"Воспитание навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением на уроках и дома"
Развитие навыков самостоятельности на уроках и дома.
Работа над музыкальным произведением на уроке.
Работа над музыкальным произведением дома.
Другие проблемы, связанные с воспитанием самостоятельности при работе над музыкальным произведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherepanova_metod_rabota.doc | 86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Новосибирска «Детская школа искусств № 17»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Воспитание навыков самостоятельности при работе над музыкальным произведением у
учащихся детской школы искусств»
Выполнила:
Преподаватель 1-ой
квалификационной категории
МБОУДОД ДШИ № 17
Черепанова Н.Ф.
г. Новосибирск, 2014 год
ПЛАН
- Развитие навыков самостоятельности на уроке.
- Работа над произведением.
- Работа дома.
- Другие проблемы, связанные с воспитанием самостоятельности.
"В процессе обучения должна быть развита
самостоятельность, а не движение по
указке учителя, путем подражания."
/К. С. Станиславский/
Значение самостоятельности трудно переоценить. Подготовка к самостоятельной деятельности является основной целью всей педагогики. Эта проблема охватывает решительно все стороны деятельности педагога и ученика. Однако ее полное и всесторонне освещение в рамках данной методической работы совершенно невозможно. Поэтому здесь затронуты лишь некоторые вопросы, связанные с этой проблемой.
1. Развитие навыков самостоятельности на уроке.
Роль педагога в процессе работы над произведением очень велика. Обладающий знаниями и опытом, он должен помочь учащемуся в правильном толковании произведения, облегчить и рационализировать процесс изучения материала, предохранить от всевозможных ошибок. Помогая ученику в работе над художественным произведением, педагог не должен забывать о способности ученика самостоятельно решать некоторые задачи, поставленные перед ним, то есть проявить свою творческую индивидуальность.
Педагог по мере возможности должен оказывать доверие ученику /всегда есть моменты, которые учащийся может решать самостоятельно! и от педагога требуется большое умение и гибкость, чтобы направить стремление ученика в нужное русло работы. Очень важно, чтобы ученик был освобожден от чрезмерной опеки педагога, которая иногда превращается в навязывание ему своего плана, своего толкования произведения. Необходимо, чтобы он имел возможность самостоятельно обдумывать и решать различные вопросы, касающиеся исполнения произведения.
Работа ученика на уроке предполагает его активнейшее участие во всех ее моментах. Сравнивая, например, отдельные места произведения, учащийся может найти сам различные приемы игры, динамики, фразировки аппликатуры. Благодаря такому участию в работе, учащийся получает полное и четкое представление о произведении.
Очень важно обратить внимание на сосредоточенность ученика во время занятий. При составлении индивидуального плана для учащегося детской музыкальной, школы, следует учитывать ограниченность внимания и выдержки ребенка в первые годы обучения. В связи с этим ему желательно давать пьесы малой формы, причем программного характера. Л. Гинзбург предлагает в своей книге "О работе над музыкальным произведением" давать детям пьесы, которые сразу ориентируют в характере музыки. Например, "Танец", "Прогулка", "Веселый праздник", "Охота" и т.д.
Особо важную роль в развитии юного музыканта играет народное творчество. Очень близки и понятны ему будут обработки или просто мелодии русских народных песен. Таким образом, ученик активно участвует в работе, эмоционально "заряжается", что способствует выявлению его творческой индивидуальности.
Теперь поговорим о творческой индивидуальности, которая весьма важна в развитии самостоятельности ученика, и вправе требовать к ней бережного отношения.
Известные музыканты—исполнители подходят к решению этой задачи следующим образом:
Е.Цимбалист: "Я никогда не останавливаю ученика, если его исполнение отличается от моего, но оно хорошее."
Р.Принчине : "Если ученик одарен талантом, следует сберечь росток его индивидуальности, развивать его и помочь веточкам сделаться сильными и красивыми, а листьям вечно -зелеными и неувядающими."
Д.Ойстрах: "Если речь идет о подлинной яркой индивидуальности, то руководитель такого молодого музыканта должен поступить так, как поступают с ценным растением: освободить, очистить от сорняков, окружить необходимым теплом и создать все условия для созревания и роста."
Если ученик достаточно хорошо знает возможности инструмента, он может самостоятельно решать различные технические проблемы с учетом как художественных задач, так и вопросов удобства исполнения. И, найдя самостоятельное решение задач в пьесе, выносит его на суд педагога. Последний обязан внимательно отнестись к этому и, сохранив все хорошее, направить работу на устранение недостатков.
Все вопросы, связанные с обучением и воспитанием, можно предусмотреть только путем тщательного планирования работы.
Хотелось бы остановиться на двух пунктах, которые включают в себя развитие самостоятельности.
1. Повторение художественного репертуара, пройденного и усвоенного заранее.
2. Репертуар для самостоятельного прохождения.
-1-
Очень важно включать в план повторение пройденного
материала. Только на базе закрепления знаний путем повторения можно добиться дальнейшего развития и формирования исполнительских навыков. Значение повторения ранее пройденных пьес состоит не только в том, что ученик накапливает репертуар, но и в том, что художественный материал при повторении исполняется значительно лучше, ибо за прошедший отрезок времени исполнитель стал более зрелым музыкантом, научился глубже проникать в сущность произведения. Возможность подойти к исполнению самостоятельно при этом значительно расширяется.
-2-
Самостоятельное прохождение части художественного репертуара является необходимым условием развития творческой индивидуальности учащегося и его музыкальной самостоятельности. Здесь педагог предусматривает различные виды занятий, способствующих дальнейшему развитию навыков самостоятельной работы. В этом разделе необходимо также включение пьесы по желанию самого ученика, что, безусловно, является большим стимулом в его работе и в некоторой степени определяет его вкусы и наклонности.
Имеет смысл также включение одной и той же пьесы в рабочие планы различным учащимся. Сравнивая свое исполнение с игрой товарища, каждый ученик самостоятельно находит наиболее верные выразительные средства в произведении и, кроме того, учащиеся, которые уже играли ранее эту пьесу, оказывают большую помощь своим товарищам, только еще приступающим к работе над ней. Ученик, помогающий своему товарищу в работе над пьесой, сам становится в некотором роде педагогом. В связи с этим приходится самостоятельно решать многие вопросы, связанные с исполнением той или другой пьесы.
Из педагогического опыта некоторых музыкальных школ известна практика прикрепления малышей к старшеклассникам. Правда, такой метод требует определенных обстоятельств. Например, если ученик -
старшего класса бывает в чем-то несамостоятельным, такая "педагогическая практика" оказывает ему несомненную пользу. Ответственность за товарищей повышает сознательность ученика.
Важное место в воспитании самостоятельности учащегося занимает проблема соотношения традиционного и индивидуального исполнения.
"Исполнитель должен относиться к высоким исполнительским традициям прошлого /только о такой категории имеет смысл говорить/ с тем большим уважением и интересом, чем более смелое и необычное решение исполнительских задач подсказывает ему его индивидуальность, — говорил Д.Ойстрах, — иначе он уподобится изобретателю, нежелающему слышать о великих достижениях науки прошлого,, .
Однако, если очень удачной традиции подражают не очень одаренные исполнители, то превращение ее в штамп неизбежно, или может оказаться неизбежным. И каким бы техническим совершенством не обладало такое исполнение, оно не будет нести в себе художественной ценности.
Индивидуальная точка зрения у исполнителя складывается постепенно. Начиная с детства, он испытывает постоянное влияние учителя, а в дальнейшем- влияние выдающихся исполнителей, игра которых близка и понятна ему.
Совершенно отвергнуть традиции не разумно. Необходимо только проявление индивидуальности и тогда исполнение будет лишено признаков штампа.
2.Работа над произведением.
Работу над художественным произведением можно разбить на три основных этапа. Определяя в общих чертах сущность связанных между собой этапов, нужно отметить, что первый из них посвящен общему представлению о произведении. Знакомство с произведением—очень важный этап в самостоятельной работе учащегося. От того, как это произойдет, зависит многое в дальнейшей работе над произведением. Нередко, приступая к изучению какой-либо пьесы, учащийся оказывается уже знаком с ней, так как неоднократно слышал ее в концертах, по радио, телевидению или в исполнении старших товарищей по классу.
Но и тогда не мешает беседа об этом произведении, о его стиле. Эту беседу желательно сопровождать показом педагога исполнения этого произведения.
Б.А.Струве пишет, что исполнение педагогом произведения целиком, бывает крайне целесообразным еще до начала его изучения учащимся. Полезным представляется ознакомление учащегося с творческой биографией композитора, исторической эпохой создания произведения. Все это будет способствовать более всестороннему овладению стилем произведения, более глубокому его осмысливанию.
Таким образом, намечается план и идея исполнения, благодаря которым появляется возможность разрешить конкретно задачи (аппликатура, штрихи и т.д.).
Предложенный выше метод представляет несомненную пользу и в запоминании произведения. Учащийся запоминает важнейшие его детали, сопоставляя их. Осуществление задач, вязанных с исполнением пьесы, ему уже известно.
Выбрав из известных ему способов работы нужные, ученик уверенно продвигается вперед. Естественно, такой метод работы над произведением предполагает достаточно высокий уровень развития учащегося. И хотя он является одним из наиболее трудных, он развивает самостоятельность исполнителя лучшим образом.
После ознакомления с пьесой наступает второй этап, который знаменует собой постепенное углубление в сущность изучаемого произведения. На этом этапе происходит овладение средствами выражения, разрешаются вопросы динамики, а также штрихов, аппликатуры. Теперь все зависит от его желания, сосредоточенности, воли и т.д. Лишь после этого этапа, занимающего основное время работы, можно приступать к третьему этапу.
Третий этап включает в себя отработку пьесы, заучивание ее наизусть, подготовку к концертному выступлению. К сожалению, многие учащиеся очень редко используют этот наилучший метод изучения пьес и в начале играют пьесу, а потом получают представление о ней. Знакомство с произведением, работа над ним, выучивание наизусть—все это зависит от самостоятельного отношения ученика ко всем этим вопросам.
Очень полезно применять в самостоятельной работе над произведением магнитофон. Это помогает лучшему развитию самоанализа у учащегося, придает его работе наглядность и убедительность.
Учащийся может послушать себя со стороны и критически подойти к своей работе. Магнитофонная запись лучше слов
может сказать многое.
З. Самостоятельная работа дома.
Очень важен урок с педагогом, но еще важнее время, проведенное учеником с музыкой наедине. Но из-за неразумно организованных занятий даже взрослый теряет время впустую. Тем более детям нужно прививать умение работать самостоятельно. Совет и помощь в этой области полезны учащимся любого возраста.
При современных школьных программах, перегруженных материалом, становятся необходимостью такие методы работы, которые обеспечивали бы хорошие результаты при минимальных затратах времени. Исключительно важная роль домашней работы требует постоянного внимания к ней педагога. Необходимо помочь ученику в составлении дневного расписания с тем, чтобы была соблюдена разумная последовательность в занятиях музыкой и приготовлением уроков для общеобразовательной школы.
В процессе домашних занятий учащегося, при преодолении различных технических затруднений выявляется ведущая роль сознания. Механическое заучивание путем многократного повторения основано главным образом на моторной памяти, которая легко может изменить исполнителю при волнении. К тому же такой метод работы почти лишен всякого смысла.
Когда-то, однако, существовал другой взгляд на решение этого вопроса. Предложенный в свое время известным немецким пианистом Калькбреннером метод занятий нашел своих последователей, многие пианисты, следуя этому методу, играли гаммы и упражнения, читая при этом газеты, либо художественную литературу.
В результате это была зубрежка, основанная только на моторной памяти. Против этого метода выступали многие прогрессивные музыканты.
"Если сознание занято чем-либо другим, —говорит известный пианист преподаватель И. Гофман, — упражнение является совершенно напрасной тратой времени."
В поисках новых методов работы наметилось другое направление, которое довело дело до противоположной крайности.
Это, по выражению Г.М. Когана, "анатомо-физиологическое направление" утверждало необходимость следить за свободным состоянием руки во время занятий музыкой. В результате увлечение этим методом работы привело к тому, что многие музыканты не смогли играть вообще.
Движение должно быть не только свободным, но и целенаправленным. Следовательно, сознание и другие, связанные с ним психические функции /внимание, память, эмоции, воображение/должны являться активнейшими участниками любой работы.
Часто учащиеся воспринимают воображаемые ими звучания как реальные. Лишь способность все время слышать в своей игре недостатки связана с развитием волевого устремления и успеха в овладении исполнительскими навыками.
К сожалению, длительность внимания, руководящего всей работой, весьма ограничена. Этим и вызывается необходимость перерывов в занятиях. Это нужно для того, чтобы всякая работа была более производительной. Научить ученика работать так в классе, значит нацелить его на такой же метод в домашних занятиях.
Не менее полезным является переключение внимания на другие участки работы, в том случае, когда у ученика не выходит какое-то трудное место в произведении, он начинает автоматически повторять это место, внимание его рассеивается, качество работы ухудшается. Переключение же внимания на другой участок работы восстанавливает его активность.
В хорошей организации самостоятельной работы ученика очень полезными для него окажутся некоторые общие правила, предложенные Л. Маккиннон в ее книге "Игра наизусть":
- Занимайся систематически.
- Стремись к тому, чтобы первые впечатления были правильными и музыкальными.
- Когда что-нибудь учишь- сосредотачивай внимание на чем-то одном в каждый данный момент.
- Выбирай аппликатуру, удобную как для руки, так и для
смысла данного произведения. Не меняй ее.
5. Запоминай выразительность так же тщательно, как и ноты.
6. Сравнивай друг с другом отрывки, у которых есть общее.
7. Учи музыку не такт за тактом, а фразами, или более крупными кусками.
8. Если ты забыл музыку во время занятий – немедленно посмотри в ноты и постарайся найти причину ошибки.
Осуществление конечной цели работы требует волевого устремления, которое составляет основной стержень возникновения интереса к процессу занятий. Благодаря сознательным усилиям, тренировке и запоминанию появляется исполнительский навык, приобретающий, в то же время черты автоматизма. Поэтому участие сознания в проверке приобретенного навыка, весьма вредное в обстановке концертного исполнения, в домашней работе необходимо, ибо сознание является главным руководителем всей этой работы.
Для начинающих очень важен режим занятий, который включает в себя общее количество рабочего времени, его распределение и последовательность изучаемого материала. Самостоятельные занятия в этот период проходят под наблюдением в классе преподавателя. Продолжительность их невелика, так как учащийся еще не имеет навыков и физически не подготовлен к более длительным занятиям.
В это время для занятий достаточно полчаса в день, при чем и это время нужно разделить перерывом. С появлением физической выдержки, некоторых элементарных навыков, продолжительность занятий увеличивается. Вместе с тем все это создает условия для перехода к домашним занятиям.
За домашней работой начинающих лучше всего наблюдать тому, кто присутствовал на уроке. Помощь родителей здесь необходима. Они призваны помочь в налаживании систематических занятий ученика дома. Для всех юных учеников были бы чрезвычайно полезны показательные уроки домашней работы, проведенные в классе.
Продолжительность занятий на первые три-четыре месяца увеличивается до 40-45 минут с одним или двумя перерывами. Каждый преподаватель может составить, в зависимости от индивидуальности ученика, план домашних занятий.
Можно предложить примерный план занятий ученика:
1. Гаммы и арпеджио - 10-15 минут.
2. Этюды — 15—20 минут.
3. Упражнения, данные педагогом для устранения технически - трудных мест в пьесах - 5-10 минут.
4. Пьесы - 20-ЗО минут.
Всего - 45-60 минут с одним — двумя перерывами. Расписание и последовательность занятий могут меняться в зависимости от индивидуальных способностей каждого ученика.
Учащийся должен стремиться организовывать свои занятия наилучшим образом и добиваться хорошего качества проделываемой работы.
4. Другие проблемы, связанные с воспитанием самостоятельности
Развитие самостоятельности невозможно отделить от учебного процесса. Оно незаметно присутствует в этом процессе и характеризуется постепенным улучшением качества работы учащегося.
В результате общего развития учащегося появляется индивидуальное отношение к исполняемому, конкретные способы осуществления задуманного.
Одной из форм повышения этого уровня является участие в любого вида ансамблях.
Действия учащегося выглядят совершенно иначе, чем при его индивидуальной работе. Его внимание и ответственность за происходящее невольно обостряются в связи с необходимостью сопоставлять свои действия с действиями других участников ансамбля.
М.Г. Растропович в одной из своих бесед рассказал о своей привычке слушать звучание других инструментов во время своего исполнения.
Если наиболее важный голос в аккомпанементе близок чем-то звучанию его инструмента, он старается приблизить к нему звучание своего инструмента.
Если такое сближение невозможно или не нужно по характеру музыки, он стремится к контрастному сопоставлению.
В результате участия ученика в ансамблевой игре, впечатления его становятся более богатыми и разнообразными. Это наводит его на многие размышления и бесспорно способствует развитию его самостоятельности.
Не менее эффективной формой развития самостоятельности является слушание концертов с последующим их анализом и оценкой. Эта форма включает в себя все виды концертов: академические, экзаменационные и т.д. Здесь во много раз ярче заметно то, над чем порой безуспешно ученики трудятся в классе и дома. Сравнивая игру исполнителя, всегда легче увидеть в ней свои недостатки.
Слушая разные исполнения, ученик воспринимает для себя то ценное, что всего ближе к его творческой индивидуальности. Оценивая игру своего товарища, сравнивая ее со своей, учащийся приобретает способность критически оценивать свои действия и улучшать их.
Показ на инструменте необходим всегда, а в особенности в начальный период обучения. Действие его иногда во много раз эффективнее, чем подробное объяснение. Необходимо, чтобы учащийся очень четко и ясно увидел цель своих действий, чтобы он полностью усвоил требования педагога и был с ним внутренне согласен. Педагог может своей игрой предотвратить многие неточности, неаккуратности, которые ученик допустит, не имея ясного представления о произведении.
Нельзя загромождать сознание ученика чрезмерно многочисленным рядом задач. В начале он должен разрешить самые крупные: текст, ритм. В процессе более длительной работы, когда пьеса становится знакомой, начинается работа над другими элементами.
Нельзя обойти молчанием и вопрос о знании музыкальной терминологии. В процессе знакомства с произведением встречаются иностранные термины, смысл которых не всегда ясен ученику, надеющемуся на то, что преподаватель разъяснит ему все на уроке. А ведь в этих терминах высказаны основные авторские указания, которые учащиеся обязаны знать и выполнять. Воспитание у ученика понимания необходимости их знания и систематическое увеличение словарного запаса будут способствовать улучшению качества самостоятельной работы.
Кроме того, что педагог должен помочь ученику преодолеть такие эпизодические затруднения, нужна систематическая работа по формированию характера ученика. Необходимо постоянно развивать и укреплять волю ученика к учебе, самообладанию: вырабатывать целеустремленность, способность сознательно разбираться в трудностях и особенно в собственных недостатках.
Качество работы ученика зависит от того, на сколько он усвоил требования учителя и в какой степени он внутренне с ним согласен. Часто учащийся слышит недостатки своей игры, но не устраняет их.
Здесь следует подчеркнуть значение одной из главных проблем музыкальной педагогики—проблемы единства образования и воспитания.
Образование — передача и усвоение различных знаний, сведений, навыков.
Воспитание - систематическое руководство умственным и моральным развитием учащихся. Основной путь к остижению этого всего—развитие у ученика способности наблюдать за своим навыком и поведением, умением правильно их оценивать и стремлением постоянно совершенствоваться.
Список литературы
- А. Алексеев "Методика обучения игре на фортепиано". М. 1960г.
- Л. Баренбойм "Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства". Л. 1969г.
- Л. Гинсбург "О работе над музыкальным произведением". М. 1961г.
- Г. Коган "Работа пианиста". М. 1961г.
- Г. Коган "У врат мастерства". МЛ961г.
- Г. Нейгауз "Об искусстве фортепианной игры". М. 1959г.
- Л. Маккинон "Игра наизусть". Л. 1967г.
- Осмаловская."Активизация музыкального слуха при обучении игре на домре". М. 1973г.