Рабочая программа учебного предмета "Музыкальный инструмент"общеразвивающей программы "инструменты эстрадного ансамбля" (3 года обучения)

Гарифуллина Флюра Гамильевна

Образовательная программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» (фортепиано) дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного ансамбля» составлена в соответствии  с пунктом 1 части 4 статьи 12 и пунктом 1 части 2 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и письма Министерства Культуры РФ от 21 ноября 2013 г. N 191-01-39/06-ГИ  «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_instrument_fortepiano.docx96.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Дополнительного образования

«Нижнесортымская детская школа искусств»

Образовательная рабочая программа

по классу

 фортепиано

по общеразвивающей программе

в области музыкального искусства

«Инструменты эстрадного ансамбля»

Трёхлетний срок обучения

                               с.п. Нижнесортымский

                                                             2015г.

«Одобрено»

Методическим советом

МБОУ ДО

«Нижнесортымская ДШИ»

от «___» __________20___года

«Утверждаю»

Директор МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»

Лобазов Л.М.______________

«___» __________20___года

Разработчик –  Гарифуллина Флюра Гамильевна,  преподаватель  I категории

Рецензент:


Оглавление

Пояснительная записка        

Объем учебного времени        

Цели и задачи учебного предмета        

Годовые требования        

Требования к уровню подготовки обучающихся        

Формы и методы контроля, система оценок        8

Методическое обеспечение        2

Подбор репертуара        3

Организация урока        5

Перечень учебно-методической литературы        8

Список методической литературы        43


Пояснительная записка

Огромную роль в образовательном процессе играет эстетическое воспитание, необходимое для формирования гармонически развитой личности. Среди различных видов искусства, таких как: поэзия, литература, живопись, театр, музыке принадлежит одно из ведущих мест. Музыкальное искусство является источником умножения духовной культуры человека, способствует становлению его идейно-нравственного облика и мировоззрения человека в целом.

Образовательная программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» (фортепиано) дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного ансамбля» составлена в соответствии  с пунктом 1 части 4 статьи 12 и пунктом 1 части 2 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и письма Министерства Культуры РФ от 21 ноября 2013 г. N 191-01-39/06-ГИ  «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».

Детские музыкальные школы и школы искусств, являясь существенным звеном в системе дополнительного образования, практически решают задачи эстетического воспитания, формирования мировоззрения, художественных вкусов и профессионального мастерства молодых музыкантов, готовят активных пропагандистов музыкальной культуры. Наиболее способные из выпускников ДМШ и ДШИ в дальнейшем обучаются в средних специальных учебных заведениях (музыкальных, культурно-просветительных и педагогических училищах).

       Программа "Инструменты эстрадного оркестра" направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основ для приобретения им опыта исполнительской практики (сольной, ансамблевой, оркестровой), самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

        Срок освоения программы  составляет 3 года, рассчитан для детей, посту        пивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте после 12 лет.  

Данная образовательная рабочая программа разработана на основе существующих типовых программ и опирается на новые учебные планы, предусматривающие 3-х летний срок обучения. Программа представляет рациональное и сбалансированное распределение учебной нагрузки, связанная не только с задачами обучения в музыкальной школе, но и с учетом все возрастающих от класса к классу требований, предъявляемых к ученику в общеобразовательной школе; с учетом расположения школы в местности, где условия жизни приближенны к условиям Крайнего Севера. Программа предполагает использование методики преподавания, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

                                            

Объем учебного времени

При реализации программы, продолжительность учебного года с первого по третий классы составляет 39 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по третий классы - 34 недели, 35 неделя - зачётная.

В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего  образования.

Объём аудиторной учебной нагрузки по классам: с 1 по 3 класс по 1 часу в неделю. Продолжительность академического часа 40 минут.

        Аудиторные занятия насчитывают 102 часа. Самостоятельная нагрузка составляет – 408 часов. Максимальная нагрузка – 510 часов.

       Объем самостоятельной (домашней) работы обучающихся в неделю  в 1, 2,3  классах составляет 4 часа.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

 Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, имеют право на освоение программы по индивидуальному учебному плану.

Цели и задачи учебного предмета

      Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и должна способствовать формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

 направлена на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков.

Годовые требования

                                     

I класс

Произведения

Технический материал

3-4 этюдов;

5-6 разнохарактерных произведений;

2-3 ансамбля.

С, G, F, D-dur в прямом движении 2 октавы; а, е, d-moll (3 вида) в прямом движении; хроматические гаммы от данных звуков двумя руками в прямом движении в 2 октавы, арпеджио короткие отдельно каждой рукой.

II класс

Произведения

Технический материал

2 полифонических произведения;

1 произведение крупной формы;

2-3 пьесы;

2-3 этюда, на различные виды техники;

1-2 ансамбля.

C, G, F, D, А-dur в прямом движении в 4 октавы; а, d, e, b-moll (3 вида) в прямом движении, хроматические гаммы в прямом движении от данных звуков, арпеджио короткие двумя руками.

III класс

       

Произведения

Технический материал.

2 произведения полифонического стиля;

1 произведение крупной формы;

2 пьесы;

2-3 этюда на различные виды техники;

2 ансамбля.

C, G, F, D, А, Е-dur в прямом движении в 4 октавы; а, d, e, b, fis-moll (3 вида) в прямом движении, хроматические гаммы в прямом движении от данных звуков, арпеджио короткие двумя руками,  с обращениями аккордами по 3 звука отдельно каждой рукой.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся, освоившие программу, должны обладать следующими знаниями. умениями  и навыками:

      - навык исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);

- умение использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

-   навыка публичного выступления;

-   первичные знание о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;

-   знание наиболее употребляемой терминологии;

-   наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

-   знание лучших образцов мировой музыкальной культуры.

Формы и методы контроля, система оценок

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Основными формами аттестации являются: контрольный урок, дифференцированный зачёт и итоговая аттестация.

Контрольные уроки по предмету специальность обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- степени теоретической и практической подготовки;

- сформированных у обучающегося умений и навыков на определенном этапе обучения.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена.

График проведения промежуточной аттестации:

- контрольные уроки: 1, 3, 5  семестрах;

- дифференцированные зачеты: 2, 4 семестрах;

- итоговая аттестация (выпускной экзамен):  6 семестр.

На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее, чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебному предмету, реализуемым в соответствующем учебном году.

Программы экзаменов разрабатываются преподавателем, обсуждаются на заседании отдела и утверждаются заместителем директора по учебно-воспитательной  работе не позднее, чем за месяц до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.

В начале соответствующего учебного полугодия до сведения обучающихся доводится информация о форме проведения экзамена.

Экзамен принимается двумя-тремя преподавателями, в том числе и  преподавателем, который вел данный предмет.

Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).

 По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».  

Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:

«5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2».

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ.

 Музыкальное исполнительство

Оценка «5» («отлично»):

-  артистичное поведение на сцене;

-  увлечённость исполнением;

- яркая и выразительная передача музыкального образа в соответствии                    с содержанием музыкального произведения;

-  слуховой контроль;

-  убедительное понимание формы произведения;

-  выразительность интонирования;

-  единство темпа;

-  ясность ритмической пульсации;

-  яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»):

-  незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

- грамотное понимание формообразования произведения;

-  недостаточный слуховой контроль;  

-  метро-ритмические отклонения;

-  выразительность интонирования;

-  попытка передачи динамического разнообразия;

-  единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

-  неустойчивое психологическое состояние на сцене;

- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

-  слабый слуховой контроль или его отсутствие;

- ограниченное понимание динамических, аппликатурных задач;

-    темпо-ритмическая неорганизованность;

-  слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

-  однообразие и монотонность звучания.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету должны позволить:

  • определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой;
  • определить сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков;
  • оценить умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • оценить обоснованность изложения ответа.
  • оценить знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;
  • оценить знание профессиональной терминологии;
  •  умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  •  навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

Контрольные требования на разных этапах обучения

За время обучения обучающиеся должны приобрести целый ряд практических навыков:

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на инструменте;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на  инструменте;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

-  навыков подбора по слуху;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений.

Методическое обеспечение

Дидактический материал:  видео и аудио записи исполнителей-пианистов, рисунки и таблицы,  набор  открыток портретов отечественных и зарубежных композиторов.

Методический материал: образовательная программа, методическая литература, разработки  внеклассных мероприятий, бесед о музыке, музыкантах-исполнителях, бесед о творчестве музыкантов, аудио- и видеозаписи исполнителей солистов, ансамблей, эстрадных и джазовых оркестров, программы городских, зональных, окружных, всероссийских  конкурсов.

Оборудование класса: музыкальный инструмент ,методический фонд.

Технические средства обучения: музыкальный центр, компьютер, диски с записями.

Подбор репертуара

      Игра на  музыкальном инструменте связана с решением следующих педагогических задач:

 - стимулировать исполнительскую деятельность детей на занятиях, во внеклассной работе и в свободное время (в семейном кругу, в часы отдыха, на праздниках);

 - способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов;

 - воспитать интерес  игре в ансамбле;  

       - активизировать развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, чувство ритма, музыкальной формы, тембровый, гармонический, мелодический слух);

       - способствовать формированию представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.

При выполнении учебно-воспитательных задач решающее значение принадлежит репертуару, методам работы. Главная особенность музыкального материала — его универсальность. Она проявляется в том, что одни и те же произведения служат основой формирования ряда представлений, умений, навыков, чувств. Кроме того, музыкальный материал должен быть доступным для совместного исполнения учащегося и преподавателя и предназначен для формирования творческих действий учащихся. По его образцу они могут обрабатывать и сочинять свои песенки, пьески.

Занимаясь подбором музыкальных произведений, преподавателю необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности. Технические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны быть заложены начальными упражнениями. Уровень сложности музыкальных произведений должен исходить от возможностей учащегося. Если при накопленном потенциале ученик в состоянии работать над более сложными пьесами, не стоит продолжать держать его на простых пьесах.

Помимо инструктивного материала, необходимого для развития тех или иных технических навыков, следует изучать  больше  художественных пьес, всячески поощряя внешкольные выступления.

Репертуар должен быть разнообразным по содержанию, стилю, фактуре. В индивидуальные планы учащихся, как и в зачётные программы, следует включать произведения русских, советских, зарубежных, современных композиторов.

Составлять репертуар преподаватель должен, принимая во внимание постепенное, незаметное для учащегося, повышение сложности пьес, руководствуясь принципом от простого к сложному. Обучение должно быть развивающим. Только при таком подходе к учебному процессу учащийся достигает хороших результатов, увеличивая свой профессиональный рост.

Репертуарные списки, приводимые  в программе, не являются исчерпывающими. Преподаватель может пополнять индивидуальные планы учащегося по своему усмотрению и другими произведениями, отвечающими необходимым музыкальным требованиям и соответствующими по степени трудности возможностям учащегося.

Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально изучаемых в классе, следует знакомить его с целым рядом разнохарактерных пьес, допуская при этом различную степень завершенности работы с ними, не требуя обязательного выучивания наизусть.

Организация урока

      Каждый отдельный вид работы не может быть главным. Необходим комплексный подход к обучению – нужно и качественно выучивать новые пьесы, и развивать технику на гаммах, упражнениях и этюдах. Регулярный повтор выученных пьес также необходим, т. к. в готовых пьесах ученик может поддерживать и совершенствовать исполнительскую технику, учится играть произведения без ошибок и остановок, развивается музыкальное мышление. Результат такого подхода виден не сразу, а где-то на 2– 3-й год обучения.

Учитывая психологические особенности учащихся необходимо использовать различные формы работы на протяжении урока:

- повторение пройденного материала (по слуху и по нотам),

- усвоение нового материала (по слуху и по нотам),

- знакомство с новым музыкальным материалом (разбор, чтение с листа, слушание музыки),

- транспонирование ранее усвоенного.

Все виды творческой работы взаимосвязаны и дополняют друг друга - транспонируются только хорошо выученные произведения, т. е. то, что уже сдано на экзамене. Из пройденного репертуара за полугодие отбираются наиболее удачные пьесы для повторения на уроке. Записываются в конце дневника, туда же заносятся номера прочитанных с листа пьес. Как правило, все творческие задания делаются в классе.

      Музыкальное и техническое развитие ученика во многом зависит от его индивидуальных особенностей: скорости и силы психофизических процессов, состояния и развития музыкального слуха, ритма, памяти, способности широкого распределения внимания, уровня музыкального мышления и многого другого.        Педагог должен гибко учитывать особенности и способности каждого ученика, и в соответствии с ними строить свою работу.

       В течение всего периода обучения необходимо уделять внимание вопросам посадки, постановку игрового аппарата, прививать учащемуся интерес к занятиям, воспитывать его вкус на лучших произведениях различных жанров и стилей, добиваться гармонического развития технических и художественных навыков учащихся.

       Особенностью начального этапа обучения является то, что в задачу преподавателя входит не только развитие исполнительских навыков учащегося, его способностей, а также формирование мотивации к учебной деятельности. Чтобы стимулировать творческую активность учащихся, очень важно обеспечить на уроках благоприятную атмосферу, дать возможность высказать ученику свое собственное мнение. Чтобы воспитание и обучение носило творческий развивающий характер, каждый из трех основных методов (наглядный, словесный, практический) необходимо применять в проблемной форме с нарастанием проблемности,

       На уроках возможно использовать метод интеграции со смежными дисциплинами общеобразовательной школы: инструмент – литература (сопоставление жанров, изучение произведений, написанные на стихи известных поэтов.); инструмент – история (биографические сведения о композиторах той или иной эпохи, исторические сведения и факты, способствующие написанию музыкального произведения); инструмент – изобразительное искусство (беседу об исполняемой музыке можно сопровождать показом репродукций картин, дающих представления о жизни, обычаях людей той эпохи).

      Планирование работы и продуманный выбор учебного материала являются важнейшими факторами, способствующими правильной организации учебного процесса, успешному всестороннему развитию музыкально - исполнительских данных учащегося.

      Успеваемость учащегося во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное музыкально - техническое развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего, музыкального и технического развития.

      Помимо инструктивного материала, необходимого для развития тех или иных технических навыков, следует изучать  больше  художественных пьес, всячески поощряя концертные выступления.

При подборе репертуара необходимо руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально - исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. В отдельных случаях, возможно, включать в индивидуальный план отдельные произведения из репертуара другого класса.

Перечень учебно-методической литературы

                                                             1 класс

Этюды

                                           

Беренс Г. Соч. 70. 50 маленьких фортепианных пьес без октав №№1-30, 31, 33

Беркович И.  Маленькие этюды: №№ 1-10,11-30

                      Альбом «Юный музыкант». Разд.4. Этюды: №№11-21

                      Маленькие этюды: №№15-32

Гедике А. Соч.32. 40 мелодичных этюдов для начинающих: №№2,3,7, 11,12,15,18,19      

Соч.6. 20 маленьких пьес для  начинающих: №№2,5,6

Соч.46.  50 лёгких пьес для фортепиано. Тетр.1: №№11, 18, 20

Тетр.2:  Этюд №27

Соч.47.  30 лёгких этюдов:№№2,7,15

Соч. 58. Ровность и беглость. Этюды ( по выбору).

Соч.59. Этюд №14

          Соч.36. 60 легких фортепианных пьес для начинающих.    

Тетр.1: №№13, 14, 22

Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих: №№ 1-3, 7, 9-13, 15, 19

         Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной   техники (по выбору),  

        Фортепианная азбука (по выбору)

        Этюды на скачки: №№ 1-4

Денисов Э.  Игра в трезвучия. Этюды  (по выбору)

Дювернуа Ж. Соч. 173. Этюды ( по выбору)

Гречанинов А. Соч. 98. Детский альбом: Этюд Ми мажор

                     Соч. 123. Бусинки: Этюд Соль мажор

Гурлит К.  Этюд №6

Зиринг В. Соч. 36. Этюд №2

Леденёв Р. Две прогулки: Этюд, Неприятное происшествие

Лекуппэ Ф. Соч. 17. Азбука. 25 лёгких этюдов: №№3,6,7,9,18,21,23

Лемуан А. Соч.37.Этюды:1,2,4,5,6,7,10,11,27  

Лешгорн А. Соч.65. Избранные этюды для начинающих: № 3,5-7,9

Назарова Т.  – Метнер Этюд №115

Орф. К. Этюды: №№ 116, 117

Слонимский С. Из цикла « Капельные пьески»: Считалка

Сорокин К.  Этюд ля минор

Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г. Гермера. Ч.1:№№ 1-6, 8-10,11,13-18,20,21,23-29,40; соч. 261. Этюды: №№ 1-10,11-14,25

Чернявская Е. Маленький этюд

Шитте А. Соч.108.  25 маленьких этюдов:№№1-15, 16,21-23

       Соч. 160.  25 лёгких этюдов: №№ 1-20, 23, 24

Избранные этюды иностранных композиторов для фортепиано,

Вып.1: №№ 2-29

Милич Б. Фортепиано 1класс ( Этюды по выбору)

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.1.

   Сост. С. Ляховицкая  и Л. Баренбойм (по выбору)

Сборник этюдов и технических пьес из произведений русских и   советских композиторов, тетр.  1.  I-II Кл. ДМШ (по выбору)

Школа игры на фортепиано. Под ред. А. Николаева (по выбору)

Школа игры на фортепиано. Для первого года обучения. Сост. Н. Кувшинников и М.Соколов (по выбору)

Юный пианист. Вып.1. Сост. И ред. Л. Ройзмана и В. Натансона: №№ 1-12

Этюды для фортепиано. Вып.1. Под ред. В. Дельновой (по выбору)

Школа фортепианной техники.

 Биль А.  Соч. 31. Этюды: №№ 1-11,13, 14, 16, 17, 19,24

 Избранные этюды иностранных композиторов для фортепиано.

Вып.1 (по выбору)

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.1 сост.С. Ляховицкая и Л. Баренбойм (по выбору)

Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.1 I-IIкл. ДМШ. Сост. и ред.Н. Любомудровой, К. Сорокина, А. Туманян (по выбору)

Этюды для I-IV Кл. ДМШ. БЮП (по выбору)

Этюды для фортепиано. Вып.2 Ред. В. Дельновой (по выбору)

Юный пианист. Вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона (по выбору)

Пьесы

Агафонников В. Драчун

Александров А. «6 маленьких пьес для фортепиано»:

Дождик накрапывает  ,Когда я был маленьким, По долинам и по взгорьям, Просьба, Вальс, Кузнечик

Амиров Ф. Рассказ

Антюфеев Б. «Детский альбом»:

Грустная песенка, Русский, напев Колыбельная

Ахьярова С. Капельки

Балтин А. Дождь танцует

Бачинская Н. Старинные часы с кукушкой

Барток Б. Детям. Тетр.1: №№ 1-3,5-7

Микрокосмос. Тетр.1,2 (по выбору), Песня, Синкопы

Беркович И.  «25 легких пьес»:

Украинская мелодия, Осенью в лесу, Вальс, Сказка, Танец, Румынская песня.          Танец куклы

Блок В. «Детский альбом»: Колыбельная, Волынка играет, Медведь в лесу,    Прибаутка

Благой Д. Альбом пьес. Тетр. 1: Прогулка, Шутка

Брумберг В. Кукла сломалась

Весняк Ю. Воробышек, Наигрыш, Дождик, Волынка, Казачий танец, Праздник, Зима, Закат, Снежок

Виноградов Ю. Рассказ бабушки Зейнаб, Танец куклы

Волков В. «10 пьес для фортепиано»:

По заячьим следам, По волнам, Незабудка, Маленький танец, Вальс,

 «30 пьес для фортепиано»:

Ласковая песенка, Русская народная песня «Уж ты, сизенький петух», Шуточка, На беговой дорожке, Вечерняя песня, Выход клоуна,

Четыре пьесы для фортепиано: У тихого озера, Урок балета

Гайдн Й. Менуэт Соль мажор, Немецкий танец

Галынин Г. Чижик, Медведь, Зайчик

Гедике А. Соч. 36 «60 легких пьес для фортепиано»  Тетр. I:

Заинька, Танец, Сарабанда, Колыбельная

          Соч. 6. Пьесы: №№5,8,15,19

Соч. 58. Прелюдия

Гендель Г. Ария ре минор, Менуэт ми минор

Герштейн В. «10 фортепианных пьес»: №№3,6,8

Гнесина Е. Пьески-картинки: №10, Сказочка

Гречанинов А. Соч. 98. Детский альбом (пьесы по выбору)

               Соч. 123. Бусинки (по выбору),

Големов С. 11 лёгких пьес для детей на болгарские народные мелодии (по выбору)

Голубев Е. Соч. 27. Колыбельная

Гольденвейзер А.  Соч. 11 «Сборник пьес для фортепиано»: №№ 3,5,6,13

Дроздов А. «Семь детский пьес»:

Старинный танец, Итальянская песенка, В  Башкирии, Украинская песня

Дварионас Б. Маленькая сюита: Прелюдия

Жилинский А. «Фортепианные пьесы для детей»:

Игра в мышки, Вальс, Утро в пионерском лагере

Иванов Аз. Маленькие пьесы для фортепиано: Сказка, Маленький  марш.

Иордан  И. Охота за бабочкой.

Кабалевский Д. Соч.27 «Избранные пьесы для детей»:

Ночью на  реке, Вроде вальса,  Старинный танец, Печальная история,

Кореневская И. Дождик

Королькова И. «Крохе – музыканту» чч.1,2. Пьесы (по выбору).

Леденев Р. Лето прошло

Лепин А. «Восемь лёгких пьес для фортепиано»: Чувашская мелодия

Лукомский Л. Полька

Любарский Н. Сборник лёгких пьес на тему украинских народных песен: На лошадке, Игра, Токкатина, И шумит и гудит, Про щеглёнка, Пастушок, Дедушкин рассказ, Курочка

Львов-Компанеец Д. «Детский альбом»:

Весёлая песенка, Игра, Раздумье, Колыбельная

Майкапар С.  Соч.33 «Миниатюры»:Раздумье

 Соч. 28 «Бирюльки»:  Пастушок, В садике, Маленький командир, Мотылёк, Мимолётное видение

Мелодии Югры-детям

Кечимов С. Два хантыйских  наигрыша: Нарс-юх,  Нинь-юх

Редька Э.  Деревенское утро,  Маленький гусь проснулся

Металлиди Ж.  Мой конь, Дождик

Милич М. Фортепиано 1 кл. (по выбору)

Избранные произведения композиторов XVII- XVIII, начала XIX веков. Вып. 1 под ред. Н. Кувшинникова:

Гуммель И. Три лёгкие пьесы: До мажор, Соль мажор, ре минор

Перселл Г. Ария

Рамо Ж. Менуэт

Молдобасанов К. Шесть пьес: Песня пастуха, В школу

Моцарт В. Аллегретто

Милич М. Фортепиано 1кл.Пьесы (по выбору)

Юцевич Е. Марш, Колыбельная

Обр. Щуровского Ю. Украинская народная песня.

Николаев А. Колобок.

Мясковский Н. «10 лёгких пьес для фортепиано»:

Весёлое настроение, Вроде вальса, Беззаботная песенка

Назарова Т. Сборник пьес и этюдов для фортепиано в 2 и 4 руки. Тетр.1(по выбору)  Грустная песня

Орлянский Г.  Подоляночка, Зайчик

Осокин М.  Соч. 23. Ночью, Танец

Пирумов А.  Детский альбом для фортепиано: Маленькая прелюдия, Маленький марш

Попатенко Т. Музыкальная шкатулка

Раков Н. 24 пьесы в разных тональностях: Утренний урок, Песенка, Потанцуем, «Ку-ку», Колыбельная ля минор

Ребиков В. Дети вокруг ёлки, Кукла в сарафане

Руббах А. «Восемь детских пьес»:

Медвежонок, Сказка

Слонов Ю.  «Пьесы для детей»:

Скерцино, Шутливая песенка Светланина полька, Утренняя прогулка, Рассказ, Разговор с куклой, Сказочка, Кукушка, Колыбельная, Песня,  Весёлая игра

Сорокин К.  «Детский уголок».  Тетр. I: Пастухи играют на свирели, Прятки, Верёвочка,  Грустный вальс, В дремучем лесу, Русская песня (ля минор)

Салютринская Т. Кукушка

Слонимский С. Лягушки, Кузнечик

Стемпневский С. Детский альбом: Пастухи играют, Октябрята идут

Стоянов В. Детский альбом: Маленький всадник, Старинные часы

Фрид Г. Соч. 41. Ночью в лесу, Мишка, Весёлый скрипач Птенец

Ходош В. Еж

Хренников Т. «Альбом пьес»:

Поют партизаны, Осенью, Колыбельная

Хромушин О. Десять пьес для начинающих джазменов:

Капли дождя, , Две скачущие лягушки

Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом: Болезнь куклы, Старинная французская песня

Черник Й. Кукушка, Золотистый жучок

Шагиахметова С. 13 детских пьес: «Петушок-золотой гребешок»

Шишков В. 12 фортепианных пьес: Голубок, Капельки

 Шостакович Д. Альбом фортепианных пьес: Вальс, Грустная сказка

Шульгин Л. Про мишек косматых

Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества: Мелодия, Марш, Первая потеря

Щуровский Ю.  Вальс-шутка, Воробышек, Украинский танец

Детские фортепианные пьесы для I-VI классов.

Виноградов Ю.   Танец медвежат

Еникеев Р. Танец зайчиков

На рояле вокруг света. II класс

 Слонов Ю. Листок из альбома

Живцов А. Хромой кузнечик

Косенко В. Старинный танец

Гаврилин В. Каприччио, Лисичка поранила лапу

Рыбицкий В. Кот и мыши, Прогулка

Сигмейстер Э. Прощай!, Ковбойская песня

 Хайд М.Сюита «Соседи»: Райские птицы, Птица Киви

Жербин М. Пионерский марш,  Косолапый мишка

Жилинский А. Танец, Дятел и кукушка

Концертные пьесы для фортепиано. ч.1 вып.1

 Гречанинов А. Весельчак

Фогель М. В цирке

Арутюнов А.  Марш игрушек

Кайдан-Дешкин С. Гавот

«Школа игры на фортепиано». Под ред. Николаева А.

Глиэр Р.  Монгольская песенка

Руббах А.  Зайка, Воробей

Школа игры на фортепиано. Для второго года обучения. Сост.: Н. Кувшинников и М. Соколов:

 Куперен Ф. Кукушка

  Хиндемит П. Две пьесы: Песня, Марш

«Музыкальный альбом», сост. Руббах А., Ройзман Л.

Руббах А. Лесные птицы

«Юный пианист». вып. I, сост. Натансон В., Ройзман Л.

Александров А. А кто у нас умный?

Бер О.  Шалун

Блантер М. Песня о Щорсе

Беркович И. Мазурка

Бекман Л. Ёлочка

Волков В. Капризуля, Светлячки

Грачёв М. Весёлые мастера

Исмаил М. Моя Индонезия

«Юный пианист», вып.I. сост. Натансон В., Ройзман Л.

Качурбина М.  Колыбельная

Литкова И. Кукла танцует

Немецкая народная песня «Времена года»

Решевский Ш. Угощение

Филиппенко А.  На мосточке

Современная фортепианная музыка для детей. II Кл. ДМШ. Сост., ред. Н. Копчевского:

Азриэль А. Песенка

Барток Б. Румынская рождественская песня №2

Лютославский В. Две польские народные песенки

Окумура Х. Японская детская песенка

Обретенов С. Игра

Пуленк Ф.  Маленький хороводик.

Селении И. Дудочка и барабан

Стоянов А. Жители деревни, Пьеса в болгарских ритмах

Томази А. Пробуждение маленького солдатика

«Сборник фортепианных пьес» часть 1. сост. Ляховицкая С., Баренбойм Л.

Книппер Л.  Степная кавалерийская

Красев М. Ёлочка

Левидова Д. Колыбельная

Раутио В. Танец

Русские народные песни «Вечерком красна девица»,  «Коровушка, Старинная французская песня, Эстонский народный танец

«Сборник фортепианных пьес», часть II. сост.Ляховицкая С.

Витлин В. На лошадке

Майкапар С. Колыбельная сказочка Ре мажор

Моцарт В. Менуэт №13

Телеман Ф. Фантазия

Украинская народная песня « Ой джигуне, джигуне» обр. Берковича И.

Чешская народная песня «Аннушка»

БЮП, вып. I

Брумберг В. Грустный рассказ

Вейсберг Ю. Колыбельная

Власова Л. Метелица

Грузинская народная песня «Сулико». обр. Куртиди В.

Кабалевский Д.  Пьеса

Кершнер Л.  Малыш

Лалинов М. Песня

Парусинов А. Эхо

Салютринская Т. Плясовая

БЮП, вып.II

Васильев–Буглай  Д. Осенняя песенка

Власова Л. На лужочке, на лугу

Герштейн. Пьеса

Казахская народная песня «Степь»

Молдавский народный танец «Жок»

Польский народный танец

Салютринская Т. Спать пора

БЮП, вып.IV

Абелев Ю. В степи

Кабалевский Д. Песенка

Русская народная песня «Колыбельная»

Курочкин В. Вальс

Латышская народная песня

Михайлов К. Игра

Руднев Н. Щебетала пташечка

Салютринская Т. Ивушка, Ёлочка, Палочка-выручалочка

Степшина С. Пойдём погулять

Филиппенко А. Цыплятки

Коми-пермяцкая народная песня «Ленты в косы заплетала»

БЮП, вып.V

Антюфеев Б. Дождик

Александров А. Нидерландский танец

Казахская народная песня

Живцов А. «Выйду ль я на реченьку»

Жилинский А. Весёлые ребята

Кальвэ Л.  Куклы-матрёшки

Музафаров  М. Весенняя плясовая

Парусинов А. Колыбельная

Слонов Б. Кошечка

«Советские композиторы - детям», тетрадь 1

Бекман – Щербина Е. Про Мурку

Белорусская народная песня «Дудочка-дуда»

Караманов А. Птички

Крутицкий М. Зимою

Кос-Анатольский А. «Начинаем передачу для ребят!»

Старокадомский М.  Ку-ку

«Советские композиторы – детям», тетрадь  

Абелев Ю.  На рассвете

Красев М. Конь

Крутицкий М.  Осенью

Любарский Н.  Серые гуси

Полифонические произведения

Аглинцова Е. Русская песня  

Антюфеев Б. «Детский альбом»: Русский напев, Беседа

Барток Б. Разговор

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»: Ария ре минор,  Менуэт Соль мажор, Менуэт ре минор,   Волынка Ре мажор,   Полонез соль минор №2

Беркович И. «25 легких пьес для фортепиано»: Канон

. Полифонические пьесы: «Ой, летает сокол», «Хмель лугами»      

Гедике. А. Соч. 36 «60 легких пьес для  начинающих»  Тетр.I: Фугато

Гендель Г. Две сарабанды: Фа мажор, ре минор

Слонов Ю.  «Пьесы для детей»: Полифоническая пьеса

 «Полифонические пьесы» I-IV классы БЮП

Иванов-Радкевич Н. Полифоническая пьеса

Лазаренко А. Колобок

Литовко Ю. Канон

Любарский И. Дуэт

Леденев Р. Маленький канон

Малинников В. Полифоническая пьеса

Павлюченко В. Фугетта

Сен- Люк Я. Бурре

Шишов И.  Песня

Обработка народных песен: «На горе, горе», «Три садочка»,  «Отчего соловей»

«Сборник полифонических пьес» сост. Ляховицкая С.

Русские песни: «Как во городе царевна»

«Дровосек», «Ночка тёмная», «Не кукуй, кукушечка»

Украинские песни: «У Маруси хата», «Ой, летает сокол»

 «Советские композиторы – детям» Тетр.1

Тигранян В. Канон

«Фортепианные пьесы эстонских композиторов для детей»

под ред. Лензина В.И.

Арне Э. Полифонический эскиз

Рейман В. Канон

Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Колыбельная песенка

Альбом ученика-пианиста II класс:

Щуровский Ю. Поле

Орлянский Г.  Подоляночка

Завалишина М. Песня

Беркович. И. Русская песня

«Педагогический репертуар ДМШ» Сборник первый:

Барток Б.  Пьеса №1

«Педагогический репертуар ДМШ» Сборник третий:

Гуммель И. Пьесы: Фа мажор, ре минор. До мажор

Кригер И.  Менуэт ля минор

«Педагогический репертуар ДМШ» 1 класс:

Моцарт Л. Менуэт, Бурре

Телеман Г. Две пьесы

Полифонические пьесы советских композиторов. Сост. К. Сорокин:

Раков Н. Поют за рекой, Взгрустнулось

Полифонические пьесы. I-V Кл. ДМШ (БЮП). Сост. В. Натансон:

Беркович И. Украинская песня

Шишаков Ю. Канон

Щуровский Ю. Канон

Юцевич Е. Каноническая имитация

Сборник полифонических пьес. Тетр.1. Сост. С. Ляховицкая:

Бем Г. Менуэт

Бланджини Ф. Ариетта

Гендель Г. Менуэт

Корелли А. Сарабанда

Кригер И. Менуэт

                                     

Произведения крупной формы

Беркович И. Школа игры на фортепиано: Сонатина Соль мажор, Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде»

Бетховен Л.  Сонатина Соль мажор, ч. 1,2

Благой Д. Альбом пьес: Маленькие вариации соль минор

          Весняк Ю. Тема с вариациями соч.1 №4, Сонатина соч.1 №5

Вильтон К. Сонатина

Гедике А.  Соч.36. Сонатина  До мажор,№20

       Соч. 46. Тема с вариациями

Диабелли А.  Сонатина Фа мажор (Школа игры на фортепиано. Для второго года обучения. Сост. Н. Кувшинникова и Н. Соколов)

Дюбюк А, Русская песня с вариацией  До мажор

Жилинский А.  Сонатина Соль мажор

Жупанович Л.  Вариации на тему детской песни

Клементи М. Соч.36.Сонатина До мажор,№1

     Литкова И. Вариации на тему белорусской народной песни

                       «Савка и Гришка сделали дуду»,

                      Вариации на тему русской народной песни

Лукомский Л. Сонатина Ре мажор, Вариации ля минор

Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни (соль минор)

Моцарт В.Вариации  на тему из оперы «Волшебная флейта» (Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей. ч.2. сост. С. Ляховицкая)

Потоловский Н. Песенка с вариациями  

Плейель И. Сонатина Ре мажор, ч.1

Раков Н.  Сонатина Ре мажор

Рейнеке К. Соч. 136. Аллегро модерато

Сильванский Н. Вариации

Сорокин К. Детская сонатина №1 Ре мажор

Степаненко М. Сонатина № 4 До мажор

Стоянов А.  Вариации на тему Добри Христова

Хаслингер Т. Сонатина До мажор, ч.1, 2(Школа игры на фортепиано. Под ред. А. Николаева)

Чичков Ю. Маленькая сонатина

Чимароза Д. Сонатина ре минор

Шпиндлер Ф. Сонатина До мажор

Штейбельт Д.  Сонатина До мажор, ч.1

«Школа игры на фортепиано» под ред. Николаева А.

Салютринская Т.  Сонатина

Моцарт В. Аллегро Си-бемоль мажор

«Хрестоматия педагогического репертуара»,  вып. I.  I-II классы

Назарова Т.  Вариации на тему русской народной песни

     «Пойду ль я, выйду ль я», Маленькая сонатина

Рейнеке К.  Соч.127. Сонатина Соль мажор, ч. 2

      Соч. 12. Андантино из сонатины

                                       Ансамбли

Балакирев М.: Тридцать русских народных песен в 4 руки: "Уж ты, зимушка", "Под яблонью", "Во поле береза стояла", "Подуй, подуй, непогодушка".               Бетховен Л. Чудесный цветок (Детский сборник в 4 руки, перелож. Л. Юдиной). Гречанинов А. Соч. 99. На зеленом лугу.

Кюи Ц. Десять пятиклавишных пьес в 4 руки (по выбору).

Избранные ансамбли, вып. 1. Сост. В. Натансон:

Бах И.С. Песня.

Моцарт В. Колыбельная песня.

Шуберт Ф. Немецкий танец.

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Сост. С. Ляховицкая и Л. Баренбойм. М, 1962:

Глинка М. Полька.

Русские народные песни: "Я на горку шла", "Эй, ухнем", "Светит месяц".          Чайковский П. Отрывок из балета "Спящая красавица".

Шостакович Д. Шарманка.

Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано, вып.1. I - II кл. ДМШ. Сост. и ред. Н. Любомудровой, К. Сорокина, А. Туманян:

Глинка М. Краковяк из оперы "Иван Сусанин".

Живцов А. Бульба.

Книппер Н. Полюшко – поле.

Пьесы в переложении для саксофона и фортепиано А. Ривчуна. М.,1964

Школа игры на фортепиано. Ред. и сост. Н. Кувшинникова и М. Соколова. М, 1963, для 1 -го года обучения:

Стравинский И. Анданте.

Моцарт В. Ария Церлины из оперы "Дон - Жуан" (перелож. А. Самонова). Шостакович Д. "Родина слышит" (перелож. В. Агафонникова).

Школа игры на фортепиано. Под общей ред. А. Николаева. М., 1974:

Балакирев М. На Волге.

Векерлен Ж. Пастораль.

Глинка М.  Ходит ветер у ворот.

                                            2 класс

                                                              Этюды

Школа фортепианной техники, вып. 1. Сост. В. Дельнова и В. Натансон. М., 1966:

Этюды №№ 35-48

Фортепианная музыка для ДМШ. Младшие классы. Под ред. М. Соколова. Этюды, вып. 1. М., 1972:

Гнесина Е. Маленький этюд на трели.

Черни К. Соч. 821. Этюд Ре мажор.

Самонов А. Дудочки.

Кефалиди И. Соч. 4, № 12. Этюды.

Беляев В. Этюд «Весенние ручейки».

Лабунский В. Токкатина.

Музыкальный альбом для фортепиано, вып.1. Сост. А. Руббах. М., 1972:

Гозенпуд М. Игра.

Ложье И. Этюд.

Будницкий В. Этюд.

Гажтецкая И. Танец мушек.

Школа игры на фортепиано. Под общей ред. А. Николаев. М., 1974: Часть 2. Этюды №№ 6-11

Шитте А. Соч. 108 (по выбору).

                 Соч. 160. №№20-24.

Черни К.- Гермер Г. Этюды. Часть 1. №№ 20-29.

                      Полифонические произведения

Арман Ж. Фугетта.

Бах И. С. Нотная тетрадь А. М. Бах: Менуэт Соль мажор, Менуэт соль минор, Полонез соль минор, Волынка Ре мажор.

Гендель Г.: Менуэты: ре минор (под ред. Л. Ройзмана), Фа мажор,

                  ре  минор.

         Две сарабанды.

Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Колыбельная.

Избранные произведения композиторов XVII, XVIII и начала XIX вв.,

вып.1. Под ред. Н. Кувшинникова. М., 1959:

Бах И.С. Анданте.

Рамо Ф. Менуэт в форме рондо.

Муффат Г. Сицилиана.

Педагогические пьесы для фортепиано, сб. II. Под ред. Н. Кувшинникова.

М.-Л., 1939:

Бах И. С. Ария соль минор.

Гендель Г. Три менуэта.

Кирнбергер И. Менуэт.

Моцарт Л. Две пьесы, Менуэт.

Скарлатти Д. Ария ре минор.

Педагогический репертуар ДМШ, младшие классы. Пьесы в форме Старинных танцев. Сост. М. Соколов. М., 1972:

Нееф К. Менуэт.

Тюрк Д. Маленький балет.

Кирнбергер И. Сарабанда.

Учебный репертуар для учеников II кл. ДМШ. Ред. и сост. Б. Милич. Киев, 1970:

Караев К. Грустный рассказ.

Щуровский Ю. Канон.

Юцевич Е. Каноническая имитация.

Ляпунов С. Пьеса.

Бем Г. Менуэт.

Корелли А. Сарабанда.

Бланжини Ф. Ариетта.

                                           Пьесы

Александров Ан.: Соч. 73. Избранные детские пьесы: Песенка, Просьба.

                     Башкирская мелодия № 2 Алябьев А. Пьеса соль минор.

Беркович И.  Десять педагогических пьес для фортепиано: Мазурка.

Васильев П. Четыре пьесы, Прогулка.

Волков В. Тридцать пьес для фортепиано: Мазурка, Марш.

Геворкян Ю. Альбом детских пьес для фортепиано: Колыбельная.

Гедике А.: Соч. 6. Двадцать маленьких пьес для начинающих: №№ 6,11, 14,16,  

                  17, 18.            

        Соч. 57. Мотыльки.

        Соч. 36. Колыбельная, № 25. Полька, № 32. В лесу. Гречанинов А.: Соч. 98, № 1. Необычайное происшествие.

Зиринг В. Соч. 12. Кукушечка.

Кабалевский Д. Соч. 27. Ночью на реке, Печальная история.

Лядов А.Четыре русских народных песни: Колыбельная.

Моцарт В.: Аллегретто Си - бемоль мажор.

       Четырнадцать пьес: Пьеса Ми - бемоль мажор.

Николаева Т. Детский альбом: Сказочка.

Осокин М. Соч. 23. Танец.

Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом: Итальянская песенка, Болезнь куклы. Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества: Марш, Первая утрата.

Шостакович Д. Танцы кукол, Шарманка, Танец.

Эйгес К. Соч. 43. Четыре детских пьесы: Сумерки, Маленький романс.

Пьесы композиторов народной демократии, вып.1. Под ред. М. Кувшинникова. М., 1962:

Гаал Е. Волынка.

Сухонь Э. Мой Лиино.

Циммер Я. Кукла плачет.

Човек В. Шесть французских танцев XYIII в.: № 6

Школа игры на фортепиано, ч. 1. Под общей ред. А. Николаева. М., 1972:

Свиридов Г. Ласковая просьба.

Школа игры  на фортепиано.  Под ред.  Н.  Кувшинникова  и

М. Соколова. М., 1963:

Пьерне Г. На мосту Авиньона (французская песня в переложении М.  Соколова).

Глюк К. Летняя ночь.

Вертгеймер И. Мелодия с аккордами.

Произведения крупной формы

Андре А. Сонатина Соль мажор (Сонаты, сонатины, рондо, вариации для фортепиано, ч. 1.Сост. С. Ляховицкая).

 Бетховен Л.Сонатина Соль мажор, ч. 1.

 Благой Д. Альбом пьес: Маленькие вариации соль минор.

 Гедике А. Соч. 36. Сонатина До мажор.

 Гнесина Е. Тема из шести маленьких вариаций Соль мажор (Учебный

 репертуар для III класса ДМШ, ред. Б. Милич. Киев, 1970).

 Клементи А. Соч. 36. Сонатина № 1 До мажор (ч. 5).

 Рожавская Ю. Сонатина Ля мажор, ч. 2 (Учебный репертуар для учеников     III кл. ДМШ, ред. Б. Милич. Киев, 1970).

Сорокин К. Детская сонатина № 1 Ре мажор.

Стоянов А. Вариации на тему Добри Христова.

                                         

Ансамбли

Бекман - Щербина Е. Три детских пьесы для 2-х фортепиано в 4 руки: Колыбельная.

Беркович И.Соч. 30. Фортепианные ансамбли (по выбору).

Иванов - Радкевич Н. Шесть пьес для начинающих в 4 руки: Колыбельная. Чайковский П. Пятьдесят русских народных песен в 4 руки: №№ 1, 2, 6.

Сборник русских народных песен в обработке М. Балакирева, Н. Римского - Корсакова, А. Лядова:

«Уж ты, зимушка, да ты, зима».

 «Во поле туман затуманился».

«Сидел Ваня на диване».

«Ходила малешенька».

Школа игры на фортепиано. Сост. и ред. Н. Кувшинников и М. Соколов. М., 1963:

Сарауэр А. Лесная кукушка.

Прокофьев С. Отрывок из симфонической сказки «Петя и волк» в облегченном перелож. Б. Смолякова.

    Барток Б. Через хмурые окна.

    Юный пианист, вып.4. Ред. и сост. Л. Ройзман и В. Натансон. М., 1973:

    Чайковский П. Мой Лизочек так уж мал.

     Глинка М. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин».

     Серов А. Варяжская баллада.

3 класс

                                                       Этюды

Гедике А.: Соч. 47. №№ 10-16, 18, 21, 26.

        Соч. 58. №№ 13, 18,20.

Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих, тетр. 4.

Зиринг В. Соч. 36. Этюды: №№ 1, 2.

Лак Т.Соч. 172.№№5-8.

Лемуан А. Соч. 37. №№20-23, 35, 39.

Лешгорн А. Соч. 65, тетр. 2 (по выбору).

Майкапар С. Соч. 33. Миниатюры: У моря ночью.

Черни К. - Гермер Г. Этюды, ч. 1: №№ 30, 32, 34 - 36, 38, 42.

Шитте А. Соч. 68, 25 этюдов: №№ 2, 3, 6, 9.

Школа игры на фортепиано. Под общей редакцией А. Николаева. М., 1974:

Этюды №№ 12-18.

Школа фортепианной техники, вып.1. Сост. В. Дельнова и В. Натансон М., 1966: Этюды №№ 49 – 66.

Избранные этюды зарубежных композиторов, вып.2. Ред. и сост. А. Руббах и В. Натансон. М., 1968: Этюды №№7-19, 23,25.

Школа игры на фортепиано. Сост. и ред. Н. Кувшинников и М. Соколов, для второго года обучения, раздел И. М., 1964: Этюды  №№ 18, 19.

Полифонические пьесы

Александров А. Пять легких пьес: Кума.

Бах И.С. Нотная тетрадь А.М. Бах:

Менуэт до минор, Менуэт До мажор, Маленькие прелюдии и фуги, Прелюдия До мажор. 1 т. № 2.

Гедике А. Соч. 60. Инвенция. Прелюдия ля минор.

Гольденвейзер А. Соч. 11. Фугетта Ми мажор, Фугетта ми минор,

Соч. 15. Фугетта № 13.

Иванов - Радкевич Н. Восемь полифонических двухголосных пьес: №№ 3, 6.

Лядов А. Четыре русских народных песни: «Подблюдная».

 Мясковский Н. Соч. 43. Полевая песня.

Избранные сочинения композиторов XYI1, XYIII и начала XIX вв., вып.2. Сост. и ред. Н. Кувшинникова. М. - Л.,1959:

Кригер И. Сарабанда.

Маттезон И. Ария, Менуэт.

Перселл Г. Танец.

Скарлатти Д. Ария.

Педагогические  пьесы  для  фортепиано,  сб. 2.  Под ред.  Н.Кувшинникова. М. - Л., 1959:

Бах И. С. Ария. Соль минор.

Кребс И. Паспье.

Библиотека юного пианиста. Полифонические пьесы   I — V кл. ДМШ, сост.

В. Натансон. М., 1969:

Благой Д. Мирная беседа.

Фере В. Канон.

Юный пианист, вып. 1. Ред. и сост. Л. Ройзман и В. Натансон. М., 1973:

Эстонская народная песня "Двое поют" (в обр. Э. Арро).

Вервик Е. Осеннее настроение.

Педагогический репертуар ДМШ, младшие классы. Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. М., 1972:

Моцарт В. Контрданс.

Перселл Г. Менуэт, Вольта.

Рихтер Ф. Менуэт, Бурре.

Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3. Ред. и сост. О. Брыкова, А. Парсаданова, Л. Россик.М., 1973:

Циполи Д. Сарабанда из сюиты № 2.

Менуэт из сюиты № 4.

Пьесы

Александров А.: Избранные детские пьесы: Итальянский танец

                 Двенадцать   легких   пьес   по   бетховенским   обработкам

                   шотландских народных песен: №№ 8,11,12. Амиров Ф. Двенадцать миниатюр для фортепиано: Ноктюрн Бетховен Л.: Экоссезы: Ми - бемоль мажор и Соль мажор.

           Соч. 107, № 1. Тирольская песня.

Беркович И. Десять лирических пьес для фортепиано: Украинская мелодия. Гайдн И. Менуэт Соль мажор.

Гедике А.: Соч. 6. Двадцать маленьких пьес: №№ 19, 20.

        Соч. 46, ч. 2: Мазурка, Вальс.

Гречанинов А. Соч. 123. Грустная песенка.

Косенко В. Соч. 15. Двадцать четыре детских пьесы: Пастораль, Вальс,

Украинская песня.

Лядов А. Четыре русские народные песни: Семейная.

Моцарт В. Четырнадцать пьес: № 3 и № 5.

Майкапар С.: Соч. 8. Маленькие новеллетты: Мелодия.

            Соч. 28. Колыбельная.

Николаева Т. Детский альбом: Старинный вальс.

Осокин М. Детский альбом: На реке, Детская песенка.

Прокофьев С. Соч. 65. Детская музыка: Сказочка.

Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом: Шарманка поет, Полька, Вальс.

Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества: Веселый крестьянин, Смелый наездник.

Эйгес К. Шесть легких пьес: Русская песня, В лесу.

Школа игры на фортепиано. Сост. и ред. Н. Кувшинников и М Соколов. М., 1963:

Дремлюга Н. Песня.

Раков Н. Песенка.

Хиндемит П. Пьеса № 1.

Шостакович Д. Марш.

Кулау И. Прелюдия.

Бетховен Л. Немецкий танец.

Капп Э. Родной напев.

Воханка Ф. Чешская песенка.

Произведения крупной формы

Беркович И. Сонатина До мажор.

Бетховен Л Сонатина Соль мажор, ч. 2.

Гедике А. Соч. 46. Тема с вариациями.

Глиэр Р. Соч. 43. Рондо.

Гуммель Г. Аллегретто (Избранные произведения композиторов XYII,

XYIII и начала XIX вв., вып.1, под ред. Н. Кувшинникова).

Диабелли А.: Соч. 151 .Сонатина № 1: Рондо (Учебный репертуар для III  кл. ДМШ, ред. Б. Милич, Киев, 1970).

Сонатина Фа мажор (Школа игры на фортепиано для второго года обучения, сост. и ред. Н. Кувшинников и Н. Соколов. М., 1963).

Кабалевский Д.: Соч. 51. Вариации Фа мажор.

                 Соч. 27. Сонатина ля минор.

Клементи М. Соч. 36. Сонатина № 1 До мажор (чч. 2 и 3).

Мелартин Э. Сонатина соль минор.

Моцарт В.: Сонатина № 4 Си - бемоль мажор (ч. 1).

         Сонатина № 5 Фа мажор: Полонез.

Плейель И. Сонатина Ре мажор.

Сорокин К.: Две детских сонатины: № 1 Ре мажор.

        Тема с вариациями ля минор.

Чимароза Д. Сонатина ре минор, Сонатина ля минор.

                                         

Ансамбли

Балакирев М.: Тридцать русских народных песен в 4 руки: «Калинушка с               малинушкой».

 Четырнадцать избранных русских народных песен (по выбору).

Гнесина Е. Две пьесы в 4 руки: Ладушки.

Золотарев В. Соч. 15. Тридцать украинских песен в 4 руки: № 12.

Иванов - Радкевич Н. Шесть пьес для начинающих: Марш, Гавот.

Мартини Д. Гавот (перелож. М.Гехтмана).

Сборник русских народных песен в полифонической обработке для фортепиано в 4 руки А. Флярковского и Р. Щедрина: №№ 1, 6.

Школа игры на фортепиано. Под общей ред.А. Николаева. М., 1974:       Русская народная песня «На    море   утушка   купалась» (в обработке С. Дементьевой - Васильевой).

Чай вдвоем. Популярные мелодии для саксофона- альта и фортепиано.     Гинецинский Д. Пьесы и этюды для трубы и фортепиано. Л.,1989

 Музыка русских композиторов для трубы и фортепиано. Переложение

      Марголина В. С.-П., 2003

Юный пианист, вып.2 .Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона. М, 1973: (по выбору).


Список методической литературы

  1.  Алексеев А.Д. Методическая записка к программам инструментальных классов ДМШ и ДШИ/ М 1988г.
  2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста- М. 1935г.
  3. Баренбойм.Л. Музыкальная педагогика и исполнительство- Л. 1974г.
  4. Беркман Т.Л. Обучение музыке в школе / М 1958г.
  5. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. / М, Классика-ХХ1 2003.
  6. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой / М. Классика - ХХ1, 2003г.
  7. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано М. 1982г.
  8. Ляховицкая С. О. О педагогическом мастерстве. Л. 1963г.
  9. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста/ М Кифара 2002г. Музыка
  10.  Большой энцеклопедический словарь / Главный редактор Г.В.Келдыш /М.
  11.  Большая Российская энциклопедия, 1998г.
  12.  Теория и методика обучения игре на фортепиано: учебное пособие для студентов ВУЗОВ /редактор А.Г. Каузова, А.И. Николаева- М,  Владос 2001г.
  13.  Фортепиано. Программы для детских музыкальных школ. М. /1973г.
  14.  Фролова Н.А. Основные направления работы учащегося-музыканта по развитию двигательно-технических навыков. / Самара 2003г.
  15.  Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. / М. Классика ХХI. 2002г.