Причины фальшивого пения и способы их устранения


Проблемы "гудошников", применяемые приёмы из опыта работы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИЧИНЫ ФАЛЬШИВОГО ПЕНИЯ ДЕТЕЙ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Подготовила

музыкальный руководитель

Булатова Алёна Сергеевна

г. Челябинск

«Частое и значительное нагромождение фальшивых звуков, всякое восприятие фальши в больших массах и в течение долгого времени приводит к общему притуплению слуха и к безразличию его по отношению к верности и точности интонации»

Самуил Майкапар

Подобно слову в живой речи музыкальная интонация, как частица мелодии, подлежит в реальном исполнении музыки тому или иному «произнесению», т.е. интонированию. Отсюда понятие исполнительской интонации. В теории и практике музыкального воспитания образования умение петь, чисто интонируя, обычно считается главным признаком музыкальности и служит доказательством хорошего музыкального слуха. От того, в какой мере развита способность к слуховому «представлению», и зависит умение правильно, точно воспроизводить мелодию. Умение чисто интонировать возникает только на определённом этапе развития музыкальных представлений,     ….. при опоре на непосредственное восприятие мелодии, когда пение поддерживается инструментом или голосом педагога, дающим точное звучание.

Об интонации в пении дошкольников.

Причины:

  1. Трудности в восприятии и исполнении мелодии обычно вызываются  или невыразительными, ладово  неопределёнными интонационными оборотами или несоответствии интонаций мелодии возможностям человеческого голоса.

Пение мелодии невозможно без определённого её представления, т.е. представления её звуковысотного и ритмического движения. Представление должно быть точным, иначе воспроизведение мелодии будет неправильным.развития слуха, но и от умения владеть голосом.

  1. Многие музыкальные руководители, спев незнакомую детям песню один, иногда два раза, на этом же занятии начинают разучивать песню, независимо от степени её трудности. В результате такой методики правильно поют мелодию только те дети, у которых музыкальное восприятие развито настолько, что они запоминают песню после одного-двух повторений.
  2. Чистое интонирование без сопровождения возможно только при наличии произвольного слухового представления мелодии.
  3. В дошкольном возрасте, как и в более поздних возрастах, отсутствие чистоты интонации обычно связано с неправильным дыханием и неправильным формированием гласных.
  4. Так как речь у детей старшего дошкольного возраста достаточно развита, они легко переносят речевые навыки в пение, приближая певческие интонации к произношению слогов и слов в речи и приближая высоту пения мелодии к высотным интонациям речи. Отсюда возникает часто неверное низкое, глухое звукообразование.
  5. Трудно даются детям частые скачки в мелодии, т.к. они требуют каждый раз перестройки способа подачи звука- от высоких и низких и наоборот, что возможно только при относительной гибкости певческого голоса. Также не очень легко чисто интонировать один звук, повторяющийся несколько раз, потому что такая последовательность требует точного сохранения определённого положения гортани пока повторяется звук.

Способы:

1. Указывается, что чистота интонации в пении возникает в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию и дикции. Подчеркивается необходимость развития дыхания не изолировано от пения, но на вокальном материале. Только при этом условии будет развиваться и дыхание, и чистота интонации в пении.

2. Началом развития произвольных слуховых представлений можно считать как наличие у детей любимого репертуара, так и умение вспомнить и рассказать о нескольких знакомых песнях или произведениях инструментальной музыки, без предварительного их прослушивания.

3. Развитие ладового чувства у детей целесообразно начинать с мелодий, ладовая основа которых знакома и близка детям с самого раннего возраста. Способствует также ясному ощущению лада "опевание" отдельных звуков тонического трезвучия смежными звуками.

4. Между тем очень часто решающее значение для правильного пения мелодии имеет не только выразительность её интонаций, но и гармоническая сторона.

5. Для развития у детей чистоты интонации целесообразнее для пения применять в основном мажорные мелодии, чтобы прежде всего укрепить ощущение мажорного лада. Однако это не означает, что минорные мелодии следует совсем исключить из детского репертуара.

6. Как правило после показа картинки или слушания стихотворения пение детей становилось эмоциональнее, а эмоциональный подъём в свою очередь облегчал работу над чистотой интонирования

Проблема "гудошников".

Известно, что одной из основных причин плохого интонирования является отсутствие у таких детей верной координации между слуховым представлением и его воплощением голосом. Считается, что это обусловленно отставанием развития соответствующих частей коры головного мозга.

Опыт показывает, что последнее можно представить не только как причину рассматриваемого явления, но и как следствие того, что ребёнок не справляется со своим голосовым аппаратом, не умеет правильно формировать певческий звук. Прежде всего это, по-видимому,относится к неумению использовать в пении головной резонатор. В результате затруднений в периферии отстает в развитии и центр.

К числу применяемых приёмов относится:

1. Пение звуков (с постепенным повышением) на гласную "у" приёмом стаккато (на слабой доле такта) с переходом на легато (для достижения органического и непренужденного характера звукоизвлечения);

2. Раскрепощение нижней челюсти в положении хорошо открытого рта (при пении на той же гласной "у"). Этим достигается и освобождение гортани от лишнего напряжения;

3. Певческое задание даётся ребёнку на слух, но подкрепляется зрительной наглядностью;

4. Звук, даваемый за образец, должен звучать в ярко выраженной высокой певческой позиции;

5. Задание даётся в живой форме, содержащей художественный момент (например, как "ответ кукушки");

6. Необходимо создать в группе атмосферу доброжелательности  и желания помочь товарищу со стороны всех детей и вызвать стремление достигнуть успехау самого "гудящего", подчеркнуто поощрять каждый его, хотя бы и небольшой, успех.

В случае невозможности добиться от ребёнка верного выполнения задания с помощью перечисленных мер, применяется специальный приём: плотное закрывание ушей ладонями рук.

А.А.Маслов выделил в особую группу всех фальшиво поющих детей и прежде всего подверг их медицинскому осмотру с точки зрения слухового и голосового аппарата. Физически дети оказались вполне здоровы, он начал занятия. Уловив высоту, которую обычно воспроизводили дети (а они пели на чистую кварту и чистую квинту ниже), Маслов предложил им спеть на этой высоте такую простую народную прибаутку на одном звуке, как  «Барашеньки-крутороженьки». Впервые дети испытали необычное для них ощущение: совпадение своего звука голоса со звуком инструмента. Маслов постарался закрепить это ощущение пением целого ряда попевок. Найдя исходный звук, через некоторое время он прибавил к нему второй, который дети тоже правильно воспроизвели. После пения простых попевок на двух звуках прибавил третий. Так  постепенно укрепляя и расширяя диапазон детей, он подвёл их к пению и тех простых песен в обычной тесситуре, которые они вначале не могли петь.

В результате работы Маслов сделал вывод, что у детей слух был, но диапазон их голоса оказался смещённым от того диапазона в котором обычно поют дети.

А.Г.Раввинов считал целесообразным применять приём «атакирования» верхнего регистра  детского голоса, т.е. сразу начинать с пения высоких звуков. Он  отмечал, что многие дети имеют низкий голос разговорный ипереносят характер звучания речи в своё пение.

Связывая эти оба процесса между собой А.Г.Раввилов  предлагал детям говорить и читать на высоких звуках, а на занятиях пением предлагал им петь «высоким звуком», ярко отмеченой  от той высоты, которой обычно пользовались эти дети, нередко дети после инфекционных заболеваний получают осложнения, а их физический слух оказывается пониженным.

Вот один пример: Один мальчик во время простуды сильно кричал, после чего охрип и с того времени говорит хриплым голосом.

Порядок упражнений был такой: пение по представлению, т.е. на слог «ля» и «ю». В это время происходят небольшие движения в голосовом аппарате, что является подготовкой для пения вслух. Затем эти звуки пропевались на закрытый рот, тихо и отрывисто, и после этого уже на слоги. Таким образом пропевали затем и фразы и песни.

Неверная интонация связана с плохим открыванием рта и зажатой челюстью.

Немного о пении в хоре

При пении хора с инструментальным сопровождением внимание детей несколько рассеивается. Хор, постоянно поющий с инструментальным сопровождением, не всегда в состоянии чисто петь без сопровождения инструмента , в то время как хор, поющий a capella, всегда сможет чисто исполнить произведение, написанное синструментальным сопровождением.

Пение без сопровождения развивает, совершенствует слух, повышает внимание поющих к чистоте интонации и тем самым воспитывает навыки точного интонирования.

Было зафиксированно несколько случаев излечения детей от стойкого несмыкания связок. Средством явилось только пение в хоре.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. А.Д. Войнова “Развитие чистоты интонации в пении дошкольников” – М., 1960.

2. Д.Е. Огороднов  «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.» / Д. Е. Огороднов - Изд. 3-е. — Киев: «Музична Украйина», 1989. — 164 с.

3. Н.Добровольская  Н.Орлова "Что надо знать учителю о детском голосе", издательство "музыка" москва 1972. — 32с.

4. В.Н.Шацкая «Детский голос»,-Изд. «Педагогика»-М.,1970.

5.Н.А.Ветлугина,И.Л.Дзержинская,Л.Н.Комиссарова «Методика музыкального воспитания в детском саду» Изд. 3-е.,испр. И доп.М.:Просвещение,1989. —270с.:нот.