Голосо-речевой тренинг с элементами актерского мастерства для детей 6-7 лет
Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, постановкой голоса.
Надо знать, что восприятие речи — это не только слуховой, но и слухо-мышечный процесс. Мы воспринимаем речь не только органами слуха, но и мышцами голосо-речевого аппарата, который непроизвольными микродвижениями дублирует речь говорящего. Поэтому зажатость исполнителя непременно передается слушателям, зрителям.
Свободное звучание голоса — необходимое условие публичного общения, обусловленное психофизиологическим состоянием самого выступающего.
Хорошо, свободно звучащий голос, подчиняющийся оратору, тонизирует всю его нервную систему, придает уверенность, вызывает творческое самочувствие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Голосо-речевой тренинг с элементами актерского мастерства | 80 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАДОУ №33 "Детский сад общеразвивающего вида"
Голосо-речевой тренинг
с элементами актерского мастерства
для детей 6-7 лет
Подготовила и провела
педагог высшей квалификационной категории,
музыкальный руководитель
Елена Валерьевна Бутова
Кемерово 2015
Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, постановкой голоса.
Цели:
- развивать голосовые данные (дикцию, тембр, артикуляцию, речевой посыл) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками
- развивать умение изображать эмоции, используя голос, мимику, жесты
- развивать интонационную выразительность
- развивать творческий потенциал каждого ребёнка, способности к импровизации
- формировать творческое воображение, фантазию
Оборудование:
- музыкальная аппаратура, фонограммы;
- пиктограммы эмоций
Артистическая разминка «Поздороваемся»
Скажем: «Доброе утро!» со следующей интонацией:
- с радостью
- с удивлением
- как президент страны
- как хитрая лиса
- как злой волк
- как уставшая бабушка
- как добрая мама, когда будит ребёнка
Дыхательная гимнастика:
Первый вид дыхания – спокойное (плавно звучащая речь “Ночной лес”)
Упражнение “Звукоподражатель”
Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….
Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь
Комар: ззззззззззззззззззз
Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш
Второй вид дыхания – волевой, на сдержанном темпераменте
- “насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС
- “лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс ( силой)
Опора звука:
Самое важное в речи: звук должен опираться не на голосовые связки, а на диафрагму.
Упражнение ”Подлаивание”
- собака проснулась: ав!ав!ав!
- цирк: алеее-Ап!
- команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!
Игра на развитие дикции «Снежки»
Бросаем вверх воображаемый «снежок» со звуками: птки-пткэ-птка-птко-птку-пткы, бдги…, вспи…, взжи…, вздри… и тд…
Затем «играем в снежки». Произносим четко и громко, бросая воображаемый снежок, скороговорки:
«Жужжит над жимолостью жук»,
«Лежебока рыжий кот отлежал себе живот»,
«В грязи у Олега увязла телега, сидеть тут Олегу до самого снега»,
«Шесть мышат в камышах шуршат»
Упражнение "Эхо".
Известно, что эхо повторяет всё, что слышит дважды. Попробуйте произнести знакомое с детства "Ау-у-у!". Педагог произносит, посылая звук детям 1 раз, им же, поскольку они «эхо», необходимо дважды произнести слово, отправленное педагогом, причем активно посыла звук. Губы при этом вытянуты, а из рук делается большой «рупор». А теперь «бросаем» каждое слово из скороговорки
«Лена искала булавку, а булавка упала под лавку»
«Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз»
Диапазон голоса
(регистры: нижний, средний высокий)
Упражнение «Медвежонок по весне»
Маленький медвежонок просыпается весной в берлоге. Звук «а» - низкий регистр (руки на животе), лучик солнца пробился в берлогу – средний регистр (руки на груди), высунул голову и увидел солнышко – высокий регистр (руки на голову). Затем произнести звук
«а-а-а-а-а» вверх-вниз без пауз. (далее «о, у, и, э, ы)
Скороговорка на развитие диапазона:
Шли семеро стариков,
Говорили старики про горох.
Первый говорил горох хорош,
Второй говорил горох хорош,
Третий говорил горох хорош,
Четвёртый говорил горох хорош,
Пятый говорил горох хорош,
Шестой говорил горох хорош,
Седьмой говорил горох плох!!!
Виды эмоций
Показать эмоции при помощи мимики и жестов:
радость грусть удивление испуг злость неприязнь
Интонационная выразительность.
Фразы: «Ну вот и всё…», «Я люблю манную кашу», «Ура! Скоро новый год!»
Произнести:
- кровожадно,
- печально,
- радостно,
- злостно,
- удивлённо,
- устало.
Скороговорки с жестом и движением:
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап!!!
Стихи в движении:
Дети самостоятельно, либо с помощью педагога придумывают жесты и движения к стихотворениям, при этом используют мимику, навыки «оценки».
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Скорости переключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы — шофёры хоть куда!
Песня в движении «Виноватая тучка»
Анализ литературно-музыкального материала: про что песня, какие картины видения возникают при чтении текста песни, о чем песня.
1. Злую тучку наказали: - Ты плохая!- ей сказали. И она заплакала: Да, кап-кап-кап-закапала.
Припев: Кап-кап-кап... Дождик пошёл! Кап-кап-кап... Дождик пошёл!
2. Мыши сразу задрожали - Мыши в норки побежали. Полетели птиц вниз, Да птицы сели под карниз.
Припев: Кап-кап-кап... Дождик пошёл! Кап-кап-кап... Дождик пошёл!
3. Пёс по имени Барбос Струсил не на шутку - Еле ноги он унёс В свою собачью будку. Припев: Кап-кап-кап... Дождик пошёл! Кап-кап-кап... Дождик пошёл! | 4. Ну а мы с тобой не тужим - Босиком бежим по лужам! Брызги прямо ввысь летят, С тучею встречаются. А потом они назад Да с неба возвращаются!
Припев: Шлёп...шлёп...шлёп... Шлёп...шлёп...шлёп... Шлёп...шлёп...шлёп... Дождик идёт! Шлёп...шлёп...шлёп... Дождик идёт!
5. Тучку бедную простили. Тучку с миром отпустили. Тучка плакать перестала, А потом совсем пропала. Кап-кап-кап... Дождик прошёл! Кап-кап-кап... Дождик прошёл! Кап-кап-кап! |
Список литературы.
- Савкова З.В. “Техника звучащего слова” издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургской государственной академии культуры. План 1997 года.
- Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. / М.Н.Щетинин – М.: Метафора, 2006. – 128 с.
- Леокарди, Е.И. Дикция и орфоэпия [Текст]: сборник упражнений по сценической речи. / Е. И. Леокарди. – М.: Просвещение, 1967г.
- Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко – М.: Просвещение, 1984 г
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / Изд-во Института Психотерапии. – М., 2001.
- Л. М. Шихматов Сценические этюды / «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1986.
- К.С.Станиславский. Работа актера над собой. Ч.1 – М.: Изд. “Искусство”, 1954
- Театр, где играют дети: Учеб. - метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов./ Под редакцией А.Б.Никитиной–М.: Изд.центр ВЛАДОС,2001 .- 286 с.
- Станиславский К.С., Сочинения, том 3 с. 128, с. 110-111.
- Куликовская Т. А. Чистоговорки и скороговорки / Изд.«Гном и Д», 2010
- В. Дмитриева Скороговорки и чистоговорки для развития речи / АСТ, Астрель, 2008