюю струну.
Для примера игры мелодии с басом рассмотрим известную мелодию №19 «Во саду ли, во городе»:
На рисунке изображена «классическая» постановка правой руки образующая положение «крест» (это название и описание было создано А. Сеговией). Это основное положение руки, когда все пальцы, расположенные на одной струне (любой из шести) и слегка прижатые друг к другу, выстроены как бы в одну линию. Большой и указательный образуют «крест» (указан пунктиром). Все пальцы округлены, и запястье, достаточно приподнятое над струнами, напоминает купол. И какими бы сложными и быстрыми ни были движения пальцев, кисть не меняет своего основного положения, двигаясь вместе с пальцами и направляя их движение. Большой палец правой руки извлекает звуки приемом «апояндо», скользя со струны на нижнюю басовую струну. Уже отмечалось, что средний палец правой руки (m) самый сильный и желательно с него начинать играть на сильную долю в
такте «раз» вместе с большим пальцем ноту «фа» и бас «ре» приёмом «тирандо», а указательный палец (i) играет на слабую долю «и». Такой принцип игры соблюдается на протяжении всей пьесы, и считается основным способом при исполнении подобного вида пьес, где мелодия играется на высоких струнах в сочетании с басовыми струнами.
При такой технике игры кисть правой руки с помощью большого пальца имеет постоянную опору на басовых струнах, что придает ее движениям уверенность и точность. Кроме того, такая техника способствует красивому, яркому, богатому обертонами и чистому звучанию инструмента. В сборнике представленные пьесы для разучивания с №18 по №30 для отработки техники игры «тирандо».
Очень важен ритмический контроль, следует научить ученика контролировать своё исполнение на начальных этапах обучения. При игре пьесы нужно чётко выделять сильные доли, и выстраивать чередование сильных и слабых долей в единую неразрывную линию. Темп исполнения зависит от степени подготовленности ученика и его нужно подобрать таким, чтобы ученик без сбоев и остановок мог играть. Самый распространённый недостаток – неровная в ритмическом отношении игра. Это проявляется, во-первых, в том, что играющий не умеет сохранять между звуками равные временные интервалы. Ритмическая неровность проявляется, во-вторых, в несинхронности звучания – несовпадении движений рук при игре пьесы с листа, отчего получаются характерные заминки. Чаще всего дело в левой руке, которая, будучи развита обычно меньше правой, немного отстаёт и ученик просто не успевает поставить палец на нужное место на грифе. Отсюда берётся несинхронность движений рук, а следовательно, и звуковая несинхронность. Исходя из этого, темп исполнения при разучивании пьесы должен быть таким, при котором ученик успевает контролировать своё исполнение. Бывает достаточно представить себе, что партия левой руки – ведущая, и играть её немного громче. По мнению Маргариты Лонг, левая рука при игре вообще должна быть ведущей, именно ей принадлежит «ритмический приоритет». Для качественного исполнения при работе над ритмом обязательно нужно научить ученика играть со счетом и также проигрывать пьесы используя метроном.
Урок №9 открывает новую тему - игра «арпеджио» упражнения №31, №32, №33 – способствуют в последовательном порядке постепенно освоить этот способ игры. «Арпеджио» как правило, исполняется приёмом «тирандо» и самое важное – добиваться ровного звучания всех извлекаемых нот пальцами (i), (m), (а). Звуки должны быть одинаковой силы звучания, и ни один из звуков не должен «выстреливать» на фоне других. Большой палец (р) обычно играет бас на сильную долю, и мы уже знаем, что её нужно выделять.
Упражнение №33 «Цыганский этюд» знакомит ученика с самими известными видами «арпеджио», которое исполняется на основе простейшей аккордовой последовательности.
При исполнении этюда особое внимание нужно уделить левой руке. Техника перестановки аккордов - очень непростой приём, и требуется много времени для его освоения. Пальцы 1 и 2, которые прижимают струны на нотах «фа» и «ля» в аккорде Dm6 одновременно приподнимаются над струнами и одним движением переставляются на струну выше, на ноты «до» и «ми». В этот момент добавляется ещё и палец 3 на ноту «ля». Очень важно контролировать процесс перемещения пальцев, чтобы они не «переползали» с ноты на ноту, а становились одним движением. Таким же образом нужно переставлять пальцы и для аккорда Em. Полезно будет отработать перемещение аккордов – Dm6/ Am/ E/ Am/ без игры правой рукой.
Следующий Урок №10, упражнения №34, №35 затрагивает тему «Аккорды и аккордовая техника». Принцип исполнения правой рукой такой же, как при игре «тирандо», но нужно контролировать, чтобы ноты трезвучия, играемые пальцами (i), (m), (a), звучали ровно, с одинаковой силой. Нужно сразу обратить внимание ученика на общее исполнение упражнения – басовые ноты, которые играют на сильные доли, должны звучать громче, чем аккорды, чаще бывает наоборот - аккорды «стреляют» громче, чем сильные доли, полностью нарушая метроритм.
Мы рассмотрели основные вопросы, которые встречаются в практике начального обучения игры на гитаре на примерах некоторых упражнений из сборника «Первые шаги». Остальные пьесы сборника подобраны в порядке увеличения сложности исполнения, имеют разнообразную фактуру, знакомят учеников с разными тональностями, размерами и техническими приёмами исполнения.
Репертуарный материал отобран с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» и может быть рекомендован для исполнения на академических концертах и экзаменах 1-2 года обучения. А упражнения №1, №2, №3, №41, №50, №60, №69 следует использовать при исполнении технических зачётов вместе с гаммами и этюдами. Хочется обратить внимание на пьесы №40 «Утро в Камелоте» и №82 «Экоссез для прекрасной Гвенивер». Эти пьесы включены в авторскую сюиту «Король Артур», которая готовится к изданию в ближайшее время.
Пьесы и упражнения сборника «Первые шаги» - необходимое пособие для обучения ученика, чтобы он с помощью преподавателя, а в дальнейшем самостоятельно научился разбирать и изучать нотный материал на профессиональном уровне. Сборник рассчитан на первые два года обучения в музыкальной школе. Интенсивность обучения зависит от индивидуальных способностей каждого ученика. Курс детально изложен по возрастающей степени трудности освоения и разделён на последовательные тематические разделы – уроки. Рекомендации и пояснения указывают, над какой задачей работать на данном этапе.
Обучение детей музыке ставит перед педагогом ряд учебных и воспитательных задач. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, на дальнейший профессиональный рост наиболее одарённых их них.
Список использованной литературы:
Тупикова И. А. «Дилемма звукоизвлечения гитариста», г. Алатырь.
Сурина О. В. «Игровой аппарат гитариста – принципы постановки и работы», Забайкальский край, п г т Приаргунск, 2013
По вопросам приобретения пособия обращайтесь по адресу: taran_66@mail.ru
Таран Геннадий Викторович