Учить ли ребенка музыке

Гарипов Шагит Газизович
Учить ли ребенка музыке? Вопрос не такой легкий, как может показаться на первый взгляд. Конечно, приятно воплотить собственную мечту — научить ребенка игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. Ведь это так здорово - достать гитару и начать петь в кругу друзей. Не менее приятно похвастаться перед родственниками грамотами и дипломами музыкальных конкурсов. Чего стоят одни только мечты о том, что твое чадо когда-нибудь будет играть в Филармоническом оркестре, а может быть, петь в Мариинском, а может быть... Собственно, именно с этого и начинаются размышления — отдавать или не отдавать ребенка в музыкальную школу, кружок, студию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchit_li_rebenka_muzyki.docx15.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учить ли ребенка музыке

Учить ли ребенка музыке? Вопрос не такой легкий, как может показаться на первый взгляд. Конечно, приятно воплотить собственную мечту — научить ребенка игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. Ведь это так здорово - достать гитару и начать петь в кругу друзей. Не менее приятно похвастаться перед родственниками грамотами и дипломами музыкальных конкурсов. Чего стоят одни только мечты о том, что твое чадо когда-нибудь будет играть в Филармоническом оркестре, а может быть, петь в Мариинском, а может быть... Собственно, именно с этого и начинаются размышления — отдавать или не отдавать ребенка в музыкальную школу, кружок, студию.

Для начала ответьте на вопрос, зачем ребенку заниматься музыкой. О том, что музыка полезна для здоровья, знают уже все. Классическая музыка благотворно действует на нервную систему, улучшает память, внимание, способствует развитию творческих способностей. И это далеко не все! Классика положительно влияет на систему кровообращения, на работу органов дыхания и даже пищеварения. Ученые без конца проводят эксперименты, в ходе которых выясняется, что уровень интеллекта, а также математические способности и пространственное мышление у детей, занимающихся музыкой, в среднем на 20% выше, чем у сверстников, не интересующихся музыкой. Занятия пением помогает решить проблемы с заиканием, с простудными заболеваниями.

Казалось бы, почему не все занимаются музыкой, если занятия ею столь полезны? Если у вашего ребенка от природы нет слуха и чувства ритма и если, что самое главное, он не проявляет никакого желания петь и музицировать, не надо принудительно взращивать в нем музыкальные способности. Также если ребенок уже занимается музыкой, но у него пропадает желание учиться, не стоит стремиться закончить музыкальную школу любой ценой… При отсутствии желания толку от занятий не будет никакого. Времени школа отнимает много, а при поступлении, скажем, в технический ВУЗ музыкальные способности ребенку не помогут. И, как бы цинично это не звучало, денег и пользы такой вымученный диплом в будущем не принесет.

Если же способностей нет, но желание у ребенка есть, то учиться музыке стоит непременно! Если малыш часто мурлыкает себе под нос знакомые песенки из мультфильмов, если он усидчив и терпелив, если ему несложно повторить за вами элементарный ритмический рисунок, если он любит подолгу слушать музыку - срочно бегите в музыкальную школу. Чем раньше, тем лучше. Развивающие занятия для малышей начинаются уже с 3 лет, а в 4-5 можно отдавать на подготовительное отделение. Возраст для развития музыкальных способностей не имеет никакого значения. Слух можно развить и в 10, и в 12 лет, были бы желание и терпение.

Если вы горите желанием в будущем отдать ребенка в Консерваторию, то есть определиться с профессией с самого начала, хочу вас предостеречь. Для этого способности нужно иметь немалые. К тому же чтобы поступить в высшее музыкальное заведение, нужно сначала 8 лет отучиться в школе, затем 4 года в колледже. Срок обучения в самой Консерватории составляет 5 лет, плюс еще 2 года необходимо отучиться в аспирантуре, чтобы иметь возможность преподавать в Консерватории. За эти годы расписание будет настолько плотным, что освоить еще что-нибудь, кроме музыки, будет практически нереально. Бросить музыкальную школу ради художественной после третьего или пятого класса — это одно, а поступать в другой институт после музыкального колледжа или Консерватории — это колоссальный стресс и просто подвиг.

Если вы уже взвесили все «за» и «против» и решили посвятить несколько ближайших лет музыке, хорошо бы определиться с отделением. Народное отделение предполагает крайне узкое применение себя как в оркестре, так и в ансамблевой игре. Струнное и духовое отделения (скрипка, виолончель, труба, флейта) самые выигрышные в этом смысле, но вам понадобится очень хороший (а значит, и дорогой) инструмент. Хоровое — прекрасный способ приобрести друзей. Фортепианное — классический вариант.

К сожалению, в наших школах почти не учат читать ноты с листа, однако забивают голову ненужной теорией. В результате выпускник, с удовольствием читающий с листа прелюдии и мазурки Шопена — это просто восьмое чудо света! Как правило, дети в школе разучивают по четыре-шесть произведений в год, а навыками чтения с листа (о которых грезят все мамы и бабушки) не владеют. Рекомендую взять в этом случае репетитора.

Чтобы определиться с местом учебы, необходимо всеми доступными способами собрать информацию о той или иной музыкальное школе (прежде всего важны отзывы о педагогах), а также определиться, как ребенок будет туда добираться.

Что делать, если педагог со временем начинает сомневаться в способностях вашего ребенка? Бежать от такого учителя! Не бойтесь испортить отношения в школе, такие ситуации встречаются часто. Просите сменить педагога, но уже постарайтесь заранее понять, к кому именно вы хотите попасть (в идеале об этом нужно знать уже при поступлении в школу). Можете посидеть на уроке у любого преподавателя, это не воспрещается. Уже через 15-20 минут вы поймете, нравится он вам или нет.

Многие родители задаются вопросом, нужно ли обращаться за помощью к репетитору. На самом деле, это вопрос денег. Если с ними проблем нет, а сами вы не отличите мажорное трезвучие от минорного, не бойтесь нанимать репетитора, который поможет ребенку с домашним заданием. И вам будет спокойно, и ребенок приучится к систематической домашней работе.

И вне зависимости от того, ходит ваш ребенок в музыкальную школу или нет, просто слушайте музыку! Как говорил Шостакович, "Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать".

Гарипов Ш.Г учитель Музыки и МХК ГБОУ СОШ с.Русский Байтуган