Музыка - язык души
Что такое МУЗЫКА? Как рождаются звуки? Что такое ЛАД, ТОНАЛЬНОСТЬ, ТЕМП, ТЕМБР, РИТМ? Ответы на эти вопросы в статье...Музыка подобна узору, сотканному из звуков...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_-_yazyk_dushi.doc | 60.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия.
А.С. Пушкин
Цель музыки — трогать сердца.
И.С. Бах
Что такое музыка? Ответов существует множество. Серьезные: «Вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков». Шутливые: «Из всех шумов, какие только известны человечеству, музыка — шум самый дорогой» (Т. Готье). Философские: «Музыка — это посредник между духовной и чувственной жизнью» (Б. Арним). Возвышенно-поэтические: «Музыка — язык души и мелодия нежных ветерков, колеблющих струны чувств; она — тонкие пальцы, воскрешающие на страницах фантазии воспоминания о часах подлинной скорби и отчаяния или о кратких мгновениях истинной радости и веселья» (Д. Джебран). Разные ответы лишь дополняют друг друга, доказывая, как прекрасна и многогранна музыка. Каждый человек слышит в звучащей мелодии что-то свое, перед его мысленным взором встают только одному ему известные картины, но между тем, музыка воздействует на всех одинаково — она делает людей лучше, возвышеннее, благороднее. Но испытывать на себе чудесное влияние музыки, еще не значит понимать ее.
Чтобы хорошо разбираться в музыке, нужно знать, что такое звук, как создается мелодия, быть знакомым с произведениями выдающихся композиторов, разбираться в музыкальных инструментах, а также иметь чувство ритма и музыкальный слух. Прочитав эту книгу, вы совершите увлекательное путешествие в мир музыки, узнаете много нового и интересного об этом виде искусства. Не огорчайтесь, если у вас «нет слуха». Слуховую память можно развить.
На что же похожа музыка, которая рождает в душе человека радость, печаль, даже любовь — то есть те чувства, которые порой тоже трудно передать словами? Музыка подобна узору, сотканному из звуков, и многообразие таких музыкальных «узоров» бесконечно.
Музыка существует на земле тысячи лет. Изобретение музыки нельзя приписать никому, так же, как нельзя приписать кому-либо изобретение человеческой речи. С древнейших времен музыка всегда сопровождала человека. Она непременно звучала на праздниках, в Древней Греции ее звуки раздавались во время театральных представлений.
Поэт Евгений Винокуров в своем стихотворении пишет о «музыке души», которую он ощущает как особый внутренний свет. И эта «музыка души» звучит в каждом человеке.
Есть внутренняя музыка души...
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум.
Не заглуши
Его годами, буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Ее имеют многие.
Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.
А вот как о музыке писал замечательный композитор Дмитрий Шостакович: «Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна... Людям нужны все виды музыки — от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат».
Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, помогала становиться лучше. Сила подлинно прекрасной музыки поистине безгранична, А ее способность пробуждать «чувства добрые», стремление к совершенству и созиданию — просто удивительна!
И каждый век истории человечества непременно рождал замечательных музыкантов — любимцев своего времени. Кто-то из известных музыкантов прошлого сейчас забыт, но имена многих великих музыкантов прошлого сегодня знают даже маленькие дети: Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский... Можно долго перечислять.
Искусство музыки похоже на древнее могучее дерево с крепкими корнями, на котором постоянно появляются все новые побеги. Только время определяет, какие из этих побегов дадут в будущем мощную крону, а какие ветви высохнут и отомрут. Но само это многовековое дерево — МУЗЫКА — будет жить всегда, покуда будет существовать человечество.
Если бросить в воду камешек — от места его падения кругами разойдутся волны. И чем больше камешек, тем больше будут волны. Волны, которые мы видим, являются колебаниями воды. Но мало-помалу волны угасают и исчезают — это оттого, что вибрация воды ослабевает.
Так же и звуки. Все звуки — от грома, порождаемого молнией, и до нежнейших музыкальных мелодий — происходят от быстрого-быстрого дрожания воздуха, которое называют колебаниями воздуха, или вибрацией.
Музыкальных способов заставить воздух колебаться не так уж много. Поэтому все музыкальные инструменты делятся лишь на несколько основных, или главных, видов.
Есть группа ударных инструментов: например барабан (в него бьют) или погремушка (ее трясут); есть духовые инструменты (в них дуют, как в дудочку). Третьи инструменты щиплют за струны или водят по струнам смычком, например, как по скрипке, — эти инструменты называют струнными.
Если мы проделаем маленький эксперимент: наденем на пальцы резиновое колечко и легонько дернем за него, то ощутим и услышим, и даже увидим колебания резинки. Если дернуть резинку посильней — вибрация тоже станет более сильной, а звук более громким. Примерно на этом принципе построено звучание всем известной гитары. Колеблющиеся предметы — резинка на пальцах или гитарная струна — заставляют вибрировать окружающий воздух. Как круги на воде от брошенного камешка, так и невидимые колебания воздуха, которые происходят от дрожащей на пальцах резинки, называются звуковыми волнами и тоже разбегаются в разные стороны. И когда колебания воздуха — звуковые волны — достигают уха человека, то заставляют вибрировать барабанную перепонку — тоненькую перегородку внутри уха. В результате мы слышим любой звук. А так как разные инструменты заставляют вибрировать воздух по-разному, то и звуки получаются различные.
Из чего «сделан» музыкальный звук
У каждого вида искусства есть его собственные изобразительные средства — так называемый художественный язык. Произведения живописи создаются с использованием масляных красок, акварели, карандашей, фломастеров или цветных мелков и еще холста или бумаги. Скульптор в своем творчестве использует камень, глину, металл, пластмассу. Поэт перерабатывает «тысячи тонн руды единого слова ради».
А композитор? Он пишет музыку, используя звуки, точнее, сочетания звуков. И соединяются звуки друг с другом не просто так, а по определенным музыкальным законам. Чтобы лучше понимать музыку, следует хорошо знать ее язык.
Все звуки делятся на музыкальные и шумовые. Чем же отличается музыкальный звук от звука шумового?
Прежде всего у каждого музыкального звука имеется своя высота, она-то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте — допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
А вот у шумовых звуков нет точной высоты — на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум — он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые — их создают многие ударные инструменты.
Отдельно взятому музыкальному звуку присущи четыре основных свойства: высота, громкость, тембр и длительность.
Высота звука зависит от частоты колебаний предмета, например определенной струны музыкального инструмента, которая является источником звука. Чем больше частота колебаний, тем звук выше, и наоборот.
Громкость определяется уже размахом (амплитудой) колебаний, например, той же струны. Чем сильнее амплитуда, тем сильнее и мощнее звук.
Но один и тот же по высоте и громкости музыкальный звук может иметь совершенно разную окраску, зависящую от способа извлечения звука. Один и тот же звук, одна и та же нота, если взять ее на фортепиано или на флейте и спеть, будут по-разному музыкально окрашенными. Окраска звука и есть тембр. Краски-тембры, то есть призвуки разных музыкальных инструментов, и создают в музыке бесчисленное множество звучаний. По призвукам мы легко можем отличить «металлическое» звучание от «деревянного» или «стеклянного».
Именно по тембру отличают, допустим, «струнное» звучание от «трубного». Ну, а время, занимаемое звуком, называется длительностью звучания.
Ладом называется система взаимосвязей звуков, в которой один звук является как бы опорой. Такие звуки и называются опорными, а другие звуки в ладу как бы тяготеют к этому опорному, или устойчивому, звуку — они называются неустойчивыми звуками лада.
В древности существовало множество различных ладов. В европейской музыкальной традиции в подавляющем большинстве используются два лада: мажор (major) — в переводе с латинского значит «больший», и минор (minor)— «меньший». Мажор создает радостное, бодрое настроение, а минор навевает печаль, даже тоску.
По поводу своего чувствования ладов И.В. Гете писал: «Мое убеждение таково: мажорный лад побуждает к деятельности, отправляет в широкий мир... Минорный выражает все невыразимое и томительное».
Из звуков лада образуется звукоряд — это ряд последовательных музыкальных «ступенек»-звуков, которые начинаются непременно с опорного звука. Всего таких ступенек в ладу семь, и называются эти ступеньки гаммой.
Что такое лад, можно понять, если пропеть хотя бы начало песенки «В лесу родилась елочка...» Пропели? А теперь спойте еще раз, но начните с более высокого звука, тоненьким голоском — получилась та же самая мелодия. И довольно «ладно» получилось, верно? А почему? Да потому что и в первом случае, и во втором мы начинали петь со звука, который стал для нас опорным — опорой! Но во второй раз мы пели «Елочку» уже в другой тональности.
Тональность — высота лада. И определяется тональность, во-первых, той звуковой ступенькой, с какой мы спели «Елочку», а во-вторых, в каком ладу мы ее спели — мажорном или минорном. Например, бодрая и веселая музыкальная тональность «до мажор», естественно, начинается со звука, который обозначается нотой «до». А «грустная» тональность, начинающаяся со звука-ноты «ми», называется «ми минор».
Регистр — в переводе с латинского означает «список», «перечень». Регистром называется группа звуков с единым тембром и высотой. Существуют высокий, средний и низкий регистры. Каждый регистр можно связать с определенным типом голоса. Высокий мужской голос, который называется тенор, — это высокий регистр звучания. Средний мужской голос — баритон — средний регистр, а самый низкий мужской голос — бас — звучит в низком регистре.
То же можно сказать и о духовых инструментах: например флейта-пикколо звучит в самом верхнем регистре, а обычная продольная флейта — в среднем. Наибольшим количеством регистров обладает, конечно же, орган — он может звучать и как флейта, и как ревущий геликон, причем одновременно.
Термин темп всем понятен — это скорость, с какой исполняется произведение. Слово «темп» происходит от латинского tempus — «время». Неверно выбранный темп может совершенно исказить музыкальный образ.
В музыке различные виды темпа принято называть по-итальянски. Если в нотах написанно латинскими буквами слово «адажио» (adagio), то это значит «медленно»; анданте (andante) — «не спеша», аллегро (allegro) — «скоро», «весело»; виво (vivo или vivace), — «живо», и так далее.
Но какую скорость взять за точку отсчета различных темпов? Как оказалось, больше всего подходит биение пульса человека. Средние по скорости музыкальные темпы приближаются к нормальному, спокойному пульсу: это темп модерато (moderato) — «умеренно», или «размеренно», и andante — «не спеша», или «двигаясь шагом».
В музыке существует пять основных темпов, которые в порядке возрастания называются так: largo, adagio, andante, allegro и presto. К ним часто присоединяются уточняющие итальянские слова, например, molto — «очень», poso — «немного» и т. д.
Когда мы произносим различные слова, то непременно делаем ударение на каком-то одном слоге. Ну, а если читаем стихотворение, то равномерно и ритмично повторяем ударные слоги. В музыке почти так же, как в поэзии. Равномерное чередование ударных (сильных) и безударных (слабых) «музыкальных слогов» называется метром. И единицей метра в музыке служит такт. Один слог в стихотворном слове соответствует доле такта в музыкальном произведении — ударной или безударной.
В ритме есть нечто волшебное; он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам.
И.В. Гёте
Ритм является одной из первооснов жизни. Он существует повсюду. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмично капают капли из плохо закрытого водопроводного крана. Ритм обнаруживается повсюду в окружающем нас мире.
Ритм — в переводе с греческого языка означает «стройный», «соразмерный». И называют ритмом только упорядоченное чередование звуков, чаще всего разной длительности.
Вполне возможно, что самая ранняя, самая первая музыка на земле состояла из одного только ритма, когда деревянной колотушкой через определенные интервалы били по гулкому, пустому бревну. Вот под такую «музыку» древние люди и танцевали у костра.
Ритм чудесным образом воздействует на человека. Если совсем маленькому ребенку, который еще ничего не знает и которого никто не учил тому, что на музыку надо как-то реагировать, дать послушать веселую ритмичную музыку, то он невольно начнет двигаться в такт ей или даже приплясывать. Ответная реакция ребенка — это уже «разговор» человека с внешним миром, уже объединение с ним.
Люди издавна стремились понять природу музыкального ритма. Так, древнегреческий философ и математик Пифагор представлял мир как своего рода огромный вселенский музыкальный инструмент. И в основе такой интересной «музыкальной» картины мира — конечно же, ритм.
А в музыке ритмом называется последовательность длительностей звуков музыкального произведения. В музыке ритм достигает наибольшего многообразия, придавая неповторимый облик музыкальному произведению. Именно ритм позволяет нам сразу же узнать музыку такого известного танца, как вальс, едва только он зазвучит. Потому мы никогда не спутаем вальс с военным маршем, под который хорошо маршировать, но невозможно танцевать.
Часто музыка словно сама возникает из ритма. Композитор Иоганн Штраус, прозванный «королем вальса», говорил, что первые такты своего знаменитого вальса «Сказки Венского леса» он уловил в... ритмичном перестуке колес кареты, в которой ехал. Вот так равномерное постукивание и поскрипывание кареты превратилось в замечательное и любимое многими музыкальное произведение.
Звуки бывают «тоненькие» — например так звенит маленькая кофейная чашечка, если по ней постучать ложечкой. Эти «тоненькие» звуки принято называть высокими. А про «толстые» звуки говорят, что они низкие. Все помнят, какими голосами говорят на новогодних праздниках Дед Мороз и Снегурочка. У Снегурочки голосок мелодичный, «тоненький», значит, звук ее голоса высокий, а у Деда Мороза голос «грубый», «толстый» — низкий.
Самый низкий звук, который способен услышать человек, имеет всего лишь 16 колебаний в секунду, а самый высокий звук — целых 20 000 колебаний в секунду! Ухо человека способно уловить разницу в звуке при изменениях в ту или иную сторону на 5 колебаний! Не трудно подсчитать, какое огромное разнообразие звуков мы можем слышать. Ведь если к самому низкому звуку в 16 колебаний мы будем раз за разом прибавлять по 5 колебаний, то пока дойдем до самого верхнего звука в 20 000 колебаний, сможем услышать 4 000 различимых по высоте звуков! Это очень много. У человека слух гораздо чувствительнее зрения. Ведь глаз способен различать в десятки раз меньше цветовых оттенков, нежели ухо — звуковых оттенков.
http://eorn.net/?cat=1