ДУХОВНЫЕ СТИХИ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Примак Марина Анатольевна

Я считаю, что одной  из самых важных задач педагога сформировать у ребенка основы нравственности. Постепенно, пошагово я ввожу детей в мир духовных стихов, духовных песнопений....

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДУХОВНЫЕ СТИХИ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Примак Марина Анатольевна

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского и юношеского творчества» муниципального образования города Братска.

Вот уже более 15 лет я являюсь руководителем Образцового детского фольклорного ансамбля «Купелька». Возраст моих воспитанников от двух до 16 лет. Наши учебные занятия включают в себя разнообразные формы и виды деятельности, которые развивают вокальные навыки, музыкальные и творческие способности, прививают эстетический вкус, знакомят с традициями родного края,  дают возможность обратиться к истокам родной национальной культуры в условиях современного мира. Немаловажная роль отводится концертным выступлениям. В основе всей моей работы Православные традиции. И духовные стихи, как никакой другой жанр, являются основой для духовно - нравственного воспитания детей.

Я считаю, что одной  из самых важных задач педагога сформировать у ребенка основы нравственности. Постепенно, пошагово я ввожу детей в мир духовных стихов, духовных песнопений. И, конечно же, педагогу, работающему в этом направлении,  просто необходимо, быть цельной личностью, понимающей эту глубокую и сложную тему. Знать, что ты делаешь, как, а главное зачем. Важно не просто прочитать детям текст и спеть мелодию. Готовясь к уроку, педагог должен стремиться разработать его так, как что-то неповторимое, яркое и запоминающееся. И тогда каждая встреча с  новым произведением становится незабываемой. Я учу детей петь, прежде всего, душой и сердцем, вокальные навыки здесь вторичны. Духовные песнопения учат сопереживанию и смирению, состраданию и почтению, любви к близким и определенной мудрости, умению радоваться и преодолевать трудности, умению прощать и быть благодарным. Мелодии духовных стихов для детей не имеют сложной музыкальной фактуры, они просты, но очень красивы. За это дети их и любят.

Жанр духовный стих. Духовные стихи – это жанр устного народного творчества, который появился на Руси вместе с её Крещением (988 год). В нём отразились: и широта русской души, и духовное богатство русской нации, и особенности русской христианской веры. На протяжении нескольких веков они были неотъемлемой частью быта русского человека, и отражали ту или иную сторону человеческого сознания. Также духовными стихами в русской словесности называют народные песни на религиозные сюжеты. Песни эти пелись бродячими певцами-странниками на ярмарках, базарных площадях, у ворот монастырских церквей — везде, где находилось достаточное число благочестивых слушателей.

В нашем репертуаре - вокальные духовные стихи. Они более понятны маленькому человечку. Дети постарше любят духовные стихи не только за красивую и проникновенную мелодию, а так же за глубокий смысл. Знакомство с первыми духовными стихами малышей нашего коллектива происходит на 2 год обучения (4-5лет). Приступая к изучению произведения, обязательно проводится тематическая вводная беседа, полный и тщательный разбор текста. Используется реквизит. Например, при изучении песни «Мы маленькие свечи», я использую свечи на батарейках, Рождественскую звезду, костюм ангела, яркие книжные иллюстрации с изображением вертепа, кукольные персонажи.

«Маленькие свечи»

Мы маленькие свечи, но можем мы светить,

И свет Господней речи другим сердцам явить.

Припев: Свет, свет, свет.

Свет светит наш (2 раза).

И в этот дивный вечер Бог дарует нам честь –

Лететь, неся по небу Рождественскую весть.

Припев: Свет, свет, свет.

Свет светит наш (2 раза).

И слезы могут свечи внезапно погасить,

Хоть скорбь нам давит плечи, но можем мы светить.

Припев: Свет, свет, свет.

Свет светит наш (2 раза).

Обучающиеся 3-4 годов обучения уже владеют определенными музыкальными и вокальными навыками. Поэтому духовные песнопения исполняются  многоголосно. Обязательным является прослушивание аудиоматериала с записями исполнителей, просмотр видеоматериала, посещение концертов духовной музыки, посещение Храма.

«Стоит гора»

Стоит гора, как снег бела, а на той горе стоит церква.

А на той горе стоит церква, а в той церкве стоит престол.

А в той церкве стоит престол, за престолом стоит сам Иисус Христос.

За престолом стоит сам Иисус Христос, у престола стоит Божья Матерь.

У престола стоит Божья Матерь, пришли жиды Пилатовы.

Пришли жиды Пилатовы – повели Христа на распятие.

Повели Христа на распятие, а мать плачет, как река льется.

А мать плачет, как река льется, а крик её как волна бьётся.

Обучающиеся старшей группы исполняют более сложные смысловые произведения. Если произведение сложное по смыслу и педагог затрудняется грамотно и доступно объяснить его детям, он может обратиться за помощью к священнослужителю. И ему всегда будут рады помочь.

«Ай вы, голуби»

Ай вы, голуби, ай вы, сизаи,

А вы где были, куда лётали?

А мы там были, туда лётали

На Сиянь-гору, на росстаньице.

Где душа с телом раставалася

Раставалася, распрощалася.

Ты прости, прощай, тело белое,

Тело белое, душа грешная.

А тебе телу век в сырой земле лежать

А тебе душе век в смолы кипеть

Там костры горят невгасимые

Там котлы кипят невкипучие…

...Ай вы, голуби, ай вы, сизаи,

А вы где были, куда лётали.

Мы не голуби, мы не сизаи,

А мы ангелы, мы архангелы

Я специально привела пример текстов песен различной сложности. От Рождественских песен и колядок до глубоких смысловых духовных текстов педагог с воспитанниками совершает этот долгий и значимый путь духовного становления.  Важно ребенка заинтересовать, увлечь. А работа, и главное результат не заставят себя ждать. Глаза моих воспитанников, при исполнении духовных песнопений, говорят сами за себя: нам это понятно, нам это нравится.  Подводя итог сказанному, делаю вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не заканчивется.

P.S. Перед каждым нашим конкурсным выступлением, мы с детьми читаем молитву и Господь нам помогает.