Методическая разработка на тему: «Игра - как метод развития вокально-хоровых навыков на уроках хора 1 класса»

Михайлова Галина Анатольевна

Талантливый педагог всегда заметит эмоциональную искру, вызванную игрой, сумеет разжечь её и вовлечь детей в серьёзную работу. В процессе хоровых занятий значение игрового метода (среди всех прочих) в воспитании детей младшего дошкольного возраста приобретает огромное значение, поскольку уровень поведения каждого ребенка в игре выше, чем в реальной жизни. Именно в игровых ситуациях (чтобы ученик хотя бы временно пережил соответствующие состояния), мы моделируем многие качества, необходимые для будущей вокально-хоровой деятельности, для развития интереса к занятиям. Иными словами, «воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре», (А.С. Макаренко. Сочинения т.4 М. 1957 г. с.3730).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа имени Е.М. Беляева г.Клинцы Брянской области»

http://dshi4.muzkult.ru/img/upload/2102/image_image_517939.jpg

Методическая разработка на тему:

«Игра - как метод развития вокально-хоровых навыков на уроках хора 1 класса»

Выполнила Михайлова Галина Анатольевна

МБОУ  ДОД  « ДМШ им.Е.М.Беляева»

 г.Клинцы Брянской области                                                       

Содержание

  1. Введение.
  2. Цели и задачи данной темы.
  3. Практические методы работы.
  4. Заключение.
  5. Методическая литература.

  1. Введение.

Игра - не только времяпрепровождение. Начиная с дошкольного возраста игра, является потребностью и основным видом деятельности. В последующие годы она продолжает оставаться одним из главных условий развития интеллекта школьника.

Игра должна помогать наполнять знания, быть средством музыкального развития ребенка. Игровая форма организации уроков, значительно повышает творческую активность ребенка. Игра расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует отдельные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.

 Талантливый педагог всегда заметит эмоциональную искру, вызванную игрой, сумеет разжечь её и вовлечь детей в серьёзную работу. В процессе хоровых занятий значение игрового метода (среди всех прочих) в воспитании детей младшего дошкольного возраста приобретает огромное значение, поскольку уровень поведения каждого ребенка в игре выше, чем в реальной жизни. Именно в игровых ситуациях (чтобы ученик хотя бы временно пережил соответствующие состояния), мы моделируем многие качества, необходимые для будущей вокально-хоровой деятельности, для развития интереса к занятиям. Иными словами, «воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре», (А.С. Макаренко. Сочинения т.4 М. 1957 г. с.3730).

В первую очередь детей заинтересовывает сама  игровая ситуация. И позже, при осознанном отношении к содержанию игры, ученики начинают понимать полезность этой формы работы. Огромную роль здесь играет время, которое позволяет педагогу постепенно создавать определённые традиции и превращать их в привычный образ действий и поведения детей.

  1. Цели и задачи данной темы. 

Что же даёт игра? Она формирует творческие, познавательные, организаторские и педагогические наклонности, развивает ряд навыков и умений: внимание, умение общаться в коллективе, речевые и дирижёрские навыки и другие. Игровые приёмы очень облегчают хоровую деятельность младших школьников. Чем многообразнее и интереснее будет такая работа, тем лучшие результаты она даст.

  1. Практические методы работы.

Игра «Музыкальное эхо». Игра начинается обычно на шестом- восьмом занятии в разделе «распевание»: учитель играет на фортепиано или поёт несложные попевки, дети поют их вслед за ним на какой-либо слог. Первоначально в этих попевках используются произвольные ступени лада, не только изучаемые, т.к. на первых уроках сознательно поются обычно только три ступени мажора. Происходит неосознанное запоминание мелодий.

Ученики подхватывают эту игру, сравнивая своё пение вслед за учителем со звучанием эха в лесу. Спустя несколько репетиций можно ввести и второй вариант этой игры с использованием только изученных ступеней лада. Дети осознают их и поют на слоги, с названиями нот или ступеней, с показом звучащих ступеней количеством пальцев.

Игра «Догони меня». На четвёртом занятии можно предложить следующее упражнение: учитель играет на фортепиано или поёт различные звуки в пределах ре - до постепенно и скачками; учащиеся голосом (на гласные ё, ю, на слоги ле, ля, ма) воспроизводят каждый сыгранный или спетый звук, внимательно следя за унисоном в хоре. Когда поют учащиеся, фортепиано не звучит и - наоборот. Дети объясняют  это упражнение так: «Я убегаю, а вы меня догоняете. Вот вы побежали в одну сторону, а мы - в другую, значит, не догнали». Затем  можно помогать учащимся наводящими вопросами, например: «А сейчас вы меня догнали или нет? Все меня догнали или кто-то побежал в другую сторону?»

           «Эмоционально-образные игры» на дыхание. «Паровозик» , «Торт со     свечками»,  «Ёжик запыхался.»  «Паровозик» - упражнение на активизацию вдоха и выдоха, движений диафрагмы. Упражнение заключается в следующем: делается два коротких вдоха через нос, одновременно выпячивается живот, после чего производится два коротких выдоха через рот, живот втягивается. При этом имитируются звуки движения поезда, можно проделывать движения руками и ногами - это приобретет характер игры и будет увлекательно для ребенка.

 «Торт со свечками» - упражнение направлено на выработку короткого вдоха через нос, задержку дыхания и долгий выдох сквозь сложенные трубочкой губы, как будто мы задуваем свечи на торте. Главное условие – не менять дыхание и «задуть» при этом как можно больше «свечей

 «Ёжик запыхался»  - долгий вдох, задержка дыхания и быстрый активный выдох на “ф-ф-ф...”  

«Эмоционально-образные игры» на чистоту интонированя. Игра «Ниточка-иголочка». При пении скачка вверх мы говорим, что нужно удивиться, представить себе, что верхний звук – это «дырочка», а голос – это «иголочка». Надо очень точно попасть «иголочкой» в «дырочку». Если мелодия продолжается на верхнем звуке, то за голосом-«иголочкой» потянется «ниточка». Можно также сказать, что на конце «иголочки» блестит лучик света – тогда звук будет острый, звонкий.

«Рыбак в лодке» -   Если надо спеть голосом скачок вниз, ребенок должен представить себе, что он стоит в лодке, закидывает удочку. Когда крючок коснется воды (а крючок –это голос) – это и будет нужный нам низкий звук, он может вытянуть крючок назад , а может остаться внизу. При этом ребенок должен сознавать, что крючок – это только голос, сам же он остался вверху « в лодке» - этот прием сохранит вокальную позицию.

Игра «Живой рояль». В ней участвует столько детей или групп, сколько изучено ступеней лада. Например, на седьмой - восьмой репетиции, когда учащиеся уже довольно свободно и сознательно интонируют 1, 2, 3 ступени мажора, игра происходит таким образом:

          Выходят три ученика, учитель предлагает каждому из них одну определённую ступень. Петь данный звук можно на какой-либо слог, называя ноту или ступень. Затем учитель или кто-либо из хористов «настраивает» этот «живой рояль», проверяет, запомнил ли каждый ребенок звучание «своей» ноты  и пробует «играть». После этого руководитель игры (учитель или ученик) предлагает кому-либо из детей «поиграть на этом инструменте». Обычно эта игра вызывает у детей активный эмоциональный отклик. Можно весь коллектив разделить на группы, соответствующие количеству нужных звуков. В этом случае получится как бы «коллективный живой рояль». Оба варианта - индивидуальный и групповой - одинаково важны. В первом случае уделяется внимание отдельным ученикам (дети - «клавиши», «настройщик», «пианист», «администратор»), активизируется их слуховое внимание, им предоставляется возможность услышать себя отдельно, сочинить небольшую мелодию, проявить свою индивидуальность в одной из указанных ролей. Во втором случае формируются слуховые, интонационные и вокальные навыки всех учащихся.  Дети учатся петь группами, плавно, мягко включаться в общее звучание, подстраиваться к пению коллектива. Так развивается «чувство локтя», активизируется внимание. В обоих вариантах игры анализировать реальное звучание должны сами ученики, причём указывать, в чём именно была ошибка, какая ступень (нота) прозвучала вместо нужной.  Как надо спеть - выше или ниже? Полезно сразу же приучать детей «играть» в ритме, чтобы получались короткие музыкальные фразы. Учитель может показать сам примеры такого музицирования. Данная игра развивает не только музыкально - творческие, но и организаторские, педагогические способности детей. Она позволяет учащимся выступать в роли учителя, руководителя (организатора) игры, дирижёра, артиста-исполнителя, критика и т.п.

Игра «Кто это?» Эту игру можно вводить, когда дети знакомятся с понятием «тембр»:

Педагог спрашивает: «Вы знаете, как кого зовут? Давайте знакомиться. Это - Леня, Саша, Таня... А сейчас несколько человек станут сзади хора и что-нибудь скажут. Например, спросят: «Как меня зовут?», а вы должны узнать, не глядя, кто это спрашивает!» Почему мы узнаём, кто именно говорит? Потому что голоса у всех разные. У каждого человека свой характер голоса, своя звуковая окраска, типичная именно для этого голоса. А у инструментов есть своя характерная звуковая окраска? Конечно, есть. Поэтому мы и узнаем звучание голосов, предметов, инструментов. Вот так звучат деревянные палочки, когда ударяют ими друг о друга, а вот так звучит барабан, бубен ... А вот металлический треугольник ... Затем дети закрывают  глаза и пробуют узнать, какой инструмент звучал.

Так на данном и последующих занятиях дети осознают понятие «тембр» и с удовольствием включаются в игру «Кто это?», узнавая голоса (теперь уже в пении) своих товарищей, звучание различных инструментов (а их количество постоянно расширяется).

В дальнейшем игра приобретает и другое содержание: показывая детям значение разнообразных средств выразительности для создания определённого характера, учитель исполняет (поет или играет на фортепиано) интонации различного характера: вопрос, ответ, жалоба, протест, просьба и т.д. Дети осознают значение мелодического рисунка, ритма, темпа, окончания на различных ступенях лада и т.д. А также определяют характер исполнения для создания того или иного музыкального образа, музыкального портрета. В результате анализа попевок - импровизаций различного характера дети угадывают, какой образ, какое настроение создаёт мелодия.

  • Кто хочет попробовать придумать мелодию с «характером»? «Давайте сочиним, музыкальный «портрет» решительного мальчика. А кто теперь сочинит «портрет» весёлого человека?» - учитель помогает детям в сочинении и исполнении мелодий, показывает на конкретных образцах, что в «портретах» важна не только музыка, но и в большей степени характер исполнения.
  • Сочинение мелодий может быть свободное или с использованием конкретных изученных ступеней лада.
  • Ещё вариант игры: кто-либо из учащихся становится «учителем», «руководителем игры», «композитором», «музыкальным портретистом», «мастером-загадайкой» и т.п. Ребёнок поёт какую-либо интонацию, а все учащиеся стараются узнать загаданный  портрет-образ.
  • Игра «Пластическое интонироавние».       Эффект от использования  пластического интонирования не ограничивается выработкой вокальных навыков. Я заметила, что после того как я начала пользоваться этим методом дети стали лучше откликаться на жест дирижёра, иногда даже меня копируют сами, дирижируют вместе со мной без моей просьбы. Особенно это помогает в процессе выстраивания фразировки и в целом в работе над созданием музыкального образа. После пения с анализом нескольких песен учитель или кто-либо их хористов, заменяющих его, в молчании дирижирует одной из этих песен, а все стараются узнать, какое именно произведение он имел в виду, и объясняют, почему узнали.
  • Игра «Музыкальный альбом». Это - коллективная игра, коллективный труд всех учащихся: каждый из них принимает участие в заполнении «альбома» - впишет название понравившихся песен, нарисует иллюстрацию к ней.
  • Мы даём детям красивый альбом для рисования с большим количеством страниц. На каждой его странице пишется название песни и фамилии авторов. Постепенно дети заполняют эти страницы своими рисунками к данным песням. Завести альбом лучше тогда, когда дети уже знают довольно много песен.
  • Игра может происходить, например, так: учитель открывает альбом на какой-нибудь странице и исполняет песню, название которой там написано.
  • После этого он даёт альбом желающему сделать рисунок к песне. Постепенно рисунки появятся ко всем песням.
  • Аналогично этой игре можно составлять и обыгрывать «коллективный музыкальный словарь», «книгу правил пения».
  • Игра «Узнай песню». На доске или на нотном листке написаны отрывки мелодий разных песен. Мысленно просольфеджировав и узнав песенку, дети подписывают карандашом или мелом её название. Потом дети должны пропеть песню сольфеджио, а затем - со словами. Это более трудное  задание, но, часто повторяя его на уроках, малыши  развивают свою музыкальную память, внутренний слух, и постепенно приучаются к  сольфеджированию, которое уже понадобиться в среднем звене обучения.

     Игра «Критики». Перед хором становятся несколько детей; каждый из них получает задание следить за каким-нибудь одним элементом пения. На первых занятиях таких «критиков» будет два-три, а на последующих - всё больше и больше (можно довести их количество до семи-восьми человек). После окончания пения каждый «критик» разбирает качество выполнения того элемента пения, за которым он следил (дыхание, «зевок», позиция, легато, унисон, ансамбль и т.д.).Впоследствии эта игра проводится (как один из вариантов) в сочетании с «карточками»: выходят несколько учащихся, достают карточки с названием определённого понятия. Например, «зевок», «дыхание с задержкой», «дикция», «ансамбль», «унисон», «внимание-дыхание-вступление», «подготовка-снятие»; каждый ученик анализирует звучание хора и деятельность «дирижеров» (во время игры в «дирижера», «учителя», «хормейстера») в соответствии со своей карточкой.

Ещё позже с помощью этой игры у детей вырабатывается навык «петь и слушать одновременно». Каждый хорист - и певец, и критик одновременно, т.к. он должен слушать не только себя, но и звучание всего хора. Особо хочется сказать о такой кропотливой работе, которая требует усидчивости и внимания со стороны учащихся - это разучивание песен. Не всегда дети понимают смысл детальной отработки некоторых интонаций, работы над отдельными навыками в процессе разучивания. И здесь тоже нужно обратиться к помощи игр.

  • В самом начале разучивания (после показа учителя или учащегося) анализируются фразы и предложения первого куплета, дети условными знаками показывают их количество (количеством пальцев), сходство и различие (закрыть глаза - открыть), вершины (наклоны головы, движение рук), мелодический рисунок («рисовать» мелодию рукой, то есть отмечать ладонью  звуковысотность).
  • Далее определяется характер каждой фразы, каждого предложения.  Фразы каждый раз пропеваются заново, используя опыт игры «Кто это?», «Музыкальные портреты»,  или карточки с названием определённого понятия.
  • Теперь необходимо провести ритмические игры (на фоне пения отдельных разучиваемых фраз и предложений):

а)        петь песню и отмечать хлопками в ладоши концы фраз, концы   предложений;

б)        петь песню и хлопками в ладони или по коленям отмечать метр, ритм, чередовать по условному знаку учителя или ученика, заменяющего его, исполнение то метра, то ритма песни;

в)        одна группа отмечает вершины фраз, другая - концы фраз;

г)        одна группа отмечает начало, другая вершины, третья - концы фраз;

д)        три ученика перед хором выполняют предыдущее задание, а весь хор отмечает хлопками по колену метр песни;

е)        одна группа отмечает метр (ударами по коленям), другая - ритмический рисунок (хлопками в ладоши). Группы в процессе исполнения каждого упражнения меняются заданиями. Смены можно делать не только при повторении предложения или куплета в целом, но и в процессе пения (по условному знаку). Все эти коллективные действия с использованием условных знаков происходят на фоне исполнения песни, и педагог постоянно следит за уровнем выполнения знакомых детям правил пения.

Вокально-хоровая работа проводится с использованием игр в «учителя» и в «дирижёра», с коллективным дирижированием, с участием «критиков», с использованием карточек, «Песенника» и т.п..

Помимо коллективного анализа условными знаками применяется словесный анализ, в процессе которого дети учатся словами выражать свои мысли, впечатления, наблюдения, что помогает им лучше осознать свои наблюдения.

И, наконец, когда песня более или менее разобрана, выучена: создаётся игровая ситуация «школа» в сочетании с «концертным хором». Дети выбирают дирижёра, художественного руководителя, конферансье, учителя, критика и т.д. Таким образом, учащиеся по очереди и группой организуют исполнение песни или песен, придумывают специальные способы преодоления определённых трудностей в песне (аналогичные используемые учителем на различных репетициях), следят за выполнением певческих правил, качеством звука, активностью и выразительностью исполнения, мимикой хористов, их посадкой и т.д. Под их руководством участники хора решают исполнительский план куплета (пока только первого), находят кульминацию, основную и дополнительные «краски» исполнения. Вся эта работа проходит в  быстром темпе, занимает на занятии примерно от сорока до семидесяти минут (если провести её целиком).  Такая работа очень нравится детям!

 Следует, правда, отметить, что разучивание одной песни в течение одной репетиции с использованием такого большого количества разнообразных приёмов проводить нецелесообразно. Чаще всего эти виды работы, а также инсценирование, оформление «шумовым оркестром», разучивание с наглядными пособиями, пение с солистами, пение по партиям, соревнование и т.д. проводить нужно в течение нескольких репетиций или же распределяя на несколько разных песен в течение одного занятия.

Дидактические игры, как зафиксированные способы тренировок, помогают сделать урок более насыщенным, ускоряют его темп, вносят разнообразие. Чем многообразнее приёмы, тем шире кругозор детей в данной области, тем свободнее смогут они пользоваться впоследствии полученными знаниями и навыками.

Дети семи, девятилетнего возраста придают большое значение игровой  атрибутике при проведении какого-либо вида деятельности.  На уроках и во внеклассной работе очень полезно использовать элементы наглядности в игровых ситуациях:  плакаты, настенные графики, книги, альбомы, пособия, нагрудные знаки. Например, вручать  медаль «самому внимательному», значок «лучший дирижёр» и т.д., вводить различные  правила и традиции. 

  1. Заключение.

Таким образом, специфика хорового урока в младших классах требует скрупулезной, кропотливой тренировки целого ряда вокально-хоровых и социальных навыков, длительного, терпеливого развития определенных музыкальных и общих способностей. А усидчивость, внимание, целеустремлённость детей, только начинающих свою музыкально-хоровую деятельность, находятся ещё не на должном уровне. Кроме того, существуют и объективные закономерности внимания, притупляющегося при длительной однообразной деятельности. «Однообразие быстро утомляет,- пишет В.А. Сухомлинский. - Как только дети начинали уставать, я стремился перейти к новому виду работы... Исчезают первые признаки усталости, в детских глазах появляются радостные огоньки… Однообразная деятельность сменяется творчеством» (В.А. Сухомлинский «Сердце отдают детям». М.1969 г. С. 98). 

Разнообразные игры, объединённые одной учебной тематикой, позволяют создать условия для разработки принципа «Старое в новое» и тем самым помогают избежать скучной повторяемости, имеющей иногда место на хоровых репетициях вследствие специфики предмета. «Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив не играющий никогда не будет настоящим детским коллективом» (А.С. Макаренко. Сочинения, т.5. М. 1958 г. с. 219).

  1. Методическая литература:
  1. Г. Терацуянц «Кое-что из опыта хориста»  г. Петрозаводск,  1995 г.
  2. С.А. Казачков «От урока к концерту». Издательство Казанского университета, 1990 г.

     3.Г.А. Струве «Ступеньки музыкальной грамотности».

        Санкт-Петербург, 1997 г.