Центр творчества "Образовательная программа вокальной студии "Задоринки" 2015-2016
Центр творчества "Образовательная программа вокальной студии "Задоринки" 2015-2016
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_obrazov._programma_ispravlennaya_shiltsova_a.a._2.docx | 89.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Центр творчества» города Белореченска
муниципального образования Белореченский район
Принята на методическом совете МБУ ДО ЦТ | Утверждаю: Директор МБУ ДО ЦТ ________ А. Н. Шевченко |
протокол №___ от ___________ | приказ №____ от ________ |
Образовательная программа
«Вокальный ансамбль «Задоринки»
Срок реализации программы: 3 года
Предпочтительный возраст: от 6 до 11 лет
Педагог дополнительного образования
Клям Ирина Юрьевна
г. Белореченск
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Данная образовательная программа составлена на основе авторской образовательной программы дополнительного образования детей вокальная студия «Планета детства» Прокопенко Надежды Константиновны, учителя музыки города Салехарда.
Новизна программы
В МБОУ НОШ 39, в объединении «Вокальный ансамбль «Задоринки», занимаются учащиеся 1-4 классов в возрасте от 6 до 11 лет. Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые хотят научиться красиво и грамотно петь. При этом образовательной программой охвачены дети с различными музыкальными способностями.
В данных условиях образовательная программа «Вокальный ансамбль «Задоринки» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Для того, чтобы ребенок мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние и разработана программа дополнительного образования детей «Вокальный ансамбль «Задоринки».
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную оздоровительно-коррекционную задачу. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей разных возрастов занятия в вокальном ансамбле «Задоринки»- это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цели программы:
Приобщить учащихся к вокальному искусству, обучить пению и развить их певческие способности.
Задачи программы:
- Сформировать устойчивый интерес к пению;
- Обучить выразительному пению;
- Обучить вокально-хоровым навыкам;
- Развить слух и голос детей;
- Развить музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма;
- Приобщить детей к лучшим образцам детской музыки разных лет;
- Приобщить к концертной деятельности;
- Создать комфортный психологический климат.
Отличие программы
- Программа позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
- Программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей младших школьников за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- В программу включены упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой;
- В программе применяются речевые игры и упражнения, по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- В программе использованы игровые задания, которые повышают мотивацию детей к занятиям, развивают их познавательную активность;
- Песенный репертуар программы включает в себя песни композиторов Краснодарского края и Кубани, а так же подобран с учетом тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.
Принципы педагогического процесса:
- Принцип гармонического воспитания личности;
- Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- Принцип доступности;
- Принцип индивидуального подхода.
В основу разработки программы «Вокальный ансамбль «Задоринки» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Программа рассчитана на 3 года обучения, возраст участников образовательного процесса 6-11 лет.
Занятия первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего в году – 72 занятия, всего 144 часа.
Во 2-3-й годы обучения программа реализуется за 216 часов учебных занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (или 3 раза в неделю по 2 часа). На каждом году обучения отводятся часы индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Учебный план индивидуальных занятий рассчитан на 72 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (или 2 раза в неделю по 1 часу).
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников одной группы от 10 до 15 человек.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
Предполагаемые результаты
К концу 1 года обучения обучающиеся должны
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
К концу 2 года обучения обучающиеся должны
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
К концу III года обучения обучающиеся должны
знать/понимать:
• основные типы голосов;
• жанры вокальной музыки;
• типы дыхания;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
• реабилитация при простудных заболеваниях;
•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.
К концу третьего года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.
Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.
Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.
Формы и виды контроля.
Формы контроля | Виды контроля | Сроки проведения |
Текущий | Педагогическое наблюдение | На каждом занятии |
Промежуточный | Концертная деятельность, | Декабрь |
Итоговый | Концертная деятельность, | Апрель-май |
Формы и режим занятий:
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно репертуарного плана.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии.
Итоговое занятие.
Урок-концерт.
Успехи, результат.
Беседа о вокальной студии.
Отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
Критерии оценки знаний и умений обучающихся
- Оптимальное соотношение исполняемого материала и индивидуальных особенностей развития обучающегося.
- Общемузыкальные знания и вокальные навыки:
- расширение музыкального кругозора (знакомство с произведениями различной стилевой направленности);
- формирование художественного вкуса, понимания стиля, формы и содержания исполняемого произведения;
- воспитание слухового контроля, исполнительской ответственности обучающихся;
- развитие гармонического и мелодического слуха как плодотворной основы для достижения положительных результатов в обучении;
- приобретение и развитие многообразных навыков совместного исполнительства.
- Стабильность исполнения.
- Творческое, эмоциональное отношение к музыке и содержанию исполняемых произведений.
- Культура сценического поведения.
Необходимые условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано, синтезатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
Пение как вид музыкальной деятельности. | 28 | 14 | 14 | |
Понятие о сольном и ансамблевом пении. | 4 | 2 | 2 | |
Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 4 | 2 | 2 | |
Строение голосового аппарата. | 4 | 2 | 2 | |
Вокально-певческая установка. | 4 | 2 | 2 | |
Музыкальная грамота. | 12 | 6 | 6 | |
Формирование детского голоса. | 40 | 20 | 20 | |
Звукообразование. | 10 | 5 | 5 | |
Певческое дыхание. | 10 | 5 | 5 | |
Дикция и артикуляция. | 8 | 4 | 4 | |
Речевые игры и упражнения. | 4 | 2 | 2 | |
Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. | 8 | 4 | 4 | |
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | 40 | 20 | 20 | |
Работа с народной песней. | 4 | 2 | 2 | |
Работа с произведениями русских композиторов-классиков. | 4 | 2 | 2 | |
Работа с произведениями современных отечественных композиторов. | 16 | 8 | 8 | |
Работа с солистами. | 8 | 4 | 4 | |
Игровая деятельность, театрализация. | 8 | 4 | 4 | |
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | 36 | 18 | 18 | |
Прослушивание аудио- и видеозаписей. | 8 | 4 | 4 | |
Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | 8 | 4 | 4 | |
Концертно-исполнительская деятельность | 4 | 2 | 2 | |
Репетиции. | 8 | 4 | 4 | |
Выступления, концерты. | 8 | 4 | 4 | |
Итого | 144 | 72 | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
- Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях, хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
- Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
- Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
- Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
- Музыкальная грамота. Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр.
Тема II. Формирование детского голоса.
- Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: lеgаtо и non lеgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
- Певческое дыхание. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
- Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
- Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
- Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
- Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
- Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедениеlеgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
- Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
- Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
- Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
- Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
- Игровая деятельность, театрализация. Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.
Тема IV. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
- Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.
- Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
- Концертно-исполнительская деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
- Репетиции. Доведение разученного музыкального материала до законченных готовых номеров.
- Выступления, концерты. Показ выученных номеров.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
- «Дважды два – четыре» В.Шаинский, М. Пляцковский
- «Здравствуй, детство» из к/ф «Чучело-мяучело»
- «Зелёные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин
- «Зимушка-зима» сл. и муз. Алексей Воинов
- «Мурлыка» сл. и муз. Илья и Елена Челиковы
- «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая
- «Песенка-чудесенка»
- «Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский
- «Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский
- «Хомячок» сл и муз. Абелян Г..
- «Волшебная песенка», «Колыбельная», «Медведи», «Танго» - песни в стиле музыки разных народов:
- «Мой щенок», « Песня о волшебном цветке» Чичков Ю., сл. Пляцковского М.
- «Мир похож на цветной луг», «Улыбка» Шаинский В., сл. Пляцковского М.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-й год обучения
№ |
|
| |||
теория | практика | индивид.работа | Общее количество часов | ||
I. | Пение как вид музыкальной деятельности | ||||
1 | Закрепление навыков певческой установки. | 1 | 4 | 2 | 7 |
2 | Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. | 1 | 6 | 1 | 8 |
3 | Нотная грамота. | 10 | 6 | 6 | 22 |
II. | Совершенствование вокальных навыков | ||||
1 | Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. | - | 7 | 3 | 10 |
2 | Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. | 2 | 10 | 2 | 14 |
3 | Развитие артикуляционного аппарата. | 1 | 7 | 2 | 10 |
4 | Речевые игры и упражнения | 1 | 6 | 6 | 13 |
5 | Дыхание, опора. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 1 | 5 | 4 | 10 |
III | Вокально-хоровая работа | ||||
1 | Пение классических произведений. | - | 6 | 8 | 14 |
2 | Пение народных песен. | - | 6 | 8 | 14 |
3 | Пение современных песен. | - | 12 | 11 | 23 |
IV. | Работа над певческим репертуаром. | ||||
1 | Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). | 7 | - | 7 | |
2 | Работа с произведениями композиторов-классиков. | 5 | - | 5 | |
3 | Работа с произведениями современных отечественных композиторов. | 13 | - | 13 | |
4 | Работа с произведениями западноевропейских композиторов-классиков. | 5 | - | 5 | |
5 | Работа с солистами. | - | 8 | 8 | |
V. | Элементы хореографии | 2 | 7 | 2 | 11 |
VI. | Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. | ||||
1 | Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных исполнителей. | 2 | - | 2 | |
2 | Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. | 4 | - | 4 | |
3 | Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами | 2 | - | 2 | |
VII. | Концертно-исполнительская деятельность | - | - | ||
1 | Репетиции | 8 | - | 8 | |
2 | Выступления, концерты. | 6 | - | 6 | |
Итого | 19 | 134 | 63 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
- Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
- Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
3. Нотная грамота. Изучение нотного стана, скрипичного ключа, нот I и II октав, длительностей, метра, ритма, темпов, динамики, основных характеристик звучания музыки.
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
4. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.
5. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся.Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.
6. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.
7. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
8. Дыхание, опора. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
- Тема III. Вокально-хоровая работа. Применение вокально- хоровых навыков в исполнении произведений различных жанров: классических, народных и современных.
1. Пение классических произведений. Беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор – классик, анализ произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона. - 2.Пение народных песен. Раскрытие исторического значения, содержания, анализ её текста, разъяснение непонятных (забытых слов).
3. Пение современных песен. Сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения.
Понятия, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам. Работа над чистотой интонирования по интервалам. Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям.
- Тема IV. Работа над певческим репертуаром.
- Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.).
- Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.
- Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
- Работа с произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.
- Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.
- Тема V. Элементы хореографии Разучивание движений для передачи образа песни.
- Тема VI. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
- Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных исполнителей. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.
- Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии.
- Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.
- Тема VII. Концертно-исполнительская деятельность. Репетиции вокальных номеров, постановок. Выступление солистов, групп, дуэтов на школьных, городских, районных мероприятиях.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
- «Альбом» сл. и муз. Алексей Воинов
- «Балалайка» Татьяна Морозова
- «Весна» сл. и муз. Алексей Воинов
- «Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы
- «Мамочка» В.Канищев, А.Афлятунова
- «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова
- «Мой щенок» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
- «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников
- «Новый год» Ал. Ермолов
- «Облака» Шаинский В., сл.Пляцковского М.
- «Письмо папе» сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова
- «Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова
- «Рождественская песенка»
- «Семь нот» сл. и муз Юрий Верижников
- «Серебристые снежинки» сл. и муз. Андрей Варламов
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-й год обучения
№ |
|
| |||
теория | практика | индивид.работа | Общее количество часов | ||
I. | Организация певческой деятельности в условиях занятий сценическим движением. | ||||
1 | Понятие о сценическом движении и его роли в создании художественного образа песни. | 1 | 2 | - | 2 |
2 | Виды, типы сценического движения. | 1 | 5 | 1 | 7 |
3 | Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. | 1 | 4 | 1 | 6 |
4 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 1 | 8 | 2 | 11 |
II. | Совершенствование вокальных навыков | ||||
1 | Совершенствование вокальных навыков обучающихся. | 1 | 12 | 6 | 19 |
2 | Речевые игры и упражнения | 1 | 5 | 2 | 8 |
3 | Исполнение вокализов. | - | 5 | 5 | 10 |
4 | Применение средств музыкальной выразительности в собственном исполнении. | 1 | 10 | 1 | 12 |
5 | Нотная грамота. | 1 | 10 | 8 | 19 |
III. | Работа над певческим репертуаром. | ||||
1 | Работа с народной песней. | 1 | 6 | - | 7 |
2 | Работа с произведениями русских композиторов-классиков. | 1 | 6 | - | 7 |
3 | Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. | 1 | 16 | 8 | 25 |
4 | Работа с произведениями западноевропейских композиторов-классиков. | 1 | 4 | - | 5 |
5 | Работа с солистами. | 12 | 12 | ||
IV. | Элементы хореографии | 1 | 5 | 4 | 10 |
V. | Актёрское мастерство | 1 | 5 | 2 | 8 |
VI. | Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. | ||||
1 | Путь к успеху. Просмотр записей известных исполнителей. | 2 | - | 2 | |
2 | Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | 4 | - | 4 | |
3 | Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами | 2 | - | 2 | |
VII. | Концертно-исполнительская деятельность | - | - | ||
1 | Работа со звуковоспроизводящей аппаратурой. | 2 | 5 | 4 | 11 |
2 | Работа в студии звукозаписи. | 2 | 5 | 3 | 10 |
3 | Репетиции | 10 | - | 10 | |
4 | Выступления, концерты. | 8 | - | 8 | |
Итого | 18 | 139 | 59 | 216 |
Содержание программы третьего года обучения
Тема I. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.
1. Понятие о сценическом движении и его роли в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.
2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.
3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.
4 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы».
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
1. Совершенствование вокальных навыков обучающихся. Упражнения второго уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf.
2. Речевые игры и упражнения. (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.
3. Исполнение вокализов. Пение простых вокализов Ф. Абта, пение мелодических оборотов из популярных песен на какую-либо гласную или слог для развития и укрепления голоса.
4. Применение средств музыкальной выразительности в собственном исполнении. Исполнение динамических оттенков форте и пиано, крещендо и диминуэндо для яркого звучания песенного материала.
5. Нотная грамота. Понятие партитуры. Пение по партитуре двухголосных песен.
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
1. Работа с народной песней. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных инструментов); под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне.
2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии.
3. Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений.
4. Работа с произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы.
5. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции в певческой деятельности, развитие физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха, формирование и стабилизация высокочастотного ротового резонатора, формирование и стабилизация низкочастотного резонатора, синтез всего перечисленного в эстрадном певческом тоне. Перенос технологии со специальных координационно-тренировочных упражнений на конкретный музыкальный материал. Пение по нотам.
Тема IV. Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа песни.
Тема V. Актёрское мастерство. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.
Тема VI. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
1. Путь к успеху. Просмотр записей известных исполнителей. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания).
2.Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов с целью расширения музыкального кругозора и обмена опытом.
3. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами.
Тема VII. Концертно-исполнительская деятельность.
Дать представление о звукоусиливающей аппаратуре: магнитофон, пульт, усилитель, колонки, Правильное использование микрофонов различных модификаций. Технические параметры. Восприятие собственного голоса через усилительную оборудование. Элементарные технические навыки звуковой обработки. Взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем. Работа в студии звукозаписи. Запись собственных фонограмм. Анализ собственного исполнения. Выступления ансамблей и солистов.
В связи с целями и задачами, поставленными на учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
- «Вызываю я их из бессмертия» Найля Мухамеджанова
- «Главный праздник» Найля Мухамеджанова
- «Дети Земли» сл. и муз. Виктор Ударцев
- «Детство» сл. и муз. Татьяна Пархоменко
- «Журавли» сл. и муз. Людмилы Фадеевой-Мокалёвой
- «Новый день»сл. и муз. Александра Ермолова
- «Полёт» сл. и муз. Жанна Колмогорова
- «Полярная звезда» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова
- «Расскажите» сл. Д.Майданов, муз. Л.Кудрявцев
- «Рождество» сл. и муз. Андрей Варламов
- «Святая Россия» сл. и муз. Жанна Колмогорова
- «Я взрослая» сл. и муз. Татьяна Пархоменко
- Колыбельная кисоньки. Муз.В.Чернявского, сл.Т.Гонтарь
- Колыбельная заюшки. Муз. В.Чернявского, сл.Т.Гонтарь
- Ежик и мышка. Муз. В.Чернявского, сл. Т.Гонтарь
- Солнечная песенка. Муз. В.Чернявского, сл.Б.Кечеруковой (кавказская)
- Матросская шапка. Муз.В.Чернявского, сл.И.Вараввы
- Главные слова. Муз. В.Кеворкова, сл. Ю. Гречко
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В программе выделены следующие направления:
- голосовые возможности детей
- вокально-певческие навыки.
- работа над певческим репертуаром
- работа с солистами
- элементы хореографии
- музыкально-теоретическая подготовка.
- теоретико-аналитическая работа.
- концертно-исполнительская деятельность.
Список литературы для педагогов:
- Научно-методический журнал «Музыка в школе», 2011, 2012, 2013.
- Хрестоматия к программе по музыке Д.Б. Кабалевского, 1,2,3,4 классы.
- Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» (М.: Просвещение, 1982).
- Вокальная школа художественного руководителя эстрадно-вокальной студии «А+В» Т.В. Охомуш.
- Хромушин О. Джазовое сольфеджио. (2-я редакция). – СПб.: Изд. «Композитор», 2001-2002г.
- Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». М., 2000.
- Апраксина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г.
- Музыка. Программа общеобразовательных учреждений: 1-4 классы под руководством Д.Кабалевского М., Просвещение, 2005.
- Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.
- Струве Г.А. «Хоровое сольфеджио» 1 часть, издательство ЦСДК, Москва, 1994.
Список литературы для детей:
- Книга. «Музыка. Что такое искусство?», М., Мнемозина, 2006.
- Книга. «Театр. Что такое искусство?», М., Мнемозина, 2006.
- Книга. «Кино. Что такое искусство?», М., Мнемозина, 2006.
- Деятели искусств Кубани, Краснодар, Традиция, 2006.
- Энциклопедический словарь юного музыканта, М., Педагогика, 1985.
Репертуарные сборники
- «Дружат дети всей земли». М. 1981г.
- «Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г.
- «Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л. 1978г.
- «Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978г.
- «Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М. 1976г.
- Бойко Р.Г. «Детские песни без сопровождения». М. 1974г.
- Бойко Р.Г. «Песни для детей». М. 1982г.
- Волков В. И. «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста. М. 1980г.
- Елецкий, Э. В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005. – 40 с.
- Жаворонушки. – Вып. 1–4/ сост. Г. М. Науменко. – М.: Советский композитор, 1986.–68 с.
- Кабалевский Д. Б. «Песни для детей и юношества». М. 1977, 1978г.
- Кабалевский Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе». М. 1976г.
- Назарова Т. Б. Песни для детей. М. 1973г.
- Песенные узоры. Русские народные песни, игры для детей школьного возраста / сост. Н. Сорокин. – Вып. 1–3. – М.: Музыка, 1986–1989. – 86 с.
- Петров А. П. « Пять весёлых песен для детей». М. 1973г.
- Петрушин, В.И. Слушай, пой, играй. М.: Владос, 2000. – 266 с
- Раухвергер М.Р. « Забавные песенки» Для среднего и старшего школьного возраста.
Интернет-ресурсы:
http://www.emelyanov-fmrg.ru/non-academichttp://fizrazvitie.ru/2010/08/blog-post_06.html
http://fizrazvitie.ru/2010/08/blog-post_06.html
http://music-fantasy.ru/materials/zdravstvuy-shkola
http://detskieradosti.ru/load/51-1-0-36074
http://svlklaulud.blogspot.ru/search/label/Первое%20сентября