Статья "Эмпатия - источник исследования современной науки "
Статья на тему "Эмпатия - источник исследования современной науки". Одним из основных ценностных ориентиров становления музыкального образования на современном этапе является проблема развития эмоциональной сферы личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_empatiya2.doc | 44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Эмпатия - источник исследования современной науки
(историко-теоретический аспект)
Одним из основных ценностных ориентиров становления музыкального образования на современном этапе является проблема развития эмоциональной сферы личности ребенка. Важный компонент данного процесса: осмысление следующих научных категорий: эмпатия; виды эмпатии; механизмы эмпатии; идентификация; перевоплощение и т.д. Понятие эмпатия как источник исследования давно воплощается в отечественной и зарубежной науке. Наиболее широкое применение эта категория получила в «теории вчувствования» Т. Липпса. Согласно этой теории, при восприятии художественного явления мы вкладываем в него свои чувства, проецируем творческий процесс создания художественного произведения, что, по мнению психолога, является отражением чужих переживаний в собственной интерпретации [3]. Л.С. Выготский в своей работе «Психология искусства» (1925г.) исходит от формы художественного произведения к воссозданию соответствующей психологии и ее общих законов [6]. Н.И. Сарджвеладзе рассматривает эмпатию как разновидность эмоциональных явлений: как эмоциональное состояние, возникающее у человека при виде или представлении переживаний другого. Это определение возможно осмыслить в ракурсе музыкально-художественной практики как переживание эмоционального состояния, выраженного музыкальной интонацией, связанного с тем или иным музыкальным образом [10]. Н.Б. Берхин, основываясь на анализе результатов экспериментальных исследований, выявил, что способность к художественному сопереживанию формируется поэтапно в процессе развития личности, а одним из важнейших механизмов художественного сопереживания является эмпатия – воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образу [5; с.157]. В процессе эмпатии происходит идентификация – переживание своей тождественности с воспринимаемым, представляемым, воображаемым объектом, заражение его чувствами, переживаниями [1, с.48]. Как базовая научная категория термин эмпатия введен в психологию Э. Титченером, который попытался обобщить развившиеся на тот момент идеи о симпатии (Э. Клиффорд) в философии и эстетике с психологической теорией вчувствования (Т. Липпс) [4].
В отечественной психологии этот термин закрепился в начале 70-х годов XX века благодаря работам Т.П. Гавриловой. Рассматривая эмпатию, как продукт общения, автор считает её сугубо эмоциональной субстанцией, которая помогает человеку накопить нравственный опыт, построить собственную систему ценностей [7]. Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена происходило постепенно от этического понятия «симпатия» (Смит, 1895; Спенсер, 1876; Шопенгауэр, 1896); либо от эстетического понятия «вчуствование» (Липпс, 1907). З. Фрейд (1925) полагает, что соучастие в эмоциональном состоянии другого осуществляется с помощью двух механизмов – заражения и подражания. М.Шелер (Sheler, 1923) рассматривает эмпатию как механизм познания, т.е. акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности. Состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживаниями, при сохранении независимости собственных переживаний. Т. Рибо (1897) – на низшем психофизиологическом уровне развития человека, эмпатия выступает как синергия (подражание двигательным стремлениям), а на более высоком – как синестезия, т.е. согласованность чувствований, переживаний, вызывающих схожие поступки (хотя в ряде случаев люди стремятся избавить себя от сопереживания страданиям другого человека). В. Штерн (1922) – развитие чувств к другим (нежность, любовь) и чувства с другими (сострадание, сорадость). Особо можно выделить концепцию У. Мак-Дугла (1899), который рассматривает происхождение симпатии как стадного инстинкта эмоционального реагирования на эмоции других животных по типу заражения или индукции, важного для выживания стада, без сопереживания и сострадания. С. Аш выделяет два типа симпатии: сопереживание и сочувствие. Сопереживание – это переживание сходной эмоции с объектом. Оно направлено на себя и эгоистично по природе. За ним следует реакция избегания, так как переживание отрицательных эмоций тягостно для субъекта. При сочувствии переживания субъекта и объекта не тождественны [4]. Существуют несколько классификаций видов эмпатии. Например, классификация А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, в которой эмпатия представлена следующими видами: эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания; когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогии); предикативная эмпатия, проявляющаяся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях [3]. К механизмам эмпатии относят: сопереживание – переживание субъектом тех эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек посредством отождествления себя с ним; сочувствие-переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека [9]. Различают художественную эмпатию, которую В.П. Зинченко трактует, как вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения, иным образом сопереживание персонажам художественных произведений кино, театра, литературы и музыки [8]. Психологические механизмы художественной эмпатии наиболее изучены в сценическом творчестве актера, где они наглядно обнаруживаются в актах сценического перевоплощения. Исключительная заслуга изучения эмпатии в области художественного творчества принадлежит К.С. Станиславскому. Эмпатия в искусстве связана с деятельностью воображения по созданию художественного образа, представляющую собой психологическую систему, включающую процессы мышления, памяти, восприятия и т. д. Как и всякое действие, художественное воображение имеет свои моторные компоненты — речевые и анализаторные двигательные эффекты (например, специфические движения глаз). Моторные компоненты художественно-творческого акта могут быть как внешне-двигательными, так и мышечными (кинестетическими). На важную роль движений в актах художественного воображения указывают как психологи (Т. Рибо и др.), так и сами "художники" (К. Станиславский, С. Эйзенштейн, Ф. Шаляпин, Б.Асафьев и др.). Результаты экспериментов (А. Н. Леонтьева и его учеников) доказывают, что двигательные эффекты в акте восприятия по своей структуре уподобляются форме, которая воспринимается [2].
Проблема развития эмпатии человека является актуальной в современной науке (А. Мелик-Пашаев, 3. Новлянская, А. Штейнмец, Т. Гаврилова, Р. Карамуратова, Л.Джнарзян и др.). Однако, как правило, ученые эмпатию исследуют в основном как фактор межличностного общения, взаимопонимания, эмоционального сопереживания, а не как необходимое и важное условие оптимизации творческой деятельности, деятельности творческой фантазии. Исследования в этом направлении должны иметь серьезное практическое значение. Одним из таких направлений является изучение художественного перевоплощения, в частности – сценического перевоплощения. Рассмотрение данной проблемы может стать источником следующих публикаций.
Таким образом, детальный анализ феномена эмпатия показал, что данное понятие многогранно и остается неисчерпаемым источником исследования современной науки.
1. Асафьв, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении. - Л.: Музыка, 1973
2. Басин, Е. Я. Психология художественного творчества. - М.: Знание , 1985.
3. Басин, Е.Я. Двуликий Янус. - М.: Гуманитарий, 2009.
4. Бенеш, Н.Л. Актёрская психотехника как психологическое средство развития эмпатии личности: монография. – Хабаровск, 2007.
5. Берхин, Н.Б. Специфика искусства: (Психологический аспект). - М.: Знание, 1984.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. 4. - М.: Педагогика, 1983.
7. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Вопросы психологии. - 1975. - № 2. (18) – С. 147-158.
8. Музыкальное воспитание в школе М. - 1985. - №16
9. Психология: словарь / под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. - М.: Политиздат, - 2-е изд. - 1990.
10. Сарджвеладзе, Н.И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия 4 т. / Под общ. ред. Прангишвили А.С., Шерозия А.Е., Бассина Ф.В. – Т. 3. Тбилиси: Мецниереба, 1978.